Получают ли судьи пенсию по инвалидности

Постановление Конституционного Суда от 19.02.2018 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска".

Судья, который в период исполнения обязанностей получил заболевание, повлекшее инвалидность, вправе в силу своего конституционно-правового статуса рассчитывать на поддержку государства и соответствующее социальное обеспечение, учитывающее как его статус, так и размер заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения).

Конституционный Суд Рф признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и пункта 5 статьи 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

В соответствии с действующим правовым регулированием судья, ставший инвалидом вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности, и ушедший в отставку в связи с невозможностью по состоянию здоровья продолжать исполнение полномочий судьи, может избрать один из двух вариантов определения размера страховой пенсии по инвалидности. Первый предполагает преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи. Второй - назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода исполнения обязанностей судьи, с тем чтобы по достижении возраста 55 лет (50 лет для женщин) приобрести право на предоставление ежемесячного пожизненного содержания пропорционально времени исполнения обязанностей судьи.

При избрании первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судьи, ушедшего в отставку, определяется с учетом того, что заработная плата (с 1 января 2013 года - ежемесячное денежное вознаграждение) судьи не включается в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"; подпункт 1 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса РФ); соответственно, в период осуществления полномочий судьи формирование расчетного пенсионного капитала, а с 2015 года - индивидуального пенсионного коэффициента не происходит.

В целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения ими своих полномочий Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими с 1 января 2002 года. В соответствии с названным федеральным законом расчетный пенсионный капитал судей формируется из средств, выделенных Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета в сумме, которая рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз, на продолжительность периодов работы в должности судьи.

Со вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" по отношению к периодам работы в должности судьи применяется установленный данным федеральным законом индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый полный календарный год такой деятельности - 1,8.

Одновременно судье предоставлено право выбора порядка оценки пенсионных прав за периоды работы с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года: в соответствии с названным федеральным законом либо Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".

Применение в целях конвертации пенсионных прав судей указанных подходов, которые в системе пенсионного страхования используются для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (периодов, за которые не начисляются и не уплачиваются страховые взносы), включая те, которые не были связаны с осуществлением трудовой деятельности (в частности, периодов ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности и т.п.), обусловлено тем обстоятельством, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на суммы заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи не начисляются и не уплачиваются.

Таким образом, размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения), а сам он при назначении пенсии в системе обязательного пенсионного страхования ставится в худшее по сравнению с застрахованными лицами положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Законодатель, не предусмотрев специального пенсионного обеспечения на случай установления судье инвалидности, препятствующей продолжению профессиональной деятельности, в рамках системы обязательного пенсионного страхования не создал и адекватного правового механизма, который позволял бы преобразовывать пенсионные права, приобретенные в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал (за период с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года) и индивидуальный пенсионный коэффициент (начиная с 1 января 2015 года) в объеме, соотносимом с заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением) судей.

Второй вариант пенсионного обеспечения судьи в отставке, которому в период осуществления служебных обязанностей установлена инвалидность, основан на применении правила части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", которое не предусматривает учета периода осуществления полномочий судьи при преобразовании пенсионных прав, с тем чтобы сохранить право на получение ежемесячного пожизненного содержания по достижении установленного законом возраста. В этом случае размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться исключительно на основе стажа и пенсионных прав, приобретенных до назначения на должность судьи. Следовательно, размер пенсии составит еще меньшую сумму, чем при преобразовании пенсионных прав, приобретенных в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал, однако по достижении 55-летнего (для женщин - 50-летнего) возраста судья получит возможность выбора между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием, размер которого будет определен пропорционально количеству лет работы в должности судьи.

Применение части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" приводит к тому, что в течение зачастую продолжительного времени судья в отставке, который в силу состояния здоровья лишен возможности осуществлять даже те виды профессиональной деятельности, которые совместимы с его статусом, получает социальное обеспечение, не соответствующее конституционно-правовому статусу судьи и не соотносимое с его заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением).

Следовательно, специальный правовой механизм социального обеспечения судей в отставке не предусматривает условий и порядка установления такого обеспечения в случае наступления препятствующей продолжению исполнения полномочий судьи инвалидности по причинам, не связанным со служебной деятельностью, а система обязательного пенсионного страхования, в силу того что судьи не подлежат данному виду страхования, не может обеспечить назначение страховой пенсии по инвалидности в размере, учитывающем заработную плату (ежемесячное денежное вознаграждение), получаемую в период исполнения полномочий судьи.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедших в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, с тем чтобы гарантировать им надлежащую социальную защиту как лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом.


Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за "общее заболевание" поразило судью – не сообщается.

Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

"В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи".

Закон о статусе судей

Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого "адекватного правового механизма", по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. "Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности", – отмечает КС.

"Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью".

В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и п. 5 ст. 15 закона "О статусе судей в Российской Федерации". Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как "лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом". Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.

Работа на должности судьи гарантирует не только высокие зарплаты и общественный статус, но и пожизненное пенсионное обеспечение, по размеру не сильно уступающее зарплате. Пенсия судей, порядок ее начисления и дополнительных выплат описывается в федеральных законах 400-ФЗ и 126-ФЗ, а также специализированных законах №4468-I и 3132-I. Подробнее о нюансах расчет выплат для судейского сообщества читайте в нашей статье.


Пенсия судей в 2020 году: размер, расчет и условия назначения

В основном регулирование персонального обеспечения судей производится законом №3231. В нем описываются как особенности начисления улучшенной «пенсии», так и подсчет стажа с необходимыми условиями. Если судья не проходит по стажу ни для выслуги лет, ни по пожизненному обеспечению, то его вопрос рассматривается в стандартном порядке, через Пенсионный Фонд России.

Гарантии для сотрудников судов описаны в Постановление Правительства №425. Там же указывается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения. Работающий судья не имеет права для получения персонального содержания, поэтому первым шагом станет выход в отставку. Сделать это можно как самостоятельно, подав письменное заявление, так и автоматически.


Количество судей, лишенных полномочий в прошлом году

Каждое из этих событий может стать причиной отставки судьи с полным сохранением своих привилегий. В случае судебного разбирательства и увольнения по статье либо уголовного наказания судейские привилегии аннулируются, и юрист имеет право рассчитывать только на обычную пенсию, оформляемую ПФР.

Разновидности выплат для судей в отставке

Получить пенсионное содержание могут граждане РФ, имеющие не менее двадцати лет юридического стажа, которые были проведены на следующих должностях:

  • арбитр или судья вне зависимости от категории;
  • прокурор, адвокат, их заместители и помощники (или любая другая профессия, требующая профильного юридического образования);
  • органы юстиции, любая должность, связанная с судопроизводством.

Судья, вышедший в отставку или сменивший должность, начиная с 55 лет (50 для женщин) может обратиться за одной из трех разновидностей выплат:

  1. Стандартная страховая пенсия, выплачиваемая гражданам России на общих основаниях.
  2. Обеспечение по выслуге лет (закон 4468-I).
  3. Пожизненное содержание (закон 3132-I).

Страховая пенсия начисляется в соответствии с выплатами, ежемесячно отчисляемых с зарплаты судьи в Пенсионный фонд. Несмотря на то, что итоговая сумма выходит заметно выше средней по стране, эта разновидность судейской пенсии является самой маленькой, поэтому подавать заявление на ее получение стоит только при недостаточном стаже для второго и третьего варианта. Судья, проработавший менее 10 лет в юридической сфере, на специализированную пенсию не имеет права.

При 25-летнем стаже судья имеет право на немедленный выход на пенсию по выслуге лет, даже если пенсионный возраст еще не достигнут. В отличие от третьего пункта с денежным довольствием, выплата содержания по выслуге лет проводится по общему для всех сотрудников силовых ведомств закону №4468-I. В статье 14 указывается, что пенсионер имеет право на довольствие от 50 до 85% зарплаты в зависимости от выслуги (50% после 20 лет, затем по 3 дополнительных процента за каждый следующий год).

При достижении 20-летнего стажа, юрист имеет право выбрать ежемесячное пожизненное содержание, составляющее от 80 до 85% заработка активного судьи на аналогичной должности. Размер процентного значения зависит от величины стажа — за каждый дополнительный год добавляется по одному проценту. Опция пожизненного содержания описана в специализированном законе 3132-I о статусе судей.


Обеспечение судей КС оговаривается отдельным постановлением правительства за номером 425

Также, в постановлении №425 описывается порядок выплат иждивенцам и членам семьи умершего (или погибшего) судьи, если на момент смерти он все еще не ушел в отставку.

Дополнительное материальное обеспечение

Помимо основной пенсии или пожизненного содержания, судья может получить выплаты при наличии государственных наград. Статья 1 №21-ФЗ определяет следующие категории лиц, которым полагается дополнительное обеспечение:

  • Герои СССР и России;
  • награжденные орденами Андрея Первозванного, Славы, Ленина, «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине»;
  • обладатели госпремий СССР и РФ;
  • чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр.

Размер выплат указывается во второй статье этого же закона и колеблется в диапазоне от 250 до 415 процентов от общероссийской социальной пенсии.

Размер пожизненного пенсионного содержания

Как и у большинства госслужащих, оклад у судей достаточно низкий: глава Конституционного суда получает чуть более 30 тысяч рублей ежемесячно. При этом работает система поощрений и модификаторов: у работающего судьи надбавка только за квалификационный класс составляет от 30 до 150%.


Таблица квалификационных классов судей

На обычную пенсию большинство бонусов, полученных во время службы, не распространяются. В случае пенсионного содержания на размер выплат будут влиять:

  • объем выслуги лет (было указано выше — от 80 до 85%);
  • звание профессора или доцента, а также Заслуженного юриста страны;
  • кандидатская и докторская степень;
  • знание и применение иностранных языков в международных делах (до 20% для судей Конституционного суда).

Важно! Пенсионное содержание судей не облагается налогом, что является еще одной особенностью данных выплат.

Таблица. Размер судейского оклада в зависимости от выслуги лет

Срок выслугиПроцентное увеличение
От 24 до 60 месяцев15%
От 60 до 120 месяцев25%
От 120 до 180 месяцев30%
От 180 до 240 месяцев40%
Более 240 месяцев50%

*Бонус со сроков не суммируется и считается от стартового оклада.

Начиная с 2012 года, в трудовой стаж судьи зачисляется служба в армии, обучение по специальности, служба в государственных ведомствах. В общий «юридический» стаж зачисляется труд в адвокатских конторах, органах следствия и прокуратуры, частная практика.

Научные степени и звания также дают процентную прибавку. Кандидат или доцент получат 5% к норме оклада, все остальные — по 10%. Считается и региональный коэффициент: работа на ДВ или Крайнем Севере страны будет заметно выгоднее как в плане начисляемого стажа, так и по общей зарплате (стандартный модификатор х1.5).

На практике даже невысокий класс судьи при достаточной выслуге дает право на заработок в 70-80 тысяч рублей. Выплаты производятся напрямую из федерального бюджета, региональная администрация может доплачивать только всем судьям одновременно, установив повышенные коэффициенты.

Расчет пенсии судьи

При оформлении пенсии судьей выбирается один из трех вариантов. Одновременное получение нескольких вариантов государственной пенсии не допускается. Проще всего показать практику расчета на конкретных примерах.


Судьи могут выбирать между тремя видами пенсионного обеспечения

Начнем с общегражданской страховой пенсии. Формула для нее выглядит так: индивидуальный коэффициент * стоимость балла + (фиксированная выплата * коэффициент повышения). Допустим, судья получает ежемесячно зарплату в 70 тысяч рублей. По пенсионному законодательству и модификаторам, принятым в 2020 году, это дает около 8,25 пенсионных баллов ежегодно. При текущей стоимости пенсионного балла в 87,24 рубля за 20 лет стажа общая сумма выплат составит 81,5*8,25*20 = 14394,6 рублей + 5334 рублей фиксированной выплаты. В общей сложности судья получит 19728,6 рубль ежемесячно.

При оформлении пенсии по выслуге лет заработок судьи умножается на процентный коэффициент, который зависит от юридического стажа. Здесь подсчет заметно проще: после достижения судьей 20 лет выслуги, его пенсия составит 50% от зарплаты, а каждый отработанный год добавит еще три процента сверху до предела в 85%. При 20 годах службы и 70 тысячах зарплаты судья получит пенсию в 35 тысяч, при 25 годах — 48750 рублей (65% от зарплаты), при 30 годах и более — 63750 рублей (80% от зарплаты).

Наконец, пожизненное довольствие даст при тех же стартовых условий 56 тысяч дохода, так как отсчет начинается не с 50, а с 80%. При 25 годах стажа пенсия также достигнет своего предела в 63750 рублей.

Калькулятор расчета пожизненного довольствия судьи

Калькулятор ниже поможет вам рассчитать размер пожизненного довольствия судьи.

Как оформить пенсию?

Получение средств из федерального бюджета осуществляется по заявке судебного департамента или региональной администрации. Для оформления содержания судье проще всего обращаться по месту предыдущей работы: именно суды решают вопрос о начислении, Пенсионный фонд в вопросе не участвует. Бывшему судье необходимо предоставить набор документов:

  1. Заявление о предоставлении содержания, написанное от руки.
  2. Удостоверение личности (общегражданский или служебный паспорт РФ).
  3. Трудовая книжка, подтверждающая заявленный стаж.
  4. Карточка СНИЛС.
  5. Подтверждение уровня квалификации.
  6. Удостоверения или свидетельства о наличии регалий, предусматривающих дополнительные льготы.

Проверка занимает две рабочих недели, после которых заявитель уведомляется о решении. Выплаты проходят, начиная со следующего календарного месяца после регистрации заявления.

Подытожив вышесказанное, можно выделить ряд особенностей формирования пенсии для судей и других работников судов:

  • выплаты касаются судей, имеющих значительную выслугу лет;
  • предоставляемое пожизненное содержание в худшем случае составляет 4/5 от зарплаты, при этом не облагается налогом;
  • вопрос о выплатах решает судебная коллегия, Пенсионный фонд в обсуждении не участвует.

Важный нюанс: при получении пенсии судья не имеет права продолжать юридическую практику, а официальный выход на работу приведет к заморозке выплат. В законе есть три исключения на этот счет: литература, наука и преподавание.

Обеспечение военных судей

Пенсионеры-судьи, работавшие в военных судах, получают абсолютно такие же дотации от федерального бюджета, что и гражданские специалисты. Совпадает как возраст выхода и размер компенсации, так и другие критерии. Исключением станет основной размер стажа — для военных минимальный срок составит 15 лет.


Военные судьи для оформления пенсии по выслуге лет должны отработать меньше, чем гражданские, — 15 лет

Военные судьи на пенсии получают дополнительные льготы в случае травмы, полученной в результате службы. Например, пожизненное содержание можно получать вместе с пособием по инвалидности, если судья стал инвалидом вследствие военной травмы. Такое нередко случается с юристами, работавших в молодости в горячих точках. Также, военные судьи-инвалиды имеют право на увеличенное пособие.

Изменения в 2020 году

Пенсионная реформа вместе с другими госслужащими затронула и судей: начиная с 2017 года, нижняя граница выхода на пенсию повышается на шесть месяцев, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Был повышен показатель минимального стажа для выхода по выслуге лет: если ранее можно было уйти после 20 лет работы, то теперь необходимо минимум 25. Для тех, кто вышел на обеспечение до 2017 года, ничего не изменится — реформа касается только действующих судей и юристов.

Отказ в пожизненном содержании

Каждое заявление, подаваемое на пожизненное пенсионное обеспечение, рассматривается судебной коллегией в особом порядке. Для отказа в выдаче средств судье, проработавшему более 20 лет, основания должны быть действительно значимыми.

  1. Любое преступление, вне зависимости от стажа работы, лишает права работы в судебных органах и приводит к автоматическому отказу на пожизненное содержание. Это же относится к преступлениям, совершенным уже после выхода на пенсию.
  2. Смена гражданства также является основанием для отказа или отзыва пособия. В законе явно сказано, что содержание может получать гражданин Российской Федерации.
  3. Судьи, которые были отозваны в соответствии с действующим законодательством, также могут быть лишены содержания. Здесь важную роль играют как причины отзыва, так и последствия действий, которые его вызвали.

Иногда отказ в содержании вызван разногласием с вопросами в стаже: частную практику или работу в адвокатской конторе могут по разным причинам не засчитывать как юридический стаж. В этом случае вопрос решается либо на заседании коллегии, либо в судебном порядке.

Заключение

Ранняя пенсия и высокая зарплата компенсируются как высоким уровнем ответственности судьи за принятые решения, так и отсутствием права на ошибку. Поддержка судей связана с защитой от коррупции: по сути, при достаточно долгой службе без нареканий судье гарантируется спокойная и безбедная старость. Система поддержки сотрудников судебной власти отработана, на сегодняшний день никакой информации о значительных реформах или новых законопроектах не существует.

Видео — Размеры окладов судей

Среди государственных служащих - судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим спектром трудовых обязанностей и прав.

Казалось бы и пенсия судьям должна назначаться по своим особенным правилам. Но нет - по закону служители Фемиды могут претендовать только на самую обычную, страховую пенсию. В чем подвох и какая на самом деле пенсия у судьи - разбираемся сегодня.

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?


Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

  • получать страховую пенсию на тех же основаниях, что и остальные россияне, согласно ФЗ №400 от 28.12.13 г. и ФЗ №126 от 04.06.11 г.;
  • получать госпенсию по выслуге согласно Закону РФ №4468-I от 12.02.93 г. и п.1.1 Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.93 г.;
  • получать пожизненное содержание (далее по тексту - ПСС) согласно Закону РФ №3132-I от 26.06.92 г. и Инструкции Председателя ВС РФ от 17.08.98 г.


Назначение того или иного вида пенсии судье зависит от ряда обстоятельств предшествовавших отставке или увольнению его с работы.



Вариант первый: гражданин работал судьей непродолжительное время (менее 10 лет), затем ушел в отставку и продолжил трудовую деятельность в сфере, не связанной с юриспруденцией, до тех пор, пока не достиг пенсионного возраста.

Маленький стаж судейства не позволит такому работнику претендовать на получение ПСС, поэтому ему будет оформлена страховая пенсия по возрасту в соответствие с законодательством РФ. Годы, которые гражданин работал судьей и соответственно не производил страховых отчислений, будут засчитаны в стаж согласно статьям 1 и 2 ФЗ №126 от 04.06.11 г.


Вариант второй: судья в отставке уходит на пенсию из органов внутренних дел и при этом имеет необходимую минимальную выслугу лет, позволяющую получать государственную пенсию по выслуге. С 01.01.12 г. период судейства будет засчитан ему в выслугу наряду со службой в армии, учебой в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также непосредственной службой в органах МВД России, ГПС и пр. госведомствах.



И первый и второй варианты пенсионного обеспечения работают для тех судей, которые находились на должности судьи непродолжительное время или еще не достигли возраста, когда им может быть назначено ПСС.

Что же такое ПСС?


ПСС - это именно то, что мы привыкли понимать под пенсией судьи в РФ. Получать ее могут отставные судьи, судьи, ставшие арбитрами, перешедшие на работу в госорганизации и имеющие:

  • стаж судейства равный двадцати годам;
  • стаж судейства меньше двадцати лет, но достигшие минимального возраста - пятьдесят лет для судей женского пола и пятьдесят пять лет для судей мужского пола;
  • стаж судейства не менее десяти лет, совокупный юридический стаж = 25 годам и достигшие пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно);


Для назначения ПСС подсчитываются годы работы:

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.

Сколько получают судьи на пенсии?


Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы - для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста - пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы - для отработавших больше двадцати лет.


Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.


Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Порядок назначения ПСС


Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2015 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).


Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:

  • заявление о назначении ПСС;
  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
  • документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
  • справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);


Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 октября 2019 15:49

Граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсии по инвалидности:

  • - страховую пенсию по инвалидности;
  • - социальную пенсию по инвалидности;
  • - пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности.

Для возникновения права на страховую пенсию по инвалидности должны одновременно выполняться следующие условия — наличие инвалидности (I, II или III группы) и страхового стажа.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо:

  • - от причины инвалидности;
  • - от продолжительности страхового стажа инвалида;
  • - от продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности;
  • - от времени наступления инвалидности (в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы).

Наступление инвалидности вследствие совершения гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в судебном порядке, не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности.

Выплата страховой пенсии с учетом сумм индексаций осуществляется только неработающим пенсионерам. Если пенсионер прекратит трудовую деятельность, то он будет получать пенсию с учетом всех индексаций, прошедших за весь период его работы после назначения пенсии.

Страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня достижения общеустановленного пенсионного возраста (с учетом переходного периода — т.е. постепенного повышения возраста на 5 лет до уровня 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не меньше требуемых*, то ему по достижении пенсионного возраста (с учетом переходного периода) назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке. При наличии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости – по заявлению гражданина.

Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж и (или) величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере меньше требуемых*, то он по-прежнему получает страховую пенсию по инвалидности до дня достижения возраста: 65 лет для женщин, 70 лет для мужчин (т. е. с учетом переходного периода — постепенного повышения возраста, дающего право на социальную пенсию, на 5 лет.). После чего назначается социальная пенсия по старости в беззаявительном порядке.

В случае, если страховой стаж отсутствует полностью, инвалидам I, II и III групп, в том числе инвалидам с детства и детям-инвалидам, устанавливается социальная пенсия по инвалидности . Социальная пенсия по инвалидности является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Право на назначение социальной пенсии, в том числе по инвалидности, возникает при условии постоянного проживания в России. Гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, она не назначается. Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер социальной пенсии по инвалидности увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Государственная пенсия по инвалидности устанавливается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы; участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», независимо от причины инвалидности; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, и др.

Страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания гражданина инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Государственная пенсия по инвалидности и социальная пенсия по инвалидности назначаются с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Без заявления назначаются:

  • - социальная пенсия по инвалидности – гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим 19 лет, которые ранее являлись получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением 18 лет;
  • - социальная пенсия по старости – гражданам, достигшим 65 лет и 70 лет (женщины и мужчины соответственно), которые ранее являлись получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

*С учетом переходных положений в 2019 году необходимый страховой стаж – 10 лет, в 2020 году – 11 лет с последующим ежегодным увеличением до 15 лет к 2024 году; величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 году – 16,2, в 2020 году – 18,6 с последующим ежегодным увеличением до 30 к 2025 год.

Читайте также: