Правила определения среднемесячного заработка из которого исчисляется размер пенсии за

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818
"Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих"

С изменениями и дополнениями от:

4 августа 2015 г., 9 августа 2016 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

17 октября 2009 г.

Правила
определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих

С изменениями и дополнениями от:

4 августа 2015 г., 9 августа 2016 г.

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяют порядок расчета среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих (далее соответственно - среднемесячный заработок, гражданские служащие).

2. Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);

б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;

д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

е) ежемесячное денежное поощрение;

ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

3. Кроме выплат, указанных в пункте 2 настоящих Правил, для определения среднемесячного заработка учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Для определения среднемесячного заработка гражданских служащих, денежное содержание которых устанавливается в виде единого денежного вознаграждения в соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - денежное вознаграждение), учитываются следующие выплаты:

а) денежное вознаграждение;

б) ежемесячное денежное поощрение;

в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

г) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

5. За период сохранения за гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации денежного содержания по замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы для определения среднемесячного заработка учитывается указанное денежное содержание.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 761 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6. Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (далее - расчетный период).

7. При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

8. Размер среднемесячного заработка при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 2, пункте 3 и подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

9. В случае если расчетный период состоит из времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности, указанных в пункте 7 настоящих Правил, а также если в расчетном периоде отсутствуют фактически отработанные дни, по выбору гражданского служащего исчисление среднемесячного заработка производится:

а) с учетом положений пункта 8 настоящих Правил исходя из суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, начисленной за предшествующий период, равный расчетному;

б) с применением положения абзаца первого пункта 8 настоящих Правил исходя из фактически установленного ему денежного содержания в расчетном периоде.

10. При замещении гражданским служащим в расчетном периоде должностей федеральной государственной гражданской службы в различных федеральных государственных органах исчисление среднемесячного заработка производится с учетом положений пунктов 6 - 8 настоящих Правил исходя из начисленного в расчетном периоде суммированного денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, в соответствии с замещаемыми должностями федеральной государственной гражданской службы.

11. При централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации).

12. Гражданским служащим, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами Российской Федерации, среднемесячный заработок определяется исходя из денежного содержания, устанавливаемого в рублях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Размер среднемесячного заработка, за исключением случаев его исчисления в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного им в соответствии с федеральными законами "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в расчетном периоде 2,8 должностного оклада по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы согласно перечню соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждаемому Президентом Российской Федерации.

15. При замещении в расчетном периоде гражданским служащим должностей, по которым установлены различные должностные оклады (денежное вознаграждение), размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), определяемого путем суммирования размеров установленных гражданскому служащему в каждом месяце расчетного периода должностных окладов (денежного вознаграждения) и деления полученной суммы на 12.

16. При работе гражданского служащего в расчетном периоде на условиях неполного служебного времени среднемесячный заработок не может превышать 2,8 фактически получаемого в расчетном периоде должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), в том числе исчисленного в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящих Правил.

17. Настоящие Правила не распространяются на гражданских служащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были внесены изменения, касающиеся среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее - госслужащие). В частности, максимальный размер такого заработка был увеличен с 2,3 до 2,8 должностного оклада.

На основании данных изменений утверждены правила определения среднемесячного заработка.

Среднемесячный заработок рассчитывается исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 месяцев госслужбы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (далее - расчетный период). Приведен открытый перечень выплат, учитываемых при определении среднемесячного заработка.

Из расчетного периода исключаются время нахождения в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время пособия не учитываются.

Указано, как определяется максимальный размер среднемесячного заработка для различных категорий госслужащих.

Правила не распространяются на госслужащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в зависимости от показателей эффективности и результативности служебной деятельности.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818 "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих"

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 октября 2009 г. N 202, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 октября 2009 г. N 43 ст. 5068

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 761

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 790

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Все предыдущие статьи о пенсиях были посвящены их расчету в соответствии с пенсионным законодательством в различные периоды жизни современных пенсионеров. Они вызвали очень большой отклик у читателей и моих подписчиков, которые задают много вопросов и просят проверить правильность расчетов и позицию ПФР. Поэтому сегодня я хочу начать описывать алгоритм действий для тех, кто считает, что ПФР обошёлся с ними некорректно, рассчитав пенсию меньше, чем та, на которую он мог рассчитывать.

НАЧНЕМ С ЗАРАБОТКА ДО 2002 ГОДА.

Работники ПФР "забывают" о таком нюансе, что справку о заработке до 2002 года можно предоставить не только за 5 лет , которые наиболее выгодны будущему или уже состоявшемуся пенсионеру. Читаем 173ФЗ дословно:

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

Из текста закона четко видно, что требование обязательно предоставить справку за 5 лет непрерывного стажа имеет под собой основание, но не является обязательным документом, который должен предоставить человек, обращающийся за назначением пенсии.

Обращаю особое внимание на тот факт, что всё, что платилось за Вас в 2000 и 2001 годах, уже есть в базе данных ПФР. Исходя из уплаченных в те годы за Вас страховых взносов, работники ПФР обязаны рассчитать заработок за этот период, а Вы имеете право проверить правильность их расчетов. Сведения, имеющиеся в базе данных ПФР, Вы можете получить в любой момент с паспортом и свидетельством СНИЛС, обратившись в отдел персонифицированного учета Вашего отделения ПФР. Поэтому, если получение справки за пять лет подряд для Вас является проблемой из-за ликвидации предприятия, несданных этим предприятием документов в архив или по какой-либо другой причине, запрашивайте сумму, отраженную в виде страховых взносов в 2000 и 2001 году на Вашем лицевом счете. Причем есть большая вероятность, что этот период окажется для Вас более выгоден для определения величины среднего заработка.

Для того, чтобы определить непосредственно величину заработка, вспоминаем: в те годы в ПФ отчислялись 28% от начисленного заработка. То есть величина взносов делится на 28, умножается на 100. Получается заработок. За каждый месяц он может быть разным, поэтому все зарплаты помесячно суммируются, а потом делятся на то количество месяцев, за которые они получены. Для получения соотношения ЗР/ЗП в этот период берётся величина 1495,50 - средний заработок по стране в 2000-2001 годах.

Личный пример: я работала в районе Крайнего Севера. Понятно, что мой заработок в любом случае был выше, чем в 1,2 раза (а точно - 3,2) средней зарплаты по стране в те годы. Но по данным лицевого счета за 2000-2001 год, когда я работала уже в районе с обычными климатическими условиями мой заработок был уже в 8 раз выше среднего по стране за те годы. Конечно, мне, как и всем нормальным людям обидно, что это соотношение ограничено размером 1,2. Но так написан закон, и так он должен исполняться.

Выбор периода определения Вашего заработка одинаков при расчете величины РП по любому из пунктов 30 статьи 173ФЗ, то есть и по 3, и по 4, и по 9 пункту выбирается наиболее выгодный для пенсионера заработок.

ТЕПЕРЬ НАЧИНАЕМ ПОДТВЕРЖДАТЬ СТАЖ до 2002г.

Тема достаточно сложная и обширная, поэтому я разобью её на несколько частей, чтобы легче было воспринимать информацию и "примерять её на себя."

Бывшие предприниматели.

Первая группа, стажа которой до 2002 года я бы хотела коснуться, это индивидуальные предприниматели. Отказы работников ПФР принимать в стаж эти годы обоснованы лишь одним: Вы не уплатили взносы за эти годы.

Таким бывшим предпринимателям я могу такой совет: нужно посетить отделение ПФР в то местности, где Вы вели предпринимательскую деятельность, которую Вам отказываются засчитать в стаж. Там получить расчет неуплаченных за те годы страховых взносов, которые числятся у них как задолженность по взносам. В сегодняшних деньгах обычно это крайне небольшая сумма. Взять платежные реквизиты этого отделения ПФР, сходить в любой банк и сделать эти платежи по указанным реквизитам, причем желательно по годам. После этого с квитанциями снова сходить в отделение ПФР и получить справку, что за такой-то период страховые взносы Вами уплачены в полном объеме. Всё, эти года однозначно будут зачтены Вам в стаж до 2002 года. Я сама сделала так для себя и своего супруга в 2015 году. Результат - годы в стаже.

ОБЩЕЕ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТАЖА ДО 2002 ГОДА.

В первую очередь, каждый, кто имеет стаж до 2002 года, должен уложить в своём сознании, что основным документом, подтверждающим стаж в эти годы, является ТРУДОВАЯ КНИЖКА . Не справки предприятий, ни какие-то сведения откуда-то, а именно трудовая книжка. Это зафиксировано в Трудовом Кодексе, в статье 66 и звучит однозначно:

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Очень часто работники ПФР придираются к правильности ведения этого документа, регламентированной инструкций № 162 от 20.06.1974 года. Более поздние документы на эту же тему рассматривать смысла нет, так как они вступили в силу примерно с 2003 года.

То, что какой-то период стажа из-за не соответствующей этой инструкции записи не включен в стаж для расчета пенсии, часто можно узнать совершенно случайно, как это произошло, например, со мной. Когда я в очередной раз "терроризировала" начальника нашего Липецкого отделения ПФР по поводу расчета моей пенсии, он вызвал в качестве "тяжелой артиллерии" начальника отдела начисления пенсий, которая в запальчивости проговорилась, что почти три года они не учли из-за якобы неправильной записи.

Моя личная ситуация заключалась в следующем: в те годы я работала директором Индивидуального Частного предприятия с одним учредителем (читай, хозяином). По законам того времени для регистрации такого предприятия в регистрирующий орган подавались следующие документы: Устав предприятия и Решение Учредителя об организации предприятия. Причем в Решении учредителя (так же, как и в Протоколе собрания учредителей, если это было ООО) обязательно должно быть указано, кто назначается директором, который впоследствии будет иметь право нанимать работников, вести хозяйственную деятельность и отчитываться перед Учредителем (ями) и налоговыми органами. Сами понимаете, что в трудовой книжке запись о приеме на работу была сделана соответствующая, и основанием для неё было "Решение учредителя от такого-то числа". Именно слово Решение, а не Приказ и послужило основанием для работничков ПФР не включить в мой стаж почти три года. Я подала иск в суд, где в качестве доказательств привела порядок регистрации юридических лиц до 01.07.2002 года, и представила выписку из ЕГРЮЛ о своём бывшем предприятии, в которой было указано, что директором предприятия была именно я. Таким образом я и отвоевала свой стаж.

Вывод: анализируйте соответствие зачтенного стажа записям в трудовой книжке. Проверяйте, все ли периоды отражены в Вашей выписке из лицевого счета или справке о стаже.

Другие неприятные и иногда довольно сложные ситуации, которые приводят к тому, что человек теряет часть стажа, мы рассмотрим в следующей статье. И, естественно, определимся, какие действия нужно будет предпринять, чтобы отстоять эти потерянные месяцы и годы.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко все моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.


Исчисление среднего заработка при назначении пенсии

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» -ФЗ (далее по тексту — Закон от 01.01.2001) трудовые пенсии исчисляются исходя из пенсионного капитала.

Пенсионный капитал за период после 01.01.2002 г. формируется за счет страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд России за застрахованное лицо. За период до 01.01.2002 г. производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (регулируется статьей 30 Закона от 01.01.2001).

Для оценки пенсионных прав определяется расчетный размер трудовой пенсии по выбору пенсионера в порядке, установленном пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 указанного Федерального закона. При этом применяется тот вариант оценки, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере, исходя из продолжительности общего трудового стажа и заработка.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона -ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд.

В соответствии с пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда России № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 01.01.2001 документом, подтверждающим заработок за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является справка о заработной плате.

Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и расчетно-платежных ведомостей(т. е первичных бухгалтерских документов) организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации работодателя или прекращения деятельности по иным причинам, справки выдаются правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, в зависимости от того, куда сданы архивы данной организации.

Заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица, а также за 2000-2001 годы подтверждается только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При определении состава заработка следует иметь в виду следующее:

В соответствии со статьей 100 Закона -1 в состав заработка для исчисления пенсии включаются:

Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы или служебных обязанностей.

Денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении.

Стипендия, выплачиваемая в период обучения (при условии определения расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона от 01.01.2001).

Одним из условий для включения в состав заработка тех или иных выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы или служебных обязанностей, является факт начисления на них страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом согласно пункту 2 статьи 29 Закона от 01.01.2001 уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 01.01.2002, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

В связи с этим суммы заработка, на которые не начислялись страховые взносы, не могут быть включены в состав заработка.

За период до 01.01.1991 в составе заработка для исчисления пенсии следует учитывать только те виды выплат, с которых до этой даты производилось отчисление взносов на государственное социальное страхование.

При решении вопросов о начислении страховых взносов следует исходить из общего положения о том, что страховые взносы взимаются со всех денежных сумм, выплаченных за работу в качестве рабочих и служащих, а также других категорий граждан, на которых распространено государственное социальное страхование.

Вместе с тем до 01.01.1991 действовали Перечни выплат, на которые не начислялись страховые взносы на государственное социальное страхование:

Инструкция о порядке взимания страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Президиума ВЦСПС от 01.01.2001 (Протокол № 7, п. 3), в которой приведен перечень выплат, на которые не начислялись страховые взносы.

Перечень видов вознаграждений, премий и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы (приложение к Постановлению Президиума ВЦСПС от 01.01.2001 (Протокол № 24, п. 9).

Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС /16-28.

За период с 01.01.1991 по 31.12.2000 в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР -1, и Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации -1, страховые взносы начислялись на все виды оплаты труда, из которых в соответствии с Законом от 01.01.2001 исчислялась пенсия.

При этом продолжал действовать Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС /16-28.

С 01.01.1996 вопрос о включении в состав заработка отдельных сумм решается с учетом Перечней выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ .

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ .

После 01.01.2001 в состав заработка включаются все виды выплат, с которых был уплачен единый социальный налог, т. е все виды выплат (дохода), включаемые в соответствии со статьей 237 Налогового кодекса РФ в налоговую базу для исчисления единого социального налога, а также все виды выплат (дохода) в организациях, которые по статье 239 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты налога.

Статьей 238 Налогового кодекса РФ определены виды выплат, не подлежащих налогообложению, и, следовательно, они не могут быть учтены в составе заработка для оценки пенсионных прав.

С сумм авторского гонорара отчисление страховых взносов в ПФР производится с 01.01.1991 г. До этого времени с сумм авторского гонорара взносы на социальное страхование не отчислялись. Поэтому в составе заработка суммы авторского гонорара могут быть учтены не ранее 01.01.1991.

Исчисление среднемесячного заработка членам крестьянских (фермерских) хозяйств производится на основании справки о доходе за соответствующий период работы, выдаваемой главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Исчисление среднемесячного заработка главам крестьянских (фермерских) хозяйств, декларирующим доходы по результатам деятельности за истекший год, производится на основании сведений о доходах, представляемых ими из налоговых органов.

Поскольку крестьянские (фермерские) хозяйства и главы этих хозяйств признаются плательщиками единого социального налога (взноса) (ст.235 НК РФ), доход, полученный ими, включается в состав среднемесячного заработка на основании сведений об уплате налога (за исключением доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства).

Подтверждение среднемесячного заработка индивидуальных предпринимателей, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, включая тех, кто осуществляет выплаты наемным работникам, производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.09.98 № 000 «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемого налоговыми органами, после регистрации в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В среднемесячный заработок (доход) индивидуальных предпринимателей, производивших выплаты наемным работникам, в период с 01.01.2001 до 01.01.2002 года, включается разница между суммой вмененного дохода, с которого уплачен единый налог, и суммами, указанными индивидуальным предпринимателем в целях исчисления среднемесячного заработка работников. В том случае, если величина фактически полученных индивидуальным предпринимателем и работающими у него лицами доходов превышала сумму вмененного дохода, с которого уплачивался единый налог, то в целях их пенсионного обеспечения могут быть приняты во внимание лишь те суммы, которые в общей сложности не выходят за пределы вмененного дохода, с которого были произведены отчисления на пенсионное страхование.

Согласно ст. 105 Закона от 01.01.2001 г. среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок мог подсчитываться в порядке, предусмотренном ст. 105 Закона от 01.01.2001 г., т. е. из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии. Таким образом, заработная плата за работу за границей не учитывается при конвертации пенсионных прав по ст. 30 Закона от 01.01.2001. В то же время, для работников советских (российских) загранучреждений или международных организаций может быть использован вариант его исчисления из заработка по аналогичной должности рабочего или служащего соответствующей профессий и квалификации в СССР (РФ). Данный факт подтверждается справкой о среднемесячном заработке рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002, выдаваемой учреждением или организацией, направлявшими гражданина на работу за границу. При этом к числу советских (российских) учреждений и организаций за границей относятся посольства, торговые представительства, советские (российские) войсковые части и т. п.

Действовавший до 01.01.2002 г. порядок исчисления заработка предусматривал возможность замены (по желанию обратившегося за пенсией)

— неполных месяцев работы (начало или прекращение работы имели место не с первого числа месяца);

— месяцев отпуска, предоставляемого по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

— времени работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

— времени осуществления ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.

При исчислении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона от 01.01.2001 определяется отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Для определения наиболее выгодного варианта заработной платы среднемесячный заработок пенсионера (рассчитывается путем деления заработной платы за 2000-2001 годы на 24 месяца или заработной платы за 60 месяцев до 01.01.2002 — на 60 месяцев) сравнивается со среднемесячной заработной платой в Российской Федерации за этот же период. Наиболее выгодным является вариант с отношением заработков 1,2 или с максимально приближенным к этому значением.

На основании п. 3,4 ст. 30 Закона от 01.01.2001 свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

(в ред. Федерального закона от 17.03.1997 N 52-ФЗ)

В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в

связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона,

на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Россий-

ской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой

настоящей статьи, также включаются:

а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обес-

печении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);

б) пособие по временной нетрудоспособности;

в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).

Оценка натуральной части заработка


Натуральная часть заработка оценивается по государственным розничным ценам того пе-

риода, когда производилась оплата труда.

Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении

Пенсии

Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обративше-

гося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы)

перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение

всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по

желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или пре-

кращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предостав -

ляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение

которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного уве-

чьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком -

инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного

учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предше-

ствующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. (в ред. Федераль-

ного закона от 17071999 N 172-ФЗ).

Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за

периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным зако-

ном "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пен-

сионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установлен-

ном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организация-

ми, (часть третья введена Федеральным законом от 05.05.1997 N 77-ФЗ).

Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного

лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета,

(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.051997 N 77-ФЗ).

Порядок подсчета среднемесячного заработка

Среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается

путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы

(службы) соответственно на 24 и 60.

Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается

путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца,

пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим

образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полу-

ченная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2

- при пятидневной рабочей неделе, 254 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае за-

работок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок

(окладов) данного работника.

Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в

уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом, (часть четвертая введена Зако-

ном РФ от 03.041992 N2654-1).

Исчисление заработка некоторых категорий трудящихся


Заработок лиц, работающих у отдельных граждан по их обслуживанию, принимаемый для

исчисления пенсии, ограничивается суммой заработка рабочих и служащих соответствующей

профессии и квалификации, занятых в государственных организациях и в организациях бытово-

го обслуживания населения, (в ред. Федерального закона от 14.011997 N 19-ФЗ).

Членам творческих союзов СССР и союзных республик, другим творческим работникам

(часть вторая статьи 89 Закона) пенсия исчисляется на общих основаниях, установленных на -

стоящим разделом Закона. При этом их среднемесячный заработок определяется за два по-

следних календарных года перед обращением за пенсией либо за любые пять календарных лет

подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Исчисление пенсии гражданам - переселенцам из других стран

Пенсия советским гражданам - переселенцам из других стран, не работавшим в СССР, ис-

числяется из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и

квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.

Исчисление пенсии гражданам, работавшим за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих

основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным

на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей

либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчи-

тываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона, (в ред. Закона РФ от 06.021992 N

Перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа

При увеличении общего трудового стажа, с учетом которого определяется размер пенсии

(статьи 16,17,18, 19, 32,33, 34 Закона), на год либо большее число лет пенсия пересчитывается.

Если пенсионер, которому пенсия назначена при неполном общем трудовом стаже, приобрел

стаж, достаточный для установления полной пенсии, пенсия пересчитывается независимо от

того, сколько времени прошло после назначения пенсии, (в ред. Федерального закона от

02.01.2000 N 12-ФЗ).

Перерасчет пенсии производится по заявлению пенсионера из заработка, из которого она

была назначена (пересчитана) ранее, либо из заработка как при новом назначении пенсии.

Перерасчет пенсии в связи с увеличением заработка

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более вы-

соким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению) исходя из среднемесячно-

го заработка, подсчитанного за 24 месяца работы подряд после назначения пенсии, в порядке,

установленном статьями 102 и 103 Закона.

Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы по-

сле предыдущего перерасчета.

Исчисление пенсии по случаю потери кормильца - пенсионера

Семьям умерших пенсионеров пенсия исчисляется (по желанию обратившегося за пенсией)

из того заработка, из которого она была исчислена кормильцу, либо из заработка, определяе-

мого в соответствии с настоящим разделом Закона.

Исчисление пенсии при переходе с одной пенсии на другую


При переходе с одной пенсии на другую заработок определяется на общих основаниях,

установленных настоящим разделом Закона. Пенсия по новому основанию может также исчис-

ляться (по желанию пенсионера) из того заработка, из которого определялась ранее выплачи-

Повышение пенсии

(в ред. Закона РФ от 15.01.1993 N 4297-1) Размер пенсии, исчисленной в соответствии с на -

стоящим Законом, повышается:

а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического

Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 50 процентов, но не ме-

нее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17

Закона). При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Ге-

роя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указан-

ном порядке соответственно каждому полученному званию; (пп. "а" в ред. Федерального закона

от 09.12.1995 N 194-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.03.1997 N 53-ФЗ);

б) утратил силу. - Федеральный закон от 09.12.1995 N 194-ФЗ;

б) чемпионам Олимпийских игр - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов мини-

мального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона); (пп. "б" введен Феде-

ральным законом от 29.011997 N 23-ФЗ)

в) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За

службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15 процентов;

г) участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" -"ж" пункта 1 части второй ста-

тьи 2 Федерального закона "О ветеранах") - на 100 процентов минимального размера пенсии по

старости (часть первая статьи 17 Закона), (п. "г" в ред. Федерального закона от 07.05.1995 N 72-

. д) гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест

принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй миро-

вой войны, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи

е) гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22

июня 1941 года по 3 сентября 1945 года (за исключением граждан, указанных в пункте "г" насто-

ящей статьи), -на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи

ж) гражданам (кроме указанных в пункте "е" настоящей статьи), проработавшим не менее

шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года),

исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным

орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу

в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по ста-

рости (часть первая статьи 17 Закона);

з) гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком'"Жителю бло-

кадного Ленинграда" (за исключением граждан, указанных в пунктах "е", "ж" настоящей статьи),

- на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);

(п. "з" в ред. Федерального закона от 10.06.1994 N 4-ФЗ);

и) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии

реабилитированным, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть пер-

вая статьи 17 Закона);

к) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми

действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим

пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормилица, - на 100 процентов ми-

нимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона), (пп. "к" введен Феде-

ральным законом от 04.08.1994 N 12-ФЗ).

При наличии в семье двух или более неработающих пенсионеров каждый нетрудоспособ-

ный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывается для начисления надбавки

Читайте также: