Почему прекращают выплаты пенсий переселенцам

Сложная ситуация в Украине подталкивает людей покидать родные места. Для того чтобы не тратить государственный бюджет парламент страны принял непопулярное решение. Теперь пенсии переселенцам отменят, правда не всем. Новая процедура вступила в силу с 1 августа 2016 года, но далеко не все внутренние переселенцы знают ждать ли им выплат из пенсионного фонда.

Когда на выплату рассчитывать не стоит?

Пожилые украинцы, которым пришлось бежать их Крыма, Донбасса и Луганска могут лишиться честно заслуженных пенсий в нескольких случаях, а именно:

  1. Если появилась информация о смерти пенсионера, но нет документов подтверждающих это.
  2. Если переселенец длительный период (59 дней, с 60 дня социальные выплаты приостанавливаются) не появляется по месту своей временной регистрации в конкретной точке страны. То есть там, где он зарегистрирован как временно перемещенное лицо.

Важно! Так как при пересечении линии разграничения все переселенцы проходят через КПП по типу того что на границе, данные о том что они вернулись или нет на подконтрольную территорию можно проверить. Если по истечению 60 дней переселенец не вернулся из Луганска, Донецка, Крыма – его пенсия не перечисляется на карту.

Хотя официальные власти озвучивают срок в 59 дней, многие пенсионеры, которым пришлось покидать родной дом, из-за войны утверждают, что выплаты прекращаются при отсутствии меньше заявленного срока и при частом пересечении КПП на линии разграничения.

Ответственные за отмену выплат пенсий переселенцам

Списки переселенцев, которые лишаются пенсии регулярно обновляются, причем в них попадает довольно много пенсионеров, так по данным на ноябрь 2014 года не получали выплаты 160 тыс. пенсионеров, в феврале 2016 эта цифра была уже 407 тыс. человек. За счет этого в пенсионном фонде удалось удержать 13,5 млрд. грн.


При потере социальной поддержки от государства, по возвращению на подконтрольную территорию пенсионеру следует обратиться с заявлением для возобновления пересчета пенсии на карту.

Формируются списки, тех кого лишают выплаты СБУ, органами социальной защиты на основе прохождения идентификации. Если пенсионер пропал и не проходит ее, то может возникать подозрение что он погиб, именно поэтому перечисление пенсии приостанавливают. Причем по статистике часть людей из подобных списков, вовсе не обращается за возобновлением ее.

Порядок идентификации

Каждый переселенец по месту регистрации получает карту для выплат от государственного Ощадбанка. Она же его идентификационный документ, в котором содержаться данные:

  1. ФИО.
  2. Фотография.
  3. Электронная подпись.

Такие карты может получить каждый, кому она нужна. Причем обязательным при получении карты является указание адреса проживания. Это должен быть реальный адрес, а не, например, данные Управления социальной защиты. Если такового нет, то на карту для получения пенсии и идентификации личности претендовать нельзя будет.

Каждые 6 месяцев нужно проходить идентификацию личности. Для этого следует посетить государственный банк подать свои документы для освидетельствования. Если подтвердить личность не удается, пенсионер лишается выплаты.

Реакция общественности

Реакция на то, что пенсии внутренним переселенцам отменяют, не заставила себя долго ждать. Представитель ООН сообщил, что вопрос с выплатой пенсий на неподконтрольной территории нужно решать другим методом, а никак не лишением пенсионеров, которые и так в сложной ситуации единственного источника финансов. Несмотря на это власти Украины создают еще больше этапов так называемой идентификации для внутренне перемещенных лиц. Это дает возможности при непрохождении ими проверки лишать пенсионеров выплат.

Вывод

Ситуация в Украине сложная, но многие международные организации утверждают, то лишать пенсионеров выплат – это не выход. А власти страны наоборот делают процесс идентификации еще сложнее, что вызывает резкую реакцию общественности.

По данным, которые регулярно публикуют статистические органы, на территории Украины проживает более 7 миллионов лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат. Однако точное количество их подсчитать практически невозможно. Те граждане Украины, которые проживают на неподконтрольных властям страны территориях Луганской и Донецкой областей, в расчет не берутся по причине отсутствия там соответствующих служб.

Это же касается не только органов учета и статистики, но и в целом всей структуры государственной власти на неподконтрольных районах. На данных момент на них действует режим антитеррористической операции и объявлено военное положение.

Бесплатно по России

В этой связи граждане, которые там проживают, не имеют возможностей реализовывать свои конституционные права, в том числе и на получение пенсий. Однако для донецких и луганских пенсионеров существует возможность получать деньги от государства в рамках программы пенсионного обеспечения перемещенных лиц, реализуемой в Украине.

Разбираем понятие «пенсия переселенцам»

По причине военных действий и проводящейся в ряде районов Луганской и Донецкой областей антитеррористической операции, осуществляемой Вооруженными силами Украины, сотни тысяч людей оказались в сложном и опасном для жизни положении. В этой связи на протяжении уже около 5 лет (с 2014 года) в мирные регионы страны происходит отток переселенцев, скрывающихся от разрухи и войны.

Среди них довольно большое количество пенсионеров, которые имеют достаточные основания для получения денежных средств по линии государственного пенсионного фонда. Пенсия таким переселенцам начисляется в соответствии с особыми правилами, разработанными Кабинетом Министров Украины.

Правила начисления пособий

Получить денежные средства, выдаваемые в счет пенсии, могут не все граждане, приехавшие на место жительство в мирные области Украины, а только лишь те, которые соответствуют определенным критериям. Они прямо установлены законом и являются довольно жесткими, за что периодически подпадают под критику общественности и отдельных политиков.

Однако здесь нужно учитывать, что такие правила разработаны от того, что Пенсионный фонд Украины испытывает постоянный дефицит средств, поэтому пенсия может быть выплачена только тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются и имеют на то право.

Кроме этого, отсутствие государственных органов контроля на территории зоны действия АТО становится причиной различного рода мошеннических схем, которые недобросовестные граждане используют для незаконного получения денег.

Итак, согласно утвержденным правилам пенсия может быть начислена лицам:

  1. Имеющим гражданство Украины. Только граждане Украины могут претендовать на выплату денежных пособий. Подтверждением гражданства, как правило, выступает паспорт.
  2. Проживающим на территории АТО до ее начала. Претендовать на пенсию вправе лица, которые имели постоянное место жительства до 2014 года на территориях, где сейчас проводится АТО.
  3. Выехавшим за пределы АТО после начала военных действий и постоянно проживающим в любом из районов Украины. Регион и город проживания, где поселился переселенец с Донбасса, не имеет значения для выплаты пенсии – главное это должна быть подконтрольная властям Украины территория.
  4. Зарегистрированным в установленном порядке в органах соцзащиты. Без справок из соцзащиты, которые подтверждают статус переселенца, пенсию получить невозможно.
  5. Иметь законные основания для назначения пенсии.

Для получения пенсии переселенцы должны соответствовать критериям, предъявляемым к возрасту и трудовому стажу гражданина.

Что делать, чтобы начать получать выплаты

Чтобы начать получать пенсию, гражданин, проживающий на неподконтрольной территории Украины, в обязательном порядке должен придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выехать из зоны АТО. Переселенец может выбрать любой регион Украины по своему усмотрению.
  2. Зарегистрироваться в органах МВД по месту пребывания. Гражданин обязан пройти процедуру регистрации по новому месту жительства. При этом не имеет значения, проживает ли он у родственников либо пользуется чужим жильем в порядке найма.
  3. Получить документы о регистрации. После того, как гражданин зарегистрируется по новому месту жительства, ему выдадут специальный документ на унифицированном бланке с государственными печатями и штампами, который подтверждает данный факт.
  4. Обратиться в органы соцзащиты населения. Органы соцзащиты, на основании заявления, поступившего к ним от переселенца, выдают соответствующую справку, официально присваивая данный статус гражданину.
  5. Начать оформление пенсионной выплаты. Только после получения статуса «переселенец» лицо вправе обращаться за начислением пенсионных выплат. При этом гражданин обязан предоставить довольно внушительный пакет документов, включающий в себя следующее:
  • документ, удостоверяющий гражданство Украины и личность его владельца;
  • справку о статусе вынужденно перемещенного лица;
  • документ, подтверждающий факт жительства по новому месту;
  • бумаги, подтверждающие трудовую деятельность.

Выплата сегодня для переселенцев из зоны АТО

Вопросы, связанные с назначением пенсий, социальных выплат и иных пособий гражданам, которые в установленном законом порядке были признаны переселенцами из зоны антитеррористической операции, находят свое отражение в действующих украинских нормативных актах.

Среди них особо следует выделить Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06. 2016 года № 365, которое устанавливает порядок назначения различного вида соцвыплат внутренне перемещенным лицам.

Согласно этому документу рассчитывать на получение выплат могут только те лица, которые постоянно проживают на подконтрольной территории Украины. В этой связи убытие с того адреса, где гражданин постоянно проживал, является основанием для прекращения пенсионного обеспечения.

Задержки и проблемы

Несмотря на государственные гарантии, выраженные в нормативно-правовых актах Украины, граждане из числа переселенцев нередко жалуются на проблемы с получением выплат.

Среди основных из них следует выделить:

  1. Отказ в назначении выплат. Происходит в том случае, если переселенец не выполнил какое-либо условие для начисления ему пенсии. К примеру, предоставил неполный пакет документ или сообщил недостоверные сведения о себе.
  2. Прекращение выплат. Вынужденно перемещенному гражданину отменят получение денег в том случае, если нарушает правила миграционного учета, а также игнорирует требования представителей собеса, связанные с прохождением плановых проверок.
  3. Задержка поступления денег. Они могут происходить по самым разным основаниям. О причинах следует обращаться в ПФУ или отдел соцзащиты.

Ответы на самые острые вопросы по теме

Ниже представлены ответы на вопросы, которые в наибольшей степени беспокоят украинских граждан из числа переселенцев из зоны АТО.

Перестали платить пенсию, что делать

В том случае, когда перестали платить пенсию, то необходимо незамедлительно обратиться в ПФУ, чтобы узнать причины этого. Как правило, причина заключается в том, что гражданин находился более 60 дней не по месту проживания. В этом случае необходимо проходить всю процедуру заново. В том числе оформлять регистрацию, получать справку о статусе переселенца и так далее.

Как восстановить выплату, если заблокировали

Выплату внутренне перемещенным лицам подлежат серьезному контролю со стороны государства. В этой связи статус данных граждан постоянно проверяется сотрудниками собесов. Одним из оснований прекращения выплаты является отсутствие гражданина по месту жительства в момент проверки. В данном случае статус переселенца может быть аннулирован, в связи с чем гражданину будет необходимо подтверждать его заново, прежде чем вновь рассчитывать на пенсию.

Задержка по выплате с июня – когда ждать

Задержки выплат пенсионных денег во многом связаны с дефицитом Пенсионного фонда Украины, а также процедурами верификации получателей денег.

Еще в апреле прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 335, согласно которому все имеющиеся задолженности перед пенсионерами аккумулируются и будут выплачены в особом порядке. При этом на данный момент порядок погашения этих задолженностей не разработан. В этой связи говорить о сроках, когда деньги будут выплачены в полном объеме, не представляется возможным.

Был ли суд по пенсиям переселенцев

Постановление КМУ № 365 было крайне негативно встречено гражданами и правозащитными общественными организациями по причине того, что требования к переселенцам для получения ими пенсии был крайне жесткими, в связи с чем не все лица, которые по закону могут рассчитывать на выплаты, могли их получить.

В этой связи был подан иск к властным органам Украины о том, что ряд положений Постановления не соответствуют Конституции страны и иным вышестоящим нормативным актам. Решением Окружного административного суда города Киева исковые требования были удовлетворены, а ряд пунктов закона был отменен.

В частности, это касается пункта 13, согласно которому выплаты могли быть прекращены в том случае, если гражданин будет отсутствовать во время проверки по фактическому месту жительства.

Какие последние новости по пенсии переселенцев

В 2020 году в Украине продолжится выплата пенсий для внутренне перемещенных лиц. Однако количество ее получателей может быть заметно уменьшено. Это связано с тем, что в стране проходит масштабная пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста.

При этом следует отметить, что в следующем году власти проведут индексацию пенсий, однако произойдет это в несколько этапов. Планируется, что выплату увеличат сразу на 18%.

Пенсия для перемещенных лиц – мера социальной поддержки для людей, вынужденных покинуть места своего проживания в зоне АТО. Она начисляется только после получения соответствующего статуса. При этом его необходимо постоянно подтверждать, поскольку в противном случае пенсию попросту перестанут выдавать.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть дополнительную информацию по в видео:

Из-за антитеррористической операции, которая началась в четырнадцатом году, многие жители вынуждены были покинуть свои дома, переехать в подконтрольные украинским властям территории. Но из-за переезда у многих временно перемещенных граждан возникло много проблем, первая из которых – материальное положение.

Трудоспособные лица остались без работы, люди, получавшие выплаты от государства, должны пройти множество процедур, чтобы возобновить свои выплаты. Чаще всего возникают проблемы с пенсионными выплатами, некоторые переселенцы жалуются на длительное отсутствие выплат.


Поэтому украинцев, которые временно переехали на подконтрольные территории, интересует вопрос, будут ли платить пенсии временным переселенцам с Донбасса в 2021 году.

Согласно последним новостям, пенсии выплачиваться будут, только изменится процедура начисления. Если раньше представители Пенсионного фонда перед решением о возобновлении выплат проверяли, где живет переселенец, оценивали его материальное положение, то, начиная с семнадцатого года, проверки отменили. Все эти проверки проводились с целью определить, на самом деле проживает человек по указанному адресу. При любом нарушении выплаты прекращаются.

Как оформить пенсию переселенцам в 2021 году

Для начала временно перемещенному лицу нужно стать на учет, оформить документ, подтверждающий его статус переселенца. Чтобы получить такую справку, нужно обратиться в соответствующие органы, отделение которых находится вблизи места жительства (район, область).

Первое, что нужно, – написать соответствующее заявление, в котором указать:

  • личные данные (имя, фамилия, отчество);
  • в какой стране проживает переселенец;
  • когда, где родился;
  • указать, мужчина или женщина;
  • написать, если ли несовершеннолетние дети, приехавшие из зоны АТО;
  • информация о людях, сопровождающих маленького ребенка (если с Донбасса приехали взрослые с несовершеннолетним);
  • данные о прописке, месте жительства;
  • адрес временного жилища (нельзя указывать адрес государственного учреждения, места, где человек не проживает);
  • указать, какие обстоятельства стали причиной внутреннего перемещения;
  • написать, в чем нуждается переселенец (жилье, получение образования для ребенка, медицинские услуги);
  • указать, есть ли инвалидность;
  • если ребенок устроен в школу, детский садик, техникум, университет, указать название, адрес учебного заведения;
  • информация о работе, образовании.

Вконце ставится подпись переселенца, дата. Помимо подписанного заявления, переселенец подает документ личности.

  • Пенсионный возраст в Украине 2021 для женщин и мужчин
  • Пенсионная реформа в Украине в 2021 году

Следующий шаг – подача заявления в Пенсионный фонд, предоставление документа о статусе переселенца, личностный документ (паспорт, код). Подав заявление, представители Пенсионного фонда проводят проверку, проверяют подлинность указанных данных. Помимо этого, службы проверяют материально-бытовые условия, составляют соответствующий акт.

В течение трех дней решается вопрос о назначении пенсионных выплат. Всего на проверку уходит пятнадцать дней. На следующий день, если решение комиссии будет положительным, в Пенсионный фонд отсылаются все документы, в следующем месяце переселенцу на банковский счет поступают пенсионные выплаты.


Пенсии в Украине в 2021 году переселенцам будут выплачиваться по такой же схеме: сначала нужно будет оформить документ, подтверждающий статус переселенца, затем подать заявление в Пенсионный фонд.

Причины блокировки пенсий переселенцам

Начиная с начала войны на Донбассе в четырнадцатом году, временные переселенцы начали жаловаться на прекращение выплат. Всех интересовал вопрос, почему блокируют пенсии переселенцам. Бывали такие случаи, когда житель Донбасса прописывался у своего друга, знакомого, проживающий на подконтрольной территории, при этом на самом деле проживал на Донбассе.

Таким образом, украинец получал две пенсии: от украинского. российского государства. В семнадцатом году комиссия прекратила проверки, проверялось только подлинность предоставленных документов. Несмотря на отмену проверок, контроль выплат продолжается до сих пор.

Остановка выплат пенсий переселенцам возможна из нескольких причин:

  • переселенец, приближенный к нему человек (близкий родственник) подал заявление с желанием отказаться от статуса временно перемещенного лица;
  • человек совершил террористический акт, что принесло угрозу жизни украинцам, целостности страны;
  • коренной житель Донбасса вернулся на свое место проживания;
  • украинец, приехавший с Востока страны, выехал за пределы Украины на постоянной основе;
  • переселенцем была подана ложная информация на этапе оформления справки о статусе переселенца, подачи заявки в Пенсионный фонд;
  • человек, приехавший с Донбасса, полгода не получал свои выплаты, несмотря на то, что деньги начислялись.

Отмена справки также осуществляется в автоматическом режиме, если переселенец не проживает по указанному, временному адресу более шестидесяти дней. Пенсии прекращаются также после смерти пенсионера.

Возобновление выплат пенсий переселенцам осуществляется поэтапно:

  1. Первый этап – выяснить причину остановки выплат. Для этого есть несколько способов: позвонить на горячую линию, прийти самому. По возможности можно записать разговор с представителями фонда, получить нужную информацию в устной форме, подать заявление со всей полученной информацией начальнику отделения Пенсионного фонда с просьбой разобраться с причиной остановки выплат.
  2. Бывают случаи, когда в Пенсионном фонде со всеми вопросами просят обращаться в отделение труда и социальной защиты. Обращаться в эти органы следует после запрашивания причины отмены справки о статусе переселенца. Если причиной отмены выплат стало нарушение закона, узнать, по какой статье. Очень важно, чтобы документы были подписаны именно начальством, не инспектором. При отказе в приеме можно обратиться к Кабинету министров, позвонив на горячую линию.
  3. Последний шаг – доказать, что переселенец не покидал подконтрольной территории. Для этого нужно подать соответствующий запрос в пограничную службу с просьбой предоставить всю информацию по пересечению границы в течение одного года.

В связи с возникшими ранее проблемами людей интересует вопрос, будут ли выплачивать пенсии переселенцам из зоны АТО в 2021 году.

Изменения в процедуре начисления пенсий переселенцам в 2021 году

Последние новости о пенсиях переселенцам в 2021 году в Украине гласят следующее: двадцать первого августа двадцатого года было принято постановление, согласно которому изменится процедура оформления пенсий переселенцам.


Пару дней назад Большая палата Верховного суда Украины, наконец, расставила все точки над i в вопросе законности действий Пенсионного фонда, который прекращает пенсионные выплаты переселенцам, попавшим в так называемые «списки СБУ» (также часто фигурируют списки системы «Аркан»). Суд решил, что «пребывание гражданина Украины на временно неподконтрольных территориях не может быть основанием для прекращения пенсионных выплат». Решение суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Важным нюансом здесь является то, что речь идет о так называемом образцовом деле. Чтобы понять, что это означает, нужна короткая ретроспектива.

Дело-образец

Переселенке-пенсионерке Лидии Мельниковой, переехавшей с неконтролируемой Украиной территории на постоянное место жительства в Бахмутский район Донецкой области с 1 апреля 2017 года прекратили выплату пенсии. Основание – скандально известное постановление правительства №365 от 8 июня 2016 года, причина – попала в «списки СБУ». Попадание в подобные списки, как правило, означает, что переселенец, по данным СБУ или Госпогранслужбы, выехал за пределы контролируемой Украиной территории и пробыл там более 60 дней.

За пределы контролируемой территории, по умолчанию обычно означает – в «ДНР» и «ЛНР». Однако, существуют прецеденты того, что переселенцам прекращали пенсионные (и иные социальные) выплаты и в случае, если они выезжали за границу.

Как говорит статистика, таких, как эта переселенка Лидия Мельникова в Украине несколько сот тысяч. Впрочем, в данном случае речь конкретно о ней.

Осенью прошлого года женщина при поддержке Благотворительного фонда «Право на защиту» («Право на захист»)) подала иск в Донецкий окружной административный суд с просьбой признать прекращение выплаты пенсии незаконным, возобновить выплату пенсии, а также вернуть накопившийся в результате прекращения выплат пенсионный долг.

Надо сказать, что в производстве только Донецкого окружного административного суда на тот момент находилось… 226 подобных дел (как говорят юристы – со схожими признаками). Причем, история таких дел показывала, что суды часто становились на сторону переселенцев, однако примерно в 4% случаев они принимали и сторону Пенсионного фонда.

Чтобы определиться с единым подходом и точкой зрения в подобных делах, суд передал это дело на рассмотрение в Верховный суд, как образцовое.

Статус «образцовое дело» означает, что Верховный суд рассматривает это конкретное дело и решение по нему становится образцом, на который будут равняться все остальные окружные административные суды при вынесении своих вердиктов.

Если говорить грубо, то теперь суды первой инстанции больше не смогут выносить различные решения по подобным делам, а будут выносить только решения, соответствующие образцовому решению Верховного суда. Более того. Все подобные дела будут рассматриваться в упрощенном и ускоренном режиме.

Еще одним следствием подобного хода является то, что после вынесения образцового решения, становится совершенно очевидно, что такими же будут и все остальные судебные решения в стране по этому поводу. Это позволяет проигравшему такой образцовый суд вообще не доводить дело до суда, а разрешать проблему во внесудебном порядке. Попросту говоря, договариваться еще до подачи исковых заявлений.

Таким образом, образцовое решение суда и правозащитники, и переселенцы, и Пенсионный фонд ожидали с некоторым трепетом.

Пенсионный фонд действует… незаконно

Примечательно, что еще до рассмотрения этого дела 30 января 2018 года Верховный суд впервые вынес решение в пользу переселенцев, которым были приостановлены выплаты пенсий. Оно не было образцовым, но все равно создало прецедент. А 6 февраля было вынесено еще одно такое решение в пользу пенсионерки-переселенки. Это создавало определенный фон. Однако, тем не менее, все ждали образцового решения. И дождались…

3 мая нынешнего года Верховный суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда решением по делу № 805/402/18 (производство № Пз/9901/20/18) претензии переселенки удовлетворил. «Верховный суд удовлетворил иск в полном объеме и установил судебный контроль за выполнением этого решения. Так, суд обязал управление Пенсионного фонда Украины представить отчет о выполнении судебного решения в месячный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу», – немедленно сообщила пресс-служба Верховного суда.

Выводы Верховного суда интересны сами по себе. Так суд пришел к выводу, что выплата пенсии может быть приостановлена только по основаниям, определенным в ч.1 ст. 49 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или другим законом. Но не подзаконными актами. А законами не предусмотрено прекращения или приостановления выплаты пенсии на основании проведение верификации по спискам СБУ для проверки места фактического проживания.

Более того. Верховный суд сослался на решение Конституционного суда Украины от 7 октября 2009 года №25-рп/2009, которое устанавливает, что «право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание в Украине и государство в соответствии с конституционными принципами обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия, в Украине или за ее пределами».

Также суд привел в пример решение Европейского суда по правам человека в деле «Пичкур против Украины», в котором ЕСПЧ констатировал то же самое: право на получение пенсии, которое стало зависимым от места проживания заявителя – это говорит о нарушении Украиной ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

И конкретно о переселенцах

И, уже в резюме, помня о невероятной изворотливости правительства в вопросе пенсионных выплат переселенцам, Верховный суд конкретно становился на них: «Такой подход можно распространить не только на граждан, выехавших на постоянное место жительства за рубеж, но и на внутренне перемещенных лиц, имеющих постоянное место жительства на неподконтрольной правительству Украины территории. В контексте рассматриваемого дела, правовая связь между государством и человеком, которая предусматривает взаимные права и обязанности, подтверждается фактом приобретения гражданства. Свобода передвижения и свободный выбор места проживания гарантируется ст. 33 Конституции каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины».

Таким образом, Верховный суд сформулировал необходимые и достаточные условия для получения пенсии переселенцем. Они таковы:

  • переселенец является гражданином Украины;
  • переселенец имеет статус внутренне перемещенного лица, что подтверждается справкой органов социальной защиты населения о постановке его на учет как ВПЛ;
  • переселенец является пенсионером и получает пенсию, назначенную в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;

И все…

Казалось бы, до возобновления остановленных пенсионных выплат переселенцам рукой подать. Суды первой инстанции уже приготовились выносить решения по образцу, данному Верховным судом. Однако, Пенсионный фонд обжаловал решение Верховного суда в образцовом деле. Как следствие, несколько сотен судебных дел по искам пенсионеров-переселенцев были перенесены (фактически остановлены) до окончательного разрешения спора.

И вот 4 сентября Большая палата Верховного суда Украины подтвердила образцовое решение Верховного суда, отказав в апелляции Пенсионному фонду и оставив решение в силе.

Они переломили. Переломили?

«Это переломный момент. Суд решил, что пребывание гражданина Украины на временно неподконтрольных территориях не может быть основанием для прекращения выплаты пенсий. Это решение - последний аргумент в дискуссии о законности или незаконности невыплаты пенсии тем, кто остался на оккупированной части страны. Верховный суд встал на сторону неуклонного соблюдения Конституции и это решение суда высшей инстанции является обязательным для учета другими судами при рассмотрении таких дел», - заявила по этому поводу менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина.

«Огромное количество судебных дел пенсионеров-переселенцев, которые «заморожены» в судах из-за рассмотрения образцового дела, не позволяет многим людям пожилого возраста длительное время получать пенсии. Ввиду возраста и большого количества заболеваний из тех клиентов-переселенцев, которые к нам обратились, уже несколько десятков пенсионеров не дожили до правомерного решения в отношении своих пенсий», – сообщила координатор по адвокации Благотворительного фонда «Право на защиту» Дарина Толкач.

И вроде бы все говорит, что в этой долгой и, можно сказать, мучительной истории наступил долгожданный happy end. Однако, некоторые нюансы сугубо украинских реалий не дают так думать…

Когда суды… «имеют в виду»

Как заявила Дарина Толкач, Пенсионный фонд Украины превышает свои полномочия и считает себя выше суда, не исполняя вынесенные в пользу граждан решения и задерживая выплаты пенсий переселенцам.

«Такая тенденция видна и по другим видам пенсионных задолженностей. К примеру, недавно появилось постановление, которое регулирует выплаты пенсионных задолженностей военным пенсионерам. Это касается специальных пенсий и переначисления пенсий, которые были неправильно посчитаны с точки зрения пенсионера. В этом постановлении Пенсионный фонд посчитал себя органом, который стоит выше судебной системы, и прописал механизм выплаты и начисления тех долгов, которые судебным решением они обязаны вернуть. Они собираются создавать комиссию, которая будет рассматривать решение, вынесенное в пользу пенсионера, платить или не платить, и какую сумму платить. В Конституции написано, что суд выносит окончательное решение, и это решение является обязательным для всех государственных органов, если это касается административных судебных дел. Но Пенсионный фонд считает, что он может зарегулировать процесс исполнения окончательных решений судов своими нормативными актами», – сообщила она.

Не менее наглядным примером служит постановление правительства №335 «О внесении изменений в Постановление КМУ от 08.06.2016 №365», принятое 24 мая нынешнего года (т.е. уже после образцового решения Верховного суда).

Этим постановлением правительство ввело новый порядок выплат, по которому после любого приостановления пенсионных или социальных выплат переселенцам (вне зависимости от причин) возобновление выплат происходит с… момента обращения ВПЛ с новым заявлением. Все, что не выплачено между двумя этими событиями, не выплачивается, а идет в долг и будет выплачиваться в соответствии с отдельным порядком выплат, который правительство не принимает уже в течение 4 месяцев…

«Фишка состоит в том, что до принятия этого постановления, в случаях, когда происходили ошибки с остановкой пенсионных выплат, после выяснения пенсионеру выплачивались все положенные ему деньги сполна. Но теперь чиновникам Пенсионного фонда есть прямой материальный смысл ошибаться чаще и больше. Ведь чем больше ошибок, тем больше пенсионных выплат попадают в разряд замороженных долгов. Доживет ли пенсионер до того времени, когда будет принят порядок выплаты таких долгов? Можно только догадываться о каких суммах сэкономленных бюджетных средств отчитается министерство социальной политики в скором будущем», – сообщила адвокат «Адвокатского бюро Елены Прядко» Елена Алехина.

В свете этого, правозащитники всерьез опасаются, что в ответ на окончательное решение по образцовому делу о пенсионных выплатах переселенцам, Пенсионный фонд… примет какой-нибудь новый нормативный акт, которым ограничит или вовсе нивелирует это решение. И это – вполне реальный сценарий.

Скоро переселенцев… опять лишат пенсий?

И самое смешное и печальное одновременно. «По нашей информации, система "Аркан" не предусматривает возможности внесения в нее изменений. То есть, если человек обратился в УТСЗН и доказал, что он находится на подконтрольной Украине территории и не выезжал на неподконтрольную территорию дольше, чем на 60 дней, ему возобновляют пенсионную или социальную выплату, которая ему полагается, но при этом изменения в систему "Аркан" не вносятся. И в следующем месяце "Аркан"… снова выдает фамилию этого человека, как человека, который все еще находится на неподконтрольной территории. Что же касается "списков СБУ" и механизма их формирования, то до сих пор этот вопрос для нас вообще очень непонятен. Таким образом, вероятность, что ВПЛ, которым ранее остановили выплаты и которые доказали в УТСЗН, что они находятся на подконтрольной Украине территории, снова попадут в эти списки и лишатся выплат, очень велика», – заявила координатор по адвокации БФ «Право на защиту» Дарина Толкач.

И что же делать переселенцам, если правительство и Пенсионный фонд, несмотря на состоявшееся образцовое решение Верховного суда, продолжат поступать с чужими пенсиями так, как им вздумается? Тем более, что в представительстве Норвежского совета по делам беженцев в Украине недавно в который раз констатировали, что «невыполнение решений национальных судов является системной проблемой в Украине».

«Нормативные акты и регуляторные механизмы, которые вводит Пенсионный фонд, противоречат банальной логике и, безусловно, принципам прав человека. Человек должен подарить государству какие-то свои выплаты, которые они неправомерно прекратили в какой-то момент просто потому, что государство приняло такое решение. Мы видим, что суды принимают решения в основном в пользу пенсионеров, требуя компенсации и возвращения неполученных пенсионных выплат за весь срок, когда человек не мог их получить по причине неправомерных решений Пенсионного фонда. Я бы посоветовала людям обращаться в суды, получать позитивные решения в свою пользу, ожидать вступления их в силу и через исполнительную службу взымать с пенсионных фондов полностью сумму, согласно судебным решениям», – заявила Дарина Толкач.

Интересное предложение. Хотелось бы увидеть теперь его практическую реализацию…

Пару дней назад Большая палата Верховного суда Украины, наконец, расставила все точки над i в вопросе законности действий Пенсионного фонда, который прекращает пенсионные выплаты переселенцам, попавшим в так называемые «списки СБУ» (также часто фигурируют списки системы «Аркан»). Суд решил, что «пребывание гражданина Украины на временно неподконтрольных территориях не может быть основанием для прекращения пенсионных выплат». Решение суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Важным нюансом здесь является то, что речь идет о так называемом образцовом деле. Чтобы понять, что это означает, нужна короткая ретроспектива.

Дело-образец

Переселенке-пенсионерке Лидии Мельниковой, переехавшей с неконтролируемой Украиной территории на постоянное место жительства в Бахмутский район Донецкой области с 1 апреля 2017 года прекратили выплату пенсии. Основание – скандально известное постановление правительства №365 от 8 июня 2016 года, причина – попала в «списки СБУ». Попадание в подобные списки, как правило, означает, что переселенец, по данным СБУ или Госпогранслужбы, выехал за пределы контролируемой Украиной территории и пробыл там более 60 дней.

За пределы контролируемой территории, по умолчанию обычно означает – в «ДНР» и «ЛНР». Однако, существуют прецеденты того, что переселенцам прекращали пенсионные (и иные социальные) выплаты и в случае, если они выезжали за границу.

Как говорит статистика, таких, как эта переселенка Лидия Мельникова в Украине несколько сот тысяч. Впрочем, в данном случае речь конкретно о ней.

Осенью прошлого года женщина при поддержке Благотворительного фонда «Право на защиту» («Право на захист»)) подала иск в Донецкий окружной административный суд с просьбой признать прекращение выплаты пенсии незаконным, возобновить выплату пенсии, а также вернуть накопившийся в результате прекращения выплат пенсионный долг.

Надо сказать, что в производстве только Донецкого окружного административного суда на тот момент находилось… 226 подобных дел (как говорят юристы – со схожими признаками). Причем, история таких дел показывала, что суды часто становились на сторону переселенцев, однако примерно в 4% случаев они принимали и сторону Пенсионного фонда.

Чтобы определиться с единым подходом и точкой зрения в подобных делах, суд передал это дело на рассмотрение в Верховный суд, как образцовое.

Статус «образцовое дело» означает, что Верховный суд рассматривает это конкретное дело и решение по нему становится образцом, на который будут равняться все остальные окружные административные суды при вынесении своих вердиктов.

Если говорить грубо, то теперь суды первой инстанции больше не смогут выносить различные решения по подобным делам, а будут выносить только решения, соответствующие образцовому решению Верховного суда. Более того. Все подобные дела будут рассматриваться в упрощенном и ускоренном режиме.

Еще одним следствием подобного хода является то, что после вынесения образцового решения, становится совершенно очевидно, что такими же будут и все остальные судебные решения в стране по этому поводу. Это позволяет проигравшему такой образцовый суд вообще не доводить дело до суда, а разрешать проблему во внесудебном порядке. Попросту говоря, договариваться еще до подачи исковых заявлений.

Таким образом, образцовое решение суда и правозащитники, и переселенцы, и Пенсионный фонд ожидали с некоторым трепетом.

Пенсионный фонд действует… незаконно

Примечательно, что еще до рассмотрения этого дела 30 января 2018 года Верховный суд впервые вынес решение в пользу переселенцев, которым были приостановлены выплаты пенсий. Оно не было образцовым, но все равно создало прецедент. А 6 февраля было вынесено еще одно такое решение в пользу пенсионерки-переселенки. Это создавало определенный фон. Однако, тем не менее, все ждали образцового решения. И дождались…

3 мая нынешнего года Верховный суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда решением по делу № 805/402/18 (производство № Пз/9901/20/18) претензии переселенки удовлетворил. «Верховный суд удовлетворил иск в полном объеме и установил судебный контроль за выполнением этого решения. Так, суд обязал управление Пенсионного фонда Украины представить отчет о выполнении судебного решения в месячный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу», – немедленно сообщила пресс-служба Верховного суда.

Выводы Верховного суда интересны сами по себе. Так суд пришел к выводу, что выплата пенсии может быть приостановлена только по основаниям, определенным в ч.1 ст. 49 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или другим законом. Но не подзаконными актами. А законами не предусмотрено прекращения или приостановления выплаты пенсии на основании проведение верификации по спискам СБУ для проверки места фактического проживания.

Более того. Верховный суд сослался на решение Конституционного суда Украины от 7 октября 2009 года №25-рп/2009, которое устанавливает, что «право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание в Украине и государство в соответствии с конституционными принципами обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия, в Украине или за ее пределами».

Также суд привел в пример решение Европейского суда по правам человека в деле «Пичкур против Украины», в котором ЕСПЧ констатировал то же самое: право на получение пенсии, которое стало зависимым от места проживания заявителя – это говорит о нарушении Украиной ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

И конкретно о переселенцах

И, уже в резюме, помня о невероятной изворотливости правительства в вопросе пенсионных выплат переселенцам, Верховный суд конкретно становился на них: «Такой подход можно распространить не только на граждан, выехавших на постоянное место жительства за рубеж, но и на внутренне перемещенных лиц, имеющих постоянное место жительства на неподконтрольной правительству Украины территории. В контексте рассматриваемого дела, правовая связь между государством и человеком, которая предусматривает взаимные права и обязанности, подтверждается фактом приобретения гражданства. Свобода передвижения и свободный выбор места проживания гарантируется ст. 33 Конституции каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины».

Таким образом, Верховный суд сформулировал необходимые и достаточные условия для получения пенсии переселенцем. Они таковы:

  • переселенец является гражданином Украины;
  • переселенец имеет статус внутренне перемещенного лица, что подтверждается справкой органов социальной защиты населения о постановке его на учет как ВПЛ;
  • переселенец является пенсионером и получает пенсию, назначенную в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;

Казалось бы, до возобновления остановленных пенсионных выплат переселенцам рукой подать. Суды первой инстанции уже приготовились выносить решения по образцу, данному Верховным судом. Однако, Пенсионный фонд обжаловал решение Верховного суда в образцовом деле. Как следствие, несколько сотен судебных дел по искам пенсионеров-переселенцев были перенесены (фактически остановлены) до окончательного разрешения спора.

И вот 4 сентября Большая палата Верховного суда Украины подтвердила образцовое решение Верховного суда, отказав в апелляции Пенсионному фонду и оставив решение в силе.

Они переломили. Переломили?

«Это переломный момент. Суд решил, что пребывание гражданина Украины на временно неподконтрольных территориях не может быть основанием для прекращения выплаты пенсий. Это решение – последний аргумент в дискуссии о законности или незаконности невыплаты пенсии тем, кто остался на оккупированной части страны. Верховный суд встал на сторону неуклонного соблюдения Конституции и это решение суда высшей инстанции является обязательным для учета другими судами при рассмотрении таких дел», – заявила по этому поводу менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина.

«Огромное количество судебных дел пенсионеров-переселенцев, которые «заморожены» в судах из-за рассмотрения образцового дела, не позволяет многим людям пожилого возраста длительное время получать пенсии. Ввиду возраста и большого количества заболеваний из тех клиентов-переселенцев, которые к нам обратились, уже несколько десятков пенсионеров не дожили до правомерного решения в отношении своих пенсий», – сообщила координатор по адвокации Благотворительного фонда «Право на защиту» Дарина Толкач.

И вроде бы все говорит, что в этой долгой и, можно сказать, мучительной истории наступил долгожданный happy end. Однако, некоторые нюансы сугубо украинских реалий не дают так думать…

Когда суды… «имеют в виду»

Как заявила Дарина Толкач, Пенсионный фонд Украины превышает свои полномочия и считает себя выше суда, не исполняя вынесенные в пользу граждан решения и задерживая выплаты пенсий переселенцам.

«Такая тенденция видна и по другим видам пенсионных задолженностей. К примеру, недавно появилось постановление, которое регулирует выплаты пенсионных задолженностей военным пенсионерам. Это касается специальных пенсий и переначисления пенсий, которые были неправильно посчитаны с точки зрения пенсионера. В этом постановлении Пенсионный фонд посчитал себя органом, который стоит выше судебной системы, и прописал механизм выплаты и начисления тех долгов, которые судебным решением они обязаны вернуть. Они собираются создавать комиссию, которая будет рассматривать решение, вынесенное в пользу пенсионера, платить или не платить, и какую сумму платить. В Конституции написано, что суд выносит окончательное решение, и это решение является обязательным для всех государственных органов, если это касается административных судебных дел. Но Пенсионный фонд считает, что он может зарегулировать процесс исполнения окончательных решений судов своими нормативными актами», – сообщила она.

Не менее наглядным примером служит постановление правительства №335 «О внесении изменений в Постановление КМУ от 08.06.2016 №365», принятое 24 мая нынешнего года (т.е. уже после образцового решения Верховного суда).

Этим постановлением правительство ввело новый порядок выплат, по которому после любого приостановления пенсионных или социальных выплат переселенцам (вне зависимости от причин) возобновление выплат происходит с… момента обращения ВПЛ с новым заявлением. Все, что не выплачено между двумя этими событиями, не выплачивается, а идет в долг и будет выплачиваться в соответствии с отдельным порядком выплат, который правительство не принимает уже в течение 4 месяцев…

«Фишка состоит в том, что до принятия этого постановления, в случаях, когда происходили ошибки с остановкой пенсионных выплат, после выяснения пенсионеру выплачивались все положенные ему деньги сполна. Но теперь чиновникам Пенсионного фонда есть прямой материальный смысл ошибаться чаще и больше. Ведь чем больше ошибок, тем больше пенсионных выплат попадают в разряд замороженных долгов. Доживет ли пенсионер до того времени, когда будет принят порядок выплаты таких долгов? Можно только догадываться о каких суммах сэкономленных бюджетных средств отчитается министерство социальной политики в скором будущем», – сообщила адвокат «Адвокатского бюро Елены Прядко» Елена Алехина.

В свете этого, правозащитники всерьез опасаются, что в ответ на окончательное решение по образцовому делу о пенсионных выплатах переселенцам, Пенсионный фонд… примет какой-нибудь новый нормативный акт, которым ограничит или вовсе нивелирует это решение. И это – вполне реальный сценарий.

Скоро переселенцев… опять лишат пенсий?

И самое смешное и печальное одновременно. «По нашей информации, система "Аркан" не предусматривает возможности внесения в нее изменений. То есть, если человек обратился в УТСЗН и доказал, что он находится на подконтрольной Украине территории и не выезжал на неподконтрольную территорию дольше, чем на 60 дней, ему возобновляют пенсионную или социальную выплату, которая ему полагается, но при этом изменения в систему "Аркан" не вносятся. И в следующем месяце "Аркан"… снова выдает фамилию этого человека, как человека, который все еще находится на неподконтрольной территории. Что же касается "списков СБУ" и механизма их формирования, то до сих пор этот вопрос для нас вообще очень непонятен. Таким образом, вероятность, что ВПЛ, которым ранее остановили выплаты и которые доказали в УТСЗН, что они находятся на подконтрольной Украине территории, снова попадут в эти списки и лишатся выплат, очень велика», – заявила координатор по адвокации БФ «Право на защиту» Дарина Толкач.

И что же делать переселенцам, если правительство и Пенсионный фонд, несмотря на состоявшееся образцовое решение Верховного суда, продолжат поступать с чужими пенсиями так, как им вздумается? Тем более, что в представительства Норвежского совета по делам беженцев в Украине недавно в который раз констатировали, что «невыполнение решений национальных судов является системной проблемой в Украине».

«Нормативные акты и регуляторные механизмы, которые вводит Пенсионный фонд, противоречат банальной логике и, безусловно, принципам прав человека. Человек должен подарить государству какие-то свои выплаты, которые они неправомерно прекратили в какой-то момент просто потому, что государство приняло такое решение. Мы видим, что суды принимают решения в основном в пользу пенсионеров, требуя компенсации и возвращения неполученных пенсионных выплат за весь срок, когда человек не мог их получить по причине неправомерных решений Пенсионного фонда. Я бы посоветовала людям обращаться в суды, получать позитивные решения в свою пользу, ожидать вступления их в силу и через исполнительную службу взымать с пенсионных фондов полностью сумму, согласно судебным решениям», – заявила Дарина Толкач.

Интересное предложение. Хотелось бы увидеть теперь его практическую реализацию…

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Читайте также: