Практика социальных доплат к пенсии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 апреля 2019 09:17

В целях реализации послания Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года принят Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Установленный Федеральным законом № 49-ФЗ новый механизм исчисления размера социальной доплаты к пенсии предусматривает определение размера социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсии и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) без учета индексации пенсий и ЕДВ.

Социальная доплата к пенсии – что это такое?

Социальная доплата к пенсии адресована малоимущим пенсионерам. Социальная доплата представляет собой доплату к пенсии пенсионерам, чей доход (общая сумма материального обеспечения пенсионера) ниже прожиточного минимума пенсионера установленного в регионе его проживания. Следует отметить, что претендовать на доплату может любой малоимущий пенсионер, независимо от вида получаемой пенсии. Выплата социальной доплаты к пенсии финансируется из регионального бюджета.

Кому положена доплата к пенсии?

Для того, что бы претендовать на социальную доплату к пенсии, пенсионер должен отвечать определённым требованиям. Рассмотрим, какие условия должны быть соблюдены, для того, что бы получать доплату к пенсии:

  • Как понятно из названия доплаты, гражданин должен быть пенсионером. Вид получаемой пенсии значения не играет – это и пенсия по старости, по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца, и военная пенсия и т.д.
  • Доплату к пенсии может получать только неработающийпенсионер.
  • Пенсионер должен постоянно проживать на территории РФ.
  • Доплата носит адресный характер, то есть претендовать на неё могут только пенсионеры, доход (общая сумма материального обеспечения) которых не достигает уровня прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания пенсионера.

Виды социальной доплаты к пенсии

Различают два вида социальной доплаты к пенсии:

– Федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД);

– Региональная социальная доплата к пенсии (РСД).

Какой вид социальной доплаты к пенсии выплачивается в регионе зависит от того, какой размер прожиточного минимума пенсионера установлен в этом регионе.

Федеральная доплата к пенсии (ФСД)

Федеральную социальную доплату к пенсии назначают и выплачивают в регионах, в которых установленный прожиточный минимум пенсионера ниже общероссийского (в 2019 году прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ = 8 846 руб). Как правило, такой размер (ниже общероссийского) устанавливается в дотационных регионах России, с низким уровнем жизни, то есть в подавляющем большинстве регионов страны. Югра не входит в число таких регионов.

Региональная социальная доплата к пенсии (РСД)

В регионах, где установленный прожиточный минимум превышает общероссийский (8 846 руб.), назначают и выплачивают региональную социальную доплату к пенсии. Таких регионов в России меньшинство – в 2019 году их насчитывается 16. Как правило это регионы доноры и Северные регионы, то есть территории с высоким уровнем жизни. Список регионов, в которых выплачивается РСД, расположен ниже.

В каких регионах в 2019 году выплачивается региональная социальная доплата к пенсии (РСД)

  • Архангельская область
  • Еврейская авт.обл.
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Москва Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий а.о.
  • Приморский край
  • Республика Коми
  • Республика Саха (Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
  • Чукотский а.о.
  • Ямало-Ненецкий а.о.

Куда обращаться за РСД

Назначением и выплатой РСД в регионах занимаются уполномоченные органы исполнительной власти. На практике это, в подавляющем большинстве случаев, органы социальной защиты населения. Именно в эти органы (по месту жительства пенсионера) и надо обращаться с соответствующим заявлением за РСД.

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2016 года гор. Москва Нагатинский районный суд г. Москвы, в составе председательствующего федерального судьи Клинцовой И.В., при секретаре Крохмаль Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, взыскании компенсации морального вреда,

Косцов А.В. обратился в суд с иском к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указал, что вышел на пенсию по возрасту 22 марта 2014 года, ему были начислены пенсионные выплаты в размере ***, в выплате региональных социальных доплат УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы отказало, на том основании, что Косцов А.В. являюсь работающим пенсионером. Между тем, как указывает истец работающим пенсионером он булл только в мае 2015 года, в остальное -неработающим. Указанное пособие истец начал получать только с марта 2015 года. Однако, с 22 марта 2014 года по апрель 2014 года и с июня 2014 года по февраль 2015 года данное пособие истцом получено не было. В результате, общий доход истца нс достигал прожиточного минимума для пенсионеров в городе Москве, в связи с чем ввел нищенское существование.

В связи с чем, истец просит обязать УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы произвести ему доплату региональных социальных доплат за период с марта 2014 г. по ноябрь 2015 г. и произвести ее индексацию с учетом изменения величины прожиточного минимума для пенсионеров, а также взыскать с УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы компенсацию морального вреда в размере 61000,00 руб.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен, к иску приложено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд рассматривает

дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы

в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, так как региональная социальная доплата к пенсии назначена им Косцову А.В. в соответствии с его заявлением с 01 марта 2015 г. и пенсионные права Косцова А.В. ими не нарушены.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-ПП утвержден «Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии».

Согласно пункта 17 раздела IV Порядка: «Пенсионерам, прекратившим после даты вынесения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве трудовые отношения или завершившим выполнение работ (оказание услуг), определенных договором гражданско-правового характера, авторским либо лицензионным договором, установление региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии производится со дня, следующего за датой увольнения с работы или прекращения срока действия договора (трудового, гражданско-правового, авторского и т.п.), если обращение за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в месяце, в котором наступило данное обстоятельство, а при обращении в более поздние сроки - с месяца обращения в Отдел социальной защиты населения района города Москвы.».

С 01.01.2013г. вступило в действие постановление Правительства Москвы от 08.08.2012г. № 396-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009г. № 1268-ПП, которым изменен порядок предоставления региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта (ГСС)-12000 рублей.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

Порядок обращения заявителей за назначением региональных социальных доплат постановление № 396-ПП не изменяет.

Как следует из решения Нагатинского районного суда г.Москвы от 12 октября 2015г. по иску Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, судом установлено, что для определения права на региональные социальные доплаты к пенсии, Косцову А.В. Департаментом социальной защиты населения города Москвы неоднократно было рекомендовано представить в ОСЗН выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (письмо от 25.04.2014 №01-35-1686/14 и от 06.03.2015 №01-35-750/15).

Согласно документов, имеющихся в личном деле, установлено, что индивидуальный лицевой счет и другие правоустанавливающие документы Косцовым А.В. были представлены 23.03.2015 через портал госуслуг (PGU.mos.ru).

Региональная социальная доплата назначена и выплачивается Косцову А.В.

с месяца обращения, т.е. с 01 марта 2015 г.

Учитывая изложенное судом постановлено: иск Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, оставить без удовлетворения.

Кроме того вступившим в законную силу решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 октября 2014 г. по иску Косцова А.В. к ГУ-ГУ ПФ РФ № 8 по г. Москве и Московской обл., УСЗН района Орехово Борисово Северное г.

Москвы о защите пенсионных прав, установлено, что не подлежат удовлетворению требования Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты за 2014 год.

При вынесении решения 21.10.2014 г. судом учитывалось, что из содержания заявления Косцова А.В. следует, что согласно закона «О Социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии, он не является лицом имеющим право на социальные доплаты, так как наличие его авторского договора входит в понятие «осуществляющего работу и (или) иную деятельность». Поэтому, согласно данного закона органы социальной защиты не должна оказывать Косцову А.В. социальную помощь. Это же обстоятельство установлено и ответом УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы на имя Косцова А.В. В то же время, судом было установлено, что заявитель не лишен возможности обратится в органы социальной защиты после прекращения оснований по которым он не может быть признан не работающим пенсионером.

Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения иска Косцова А.В.

В связи с отказом в основном требовании иска Косцова А.В. о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, не подлежат удовлетворению и его производные требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья Клинцова И.В.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия



Проблема работающих и неработающих пенсионеров продолжает оставаться острой и актуальной, поэтому разъяснения Верховного суда по такой проблеме могут оказаться полезными многим гражданам.

Эта история началась с момента, когда органы соцзащиты назначили неработающему пенсионеру выплаты, положенные ему по закону. Гражданин их некоторое время получал, но потом решил снова поработать. Сама же соцзащита назначенные человеку выплаты не отменила. Пока разобралась, прошло несколько лет. И чиновники отправили в суд иск с требованием - взыскивать с пенсионера "неосновательное обогащение".



Судя по иску, соцзащита потребовала взыскать с гражданина "лишнюю" пенсию. Вот как это вышло.

Гражданину в 2010 году назначили региональную доплату как неработающему пенсионеру. А он в ответ, по существующим нормам, обязался поставить в известность соцзащиту, если снова начнет трудиться.

В конце концов это случилось - пенсионер нашел работу. Про выплаты тогда никто не вспомнил - ни он, ни соцзащита. В итоге работающий пенсионер получал доплату еще в течение двух лет. По подсчетам чиновников, общая сумма переплат ему приблизилась к семидесяти тысячам рублей.

О том, что их подопечный все-таки решил трудиться, в соцзащите узнали еще через три года из информации районного МФЦ. И лишь тогда чиновники стали готовить иск в суд, чтобы взыскать переплаченные деньги. Но в чиновничьих кабинетах время течет по-другому, поэтому на подготовку иска ушло еще два года. Так что реально исковое заявление появилось в суде только в 2017 году. Позже в суде представитель соцзащиты объяснил такой медленный процесс тем, что только в 2016 году они смогли получить трудовую книжку пенсионера.



В свою защиту ответчик говорил, что сроки давности для предъявления ему подобных требований уже прошли. Но в судах пенсионеру не повезло - он проиграл. И районный, и городской суды встали на сторону соцзащиты и сказали, что пенсионер должен вернуть переплаченную сумму. А еще местные суды не согласились с тем, что пропущен срок исковой давности.

По жалобе пенсионера дело дошло до Верховного суда РФ. И там с позицией и решением местных судов не согласились.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда подчеркнула - выплаты ответчику были остановлены в 2012 году. И по закону соцзащита имела право так поступить, пока не выяснит, работает ли пенсионер, получающий выплату. Основание для приостановления выплаты - вот то, что следовало выяснить местным судам.

Суды, рассматривая требования соцзащиты, должны были узнать, связано ли прекращение выплат с трудоустройством пенсионера, получал ли он уведомление по этому поводу и сообщали ли ему, что он должен передать в соцзащиту трудовую книжку. Эти вопросы Верховный суд посчитал главными, но местные суды на них не ответили. Более того, они на них даже не обратили внимание.



По мнению высокой судебной инстанции, чтобы установить, когда начал идти срок исковой давности, надо учитывать не только день, когда чиновник соцзащиты узнал о трудоустройстве пенсионера, но и дату, "когда истец в силу своих компетенций и полномочий должен был об этом узнать", добавил Верховный суд РФ.

Информация о том, что пенсионер начал работать, приходит в городской департамент труда и соцзащиты ежемесячно, заявил суд, но из материалов дела видно, что практически три года соцзащита, имея информацию о нарушениях, ничего не делала.

В итоге Верховный суд РФ отменил все принятые по делу решения и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Там спор должны пересмотреть с учетом разъяснений Верховного суда.

Справка "РГ"

По статье 1109 Гражданского кодекса РФ - "Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату" не надо возвращать зарплату и приравненные к ней платежи - пенсии, пособия и прочее, полученные в большем размере, если приобретатель действовал добросовестно и не было счетной ошибки. Доказать недобросовестность приобретателя или наличие ошибки в расчетах придется истцу. Сам по себе факт того, что гражданин получил больше, чем должен был, не свидетельствует о наличии недобросовестности.

Я житель Москвы, инвалид 3 группы, получал федеральную пенсию начиная с 2004 года,в феврале 2005 устроился на работу, а с 1 ноября 2006 сменил место работы. Региональную доплату от Департамента социальной защиты г. Москвы начал получать позже чем пенсию, уже не помню работал я на тот момент или нет. Получал пенсию на почте, где летом 2012 года, получил меньшую сумму, чем обычно, сказали, что сняли городскую надбавку всем работающим пенсионерам.

Сегодня получил письмо от Департамента социальной защиты города Москвы, в котором говорится, что в связи с тем, что я своевременно не сообщил о факте поступления на работу с 1 ноября 2006 года, у меня образовалась переплата за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.

Отмечу, что никаких заявлений о назначении мне региональной надбавки с 01.01.2010 я не писал, впрочем как и не помню писал ли я их 2004-2005 годах.

Более того в марте 2010 года я обратился в Департамент соц. защиты за получением пособия по рождению ребенка, где сообщил о том, что я работаю, и какой уровень дохода имею. Я получил только единовременное пособие, а в ежемесячном пособии мне было отказано на основании того, что мой уровень дохода выше прожиточного минимума, и пособие мне не положено (подтверждающих документов нет,т.к. все было в устном виде). Как быть в такой ситуации. Заранее спасибо за ответ.

Ответы юристов ( 10 )


Сегодня получил письмо от Департамента социальной защиты города Москвы, в котором говорится, что в связи с тем, что я своевременно не сообщил о факте поступления на работу с 1 ноября 2006 года, у меня образовалась переплата за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.
Дмитрий

А Вы можете прикрепить данное письмо?

Дмитрий! Сначала необходимо выяснить на каком основании Вам была выплачена данная надбавка, если Вы на нее не подавали? Также следует выяснить работали ли Вы в то время, когда она Вам выплачивалась и если окажется, что Вы сами просили доплату, устроились на работу и не сообщили об этом в 10 дневный срок в Департамент, то Вам придется вернуть эту доплату. Но не все так страшно, пусть они подают в суд, и судебные приставы будут высчитывать у Вас эту сумму с пенсии и (или) с заработной платы в размере не более 50 % ежемесячно.

Кроме того, если они обратятся в суд, обратите внимание суда на пропуск срока исковой давности в три года.

у меня образовалась переплата за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.
Дмитрий

Срок давности по всей сумме истекает 31 августа 2015 года, так что самое большое, это Вы им будете должны вернуть на 1-2 месяца и не более.

В общем в данной ситуации советую Вам написать им в ответ письмо. «В ответ на ваше письмо за №… от (число) с требованием о выплате переплаченной доплаты сообщаю, что с в соответствии со ст. 196 ГПК РФ срок давности составляет 3 года, таким образом считаю, что я Вам ничего не должен, если Вас не устраивает мой ответ можете обращаться в суд и взыскивать с меня в судебном порядке.»


Здравствуйте. Варианта у Вас 2

1. Отправлять в суд Департамент и пусть там доказывают, что они правы.

2. Выплатить что требуется.

В соответствии с п. з ст. 33 ПП Москвы о рег. доплате пенсионер утрачивает право на рег. доплату если поступает на оплачиваемую работу.

по п. 41 Постановления, Вы должны были в 10 дневный срок подать сведения. что устроились на работу.

Иначе либо добровольно уплачиваете переплаченные суммы, либо взыскивают с пенсии, либо в суде.

Так что в данном случае, если работали и получали доплату, то требования правомерны.

получается, что срок истекает 31.08.2015, если даже завтра в суд обратятся, всего 2 месяца «переплаты» остается.
Наумова Анастасия

Вот это поддерживаю, если срок исковой давности не удастся департаменту восстановить, то почти ничего не взыщут, а восстановить они его вряд ли смогут.


Как вариант — отправить Департамент в суд, там заявить о пропуске срока давности в 3 года,

получается, что срок истекает 31.08.2015, если даже завтра в суд обратятся, всего 2 месяца «переплаты» остается.


за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.
Дмитрий

Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии»
13. Неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится управлением социальной защиты населения района города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 дней) сообщении в управление социальной защиты населения района города Москвы, выплачивающее данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.
41. Гражданин обязан в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения района города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера.
42. В случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 настоящего Порядка, повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, причиненный ущерб возмещается в следующем порядке:
а) управление социальной защиты населения района города Москвы определяет сумму переполученных средств и выносит решение об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) гражданином в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения района города Москвы);
в) на основании судебного решения по иску управления социальной защиты населения района города Москвы о взыскании переполученных сумм.
В таком же порядке подлежат взысканию излишне выплаченные до 1 января 2010 года по вине пенсионера суммы ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
В зависимости от материального положения пенсионера управлением социальной защиты населения района города Москвы может быть принято решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо, в исключительном порядке, о списании переплаты или ее части.
43. При прекращении выплаты региональной социальной доплаты оставшаяся задолженность должна быть возмещена гражданином добровольно, в противном случае она подлежит взысканию в судебном порядке. 44. Переплата региональной социальной доплаты, образовавшаяся по вине органа, выплачивающего ее, удержанию с пенсионера не подлежит.

Отмечу, что никаких заявлений о назначении мне региональной надбавки с 01.01.2010 я не писал, впрочем как и не помню писал ли я их 2004-2005 годах.
Дмитрий

Напишите им ответ и просите предоставить документы о том, что вы просили назначить данную надбавку, если не предоставят, то пусть обращаются в суд и доказывают, что Ваша вина. а не их в том, что они произвели переплату в таком размере.

Более того, срок исковой давности составляет 3 года, согласно ст 196 ГК РФ и ни один суд при заявлении Вами о пропуске исковой давности не присудит взыскать данную сумму, т.е. переплату смогут взыскать за июль и август, т.к. по остальным срокам — срок для взыскания истек. Так же об этом можете указать в письме — ответе

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 11 мая 2017 г. по делу N 33-4387/2017

Судья: Шохонова Н.В.

Судья-докладчик: Николаева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Коваленко В.В., Малиновской А.Л.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть- (межрайонное) к Х. о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии в размере (данные изъяты) рубля, расходов по уплате государственной пошлины в размере (данные изъяты) рубля,

по апелляционной жалобе Х. на решение Аларского районного суда от Дата изъята,

В обоснование заявленных требований истец указал, что Дата изъята Х. обратилась за назначением пенсии по возрасту. При приеме заявления было разъяснено об обязанности сообщать о поступлении на работу, изменениях, влияющих на выплату пенсии, что следует из заявления.

В нарушение требований ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" Х. получала пенсию по возрасту и федеральную социальную доплату к пенсии и работала в МУП "Теплотехник" с Дата изъята по Дата изъята. В результате за указанный период образовалась переплата федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме (данные изъяты) руб.

В соответствии со ст. 28 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях", в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты в страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

На основании изложенного, со ссылкой на ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", истец просил суд взыскать с Х. федеральную социальную доплату к пенсии в размере (данные изъяты) рубля, расходы по уплате государственной пошлины в размере (данные изъяты) рубля.

Решением Аларского районного суда от Дата изъята исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть- (межрайонное) удовлетворены.

В апелляционной жалобе истец Х. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд при вынесении решения, после отмены решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом к ней требований по вновь открывшимся обстоятельствам, не исследовал доказательство ее недобросовестного поведения, которое бы могло повлечь возмещение ею полученной федеральной социальной доплаты к пенсии, а именно, почтовую ведомость о получении ею федеральной социальной доплаты к пенсии.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается отчетом об извещении с помощью SMS-сообщения и распиской. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата (далее по тексту - ФСД) к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи , не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Частью 10 названной статьи предусмотрено, что социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу части 12 данной статьи пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона , повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий , виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ФСД, предусмотрена действующим законодательством и не обусловлена наличием соответствующего разъяснения пенсионного органа. Поэтому на лицо, подпадающее под действие упомянутых нормативных правовых актов, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона , непонимание его норм не освобождает от ответственности за его нарушение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Управления ПФР (ГУ) в УОБО (межрайонное) с Дата изъята Х. назначена пенсия по старости. Решением пенсионного органа от Дата изъята Номер изъят ей установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

В период с Дата изъята по Дата изъята Х. работала в Муниципальном унитарном предприятии "Теплотехник" и в указанный период времени подлежала обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", о чем пенсионный орган не известила, однако за период с Дата изъята по Дата изъята согласно справке Управления ПФР (ГУ) в УОБО (межрайонное) от Дата изъята ею получена федеральная социальная доплата в сумме (данные изъяты) рублей.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Х. в нарушение требований закона в период работы в МУП "Теплотехник" получала федеральную социальную доплату к пенсии по возрасту, о поступлении на работу орган, осуществляющий пенсионное обеспечение не известила, вследствие чего образовалась переплата федеральной социальной доплаты к пенсии.

При этом суд отметил, что об обязанности извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии, прекращение ее выплаты Х. была извещена ответчиком при приеме от нее заявления о назначении пенсии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод жалобы Х. о том, что суд при вынесении решения не исследовал доказательство ее недобросовестного поведения, которое бы могло повлечь возмещение ею полученной федеральной социальной доплаты к пенсии, а именно, почтовую ведомость о получении ею федеральной социальной доплаты к пенсии, не влекут отмену решения суда, поскольку получение федеральной социальной доплаты к пенсии она в суде не оспаривала, кроме того, факт получения Х. федеральной социальной доплаты к пенсии за период с Дата изъята по Дата изъята, подтверждается также распечаткой SMS-уведомлений с номера Номер изъят на абонентский номер телефона Х.

Иные доводы апелляционной жалобы не указывают на обстоятельства, которые в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения суда, в связи с чем, решение суда, проверенное по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

решение Аларского районного суда от Дата изъята по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования назначения социальных доплат к пенсии на современном этапе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить основные этапы становления систем социального обеспечения;
-дать понятие, что такое социальная доплата и перечислить её виды
-произвести анализ правового регулирования социальных доплат к пенсии и их реализация в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……. ………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЫ И ЕЁ ВИДЫ……………..5
1.1 Понятие социальной доплаты……………………………………………..…5
1.2 Региональная социальная доплата к пенсии……………………………. 7
1.3 Федеральная социальная доплата к пенсии………………………………..10
1.4 Особенности прожиточного минимума пенсионера………………………16
ГЛАВА 2 ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЕ К ПЕНСИИ………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23-24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая 3.docx

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

« Южно-Уральский многопрофильный колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ДОПЛАТЫ К ПЕНСИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения.

Выполнил студент группы: С-23 Кузнецова Екатерина Алексеевна Проверил преподаватель специальных дисциплин Прусова Валентина Дмитриевна

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЫ И ЕЁ ВИДЫ……………..5

1.1 Понятие социальной доплаты……………………………………………..…5

1.2 Региональная социальная доплата к пенсии……………………………. 7

1.3 Федеральная социальная доплата к пенсии………………………………..10

1.4 Особенности прожиточного минимума пенсионера………………………16

ГЛАВА 2 ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЕ К ПЕНСИИ…………………………………………………………. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 25

Социальные доплаты к пенсии введены с 1 января 2010 г. Законодательное регулирование данной группы выплат осуществлено посредством внесения Законом N 213-ФЗ изменений в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). Эти доплаты не являются социальными пособиями (как и прочие меры социальной помощи) и финансируются за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что осуществление социальных доплат к пенсии направлено на то, чтобы «поднять» действующую пенсионную систему на качественно новый уровень. В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, то территориальными органами ПФР пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии.

Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной и (или) региональной социальной. Поскольку с 2010г. установлены отдельно федеральный и региональный размеры прожиточных минимумов, то и социальных доплат к пенсии также может быть две.

Объектом исследования является социальные доплаты к пенсии.

Предмет исследования - назначение, размер и выплата социальных доплат к пенсии.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования назначения социальных доплат к пенсии на современном этапе.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-изучить основные этапы становления систем социального обеспечения;

-дать понятие, что такое социальная доплата и перечислить её виды

-произвести анализ правового регулирования социальных доплат к пенсии и их реализация в Российской Федерации.

Данная курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность данной курсовой работы, объект исследования, предмет исследования, цели и задачи. Так же включает 1 и 2 главу, заключение и список использованных источников.

В первой главе раскрывается понятие социальной доплаты, описываются особенности региональной и федеральной социальной доплат к пенсии. А так же ведётся речь о прожиточном минимуме пенсионера.

Вторая глава включает в себя правоприменительную практику по социальной доплате к пенсии, в которой описывается установление социальной доплаты к пенсии.

В заключении подводятся итоги по изученному материалу.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЫ И ЕЁ ВИДЫ.

1.1 Понятие социальной доплаты.

В соответствие с законом от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ с 1 января 2010 г. неработающий пенсионер, чей доход с учётом пенсии и мер социальной поддержки ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума, имеет право на получение социальной доплаты.

Федеральная социальная доплата, устанавливается территориальным органом ПФР, если величина прожиточного минимума в субъекте РФ по месту жительства или пребывания пенсионера не достигает федерального прожиточного минимума.

Если величина прожиточного минимума в субъекте РФ выше средне российского уровня, то пенсионеру предоставляется региональная социальная доплата. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Общая сумма дохода неработающего пенсионера с учетом федеральной или региональной доплаты должна достигать величины соответствующего прожиточного минимума.

При подсчёте общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  1. Пенсий, в том числе полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от её получения в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях;
  2. дополнительного материального обеспечения (ДМО);
  3. ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), включая стоимость набора социальных услуг;
  4. иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчёте общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате телефона, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ и доводятся до сведения территориальных органов ПФР по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования мер социальной поддержки, проставляемых в натуральной форме, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом Минздравсоцразвития РФ.

Размер социальной доплаты к пенсии пересматривается при изменении величины федерального или регионального прожиточного минимума, изменении (индексации) размеров денежных выплат (ДМО, ЕДВ и др.), денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций. Пересмотр размера социальной доплаты производится с первого числа следующего месяца.

Социальная доплата устанавливается с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, на срок, на который установлена соответствующая пенсия. Детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, социальная доплата назначается автоматически (без подачи заявления) на срок выплаты пенсии.

Социальная доплата к пенсии не выплачивается в период работы и (или) иной деятельности, во время выполнения которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию, а также о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращении её выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Законом о трудовых пенсиях.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обязан извещать территориальные органы ПФР о произведенных изменениях (индексациях)размеров денежных выплат.

Территориальные органы ПФР и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют обмен информацией в электронной форме, на бумажном носителе с учетом требований Федеральных законов от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Финансирование социальной доплаты к пенсии осуществляется за счёт средств федерального и регионального бюджетов. [ Учебник «Право и организация социального обеспечения» И.П. Мочульская // ст.56]

1.2 Региональная социальная доплата к пенсии.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, принятого в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания, и при этом региональный прожиточный минимум пенсионера превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Региональная доплата равняется – разнице между величиной прожиточного минимума в конкретном регионе и величиной прожиточного минимума в целом по РФ.

В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров проживающих в Челябинской области издан Закон Челябинской области от 26.11.2009 N 501-ЗО "О региональной социальной доплате к пенсии в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 03.12.2009)

Данный закон предусматривает, что установление региональной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", осуществляется в случаях, когда установленная законом Челябинской области величина прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области в целях установления социальной доплаты к пенсии превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в сфере социальных отношений.

Порядок и условия установления региональной социальной доплаты к пенсии в Челябинской области определяются Правительством Челябинской области. Установление региональной социальной доплаты к пенсии является расходным обязательством Челябинской области.

Размер региональной социальной доплаты к пенсии для каждого неработающего пенсионера определяется индивидуально и зависит от общей суммы его материального обеспечения .

Неработающим пенсионерам, получающим пенсию в Челябинской области и зарегистрированным в Челябинской области по месту пребывания, в общей сумме материального обеспечения пенсионера также учитываются:

а) дополнительное материальное (социальное) обеспечение и другие выплаты пенсионерам, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленная в соответствии с Указом Президента от 13 мая 2008 года N 774, в общую сумму материального обеспечения пенсионера не включается;

б) ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), установленная в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

д) денежная компенсация расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренная статьей 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

е) ежемесячное пособие на ребенка, установленное в соответствии с Законом Челябинской области

3. Неработающим пенсионерам, получающим пенсию в Челябинской области и зарегистрированным в Челябинской области по месту пребывания, в общую сумму материального обеспечения пенсионера помимо денежных выплат, включаются денежные эквиваленты мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме:

а) по оплате жилых помещений;

б) по оплате коммунальных услуг.

При этом денежные эквиваленты этих мер социальной поддержки включаются в общую сумму материального обеспечения пенсионера и для граждан, имеющих право на натуральную льготу в виде скидки в оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг, но не оформивших ее.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки для определения размера региональной социальной доплаты устанавливаются Правительством Челябинской области.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки могут быть пересмотрены по мере изменения нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов, применяемых для расчета размера оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги.

Читайте также: