Порядок начисления пенсии военнослужащим уволенным в 1995 году


а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Как видим, из оснований пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим, уволенным в запас или от¬ставку, были исключены: повышение стоимости жизни и оплаты труда и повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Кроме того, была нарушена взаимосвязь правовых норм, согласно которым размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и, соответственно, военные пенсии под¬лежали пересмотру пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих (при этом размеры денежного содержания военнослужащих должны были пересматриваться Правительством России в порядке и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих /п. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» /).
Де-факто указанная взаимосвязь неоднократно нарушалась. Так, в период 01.01.1995 - 28.02.1998 военным пенсионерам не были пересмотрены их пенсии в связи с повышением на 25% должностных окладов военнослужащих. Правительство России откладывало на неопределенный срок решение указанной коллизии. В октябре 2007 г. о данном ущемлении прав военных пенсионеров один из них в ходе «прямой линии» сообщил Главе нашего государства. Вопрос с пересмотром военных пенсий был решен «задним числом», лишь благодаря личному вмешательству Президента России, который 18.10.2007 "обнародовал" Указ № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной за¬щиты отдельных категорий пенсионеров» , которым Правительству России было поручено произвести лицам, ранее проходившим военную службу, единовременную доплату к их военным пенсиям в связи с увеличением военнослужащим должностных окладов на 25% за период 01.01.1995 - 28.02.1998 .
Далее, с 01.03.2005 было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счет введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада, но эта надбавка не учитывалась при исчислении и перерасчете военных пенсий . В том же году военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и это не учитывалось при расчете и перерасчете военных пенсий . Аналогичным образом обстояли дела в от¬ношении иных многочисленных надбавок, премий, поощрительных выплат военнослужащим, действовавшим до конца 2011 года .
В результате в России сформировалась практика повышения уровня денежного довольствия военнослужащих за счет введения различными подзаконными нормативными правовыми актами надбавок, иных доплат к их денежному содержанию. Основа же указанного содержания - оклады по должности, воинскому или специальному званию - оставались, по сути, без пересмотра, адекватного инфляции в стране и, следовательно, не осуществлялся надлежащим образом законодательно предусмотренный перерасчет в сторону увеличения военных пенсий, резко снижался коэффициент их замещения.
До недавнего времени в расчет пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу, включалась действительная стоимость выдаваемого им продпайка (денежная компенсация за продпаек). В период 01.01.2000 - 31.11.2007 в расчет входила явно заниженная денежная сумма: 20 рублей в сутки. Большинство военных пенсионеров мирились с таким положением дел, но тысячи обращались в суды и выигрывали соответствующие дела . Это стало предметом рассмотрения Конституционном Судом России, который в своем решении от 14.12.2004 № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», закрепленного статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное норматив¬но-правовое значение для целей исчисления и пересмотра военных пенсий: увеличение любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих для исчисления им пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе стоимости продпайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, необходимо обусловливает и пересмотр военных пенсий .


Показательно, что, по оценке группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к концу 2007 года долг государства военным пенсионерам (тем, кто в суды не обращался) в части недоплаченных им компенсаций за продпаек достиг 100 млрд руб. (для сравнения: это чуть менее 1/8 расходов на оборону страны, предусмотренных федеральным бюджетом в 2007 году в размере 822 млрд руб.) .
Правительство России отреагировало на сложившуюся ситуацию неадекватно. Им были, в частности, инициированы изменения в нормативные правовые акты, регулирующие денежное довольствие и продовольственное обеспечение военнослужащих, штатных сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и их пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми с 01.12.2007 стоимость прод¬пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, уже как бы и не входила, но, тем не менее, сохранялась - путем ее «поглощения» окладом по воинскому (специальному) званию. В рас¬чет оклада по воинскому (специальному) званию была включена не действительная стоимость продпайка (по экспертным расчетам составившая в 2001-2007 годах - 2000-4000 руб.), а, опять-таки, заниженная его стоимость - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки. Было за¬явлено, что с «поглощением» денежной компенсации за продпаек окладом по воинскому (специальному) званию, она (компенсация) будет автоматически индексироваться при его (окладе) индексации .
На основании ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , работодатели уплачивают за своих работников страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Эти взносы затем отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников и учитываются при исчислении и перерасчете им трудовой пенсии, установленной на основании Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Военные же пенсионеры, работающие по трудовому до¬говору (контракту) и получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом России от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.», не имели возможности получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах. Нелепость ситуации была очевидной постольку, поскольку страховые взносы - это «индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (ст. 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Складывалась ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе лишь в качестве «доноров», а не полноценных участников. Это побудило многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло и до Конституционного Суда России, куда обратился с жалобой, в частности, военный пенсионер В.В. Наумчик, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, и соответствующий возраст, но получивший отказ ПФР в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
В своей жалобе в Конституционный Суд России он оспорил конституционность пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , согласно которым граждане, которые имеют право на разные пенсии (например, труд¬вую или по государственному пенсионному обеспечению), по общему правилу, вправе выбрать из них ту, которая их больше устроит. Суд согласился с довода¬ми заявителя, приняв решение, по которому законодателю надлежало в срок не позднее 01.01.2007 предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо военной пенсии по государственному пенсионному обеспечению , и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР .
В срок до 01.01.2007 законодатель не уложился, приняв позже Федеральный закон Российской Феде¬рации от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации по вопросам пенсионного обеспечения»22, на основании которого военные пенсионеры теперь имеют право на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
Но, во-первых, несмотря на то, что Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (25.07.2008), его действие распространяется лишь на соответствующие общественные отношения, возникшие с 01.01.2007: не ясно, как быть с исчислением, расчетом и пересмотром трудовых пенсий работающих военных пенсионеров с учетом страховых взносов, отраженных до указанной даты на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, то есть накопленных, предположим, за период 2002-2006 годов.
Во-вторых, военный пенсионер должен иметь официально подтвержденный страховой стаж не менее 5 лет, в течение которых ему должна была быть начислена «белая» заработная плата, а работодатель дол-жен был ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в ПФР.
В-третьих, военному пенсионеру необходимо достичь общегражданского пенсионного возраста (60 лет -для мужчин и 55 лет - для женщин) .
На пенсионном учете в военных комиссариатах Рос¬сии на середину 2010 г. находилось порядка 1,5 млн бывших военнослужащих, около 519 тысяч получали пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий (46% от общей численности военных пенсионеров), а средняя пенсия офицера запаса составляла около 7 тысяч рублей. В целом же средние размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, составляли 25-30% от общего объема денежного довольствия военнослужащих . Пенсии в Минобороны России оказались значительно меньше, чем у бывших чиновников и пенсионе¬ров других «силовых» ведомств и на порядки меньше, чем у военнослужащих США и других экономически развитых стран Запада . Зато, нашим военным пенсионерам, достигшим общегражданского пенсионного возраста, предлагается уповать на вторую пенсию, которая редко у кого превышает 1 тысячу рублей.
Предоставив военным пенсионерам возможность получения страховой части трудовой пенсии по старости, государство, следовательно, стремится держать их на рынке труда. Ведь установка многих ветеранов военной службы работать после увольнения в запас или в отставку - вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и сравнительно низким размером военных пенсий. Право на трудовую пенсию по достижению общегражданского пенсионного возраста ими востребовано до тех пор, пока размеры их пенсий по государственному пенсионному обеспечению не достигнут величины достойного защитников Родины уровня жизни. Если это произойдет, то 70% работающих военных пенсионеров уйдут на заслуженный отдых .
В 2011 году состоялось принятие двух федеральных законов: «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Первое лицо государства уже объявило, что с 01.01.2012 военные пенсии увеличены в 1,6 раза .
Фактически Руководством страны Минобороны России дан «карт-бланш» на проведение крупнейшей за последние десятилетия финансовой реформы Российских Армии и Военно-Морского Флота. Причем ее инициаторы, ссылаясь на так называемую Стратегию социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, публично уверяют граждан России, что наши военные пенсионеры станут жить гораздо лучше, чем прежде .
На самом деле, в конце 2011 года на встрече с ново¬избранными депутатами нижней палаты Парламента России заместитель министра обороны России по финансово-экономической работе В.Е. Чистова обнародовала основные направления данной реформы: отменить все социально-значимые льготы военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей; ликвидировать пропорциональную увязку повышения окладов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий, легализовать масштабный разрыв между ними - на фоне минимум 3-кратного увеличения окладов денежного содержания военнослужащих военные пенсии увеличить в среднем на 50-70%.
Адмирал В.П. Комоедов, бывший Командующим Черноморским флотом ВМФ России, ныне - член комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сравнил «формулы Чистовой» с присно памятным 122-м законом о «монетизации» льгот , обратив особое внимание на то, что «для ограниченного, оставшегося в новом облике, офицерского корпуса денежное довольствие, действительно, существенно увеличится, учитывая установку, данную Президентом России о том, что денежное довольствие командира взвода должно составлять в среднем более 50 тысяч рублей в месяц, а командира батальона - более 100 тысяч рублей», а вот «наши военные пенсионеры станут жить еще хуже» . И, похоже, что он прав.

Автор: Хмелевский Сергей Владимирович, к.ф.н., доцент

Порядок оформления военной пенсии регулируется ФЗ РФ № 4468-1 (от 12.02.1993). Согласно его нормам оформить военную пенсию могут работники силовых структур, которые соответствуют одному из следующих условий:

  • Стаж службы в ВС или иных силовых ведомствах составляет не менее 20 лет.
  • Претенденту исполнилось 45 лет, а его общий трудовой стаж составил не менее 25 лет, из которых на военную службу приходится не менее 12,5 лет. При этом увольнение происходит по причине пенсионного возраста или из-за проблем со здоровьем, либо по причине реорганизации ВЧ.

Если военнослужащий соответствует условиям, ему назначают военную пенсию. В противном случае рассчитываю ее стандартным способом.

При определении суммы пенсионного обеспечения бывших военных принимают в расчет следующие показатели:

  • Величину денежного довольствия (оклад по должности и оклад по званию).
  • Прибавку, назначаемую за выслугу лет.
  • Выплаты за продовольствие.

Если выслуга на военной службе составляет 20 лет или общий стаж – 25 лет, размер пенсии приравнивают к 50 % от денежного довольствия. За каждый последующий год дополнительно прибавляют 3 %, если он относится к военной службе. При смешанном стаже прибавка составляет 1 % за год. Итоговый показатель не может быть установлен выше уровня в 85 %.

Как считают размер пенсии

Пенсия сотрудников силовых ведомств считается по единой формуле:

РП = Б х (50 % + 3 % х СТ) х ПК

РП – размер пенсии.

Б –.основная база расчета (оклад, плюс прибавки за выслугу).

СТ – величина стажа в годах сверх установленного минимума в 20 лет.

ПК – величина понижающего коэффициента на текущий момент.

Если у военнослужащего смешанный стаж, для расчета пенсии применяют следующую формулу:

РП = Б х (50 % + 3 % х СТ) х ПК

Используются такие же величины. Меняется только размер прибавки к пенсии сверх 12,5 лет военного стажа.

Если служба проходит в районах Крайнего Севера, дополнительно при расчетах используются региональные повышающие коэффициенты.

В 2019 году при расчете пенсий учитывается величина понижающего коэффициента. С 1 октября его размер составил 73,68 %.

Все желающие в интернете могут найти онлайн калькуляторы для расчета военных пенсий. Они представлены на множестве сайтов и действуют по простому принципу. От пользователя потребуется только внести нужные показатели в определенные графы: должность и звание, срок службы и пр.

Разброс величин военных пенсий может быть существенным: от 6 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от звания и срока службы.

Последние повышения военных пенсий

В 2012 году Президент РФ подписал Указ № 604 (от 07.05.2012), согласно которому ежегодная индексация военных пенсий должна быть на 2 % выше уровня инфляции за прошедший период.

В 2018 году военные пенсии увеличивали на 4 %. Понижающий коэффициент тогда составил 72,63 %.

В 2019 году 1 октября пенсии проиндексировали на 6,3 %. Увеличили ПК до уровня 73,68 %.

Пример расчета пенсии

Майор Петров увольняется из ВС с должности командира батальона. Стаж военной службы у него на момент увольнения составляет 24 года.

Должностной оклад – 24 тыс. руб.

Оклад по званию – 11 тыс. 500 руб.

Величина прибавки за выслугу лет - 10 тыс. 650 руб. (24 000 + 11 500) х 30 %

Размер базовой величины, от которой рассчитывают пенсию – 46 тыс. 150 руб. (24 000 + 11 500 + 10 650).

За каждый дополнительный год сверх 20 лет военного стажа полагается 3 %, значит, у Петрова имеется 12 %.

46 150 х (50 % + 12 %) = 28 тыс. 613 руб.

Сумму далее следует умножать на ПК

28 613 х 73,68 = 21 тыс. 82 руб.

Основные выводы

  1. Рассчитывать на военную пенсию могут лица, имеющие минимальную выслугу службы.
  2. Военную пенсию могут назначить при смешанном стаже, если срок военной службы составил не менее 12,5 лет.
  3. Размер пенсии зависит о величины денежного довольствия.
  4. Военную пенсию рассчитывают по специальной формуле.
  5. При отсутствии минимального военного стажа, насчитывается простая страховая пенсия.
  6. В 2019 году военные пенсии были увеличены на 6,3 %.
  7. Для удобства расчета лучше пользоваться онлайн калькуляторами.

Дополнительные популярные вопросы

Вопрос: Может ли военный пенсионер оформить еще вторую страховую пенсию?

Ответ: Если военнослужащий после увольнения из ВС устроится работать по гражданской специальности, он имеет право на оформление страховой пенсии. В 2019 году для ее получения нужно соответствовать следующим параметрам:

  • Достичь возраста 61,5 лет для мужчин и 56,5 лет для женщин.
  • Иметь гражданский трудовой стаж не менее 11 лет.
  • Накопить на своем счете не менее 18,6 ИПК.

За оформлением страховой пенсии следует обращаться в отделение ПФР или в МФЦ.

Остались вопросы - задайте их прямо сейчас?

Если у Вас возникнут вопросы вы можете задать их по телефонам горячих линий юристам:

Вопрос определения суммы денежного довольствия военного пенсионера волнует многих граждан. Причем интересуются порядком начисления не только военнослужащие и пенсионеры, но и граждане, которые только собираются связать свою судьбу с военной службой. В этом тексте разбирается вопрос, как начисляется военная пенсия и какая помощь юриста в Москве может потребоваться в связи с этим.

  1. Общие положения
  2. Как определяется денежное довольствие
  3. Пенсии военным по выслуге лет
  4. Пенсии военным по инвалидности
  5. Военные пенсии за потерю кормильца
  6. Индексация
  7. Фактический расчет

Общие положения

Сумма денежного довольствия для пенсионеров силовых структур во многом определяется причиной ухода в отставку. Военнослужащий может отойти от дел:

  • по выслуге лет – отслужив в ведомстве минимальное количество лет (20) военный может выйти на заслуженный отдых;
  • по инвалидности – если военный получит травму или заболевание и вследствие чего ему будет присвоена группа инвалидности, гражданину будет назначена соответствующая пожизненная выплата;
  • по потере кормильца – если военнослужащий погибнет или приобретет заболевание, из-за которого наступит смерть, членам семьи погибшего назначается выплата по линии ведомства, где служил погибший.

Условия назначения, естественно, в каждой группе свои. Однако общий порядок, определяющий начисление военной пенсии, одинаковый: процент от суммы денежного довольствия, которое получал военный при несении службы.

Как определяется денежное довольствие

Денежное довольствие (ДД) военных можно считать неким аналогом оклада гражданского лица, работающего по трудовому договору (контракту). Основное отличие – к зачету принимается не только сумма ДД по должности (званию), но и процентные надбавки за выслугу лет, а также ежемесячные надбавки. А вот особые условия, за которые военному повышается «зарплата», в расчет не берутся.

Таким образом, в денежное довольствие входит:

  • должностной оклад;
  • оклад по званию;
  • надбавка за выслугу лет.

Конкретные цифры пенсионного содержания определяются по характеру выплаты. То есть сумма будет во многом зависеть от причины, по которой назначена пенсия.

Пенсии военным по выслуге лет

Подавляющее большинство военных уходит на заслуженный отдых по выслуге лет. Размер военной пенсии при этом рассчитать довольно просто. За базу расчетов принимается продолжительность службы военного. Она может быть 2 видов:

  • 20+ лет выслуги + незначительный или отсутствующий «гражданский» стаж;
  • 12,5+ лет выслуги при 25+ годах гражданского стажа.

В первом случае сумма, которая назначается к пожизненной выплате военному пенсионеру, составит 50% размера ДД. Но каждый год выслуги сверх минимального значения будет добавлять по 3% ДД.

Если же продолжительность военной службы составляет всего 12,5 лет, но при этом военный имеет общий стаж 25 лет, то за каждый год сверх минимальной выслуги будет начисляться дополнительно 1% размера ДД.

Законодательством введено специальное ограничение минимального размера военной пенсии по выслуге лет. Пенсия не может быть ниже 100% социальной пенсии.

Пенсии военным по инвалидности

В случае инвалидности определяющими факторами являются не только присвоенные группы (I, II или III), но причина присвоения инвалидности, а также наличие взаимосвязи между причиной инвалидности и исполнением служебных обязанностей. Представить базовый расчет здесь можно следующим образом:

  • I, II группа инвалидности по травме при исполнении– 85% ДД;
  • III группа инвалидности по травме при исполнении – 50% ДД;
  • I, II группа инвалидности по заболеванию не при исполнении– 75% ДД;
  • III группа инвалидности по заболеванию не при исполнении– 40% ДД.

При этом ведомством не должно учитываться, сколько лет отслужил военный. Даже если инвалидность возникла вследствие травмы или болезни, случившейся на 1 день несения военной службы, это не будет являться фактором, исключающим назначение данной выплаты. Ближайшая аналогия – страховая пенсия по инвалидности, которая назначается, даже если гражданин просто вышел на работу.

Как и в случае с выслугой лет, законодательством определен минимальный размер военной пенсии по инвалидности. Она не может быть ниже 150-300% социальной пенсии. Конкретное значение зависит от причины и группы инвалидности.

Военные пенсии за потерю кормильца

Если гражданин, несущий военную службу, скончается, то членам его семьи будет назначена соответствующая выплата. Размер начислений зависит напрямую от того, в связи с чем наступила смерть военнослужащего:

  • смерть вследствие ранения, заболевания, которое возникло при исполнении служебных обязанностей – 50% от ДД каждому нетрудоспособному члену семьи;
  • смерть вследствие ранения, заболевания, которое возникло не при исполнении служебных обязанностей и не по причине военной службы – 40% от ДД каждому нетрудоспособному члену семьи.

Минимальный размер пенсий военных по потере кормильца также определен законодательством. В зависимости от обстоятельств, он составляет 150-200% базовой социальной пенсии в России.

Индексация

С октября 2019 года начисляемая пенсионерам сумма изменится. Размер военной пенсии в 2019 году с середины осени подрастет на 4,3%. Ранее озвученные 6% индексации, увы, невозможны из-за сложно геополитической и экономической обстановки в стране.

Но 6% надбавка представляет собой совокупность и индексации, и пересмотра повышающего коэффициента. В 2019 году значение составляет 0,7368.

Фактический расчет

Пример начисления пенсии лучше всего иллюстрирует обращение гражданина У., который попросил помощи московского юриста в расчете пенсии, которая будет назначена ему в начале зимы 2019 года.

Гражданин У. служит в звании лейтенанта (ОВЗ) на должности командира взвода (ОВД). Надбавка за выслугу лет (НВЛ) более 25 – 40%. Общая продолжительность службы (ВС) – 27 лет. Подстановкой исходных данных в формулу получаем:

(ОВЗ + ОВД + НВЛ) х кВС

(10 400 руб. + 20 800 руб. + 12 480 руб.) х 0,71 = 31 012,8 руб.

Применяя понижающий коэффициент на зиму 2019 года легко вычислить сумму на руки:

31 012,8 руб. х 0,7368 = 22 850,23 руб.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.


Пенсия за выслугу лет

Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Текст нормы: для военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (статья 13).

Размер выплаты:

  • военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
  • военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия (статья 14).

Нормативные правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка (все в личном деле);
  • расчет выслуги лет на пенсию.

Пенсия по инвалидности

Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ставшие инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 21).

Текст нормы: Для военнослужащих, ставших инвалидами, в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, независимо от продолжительности их военной службы (статья 28).

Размер выплаты:

  • инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;
  • инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (статья 22).

Нормативные правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка, копия заключения ВВК (все в личном деле);
  • выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭК.

Пенсия по случаю потери кормильца

Категория получателей: нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих (военных пенсионеров) состоявшие на их иждивении (статья 29).

Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • членам семей военнослужащих (военных пенсионеров), умерших вследствие военной травмы, — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи;
  • членам семей военнослужащих (военных пенсионеров), умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи (статья 36).

Нормативно-правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • копии свидетельств, выданных ЗАГСом, о рождении детей, о браке, о смерти;
  • справка образовательного учреждения об учебе детей.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту (уволенные с военной службы по контракту) – при установлении им в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы.

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • инвалиду I группы — 17244.99 рублей;
  • инвалиду II — группы 8622.49 рублей;
  • инвалиду III группы — 3448.99 рублей.

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия справки федерального учреждения МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: члены семей военнослужащих погибших (умерших) вследствие военной травмы и в случае смерти пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы.

Текст нормы: Для членов семей военнослужащих погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (военных пенсионеров из числа инвалидов следствие военной травмы).

Размер выплаты:

  • в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы — размер ЕДК рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы (17 244 рублей 99 коп) на количество членов семьи, имеющих право (включая самого кормильца);
  • в случае смерти инвалида вследствие военной травмы – размер ЕДК рассчитывается путем деления ЕДК, установленной на день смерти для инвалида соответствующей группы на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (пункты 9, 10 статьи 3).

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего (пенсионера);
  • копия свидетельства о смерти инвалида;
  • копии свидетельств ЗАГСа о заключении брака, о рождении детей;
  • копия справки федерального МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности с детства;
  • справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка.

Выплата оклада по воинскому званию

Категория получателей: выплачивается в течение 1 года после увольнения военнослужащих, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет, и уволенным с военной службы по контракту по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 18).

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Размер выплаты:

размер зависит от оклада по воинской должности.

Нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (военных пенсионеров).

  • Размер выплаты:
  • инвалиду I группы – 18425.94 рублей;
  • инвалиду II группы – 9212.98 рублей;
  • инвалиду III группы – 3685.17.

Нормативно-правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • копия специального удостоверения инвалида;
  • копия справки федерального МСЭК подтверждающей факт установления инвалидности;
  • копия заключения межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий ЧАЭС.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), находившиеся на их иждивении.

Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца (пункт 15 статьи 14).

Нормативно-правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о смерти кормильца;
  • справка о составе семьи;
  • документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

Справочно:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на военные комиссариаты.

Никакие другие органы исполнительной власти осуществлять работу по назначению уволенным военнослужащим и членам их семей пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат не уполномочены.

В связи с этим по всем вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, предоставления других социальных выплат следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находятся личные (пенсионные) дела граждан, уволенных с военной службы по контракту со всеми необходимыми документами.

Пенсия у военных, как правило, немного выше, чем у гражданских. Это связано с опасными условиями деятельности. Такие соцгарантии не страховые, а государственные, то есть их основанием является не факт выплаты страховых сумм, а иные условия, установленные законодательством государства. Порядок определения их размера использует уравнения, учитывающие особенности службы.

Основания

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Правила расчета выслуги определены в ФЗ 4468-1 и Постановлением №941.

Назначение содержания возможно на двух основаниях:

  1. минимальный военный стаж – 20 лет;
  2. инвалидность, полученная во время прохождения службы или сразу после нее по причинам, связанным с ней.

Для получения содержания по выслуге есть два варианта:

  1. первый: должен быть минимальный период службы 20 лет;
  2. второй: общий трудовой стаж 25 лет, но из них 12,5 должны быть посвящены выполнению служебных обязанностей в случае, если гражданин увольняется в связи с достижением определенного возраста, возникновения проблем со здоровьем, в связи с реорганизациями ведомств, к которым он приписан.

Это соцобеспечение не имеет привязки к возрасту. Его оформление допускается в любом возрасте, зачастую даже в 40-летнем. Это зависит только от наличия выслуги.

Смерть или инвалидность также может быть основанием, если нарушение здоровья произошло во время прохождения службы или же в срок до 3-х месяцев с момента ее окончания.

Обеспечение допускается оформлять, если ущерб здоровью зафиксирован и раньше этих сроков, но заболевание должно быть связанным с военной деятельностью.

Кто имеет право

Служащие следующих учреждений могут претендовать на данный вид соцобеспечения:

  1. МО, подчиненных ему ведомств;
  2. пожарных, полицейских ведомств;
  3. пенитенциарных учреждений;
  4. иных федеральных ведомств особого назначения.

Возможность второй пенсии и накопительная часть

Объем получаемого обеспечения зависит также от того, имеет ли право гражданин на вторую пенсию, которая допускается для этой категории населения.

Это зависит от наличия таких условий:

  1. количество пенсионных баллов должно быть не ниже 11,4. Этот параметр устанавливается ПФ и может меняться;
  2. если есть страховой стаж, не учтенный во время назначения выплат военными учреждениями. При оформлении в 2020 – больше 8 лет;
  3. достижение определенной возрастной границы;
  4. уже есть назначенные выплаты, связанные со службой.

Итак, описываемая возможность открывается тем, кто достиг стандартного пенсионного возраста и имеет дополнительно обычный стаж от 8 и больше лет. Порядок досрочного их получения не предусмотрен.

Баллы фиксируются по особому алгоритму. Их количество зависит от сумм страховых взносов по месту трудоустройства. Требования систематически корректируются. Примерно за 15 лет насчитывается 30 баллов.

Стаж учитывает периоды трудовой деятельности, а также ряд других параметров: временную нетрудоспособность, осуществление ухода за пожилыми, детьми-инвалидами и пр. Отставники имеют право на выплату накопительной части пенсии уже через 5 лет после увольнения.

Что влияет на исчисление пенсий военнослужащим

Следующие обстоятельства влияют на увеличение выплат:

  1. на содержании есть иждивенцы: нетрудоспособные близкие родственники;
  2. 80-летний и более возраст;
  3. наличие 1 группы инвалидности;
  4. участие в ВОВ;
  5. место проживания – северные районы страны;
  6. есть определенный стаж работы в вышеуказанных регионах.

Тяжелые условия, социальные обстоятельства

На размер также влияют условия, в которых находился гражданин и выполнение социальных обязанностей:

  1. нахождение места труда во вредных условиях, северных регионах;
  2. социально значимая деятельность: воспитывается ребенок-инвалид, иждивенцы.

Индексирование и понижающий коэффициент

Индексирование выплат происходит регулярно. В 2020-ом оно составило 4%. Сумма получаемого увеличилась примерно на 200 руб. Но индексирование не полностью учитывает темпы инфляции и в итоге покупательская способность не слишком возросла.

Большое значение для исчислений обеспечения имеет понижающий коэффициент. Он применяется для подавляющего большинства военных и составляет 72,23%.

Из этого правила есть исключения, этот параметр не применяют для таких категорий:

  1. судей военной коллегии Верховного суда;
  2. военных судов, служащих прокуратуры (включая военную);
  3. сотрудников СК и его военизированных структур;
  4. членов семей вышеуказанных лиц.

Содержание исчисляется не из всего вида заработка (надбавок, премий) как у гражданских, а только из размера содержания, в который входит оклад по должности и воинскому званию, процентная надбавка по выслуге. При индексации всегда должно учитываться повышение окладов, так как при этом автоматически повышается и соцпомощь.

Видео: Порядок

Формулы обычного и льготного расчета

Существует несколько формул, используя которые гражданин сможет определить, какой объем содержания ему полагается.

Буквы в уравнениях означают такие параметры:

  1. В – сумму к ежемесячному получению;
  2. Д – объем довольствия гражданина, установленный законодательством на федеральном уровне. Он зависит от звания и должности;
  3. Т – период сверх минимальной выслуги;
  4. П – коэффициент понижения (72,23% на данное время);

Формула для исчисления такая:

Если есть смешанный стаж, то используется уравнение:

Льготное исчисление для имеющих инвалидность, связанную с прохождением службы, делается так:

где: К является показателем, зависящим от оснований инвалидности и ее группы.

Параметр К имеет такое значение:

  1. инвалидность вследствие травмы – 85% (1 и 2 группа);
  2. 50% – 3 группа;
  3. инвалидность вследствие заболевания – 75% для первых двух групп и 40% для третьей.

Величина начисленного содержания зависит от звания. Довольствие определяется должностью, а уже от него высчитывают окончательную сумму к получению, учитывая коэффициенты, служебную выслугу, прочие параметры.

Более конкретная расшифровка формулы выглядит следующим образом:

Основной объем рассчитывается так: 50%+3% за периоды выше минимальной выслуги, но не больше 85%. Проценты берутся от должностного довольствия. Полученный результат умножается на коэффициент понижения.

База – это сумма окладов по должности и конкретному званию, а также надбавки за выслугу. Далее она корректируется районными коэффициентами в зависимости от региона.

Нужны последние новости о том, когда повысят пенсии военным пенсионерам в 2020 году? Смотрите здесь.

Пример исчисления

Возьмем как образец для расчета следующую ситуацию и отобразим параметры уравнения таблицей:

Параметры Значение
Выслуга 27
Звание капитан
Тарифный разряд 5
Оклад, руб. 31750
Определение размера (31750х50% + 31750х3%х7)х72,23% = 16282,45.

Если у гражданина имеется на иждивении несовершеннолетний сын и, например, такая же дочь-студентка, то на двух иждивенцев прибавка составит 64% от социальных выплат, которые в среднем составляют 5034,25 руб.

Денежный объем прибавки будет такой:

Эту сумму прибавляем к выше полученному результату и получаем 16282,45+3221,92=19504,37.

Если местом проживания являются северные регионы, то соцобеспечение увеличивается на специальный коэффициент, закрепленный законодательством. Например, для Алтайского края он составляет 1,4. Если его применить к нашим расчетам, то окончательная сумма будет такая: 19504,37х1,4=27306,12 руб.

Второй пример с расшифровкой

Командир взвода уходит в отставку с окладом в 21 тыс. руб. Он дослужился до звания капитана, что автоматически добавляет к указанной сумме 11 тыс.

Срок службы 23 года, что дает право на 30% надбавки. Эти проценты касаются оклада, при расчете же пенсии за каждый сверхурочный год добавляется 3%.

Исчисление пенсий военнослужащим поэтапно:

  1. согласно указанным параметрам рассчитываем прибавку: (21 000 + 11 000)х30%= 9600 руб.;
  2. база, от которой отталкиваемся – 41600 руб. (32 000+9600). Это объем оклада;
  3. далее – корректировка коэффициентами. Минимальный стаж в 20 лет – это объем 50% от оклада. За период сверх этой цифры – по 3 %. Получаем 59%;
  4. применяем понижающее значение – 72,23%;
  5. получаем результат: 41 600х59%х72,23%=17728,13 руб.;
  6. корректировка районным коэффициентом: для примера, в Красноярском крае – 1,3. Соответственно гражданин будет получать: 17728,13х1,3=23046,60 руб.

Кратко о реалиях и перспективах

В среднем у большинства отставников в РФ пенсия составляет от 15 до 20 тыс. руб. Но также есть много граждан из рядового и сержантского состава, которым полагается всего около 8 – 9 тыс.

В 2020 выплаты возросли примерно на 4%. Государство пытается хоть немного увеличить размеры, но, в большинстве случаев, особых результатов это не дает, так как при индексировании не учитывается инфляция, поэтому покупательская возможность остается на прежнем уровне или даже ниже его.

Планируемые реформы:

  1. вводятся новые методы исчисления, согласно которым планируется, что содержание будет достигать 170% по сравнению с выплатами для гражданских;
  2. индексация будет «привязана» к потребительской корзине;
  3. запланировано повышение окладов, что автоматически означает увеличение соцгарантий.

Нужна процедура начисления пенсии у военнослужащих? Подробнее здесь.

Интересует пенсия в 2020 году в России для работающих пенсионеров ? Смотрите далее.

Для исчисления необходимо знать всего несколько параметров: объем оклада (должностного и по званию), период выше минимальной выслуги и понижающий коэффициент (73,23% на текущее время). Следует также учесть факт наличия иждивенцев и нахождение в особых регионах. В нашей статье также приведены формулы для инвалидов и для граждан, имеющих смешанный стаж.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читайте также: