Получает ли агафья лыкова пенсию и какую

Снегопад начался накануне и продолжался всю ночь. Угрюмые сопки, поросшие сибирской тайгой, засыпало свежим снегом, и вертолет временами пролетал над ними так низко, что сквозь заснеженные кедровые лапы можно было разглядеть следы зверей.

Антон летит в гости к двоюродной тетке, которую никогда не видел. Сначала он почти двое суток ехал поездом, потом несколько часов на автомобиле, и вот вертолет. До тетки Антона добраться непросто, вертолет здесь нужен даже не рейсовый, а специальный. Ведь она женщина не простая, она — живой символ русского старообрядчества, всю жизнь живущая в глухой сибирской тайге отшельница Агафья Лыкова — на сотни километров от места, где она живет, нет ни души.

ТАСС разыскал Антона по просьбе самой Агафьи, которая во время одного из визитов журналистов посетовала, что знакомый по переписке родственник к ней не приезжает. Так мужчина и оказался в Горной Шории, Таштагольском районе Кузбасса, который много лет служит самой популярной точкой отправления для подготовки экспедиций к поселению Лыковых.

Организовать вылет большого вертолета, способного доставить в тайгу и людей, и грузы — визит Антона к родственнице мы объединили с заброской ей припасов на зиму, — непросто, и в этом ТАСС оказал поддержку губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

Родня по переписке

Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м.

Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят.


Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию.

Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области.

Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов. В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит.

Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ.


"Я помню, мать мне сказала: "Тебе письмо пришло". Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон.

Отчего там не жить?

Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов. Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам.

"Вы приехали, и сегодня снегопад начался. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года. — Ну ничего, техника у нас в готовности, справимся. Это Шория, она особая".

Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит. Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами.

Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых. В старообрядческом поселке Килинск всего 60 дворов — вдоль дороги сюда стоят высокие жерди, чтобы зимой под снегом было видно, где находится дорога. Мобильной связи в поселке нет, а угрюмые бородатые местные мужчины живут в основном охотой, сбором кедровых шишек и собственным хозяйством.


Здесь же живет племянница Агафьи Александра Мартюшева, мать восьмерых детей, бабушка 24 внуков и преуспевающий местный предприниматель — ее семья производит масло из кедровых орехов. Именно у Мартюшевой больше 20 лет назад после смерти "тяти" — Карпа Осиповича Лыкова жила некоторое время сама Агафья в один из немногих периодов, когда соглашалась временно покинуть заимку.

"Я помню, ее сильно поразили маленькие дети. Она все умилялась, что это, говорила, за маленький такой человечек, никогда такого не видела. Она ведь самая младшая в семье, родилась в тайге — где она там детей видела? — вспоминает Мартюшева. — Дочь моя, Марина, очень ей полюбилась, она даже просила меня отдать ее ей, чтобы отвезти Марину на заимку. Я не отдала, конечно".


По словам Мартюшевой, Агафью уговаривали остаться в Килинске, жители поселка обещали построить для нее дом, но Лыкова изначально приезжала просто погостить. Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу.

Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать.

"Она родилась там, всю жизнь прожила. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева. — Помогают ей сейчас, так и отчего там не жить?"

Родственники и помощники

Вместе с Антоном к Агафье летит целая делегация. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев.

Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны.

В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. "К Новому году я должен управиться. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком. Там недалеко идти, дней десять всего", — улыбается Алексей.


Уткина, с которым отшельница находит общий язык, она очень ждет. 74-летняя Лыкова нуждается не только в помощи по хозяйству, но и просто в компании, собеседнике. Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры.

"Обозлилась на него, сказала, ступай, не хочу тебя больше видеть. Не благословила его", — безапелляционно констатирует Лыкова.

Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых. Его историю отшельница знает лучше любого исследователя.

Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда.

Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал. При всем многообразии прилетающих несколько раз в год чиновников, журналистов и паломников Лыкова умудряется в них не путаться.

Кресты и люди

Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок. Но особенно рада Агафья церковным свечам. У нее есть фонари, есть бензиновый генератор, и можно включить электрическую лампу, но свечи ведь не простые и для нее имеют сакральное значение.

В избе, среди полок, заполненных одеждой и различной утварью, для икон и священных книг отведен отдельный, чистый и ухоженный угол. Евангелие в обитом железом переплете Агафья ставит на полку обложкой вперед, а торцевую часть книги сверху заботливо накрывает чистой тряпицей, чтобы на ней не скапливалась пыль.


Лыкова скупа на движения и эмоции — ходит не по-старчески медленно, а степенно, как привыкла. Не повышает голоса, ничем не возмущается и не смеется громко, только улыбается какой-то детской, наивной и по-особому светлой улыбкой.

Пока в избе вставляют окна, Агафья показывает Антону свое хозяйство, рассказывает об иконах, листает вместе с ним священные книги и ведет на могилу Карпа Осиповича. Отец таежного семейства похоронен недалеко от дома, под почерневшим от времени простым деревянным крестом.

Такой же восьмиконечный православный крест Лыкова заметила совсем недавно, "когда вода ушла", на большом камне на дне мелкой и чистой речушки Еринат, в нескольких десятках метров от заимки.

На темном сером камне действительно видны белые прожилки в форме креста, и никто не припомнит, чтобы видел его здесь раньше. Агафья на вопрос о том, считает ли она это чудом, знаком Господним, случайным капризом природы или чем-то еще, лишь улыбается и переводит разговор на другую тему: "Вот, медведь у меня совсем обнаглел нынче. После Покрова прямо в дом приходил. А теперь вот уже и снег выпал".


Так и проходит ее жизнь: ждать медведя после Покрова и встречать раннюю зиму, выращивать картофель и заготавливать сено для коз, таскать воду с реки, прясть шерсть, работать на ткацком станке и делать еще множество необходимых дел вдали от человеческого общества, наедине с собой. А ведь на это готов далеко не каждый.

"Это не просто физически крепкий, здоровый человек, таких-то у нас много, — говорит Владимир Макута, много раз бывавший у Агафьи и видавший многих ее помощников. — Одно дело день, неделю там провести. Но прямо пожить там — это должен быть крепкой веры человек. А вот этого уже достает далеко не всем".

Антон с Агафьей провел всего несколько часов, но по возвращении задумывается о том, чтобы приехать туда надолго. Не столько ради испытания веры, сколько для того, чтобы найти в лице отшельницы духовного наставника. Как знать, может, это не последний полет на заимку в жизни Антона. Контакты летчиков мы ему, если что, передадим.

Отшельница Агафья Лыкова экстренно попросила помощи с "большой земли". Она позвонила красноярскому кинодокументалисту Андрею Гришакову и сообщила, что у нее закончились запасы. Власти Кемеровской области организовали экспедицию в Таштагольский район Кузбасса и доставили все необходимое.

Кого боится, как лечится и как получает пенсию самая известная отшельница страны – в материале "Сибирь.Реалий".

"Я узнал нотки страха в ее голосе"

"Я проснулся от дыхания медведя, в ужасе, мне показалось, что медведь уже у моей головы. И Агафья говорила дрожащим голосом: "Андрей, Андрей, просыпайся, медведь, он рядом". Я выстрелил, и больше этой ночью мы его не видели. И вторая ночь прошла так же. Он следил за нами. И этот животный страх в глазах и в голосе Агафьи я знаю. Поэтому когда она позвонила мне и сказала, что все кончилось, я узнал нотки страха в ее голосе", – 10 декабря 2018 года Агафья Лыкова позвонила красноярскому журналисту и документалисту Андрею Гришакову по спутниковому телефону и сообщила, что запасов еды не хватит до конца декабря.

Отшельница успела сказать несколько слов, после чего связь оборвалась. Телефон Гришаков привез Лыковой в 2016 году. А в 2015 году красноярец сопровождал отшельницу, которая отправилась поставить кресты на могилы матери, сестры и братьев. Три ночи подряд медведь ходил рядом, люди чувствовали его запах. "На этих местах, где похоронены Лыковы, уже кедры растут. Поставили три креста, один на двойную могилу был. И я снимал это все, а ей сразу сказал: "Агафья, я тебе не буду помогать, буду снимать и потом расскажу людям". После этого похода она сказала, что исполнила главный долг своей жизни.

Гришаков с детства мечтал увидеть, как живет семья Лыковых. В 2010 году он впервые поехал на заимку отшельницы. Затем они вместе посадили и выкопали картошку, после чего красноярец начал снимать жизнь Агафьи на камеру. Журналист жил на заимке по две-три недели.

"Картошка у нее никогда не кончается. Она сажает ее впрок, как наши бабушки. Когда она звонила, она имела в виду, что кончился корм для коз и куриц, которые там бегают в бесчисленном количестве. И еще я думаю, что она звала на помощь, ориентируясь не на то, что завтра помощь приедет. Потому что помощь может приехать к весне", – рассказал Гришаков.


​"Если человек прожил всю жизнь в тайге, то это ее дом"​

По словам Гришакова, добраться к Агафье по воде стало сложнее: после наводнения на реке Большой Абакан в 2013 году размыло русло, поэтому стали образовываться заторы. Иногда отшельницу навещают инспекторы заповедника "Хакасский". После звонка отшельницы Гришаков сделал пост в социальных сетях. На следующий день к Агафье отправилась делегация во главе с новым главой Кемеровской области Сергеем Цивилевым.

"Раньше вертолеты чаще прилетали, а сейчас для нее зимой – это как в пустыне. Никого нет. Когда губернатор полетел, мы решили, что это хорошая оказия, начали собирать народные деньги. Я в интернете кинул клич, оставил реквизиты карты человека, который живет в Таштаголе. Собрали сумму до 20 тысяч. Закупили все необходимое, думаю, до конца зимы ей хватит", – говорит Гришаков.

На собранные деньги купили запчасти для бензопилы, запчасти для бензогенератора, мясо, несколько коробок овощей и фруктов (гранаты и виноград, которые любит Агафья). Губернатор подарил отшельнице щенка, а также привез 10 тюков сена, 350 кг комбикорма для коз, запас крупы.

"Вместе со всеми прилетал доктор из Таштагола, он осмотрел Агафью Карповну, – рассказывает журналист из Новосибирска Дмитрий Иванов, побывавший на заимке. – Что-то с рукой у нее, да. На правой руке у нее то ли какие-то отеки, то ли суставы болят. Но что-то болит. Ей привезли аптечку с лекарствами, среди которых были согревающие мази. Как сказал доктор, они должны помочь. В остальном, как мне показалось, она выглядела довольно бодро. Я четвертый раз уже там по работе, мне показалось, что она была рада гостям".

Осенью 2016 года Лыкову доставили в больницу Таштагола. Накануне она позвонила на "большую землю" и сообщила, что "отнялись ноги".

С обострением остеохондроза отшельница пролежала в стационаре несколько дней. По словам Иванова, 74-летняя Лыкова предпочитает народные средства, а к аптечным лекарствам относится с подозрением. К примеру, отшельница отказывается принимать корвалол, но верит, что кора лиственницы помогает, если приложить ее к больному месту.

Во время визита губернатора Цивилева Агафья Карповна пожаловалась, что ей снова мешает медведь, которого отшельница отпугивает петардами.

"Она живет на горном склоне над небольшой речкой Еринат, – рассказывает Иванов. – И медведь постоянно ей досаждает. Иногда зимой, если не впал в спячку, но чаще летом. У нее есть несколько историй, связанных с медведем, когда он в поисках еды приходит к ним на заимку. Было такое, что стучался мордой в окно. Сидел прямо во дворе. У Агафьи есть разные приспособления для борьбы с медведями. К примеру, петарды. Не большие, как любят запускать на Новый год, а маленькие, небольшие вспышки. И ими она пугает медведя.

Во время звонка Гришакову рядом с Агафьей находился ее сосед Георгий. Старообрядческая церковь, с которой Лыкова поддерживает связь с 2013 года, регулярно присылает к отшельнице послушника. После смерти охотника и бывшего геолога Ерофея Седова в 2015 году Лыкова некоторое время жила одна.

"Церковь присылает человека даже не то чтобы на помощь, а чтобы он жил рядом просто. Но люди с "большой земли" вряд ли могут прожить там всю жизнь, поэтому для них это такая долгая поездка. Я думаю, она там не брошена. Если человек прожил всю жизнь в тайге, то это ее дом. Пару лет назад я был там, и мы довозили ее вертолетом из больницы до заимки. И ее тогда приглашали остаться в Килинске в Таштагольском районе, но она не согласилась. Потому что она родилась в тайге, – говорит Иванов.


​"Много народу обозлено, что ей помогают"

"Гришаков, когда начал сбор, собрали фрукты, овощи, то, другое и спички. Я говорю, Андрюха, зачем спички, у нее свои спички есть! Кресало – огниво специальное, с помощью которого получают искру. Я впервые попал к Лыковой 40 лет назад, и мне тогда показалось, что я зашел в прошлое на 300–400 лет", – фотограф из Абазы Николай Пролецкий впервые приехал на заимку в 70-х. Он придумал снимать старообрядцев скрытой камерой: оператор делал вид, что снимает человека, стоящего в стороне, но на самом деле объектив был направлен на семейство Лыковых.

"Снимать они не разрешали, да и фотографии для них считались большим грехом. К примеру, когда Агафье привозили фотографии родственников, она не имела права занести их в дом. Считалось, что в доме должно быть только "Божье Лико", то есть икона. Конечно, с годами быт поменялся. Раньше, допустим, они пекли хлеб из самодельной муки: 50% пшена, 50% картошки. Знаете, ее семья ведь умерла от простого гриппа. Они выросли в тайге, в совершенно стерильной среде, поэтому не сформировали иммунитет. У Агафьи, видимо, организм покрепче. Она называет козу "емануха", а когда говорит "лани зима была снежная", это значит "в прошлом году зима была снежная".

Пенсию Агафья Лыкова не получает с 2011 года, у нее нет паспорта и специального пенсионного счета. В ноябре 2017 года в ходе прямой линии экс-губернатор Хакасии Виктор Зимин запретил добровольцам летать к Агафье Лыковой. Зимин заметил, что Лыкова "не является патриархом старообрядческой церкви и не имеет никакого статуса". По его словам,"бабушка Агафья и так нагрузка великая для многих".

"У меня мама, царствие небесное, всегда возмущалась и говорила: сынок, это несправедливо, я всю жизнь на государство работала, ко мне вертолеты не летают, а эти люди ни дня не работали на государство, еще и спрятались от войны, – сказал бывший глава Хакасии.

Николай Пролецкий не считает Лыковых беглецами: они не прятались от войны, а жили в тайге задолго до ее начала.


"Вообще, Агафья – человек Хакасии, а помогает ей Кузбасс. Это неправильно как-то, – уверен Николай Пролецкий. – Хотя помогать – это хорошо. Зимин не должен был так говорить. Много народу обозлено, что ей помогают. Но Агафья – дитя природы. Она живет в тайге, а мы вторгаемся на ее территорию. Государство же создает заповедники, заказники. Помогают лосям, маралам, а ей почему нет? Предки Лыковых, которые родились и выросли в этой самой тайге, сохранили свои религиозные убеждения, веру. Агафья – последняя. И во все века такие люди подвергались гонениям. Агафья Лыкова живет в центре заповедника, она часть природы, окружающей ее, Лыковы – частица истории, которую в свое время не захотели изучить и рассмотреть. При жизни надо помогать, а не ставить после смерти дорогие памятники. В государстве на первом месте должен быть человек любого вероисповедания, любых убеждений, любого возраста, убогий ли, болен ли, стар ли – он человек, часть государства".

Бизнесмен уже решил, как доставить материалы в труднодоступное место



На днях стало известно, что сибирская отшельница Агафья Лыкова попросила российского бизнесмена Олега Дерипаску помочь ей в строительстве нового дома, написал на своей странице в социальной сети Facebook директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. Напомним, что Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, живших в изоляции с 1937 года. Таежных жителей обнаружили геологи в 1978 году в Западных Саянах, и 76-летняя Агафья Лыкова до сих пор живет в тайге.

Родилась Агафья Карповна в апреле 1944 года среди сибирских лесов, выросла в Саянской тайге и до конца 1970-х никогда не контактировала с мирянами (так она называла чужих людей). Ее взгляд на жизнь своеобразен, а язык, которым она излагает мысли, необычен и уходит корнями в глубокую историю Руси. В лексиконе отшельницы есть слова, которые не используются в речи вот уже несколько веков. К примеру, говоря о чем-то ложном, неправильном или недостоверном, женщина именует это «лжепослушеством». А ведь это слово не фигурирует в широком обиходе более трех столетий. Семейство Лыковых проживало вдали от цивилизации с конца 1930-х годов. Старообрядцы скрывались в таежных краях от гонений, связанных с их верой (они были староверами «часовенного согласия»). Агафья — младшая дочь Лыковых. После того, как в 1961 году скончалась ее мать, они остались впятером: отец, двое ее братьев и она со старшей сестрой. Однажды на их поселение наткнулись геологи — это произошло в 1978 году. С тех пор ученые и журналисты сорок лет наблюдали за судьбой «таежного тупика». Первым про который рассказал легендарный журналист и писатель Василий Михайлович Песков.

К сожалению, через три года после встречи с мирянами, в один только 1981 год, умерли сразу трое Лыковых: два сына и старшая дочь. Остались отец и Агафья. А спустя семь лет не стало и главы семейства — Карпа Осиповича. И уже более 30-ти лет женщина ведет отшельнический образ жизни, в одиночку справляясь с трудностями быта. Какое-то время она пробовала постричься в монахини и жить в старообрядческом монастыре, но разногласия во взглядах с другими представительницами духовенства и проблемы со здоровьем не позволили ей надолго там задержаться.


В последнее время, уже в 21 веке, Агафья Карповна много раз становилась героиней новостных сюжетов российских СМИ и информационных лент. Так, о ней по мере возможностей заботятся власти. А помощь, оказываемая женщине, постоянно становится предметом обсуждения пользователей в соцсетях.

В настоящее время отшельница Агафья Лыкова проживает в родовой заимке на территории «Хакасского» заповедника. Периодически на вертолете ей доставляют продукты и все необходимое. Активно помогает женщине предприниматель Олег Дерипаска. Так, недавно с его стороны ей снова поступил очередной запас провианта и предметов быта, в числе которых кухонная утварь и постельные принадлежности. Кроме того, этим же рейсом прилетел и человек, который специально был отправлен для того, чтобы помогать Агафье по хозяйству. И этим помощником стал Николай Седов, сын того самого геолога Ерофея Седова, который в свое время, будучи в составе экспедиции, обнаружил отшельницу и ее семью в глухом лесу. Долгое время Ерофей жил с Агафьей по соседству. Пять лет назад мужчина умер. Теперь обязанности по заботе о женщине и взял на себя его сын.



Сегодня к отшельнице регулярно наведываются самые разные люди, в том числе и волонтеры, а также работники заповедника и представители власти. Много лет помощь Агафье оказывал и бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, а в дальнейшем — и сменивший его на посту главы региона Сергей Цивилев.

По распоряжению Амана Тулеева староверке много раз привозили и продукты, и лекарства, — все необходимое, что ей требовалось для жизни. В 2014 году отшельницу навещал сам Митрополит, который приезжал к ней с подарками и сувенирами (несколько лет назад Агафья, по ее просьбе, была присоединена к русской православной старообрядческой церкви).

Сейчас в жизни Агафьи все проблемы с бытовыми и хозяйственными нуждами быстро и успешно решаются, благо есть щедрые меценаты и просто люди с добрым сердцем. Вот и со строительством необходимого ей дома тот же Олег Дерипаска, которому она изложила свою просьбу, касаемо данного вопроса, в письме, согласился помочь. Представитель известного ​​​бизнесмена заявил, что с доставкой строительных материалов в труднодоступную местность проблем не будет, а если они и возникнут, то будут решены. Все, что необходимо для строительства дома, скорее всего, будет доставлено по реке. И даже уже готов проект избы. Так что, дай Бог, Агафья Карповна скоро будет праздновать новоселье.

Автор:
Золотая Орда


Отшельнице Агафье Лыковой передали подарки к Новому году. Фото: заповедник "Хакасский".

Накануне зимних праздников знаменитой отшельнице передали подарки: новый платок с узорами и юбку цвета морской волны… В гостях у Агафьи Лыковой побывали инспекторы заповедника «Хакасский», а также Николай Седов, сын таёжника Ерофея, бывшего соседа Агафьи, сообщает kp.ru.

"Как добирались? Так на северных оленях, к нам Санта-Клаус приехал, я у него упряжку попросил, - смеётся Николай Ерофеевич. – Да шучу-шучу. Конечно, на вертолёте прилетели".

Не застолье, а молитва

Между прочим, аккурат на праздник. Поспели как раз к особой дате – Дню Николая Чудотворца. (Как все староверы, бабушка Агафья Новый год не отмечает, к тому же сейчас пост).

"Праздник, она нарядная, - продолжают гости. – На лице улыбка, настроение приподнятое. Мы её прервали, домолилась, пока там были. И только потом стала общаться. В нашем понимании праздники - это застолье, веселье. Праздник по-христиански – совсем другое: всё прибрано, везде порядок. Рождественский пост закончится 7 января, так что до Пасхи будет разрешено есть масло и мясо. А сейчас праздник по-христиански. Это подразумевает светлые помыслы: человек думает о благости, молится".

Вокруг – настоящая сказка. В этом году зима выдалась снежной, такие сугробы навалило.

Бабушке приходится непросто: воду носит, коз по кормит, управляется по хозяйству. Кое в чём пособляет помощник Алексей, но, в основном, всё сама-сама, в её-то 75 лет.


Агафья и её помощник Алексей. Фото: заповедник "Хакасский".

Благо снег утихомирил таёжного гостя. Ещё летом к заимке подступал настырный медведь, пришлось отпугивать петардами. Маралы тоже вроде поунялись, а то было такое - повадились, растеребили сено. Вздыхает: понятное дело, голодные, но вы же дикие, не домашние. Надо как-нибудь самим кормиться!

Фейерверк – с «Байконура»

"Конечно, без подарков не обошлось, - рассказывает Николай Седов . – Привезли Карповне обновки, зимнюю одежду: обутки, платки. И, разумеется, гостинцы: рыбу (в этом году порыбачить у неё не получилось), мясо, масло кедровое. Сейчас оно дорогое, недоступный продукт стал. А оно нужное, Карповна им лечится".

Гости пробыли у отшельницы даже не день, около часа. Говорят, полёт к ней дальний, а сейчас самые короткие дни, только-только на прибыль пошли, к лету.

Только и успели, что словом перемолвиться. На здоровье Агафья не жаловалась, не до того было. Только посетовала: у коз заканчивается сено. Наверное, придётся кормить голым тальником.


Обновки - на зиму и продукты доставили инспекторы. Фото: заповедник "Хакасский".

И то верно, подтверждают инспекторы. У заимки угодий сенокосных мало, все клочки выкашиваются, с травой проблема, нет её. Да, коза может есть еловую лапку, хоть та и очень колючая. Но до весны как на ней протянуть?

Провожая, Карповна передала на большую землю приветы, всех благословила – на будущий год. А потом снова взялась за дела.

"Не скучает ли? Ей некогда! – говорит Николай Ерофеевич. - У неё, знаете, как день проходит: или работа, или молитва, нет праздного состояния духа. Молитва, работа и сон. Единственное, может, уделить 5 минут погладить кошку или собаку. Только это и может себе позволить, так расслабиться. Аскетический образ жизни. По-христиански живёт, так люди и должны жить. Тут с «Байконура» опять ракету запустили, предлагали Агафье эвакуироваться. Но сколько это уже лет продолжается, она привыкла. Говорит, о-о-о, в небе звезда пролетела, ба-бах, и ничего страшного в этом нет".

Так – вроде фейерверка, к Новому году.

Удивительная история семьи Лыковых

Семья старообрядцев, добровольно ушедшая жить в тайгу, известна на весь мир. Их обнаружили только в 1978 году (советские геологи), а так, семья Лыковых поселилась в глубокой тайге ещё в 1936 году.

Именно тогда, "убегая от непутёвой власти" (большевиков), глава семейства Карп Лыков и его супруга Акулина, принимают решение стать отшельниками и уйти от цивилизации. На тот момент у них уже было двое детей: 9-летний сын Савий и 2-ух летняя дочь Наталья. Жили сначала в шалаше, дом срубили позже. Почти сразу в семье родилось ещё двое детей: Агафья и Дмитрий. От места жительства Лыковых до ближайшей деревни около 250 км.

Впервые, их обнаружили геологи (с вертолёта) в 1978 году. На тот момент семейство состояло из 5 человек: отец и четверо детей. Акулина умерла в 1961 году от голода.

Для учёных эта семья стала настоящим открытием. В первые минуты встречи с геологами, отшельники были напуганы. В доме тогда находился Карп и двое его дочерей. Но спустя время, они сами пошли на контакт. С удовольствием рассказывали гостям о своём образе жизни, о своих устоях и правилах.

Они умели читать и писать, сами ткали себе одежду и "вязали" обувь из бересты. Женщины следили за посевами, мужчины ходили на охоту. Каждый из их членов семьи был уникален по своему. Лыковы вели глубоко религиозный, уединённый образ жизни.

Тем временем научный прогресс развивался на глазах. Была выиграна Вторая Мировая Война, Гагарин полетел в космос, у всех было радио и телевидение. А для Карпа Лыкова главным врагом до сих пор оставался Пётр I и его власть. Он рассказывал о временах правления царя так, будто бы это было вчера.

В итоге, семью стало навещать множество учёных, журналистов и докторов. О них написали в газетах по всему миру. Но случилась беда. Полная изоляция от людей привела к тому, что иммунитета к определённым заболеваниям у Лыковых не было. У Дмитрия развилась пневмония. Ему отчаянно пытались помочь, уговаривали лечь в больницу, но он отказался. У Савина и Натальи обнаружили почечную недостаточность (результат строгой диеты в суровых условиях), любая инфекция могла дать осложнения. Именно это и произошло.

Осенью 1981 года, трое из детей: Савий, Наталья и Дмитрий погибли. Друг за другом, с разницей в несколько дней. А ведь на момент обнаружения, Лыковых осматривали доктора. Все, как один, были здоровы и полны сил, сей факт не раз отмечали учёные.

После похорон, оставшихся в живых Агафью и Карпа уговаривали переехать в деревню (город), но они отказались.

Спустя 7 лет, в феврале 1988 года, во сне умер глава семейства - Карп. Агафья осталась совсем одна. Переезжать она не собиралась, но от помощи не отказывалась. Несколько раз она всё же покидала свою обитель: ездила по приглашению родственников в гости, пару раз проходила лечение в больнице.

На какое-то время даже решила переехать в женский монастырь, но не прижилась там и снова вернулась в тайгу. Агафья живёт там по сей день. Она верно хранит преданность семейным реликвиям и традициям.








Через 40 лет их поселение случайно обнаружили геологи – так Лыковы стали знамениты на весь Советский Союз. Но после того, как в 1988 г. умер глава семьи Карп Осипович, в живых осталась лишь его дочь Агафья. Недавно к ней заглянула этнографическая экспедиция «АйКумена. Енисей­ская Сибирь». Её организатор и ведущий телеканала «Мир» Денис Терехов готовит об Агафье Лыковой фильм.

«АиФ» расспросил его, как живёт знаменитая отшельница.

Лучины вместо ламп

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Денис, как Агафья сейчас поддерживает связь с внешним миром? Скажем, вы её предупреждали о своём визите?

Денис Терехов: Нет. Хотя у неё есть спутниковый телефон, но связь односторонняя. Она может только сама позвонить, если случится что-то экстренное, для этого ей телефон и оставляли. Но делает это крайне редко – для неё это испытание.


– В каком смысле? Сложно набрать номер?

– Несмотря на то что Агафья Карповна исповедует не самую ортодоксальную старообрядческую веру, она старается не прикасаться ни к каким вещам из внешнего мира. В том числе к телефону. Например, когда мы записывали с ней интервью, она не разрешила повесить на себя микрофон-петличку. Она даже спичками не пользуется: как развела огонь в печи, так его и поддерживает. Зажигает лучины вместо ламп. Никакого электричества, разумеется, нет.

– А кому она звонит в экстренных случаях?

– Участок леса, где она живёт (так называемая заимка Лыковых), входит в состав Хакасского заповедника. Среди его работников есть люди, которые её хорошо знают и регулярно навещают. С нами полетел один сотрудник, он и начал с ней беседу первым. Потом сказал: «Вот хорошие ребята, поговорите с ними».

Примерно раз в месяц к ней кто-то наведывается. Это могут быть инспекторы заповедника, геологи, представители власти, люди, которые интересуются её судьбой. А ещё крестник Николай – сын геолога Ерофея Седова, который жил с ней по соседству, но умер несколько лет назад. Он помогает ей по хозяйству – сено собрать, дрова на зиму наколоть.

– Что собой представляет хозяйство?

– Козы, куры, кошки, собаки… Она сама печёт хлеб (муку ей доставляют), нам дала две краюхи в дорогу. Собирает ягоды и орехи. На огороде у неё растут картошка (хотя у некоторых старообрядцев употребление картофеля строго запрещено), огурцы, помидоры, морковь. Ещё она любит арбузы, но в тайге их не вырастишь, поэтому их ей тоже привозят.

Сейчас Агафье 74 года (хотя в Википедии написано, что 75), но она по-прежнему с хозяй­ством управляется сама.

Как живет сейчас отшельница Агафья Лыкова











Как живет сейчас отшельница Агафья Лыкова











Доверчива, как ребёнок

– Как у неё со здоровьем? Жалуется на что-либо?

– У неё опухоль на груди. К ­счастью, доброкачественная. Её отвозили как-то на Большую землю, чтобы обследовать и полечить. Она прожила там две недели, а потом попросила вернуть её на заимку, потому что просто не могла пить местную воду. И воздух ей не подошёл. Она ведь родилась в тайге, у неё организм иначе устроен – он не приспособлен к городской жизни, у него другой бактериальный баланс. По этой причине, кстати, тех, кто приезжает к ней, заранее просят, чтобы они не прикасались к Агафье, не обнимали её. Это может причинить ей вред.

Да она и сама никого к себе не допускает и врачам не доверяет, поэтому судить о состоянии её здоровья сложно. В качестве лекарственного средства она использует конопляное молоко.

– Однако!

– Это традиционный рецепт обезболивающего средства, веками используемый в народной медицине. В тех широтах конопля просто не вызревает до, так сказать, «наркотического эффекта».


– Что Агафья знает об окружающем мире, о политической обстановке в нём?

– Ей привозят газеты, но это религиозные издания. Газета «Старообрядец», например. Мирских газет и журналов я у неё не видел.

Политикой она не интересуется, как и любыми современными технологиями. Она убеждена, что технологии вредны и опасны. Наверное, она поверхностно представляет, что в мире происходит, ведь тот же крестник Николай ей что-то рассказывает, но она смо­трит на это через призму истовой веры. Дескать, дьявол испортил мир и всё, что в нём есть, ту же медицину. Поэтому в больницах лечиться ни в коем случае нельзя. «Вера испортилась, игуменьи стали замуж выходить, а иноки стали жениться», – говорила она.

Вообще, о чём у неё ни спроси, она обязательно возвращается к теме веры. Спрашиваешь про распорядок дня – она отвечает, что, проснувшись, помолилась Богу, и дальше говорит только об этом. Невероятно набожна. Как я понял, Бог для неё вроде старшего товарища, который живёт где-то рядом, через лес. Для неё он вполне осязаем и конкретен, она будто ощущает его физическое присутствие.

Агафья Карповна считает себя монашкой. Кстати, и старообрядцы к ней так же относятся. Раз в год её навещает отец Игорь (Мыльников), настоятель старообрядческого храма иконы «Всем Скорбящим Радость» в Новокузнецке. Он её духовник. Также к ней прилетал митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви.

Вторая тема, на которую её постоянно «выносит», – то, что она так хотела остаться девой, чтобы целиком посвятить себя Богу, но её обесчестили и не дали сохранить девственность. Этот вопрос деликатно обходится, но, похоже, её на протяжении жизни неоднократно насиловали. И это в её речи постоянно проскальзывает, она очень сильно из-за этого переживает. Она ведь невероятно открытый и доверчивый человек. Прямо как ребёнок.


– Вам не показалось, что она уже нуждается в постоянном уходе? Ведь те, кто летает к ней раз в месяц, никогда не знают, застанут ли её живой.

– Да, она сама говорила, что ей нужна помощница. Дескать, та будет работать, а сама Агафья – молиться. Потому что времени на молитву ей не хватает – хозяйство отнимает много сил.

Я её спросил, не было ли у ­неё мысли уехать. Она ответила: хотелось бы посетить Святую землю. Я говорю: так давайте мы вас свозим. Но у неё нет документов! Она их вообще никогда не имела. Но даже если их ей сделать, она всё равно никуда не поедет, откажется.

Там, на заимке Лыковых, похоронена вся её семья, кресты стоят. И она себя вне этого места вообще не видит. Как она говорит: «Тятя (отец. – Ред.) велел никуда не уходить».

Читайте также: