Проблемы назначения и выплаты пенсии

В сегодняшней статья я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного Фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров, как в до судебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день, является Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходят на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона - Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

-пункт 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 01.01.2002 г. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Так же при данном расчете, размере пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране.

-пункт 4 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек (для обычных условий труда), и 648 рублей 62 копеек (для тяжелых, вредных условий труда). Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1 варианту (п.3. ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2 варианту (п.4. ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, что бы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета, действуют одни и те же показатели, имеющие прямое значение на размер исчисленной пенсии:

СК - стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 01.01.2002 г., тем больше будет стажевый коэффициент и как следствие размер пенсии.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить что, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г. тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому:), так как положения закона написаны так, что бы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Теперь о главном – об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ, при назначении пенсии.

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Ошибка № 1

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г. какие либо периоды работы из-за: ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ), это нарушения, при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, либо Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225.

Иными словами все ошибки, помарки и неточности которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на Вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко - согласно статье 39 Конституции РФ, гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 N 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п.п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным Фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Ошибка № 2

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за: отсутствия сведений на Индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами – если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный Фонд РФ, то виноваты в этом Вы. (по мнению ПФР РФ.)

Ломается данный довод тоже достаточно просто - согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Ошибка № 3

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии указанные в Списках № 1 и № 2), так как: нет сведений на Индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т.д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели работавшие с вами в тоже время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из Архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Ошибка № 4

Пенсионный Фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 статьи 30 ФЗ № 173, для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из Архивов, в которых указано что, вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный Фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть, как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в Отдел Пенсионного Фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный Фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

-какие периоды работы были учтены при назначении пенсии?;

-какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании?;

-какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему?

-каким образом производится расчет пенсии? (п 3. ст. 30 или п.4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный Фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет;

5) Если вы считаете, что Пенсионный Фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный Фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки не реально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того что ответил вам Пенсионный Фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся в его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74198/ (дата обращения: 07.12.2020).

Автор рассматривает актуальные проблемы российской пенсионной системы. Определяет основные направления по минимизации проблем пенсионной системы. Подчеркивает важность решения рассматриваемых проблем.

Пенсионное обеспечение в России осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы активно проводится анализ пенсионной системы, поскольку возрос интерес со стороны государства и населения к проблемам, связанным с социальной справедливостью, материальным благополучием, удовлетворенностью условиями жизни и размером страховой защиты пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом.

В настоящее время особо актуальными выступают ряд проблем пенсионной системы:

  1. В России патерналистская пенсионная система (государство — работник — пенсионер) при такой системе отсутствует заинтересованность со стороны работодателей и самих работников в формировании пенсионного капитала.
  2. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовой зависимости от государственного бюджета, то есть сумма государственных пенсионных обязательств не совпадает с суммой фактически полученных страховых взносов. Отмена единого социального налога и замена его на страховые выплаты, а также введение административного механизма, связанного с налогообложением фонда оплаты труда работников, в пенсионной системе не дало ожидаемого эффекта и не решило проблему дефицита пенсионного бюджета [1, с. 272].
  3. Страховые выплаты в пенсионной системе, которые упоминаются в начале пенсионной реформы как основа, сокращаются. В составе трудовой пенсии увеличивается доля базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в том числе основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования.

Это происходит из-за того, что на верхней уровень заработной платы с которого уплачиваются страховые взносы, устанавливается сумма, которая соответствует нижнему пределу. Что приводит к тому, что страховые взносы с зарплат среднего класса идет на формирование базовой пенсии. То есть происходит солидарное пенсионное обеспечение низкооплачиваемого персонала, теми работниками с зарплат которых производятся более высокие отчисления.

  1. Досрочные пенсии тоже финансируются из общей суммы страховых взносов. Это происходит из-за того, что в России нет профессиональных пенсионных систем.
  2. Потенциал негосударственных институтов в пенсионной системе сравнительно невелик. развитие негосударственных институтов пенсионной системы, сдерживается прежде всего неудачной и неэффективной системой налогообложения негосударственных государственных образований [4, с. 140].
  3. Важным нерешенным вопросом пенсионного обеспечения остаются теневые выплаты. Это происходит из-за того, что 14 % всего работающего населения работают неофициально. По этому государству создать механизмы, при которых руководству организаций выгодно производить полные отчисления в пенсионный фонд и платить «белую» зарплату работникам [2, с. 290]. Для этого необходимо предусмотреть налоговые льготы и иные формы мотивации для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.
  4. Низкие пенсии, которые в среднем равны прожиточному уровню или того меньше. Данная проблема заложена в том, что средняя заработная плата по России низкая, соответственно и отчисления в пенсионный фонд будут не высокие. При этом, хочется заметить, что последние изменения в формировании заработных плат не принесли качественных изменений. Данные изменения только увеличили влияние работодателей в формировании заработных плат работников.
  5. Увеличение количества пенсионеров. Тенденция низкой рождаемости приводите к тому, что количество трудоспособного населения уменьшается, а количество людей пенсионного возраста растет. Со временем возникает проблема финансовых ресурсов для обеспечение действующих пенсионеров, молодому поколению. Правительство предпринимаются меры для стимулирования рождаемости в стране. Однако, представляется, что данная проблема решится само собой если будет стабильность в стране.
  6. Низкая грамотность среди населения. Население не всегда осознает, для чего нужна официальная высокая заработная плата, чем это может обернуться в будущем. Поэтому не обходимо проводить информирование население об необходимости «белых» зарплат. Информационное освещение населения должно также касаться негосударственных пенсионных фондов, чтобы население могло ознакомиться с плюсами данного направления пенсионной системы страны.
  7. Тенденция увеличение количества работников, вышедших досрочно на пенсию. В зарубежных странах, например, таких как Германия досрочная пенсия доступна только для 3–4 профессиональных групп, а в России количество отраслей и профессий, в которых занятость дает право досрочно выйти на пенсию, достигает 2 тыс. [3, с. 46].

Весьма вероятно, что последствия экономического кризиса и негативной демографической ситуации в России в ближайшие годы потребуют от государства огромных усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательная база пенсионного обеспечения в России имеет сложную и громоздкую структуру, но, к сожалению, она не очень эффективна. Необходимо времени и ресурсов, чтобы усовершенствовать, сбалансировать ее и заставить работать законодательную базу пенсионной системы. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также е решение других вопросов развития пенсионной системы.

Для решения названных проблем, в первую очередь необходимо производить оптимизацию расходов, связанных с деятельностью ПФР РФ, а также внедрить 3-уровневую пенсионную систему, которая буден направлена на персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, распространением социальных программ и ростом социальных расходов страны, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда, при этом, нужно понимать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население. Поэтому комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования пенсионной системы, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, учет и реализация пенсионных прав, а также оценка социально-экономических последствий через систему социально-демографических и экономических показателей, имеет большое значение [3, с. 45].

Таким образом, современная пенсионная система в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что не позволяет гарантировать стабильное выполнение страной своих обязательств в отношении пенсионеров. Государство можно рассматривать как социальное, если оно удовлетворяет права своих граждан. Проблема задержки выплаты государственных пенсий была решена, но проблема недостаточности размера пенсии для удовлетворения социальных потребностей пенсионеров по-прежнему стоит остро.

Решение этих проблем чрезвычайно важно для обеспечения социально-экономического развития России.

  1. Бушуева, И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — № 1. — С. 273–282.
  2. Ерофеева, С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 120. — С. 290–295.
  3. Игнатенко, И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 73. — С. 45–49.
  4. Туманянц, К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. — 2016. — № 2. — С. 140–147.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неводова И.А., Чижма В.В.

Статья посвящена проблеме выплаты пенсий населению по старости. Проблема, связанная с пенсионными выплатами, является одной из наиболее важных социальных проблем, так как размер своей будущей пенсии рано или поздно начинает волновать каждого. Поэтому для обеспечения более высокого уровня жизни пенсионеров, а также для повышения уверенности граждан в своем будущем благополучии в преклонные годы, необходимо ввести такую пенсионную реформу , которая отвечала бы современным экономическим условиям в стране.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неводова И.А., Чижма В.В.

THE PROBLEM OF OBTAINING A PENSION INSURANCE IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The Article is devoted to the problem of payment of pensions to the population in old age. The problem related to pension payments is one of the most important social problems, as the size of their future pension sooner or later begins to worry everyone. Therefore, in order to ensure a higher standard of living for pensioners, as well as to increase the confidence of citizens in their future well-being in the old years, it is necessary to introduce a pension reform that would meet the current economic conditions in the country.

Текст научной работы на тему «Проблемы получения страховой пенсии в России и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИИ И ПУТИ

И.А. Неводова, ассистент В.В. Чижма, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. Статья посвящена проблеме выплаты пенсий населению по старости. Проблема, связанная с пенсионными выплатами, является одной из наиболее важных социальных проблем, так как размер своей будущей пенсии рано или поздно начинает волновать каждого. Поэтому для обеспечения более высокого уровня жизни пенсионеров, а также для повышения уверенности граждан в своем будущем благополучии в преклонные годы, необходимо ввести такую пенсионную реформу, которая отвечала бы современным экономическим условиям в стране.

Ключевые слова: пенсия, государство, пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, страховая пенсия, правительство.

В настоящее время получить минимальную пенсию в России становится всё сложнее. В 2017 г. 8,3 тыс. человек были лишены права на страховую пенсию. Согласно данным из прогноза комитета Государственной Думы по труду в 2018 г. страховую пенсию не получат уже 45 тыс. пенсионеров. Они претендуют на социальную пенсию, лишь через 5 лет стажа ив 1,5 раза меньше средней по стране.

Количество оставшихся без пенсии будет расти в экспоненте. Дело в формуле расчета: Баллы * стоимость балла + ИФЧ. ИФЧ - Индексируемая фиксированная часть, которая на 01.01.18 составляет 4982 руб.

Данные переменные устанавливает правительство по определённым формулам. Пенсия не будет выплачиваться тем, у кого не хватит минимального количества баллов и стажа. Проблема в том, что с каждым годом требуемое количество минимальных баллов и срок стажа повышается: С 9 лет в 2018 г., до 15 лет в 2025 г. и с 13,8 баллов в 2018 г. до 30 баллов в 2025 г., соответственно [5].

Благодаря пенсионному калькулятору на сайте ПФР, можно произвести условный расчет. Например, если женщина в 40 лет устроится в 2018 г. на работу с зарплатой 17 тыс. руб. в месяц, то она наберет нужный стаж, но рискует не набрать 30 баллов. По данным Счетной

палаты цена за балл каждый раз назначается произвольно, при этом правительство имеет право взять часть пенсии и перенаправить ее на другие расходы [6].

Зависимость баллов от уровня заработной платы, обусловлена борьбой с «серыми» зарплатами. Проблема в том, что в период кризиса работники не могут требовать от работодателей «белой» зарплаты. А главное правительство не замечает миллионы бюджетников с недостойными зарплатами, а именно: медсестры, библиотекари, работники музеев и архивов. Со слов вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец почти 5 млн. человек, которые получают зарплату на уровне МРОТ, могут быть лишены страховой пенсии. Ведь уже в 2017 г. зарплата ниже 10500 руб. при «проходном» стаже в 8 лет не позволяла набрать нужные баллы, кроме того, по приблизительным расчетам, проблемы могут возникнуть и у индивидуальных предпринимателей со стажем менее 30 лет [4].

Правительство аргументирует повышение пенсионного возраста тем, что в России уже сейчас, количество пенсионеров приблизительно сравнялось с количеством рабочего населения. Это обусловлено тем, что в России на данный момент порог выхода на пенсию ниже, чем других развитых странах, а именно 65-67 лет. Данное сравнение

некорректно, так как Россия, во-первых, не является развитой страной. Во-вторых, основной проблемой России является не рост числа пенсионеров, а их средняя продолжительность жизни. Которая, на данный момент составляет 69 лет, в то время как, средняя продолжительность жизни мужчин составляет 67,5 лет, а женщин 74 года. Данная статистика не сопоставима с цифрами других стран. Потому что средняя продолжительность жизни в других странах, а именно Турции, Мексике, которые находятся на одном уровне экономического развития с Россией, составляет 75-76 лет [3].

Ведь по данным ООН (организация объединённых наций) и ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) следует, что россияне живут меньше европейцев на 10-12 лет. С учетом этого, аргументы одного из авторов реформы, а именно, Алексея Кудрина: «Поработал на 5 лет дольше - получил пенсию на 1/3 выше!» - несопоставимы с российскими реалиями. Ведь обычным гражданам России предложено работать до глубокой старости и, набрав нужные баллы и стаж, благополучно умереть, так как мужчины в РФ живут в среднем 67,5 лет [1].

250000 200000 150000

Рисунок 1. Смертность у

Из рисунка видно, что пики смертности у мужчин приходится на период 6069 лет. По предложению РАНХиГС и Минфина РФ пенсионный возраст могут повысить до 63-65 лет - для мужчин, и до 60-63 лет - для женщин, соответственно. Опираясь на данные таблицы 1 можно сделать вывод о том, что 43% мужчин не доживут до нового пенсионного возраста и, соответственно, не получат свою страховую пенсию по причине смерти, если, конечно, текущая тенденция продолжится. [2]

Глобальный пенсионный индекс ин-весткомпании Natixis Global Asset Management присвоил России 40 место среди 43 возможных. Таким образом Рос-

мужчин в России, 2017 г.

сия вошла в топ-5 худших в мире стран для жизни людей пенсионного возраста. При расчете индекса учитываются 18 индикаторов, которые распределены по четырем направлениям: пенсионные финансы, материальное благосостояние, качество жизни и здоровье. А также четыре ключевых направления пенсионного обеспечения: финансовые средства для комфортной жизни на пенсии, доступ к качественным финансовым услугам для обеспечения сохранности сбережений и увеличения дохода, доступ к качественным медицинским услугам, а также чистая и безопасная окружающая среда. За период 2016-2017 г. Россия ухудшила свои позиции по нескольким

По данным ВЦИОМ (всероссийский центр изучения общественного мнения) следует, что 90% россиян против планов правительства, в вопросе о повышении пенсионного возраста. Но проблема в том, что Пенсионный фонд, на протяжении нескольких лет сталкивается с нехваткой взносов трудоспособного населения. На основании данных из ПФР, на конец 2017 года дефицит данного фонда составляет более 2 трлн руб. По данным АНПФ (ассоциация негосударственных пенсионных фондов) к 2036 г. дефицит ПФР может вырасти до 6 трлн руб. [2].

На это есть 3 причины:

1. Из-за сокращения трудоспособного населения содержать пенсионеров будет некому. По данным Росстата: «стабильность» России не компенсировала демографическую яму 90-х, рождаемость падает с каждым годом. Так как 63% Россиян не заводят более 1 ребенка, из-за нехватки денег, сообщает ВЦИОМ.

2. Низкие зарплаты, из-за низкой производительности труда. В тоже время, низкие пенсии вынуждают 1/3 пен-

время, доходы самых бедных россиян, которыми зачастую являются пенсионеры, в 20 раз ниже, чем доходы групп граждан с наибольшими доходами.

3. Правительство не реализовало реформу пенсионной системы, из-за заморозки накопительной части пенсии. В развитых странах накопительная часть формирует 1/3 пенсии.

Чтобы решить данные проблемы, необходимо:

1. Лишить Правительство РФ права изъятия накопительной части пенсии.

2. Запретить перенаправлять пенсионные накопления на другие расходы.

3. Повысить пенсионную грамотность населения.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод, о том, что Пенсионный фонд имеет значительное влияние на экономику страны, так как его главная цель - обеспечение достойного уровня жизненных благ, с помощью перераспределенных и накопительных средств. ПФР должен гарантировать определенный уровень жизни пенсионерам, вне зависимости от места проживания. Данная тенденция стагнации пенсионной системы оказывает негативное влияние на экономику страны, что мешает ее развитию, в целом. Именно поэтому реформирование пенсионной системы является необходимым условием нынешних реалий.

сионеров работать еще 5-8 лет. В тоже

1. Ерофеева, О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: моногр. / О.В. Ерофеева. - М.: Проспект, 2016. - 172 с.

2. Захаров, М. Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству. Постатейный комментарий к Федеральным законам О трудовых пенсиях в Российской Федерации , О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации': моногр. / М.Л. Захаров, В.Б. Севостьянова, Э.Г. Тучкова. - М.: ТК Велби, 2017. - 336 с.

3. Кийк, Хейно Арве Йомм. Годы зрелости. Перед пенсией / Хейно Кийк. - М.: Ээсти раамат, 2015. - 304 с.

4. Коровкин, В. В. Пенсионная система индивидуальной капитализации / В.В. Коровкин. - М.: Магистр, Инфра-М, 2017. - 496 с.

5. Кузнецова, О. В. Пенсия 2016. Порядок расчета и выплаты: моногр. / О.В. Кузнецова. - М.: КноРус, 2016. - 208 с.

6. Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К О. Кутепова, А.Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2017. - 144 с.

THE PROBLEM OF OBTAINING A PENSION INSURANCE IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR SOLUTION

I.A. Nevodova, assistant V.V. Chizhma, student Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The Article is devoted to the problem of payment of pensions to the population in old age. The problem related to pension payments is one of the most important social problems, as the size of their future pension sooner or later begins to worry everyone. Therefore, in order to ensure a higher standard of living for pensioners, as well as to increase the confidence of citizens in their future well-being in the old years, it is necessary to introduce a pension reform that would meet the current economic conditions in the country.

Keywords: pension, state, pension provision, pension reform, insurance pension, government.

Не секрет, что пожилые люди — одна из самых уязвимых групп населения в России. Зачастую они не имеют иной финансовой поддержки, помимо пенсионных выплат: именно они идут в счет уплаты за банковские займы, услуги ЖКХ, крупные покупки и весь набор повседневных трат. Потому так принципиально получить пенсию в срок — задержка в выплате может серьезно осложнить жизнь пожилому человеку.

К сожалению, от задержек пенсии сегодня не застрахован никто: на фоне экономического кризиса перебои в выплатах случаются даже в самых благополучных районах. Именно поэтому важно знать о причинах несвоевременных начислений, а также об алгоритме действий — куда стоит обратиться пенсионеру, которому пенсия не была зачислена на пластик вовремя.


Причины задержки выплаты пенсии

Начнем с графика выплаты пенсии. Конкретный день, в который должно происходить начисление, зависит от вашего места проживания — все необходимые на этот счет данные обязано предоставить локальное представительство Пенсионного фонда (телефон горячей линии). Прежде чем заранее начинать беспокоиться о задержке пенсии и обзванивать соответствующие органы, помните: выплаты могут попасть на нерабочий день или государственный праздник. В этом случае пенсию вам обязаны будут начислить ранее этого срока.

Если же выплаты не были начислены в установленный день, время задаться вопросом: почему задерживают пенсии? Причин этому может быть масса. Иногда они являются следствием непростой финансово-экономической ситуации, чаще — появляются по вине человеческого фактора. Назовем несколько наиболее частых причин, по которым происходит задержка начисления:

  • В Пенсионном фонде не оказалось необходимого объема средств, чтобы выплатить пенсии. К сожалению, ряду регионов России пришлось столкнуться с этим в последние годы.
  • Задержка может произойти на этапе перечисления средств — в таком случае, вина лежит на финансовом учреждении. Средства при этом будут перечислены с опозданием в один–два дня.
  • Документы, подаваемые в Пенсионный фонд РФ, были неправильно оформлены. Это особенно актуально для тех граждан, которые получают пенсию впервые.
  • Причиной задержки иногда становится длительный процесс согласования и оформления документации между ПФР и финучреждением. Ответственность при таком раскладе может лежать на пенсионере, только ушедшем на покой: если необходимые бумаги не были поданы в органы своевременно, задержка пенсии весьма вероятна.
  • В ходе активации пластика, на который происходит начисление, были допущены ошибки. С этим запросом следует обратиться в финучреждение и узнать, почему пенсионная карта не работает.

Обращаем внимание, что с 1 октября 2020 года выплата пенсий осуществляется только на карты платежной системы МИР.


Куда обратиться, если выплату пенсии задерживают?

Если одна из вышеперечисленных причин подпадает под ваш случай, можно начинать действовать. Слишком рано бить тревогу не стоит: учитывая ряд технических моментов, а также неслаженность работы российских социальных служб, обращаться в соответствующие органы следует через 5–7 дней с момента невыплаты пенсии, не раньше. Действовать предлагаем по самой простой схеме:

  • Для начала получите в финучреждении бумагу о том, что начисление пенсии не произошло в установленный день. Например, если имела место задержка пенсии на карту Сбербанка, немедля наведайтесь в одной из отделений учреждения: представители банки обязаны будут предоставить отчет об операциях, совершенных по вашему счету.
  • Также затребуйте в финучреждении документальное подтверждение, что пенсия не была начислена на картсчет.
  • Получив нужные бумаги в отделении банка, обращайтесь в следующую инстанцию — Пенсионный фонд.


Обжалование и защита своих прав в суде

Итак, если вы не получили пенсию в срок и решили обратиться в свое финучреждение или Пенсионный фонд за разъяснениями, дождитесь ответа: вам обязаны рассказать об обстоятельствах, послуживших причиной невыплаты, а также указать новый срок, по истечении которого будет переведена пенсия. Как правило, этой меры достаточно, чтобы ликвидировать проблему. Если же в установленный срок разъяснений на запрос не последовало, вы в праве подать жалобу:

  • в ПФР;
  • в финучреждение;
  • в прокуратуру.


Рассмотреть ее обязаны в течение месяца со дня подачи в каждую из указанных инстанций. Единого образца для жалобы не существует: как и всякая претензия, оформляемая документально, жалоба пишется в свободной форме. Тем не менее, к содержанию документа предъявляется ряд требований. В документе частное лицо указывает:

  • орган, в который подается жалоба;
  • личные данные (ФИО, адрес, телефонный номер);
  • содержание предъявляемой претензии (необходимо описать ситуацию);
  • требования к органу, в который подается жалоба, со ссылками на действующее законодательство РФ;
  • дату написания жалобы;
  • список приложений.

Если подача жалобы не возымела действия, вы можете встать на защиту своих прав в суде (по месту нахождения отделения Пенсионного фонда). Чтобы грамотно составить иск, советуем обратиться за консультацией к юристу. Если такой возможности нет, заявление в суд вы можете написать самостоятельно — отыскать соответствующий образец в сети не составит труда.



Она также направила правительству РФ свои рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере персонифицированного учета. По поручению главы государства правительство уже подготовило План проверок назначенных пенсий, которые проведет ПФР под контролем Минтруда России. Об этом говорится в официальном сообщении Счетной палаты, которая отчиталась о проверке деятельности ПФР по организации индивидуального (персонифицированного) учета граждан.



Проверка проводилась в отделениях по Москве, Московской и Саратовской областям, а также в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда.

Были выявлены многочисленные нарушения. Как отмечается в отчете о проведенной проверке, в персонифицированном учете зарегистрировано почти 156 млн человек (с учетом иностранных граждан, работающих в России), из которых 37,2 млн человек (23,9 %) - пенсионеры по старости, 30,6 млн человек (19,6 %) - несовершеннолетние дети.

Выяснилось, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. "Доплаты со дня назначения пенсий в 53,3 % не осуществлялись, что привело к нарушению пенсионных прав граждан. Из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили более 377 млн рублей", - говорится в отчете. Ошибки происходят в основном из-за того, что базы данных ЗАГС, ФНС России и ПФР различаются в части фамилии, паспортных данных и места проживания граждан. Получается, что у каждого ведомства разная информация об одних и тех же людях.

"Из проверенных назначенных пенсий 1 061 гражданина нарушения пенсионных прав выявлены в 171 случае (16,1 %). Выплаты недополученных пенсий составили около 3 млн рублей. Установлены факты незаконного отказа в назначении пенсии, затягивания рассмотрения документов о назначении пенсии и нарушение сроков проведения перерасчета пенсии, связанных с нарушением (до 21 месяца) ПФР сроков отражения на счетах взносов, добровольно уплаченных гражданами на страховую пенсию в ПФР. Пенсионные права граждан нарушались не только при проведении перерасчетов в автоматизированном режиме, но и при назначении пенсий", - следует также из отчета Счетной палаты.

Есть недоработки и в анкете застрахованного лица, которую граждане должны заполнить для регистрации в системе персонифицированного учета. В частности, она не соответствует требованиям к наличию фамилий при рождении и ИНН. "Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать соответствующее лицо", - считает аудитор Сергей Штогрин.

Кроме того, в самом индивидуальном лицевом счете Пенсионный Фонд не указывает сведения о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, что является нарушением закона об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

"Конечно, когда существует такой большой массив данных, то возникает проблема и необходимость совершенствования этой системы", - прокомментировал результаты проверки аудитор Сергей Штогрин. Счетная палата предлагает наладить механизм межведомственного взаимодействия и провести сверку персонифицированной информации о гражданах по единому идентификатору (например, СНИЛС или ИНН).



Также предложено усовершенствовать механизм взаимодействия ПФР с налоговой службой. Много вопросов к автоматизированному учету стажа застрахованных граждан. Сведения о стаже сразу же отражаются на лицевом счете застрахованного только в том случае, если система учета не выявляет ошибки в предоставленных работодателем отчетах. На практике же число ошибок может достигать 4% от общего числа лиц, по которым представлены данные. Так, на счетах почти 13 тыс застрахованных лиц до сих пор не отражены сведения за 2017 год, за 2018 год не полные данные у 27 тыс застрахованных. А неправильно учтенный стаж - это минус в пенсии. Для минимизации ошибок Счетная палата предлагает Фонду пересмотреть подход к проведению контроля отдельных форм отчетности, которые не содержат персонифицированных сведений. Кроме того, Минтруд по рекомендациям Счетной палаты подготовил два законопроекта, устраняющие недостатки формирования счетов граждан, и регулирующие сроки передачи в доверительное управление пенсионных накоплений граждан, возвращенных в ПФР по решению суда.

Читайте также: