По общему правилу пенсия устанавливается в размере

1. Понятие и отличительные признаки пенсии по старости (по возрасту)

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению:

1) право на нее обуславливается трудовым стажем;

2) она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Пенсия устанавливается пожизненно (статья 20 Закона 1990 года).

2. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 устанавливает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

Ст. 10 данного Закона: «Пенсия на общих основаниях устанавливается:

Мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

Женщинам – при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет».

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 года): по предложению органа службы занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости и уволенным по п.1 ст. 33 КЗоТ (в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности штата), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.

3. Размеры трудовых пенсий по старости (по возрасту)

Существует два порядка исчисления пенсии по старости (по возрасту):

1. с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП);

2. без применения ИКП.

По Закону 1990 года трудовая «пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии» (статья 16). При этом «размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка» (исчисление пенсии без ИКП).

Законом установлены минимальный и максимальный размеры трудовой пенсии по старости (по возрасту).

Статья 17 Закона 1990 года: «минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Статья 18 того же Закона: «максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1998 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 119-ФЗ, с 1 февраля 1998 года пенсия по старости исчисляется с применением индивидуального коэффициента и максимальным размером не ограничивается. Пенсионерам, получающим пенсии по Закону 1990 года, расчет пенсии по новым правилам производится только при наличии заявления.

Гражданам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет (статья 15 Закона 1990 года).

В соответствии со статьей 19 данного Закона «размер пенсии при неполном трудовом стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 Закона).

Исчисление пенсии пропорционально имеющемуся стажу производится следующим образом: определяется соответствующая полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии (пункт «б» статьи 114 Закона)».

4. Надбавки к пенсии по старости и повышение пенсии

Надбавки устанавливаются статьей 21 Закона 1990 года.

«К пенсии устанавливаются следующие надбавки:

а) на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшего возраста 80 лет;

б) на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам;

в) участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг возраста 80 лет, равен минимальному размеру пенсии.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он не достиг возраста 80 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, а также надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера равен размеру социальной пенсии, а на нетрудоспособного иждивенца – инвалида III группы – половина минимального размера пенсии.

Надбавка участникам Великой Отечественной Войны устанавливается в следующих размерах:

а) достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости;

б) остальным участникам Великой Отечественной Войны – одной минимальной пенсии по старости».

Повышение пенсии (независимо от надбавки) относятся ко всем видам пенсий и устанавливаются для следующих категорий пенсионеров (статья 110 Закона 1990 года):

а) героям социального труда и гражданам, награжденным орденом Славы всех 3-х степеней; пенсия повышается на 50 процентов и не меньше минимального размера пенсии по старости;

б) участникам Олимпийских игр;

в) гражданам, награжденным орденами трудовой Славы или за службу в Вооруженных силах СССР; повышение на 15 процентов;

в) участникам великой Отечественной Войны; повышение на один минимальный размер пенсии;

г) гражданам, бывшими несовершеннолетними узниками лагерей ГЕТТО; повышение на размер минимальной пенсии по старости;

д) гражданам, которые работали в тылу во время Великой Отечественной Войны, а также военнослужащие, проходившие службу в тылу в это время; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии;

е) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам, а затем реабилитированным; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии.

5. Порядок назначения пенсии по старости досрочно

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию по старости (по возрасту) осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с полным возмещением затрат из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Основными условиями для оформления гражданам пенсии по старости досрочно являются:

· Признание граждан в установленном порядке безработными;

· Отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

· Наличие у безработных стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту);

· Достижение безработными определенного возраста;

· Увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

· Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится.

Пенсия по старости на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до принятого законодательством срока выхода на пенсию:

Женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет;

Мужчинам – по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Оформление безработным гражданам пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера.

Направление для оформления пенсии по старости досрочно производится с согласия безработного гражданина по его письменному заявлению. Орган службы занятости на основании личного заявления безработного гражданина выдает ему письменное предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно в двух экземплярах и справку о периодах, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включаются в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение.

Выдача такого предложения фиксируется в карточке персонального учета безработного гражданина: «Выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно. Дата, подпись».

Предложение действительно в течение одного месяца с даты его выдачи. С учетом территориальных и иных особенностей данный срок может быть продлен органом службы занятости.

Безработный гражданин в течение месяца (либо иного срока, установленного органом службы занятости) со дня выдачи ему документов, должен обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства.

В случае несоблюдения безработным гражданином установленного срока обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, предложение признается недействительным с даты его выдачи, за исключением случаев временной нетрудоспособности безработного гражданина, подтверждаемых листком нетрудоспособности установленного образца. В этом случае срок действия предложения продолжается и в период временной нетрудоспособности.

Орган службы занятости при получении от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления о назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно, прекращает выплату пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в соответствии со статьей 35 Закона российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В случае получения от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления об отказе в назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно, орган службы занятости возобновляет работу по оказанию содействия в трудоустройстве безработного гражданина.

В случае длительной (более месяца с даты выдачи предложения) неявки безработного гражданина в орган службы занятости без уважительных причин выплат пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.

Орган службы занятости осуществляет персональный учет получателей пенсии по старости (по возрасту) досрочно, в течение всего периода ее выплаты до возникновения в соответствии с законодательством Российской Федерации права на назначение пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

71. Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение – основной вид социального обеспечения нетрудоспособных граждан. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видов страхового обеспечения работающих граждан по обязательному социальному страхованию.

Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется различными нормативными актами, предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.

Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначения и выплаты государственных пенсий, является Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской федерации» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два вида пенсий – трудовые и социальные.

К трудовым пенсиям, назначаемый в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, относятся следующие четыре вида пенсий:

• по случаю потери кормильца;

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней) (ст. 3 Закона РФ от 20 ноября 1990). Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане Российской Федерации, но и проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.

72. Пенсии по старости, назначаемые на общих основаниях

Пенсии по старости – это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам по достижении ими установленного пенсионного возраста при наличии трудового (общего или страхового) стажа.

Пенсии по старости предусмотрены Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые на общих основаниях, и пенсии на льготных условиях.

Пенсии по старости на общих основаниях назначаются гражданам по достижении:

• мужчинами – 60 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 лет;

• женщинами – 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет (ст. 10 Закона).

Наличие общего трудового стажа определенной продолжительности является обязательным условием для назначения полной пенсии по старости.

В случаях, когда у лица, достигшего пенсионного возраста, нет установленной законом продолжительности общего трудового стажа, назначается неполная пенсия по старости. Необходимым условием назначения пенсии по старости при неполном трудовом стаже является наличие общего трудового стажа не менее пяти лет (ст. 15 Закона).

Пенсионный возраст, установленный еще в 1928 г., в России значительно ниже, чем в большинстве других стран. Однако в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., предусматривается повышение пенсионного возраста.

Действующим законодательством предусматривается возможность назначения досрочной пенсии по старости. В отличие от неполной пенсии по старости досрочные пенсии назначаются гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях. С их согласия пенсия по старости оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством возраста выхода на пенсию.

73. Пенсии по старости на льготных условиях

Пенсии по старости на льготных условиях назначаются при сокращении установленной ст. 10 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» продолжительности общего трудового стажа и пенсионного возраста.

Пенсии по старости, назначаемые на льготных условиях, дифференцируются в зависимости от того, что является основанием для предоставления льгот: особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью (ст. 12 Закона); медико-биологические и социальные факторы (материнство, воспитание ребенка-инвалида, состояние здоровья) (ст. 11 Закона); климатические условия жизни и труда (ст. 14 Закона).

Статья 11 Закона от 20 ноября 1990 г. предоставляет право на льготное назначение пенсии по старости: женщинам, родившим пять детей и более и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста. Пенсия по старости назначается по достижении женщиной 50 лет и при наличии у нее общего трудового стажа не менее 15 лет.

Льготы при назначении пенсии предоставляются также и женщинам, усыновившим детей до достижения ими восьмилетнего возраста; инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения. Приравненными к инвалидам Отечественной войны считаются инвалиды вследствие военной травмы (ст. 41 Закона).

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет и при наличии у них общего трудового стажа 25 и 20 лет соответственно; инвалидам I группы по зрению.

Пенсия по старости назначается:

• мужчинам по достижении возраста 50 лет и при наличии общего трудового стажа не менее 15 лет и женщинам – по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет;

• гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам. Пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам – по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

74. Размер пенсии по старости

По общему правилу, размер пенсии по старости определяется в процентном отношении к среднемесячному заработку лица либо за последние два года работы либо за пять лет подряд из всей трудовой деятельности. На размер пенсии влияют несколько факторов – продолжительность трудового стажа (общего и в некоторых случаях специального), среднемесячный заработок, а также установленный законодательством минимальный размер пенсии по старости.

Пенсия по старости устанавливается в размере 55 % заработка и увеличивается на 1 % заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

При назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда размер пенсии увеличивается также на 1 % заработка за каждый полный год специального трудового стажа, превышающий требуемый.

Однако размер пенсии, определяемый по отношению к среднемесячному заработку, не может превышать 75 % заработка.

Размер минимальной пенсии по старости неоднократно менялся со дня принятия Закона от 20 ноября 1990 г. Была изменена и редакция ст. 17 Закона, определяющая порядок установления минимального размера пенсии по старости.

Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер пенсии по старости повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 %.

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, не могут быть выше 3,5 размера минимальной пенсии по старости.

Максимальный размер пенсии по старости повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 %.

В особом порядке исчисляется размер пенсии по старости при неполном стаже.

75. Надбавки к пенсии по старости

К пенсии по старости устанавливаются надбавки, предусмотренные ст. 21 Закона от 20 ноября 1990 г. Надбавки назначаются ко всем размерам пенсий по старости и в сумме могут превышать максимальный размер пенсии. В случае если лицо имеет право на назначение надбавки по нескольким основаниям, назначаются несколько надбавок одновременно.

К пенсии по старости предусмотрены следующие надбавки:

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: