Почему матрена не получала пенсию

Историческая справка - пояснение к рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор». Тема «праведничества» в рассказе «Матренин двор». Образ праведницы, трагизм её судьбы - трагизм судьбы Отчизны.

Просмотр содержимого документа
«Открытый интегрированный урок литература+ история. Историческая справка - пояснение к рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор». 9 класс»

Гоманюк Татьяна Дмитриевна

Учитель истории и обществознания

Сарьянова Роза Шавалиевна

Учитель литературы и русского языка

МАОУ «СОШ№10» г.Реутов МО

Открытый интегрированный урок литература+ история.

Урок по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор».

Тема «праведничества» в рассказе «Матренин двор».

Образ праведницы, трагизм её судьбы (1 слайд)

Тип урока: интегрированный. Литература+ история.

1. Вступительное приветствие. 2. Душа человека. Смысл слова «праведник». 3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам. 5.Заключительное слово учителя.

Д/З, Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1. Описание дома, хозяйки, обитателей дома.

2. Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3. Прошлое Матрёны.

4. Общение с Богом.

5. История с горницей.

6. Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству.

- приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

- развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

- помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

- формирование нравственных ориентиров учащихся;

Эпиграф к уроку: (2 слайд). Подумайте над смыслом, после обсуждения ещё раз вернемся к эпиграфу.

- «Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

I. Вступление. 1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

3 слайд. Учитель Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”?

А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник? (Значение слова “праведник”. Праведник - человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности).

Учитель. В православии праведником называют святого, который прославился своими подвигами и святостью жизни в обычных условиях, а не в монастыре.

Учитель. Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через то трудное время, в котором ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

- Как был наказан писатель за свои произведения?

5 слайд. (Впервые был напечатан рассказ в 1963 году. За этот рассказ и другие правдивые произведения, такие, как «Один день Ивана Денисовича», автора исключили из Союза писателей, а 12 февраля 1974 года – арестовали и доставили его в тюрьму Лефортово. 13 февраля – депортация Солженицына в ФРГ (во Франкфурт-на-Майне). )

Так за что он был арестован и выдворен из страны? Какое политическое преступление совершил? В чем солгал? Может быть, очернил советскую действительность? Обратимся к истории.

Учитель истории. Историческая справка. Хорошо ли живется Матрене? 1. Еще в 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. До конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. В этом колхозе, скорее всего социального фонда не было, поэтому Матрена пенсию не получала. А могла только оформить пенсию за потерю кормильца, для этого она должна была доказать, что её муж, действительно, погиб на фронте, а не дезертировал, не попал в плен. В случае оформления ей бы выплатили 12 рублей в месяц. Такую государственную пенсию получали не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

2. 50-ые годы при руководстве страны Н.С. Хрущевым осуществлялось несколько программ: 1) курс на ликвидацию «неперспективных» деревень. Тысячи процветающих советских деревень объявили нерентабельными, «неперспективными» и в короткий срок по такой обманной причине деревни уничтожены. 2) Приусадебные земельные участки для колхозных дворов предоставлялись только из земель приусадебного фонда колхоза. Всякая попытка урезать общественные земли колхоза в пользу личного хозяйства колхозников, а также всякое увеличение приусадебных участков сверх размеров, предусмотренных Уставом сельскохозяйственной артели, рассматриваются, согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г., как уголовное преступление. В 50-ые годы по постановлению урезали придворные земельные участки крестьян, вместо 30 соток оставили только 15 соток, которое заросло бурьяном. Чтобы выполнить продовольственную программу, каждое подворье обязали сдать на мясозаготовки откормленного теленка по цене 47 копеек за килограмм. Таким образом, лишали семью возможности достойно жить.

В чем солгал Солженицын? Почему у писателя болела душа за свой народ? Попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни.

II Душа человека

(Слайд) Что отличает человека от животного?

Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется. В чем только душа держится. Вложить душу,

Души не чаять. Душа нараспашку. Жить душа в душу.

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он может научиться зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя?

- Кто в рассказе сохранил свою душу до конца чистой? (Матрена ) Как ей это удалось? Может ей жилось легко, лучше всех? Рассмотрим на страницах рассказа.

IV Аналитическая беседа по плану. Домашнее задание по вопросам – по группам. Слушаем внимательно. В конце беседы нужно сделать Вывод - это сделают учащиеся других групп.

I группа. Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома (Прототип: Матрена Васильевна Захарова)

1.Вспомним самое первое описание дома Матрены. На что прежде всего обращаешь внимание? Чем поразило эта изба Игнатьича?

2. Почему он решил поселиться именно у Матрены? (Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи) .

3. Чем Матрена особенно дорожила? Почему? 4. Кто ещё проживал под одной крышей? (Кошка из жалости была Матреной подобрана)

Как истории этих «жильцов» раскрывает образ хозяйки дома?

Вывод. Чем отличается Матрена от других односельчан?

II группа. Один день из жизни Матрёны Васильевны. ВЫВОД. Как относится власть к человеку?

1. Когда и как начинался день Матрены?

2. Какие хлопоты Матрене были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

3. Как показана власть в рассказе: пенсия; дрова; работа в колхозе, медицинское обслуживание.

- она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.

- Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --начальству, да кто при начальстве,

- Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором.

- жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, в коротком сером полупальто и грозным взглядом, как бы военная.

- Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

ВЫВОД - Как относится власть к человеку? (Власть враждебна человеку).

III группа. «Общение» с Богом

1.Каким образом в Матрене уживались языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах ведет себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка? Вспомните случай с котелком.

2.Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

3. Почему Матрена молилась как бы не «показно», будто стеснясь?

Вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

IY группа. Прошлое Матрёны

1.Каким это прошлое предстает из её собственного рассказа (2 часть, разговор Матрены и Игнатьича после визита Фаддея)

2. Матрёна и Фаддей Миронович. Каким человеком предстает старик перед вами? Какое впечатление произвел на автора, какое на вас? Почему во время разговора Матрена молчит? О чем она молчит?

3. Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Вывод. Прочитайте строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?)

Y группа. История с горницей

1.Зачем Матрена разрешает ломать дом? Как Матрена воспринимает всё происходящее с её домом? Почему не спала Матрена две ночи?

2.Что необычного (даже странного) происходит в природе за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти странности.

(Но в тот же день началась метель, внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

-кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала)

Вывод. Только ли дом Матрены рушится? Какой смысл в названии рассказа?

YI группа. Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене? (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость)

2. Отношение к богатству.

3. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (отношение к кошке, Кире; поросенок).

Вывод. Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой? Как живет Матрена? Может быть не нужно усложнять жизнь, а жить, как все остальные?

Вывод. (По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

-Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

-Люди злы, они погрязли в грехах

-Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти)

Беседа по проблемным вопросам. Учитель: обратимся к эпиграфу.

- «Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

Как понимаем смысл? Почему автор Матрену называет ПРАВЕДНИЦЕЙ?

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

- Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

-Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

1.Как вы считаете. Какие качества в себе надо уничтожить, а какие нужно воспитывать?

2. Эпиграф. Согласны ли вы с Солженицыным? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Учитель истории. Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того. - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы находим у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель понимает жизнь и людей глубже, заставляет читателей задуматься о жизни.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З

Беседа по плану

1 вариант. Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

1.Вспомним самое первое описание дома Матрены. На что прежде всего обращаешь внимание? Чем поразило эта изба Игнатича?

2. Почему он решил поселиться именно у Матрены?

3. Чем Матрена особенно дорожила? Почему? 4. Кто ещё проживал под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывает образ хозяйки дома?

Вывод. Чем отличается Матрена от других односельчан?

II вариант. Один день из жизни Матрёны Васильевны

1. Когда и как начинался день Матрены?

2. Какие хлопоты Матрене были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

3. Власть в рассказе: пенсия; дрова; работа в колхозе, медицинское обслуживание.

ВЫВОД. Как относится власть к человеку?

III вариант. «Общение» с Богом

1.Каким образом в Матрене уживались языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах ведет себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка? Вспомните случай с котелком.

2.Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

3. Почему Матрена молилась как бы не «показно», будто стеснясь?

Вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

IY вариант Прошлое Матрёны

1.Каким это прошлое предстает из её собственного рассказа (2 часть, разговор Матрены и Игнатьича после визита Фаддея)

2. Матрёна и Фаддей Миронович. Каким человеком предстает старик перед вами? Какое впечатление произвел на автора, какое на вас? Почему во время разговора Матрена молчит? О чем она молчит?

3. Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Вывод. Прочитайте строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

Y вариант. История с горницей. Только ли дом Матрены рушится? Какой смысл в названии рассказа?

1.Зачем Матрена разрешает ломать дом? Как Матрена воспринимает всё происходящее с её домом? Почему не спала Матрена две ночи?

2.Что необычного (даже странного) происходит в природе за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти странности.

Вывод. Только ли дом Матрены рушится? Какой смысл в названии рассказа?

Смысл заглавия рассказа в чем заключается? (Двор, дом – образ микромира)

YI вариант. Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству.

1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене? (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость)

2. Отношение к богатству.

3. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (отношение к кошке, Кире; поросенок).

Вывод. Как живет Матрена? Может быть не нужно усложнять жизнь, жить, как все остальные?

Вывод. Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

Итог. Беседа по проблемным вопросам

Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?

Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Разделы: Литература

  • формировать способность к анализу и оценке языковых явлений в рамках художественного текста,
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • воспитывать гражданственность и патриотизм,
  • воспитывать активную жизненную позицию и стремление анализировать происходящее в обществе,
  • воспитывать потребностьпосильного участия в политической жизни страны.
  • формировать правовую культуру учащихся и положительное отношение к избирательному процессу.

Эпиграф к уроку:

1. Вступительная беседа

Учитель: Добрый день! Сегодня нам предстоит очень серьёзный разговор о жизни, об умении делать выбор. Вы – выпускники, поэтому уже совсем скоро многие пойдут на первые в жизни выборы. А некоторые, возможно, и не захотят идти? Давайте попробуем разобраться, можно ли позволить себе не ходить на выборы? Тема нашего урока: Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны

(по рассказу А.И Солженицына «Матрёнин двор»). Но урок мы начнём с чтения стихотворных строк Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя –
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя…

Учитель: Как вы думаете, почему выбраны именно эти строки?

Предполагаемый ответ: Наверное, есть взаимосвязь между этими литературными текстами: рассказом Солженицына, который мы прочитали дома, и данным стихотворением. Я вижу эту взаимосвязь в слове ВЫБОР.

Учитель: А какой выбор вы обнаружили в рассказе? Кто и когда делает выбор?

Предполагаемый ответ: Во-первых, герой выбирает себе работу – учителя «а меня тянуло учительствовать», место жительства – деревню «мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России» и конкретное место проживания – дом Матрёны Григорьевой «так и поселился я у Матрёны Васильевны».

Учитель: Согласна. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на лежащие на столах газеты и листовки с приглашением на выборы.

Предполагаемый ответ: Наверное, мы будем говорить ещё и о тех несправедливостях, о которых рассказал нам Солженицын.

Учитель: А какую взаимосвязь вы видите между выборами и той жизнью, в которую окунулся главный герой, попав в деревню Тальново?

Предполагаемый ответ: В рассказе ярко выражена критика современного писателю общества, призыв к личной и общественной ответственности за происходящее. Автор критикует общественное устройство, а ведь его (этот строй) кто-то когда-то выбирал…

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Действительно, Солженицын отбывал срок за свои политические взгляды, за несогласие с действительностью. В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ». Как видите, писать приходилось скрытно. Процитируем статью «Политический режим» из учебника «Обществознание»:

«Для формулирования и выражения интересов нужна прежде всего СВОБОДА СЛОВА: каждый гражданин в идеале должен иметь возможность указать обществу на важные, по его мнению, проблемы и пути их решения».

Итак, открыто писатель высказаться не мог, но в тексте мы видим неоднократные упрёки в адрес как местных властей, так и государства в целом. Давайте проверим, что вы выписали дома в тетради.

Примечание: дома нужно было записать вопросы (адресованные властям), возникающие по ходу самостоятельного чтения рассказа.

Почему Матрёна не получала пенсию, несмотря на то, что много лет отработала в колхозе?

В тексте: «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии».

– Почему у Матрёны отобрали огород, кормивший её?

В тексте: «Председатель, новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал инвалидам ( А ОНА ВЕДЬ НЕ ИНВАЛИД!) огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором»

– Почему рабочие, добывающие торф, не получали его в качестве топки на зиму, а получало только начальство?

В тексте: «Стояли вокруг леса, а топки взять было неоткуда, не продавалось торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве. Топлива не было положено, и спрашивать не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, о чём угодно говорил, только не о топливе. Потому что сам он запасся».

– Почему за простой справкой Матрёне приходилось ходить по несколько раз в дальнюю деревню?

В тексте: «Собес был в двадцати километрах к востоку, сельский Совет – в десяти километрах к западу. Из канцелярии в канцелярию гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять идти. Теперь секретарь есть, а печати у него нет. Третий день идти. А четвёртый день идти потому, что не на той бумажке расписались…»

3. Формирование новых понятий

Учитель: Наверное, сейчас хотелось бы услышать мнение специалистов нашей сельской администрации, насколько правомерны были действия председателя колхоза и управляющих «Торфопродуктом»?

Предполагаемый ответ 1:

– Действительно, на все ваши «почему» – ответ один – перегибы власти.

1956–1957 годы – это время установившейся тоталитарной власти. Процитируем: «Одна из форм государства (тоталитарное государство) характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Тоталитарный политический режим характеризуется полным подавлением всех негосударственных институтов и всеохватывающим контролем за поведением и мыслями людей».

В рассказе налицо ликвидация конституционных прав и свобод: к примеру, право на пенсионное обеспечение: « год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».

Предполагаемый ответ 2:

– Несправедливости, о которых пишет Солженицын, не могут не возмущать читателя. Как представитель местного самоуправления, могу сказать, что в деревне Тальново было настоящее самоуправство. Ни в отношении огорода, который обрезали именно у инвалидов (а они должны быть самыми защищёнными в нашем обществе!) ни в отношении топлива на зиму действия начальства не были правомерны.

4. Применение на практике полученных знаний.

Учитель: Далее мы выполним ряд заданий, работая в группах:

Группа 1. Задание: сделайте выписки из текста по вопросу: «Признаки эпохи 60 –х годов на страницах рассказа».

Группа 2. Задание: просмотрите предложенный в видеозаписи сюжет новостей о выборах в муниципалитеты и проанализируйте возможные причины плохой явки молодых избирателей.

Группа 3. Творческая.

Задание: придумайте текст слогана, призывающего именно молодёжь принять участие в выборах. Ответ аргументируйте, опираясь на факты из рассказа Солженицына.

Группа 4. Задание: подготовьте от лица Матрёны Григорьевой рассказ: «Где и как я искала правду?»

Примечание: все задания нацелены на воспитание активной гражданской позиции.

5. Закрепление и обобщение

Цель: развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Учитель: Спасибо всем за работу. Давайте теперь поговорим о жизненной позиции Матрёны. Каково ваше отношение к героине?

Предполагаемый ответ 1: Матрёну сложно осуждать или оправдывать, хотя иногда хочется сделать и то и другое. Это человек щедрой души, абсолютно бескорыстный, иначе автор не назвал бы её Праведником. Но её жизненная позиция абсолютно пассивна. Так жить нельзя! Она никогда не перечила, всех уважала и со всеми соглашалась. Ей выбирать не приходилось: за неё всё было решено. «Не колхоз только, а и любая родственница или просто соседка приходила к Матрёне с вечера и говорила:

– Завтра придёшь мне пособить. Картошку будем копать.

…И Матрёна не могла отказать».

Предполагаемый ответ 2: А мне кажется, что не только за Матрёну, но и за всех в те времена было всё решено. И говорить об активной гражданской позиции не приходилось. Например, автору его активная позиция стоила десяти лет жизни…

Предполагаемый ответ 3: Действительно, судьба человека в тоталитарном государстве незавидна.

6. Подведение итогов

Учитель: Давайте мы дочитаем стихотворение и вновь проведём параллель с темой нашего урока:

Каждый выбирает по себе –
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает по себе.

Учитель: Итак, какие же важные выводы мы сделаем после состоявшегося разговора?

Предполагаемый ответ 1: чтобы быть довольным жизнью, чтобы не иметь претензий, надо уметь выбирать.

Предполагаемый ответ 2: надо хотеть выбирать.

Предполагаемый ответ 3: надо иметь активную гражданскую позицию и всегда ходить на выборы. Ведь если ты не проголосуешь, то, возможно, именно твоего голоса не хватит.

Учитель: Здесь уместнее всего было бы обратиться к эпиграфу, вспомнить слова А.Адамовича: Мир может спасти только один человек, и этот человек – ТЫ”.

Учитель: А как вы понимаете слова из стихотворения: «выбираю тоже, как умею…»?

Предполагаемый ответ 1: Выбираю так, как подсказывает сердце.

Предполагаемый ответ 2: Выбираю так, как научили.

Учитель: И тогда последний вопрос. Давайте, исходя из значения слова «выбор» (одно из значений – «избрание путём голосования», а другое – «взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое») определим, можно ли считать, что данное стихотворение посвящено выборам в органы государственной власти? Почему?

Предполагаемый ответ 1:. Я думаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненном выборе (выбор профессии, выбор спутника жизни и т.д.) А это для меня одинаково важно, как и выборы в органы власти. Поэтому я считаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненно важном выборе, КАКИМ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДОЛЖЕН БЫТЬ в том числе И ВЫБОР ВЛАСТИ.

Учитель: Ведь, как гласят и тема урока, и слова эпиграфа, в ответе за судьбу народа и страны – КАЖДЫЙ ИЗ НАС!

Учитель: Судя по вашим ответам, теперь, наверное, самое время заполнить анкету.

  1. Считаете ли Вы выборы делом сугубо личным? ДА, НЕТ
  2. Изменилось ли после разговора на сегодняшнем уроке Ваше понятие о жизненной позиции? ДА, НЕТ
  3. Можете ли Вы утверждать, что готовы сознательно делать выбор? ДА, НЕТ
  4. Считаете ли Вы, что молодёжь – могучая сила на выборах? Да, нет.
ДА – 1 балл,НЕТ – 0 баллов.

Подсчитайте результат. Если Вы набрали 4 балла, то ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ответить на последний вопрос:

Сможете ли вы убедить кого угодно в необходимости участия в выборах?

ДА – 3 балла, НЕ СОВСЕМ – 2 балла, НЕ ЗНАЮ – 1 балл, НЕТ – 0 баллов.

Набравшие 7 баллов – «5»
Набравшие 6 баллов – «4»

Набравшие менее 6 баллов имеют возможность «добрать» баллы выполнением домашнего задания.

ДОМА: творческое задание на выбор:

1) учитывая характер и жизненную позицию Матрёны Григорьевой, написать от её лица письмо в районную газету

2) создать эскиз листовки с приглашением на выборы в Совет Старшеклассников.

Вопросы к зачёту по рассказу «Матренин двор».

1. Какова история рассказа «Матренин двор? Какой биографический факт лежит в его основе?

2 . Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным»?

3 . В чем трагичность судьбы Матрены?

4 . Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее?

5 . Какие случайности Матрёна считает плохим предзнаменованием?

6 . Сколько человек погибло на переезде? Кто это был?

7 . Как распределили наследство Матрены после ее смерти?

8 . Кто это? («Высокий черный старик…Все лицо его облегали густые,

черные волосы, почти не тронутые сединой; с черной окладистой бородой

сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва».

9 . Почему Матрёна не получала пенсии?

10. Каково отношение односельчан к Матрене?

Вопросы к зачёту по рассказу «Матренин двор».

1. Какова история рассказа «Матренин двор? Какой биографический факт лежит в его основе?

2 . Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным»?

3 . В чем трагичность судьбы Матрены?

4 . Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее?

5 . Какие случайности Матрёна считает плохим предзнаменованием?

6 . Сколько человек погибло на переезде? Кто это был?

7 . Как распределили наследство Матрены после ее смерти?

8 . Кто это? («Высокий черный старик…Все лицо его облегали густые,

черные волосы, почти не тронутые сединой; с черной окладистой бородой

сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва».

9 . Почему Матрёна не получала пенсии?

10. Каково отношение односельчан к Матрене?

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка - книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»




Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период


  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

Успейте записаться до 17 декабря!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы


  • Летунова Оксана АлександровнаНаписать 11589 19.05.2017

Номер материала: ДБ-487610

  • Русский язык
  • 9 класс
  • Тесты
    19.05.2017 550
    19.05.2017 916
    19.05.2017 801
    19.05.2017 835
    19.05.2017 715
    19.05.2017 143

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Трудно встретить человека, который никогда бы не слышал имени Матроны Московской – одной из самых почитаемых на Руси святых. Ныне ее мощи находятся в Покровском монастыре, куда ежедневно приходит множество людей поклониться святой и обратиться за помощью в решении проблем. Между тем при жизни прозорливица подвергалась гонениям со стороны советской власти. Почему?

Блаженная без прописки

Как гласит житие, родилась Матрона Дмитриевна Никонова в 1881 году в селе Себено Тульской губернии. Девочка появилась на свет слепой, у нее отсутствовали глазные яблоки. Веки были плотно сомкнуты.

Еще в раннем детстве Матронушка начала пророчить и исцелять болящих. Отовсюду к ней стали стекаться люди за советом и помощью.

Со временем у убогой отказали еще и ноги, но она продолжала принимать страждущих. После революции братья Матроны Михаил и Иван вступили в партию, стали сельскими активистами, выступали за раскулачивание. Разумеется, им не нравилось то, что сестра-подвижница окормляла и утешала обиженных советской властью и, соответственно, могла разрушить их карьеру и даже подвести под репрессии. Это стало одной из причин, по которым в 1925 году Матрона перебралась из родного села в Москву.

В столице блаженная жила по квартирам у родных и знакомых. Ухаживали за ней хожалки – девушки, Христа ради бравшие на себя присмотр за убогими. Рано или поздно на квартиру приходили сотрудники милиции. Официальным поводом для их появления были отсутствие прописки и нарушение паспортного режима – по тем временам проступки достаточно серьезные.

Но неужели нельзя было оставить в покое калеку, постоянно нуждающуюся в посторонней помощи? Вероятно, на Матрону писали доносы, обвиняя в «религиозной пропаганде». Если в 1920-е годы особых гонений на Церковь еще не было, то в 1930-е стали закручивать гайки, религию объявили «опиумом для народа». Матронушка же не пропагандировала социализм и коммунизм, а призывала обращаться к Богу, то есть в какой-то степени конкурировала с действующей властью. Неудивительно, что «органы» сочли ее идеологически опасной.

Почему Матрону не арестовали?

Между тем Матрона всегда заранее знала, когда ждать нежелательных гостей и обычно успевала переехать, иногда всего за несколько часов до появления милиции.

Ксения Ивановна Сифарова - родственница брата Матроны - рассказывала: «Племянник Матроны Иван жил в Загорске. Однажды он почувствовал, что тетя зовет его к себе духом — словно весточку мысленно посылает из Москвы. Пришел он к своему начальнику и говорит: “Хочу у вас отпроситься. Прямо не могу — надо мне обязательно к моей тете съездить”. И приехал в Москву, не зная еще, в чем дело. А Матрона ему говорит: “Давай, давай, перевези меня скорей в Загорск, к теще своей”. Только они уехали, как пришла милиция. Много раз так было: только хотят ее арестовать, а она накануне уезжает».

Единственный случай, когда милиция застала Матрону дома, закончился очень странно. Вот рассказ очевидицы, Анны Филипповны Выборновой:

«Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: “Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется. Я сижу на постели — никуда не уйду”. Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит на следующий день на работу, а у него спрашивают: “Ну что, слепую забрал?” А он отвечает: “Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти”».

При желании Матрону, конечно, могли легко арестовать. Однако, вероятнее всего, не видели в этом особого смысла – ну какую контрреволюционную деятельность могли вменить ей в вину? Зато окружение провидицы порой попадало «под раздачу». Так, уже в начале 1950-х была арестована опекающая Матрону дочь ее односельчанки Зинаида Жданова – якобы за участие в монархическом заговоре.

Матрона и Сталин

На фоне этих событий совершенно фантастической выглядит история о встрече Матроны со Сталиным, будто бы состоявшейся осенью 1941 года.

В московском храме Святого Николая есть икона с эпизодами жития Матроны, работы одного из иконописцев Покровского монастыря. На одном из клейм иконы святая изображена рядом со Сталиным. Откуда взялся этот сюжет?

Якобы в 1941 году вождь узнал о московской прозорливице и решил тайно посетить ее, чтобы она предсказала ему исход войны. От Матроны Сталин услышал следующие слова: «Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву». Хотя есть и другая версия: мол, стукнула блаженная Иосифа Виссарионовича кулачком по лбу и сказала не совсем понятное: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет».[С-BLOCK]

Событие это, однако, так и не вошло в официальное изложение жития Матроны Московской, поскольку не было найдено никаких реальных доказательств того, что святая действительно когда-либо беседовала с вождем народов.

И вообще, для того, чтобы получить от провидицы какую-либо информацию, Сталину необязательно было встречаться с ней лично. Он мог кого-нибудь к ней послать, чтобы получить нужные сведения.

Что же касается иконы, на которой изображены Матрона и Сталин, то существует гипотеза, что образ Иосифа Виссарионовича был скопирован с картины Александра Герасимова под названием «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле».

Так что легенда о встрече Сталина со знаменитой ясновидящей является всего лишь апокрифом. И понятно, что советская власть никак не могла приветствовать и поощрять деятельность Матроны, не вписывающуюся в рамки социалистической идеологии.

Читайте также: