Принцип сохранности пенсионных накоплений




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

С самого начала создания системы негосударственных пенсионных фондов государство предусмотрело ряд довольно строгих критериев, которым должна соответствовать организация, претендующая на получение соответствующей лицензии.

В частности, для этого законом были установлены пороговые уровни уставного капитала и резервного фонда, которыми необходимо обладать фонду, прежде чем получить право в принципе работать с пенсионными средствами.

Система контроля деятельности НПФ

Действующая система надзора и контроля над деятельностью НПФ в основном построена на косвенных ограничениях и ряде законодательных актов, обязывающих фонды соблюдать правила, установленные государством. В числе таких мер контрольного характера, которые напрямую касаются финансовой деятельности, можно выделить:

  • исчерпывающий перечень разрешенных активов, в которые НПФ может вкладывать пенсионные средства;
  • ежегодный аудиторский контроль бухгалтерской отчетности;
  • ежегодная актуарная оценка деятельности фонда по сумме показателей;
  • ежемесячная (ежеквартальная) оперативная отчетность в Федеральную службу по финансовым рынкам;
  • ежегодное опубликование в СМИ результатов деятельности фонда за истекший финансовый год.

В соответствии с законодательством, деятельность НПФ контролируют: Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство юстиции, специализированный депозитарий и так далее.

Несмотря на все это, наши российские граждане не питают особого доверия к НПФ. В определенной степени такие опасения справедливы, так как по долгам того же Пенсионного фонда государство несет субсидиарную ответственность - это прямо прописано в законе. Что же касается НПФ, то до текущего года это были по статусу некоммерческие организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Включение НПФ в систему страхования вкладов

Однако, в конце 2013 года был принят пакет законов, резко меняющих ситуацию в сфере деятельности НПФ. Создается система гарантирования сохранности пенсионных накоплений (№422-ФЗ от 28.12.2013 г), включающая в себя:

  • создание в каждом фонде резерва по обязательному пенсионному страхованию;
  • создание федерального фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН).

Для того чтобы вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений, негосударственный пенсионный фонд обязан поменять организационно-правовую форму: стать акционерным обществом (АО).

Все НПФ, ставшие участниками системы гарантирования вкладов, будут обязаны вносить определенные гарантийные взносы в ФГПН. Регулятором этого фонда назначена государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). При наступлении страхового случая – невозможности отвечать по своим обязательствам (отзыва лицензии, банкротства), недостающие средства будут восполняться из гарантийного фонда.

Участником системы гарантирования становится и Пенсионный фонд. При аннулировании деятельности НПФ-участника системы, пенсионные средства застрахованных лиц будут переведены из гарантийного фонда на счет застрахованного лица в ПФР.

Важно: законом №422-ФЗ устанавливаются гарантии только по обязательному пенсионному страхованию (по негосударственному пенсионному обеспечению планируется отдельный правовой акт)!

Изменение условий для вкладчиков-участников НПФ

Закон ввел существенные ограничения, касающиеся правил перевода средств из одного фонда в другой, и в отношении застрахованных лиц.

Так, полные гарантии сохранности пенсионных накоплений и полученного дохода будут только у тех, кто меняет фонд не реже 1 раза в пять лет. В случае, если участник осуществляет переход до истечения пятилетнего периода — средства пенсионных накоплений будут переведены по номиналу поступления (без дохода за истекший в фонде период) и без возмещения, в случае отрицательной доходности.

Таким образом, всем кто будет хранить свои пенсионные накопления в НПФ — гарантируют при назначении пенсии сохранность пенсионных средств в размере, не меньше вложенного номинала(!).

Все вступившие в систему гарантирования фонды будут зарегистрированы в реестре АСВ, в противном случае на деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию будет наложен запрет Банка России.


У кого и на каких счетах формировались пенсионные накопления? Когда стало возможным забрать накопления, а так же в какой форме они могут быть выплачены – читайте здесь


ССГПС и СНИЛС – в чем отличия? Для чего нужно страховое пенсионное свидетельство, а также какие данные хранятся на индивидуальных лицевых счетах граждан?



Базовая, страховая и накопительная части пенсии – в чем основные отличия между ними? Как формируются пенсионные накопления, а также как и когда можно будет их получить - смотрите подробности здесь


Негосударственные пенсионные фонды, получив убытки от инвестирования пенсионных средств по итогам года, распределили эти убытки по счетам своих клиентов. Федеральная служба по финансовым рынкам усмотрела в таких действиях нарушение законодательства и предписала их устранить. В связи с этим разгорелась дискуссия о пределах реализации принципа сохранности пенсионных средств. Применим ли он к деятельности негосударственных пенсионных фондов и в каких пределах?

Законодательство об НПФ

Прежде всего, необходимо упомянуть о пенсионных резервах – средствах пенсионных фондов, из которых финансируются негосударственные/дополнительные пенсии. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 11.07.2011) средства пенсионных резервов размещаются через профессиональных участников рынка ценных бумаг – управляющие компании (УК), но в ограниченный перечень объектов (государственные ценные бумаги, депозиты и другие объекты, указанные Правительством РФ). Но негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могут размещать эти средства и самостоятельно.

При этом в законодательстве отсутствует требование о соответствии договора доверительного управления средствами пенсионных резервов какой-либо типовой форме, утверждаемой государственным уполномоченным органом (государственный орган вправе лишь определять основные условия договора).

Для обеспечения прав вкладчиков и участников законодатель избрал форму контроля в виде контроля результата размещения средств пенсионных резервов и обязал НПФ формировать страховой резерв под обязательства, покрываемые пенсионными резервами. Кроме того, при размещении средств в рискованные активы (негосударственные ценные бумаги) через УК именно эти компании обеспечивают возврат переданных им пенсионных резервов и несут ответственность перед негосударственными пенсионными фондами и их участниками за ненадлежащее исполнение обязанностей (ч.3, 4 ст. 5 Закона № 75-ФЗ).

Пенсионными накоплениями именуются средства, которые формируются для выплаты накопительной части трудовой пенсии. Пенсионные накопления в соответствии с законом учитываются, инвестируются и выплачиваются отдельно от пенсионных резервов, никакого смешения закон здесь не допускает. При этом НПФ не имеют права самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, а должны делать это исключительно через УК (ст.25, 36.13 Закона № 75-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»).

Для обеспечения прав застрахованных лиц законодатель избрал иную форму контроля – в виде контроля процесса инвестирования средств пенсионных накоплений, строго ограничил перечень объектов инвестирования пенсионных накоплений (только государственные и высоколиквидные ценные бумаги и депозиты), установил, что НПФ и УК заключают договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений только в соответствии с типовой формой (ныне действует Типовая форма договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией (1).

Однако при этом субъекты инвестирования средств пенсионных накоплений (НПФ и УК) не несут обязательств в связи с таким инвестированием. В отличие от прямо сформулированных обязательств по возвратности пенсионных резервов ( ч.3, 4 ст.25 Закона № 75-ФЗ ) аналогичная норма в отношении пенсионных накоплений в действующем законодательстве отсутствует. Также законодатель не возложил на УК (через которые только НПФ и могут инвестировать пенсионные накопления) обязанность по возврату переданных им пенсионных накоплений, а на НПФ – по формированию страхового резерва под обязательства перед застрахованными лицами и не предусмотрел возможность страхования этих рыночных рисков.

Как видим, действующее законодательство полно, логично и различно регулирует вопросы размещения средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов: для пенсионных резервов действует принцип контроля результата и обязанность НПФ и УК обеспечить этот результат, а для пенсионных накоплений – принцип контроля процесса инвестирования и обязанность действовать строго в соответствии с утвержденными ограничениями. Однако законодатель не предусматривает ответственности за результат, полученный при инвестировании средств пенсионных накоплений.

И в плюс, и в минус

Согласно ст.27 Закона № 75-ФЗ доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, НПФ должны направлять на счета средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, – на счета средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. При этом ст.3 Закона № 75-ФЗ устанавливает следующие понятия:

- доходы от размещения пенсионных резервов – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату;

- доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.

Точное определение чистого финансового результата применительно к НПФ в законодательстве отсутствует, однако и в экономической теории, и в действующем законодательстве под чистым финансовым результатом понимается разность между доходами и расходами, связанными с соответствующим видом деятельности.

В отсутствие правового регулирования порядка распределения результатов инвестирования пенсионных резервов (который в соответствии с п.4 ст.36.2 Закона № 75-ФЗ необходимо было разработать ФСФР, однако до настоящего времени он не утвержден) НПФ вынуждены применять по аналогии Порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (2), а также Порядок определения чистого финансового результата от временного размещения средств сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании (3). Эти акты предписывают распределять по счетам застрахованных лиц чистый финансовый результат, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Следовательно, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости имущества, за счет переоценки на отчетную дату может быть как положительной величиной, так и отрицательной. Такой финансовый результат НПФ должен распределять по пенсионным счетам своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Иное толкование понятия дохода и чистого финансового результата могло бы привести к недостоверному отражению обязательств фонда перед своими вкладчиками, участниками и застрахованными лицами и нарушению их прав при выплате пенсий и выкупных сумм. Подтверждает правильность понимания чистого финансового результата как величины, которая может быть и положительной, и отрицательной, Письмо Минфина России от 01.04.2009 № 05-01-11/40.

Таким образом, получение отрицательного результата в соответствии со ст.3 и 27 Закона № 75-ФЗ влечет за собой уменьшение обязательств НПФ, учтенных на пенсионных счетах вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Порядок един для всех

В качестве примера правильного распределения отрицательного финансового результата в соответствии с Порядком расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений следует указать распределение результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для отражения их в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, утв. Распоряжением Правления ПФР от 21.01.2009 №11р по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008 году. Результаты утверждены с показателем коэффициента прироста менее 1), что означает распределение по счетам застрахованных лиц отрицательного финансового результата, рассчитанного в соответствии с указанным Порядком, утвержденным Минфином.

Исходя из принципа равной защиты частной и государственной собственности (ч.2 ст.8 Конституции РФ) правовой режим пенсионных накоплений, имеющих единый порядок формирования (за счет обязательных пенсионных взносов) и единое назначение (выплата трудовой пенсии гражданам), также является единым, в том числе в части распределения финансового результата, полученного в результате их инвестирования.

Порядок распределения финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений не может быть различным только потому, что часть из них является государственной собственностью (пенсионные накопления, учитываемые и инвестируемые ПФР), а часть – частной собственностью (пенсионные накопления, учитываемые и инвестируемые НПФ).

Таким образом, к порядку распределения финансового результата негосударственными пенсионными фондами могут быть по аналогии закона применены нормы, регулирующие распределение финансового результата государственным пенсионным фондом.

НПФ для исполнения принятых на себя обязательств перед застрахованными лицами не имеет возможности принять решение о восполнении дефицита средств за счет страхового резерва, поскольку страховой резерв создается для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, но не перед застрахованными лицами (ст.20 Закона № 75-ФЗ).

В соответствии со ст.3 Закона № 75-ФЗ участник – физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. То есть участником именуется лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор и сформированы пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

Следовательно, страховой резерв формируется исключительно на случай недостаточности средств пенсионных резервов для исполнения обязательств перед участниками. НПФ не только не имеют оснований для принятия решения о направлении средств страхового резерва на покрытие отрицательного финансового результата от размещения пенсионных накоплений, но и не вправе этого делать под страхом привлечения к административной ответственности.

Отметим, что до настоящего времени не существует ни одного объединенного гарантийного фонда, в который могли бы вступить НПФ для покрытия отрицательного финансового результата. Отсутствие объединенных гарантийных фондов связано с отсутствием закона, в соответствии с которым могли бы создаваться такие фонды, а также с отсутствием нормативных актов ФСФР по вопросам создания и деятельности объединенных гарантийных фондов.

НПФ не имели и не имеют возможности участвовать в обществах взаимного страхования или заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств перед участниками с целью компенсации рыночных потерь от изменения рыночной цены ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления, поскольку в соответствии с ч.3 ст.23 Закона № 75-ФЗ подобным образом могут быть обеспечены только дополнительные гарантии участникам. Обязательства перед застрахованными лицами в соответствии с действующим законом обеспечены быть не могут.

Таким образом, доводы о необходимости компенсации отрицательного финансового результата от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, обществ взаимного страхования или страховых организаций противоречат ст.23 Закона № 75-ФЗ.

Судебная практика

Имеющаяся судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции не дает оснований для универсализации принципа сохранности пенсионных средств.

Так, три судебные инстанции и ВАС РФ по одному из дел рассматривали вопрос исключительно об уменьшении обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, возникших по конкретным договорам негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения и связанных с отрицательным финансовым результатом от размещения средств пенсионных резервов. Вопрос об уменьшении обязательств по обязательному пенсионному обеспечению в связи с отрицательным финансовым результатом, полученным от инвестирования средств пенсионных накоплений, не был предметом рассмотрения ВАС РФ (Определение от 07.07.2010 № ВАС-8713/10).

В названном Определении ВАС РФ очень важно указание на то, что, поскольку законодательством предусмотрено «создание фондом страхового резерва для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, суды пришли к выводу о неправомерных действиях фонда по одностороннему изменению обязательств перед своими вкладчиками и участниками, и, следовательно, законности оспариваемого предписания, вынесенного службой в пределах своей компетенции».

Таким образом, судебная практика не только не указывает на необходимость компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений, но и формирует важнейший вывод, составляющий основу экономического функционирования НПФ: фонд тогда не может уменьшать свои обязательства перед вкладчиками и участниками, когда законом предусматривается создание специального механизма и источника (страхового резерва), который позволяет компенсировать отрицательный финансовый результат. Создание такого механизма и источника (страхового резерва) предусмотрено для компенсации отрицательного финансового результата, полученного от размещения средств пенсионных резервов (ст.23 Закона № 75-ФЗ). Создания механизма и источника для компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений законом не предусмотрено.

Как видим, действующее законодательство и судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции по-разному подходят к вопросу действия принципа сохранности пенсионных средств. На пенсионные резервы, формирующиеся для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, принцип сохранности распространяет свое действие, а на пенсионные накопления, формирующиеся для исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, нет.

(1) Утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.07.2010 № 10-44/пз-н.

(2) Утв. Приказом Минфина России от 18.11.2005 № 140н.

(3) Утв. Приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н.

Сергей Халатов,
к. ю. н., доцент кафедры гражданского процесса УГЮА,
г. Екатеринбург

Система гарантирования пенсионных накоплений – программа, в рамках которой застрахованные лица получают обеспечение возврата средств, доверенных негосударственным фондам. Сбережения предоставляются из резервов специального фонда при наступлении страхового случая, указанного в нормативно-правовом регламенте. Помимо этого, для осуществления деятельности каждый НПФ предварительно должен попасть в реестр участников системы, чтобы подтвердить свою состоятельность.

Пенсионные накопления: что это и как формируются


Под пенсионными накоплениями понимают средства, имеющиеся на индивидуальном счете гражданина, зарегистрированного в системе ОПС внебюджетного фонда.

С момента принятия федерального нормативного акта «о страховых пенсиях» указанные денежные средства получили статус самостоятельного обеспечения.

Накопительная часть пенсии состоит из:

  • Страховых взносов, отчисляемых работодателем в соответствии с ранее действовавшими пенсионными нормативными актами (до принятия ряда пенсионных реформ государственное содержание по старости состояло из трех частей (ныне их две), одна из которых была накопительной);
  • Дополнительных взносов на накопительную часть (добровольные отчисления граждан и участие в программах софинансирования);
  • Доходов от инвестиционной деятельности названных средств;
  • Денежных сумм, перечисленных по программе помощи в виде материнского сертификата.

Особенности:

  1. В случае смерти гражданина, формировавшего накопительную часть пенсии, правопреемниками денежных средств становятся его близкие родственники или лица, упомянутые в законе;
  2. Пенсионные накопления формируются из:
  • Средств, перечисленных непосредственным владельцем индивидуального счета или лицами, обязанными совершать в его пользу таковые сборы;
  • Выплатного резерва, выступающего гарантией предоставления накопленных средств.

Система гарантирования

Система гарантирования выплат пенсионных накоплений начала свое действие одновременно с принятием последней пенсионной реформы – с 2015 года. Ее основная цель – защитить сформированные гражданами резервы и обеспечить их последующую выплату.

Созданная система подразумевает два уровня защиты, в частности:

  • Резервный фонд по выплатам с обязательного страхования;
  • Фонд гарантирования пенсионных выплат, действующий в масштабах государства (ФГПН).

Как работает система


Возврат пенсионных накоплений по системе гарантирования выплат осуществляется при наступлении страхового случая, наиболее вероятный из которых – отзыв лицензии у НПФ, признание банкротом или прекращение деятельности фонда ввиду несоблюдения взятых на себя обязательств по иным причинам.

При возникновении указанных обстоятельств гражданин обеспечен следующими мерами защиты:

  • Сохранность сбережений обеспечивает ЦБ РФ;
  • Ответственность за выплаты, их аккумулирование и приумножение возложена на АСВ (агентство по страхованию вкладов).

В трехмесячный срок, после признания случая страховым, ЦБ РФ автоматически инициирует перевод накопленных гражданином средств со счета НПФ в пользу ПФР, который принимает на себя обязательства по:

  1. Инвестированию сбережений и использованию финансовых инструментов, позволяющих приумножить первоначальные суммы накоплений;
  2. Выплате накоплений, решение по которым было принято до наступления страхового случая с НПФ.

Закон выделяет средства пенсионных накоплений, считающихся обязательными к выплате. К числу таковых относятся:

  • Средства, направленные по материнскому сертификату;
  • Аккумулированные во время действия программы софинансирования;
  • Страховые взносы, перечисленные работодателем (за исключением доходов от их вложения за период пребывания на счетах НПФ).

Гражданин, вложивший пенсионные накопления в НПФ, который ныне принудительно ликвидируют, может претендовать на получение инвестиционного дохода от их использования, предусмотренного договором с названным учреждением, только если продажа его активов обеспечила дебет после исполнения всех финансовых обязательств.

При наступлении страхового случая с НПФ застрахованное лицо (владелец индивидуального счета) вправе распорядиться гарантированными выплатами по следующим альтернативам:

  1. Предоставить право управления денежными средствами ПФР;
  2. Заключить договор и перевести накопления в иной НПФ.

Агентство по страхованию вкладов – базис системы гарантирования, реализующий следующие задачи:

  • Предоставление гарантийного возмещения в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Инвестирование средств участников фонда для их приумножения;
  • Сбор и контроль за поступлением гарантийных взносов;
  • Контроль за деятельностью и принятие мер по ликвидации недобросовестных участников системы.

Особенности АСВ:

  1. Обеспечивает выплаты в случае наступления страхового случая из специального фонда;
  2. Размер предусмотренной гарантированной выплаты включает суммы, размещенные в специальной части лицевого счета (дополнительные доходы от инвестирования не учитываются);
  3. Формирует реестр участников фонда и осуществляет их учет.

Вхождение в АСВ для НПФ считается обязательным. При отказе агентства во включении негосударственного пенсионного фонда в реестр, последний обязан прекратить деятельность и передать имеющиеся резервы под управление государственного внебюджетного фонда.

Условия включения НПФ в реестр системы гарантирования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Успешное прохождение проверки, организуемой ЦБ РФ;
  • Внесение обязательных взносов;
  • Проведение процедуры акционирования.

На официальном ресурсе агентства имеется перечень негосударственных пенсионных фондов, вошедших в реестр участников системы гарантирования. Среди таковых представлены (перечень не полный):

  1. ВТБ ПФ;
  2. Будущее;
  3. Лукойл-Гарант;
  4. ГАЗФОНД пенсионные накопления;
  5. Русский Стандарт НПФ;
  6. НПФ Сбербанк;
  7. Национальный;
  8. КИТ Финанс;
  9. НАСЛЕДИЕ;
  10. Согласие.

Страховые случаи

Гарантированное возмещение пенсионных накоплений предоставляется при следующих обстоятельствах:

  • Отзыв/аннулирование лицензии НПФ;
  • Признание НПФ несостоятельным и инициирование в его отношении конкурсного производства;
  • Снижение резервов ПФР на уровень, ниже минимально установленного порога;
  • Недостаточность величины взносов в момент выплаты застрахованному лицу срочных пенсионных или накопительных выплат.

Фонд пенсионных накоплений при АСВ


Гарантированные пенсионные выплаты формируются внутри специального фонда, находящегося под управлением АСВ, а их аккумулирование осуществляется из следующих источников:

  1. От взносов НПФ-участников:
  2. За счет накоплений граждан;
  3. Взносы ПФР;
  4. Выручка от инвестиционной деятельности и проектов;
  5. Пени, взимаемые за несвоевременное исполнение обязательств участниками.

Основные моменты формирования фонда:

  • Законом предусмотрены минимальные лимиты взносов участников и объем резервов фонда;
  • Ставка по взносам устанавливается/корректируется ЦБ РФ;
  • Уплата взносов – обязанность страховщика, последний срок перечисления платежа - 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • За несвоевременное исполнение обязательства по уплате взноса назначается пеня в размере 0,1% от суммы недоимки;
  • Накопленные резервы фонда распределяются по следующим направлениям:
  1. Выплата гарантийного возмещения при отзыве лицензии у НПФ или наступлении иного страхового случая;
  2. Обеспечение деятельности системы и покрытие расходов с ней связанных;
  • Задачи, которые решает фонд:
  1. Обеспечение сохранности накоплений граждан;
  2. Обеспечение соблюдения прав вкладчиков.

Заключение

С целью обеспечения пенсионных прав на законодательном уровне была создана специальная система гарантирования. Ее действие обусловлено тем фактом, что многие граждане предпочитают размещать свои накопления на счетах негосударственных пенсионных фондов, которые, в свою очередь, могут лишиться лицензии или признать себя несостоятельными.

Выплаты по страховым случаям осуществляются из резервного фонда, а его управлением занимается агентство по страхованию вкладов.

Чтобы НПФ мог вести деятельность и заключать договоры с гражданами, ему потребуется попасть в реестр АСВ, в противном случае действия будут признаны незаконными.

Что тормозит принятие закона о достойной старости

Совет Федерации ожидаемо вслед за Госдумой принял решение продлить «заморозку» пенсионных накоплений россиян до конца 2023 года. При этом до сих пор непонятно, какой механизм пенсионных накоплений правительство предложит работающим гражданам. Разработка закона о гарантированном пенсионном плане серьезно затянулась. Чиновники ломают головы над тем, как бы замотивировать граждан отчислять часть зарплаты в счет будущей пенсии, не нарушив при этом принцип добровольности таких взносов. Почему до сих не получается разработать инструмент для пенсионных накоплений, в чем суть будущей системы и что принятие нового закона даст работающим россиянам, «МК» рассказал первый замглавы социального комитета Совета Федерации Валерий РЯЗАНСКИЙ.


-До конца 2023 года продлевается срок «заморозки» накопительной части пенсии россиян. Многие недовольны тем, что власти лишают их шанса накопить на достойную старость. Разделяете ли вы их позицию?

-Нет, не разделяю. Копить на достойную старость можно по-разному. Для этого абсолютно не обязательно пользоваться только одним инструментарием. И вообще, что значит «заморозка»? С такой формулировкой надо быть очень осторожным. Ввести элемент накопительной пенсии — правильное решение. Изначально это делалось для того, чтобы сделать нашу пенсионную систему более устойчивой с точки зрения экономических и социальных параметров, а также чтобы люди сами могли страховую пенсию дополнить накопительной. Часть накопительной пенсии во многом зависит от самого человека, от того как он сам будет ей распоряжаться и в какие инвестиционные инструменты он будет ее вкладывать. Можно сказать, что это рождение нового для нашей страны принципа привлечения людей к формированию своей будущей пенсионной истории. Задумка очень хорошая, но она, к сожалению, была реализована в неполной мере.

-Что помешало?

-Все из-за некоторых принципов, которые были заложены в накопительной системе. Речь, в частности, о добровольности. В результате, отчисления в пенсионный фонд просто разделили на две части: накопительную и страховую. Против такой фрагментации выступали профсоюзы, да и многие работники: если часть пенсионных взносов переводить в другую форму накоплений, уменьшается страховая пенсия. Чтобы этого не получилось, нужно взять из государственного бюджета компенсацию - то есть, те деньги, которые люди недополучили и отложили в накопление на будущую старость. На текущие расходы пенсионной системы придется брать средства именно из бюджета. В целом идея правильная, но так как в свое время с бюджетом страны были трудности, это добавило сложности в пенсионном обеспечении граждан. Что такое «заморозка»? Речь о том, что мы просто перестали откладывать средства в размере 6% от зарплаты на будущий накопительный компонент. Все 22% стали отчисляться на формирование страховой пенсии. Иначе говоря, средства пошли на текущие пенсионные расходы наших граждан. «Заморозка» означает только одно — дополнительные средства, которые раньше отдавались на накопительный компонент, из текущей платежной пенсионной системы ушли, но сами деньги, которые к тому моменту уже были отложены в пенсионной накопительной системе, они есть, они работают и расписаны по каждому будущему пенсионеру персонально.

- Что это значит для конкретных людей, успевших сделать свои накопления?

- Абсолютно все пенсионные истории адресные. Те граждане, которые на момент действия законодательства, принятому по накопительному компоненту, участвовали в накоплениях, имеют полное право ими воспользоваться. С согласия работника работодатель перечислял средства либо во госкорпорацию ВЭБ, либо в управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды. Таких пенсионных историй очень много, а средств, которые заложены в накопительную компоненту, больше 5 трлн рублей. Все эти деньги работают и находятся под контролем государства. Есть специальный закон, который определил меры по обеспечению сохранности этих средств и по тому инструментарию, каким должны пользоваться негосударственные пенсионные фонды с тем, чтобы эти взносы работали и умножались. У тех работников, которые вышли на пенсию, но накопительный компонент получился маленький, в силу того, что люди были на предельных возрастах, уже начались первые выплаты. Взносы были небольшие, поэтому и накопительная пенсия небольшая. Она является одноразовой и её выплачивают сразу, с момента наступления пенсионного возраста. Если накопленные пенсионные сбережения побольше - их выплачивают на протяжении определенного времени, например, 10 лет. Эти деньги работают и получить их можно ежемесячно, добавляя к страховой пенсии.

-То есть, термин «заморозка» к ситуации с накопительной пенсией не подходит?

-Дело не в терминах. Главное, что необходимо понять — накопления никуда не делись. Они работают и по ним уже сейчас идут выплаты. Никакой заморозки нет. Если гражданин считает, что он должен продолжать накапливать себе на пенсию, да, сейчас таким инструментом он воспользоваться не может. Но существуют другие инструменты накопления: банковские депозиты, управляющие компании, которые сплошь и рядом предлагают разные услуги. Если у человека есть «лишний» заработок и он готов откладывать и накапливать, это реально.

-Сейчас с новой силой звучат предложения в принципе отказаться в России от накопительной пенсии, оставив одну страховую. Каково ваше мнение на этот счет?

-Не надо противопоставлять накопительную и страховую системы. Они должны дополнять друг друга, поскольку каждая имеет свои плюсы. Накопительная система является наиболее справедливой к человеку: как правило, она управляется самим работником. Было бы хорошо, чтобы ему еще помогала компания, в которой он трудится, доплачивая, например, за «обет верности» этому предприятию. Таким социальным ходом фирма сможет, грубо говоря, «привязать» к себе сотрудника и докладывать деньги в его пенсионную историю. Есть еще одна причина, позволяющая назвать накопительную пенсию справедливой — все, что человек накопил, будет его. Эти деньги никто не заберет.

В действующей страховой системе есть свои недостатки и свои преимущества. Плюсы заключаются в том, что по отношению к страховым пенсионным системам ответственность государства прописана более жестко. Также есть гарантии тех инструментов, которые заложены внутри самого пенсионного законодательства, например, льготные категории граждан. Недостатки сводятся к тому, что высокооплачиваемые категории граждан, а также те, у кого большой трудовой стаж, в некотором смысле ущемлены в усреднительных коэффициентах. Поскольку все страховые средства находятся в «общем котле». Эта страховая система в большей степени справедлива к низкооплачиваемым категориям граждан, которые не работали на высоких зарплатах: работникам сельского хозяйства, библиотекарям на селе, нянечкам в детсадах. Поэтому, когда на пенсию уходит, допустим, бывшая медсестра, ей выплачивают пенсию, которая по отношению к зарплате значительно больше, чем те 22%, которые сейчас перечисляют в счет будущей пенсии. В этом сила страховой системы. Она перемешивает все взносы и в большей степени «не обижает» тех, кто получал немного, но работал долго.

-Вернемся к накоплениям. По какой причине до сих пор не получилось внести в Госдуму законопроект о гарантированном пенсионном плане? Что тормозит работу?

-Работа продолжается. Думаю, она закончится успешно и появится новый закон. В новой системе надо ответить на несколько главных вопросов. Во-первых, надо разобраться с принципом добровольности. Дело в том, что те, кто хотел бы работать с этими накоплениями, прекрасно понимают — чем дешевле будет ресурс, тем выгоднее будет с ним работать и государству, и частным инвестиционным компаниям. Действительно, это является хорошим инвестиционным ресурсом для государства. Это недорогие деньги, которые можно использовать для того, чтобы, к примеру, строить платные дороги, которые со временем окупятся, или коммерческое жилье, которое гарантированно продается, или вкладывать их в коммерческие проекты, которые заведомо дадут выгоду и государству, и компаниям. Такова мировая практика. Но, тем не менее, принцип вложения средств в пенсионную систему со стороны гражданина должен быть добровольным. Сложно человека убедить? Да, сложно. Нужна ему мотивация? Конечно, нужна. Поэтому разработать документ с учетом условий, при которых гражданин захочет вложить часть своей зарплаты в накопления, не так просто. Такой закон появится, возможно, в следующем году. 2020-й — очень тяжелый и его надо успешно закончить, а в 2021 можно смело возвращаться к этой работе.

- Проблема только в том, чтобы убедить граждан в выгодности пенсионных накоплений?

- Не только. Надо решить и другие вопросы: каким образом те накопления, которые были в старой пенсионной накопительной системе, будут учтены в новом формате, а также какие будут преимущества, ограничения и гарантии грядущих накоплений. Это сложный инструмент. Здесь нужны обсуждения специалистов и выверенные решения. Но такой закон нужен и я уверен, что он появится. Молодое поколение, те, кто только сейчас вступают в трудовые отношения, должно гарантировано использовать несколько моделей, позволяющих накопить на достойную старость. Документ требует спокойной, вдумчивой и серьезной работы. В следующем году мы ждем появления таких вариантов закона, которые уже можно будет предметно обсуждать в Госдуме и Совфеде.

Читайте также: