Правительство сократит расходы на выплату пенсий


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.



МОСКВА, 11 мая – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Минфин предложил сократить расходы федерального бюджета на пенсии в текущем году на 51,5 миллиарда рублей, говорится в проекте поправок к бюджету на 2018 год. В целом на блок "Социальная политика" расходы планируют урезать на 53 миллиарда рублей.

Объявленные изменения нельзя считать необычными, это всего лишь техническая корректировка, связанная, скорее всего, с уточнениями по количеству людей, получающих пенсии, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. Тем более Пенсионный фонд сообщил, что намерен увеличить расходы на выплату пенсий в текущем году на 100 миллиардов рублей.

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОРРЕКТИРОВКА

Поправки Минфина не что иное, как техническая корректировка, уточняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. "Выплаты пенсий – это выплаты, которые регулируются законом, Минфин никак не может отнять пенсии. Поэтому это связано либо с уточнением количества пенсионеров, либо с уточнением правомерности выплат, но это не значит, что пенсионеры будут меньше получать", - отмечает она.


За снижение пенсионного возраста в РФ выступают 35% работников, за повышение - 6%

При этом, по ее словам, решение по пенсионным выплатам не связано с макроэкономическими прогнозами. "Это все технические корректировки", - подчеркнула она. Сегодня Минфин также объявил, что ожидает профицит бюджета в 2018 году на уровне 0,45% ВВП вместо заложенного в действующем законе о бюджете дефицита на уровне 1,3% ВВП.

Решение об урезании выплат пенсий из федерального бюджета закономерно и носит по большей части технический характер, соглашается с коллегой аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин. "С 1 января 2017 года администрированием взносов занимается ФНС, а не сами внебюджетные фонды. По моим оценкам, за год, в том числе за счет работы с задолженностью, удалось нарастить объем поступлений на 40-50 миллиардов рублей. По всей видимости, на сопоставимую сумму и был сокращен объем трансферта для покрытия дефицита Пенсионного фонда из федерального бюджета", - полагает он.

Нигматуллин напоминает, что ПФР "хронически дефицитен" из-за диспропорции между поступлениями и выплатами. "Поэтому для покрытия дефицита расходуются средства федерального бюджета", - замечает он.

Тем не менее, на этом фоне расходы по ряду направлений, в том числе раздел "Социальная политика", госпрограмма социальной поддержки будут уменьшены. "Видимо, объявленные планы по повышению пенсионного возраста не приведут к как таковой индексации пенсий за счет сбереженных средств, а позволят в первую очередь сократить дефицит ПФР", - полагает она.


Правительство РФ вряд ли решится радикально повысить пенсионный возраст

ПФР РАСЩЕДРИТСЯ

В то же время в Пенсионном фонде сообщили, что в соответствии с поправками в бюджет организации, расходы фонда на выплату пенсий в 2018 году вырастут почти на 99 миллиардов рублей, общие расходы на пенсионное обеспечение увеличатся на 371 миллиард рублей и составят 7,35 триллиона рублей.

В ПФР также уточнили, что бюджет будет сформирован при использовании переходящих остатков средств 2017 года, которые составили 234,2 миллиарда рублей. Также предполагается, что трансферты из государственной казны в бюджет ПФР будут сокращены на 68,3 миллиарда рублей.

ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

При выступлении перед Госдумой 8 мая, на котором парламентарии должны были утвердить кандидатуру премьер-министра РФ, Дмитрий Медведев, заявил, что правительство готовит предложения по изменению пенсионного возраста и внесет их в нижнюю палату парламента в самой короткой перспективе. По его словам, причиной повышения пенсионного возраста выступает рост средней продолжительности жизни.

По словам гендиректора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, идею повышения пенсионного возраста при определенных условиях может поддержать лишь каждый десятый россиянин: это либо достаточно самостоятельные люди, которые особенно не надеются на государство и пенсию, либо те, для кого перспектива выхода на пенсию пока не кажется близкой. В целом у граждан отрицательное отношение к такой реформе, подчеркнул он.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.








Министерство финансов планирует сэкономить до 450 млрд рублей на отказе от выплаты пенсий работающим пенсионерам, чей доход превышает 0,5–1 млн рублей в год. Если инициатива Минфина будет воплощена в жизнь, она затронет 90 тысяч человек.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральные источники, ведомство также предлагает лишить фиксированной выплаты в 4559 рублей пенсионеров с доходом выше 2,5 прожиточного минимума (22 тысячи рублей). Эта инициатива может затронуть 2 млн россиян.


По словам собеседников издания, возместить упущенное правительство готово после того, как пенсионер перестанет работать.

В Минэкономразвития о предложениях Минфина не осуществлять выплат обеспеченным пенсионерам, по словам замминистра Олега Фомичёва, ничего не слышали.

Старые планы


Позже этот вопрос обсуждался на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике и на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда Топилин делился подсчётами: отказ от пенсий работающим обеспеченным пенсионерам сэкономит 145 млрд рублей за три года. На совещании у Медведева министр труда говорил, что данное предложение в правительстве было поддержано.

«Мы предложили согласованную позицию с Минэкономразвития и Минфином, что нужно такую систему ограничений постепенно вводить, для этого нужно перейти с 2016 года на ежемесячную отчётность для работодателей. Сейчас мы эту систему отрабатываем, и это нам позволит в последующем приостанавливать выплату пенсий тем, у кого среднегодовой доход, допустим, за год предыдущий — 1 млн рублей», — заявлял Топилин в марте прошлого года.

Предложение приостановить выплаты пенсионерам с доходом более одного миллиона рублей недавно озвучивалось на рабочей встрече фонда «Центр стратегических разработок». Инициатором стал замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Юрий Горлин, который является автором формулы, положенной в основу пенсионной реформы.


«Данное предложение, пожалуй, одно из самых спорных за долгое время. Вне всяких сомнений, пенсионная система России переживает кризис, который необходимо решать уже в ближайшее время. Авторы инициативы предполагают сэкономить примерно 450 млрд рублей за три года, но это достаточно небольшая сумма, особенно, если сравнивать с тремя триллионами рублей, которые планируется потратить на развитие пенсионной системы в 2017 году. Отмена фиксированной выплаты затронет около 2 млн человек, при этом, как показывает практика, вероятность того, что часть зарплаты, превышающая 500 000 рублей, будет выплачиваться в «конвертах», очень высока, и в действительности получится сэкономить меньшую сумму, чем рассчитывают сейчас», — рассуждает региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. По его мнению, проблема с пенсиями требует не сокращения выплат, а структурной реформы всей бюджетной системы.


В свою очередь, советник по макроэкономике «Открытие Брокер» Сергей Хестанов считает, что подобные непопулярные меры имеют все шансы быть реализованными. «Сохраняющийся дефицит бюджета, несмотря на значительную трату резервов, вынуждает Минфин действовать жёстко. Как показывает опыт дефолта 1998 года, именно дефицит бюджета является причиной неустойчивости финансовой системы. Это подталкивает Минфин к жёстким мерам по сокращению дефицита. В ход идут все меры, в том числе и сокращение социальных платежей», — указывает эксперт.

Самая большая статья в расходах бюджета — оборона и безопасность, сокращение именно этой статьи дало бы наибольший эффект бюджетной экономии. «Однако в условиях современной реальности ожидать сокращения данной статьи, к сожалению, нет оснований. Вторая по величине статья расходов бюджета — социальные расходы, их и приходится сокращать вместо оборонных. На практике реализуется известный принцип „Пушки вместо масла“», — добавляет Хестанов.

Прошлись по работающим

Работающие пенсионеры, даже без «сверхдоходов», давно стали для правительства объектом экономии. В конце прошлого года им отменили индексацию страховых пенсий. Выплаты совершенно точно не будут индексироваться в 2017–2019 годах. Это подтвердили в Министерстве труда и социальной защиты.


Вместе с тем правительство убеждает, что полностью приостанавливать выплаты работающим пенсионерам не собирается.

«Мы эту тему сейчас не обсуждаем», — говорила недавно вице-премьер Ольга Голодец.

«Минтруд вообще никогда не предлагал отказываться от пенсий работающим пенсионерам. Официально Минфин нам этого тоже не писал», — добавлял Максим Топилин.

Надо сказать, что в большинстве своём россияне готовы выходить на пенсию позже, но при условии увеличения размера страховой пенсии. По данным исследовательского холдинга «Ромир», такого мнения придерживаются 69% соотечественников.

Расходы правительства на социальную политику могут резко упасть

Минфин сделал первый шаг на пути к пенсионной реформе. Ведомство предложило снизить затраты по разделу бюджета «Социальная политика» почти на 53 млрд рублей. Из них 51,5 млрд рублей — это сокращение расходов на пенсионное обеспечение. Следующим шагом станет повышение пенсионного возраста. Соответствующий законопроект, по словам премьера Дмитрия Медведева, будет внесен в Госдуму в самое ближайшее время. Таким образом правительство собирается выполнить указ президента об ускорении роста ВВП в полтора раза.


Фото: Наталья Мущинкина

Помимо пенсионных расходов Минфин предлагает урезать в 2018 году затраты на социальное обеспечение на 6 млрд рублей. Ведомство также настаивает на сокращении господдержки инвалидов почти на 2,25 млрд рублей. Все это фактически означает, что правительство запустило маховик по реализации пенсионной реформы, споры о необходимости которой велись вплоть до последней инаугурации Путина.

Подтверждением тому служит заявление Медведева, сделанное сразу после его переназначения на должность главы правительства. Он пообещал, что законопроект об изменении пенсионного возраста поступит в Госдуму в «самое ближайшее время». Премьер прямо не сказал, что возрастной ценз будет повышен, но, как следует из его слов, движение будет только в одном направлении — в сторону увеличения этой планки. Главный аргумент Медведева заключается в том, что нынешний возраст выхода на пенсию устанавливался уже в 1930-е годы, когда продолжительность жизни в нашей стране составляла 40 лет. Сейчас продолжительность жизни в России превышает 72 года, поэтому пожилым людям ничего не мешает продолжить трудовую карьеру после достижения пенсионного возраста.

В настоящее время мужское население России выходит на пенсию в 60 лет, а женское — в 55 лет. При этом, количество трудоспособных россиян падает, а число пенсионеров, которых предстоит кормить за счет отчислений работников в Пенсионный фонд России (ПФР), растет. По оценке эксперта РАНХиГС Сергея Хестанова, ежегодно в России перестает трудится 800 тыс человек, причем эта потеря не компенсируется притоком новых работников, так как население страны стареет. В конце апреля Минтруд повысил прогноз дефицита бюджета ПФР в 2018 году со 107 млрд до 257 млрд рублей. Предполагаемые доходы фонда рискуют упасть почти на 67 млрд, а расходы — повыситься на 83 млрд рублей.

ПФР приходиться постоянно дотировать из федерального бюджета. Нагрузка составляет около 4% ВВП. Как полагают чиновники, если реализовать пенсионную реформу, в частности, повысить пенсионный возраст, то к 2035 году объем бюджетного трансферта сократится до 2,5% ВВП.

Впрочем, в самом ПФР утверждают, что в этом году увеличат расходы на выплату пенсий почти на 100 млрд рублей, а общие затраты на пенсионное обеспечение — на 371 млрд рублей. «ПФР дает понят, что в этом году, даже несмотря на возможное увеличение дефицита, сможет обеспечить пенсионеров дополнительным доходом. Правда, необходимо уточнить, как он сформировался. Накануне Нового года правительство утвердило повышение зарплат бюджетников в 2018 году на 4%. Пенсионные выплаты в этом случае, соответственно, также вырастут. Возможно даже примерно на 100 млрд рублей, о которых говорит ПФР. Однако на деле это означает, что государство элементарно перекладывает финансовые средства из одного кармана в другой, а профильные и заинтересованные ведомства ставят такую рокировку себе в заслуги», — считает доктор экономических наук Игорь Николаев.

Между тем, население крайне негативно относится к вопросу ужесточения пенсионного законодательства. Как свидетельствуют соцопросы, более половины россиян считают существующий возраст ухода на пенсию оптимальным, а 35% выступают за снижение этой планки. Однако мнения большинства респондентов вряд ли будет услышаны. Очевидно, что этот вопрос уже решен — необходимость повышения пенсионного возраста подтверждают все прогосударственные структуры. Например, Центр стратегических разработок, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным, советует увеличить существующую планку к 2034 году до 65 лет у мужчин и 63 лет у женщин. РАНХиГС предлагает более мягкие изменения — до 63 и 60 лет соответственно.

По мнению замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, в ближайшие годы государству на выплату пенсий может не хватить денег. Россияне обеспокоены низким уровнем российских социальных выплат в сравнении с развитыми странами: в Дании пенсия в эквиваленте российской валюты составляет 120 тыс рублей, в Финляндии — 110 тыс рублей, а в Израиле — 100 тыс рублей.

«Сроки повышения пенсионного возраста в России, равно как и другие элементы пенсионной реформы, пока не разглашаются. Возможно, что нас ждет мягкий вариант реформы: возрастной ценз выхода на пенсию будет повышаться каждые шесть месяцев на полгода, чтобы к 2023 году он достиг у мужчин 63 лет, а у женщин — 58 лет. Идея Минфина сократить расходы на пенсионное обеспечение свидетельствует, что даже при растущей цене на нефть (нынешние котировки в $77 за баррель способны дойти до $100 за баррель) дефицит ПФР высок. Есть альтернатива, но не лучшая — повышение НДФЛ до 15%. На это правительство не пойдет, иначе теневой сектор российских зарплат, составляющий по оценкам Всемирного банка почти $300 млрд, вырастет чуть ли не вдвое», — отмечает Мильчакова. Именно в связи с этим, обновленное правительство и готовит неприятный сюрприз пенсионерам. В ином случае, выполнить поручение президента об увеличении ежегодных темпов роста ВВП в полтора раза к 2025 году, будет крайне проблематично.

Российские власти снова намерены пойти на увеличение так называемого «периода дожития», который применяется при расчете накопительной части пенсий граждан страны. Разумеется, это решение приведет к уменьшению размера ежемесячных выплат участникам системы, что снизит ее привлекательность для граждан, усугубит ситуацию пенсионная реформа.

Эксперты считают политику властей, направленную на очередное увеличение периода дожития, который существенно сократит размеры выплат гражданам накопительной части их пенсии безнравственной. Что же до чиновников, то они, напротив, говорит о сбалансированности и справедливости. Согласны с властями и пенсионные фонды, заявившие о недостаточной жесткости таких изменений. А вот для простых граждан такие изменения могут принести лишь одно единственное преимущество – предоставить возможность разового снятия своих пенсионных накоплений без необходимости растягивать их на скромные ежемесячные выплаты.

Итак, уже со следующего года Кабинет министров планирует пойти на новое повышение ожидаемого периода дожития, то есть, периода выплаты накопительной части пенсий россиян. Проект закона с соответствующими инициативами уже внесен на рассмотрение нижней палаты российского парламента. По планам авторов проекта, период дожития, который влияет на расчет накопительной пенсии, будет увеличен до 21 года (252 месяца). По нынешним меркам этот период составляет 246 месяцев, то есть, на полгода меньше. Иными словами, расчетный ежемесячный размер выплат накопительной части пенсии для граждан сократится на 2,4%. Примечательно, что это не первое увеличение периода дожития, на который идут власти страны. К примеру, еще до 2015 года он составлял всего 19 лет (228 месяцев). В общей сложности можно говорить о том, что назначаемые выплаты по накопительной пенсии могут быть сокращены на целых 10%. Посодействуют этому планы правительства еще раз увеличить период дожития на те же шесть месяцев в следующем году.

Более того, как утверждают авторы документа в пояснительной записке к нему, ожидаемый период дожития в этом году должен составлять намного больше – порядка 22 лет или, если говорить точно, 263 месяца.

Но, с целью недопущения резкого повышения продолжительности ожидаемого периода дожития и выплаты накопительной части пенсии до 2020 года было принято решение повышать этот период не более чем на 6 месяцев ежегодно. «Такой подход позволит добиться постепенного (в течение пяти лет) доведения ожидаемого периода, используемого для расчета накопительной пенсии, до соответствия реальной продолжительности жизни», - объяснили суть этой инициативы в Министерстве труда одному из российских изданий. Поддержали эту идею и в Центральном Банке «Мы полностью поддерживаем решение о том, чтобы пенсии назначались в соответствии с теми данными, которые точно отражают реальность», - отмечают в федеральном регуляторе.

Следует напомнить, что накопительная часть пенсий в России будет выплачивать в рамках старых пенсионных возрастов, невзирая на принятую недавно пенсионную реформу, то есть, с 60 и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно. Впрочем, рассчитывать на массовые выплаты накопительной пенсии россияне могут не ранее, чем с 2023 года. Примечательно, средний счет россиян, пенсионные накопления которых формируются управляющей компанией ПФР – ВТБ, - составляет порядка 45 000 рублей, а те, чьи накопления идут через Негосударственные пенсионные фонды, имеют более существенные счета – около 70 000 рублей. В то же время, общий объем финансовых обязательств Негосударственных фондов перед клиентами, то есть объем средств, которые они должны выплатить, в текущем году снизится в среднем на 1 000 рублей. Это связано с тем, что еще с 2004 года власти регулярно вводят заморозку накопительной части пенсий, утратой многими пенсионерами инвестдохода в результате смены оператора, а также тем, что некоторые НПФ привлекают клиентов с низкими счетами. Что же до Пенсионного фонда России, который последнее время демонстрирует рекордный отток клиентов, то у него обязательства перед клиентами, напротив, продолжают расти.

Впрочем, самым главным лейтмотивом грядущих изменений эксперты называют как раз сокращение и без того скромной ежемесячной суммы выплат накопительной части. «В условиях, в которых сегодня пребывает сама система, повышение периода дожития, влекущее за собой сокращение размера ежемесячной выплаты, можно считать безнравственным решением», - считают они. Впрочем, в правительстве уверены, что такой подход позволит принять во внимание не только интересы граждан, но и интересы операторов накопительной системы, которые назначают выплаты по этой части пенсий. Ратующие лишь за свою выгоды Негосударственные пенсионные фонды, и вовсе, заявляют, что предлагаемое правительством увеличение периода дожития является недостаточным.

Единственным позитивом от принятия правительством такого решения можно считать тот факт, что отдельные категории граждан получат больше возможностей для единовременного снятия накопительной пенсии. Такие выплаты сегодня осуществляются при достижении гражданами пенсионного возраста с соблюдением условия, при котором накопительная пенсия не превышает 5% от общей суммы страховой части. В Центробанке утверждают, что сегодня такие выплаты получают примерно 89% участников накопительной системы, а с приближающимся увеличением страховых пенсий граждан, подпадающих под эту категорию, может стать значительно больше. При этом, эксперты логично предполагают, что для большинства российских пенсионеров, возможность получить пенсионные накопления сразу выглядит куда более привлекательно, чем растягивание этой суммы на скромные ежемесячные платежи.

Расходы правительства на социальную политику могут резко упасть

Минфин сделал первый шаг на пути к пенсионной реформе. Ведомство предложило снизить затраты по разделу бюджета «Социальная политика» почти на 53 млрд рублей. Из них 51,5 млрд рублей — это сокращение расходов на пенсионное обеспечение. Следующим шагом станет повышение пенсионного возраста. Соответствующий законопроект, по словам премьера Дмитрия Медведева, будет внесен в Госдуму в самое ближайшее время. Таким образом правительство собирается выполнить указ президента об ускорении роста ВВП в полтора раза.


Фото: Наталья Мущинкина

Помимо пенсионных расходов Минфин предлагает урезать в 2018 году затраты на социальное обеспечение на 6 млрд рублей. Ведомство также настаивает на сокращении господдержки инвалидов почти на 2,25 млрд рублей. Все это фактически означает, что правительство запустило маховик по реализации пенсионной реформы, споры о необходимости которой велись вплоть до последней инаугурации Путина.

Подтверждением тому служит заявление Медведева, сделанное сразу после его переназначения на должность главы правительства. Он пообещал, что законопроект об изменении пенсионного возраста поступит в Госдуму в «самое ближайшее время». Премьер прямо не сказал, что возрастной ценз будет повышен, но, как следует из его слов, движение будет только в одном направлении — в сторону увеличения этой планки. Главный аргумент Медведева заключается в том, что нынешний возраст выхода на пенсию устанавливался уже в 1930-е годы, когда продолжительность жизни в нашей стране составляла 40 лет. Сейчас продолжительность жизни в России превышает 72 года, поэтому пожилым людям ничего не мешает продолжить трудовую карьеру после достижения пенсионного возраста.

В настоящее время мужское население России выходит на пенсию в 60 лет, а женское — в 55 лет. При этом, количество трудоспособных россиян падает, а число пенсионеров, которых предстоит кормить за счет отчислений работников в Пенсионный фонд России (ПФР), растет. По оценке эксперта РАНХиГС Сергея Хестанова, ежегодно в России перестает трудится 800 тыс человек, причем эта потеря не компенсируется притоком новых работников, так как население страны стареет. В конце апреля Минтруд повысил прогноз дефицита бюджета ПФР в 2018 году со 107 млрд до 257 млрд рублей. Предполагаемые доходы фонда рискуют упасть почти на 67 млрд, а расходы — повыситься на 83 млрд рублей.

ПФР приходиться постоянно дотировать из федерального бюджета. Нагрузка составляет около 4% ВВП. Как полагают чиновники, если реализовать пенсионную реформу, в частности, повысить пенсионный возраст, то к 2035 году объем бюджетного трансферта сократится до 2,5% ВВП.

Впрочем, в самом ПФР утверждают, что в этом году увеличат расходы на выплату пенсий почти на 100 млрд рублей, а общие затраты на пенсионное обеспечение — на 371 млрд рублей. «ПФР дает понят, что в этом году, даже несмотря на возможное увеличение дефицита, сможет обеспечить пенсионеров дополнительным доходом. Правда, необходимо уточнить, как он сформировался. Накануне Нового года правительство утвердило повышение зарплат бюджетников в 2018 году на 4%. Пенсионные выплаты в этом случае, соответственно, также вырастут. Возможно даже примерно на 100 млрд рублей, о которых говорит ПФР. Однако на деле это означает, что государство элементарно перекладывает финансовые средства из одного кармана в другой, а профильные и заинтересованные ведомства ставят такую рокировку себе в заслуги», — считает доктор экономических наук Игорь Николаев.

Между тем, население крайне негативно относится к вопросу ужесточения пенсионного законодательства. Как свидетельствуют соцопросы, более половины россиян считают существующий возраст ухода на пенсию оптимальным, а 35% выступают за снижение этой планки. Однако мнения большинства респондентов вряд ли будет услышаны. Очевидно, что этот вопрос уже решен — необходимость повышения пенсионного возраста подтверждают все прогосударственные структуры. Например, Центр стратегических разработок, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным, советует увеличить существующую планку к 2034 году до 65 лет у мужчин и 63 лет у женщин. РАНХиГС предлагает более мягкие изменения — до 63 и 60 лет соответственно.

По мнению замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, в ближайшие годы государству на выплату пенсий может не хватить денег. Россияне обеспокоены низким уровнем российских социальных выплат в сравнении с развитыми странами: в Дании пенсия в эквиваленте российской валюты составляет 120 тыс рублей, в Финляндии — 110 тыс рублей, а в Израиле — 100 тыс рублей.

«Сроки повышения пенсионного возраста в России, равно как и другие элементы пенсионной реформы, пока не разглашаются. Возможно, что нас ждет мягкий вариант реформы: возрастной ценз выхода на пенсию будет повышаться каждые шесть месяцев на полгода, чтобы к 2023 году он достиг у мужчин 63 лет, а у женщин — 58 лет. Идея Минфина сократить расходы на пенсионное обеспечение свидетельствует, что даже при растущей цене на нефть (нынешние котировки в $77 за баррель способны дойти до $100 за баррель) дефицит ПФР высок. Есть альтернатива, но не лучшая — повышение НДФЛ до 15%. На это правительство не пойдет, иначе теневой сектор российских зарплат, составляющий по оценкам Всемирного банка почти $300 млрд, вырастет чуть ли не вдвое», — отмечает Мильчакова. Именно в связи с этим, обновленное правительство и готовит неприятный сюрприз пенсионерам. В ином случае, выполнить поручение президента об увеличении ежегодных темпов роста ВВП в полтора раза к 2025 году, будет крайне проблематично.

Читайте также: