Расчетный период для перерасчета пенсии

Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды – когда гражданин как правило не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.

Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.

При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется.

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру (например: приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии), пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета;
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Стоит учитывать, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера (или его представителя) поданного в территориальный орган ПФР по выбору заявителя.

В случае подачи гражданином заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, не осуществляющий ему выплату пенсии, данный территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересылает, в том числе в электронной форме, заявление и документы, представленные заявителем, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии гражданину, не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления.

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).

Заявление о перерасчете размера пенсии может быть подано в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» и сайте ПФР.

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР . Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.

Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:

  • наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
  • наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.

Пенсия всегда предполагает длительный срок ее выплаты (вплоть до пожизненного), а со временем, как известно, может многое измениться.

Поэтому законодательство предусматривает такую возможность, как перерасчет пенсии: когда размер уже назначенной пенсии пересматривается в связи с новыми обстоятельствами.

Перерасчет может привести и к снижению размера пенсии (если ПФР установит, к примеру, ошибку в начислении). Но чаще, разумеется, пенсия пересчитывается в сторону повышения: для этого предусмотрено намного больше оснований.

Все их условно можно разделить на две группы: те, которые позволяют сделать перерасчет пенсии автоматически (пенсионеру не нужно специально обращаться для этого в ПФР) и те, для которых требуется отдельное заявление пенсионера (без него перерасчета не будет, даже если само право уже давно возникло).

Предлагаю рассмотреть полный перечень всех указанных оснований для перерасчета пенсии.

1. «Беззаявительный» перерасчет пенсии производится в следующих случаях:

1) Ежегодная корректировка страховых пенсий работающих пенсионеров – с учетом поступивших после назначения пенсии страховых взносов.

Она проводится в автоматическом режиме, с 1 августа каждого года: к пенсии доначисляются баллы, заработанные пенсионером за предыдущий календарный год.

К сожалению, сумма корректировки сейчас ограничивается максимумом, который установил закон: по ее итогам к пенсии может добавиться не более трех баллов.

2) Увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии:

- когда пенсионеру исполнилось 80 лет – выплата устанавливается ему автоматически в повышенном размере (сейчас она составляет 9 965,80 рублей),

- когда у пенсионера повысилась группа инвалидности (с 3-ей – на 2-ю, со 2-й – на 1-ю) – увеличивается и фиксированная выплата (со дня присвоения новой группы).

Сведения об изменениях поступают в ПФР напрямую из учреждений медико-социальной экспертизы). При снижении группы инвалидности выплата соразмерно уменьшается (со следующего месяца).

3) Ежегодная корректировка накопительной пенсии.

Если пенсионер получает выплаты за счет пенсионных накоплений (накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата), то увеличение сумм соответствующих страховых взносов на его лицевом счете влечет корректировку первоначально назначенных сумм (например, добавился итог инвестирования накоплений или поступили новые взносы).

Корректировка производится также ежегодно, по состоянию на 1 августа.

2. Заявительный перерасчет пенсии возможен в следующих случаях:

1) Изменились данные, которые были положены в основу первоначального расчета пенсии.

Например, пенсионер получил документальное подтверждение более высокого заработка за советское время своей работы или дополнительного стажа (до 2002 года).

2) Пенсионер выработал необходимую продолжительность «северного стажа», которая дает право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В частности, в районах Крайнего Севера нужно проработать не менее 15 лет, а в приравненных к ним районах – не менее 20 лет. Фиксированная выплата увеличивается на 50% и 30% соответственно.

3) Пенсионер переехал на постоянное место жительства в один из северных районов.

В таком случае пенсия ему должна быть пересчитана с учетом районного коэффициента, который действует для соответствующей местности.

4) У пенсионера в семье появился нетрудоспособный, которого тот содержит (ребенок, супруг-пенсионер и т.п.).

За каждого иждивенца пенсионеру полагается увеличение фиксированной выплаты на 1/3 (но не более, чем на 100% в общей сложности).

5) Пенсионеру выгодно заменить «нестраховой» период в своем стаже на пенсионные баллы.

К числу таких периодов относятся, к примеру, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, служба в армии, уход за нетрудоспособным и т.д.

Если пенсия назначалась пенсионеру до 2015 года, то в некоторых случаях сделать перерасчет с учетом нестраховых периодов выгоднее (об этом подробнее я писала здесь ).

В указанных случаях для перерасчета пенсии потребуется представить в ПФР заявление и документы, которые подтверждают соответствующее основание для пересмотра пенсии.

Размер пенсии увеличивается с 1-го числа месяца, следующего за обращением в ПФР. К сожалению, не предусмотрена законом доплата за то время, когда право на перерасчет уже было, но обращения в ПФР еще не было. Поэтому очень важно не опоздать с заявлением!


На практике часто случаются случаи, когда размер пенсионных выплат изначально подсчитывается неправильно, без учета некоторых обстоятельств, в результате чего гражданин недополучает определенную денежную сумму.

Это происходит по разным причинам, в том числе и в связи с ошибками при расчете пенсии в момент выхода на заслуженный отдых. В связи с этим у многих нынешних работающих и не работающих пенсионеров возникает вопрос — можно ли пересчитать пенсию после ее назначения?

Бесплатно по России

Существует ли такая возможность, возможные основания для нее и какие документы для расчета пенсионных выплат нужно подавать – все это подробно описывается в данной статье.

В каких ситуациях можно пересчитать пенсию после ее назначения

Под перерасчетом пенсии следует понимать изменение размера пенсионных выплат, на которые может рассчитывать пенсионер при наличии для этого определенных обстоятельств, которые отсутствовали или не были учтены при ее назначении. Как правило, уточнение сумм выплат происходит в заявительном порядке, иными словами, по инициативе самого их получателя.

Среди оснований, которые служат для перерасчета, следует выделить следующие:

  1. Появление нетрудоспособных иждивенцев.

Если у пенсионера появляются иждивенцы, под которыми следует понимать нетрудоспособных граждан, то увеличению подлежит сумма фиксированной выплаты. Размер доплаты составляет 1/3 ФВ за каждого нетрудоспособного. К иждивенцам относятся:

  • несовершеннолетние в возрасте до 18 лет (за исключением случаев эмансипации);
  • лица от 18 до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях очно;
  • родители, являющиеся нетрудоспособными.
  1. Подтверждение «северного» стажа.

Перерасчет происходит в случае, когда пенсионер предоставил документальные свидетельства о работе в условиях Крайнего Севера (15 лет) или районах, приравненных к нему (20 лет).

  1. Подтверждение выработки льготного стажа.

Имеют право на повышенную пенсию и лица, работавшие в опасных для здоровья условиях. При предъявлении документов, подтверждающих такой характер работы, размер обеспечения будет увеличен.

  1. Уточнение не страховых периодов.

Корректировки происходят при предъявлении документов, подтверждающих пребывание в декретном отпуске, службу в армии, нахождение с мужем военнослужащим в условиях, где фактически невозможно осуществлять трудовую деятельность и т. д.

  1. Подтверждение дополнительного стажа.

Документальное подтверждение факта ранее не учтенных трудовых отношений до 2012 года.

  1. Изменение группы инвалидности.

Группа инвалидности, присваивая и изменяемая на основании МСЭ, непосредственно влияет на размер пенсионных выплат.

Кроме этого, основаниями для перерасчета могут являться:

  • изменения ИПК;
  • переезд в районы Крайнего Севера;
  • преклонный возраст пенсионера (достижение им 80 лет).

Какая часть пенсии подлежит перерасчету

Перерасчет может коснуться только тех видов пенсионного обеспечения, которые прямо указаны в законе. Среди них:

  • страховая пенсия;
  • социальные выплаты;
  • трудовая пенсия;
  • пособие, выплачиваемое в связи с потерей кормильца;
  • выплаты по инвалидности.

Оформление перерасчета


Для осуществления перерасчета необходимо обратиться в Пенсионный фонд России. Заявление в данный государственный орган подается в письменном виде, после чего пенсионеру следует ожидать ответа от специалистов фонда.

Если основания для перерасчета действительно есть, то его произведут, но с предварительным уведомлением получателя выплат. Если же ПФР не сочтет представленные основания достаточными для корректировки, то заявителю придет отказ, который, впрочем, можно обжаловать в суде. Чтобы такого не случилось, еще перед подачей заявления следует заранее озаботиться сбором всех необходимых документов.

Документы

Список бумаг, которые требуется подавать в ПФР для осуществления перерасчета, не является исчерпывающим, поскольку каждая ситуация, с которой обращаются пенсионеры, индивидуальна, однако в обязательном порядке специалисты фонда требуют:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • документы, подтверждающие стаж;
  • свидетельства о рождении детей (для женщин);
  • военный билет (для мужчин);
  • документы, подтверждающие обоснованность перерасчета (заключение МСЭ, справка о составе семьи, приказы с места работы, зарплатные ведомости и т. д.).

Как можно подать запрос на переоформление

Заявление на перерасчет пенсии получатель выплат вправе подать лично в ходе визита в отделение ПФР. Также, вместо него, оформить и подать необходимые бумаги может представитель пенсионера, однако для этого потребуется доверенность от нотариуса. Кроме этого, как сам заявитель, так и его доверенное лицо вправе подать документы на переоформление через МФЦ.

Если пенсионер не имеет возможности прибыть в государственные органы для подачи документов, то он может их отправить почтой заказным письмом.

Автоматический перерасчет человеку, уже получающему пенсию

В ряде случаев, которые прямо определены законом, ПФ России может произвести перерасчет автоматически, без личного участия пенсионера. К ним следует отнести:

  • установление группы инвалидности, в том числе и новой;
  • достижение преклонного возраста (80 лет).

Законодатель специально допустил возможность автоматического перерасчета пенсии без участия получателей выплат данной категории, учитывая имеющиеся у них ограничения, связанные с возрастом и состоянием здоровья.

Если получатель пенсии считает, что она начислена ему в меньшем, чем должна быть, размере, то он вправе обратиться в ПФР для ее перерасчета. Однако положительный исход в данном случае возможен лишь при наличии документальных обоснований его проведения.

Полезное видео

Какой перерасчет пенсий ожидается в марте 2019 года смотрите в видео:


Сейчас в России формируется новый порядок формирования пенсионных выплат, в основе которого три важных показателя. На размер пенсии влияет пенсионный стаж и так называемый ИПК – индивидуальный коэффициент, при помощи которого рассчитывается выплата. Итоговая пенсия включает два части: накопительную и страховую. В системе оказываются те граждане, кто родился после 1967 года. Перерасчет пенсии для родившихся до 1967 года происходит по-другому чем остальным. В этом для многих кроется причина трудного понимания пенсионной реформы. Тем не менее, как только пенсионер увольняется, ПФР осуществляет перерасчет ранее назначенных выплат. Поэтому после полного выхода на заслуженный отдых данную категорию лиц волнует вопрос, как реализуется право на перерасчет пенсии после увольнения.

Законодательная база

Начисление, расчёт и порядок оформления и выдачи пенсионного довольствия для всех категорий граждан рассматривается в основных актах:

  • ФЗ-173 «О трудовых пенсиях» (2001);
  • ФЗ-400 «О страховых пенсиях» (2013);
  • Региональные законодательные акты.

В этих документах рассматривается порядок выплат и для граждан, не попавших в основную пенсионную реформу по возрасту. Связано это с тем, что основной стаж граждан, рождённых раньше 1967 года (женщины) и 1963 года (мужчины), пришёлся на период до 2002 года.

Компоненты пенсии

Пенсии тех, кто вступает в пенсионный возраст после перехода на новый прядок, состоят из двух компонентов: страховой части, которую формирует работодатель своими отчислениями в фонд, и накопительной, на размер которой может влиять сам будущий пенсионер.

Пенсионеры, рождённые до 1967 года, не имели возможности формировать накопительную часть, поэтому для них принят иной порядок:

  • Базовая часть – ежемесячная выплата, существующая как гарантия от государства. Она небольшая, выплачивается из федерального бюджета, ежегодно индексируется в связи с экономической ситуацией. Базовая пенсия бывает обычной и повышенной. Последняя выплачивается особым социальным категориям: инвалидам I группы, пенсионерам, рождённым до 1940 года (старше 80 лет), со стажем работы в условиях Крайнего Севера больше 20 лет.
  • Страховая часть – высчитывается в зависимости от трудового стажа. Во внимание принимаются размер заработной платы, процент от которой работодатель переводил в Пенсионный фонд за работника, срок трудовой деятельности.

Страховая часть – основа пенсии, но её размер оказывается ниже прожиточного минимума. Поэтому к пенсиям добавлена базовая выплата, чтобы хоть немного повысить качество жизни пенсионеров до 1967 года рождения.

Что такое пенсионные баллы

Размер страховой части рассчитывается по ИПК – индивидуальному пенсионному коэффициенту пенсионера. По нему определяется сумма ежемесячного довольствия гражданина, вступившего в пенсионный возраст.

Для граждан до 1967 года рождения принята иная система перевода трудового стажа в баллы, чем для более молодых граждан. Их основной период трудовой деятельности приходился на период до 2002 года (в этом году стартовала пенсионная реформа, и граждане, трудившиеся при Советской Власти, фактически потеряли свои пенсионные права). Эта же система подсчёта баллов сохраняется для иных льготных категорий: тех, у кого была другая выработка, специфический уровень заработной платы; тяжёлые условия труда (в условиях Крайнего севера, на вредных производствах, на опасных работах)

Алгоритм подсчёта баллов ИПК для этих категорий:

  1. Рассматривается выработка, в итоге получается соответствующий стажевый коэффициент (о нём подробнее ниже);
  2. Во внимание принимается размер зарплаты (о зарплатном коэффициенте ниже);
  3. Два предыдущих показателя перемножаются;
  4. Полученная цифра умножается на 1671;
  5. Применяется валоризация – переоценка труда согласно современным реалиям, некая попытка государства восстановить в пенсионных правах граждан, трудившися в Советском Союзе). Правила такие: показатель увеличивается на 10% и по 1% за каждый период свыше основного стажа.
  6. От полученной цифры отнимают 450 (фиксированная выплата, которая была в 2002 году);
  7. Результат умножается на 5,6148 (суммарный коэффициент индексации пенсий).

Стажевый коэффициент – опора пенсии

Есть правила выявления коэффициента по выработке:

  • Мужчины с трудовым стажем до 24 лет имеют стажевый коэффициент 0,55;
  • Мужчинам с трудовым стажем 25 и более лет – к коэффициенту 0,55 прибавляется по 0,01 за каждый год сверх основного стажа (максимальное значение 0,75);
  • Женщины с трудовым стажем до 19 лет (основной) имеют стажевый коэффициент 0,55;
  • Женщинам с трудовым стажем сверх основного добавляется 0,01 за каждый последующий год (максимальное значение так же 0,75 в соотвествии с ФЗ-400).

Важно! Согласно данной системе расчёта во внимание берётся стаж до 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин. Если гражданин проработал больше, его максимальный стажевый коэффициент останется на уровне 0,75.

Зарплатный коэффициент – второй «кит», на котором держится пенсия

Зарплатный коэффициент – это отношение размера заработной платы будущего пенсионера к средней зарплате по стране за указанный период. Максимальное значение коэффициента – 1,2. Если полученное соотношение больше, все равно применяется коэффициент 1,2.

Пример расчёта по формуле

  • Трудовой стаж гражданина, рождённого до 1967 года, на 2002 год оказался 40 лет. Стажевый коэффициент: 0,55 (за 25 лет) + 0,15 (за 15 лет сверх основного стажа) = 0,70.
  • За основу зарплатного коэффициента взят период работы с 1995 по 2000 годы, в это время гражданин получал ежемесячную оплату труда 10 000 рублей, а в среднем по стране она составляла 8 000 рублей. 10 000/8 000 = 1,25. Зарплатный коэффициент для расчёта пенсии максимальный – 1,2.
  • 0,70*1,2=0,84.
  • 0,84*1671=1403,64.
  • 1403,64-450=953,64.
  • Валоризация добавляет к полученному значению 45% — 1382,778
  • 1382,778*5,6148=7764,02 рубля. Это размер страховой части.
  • В 2020 году размер базовой части – поддержке от государства – равен 5686,25 рубля. Если добавить эту сумму к страховой части, получится 13450 рубля 27 копеек. Это размер пенсии.

Нововведения и перерасчёт пенсий

Каждый работодатель обязан регулярно предоставлять в органы пенсионного обеспечения информацию относительно трудоустроенных граждан, в том числе сведения о приеме на работу и увольнении сотрудников.

В этой связи порядок перерасчета ранее назначенных выплат носит беззаявительный характер. Это означает, что пенсионеру после увольнения не нужно подавать заявление в ПФР, так как сотрудники этого органа самостоятельно произведут перерасчет на основании полученных от работодателя данных.

В 2019 году расчёт пенсий для граждан до 1967 года рождения осуществляется по новым правилам:

  • Если трудовой стаж больше 35 лет, можно рассчитывать на доплату.
  • Доплаты повышаются для тех, чей стаж больше 40 для женщин и 45 лет для мужчин.
  • Зарплатный коэффициент влияет на ИПК. Чем выше зарплатный балл – тем выше пенсионный балл. Минимальное значение коэффициента разное в зависимости от года выхода на пенсию – от 6,6 в 2015 до 30 с 2025 года. Коэффициент можно увеличить, если продолжать работать. В стаж включаются трудовые дни, за которые шли отчисления в пенсионный фонд.
  • Пенсия в 2020 году будет складываться из трёх компонентов: базовой, страховой и накопительной (если гражданин успел поучаствовать в системе обязательного пенсионного страхования и имеет накопления). Базовая – 450 рублей в месяц для лиц, рождённых с 1940 по 1967 год.
  • Расчёт страховой доли производится по формуле: Пенсионные баллы * Цена балла * повышающий коэффициент + фиксированная часть, умноженная на повышающий коэффициент, если он есть.

Таким образом, пенсионер, рождённый до 1967 года, может повысить свою пенсию, если будет продолжать работать и участвовать в ОПС.

Пересчитанная после увольнения пенсия сохраняется за гражданином даже в случае трудоустройства на новое место, однако, если пенсионер продолжит трудовую деятельность, его пенсия не будет проиндексирована в порядке и в сроки, определенные для неработающих пенсионеров.

Как добиться перерасчёта пенсии

Если пенсионер по достижению возраста обретения пенсионного права продолжил официально работать, он ежегодно будет увеличивать свой пенсионный балл. Чтобы это отразилось на пенсии, нужно получить справку о зарплате с места работы и предоставить её в Пенсионный Фонд. В справке должны быть отражены:

  • Уровень заработной платы;
  • Количество отчислений в пенсионный фонд за этот период.

Обратите внимание! По закону Пенсионному фонду отводится месяц на принятие решения о перерасчете пенсии, а проиндексированные с учетом повышенной ФВ и увеличившегося коэффициента выплаты начнут поступать со следующего месяца.

Таким образом, гражданин должен быть готов к тому, что увеличение пенсионных выплат произойдет не сразу, а спустя минимум пару месяцев после прекращения трудовых отношений с работодателем.

Вместе со справкой потребуется заполнить заявление на перерасчёт. Оно будет рассмотрено в течение 10 дней.

Полный комплект документов включает:

  • Паспорт;
  • ИНН;
  • Копия трудовой книжки;
  • Справка о зарплате и отчислениях;
  • СНИЛС;
  • Пенсионное удостоверение;
  • Заявление.

Для несведущего человека новый порядок исчисления пенсии может показаться сложным, поэтому разберем из чего складываются нынешние пенсии. Согласно ФЗ № 400 от 28.12.2013 гражданин, имеющий на момент увольнения трудовой стаж, вправе претендовать на назначение страховой пенсии. Таким же правом наделены и граждане, увольняющиеся по причине присвоения статуса инвалида.

Пример расчёта пенсии в 2020 году для гражданина, рождённого до 1967 года

Гражданин планирует выйти на пенсию в 2020 году. Он вот-вот достигнет возраста 60,5 лет, а значит, может рассчитывать на пенсию уже в первом полугодии 2020 года.

Он достиг всех показателей: превысил ИПК 18,6, и трудовой стаж 11 лет.

Расчитываем его будущую пенсию.

  • Стаж работы 29 лет с 1991 по 2020 годы. Стажевый коэффициент – 0,55 (за 25 лет работы) + 0,04 (за оставшиеся 4 года) = 0,59.
  • Зарплатный коэффициент: 1700/1671 = 1,02.
  • Пенсионный капитал за 2002 год: 1,02*1671*0,60-450*228=130564,66.
  • Индексация на 2019 год: 130564,66*5,6148=733094,45.
  • Надбавка за работу с 1991 по 2002 годы 733094,45*0,1=73309,45.
  • Сумму компенсаций от работодателя на лицевом счете с 2002 г. – 856342,10 р.
  • 733094,45 + 73309,45 + 856342,10 = 1662746,00.
  • Расчёт на 228 месяцев выплат пенсий: 1662746,00/228=7292,75 рубля.
  • Дополнительная страховая часть: ИПК (106,393)*Стоимость балла (в 2019 г. 78,28)=8328,44 рубля.
  • 8328,44+ фиксированная часть (4805,110 на 2019 год) = 13133,55 рублей.

Это общая формула расчета пенсии, которая после увольнения корректируется с учетом значимых показателей. В результате Пенсионный фонд учтет все непроизведенные за годы трудовой деятельности индексации, в том числе увеличение показателя ФВ и СИПК. При этом расчет будет осуществляться как для неработающего пенсионера, а итоговая сумма увеличится.

Как узнать величину новой пенсии?

Несмотря на то, что заявление на перерасчет пенсии подавать не нужно, каждый желающий вправе обратиться в обслуживающее его отделение ПФР с просьбой предоставить выписку по индивидуальному лицевому счету.

Заказать подобные сведения можно двумя способами:
• обратившись в клиентскую службу ПФР лично;
• подав заявку через свой личный кабинет на официальном сайте ПФР.

В последнем случае гражданину понадобится подтвержденная учетная запись на портале Госуслуги, с помощью которой необходимо авторизоваться на сайте. Далее нужно найти раздел «пенсии» и перейти во вкладку «заказать справку (выписку)».

Результат запроса отразится в истории обращений, а содержание выписки будет включать:
• сведения о заявителе;
• информацию о величине страховой пенсии и установленной к ней величине фиксированной выплаты на момент подачи запроса.

Как не потерять компенсированные выплаты?

Закон не предусматривает лишение пенсионера честно заработанной надбавки в случае возобновления трудовой деятельности. Это означает, что работающий пенсионер вправе уволиться, реализовав тем самым право на перерасчет пенсионных выплат, а спустя некоторое время устроиться на работу.

Единственным минусом в данном случае будет то, что при наступлении срока очередной индексации пенсий, которая осуществляется ежегодно, возобновивший трудовую деятельность пенсионер лишится права на индексацию.

При этом ранее пересчитанная пенсия останется неизменной вплоть до увольнения получателя. Таким образом, если гражданин будет ежегодно устраиваться на работу, а в конце года увольняться, его пенсия будет расти.

Заключение

Расчёт пенсии – вопрос очень сложный. Базовые формулы не учитывают индивидуальных особенностей: например, работу на вредном производстве или Крайнем севере. Стаж складывается не только из трудовых дней, к нему добавляются периоды ухода за ребёнком до 1,5 лет, постановка на учёт в центре занятости, служба в армии и другие периоды. Чтобы точно узнать итоговый размер пенсии, нужно заблаговременно до выхода на пенсию предоставить все документы в Пенсионный Фонд, чтобы сотрудники произвели расчёт. Если итоговая сумма оказывается меньше прожиточного минимума, пенсионеру полагаются надбавки. Прожиточный минимум в каждом регионе разный.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: