Постановление правительства рф 942 о порядке начисления пенсий

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1005 в наименование внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942
"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям"

С изменениями и дополнениями от:

3 ноября 1994 г., 26 февраля 1996 г., 24 марта 2000 г., 6 февраля 2004 г., 29 октября 2005 г., 20 октября 2006 г., 28 мая, 28 июля 2008 г., 21 апреля 2010 г., 7 декабря 2011 г., 1 октября, 20 ноября, 26 декабря 2014 г., 4 августа 2015 г., 29 декабря 2016 г., 12 июля 2018 г., 22 февраля, 21 мая 2020 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 170 преамбула изложена в новой редакции

В связи с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 3 июня 2020 г. - Постановление Правительства России от 21 мая 2020 г. N 723

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

1. Распространить на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1005 в пункт 2 внесены изменения

2. Утвердить прилагаемое Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1214 пункт 3 изложен в новой редакции

3. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить с 1 июля 1994 г. финансирование расходов на выплату пенсий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2291 "О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семей", за счет прочих расходов федерального бюджета на 1994 год.

4. Утратил силу с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

Информация об изменениях:

5. Настоящее постановление ввести в действие с 1 июля 1994 года.

12 августа 1994 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1005 в наименование внесены изменения

Положение
об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942)

С изменениями и дополнениями от:

26 февраля 1996 г., 24 марта 2000 г., 6 февраля 2004 г., 29 октября 2005 г., 20 октября 2006 г., 28 мая, 28 июля 2008 г., 21 апреля 2010 г., 7 декабря 2011 г., 1 октября, 20 ноября, 26 декабря 2014 г., 4 августа 2015 г., 29 декабря 2016 г., 12 июля 2018 г., 22 февраля, 21 мая 2020 г.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке приравнивания должностных окладов при исчислении пенсий бывшим прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Союза ССР и республик в его составе, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 августа 2013 г. N 350

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1005 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящее Положение определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Организация работы по пенсионному обеспечению прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры осуществляется в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 июня 2020 г. - Постановление Правительства России от 21 мая 2020 г. N 723

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

2. Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" и настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

3. Право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, имеют:

Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники главных управлений и управлений органов прокуратуры, их первые заместители и заместители, начальники отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов и их семьи;

Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, его первый заместитель и заместители, советники, старшие помощники и помощники, помощники первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители (начальники) главных управлений, управлений, отделов и отделений центрального аппарата Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, их первые заместители и заместители, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, их первые заместители и заместители, старшие помощники и помощники, руководители структурных подразделений следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и их заместители, руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городам, районам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, их первые заместители и заместители, старшие помощники и помощники, руководители структурных подразделений следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городам, районам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и их заместители, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи, следователи, старшие референты, референты и их семьи;

в организациях прокуратуры Российской Федерации - ректор, проректор, проректор - директор Научно-исследовательского института, его первый заместитель и заместители, директор института (филиала), заместитель директора института (филиала), ученый секретарь, помощник ректора, декан факультета, заведующие научно-исследовательскими отделами, лабораториями, секторами и их заместители, заведующие кафедрами и учебными лабораториями, профессора, главные научные сотрудники, доценты, ведущие научные сотрудники, старшие преподаватели, старшие научные сотрудники, преподаватели, научные сотрудники, ассистенты, младшие научные сотрудники и их семьи;

абзац утратил силу с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

Информация об изменениях:

Лицам, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, за исключением членов их семей (далее именуются - прокуроры и следователи), из числа военнослужащих, уволенным из органов военной прокуратуры до 1 января 2017 г., пенсии на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" назначаются органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Военнослужащим, уволенным с военной службы из органов военной прокуратуры после 1 января 2017 г., и членам их семей пенсии на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" назначаются органами прокуратуры Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

4. Право на пенсию имеют также лица, указанные в пункте 3 настоящего Положения, проживающие в Российской Федерации, уволенные из органов и учреждений прокуратуры до 1 июля 1994 г. и имеющие необходимую выслугу лет или ставшие инвалидами при условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и их семьи.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

5. Лицам, уволенным из органов прокуратуры по достижении предельного возраста, имеющим на день увольнения не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба, учитываемая при назначении пенсии на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пенсии могут назначаться в соответствии с пунктом "б" статьи 13 и пунктом "б" статьи 14 этого Закона.

На этих же условиях пенсии могут назначаться лицам, уволенным из органов и организаций прокуратуры по состоянию здоровья или в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и достигшим на день увольнения 45-летнего возраста, а также лицам, уволенным из органов и учреждений прокуратуры до 1 июля 1994 г. в связи с уходом на пенсию по старости либо достигшим на день увольнения пенсионного возраста.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 790 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицам, лишенным классного чина в установленном порядке, пенсии назначаются на основании Федерального закона "О страховых пенсиях".

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

7. Прокурорам и следователям, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, пенсии по инвалидности назначаются на условиях и в размерах, установленных пунктом "а" статьи 21 и пунктом "а" статьи 22 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Семьям прокуроров и следователей, умерших (погибших) вследствие указанных причин, пенсии по случаю потери кормильца назначаются в размерах, установленных пунктом "а" статьи 36 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры, признанным инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах и организациях (учреждениях) прокуратуры, пенсии назначаются на условиях и в размерах, предусмотренных пунктом "б" статьи 21 и пунктом "б" статьи 22 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Группа и причина инвалидности, а также время, когда она наступила, устанавливаются медико-социальными (врачебно-трудовыми) экспертными комиссиями. Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации устанавливается военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".

Семьям умерших из числа указанных лиц пенсии по случаю потери кормильца назначаются в размерах, установленных пунктом "б" статьи 36 указанного Закона.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций (учреждений) прокуратуры, признанным инвалидами вследствие причин, не предусмотренных в статье 21 указанного Закона, в том числе лицам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, пенсии по инвалидности назначаются на основании Федерального закона "О страховых пенсиях".

1. Исчисление выслуги лет

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 26 февраля 2020 г. - Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 202

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», далее Закон.

Указанным Законом предусмотрены три вида пенсии:

1, пенсия «за выслугу лет» (раздел 2 Закона);

2. пенсия «по инвалидности» (раздел 3 Закона);

3.пенсия «по случаю потери кормильца» (раздел 4 Закона).

Раздел 5 Закона «Исчисление пенсий».

Статьей 43 определено денежное довольствие для исчисления пенсий

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

оклад по воинской должности или должностной оклад (оклад по последней штатной должности – на момент увольнения),

оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию

(без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях)

и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 1 января 2014 года этот процент составляет 60,05,

1 октября 2014 года составит - 62,12.

Статья 44. Исчисление пенсий семьям пенсионеров

Семьям пенсионеров, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

Пенсии подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении социальной пенсии, подлежат пересмотру.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Раздел 2 Закона пенсия «за выслугу лет».

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет определен Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «б» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе; состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел и других силовых структурах. Следует отметить, что в 12 лет шесть месяцев стажерский срок не входит, исчисление начинается с момента присвоения звания!

Статья 14. Размеры пенсии.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, уволенным с выслугой 20 лет и более (п. «а» ст.13):

- за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый последующий «полный» год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, уволенным по «общему трудовому стажу» (п. «б» ст.13):

- за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии.

Согласно статье 15 закона минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов социальной пенсии (расчетный размер пенсии).

С 01 апреля 2014 года размер социальной пенсии составляет 4323,74 руб.

Раздел 3 Закона пенсия «по инвалидности».

Согласно статье 19 Закона право на пенсию по инвалидности имеют, сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Статьей 22 установлены размеры пенсии по инвалидности:

а) инвалидам вследствие военной травмы 1 и 2 групп – 85 процентов, 3 группы – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, 1 и 2 групп – 75 процентов, 3 группы – 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона.

Статьей 23 установлены минимальные размеры пенсии по инвалидности:

а) для инвалидов вследствие военной травмы

1 группы – 300 процентов (с 01.04.14 – 12971,22 руб),

2 группы – 250 процентов (с 01.04.14 – 10809,35 руб) ,

3 группы – 175 процентов (с 01.04.14 – 7566,55 руб) социальной пенсии;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы)

1 группы – 250 процентов (с 01.04.14 – 10809,35 руб),

2 группы – 200 процентов (с 01.04.14 – 8647,48 руб),

3 группы – 150 процентов (с 01.04.14 – 6485,61 руб) социальной пенсии.

С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии (расчетный размер пенсии) составляет 4323,74 руб.

Раздел 4 Закона пенсия «по случаю потери кормильца».

Согласно статье 28 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров МВД – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Статьей 29 Закона определены члены семьи, имеющие право на пенсию.

Статья 30 определяет право на пенсию супругов, родителей погибших (умерших) сотрудников (пенсионеров) на льготных условиях.

Статьей 36 установлены размеры пенсии по случаю потери кормильца:

а) семьям, сотрудников погибших (умерших) вследствие военной травмы (при исполнении служебных обязанностей) – 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи кормильца. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причин смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям сотрудников (пенсионеров МВД) умерших (погибших) от других причин пенсия устанавливается в размере 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Статьей 37 установлены следующие минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца:

а) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона – 200 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 8647,48 руб.;

б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «б» статьи 36 Закона – 150 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 6485,61 руб.

Законом определены надбавки и повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров, такие как : инвалиды 1 группы, независимо от причины инвалидности; ветеранам боевых действий; инвалидам вследствие военной травмы; участникам ВОВ; инвалидам ВОВ; несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей; лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и в последствии реабилитированным; тыловикам в годы ВОВ; Героям.. и др.

Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о назначении пенсии помимо вышеуказанного Закона следует руководствоваться:

- Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»;

- Приказом МВД России от 27 мая 2005 года № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 мая 2004 года

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего генерал-майора юстиции

судей генерал-майора юстиции

рассмотрела в судебном заседании 6 мая 2004 года гражданское дело по иску Н. к военной прокуратуре Федеральной пограничной службы РФ о зачете в выслугу лет для назначения пенсии отдельных периодов трудовой деятельности по надзорной жалобе военного прокурора Федеральной пограничной службы РФ на определение президиума Ленинградского окружного военного суда от 12 ноября 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я. и объяснения представителей военной

прокуратуры Федеральной пограничной службы РФ полковника юстиции Степаненко Н.Е. и капитана юстиции Власова Р.В. в обоснование надзорной жалобы, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

полковник юстиции Н., занимающий должность военного прокурора Северо-Западного регионального управления ФПС РФ, предъявил иск к военной прокуратуре Федеральной пограничной службы РФ о признании незаконным отказа в перерасчете выслуги лет для выплаты ежемесячной пенсионной надбавки как военнослужащему, имеющему право на пенсию за выслугу лет, времени работы в органах территориальной прокуратуры Ленинского района г. Николаева в должности стажера и следователя в период с 1 августа 1980 года по 28 января 1983 года.

По мнению истца, указанные периоды работы в органах территориальной прокуратуры подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии военным прокурорам на основании Федерального закона от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации“ и Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 942 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям“.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2003 года иск Н. удовлетворен.

Определением Ленинградского окружного военного суда от 26 мая 2003 года по результатам кассационного рассмотрения это решение отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в иске.

Определением президиума Ленинградского окружного военного суда от 12 ноября 2003 года указанное кассационное определение отменено, оставлено в силе решение суда первой инстанции от 10 апреля 2003 года.

В надзорной жалобе военный прокурор Федеральной пограничной службы РФ просит отменить определение президиума Ленинградского окружного военного суда от 12 ноября 2003 года в связи с неправильным применением норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда

РФ Петроченкова А.Я. от 19 апреля 2004 года дело передано в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит ее обоснованной.

Из материалов дела усматривается, что требования Н. обусловлены отказом ответчика учитывать спорные периоды работы при начислении и выплате истцу ежемесячной пенсионной надбавки к денежному содержанию, предусмотренной ч. 3 ст. 49 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“.

Суд первой инстанции и президиум окружного военного суда, соглашаясь с истцом, исходили из положений Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ о праве как территориальных, так и военных прокуроров на назначение пенсии в порядке, установленном Законом РФ от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. С учетом этого указанными судами сделан вывод о необходимости применения в отношении военных прокуроров Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 942. В соответствии с пунктом 1.1 данного Положения в выслугу лет для назначения пенсии прокурорам засчитываются периоды работы в качестве стажеров и помощников следователей.

Президиум Ленинградского окружного военного суда в определении, кроме того, сослался на статью 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года “О системе государственной службы Российской Федерации“, согласно которой в стаж государственной службы

одного вида включается продолжительность государственной службы других видов.

Исходя из этого было принято решение об удовлетворении требований истца.

С такими выводами судебных инстанций нельзя согласиться.

Нормой материального права, непосредственно регулирующей вопросы материального и социального обеспечения военнослужащих и работников органов военной прокуратуры, является статья 49 Федерального закона от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации“.

Эта правовая норма является специальной, подлежащей применению при разрешении настоящего дела.

Выплата военным прокурорам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена, предусмотрена частью 3 статьи 49 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“.

В соответствии с частью 1 этой же статьи Федерального закона на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное и другие виды обеспечения военнослужащих.

В силу этого положения части 3 статьи 49 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, которые должны рассматриваться в совокупности с положениями ее части 1, касаются пенсии за выслугу лет военным прокурорам, которая могла быть им назначена как военнослужащим. Иное толкование данной нормы материального права противоречило бы духу и букве закона.

Такая правовая позиция сформулирована и в определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2003 года N 22-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорова Л.Л., где указано, что на сотрудников военной прокуратуры как военнослужащих распространяется общий порядок исчисления пенсий за выслугу лет, за исключением того, что должностные оклады военных прокуроров и военных следователей определяются при исчислении пенсии не на основании статьи 43 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах

внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, а в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора РФ.

Вывод судебных инстанций о том, что подсчет стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам органов территориальной прокуратуры, не являющимся военнослужащими, и офицерам военной прокуратуры должен производиться по единым правилам, является ошибочным.

Законодательством предусмотрены два различных порядка исчисления выслуги лет и назначения пенсий: один установлен Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 для всех военнослужащих, в том числе офицеров военной прокуратуры, а другой - Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 942 для прокурорских работников из числа гражданских лиц.

Согласно пункту 1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 942, данное Положение определяет особенности исчисления выслуги лет и назначения пенсий работникам прокуратуры, имеющим классные чины.

В силу вышеизложенного при расчете выслуги лет Н. необходимо было руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации“.

Этим нормативным актом не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим не только времени работы стажером и следователем территориальной прокуратуры,

но и некоторых других периодов работы, которые засчитываются в стаж прокурорам из числа гражданских лиц (работа судьей, работа в партийных органах до 1990 года).

Другое толкование указанных нормативных актов, которое дал президиум Ленинградского окружного военного суда со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года “О системе государственной службы Российской Федерации“, является ошибочным по следующим основаниям.

Данная норма Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации“ отсылочная.

В частности, ею предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида действительно включается продолжительность государственной службы других видов, но “в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации“.

Таким законом является Федеральный закон от 15 декабря 2001 года “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“.

Согласно его статье 19 в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ.

Таким образом, имеющий правовое значение для данного дела вопрос о порядке включения отдельных периодов работы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет законодатель отнес к компетенции Правительства РФ, которое его решило, как изложено выше.

Оснований для удовлетворения иска Н. не имеется.

Данные обстоятельства оставлены без внимания судом надзорной инстанции, что привело к принятию неправильного по существу решения.

Исходя из того что судом надзорной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, его определение подлежит отмене с оставлением в силе

кассационного определения Ленинградского окружного военного суда от 26 мая 2003 года об отказе в удовлетворении иска Н.

Руководствуясь статьей 387, пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

надзорную жалобу военного прокурора Федеральной пограничной службы РФ удовлетворить, определение президиума Ленинградского окружного военного суда от 12 ноября 2003 года по настоящему делу - отменить.

Оставить в силе определение Ленинградского окружного военного суда от 26 мая 2003 года об отказе в иске Н.

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  • пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • отбывание ареста;
  • самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;

  • безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

Читайте также: