Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего


Система пенсионного обеспечения в России предусматривает различные виды оснований для начисления материального обеспечения. Одним из них является выслуга.

Собственно, под ней следует понимать определенные периоды осуществления трудовой или служебной деятельности, которые дают право на какие-либо льготы.

Бесплатно по России

К последним относятся различные денежные прибавки и выплаты, а также возможность досрочного выхода на пенсию.

Механизм выслуги лет применяется по отношению к представителям далеко не всех профессий, а лишь к занятым в определенных, установленных законом сферах. На соответствующие льготы могут рассчитывать военнослужащие, работники правоохранительных и иных силовых структур.

С некоторыми условностями специальный стаж присутствует у педагогов и медицинских работников. Кроме этого, выслугу имеют государственные и муниципальные служащие. На последних следует остановиться более подробно.

Что такое муниципальная пенсия

Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.

Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.

Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.

Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.

Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.

Кто относится к муниципальным служащим

Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.

Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.


Основными характерными признаками муниципальной службы являются:

  • курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
  • исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
  • нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
  • финансирование происходит из средств местных бюджетов.

Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:

  • руководителей;
  • специалистов.

Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.

Кроме этого, муниципальные служащие могут иметь различные знаки классности – чины и ранги. В зависимости от наличия того или иного разряда, чиновнику положены различные надбавки к должностному окладу.

Пенсия у муниципальных служащих

Служащие муниципальных органов имеют те же права на пенсионное обеспечение, что и работники остальных сфер. Они могут рассчитывать на страховую пенсию по старости. Однако решение о повышении соответствующего возраста для данной категории работающих было принято раньше, чем для остальной части населения.

Последние новости говорят, что в 2019 году чиновники вправе рассчитывать на страховые пенсионные выплаты по достижении более позднего возраста, чем остальные граждане.

Возраст выхода

Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.

В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).


Необходимый стаж

Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.

Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.

Расчет муниципальной пенсии

В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.

Формула расчета муниципальной пенсии такова:

СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.

БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.

Н – надбавки.

МП – размер муниципальной пенсии.

Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.

Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.

Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.

Оформление муниципальной пенсии

Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.

Список документов

Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о доходе за последний год;
  • пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
  • СНИЛС (при наличии);
  • военный билет (при наличии).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.

Куда и когда обращаться

Муниципальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается за счет местного бюджета. Для ее оформления муниципальный служащий должен обратиться в отдел кадров организации, где он и трудится, предоставив соответствующие документы.

Чиновник вправе обратиться за ее получением в любое время после возникновения у него данного права.

В соответствии с действующим законодательством лицам, которые заняты на муниципальной службе, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – по выслуге лет. Рассчитывать на ее получение могут только те должностные лица, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – не менее 16,5 лет в 2019 году.

Полезное видео

Более подробно о возрасте выхода муниципальных служащих смотрите в видео:

Этот вид социального обеспечения назначается за выслугу лет. Он дополняет пенсию по возрасту и рассчитан на работников органов местной власти – администрации городов, районов и сельских поселений. Размер выплаты в данном случае рассчитывается в виде процентов к имеющемуся должностному окладу, но не должен превышать определенной суммы.

Статус муниципального служащего

Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:

  • работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
  • финансирование из средств местного бюджета.

Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:

Объем имеющихся полномочий

Глава администрации муниципального образования, руководитель территориального структурного подразделения, начальник (заведующий) отдела.

Уровень полученного образования и навыков по профессии

Главный специалист, ведущий специалист, специалист 2 категории.

Действительный муниципальный советник 1 класса, старший референт муниципальной службы 2 класса.

Нормативно-правовое регулирование

Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:

  • № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
  • № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.

Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.


Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).

  • Запеканка из яиц - как вкусно приготовить в домашних условиях по пошаговым рецептам с фото
  • Почему врачи советуют не делать КТ «на всякий случай»
  • 10 признаков, что у вас проблемы со зрением и вам нужны очки

Пенсия муниципальным служащим за выслугу лет

Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.

Условия назначения

Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:

Требования федерального законодательства

Стаж муниципальной службы

В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%.

Определенные причины увольнения

Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:

Последнее место работы

Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы.

Как рассчитывается

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.

  • Как узнать о своей надбавке к пенсии
  • Как варить перловку для рыбалки
  • Лисички в сметане - рецепты приготовления с мясом, картошкой и сыром на сковороде или в духовке

Для примера, можно узнать величину выплат за выслугу работнику с профильным стажем 20 лет, в последний год работы имевшего оклад 20 000 р., среднемесячную зарплату 60 000 рублей и получающего государственные выплаты по старости в размере 32 000 р. Расчеты выглядят так:

  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.
  2. Вычисляется ПВЛ = 60 000 р. х 60% = 36 000 рублей. Это значение не превышает предельных величин, установленных законом (60 000 р. х 75% = 45 000 р. и 20 000 р. х 2,3 = 46 000 р.).
  3. Находится итог – дополнение к трудовой пенсии: ДСП = 36 000 р. – 32 000 р. = 4 000 рублей.

Страховая пенсия

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Доплата за выслугу лет

Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях:

  • Повышения денежного довольствия в местной администрации. В данном случае доплата компенсирует льготы, которые работник получал по месту службы.
  • Увеличенной выслуге лет. Данная выплата дополняет существующее на федеральном уровне повышение ставки для расчета выплат в случаях, когда трудовой стаж превышает норматив.

Единоразовые выплаты муниципальным служащим при выходе на пенсию

Назначение субсидий этого вида тоже входит в компетенцию местных властей. Величина единовременных выплат при выходе гражданина на пенсию по выслуге напрямую зависит от:

  • размера должностного оклада;
  • продолжительности службы;
  • наличия поощрений и достижений за время работы.

Порядок назначения и оформления

Правильный порядок действий подразумевает, что сначала гражданин оформляет трудовую пенсию по возрасту. Для этого ему нужно обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда России, когда у него возникнет право на этот вид социальных выплат (после наступления 55 лет для женщин, и 60 – для мужчин). Государственное пособие по старости будет назначено со дня обращения. Оформив трудовую пенсию, и обладая необходимым стажем, работник должен обратиться в отдел кадров по месту работы для того, чтобы ему была назначена пенсия.

Какие документы необходимо предоставить

Обращение за пенсией муниципального типа подразумевает подготовку заявления. Оно составляется в свободной форме и в нем гражданин, со ссылкой на Закон №25-ФЗ извещает работодателя о своем праве на этот тип выплат. Заявление сопровождается следующим пакетом документации:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копия приказа об увольнении;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие профильный стаж работы и занимаемые должности в муниципалитете;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • военный билет (для проходивших службу);
  • справка, подтверждающая доход за последние 12 месяцев;
  • документ о назначении пенсии по возрасту.

Калькулятор расчета пенсии

Видео

Пенсия за выслугу лет доступна не всем, а только лишь людям определенных профессий.

На нее могут рассчитывать:

  • шахтеры;
  • пожарные;
  • космонавты;
  • работники спасательной службы;
  • госслужащие;
  • лица, являющиеся работниками рыбной отрасли;
  • люди творческих профессий;
  • медицинские работники;
  • учителя и преподаватели;
  • военнослужащие;
  • летчики-испытатели;
  • другие специальности, которые имеют вредные и тяжелые условия труда.

Мы с вами поговорим о такой категории граждан, как муниципальные служащие.

Работники этой сферы имеют право на получение пенсий за выслугу лет. Для этого необходимо иметь стаж не меньше 15 лет и выполнить определенные условия, расторгая трудовой договор или увольняясь:

  • муниципальный служащий достиг возраста для выхода на пенсию;
  • если орган власти прекратил свое действие и служащий попал под сокращение;
  • служащий достиг максимального возраста в этой должности;
  • период его полномочий на занимаемой должности вышел;
  • здоровье его не соответствует нужным условиям для работы в этой должности;

Если служащий отработал более 15 лет в этой сфере деятельности, то за каждый год свыше, ему полагается надбавка в размере 3%, но вся пенсия не может быть больше 75% от средней зарплаты, которую он получал за все время службы.

При этом важный момент состоит в том, что пенсия не может составлять сумму меньше прожиточного минимума.

  • Условия назначения пенсии
  • Минимальный и максимальный размер пенсии
  • Как рассчитать пенсию?
  • Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Условия назначения пенсии

Основные условия определены в Федеральном законе РФ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и, поэтому, одинаковы для всех муниципальных и государственных гражданских служащих в России.

Для того чтобы претендовать на получение пенсии за выслугу лет, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  • у него присутствует специальный трудовой стаж;
  • пенсионные права приобретает в соответствии с законом РФ;
  • увольняется со службы по определенным основаниям.

Минимальный и максимальный размер пенсии

Предположим, муниципальный служащий подходит под критерии, которые позволяют ему рассчитывать на пенсию за выслугу лет. Какой же у нее размер?


Законодательством РФ установлено, что пенсия за выслугу лет составляет 45% от средней зарплаты муниципального служащего. При этом, повторимся, за каждый год, проработанный сверх 15 лет, оплачивается в виде надбавки в 3 % от среднего заработка.

Максимальный размер её составляет 75% от уровня денежного содержания. Это значит, что пенсионные выплаты исчисляются не из установленного оклада, а именно из денежного довольствия, в которое входит должностной и соответствующий чину оклады, надбавки за особые условия службы, ежемесячные поощрения и другие выплаты, положенные муниципальному служащему.

Про минимальный размер, мы также говорили выше. Данный вид пенсии не может быть ниже МРОТ.

Пенсия за выслугу лет тем лицам, которые ушли со службы в связи с инвалидностью, выплачивается в размере:

  • при 1 и 2 группах — 75% от ежемесячного довольствия;
  • при 3 группе — 50% от размера довольствия.

Как рассчитать пенсию?

Существует формула расчета размера пенсии за выслугу лет:

ПВЛ = Д х ОК х П,

  • ПВЛ – размер собственно пенсии за выслугу лет;
  • Д – среднемесячная зарплата;
  • ОК- ограничительный коэффициент;
  • П– процентное выражение, устанавливаемое в зависимости от стажа муниципальной службы.

Максимальный предел составляет 2,8 размера оклада соответствующей должности, а если же речь идет о денежном вознаграждении, то тогда в пределах 0,8 этого размера.

Рассчитаем размер среднего заработка в месяц. Именно на его основе и вычисляется размер пенсии за выслугу лет. Законом установлено на него ограничение. Он не может быть больше 2,3 от должностного оклада. У нас эта сумма составила 8050 руб. (3500 руб. х 2,3)

Размер пенсии муниципального служащего составляет 45% от среднего заработка в месяц, если стаж его не меньше 15 лет и каждый следующий год увели­чивается на 3%. Но эта сумма не должна превышать 75% от среднего заработка.

Определяем пенсионный коэффициент выслуги: 45% получается за 15 лет, 30% - за 10 лет после.

Получаем: 45% + 30% = 75%.

Далее посчитаем размер пенсии за выслугу лет: РП = 7500 х 75% = 5625 руб.

Поскольку эта пенсия назначается дополнительно к трудовой пенсии, то она ограничена. Общая сумма двух пенсий не может превышать 75% от среднемесячного за­работка муниципального служащего.

В данном при­мере 75% от среднемесячного заработка, на основе которого определяется размер данной пенсии, составляет

8050 х 75 % =6037 руб.

Рассчитанный нами размер государственной пенсии за выслугу лет (5625 руб.) не превышает 2,3 должностного оклада (6037 руб.), на основе которого рассчитан размер дан­ной пенсии.

Муниципальному служащему назначена пенсия за выслугу лет в размере 5625 руб.

Из пенсии за выслугу лет (5625 руб.) вычитаем сумму трудовой пенсии (5000 руб.). Остаток и будет тем размером доплаты, которая полагается муниципальному служащему за выслугу лет.

В нашем примере эта разница составляет 625 руб. Эта именно та сумма, которую в качестве доплаты к основной трудовой пенсии будет получать работник муниципалитета.

Если происходит индексация пенсий, как трудовой по старости, так и за выслугу лет, то это тоже учитывается. Так, при увеличении пенсии по старости, размер доплаты за выслугу лет может уменьшаться.

Если размер трудовой пенсии превысит размер пенсии за выслугу лет, то в этом случае выплачи­вается только трудовая пенсия.

Вам в скором времени необходимо оформить пенсию? Узнайте, какие документы для этого понадобятся. Подробно здесь.

Последнее время все чаще в правительстве говорят о повышении пенсионного возраста. Как оно будет происходить, читайте в этой статье.

Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Муниципальный служащий может обратиться за пенсией за выслугу лет в абсолютно любое время после наступления права на нее, если ему уже назначена трудовая пенсия по старости.

Заявление необходимо подавать в кадровую службу того территориального органа, в котором гражданин проходил службу непосредственно перед увольнением.

Необходимо предоставить следующие документы:

  1. паспорт (нужен и оригинал, и копия всех страниц);
  2. справка о должностях и периодах работы, в которые включается стаж для назначения данного вида пенсии;
  3. копия приказа об увольнении;
  4. справка о среднемесячном заработке муниципального работника за последние полных 12 месяцев, предшествующие увольнению (необходимо, также, указание сумм по месяцам);
  5. справка о назначении трудовой пенсии по старости (или инвалидности). В ней должен быть указан федеральный закон, на основании которого назначена эта пенсия, ее размер, дата должна быть месяцем увольнения, а также на справка обязательно должна иметь номер и печать;
  6. трудовая книжка (копия);
  7. иные документы, которые подтверждают периоды стажа для назначения пенсии за выслугу лет.

После подачи заявления, комиссия в территориальном органе его рассматривает и принимает решение о назначении работнику муниципальной сферы пенсии за выслугу лет.

Данная пенсия назначается с того дня, когда служащий за ней обратился, но не ранее дня, следующего за увольнением с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).


Чиновники муниципалитетов стали «испытательным полигоном» по тестированию предстоящих пенсионных реформ.

Таково общественное мнение по поводу нового порядка присуждения пенсий муниципальным служащим.

Время выхода на заслуженный отдых этой категории постепенно начинает сдвигаться на более поздние сроки. Подробнее о пенсионе региональных чиновников читайте далее.

Кто относится к данной категории граждан

В дебатах, прениях, сообщениях СМИ местных чиновников часто причисляют к государственным гражданским служащим. Формально это не правильно, поскольку муниципалитеты не являются госорганами.

С административной точки зрения статусы госслужащих и региональных функционеров разграничены:

  • государственники представляют структуры исполнительной, законодательной и судебной власти федерального и субъектного уровней;
  • главное предназначение чиновника муниципалитета – профессиональная деятельность в органах местного самоуправления. Это хозяйственники, которые решают повседневные задачи, организуют жизнеобеспечение подчиненных территориальных образований, реализуют распоряжения госвласти.

С точки зрения трудового права статус муниципального чиновника подразумевает:


  • замещение должностей и выполнение функций муниципального образования;
  • работу на постоянной основе с заключением срочного либо бессрочного контракта;
  • материальное содержание за счет местной казны;
  • многоуровневое регулирование социально-правового положения.

Региональными законами утверждаются реестровые перечни должностей, штатные расписания с классификацией в следующем порядке:

  • характер полномочий – руководители или специалисты;
  • образовательный уровень и объем компетенций – высшие, главные, ведущие, старшие, младшие служащие;
  • разрядная квалификация – I, II, III классы, ранги и чины.

Работники, производящие техническое обслуживание органов самоуправления, не являются муниципальными служащими.

В соответствие со ст. 5 ФЗ № 25 «О муниципальной службе» муниципальные служащие и государственники практически уравнены по своему правовому статусу. Порядок приема на службу, ограничения, квалификационные требования, исчисление выслуги, фактически идентичны.

Касаемо пенсионного обеспечения на муниципалов распространяются права госслужащих в полном объеме. При этом пенсия местного чиновника не может превышать пособие государственного пенсионера в аналогичной по характеристикам должности.

Правовое регулирование вопроса

Нормативная база представлена федеральными законами:


  • № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
  • № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
  • № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
  • № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.

Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.

Порядок назначения и начисления пенсионного обеспечения

В рамках действующего законодательства установлены следующие виды муниципальных пенсий:

  • по выслуге лет – если количество отработанного времени соответствует нормативным требованиям;
  • страховые пособия по старости – по факту достижения пенсионного возрастного порога;
  • по инвалидности, ставшей результатом профессиональных травм и общих заболеваний.

Юридически правомерно назначение одновременно двух видов выплат – по выслуге и определенной доли по возрасту.

Пенсион по старости (страховая часть)

С января 2017 года возрастной порог, на протяжении десятилетий стабильно державший установленные ранее сроки, был законодательно увеличен. Однако принципы субсидирования и начисления пособий остались прежними. Заявитель может уйти с работы и оформить пенсию по двум направлениям – по труду и возрасту.


Государственные служащие теперь относятся к пилотному проекту – для них установлен ежегодный рост требуемых лет – для мужчин – 65, для женщин – 63 года.

Кроме того, теперь необходимо иметь стаж, который по состоянию на 1 января 2019 года составит не мене 10 лет, причем ежегодно этот показатель будет расти.

Выплаты в связи с утратой трудоспособности

Граждане страны имеют полное право в случае утраты нетрудоспособности и ограничения своих физических возможностей претендовать на получение пособия по инвалидности, оформив предварительно данный статус с подтверждением групповой принадлежности.

Однако, планируя завершить карьеру, чиновник должен выбрать какое-то одно обеспечение: по выслуге либо инвалидности.

Выслуга лет

Компенсационные ежемесячные начисления за выслугу лет – основной вид материального обеспечения подавляющего количества граждан преклонного возраста, ушедших на залуженный отдых.

Человек имеет право на их оформление при соответствии следующим условиям:

  • достижение пенсионного возраста, установленного Федеральным законодательством на конкретный период времени;
  • страховой срок – не менее 10 лет в 2019 году с перспективой планомерного увеличения до 15 к 2025 году;
  • коэффициент, не ниже 16,2 с увеличением до 30 к тому же периоду.

Основания для расторжения трудового договора:


  • реорганизация подразделения;
  • штатные сокращения;
  • присуждение инвалидности;
  • достижение максимального возраста службы;
  • собственное желание оформить пенсию по возрасту.

Увольнение должно производиться с муниципальной должности, на которой кандидат отработал не менее года.

Размеры выплат

Пенсионное пособие по выслуге лет рассчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев службы. Размер пенсиона составляет 45% от годового среднего.

При этом из расчетной суммы исключаются:

  • пенсия по старости и инвалидности;
  • базовая часть страховой пенсии.

В субъектах могут действовать региональные нормативы начислений. К примеру, в Москве расчет проводится по 55-процентному исчислению. Но это, скорее, исключение из правил.

За каждый календарный год службы сверх 15-летнего норматива чиновнику полагается 3-процентное увеличение пенсии.

Предельный совокупный размер с учетом страховой и «послужной» частей не должен превышать 75% среднегодового заработка служащего.

Доплаты и единовременные пособия


Единовременное выходное пособие при оформлении пенсиона. Его размер зависит от действующего оклада служащего непосредственно перед увольнением, стажа службы и региональных условий.

Повышение размера пенсии. Происходит при увеличении довольствия муниципальных и гражданских чиновников. Также, по нормам ст. 18 закона № 400, страховая доля муниципального пенсиона подлежит индексации 1 февраля на размер фактической инфляции за предшествующий год.

Пенсия чиновника вырастет и при увеличении стоимости ИПК. По закону перерасчет проводится 1 апреля.

Последние новости и изменения в данном вопросе

Пока последние изменения на законодательном уровне коснулись в основном государственных служащих. По остальным категориям граждан поправки носят скорее эпизодический, нежели системный характер и не повлекли за собой значительных цифровых изменений касательно пенсионного возраста. Исключение – муниципалитетные служащие.

Кроме того, увеличен индексационный уровень – с81,5 до 85,8 в текущем году при планируемом росте инфляции в 4,3%. После того, как пособия проиндексируют, размер фиксированной суммы добавочных выплат будет приравнен к 5334 рубля 19 копеек.

Прежде всего, изменения затрагивают возрастные нормативы и требования к стажу.

Пенсионный и предельный возраст

Для служащих муниципалитетов он повышается с 2017 года. Учитывая крайне непопулярный и болезненный характер инициативы, реформы идут поэтапно. Планка сдвигается ежегодно на 6 месяцев.

В итоге возраст для оформления пенсии должен составить:

  • 63 года для женщин к 2032 году;
  • 65 лет для мужчин к 2026 году.

В 2019 году оформить пенсион по выслуге лет сотрудницы муниципальной службы вправе с 56 лет, сотрудники – с 61.

Максимальный возраст службы в муниципальных органах – 65 лет без условий по гендерному принципу. В связи с этим исчезает норматив срочного контракта. Договора служащих, заключенные на определенный отрезок времени, с 01 января 2017 года считаются бессрочными.

Увеличение стажа

Продолжительность муниципальной службы, позволяющая обратиться за пенсией по выслуге лет, к 2026 году возрастет до 20 лет. Принцип изменений аналогичен: в календарный год норма службы увеличивается на полгода.

Соответственно, в 2019 году в послужном периоде претендента на муниципальную пенсию должно насчитываться 16 лет работы в соответствующих должностях.

Кого не коснутся нововведения

Законом предусмотрены случаи, когда в 2019 году чиновник сможет оформить пенсию по ранее действовавшему принципу:

  • во-первых, это лица, успевшие расторгнуть контракт до 1 января 2017 года с соответствующими требованиями выслуги и стажа;
  • послабления действуют для служащих с послужным стажем от 20 лет, оформляющих пенсию уже после 1 января;
  • если у чиновника с 15-летней выслугой на момент вступления в силу закона 143 до 01.01.17 возникло право пенсии по старости или инвалидности.

О данных нововведениях смотрите в следующем видеосюжете:

Читайте также: