Размер пенсии от факта его работы

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия с 1 января 2010 г. включает страховую и накопительную части.

Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФ РФ, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений). Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.

Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, а также для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф установлено государственное пенсионное обеспечение.

Накопительная часть пенсии

Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше указанного возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. В 2005-2007 гг. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. предусмотрено дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953 - 1966 г.р. и женщины 1957 - 1966 г.р., которые в 2002 - 2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Северные надбавки

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере. При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Страховой стаж

Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет, а его продолжительность учитывается при досрочном назначении пенсии.

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):

  • прохождения военной или приравненной к ней службы;
  • получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получения пособия по безработице;
  • участия в оплачиваемых общественных работах;
  • переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • торговые представительства РФ в иностранных государствах;
    • представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
    • представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Трудовой стаж

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФ РФ на основании сведений индивидуального учета.

Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФ РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше. Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.

Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии). Такое право имеют:

  • участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
  • родители, а также не вступившие в новый брак супруги военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов;
  • военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с правилами обращения за пенсией можно обратиться за назначением пенсии за месяц до возникновения права на нее. Это позволит выяснить все обстоятельства, влияющие на право получения пенсии и ее размер, и принять необходимые меры для своевременного назначения пенсии. В случае изменения адреса местожительства необходимо сообщить об этом работодателю или непосредственно в ПФ РФ (по месту регистрации), имея при себе страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, а также заполнить специальное заявление на бланке ПФ РФ. Срочно известить ПФ РФ о необходимости обмена страхового свидетельства нужно и при изменении места регистрации, обмене паспорта, изменении фамилии и др.

Раньше на размер пенсии влияли два фактора – стаж и зарплата. Сейчас стаж используется просто как барьер, который надо преодолеть, чтобы получить право на пенсию. Как только вы преодолели этот барьер, стаж перестаёт иметь значение. А вот зарплата до конца продолжает играть свою роль в спектакле под названием «Хоть работай, хоть не работай – пенсия одинаковая».

Продолжительность и особенно непрерывность стажа, как факторы повышения размера пенсии, остались в прошлом. Сегодня стаж является лишь условием для назначения пенсии, но её размер целиком и полностью поставлен в зависимость от размера заработной платы. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» разбирался в зависимостях.

Значение стажа для назначения пенсии

По действующему законодательству для того, чтобы выйти на пенсию по старости в 2018 году, надо обязательно иметь девять лет страхового (трудового) стажа, больше – можно, меньше – нельзя. Много это или мало?

По данным Пенсионного фонда, средний стаж россиян при выходе на пенсию составляет 33 года. Почти в четыре раза больше, чем требуется.

Девять лет – роль эпизодическая, но грозная – если у вас нет девяти лет, в назначении страховой пенсии по старости будет отказано.

Однако согласно пенсионному сценарию, прописанному в федеральном законе №400 «О страховых пенсиях», требования к стажу с каждым годом растут и к 2025 году обязательный минимум стажа, необходимый для назначения пенсии, поднимется до 15 лет. Таким образом, из эпизодической массовки стаж переведут на роль второго плана.

После 2025 года, как только вы преодолеете 15-летний барьер, дальнейшие высоты не имеют смысла. При зарплате ниже среднего даже 50-летний стаж – лишь повод похлопать вас по плечу, крепко пожать вам руку и продемонстрировать другие формы моральной компенсации за многолетний труд на благо олигархов и чиновников.

Материальная компенсация в виде повышенного размера вашей пенсии положена только тем, кто получает высокую зарплату.

Значение зарплаты для начисления пенсии

С вашей зарплаты ваши работодатели перечисляют страховые взносы на ваш индивидуальный лицевой счёт в Пенсионном фонде. С 2015 года страховые взносы конвертируются в пенсионные баллы – чем больше зарплата, тем больше поступает страховых взносов в ПФР и тем больше баллов вам начисляется.

Пенсионные баллы имеют свою стоимость в рублях, которая обновляется ежегодно. К сожалению, размер ежегодного повышения стоимости пенсионного балла всегда меньше уровня инфляции. Постепенно пенсионные баллы съедает инфляция , но по-другому (по-другому, это когда власть заботится о народе) при диком капитализме не бывает.

Когда вы решите выйти на заслуженный отдых, пенсионные баллы переведут в рубли и получившаяся сумма станет частью вашей страховой пенсии по старости: больше баллов накопили – больше получится размер пенсии, меньше баллов – меньше размер пенсии.

До прошлого года действовало простое правило: сумма страховых взносов в течение одного года с зарплаты в один МРОТ давала один пенсионный балл.

Например, вы получаете зарплату в один МРОТ, значит, за один год работы вам начислят один балл. При зарплате в два МРОТ начислят два балла, три МРОТ – три балла. При этом законом установлен ограничитель на сумму страховых взносов, учитываемых в начислении баллов – из-за этого ограничителя в 2018 году можно заработать не более 8,7 пенсионных баллов.

Время подарков прошло

С недавних пор соотношение «один МРОТ даёт один пенсионный балл» изменилось из-за приуроченного к перевыборам президента подарочного суперповышения МРОТ с 7800 рублей 1 июля 2017 года до 11 163 рубля с 1 мая 2018 года. Теперь при зарплате в один МРОТ начисляется даже немного больше пенсионных баллов, чем начислялось раньше.

Ориентироваться на «один МРОТ – один балл» можно и сейчас, если допускать некую условность в расчётах, но есть более точный алгоритм расчёта пенсии в зависимости от размера зарплаты.

Согласно этому алгоритму надо годовую сумму зарплаты сначала разделить на предельную годовую сумму страховых взносов в ПФР, а затем умножить на 10. Так вы получите количество пенсионных баллов, заработанных вами за один год. Более подробно с примерами, что и почему, можно узнать здесь .

В результате таких расчётов один пенсионный балл начисляется в 2018 году при зарплате в 8500 рублей.

Соотношение – «8500 рублей зарплаты даёт один пенсионный балл» – действительно только на 2018 год и в следующем году изменится, но, навряд ли, также резко, как это произошло недавно с МРОТ. Следующего подарочного суперповышения МРОТ и другой предвыборной заботы властей об избирателях надо ждать не раньше следующих президентских выборов 2024 года.

Такая очевидность поведенческих особенностей чиновников – от мэра города до президента государства – делает очевидными дальнейшие перспективы. Как начислят вам в 2018 году один пенсионный балл с зарплаты 8500 рублей, так и начислят один пенсионный балл в 2019 году с зарплаты 9000 рублей, в 2020 году – всё тот же один пенсионный балл, но уже с зарплаты 9500 рублей.

Это значит, что как бы ни росла ваша зарплата в будущем, всё равно вы не сможете заработать на неё больше пенсионных баллов, чем сейчас.

Пример расчёта пенсии на основании размера зарплаты

Зная о соотношении «8500 рублей – один балл», легко узнать, как размер зарплаты влияет на размер пенсии.

Так, если у вас зарплата 17 000 рублей, то вы заработаете за год два балла, если 25 500 рублей, то три балла. При зарплате в 34 тысячи рублей вам начислят четыре балла за год работы и так далее. Каждый рубль страховых взносов с вашей зарплаты конвертируется в пенсионные баллы вплоть до сотых долей – вам могут начислить 2,34 балла или 3,71 балла за один год работы.

Как только вы перешагнёте порог необходимого для назначения пенсии требования к стажу (с 2025 года и в последующие годы – это 15 лет, о чём говорилось выше), то факт официального трудоустройства теряет свою актуальность. Главное, чтобы вам платили официальную зарплату, потому что страховые взносы на ваш лицевой счёт в ПФР производятся с официальной оплаты труда.

Предположим, что к моменту выхода на пенсию вы проработали 25 лет, получая зарплату 25 500 рублей (её проиндексированный эквивалент в будущем). Такой размер зарплаты даёт 3 пенсионных балла ежегодно, итого – за 25 лет работы вам начислят 75 пенсионных баллов.

Теперь баллы надо перевести в рубли, для чего умножаем общее количество заработанных баллов на стоимость одного пенсионного балла в год выхода на пенсию. В 2018 году стоимость одного пенсионного балла составляет 81,49 рублей.

Умножаем 75 баллов на 81,49 рублей, получаем 6111 рублей 75 копеек – это страховая часть вашей пенсии по старости без учёта фиксированной выплаты к пенсии. В 2018 году размер фиксированной выплаты составляет 4982 рубля 90 копеек.

Прибавляем к заработанной на пенсионных баллах страховой части пенсии в 6111 рублей 75 копеек фиксированную выплату в 4982 рубля 90 копеек и получаем 11 094 рубля 65 копеек – это размер вашей страховой пенсии по старости при условии 25 лет работы с белой зарплатой в 25 500 рублей.

Точно также переводите свою собственную зарплату в пенсионные баллы (8500 – один балл в год), а затем общее количество пенсионных баллов за все годы работы переводите в рубли. Прибавляете к этому фиксированную выплату и получаете полный размер своей пенсии по старости.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 26 апреля 2017 г. N 33-8792/2017

Судья Ведерникова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Медведкиной В.А.

судей Вашкиной Л.И., Мелешко Н.В.

при секретаре Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4644/2016 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2016 года по иску А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга об установлении факта получения заработной платы, обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя УПФ РФ в Калининском районе СПб П., поддержавшей доводы жалобы, А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФ РФ), в котором просил установить факт получения заработной платы за время работы в главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в должности председателя профсоюзного комитета, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом сведений о заработной плате за время работы в период с ноября 1984 года по октябрь 1989 года, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 16000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что ему в порядке статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" назначена трудовая пенсия по старости. Для начисления пенсии им была предоставлена трудовая книжка, в которой имеются записи за весь период трудовой деятельности, а также архивные справки, подтверждающие размер заработной платы, однако при первичном обращении для назначения пенсии сведения о заработной плате в период с октября 1985 года по сентябрь 1990 года не предоставлялись в связи с их отсутствием. 29.01.2016 истец подал заявление в Пенсионный фонд с требованием о перерасчете пенсии по старости указав, что в период с ноября 1984 года по ноябрь 1989 года он работал в главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в должности освобожденного председателя профсоюзного комитета, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой Федерального государственного бюджетного учреждения "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова", которое является правопреемником работодателя истца в спорный период. При этом ответчик отказывает ему в перерасчете пенсии в связи с отсутствием полного пакета документов и отзывом справки N. которая отражала размер заработной платы в спорный период.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2016 года требования А.В. удовлетворены частично.

Установлен фактический заработок А.В. за период с ноября 1984 года по октябрь 1989 года по партийному билету N 17965713:

- в период с ноября 1984 года по декабрь 1985 года в размере 200 рублей ежемесячно;

за январь 1986 года в размере 200 рублей, за февраль 1986 года в размере 230 рублей, за март 1986 года в размере 460 рублей, за апрель 1986 года в размере 230 рублей, за май 1986 года в размере 230 рублей, за июнь 1986 года в размере 548 рублей, за июль в размере 290 рублей, за август 1986 года в размере 360 рублей, за сентябрь 1986 года в размере 290 рублей, за октябрь в размере 290 рублей, за ноябрь 1986 года в размере 290 рублей, за декабрь 1986 года в размере 290 рублей;

за период с января 1987 по декабрь 1988 года в размере 290 рублей ежемесячно;

за январь 1989 года в размере 290 рублей, за февраль 1989 года в размере 290 рублей, за март 1989 года в размере 290 рублей, за апрель 1989 года в размере 440 рублей, за май 1989 года в размере 290 рублей, за июнь 1989 года в размере 290 рублей, за июль 1989 года в размере 290 рублей, за август 1989 года в размере 290 рублей, за сентябрь 1989 года в размере 290 рублей, за октябрь 1989 года в размере 290 рублей, за ноябрь 1989 года 318 рублей.

Суд обязал ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости А.В. с учетом сведений о заработной плате за время работы ОПАР ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова" за период с ноября 1984 года по октябрь 1989 года.

С УПФ РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга в пользу А.В. взысканы расходы на оплату юридических услуг в размере 10000 рублей. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу и нарушении норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в период с октября 1984 года по ноябрь 1989 года истец работал в профсоюзной организации ОПАР ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова" председателем Профсоюзного кооператива, что подтверждается сведениями, указанными в трудовой книжке истца. Также данные обстоятельства подтверждаются справкой Северной территориальной профсоюзной организации (л.д. 22). Указанные обстоятельства стороной ответчика не опровергались.

Истцу в порядке статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" Управлением Пенсионного Фонда России в Калининском районе Санкт-Петербурга назначена трудовая пенсия по старости. Для начисления пенсии истцом была предоставлена трудовая книжка, в которой имеются записи за весь период трудовой деятельности, а также архивные справки, подтверждающие размер заработной платы.

Судом первой инстанции установлено, что при первичном обращении для назначения пенсии сведения о заработной плате в период с октября 1985 года по сентябрь 1990 года истец не предоставлял в связи с их отсутствием.

29.01.2016 истец подал ответчику заявление о перерасчете пенсии по старости, в связи с тем, что в период с ноября 1984 года по ноябрь 1989 года он работал в главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в должности освобожденного председателя профсоюзного комитета, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой Федерального государственного бюджетного учреждения "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова", которое является правопреемником работодателя истца в спорный период.

За указанный период первичные бухгалтерские документы о выплаченной заработной плате не сохранились, о чем свидетельствуют справки об отсутствии сведений о заработной плате, в частности справка от 17.04.2014, а также справка первичной профсоюзной организации ОПАР ФГБУ от 09.04.2014.

Истцом предъявлен партийный билет N 17965713 выданный на имя К.А.В., подтверждающий уплату членских взносов с ноября 1984 года по октябрь 1989 года.

В ответ на заявление истца от 29.01.2016 ответчик отказал в перерасчете пенсии в связи с отсутствием полного пакета документов и отзывом справки N 1, которая отражала размер заработной платы в спорный период, а также в указанием на отсутствие возможности установить размер заработной платы во внесудебном порядке в связи с отсутствием архивных данных.

Согласно письму N 1626 от 18.11.2013, в связи с отсутствием полного комплекта расчетных ведомостей, необходимых для подтверждения начисленных сумм заработной платы в период с ноября 1984 года по ноябрь 1989 года, ОПАР ФГБУ Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова" отозвал справку N 1 о начислении заработной платы для начисления пенсии.

ОПАР ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова" в ответе на запрос суда указало, что полный комплект расчетных ведомостей, необходимых для подтверждения начисленных сумм заработной платы в период с ноября 1984 года по ноябрь 1989 года отсутствует (л.д. 50).

Разрешая требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями письма Минтруда Российской Федерации N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников", исходя из анализа представленных доказательств, учитывая представленный истцом партийный билет N 17965713, подтверждающий уплату членских взносов с ноября 1984 года по октябрь 1989 года, в котором указан также размер ежемесячного заработка, с соответствующими печатями и подписями должностных лиц, счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу части 2 пункта 1 статьи 30.3 вышеуказанного Закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии;

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 года N 16/19па утвердила Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года, для установления пенсии в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Таким образом, как следует из данных разъяснений, косвенные документы могут быть приняты во внимание только в том случае, если невозможно определить причинителя работнику ущерб, выражающегося в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка.

В данном случае в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие сделать вывод о невозможности установления причинителя вреда, в связи с чем оснований для принятия во внимание для перерасчета косвенных документов, а именно партийного билета, судебная коллегия не усматривает. А.В. не лишен возможности обратиться к работодателю с соответствующим иском.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, приведенными в Обзоре практики пенсионного законодательства по порядку исчисления и подтверждения заработка от 25.06.2009 г. N 10-01/17189, Письмо от 27.11.2001 г. N 8389-ЮЛ//ЛЧ-06-27/9704 содержит исчерпывающий перечень причин утраты документов, и определение среднемесячного заработка по косвенным документам в соответствии с положениями указанного письма допускается при условии соблюдения изложенных в нем процессуальных действий только в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 179 от 04.02.2016 А.В. было отказано в перерасчете размера страховой пенсии, поскольку при обращении за назначением пенсии А.В. представил справку о заработной плате N 1, выданную Первичной профсоюзной организацией ОПАР ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова за период с 1984 по 1989 год, согласно которой в основании выдаче указаны платежные ведомости за 1989 год, смета от 22.11.1985 года, финансовый отчет за 1984 - 1989 годы и справка N 67, выданная Первичной профсоюзной организацией ОПАР ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова за период с 1977 по 1984, с 1989 по 1992 год.

Согласно письму N 1626 от 18.11.2013 г., в связи с отсутствием полного комплекта расчетных ведомостей, необходимых для подтверждения начисленных сумм заработной платы в период с ноября 1984 по ноябрь 1989 года, ОПАР ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова" отзывает справку N 1.

Вместе с тем, при назначении пенсии А.В. была принята во внимание справка о заработной плате N 67 за период с сентября 1977 по сентябрь 1984 года, с ноября 1989 по декабрь 1992 года и был учтен среднемесячный заработок за период с 01.05.1979 по 30.04.1984 год. Таким образом, права А.В. на исчисление пенсии с учетом заработной платы нарушены не были.

При этом следует учесть, что суммы, отраженные в партийном билете за 1989 год, и суммы, указанные в справке N 1 на основании первичных бухгалтерских документов, за тот же период не совпадают. При этом не совпадают суммы как по месяцам, так и общая сумма за весь год.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований К.А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга об установлении факта получения заработной платы, обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов отказать.

По какой формуле считают будущую пенсию


Пенсионное законодательство в России реформировали несколько раз. Из-за этого кажется, что оно запутанное и разобраться в нем невозможно.


Но посчитать будущую пенсию по старости самостоятельно — реально. Это можно сделать совсем просто — на калькуляторе на сайте ПФР, хотя результаты там будут очень условными. Лучше прочитать эту статью и посчитать размер пенсии по специальной формуле.

Законодательное регулирование

Пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:

  1. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
  3. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
  4. Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
  5. Федеральным законом от 27.12.2019 № 446-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год».
  6. Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
  7. Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.

Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как узнать размер будущей пенсии

Государственная трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Общая пенсия считается так:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Чтобы рассчитать размер будущей страховой пенсии, нужно знать:

  1. Продолжительность страхового — трудового — стажа, в который входят не только отработанные годы, но и социально значимые периоды: служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми родственниками, проживание с супругом в месте, где не было работы.
  2. Размер заработной платы до вычета НДФЛ в каждом отработанном календарном году.
  3. Год выхода на пенсию. Это особенно важно, если человек собирается выйти на пенсию не сразу в 65 или 60 лет, а позже.
  4. Индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый отработанный год и в сумме — за всю трудовую жизнь.
  5. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на год выхода на пенсию.
  6. Размер фиксированной части страховой пенсии, который установлен на год выхода на пенсию.

Все эти данные нужно подставить в формулу расчета пенсии:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

где СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента — балла — по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК на 2020 год равна 93 Р ;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии, на 2020 год — 5686,25 Р ;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, который применяется при отсрочке обращения за страховой пенсией.


Накопительная пенсия — это уже не коэффициенты, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя с 2002 по 2013 годы оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них сформировались пенсионные накопления.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительная пенсия со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Чтобы узнать размер ежемесячной накопительной пенсии, необходимо разделить пенсионные накопления на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, в 2020 году он составляет 258 месяцев.


Допустим, Олег выходит на пенсию в 2020 году. Он заработал 100 баллов ИПК и у него есть 258 тысяч рублей пенсионных накоплений. Отсрочку решил не брать, а выйти сразу, поэтому КвФВ = 1 . Тогда ежемесячная пенсия Олега составит:

5686,25 Р + 93 Р × 100 + 258 000 Р / 258 = 5686,25 Р + 9300 Р + 1000 Р = 15 986,25 Р .

Главная » Трудовое право » Как влияет стаж на размер пенсии?


Зависит ли пенсия от стажа работы

Влияние размера трудового стажа на размер пенсии не стоит переоценивать. Говорить о нем следует лишь в случаях, когда речь идет о действительно большом периоде работы. Рассчитывать на предоставление дополнительных выплат и перерасчет в сторону увеличения можно только при наличии 40-летнего стажа.

На размер пенсионного обеспечения в значительно большей мере влияет другой показатель. Это величина отчислений из зарплаты, которые постоянно осуществляет работодатель. Размер перечислений зависит от получаемой работником оплаты труда.

Рассматривая критерий величины стажа, нужно отметить, что надбавка к обычной пенсии зависит от:

  • категории выполняемой работы;
  • местонахождения организации-работодателя;
  • получения премиальных.

Для женщин и мужчин показатели отличаются. Так, стаж длиной в 30 лет у женщины и 35-летний период работы у мужчины дают право на один балл в системе доплаты. Если же они отработали соответственно 40 и 45 лет, то каждый вправе получить 5 дополнительных баллов.

В 2018 году один балл соответствует 78,58 руб. Правительство РФ, учитывая процесс инфляции, обещает регулярное увеличение стоимости пенсионных баллов. Так государство сохраняет гарантии для пенсионеров.

Важно, продолжает ли гражданин трудиться. В последние годы надбавки к пенсии неработающим пенсионерам остаются на одном уровне. Для тех, кто продолжает работу, этот показатель также не меняется. В ближайшее время планируется поднять размер надбавок для граждан, не прекративших трудовую деятельность.

Размер назначенной пенсии можно немного увеличить, если обратиться за ее назначением позже. В этом случае будут учтены баллы, начисленные за период, когда гражданин мог получать пенсию, но не оформлял ее. Начисление с их подсчетом сделает размер обеспечения более высоким.

Какой стаж учитывается при расчете

В советский период и вплоть до 2002 года пенсия назначалась исходя из длительности общего стажа работника. В 2002 г. новый порядок предписал базировать расчет на величине страховых отчислений в фонд.

В настоящее время действует Федеральный закон «О страховых пенсиях» N 400-ФЗот 28.12.2013 г., применяемый с 2015 года. Он ввел другой, отличный от прежнего порядок расчета выплат гражданам.

Основой новой политики стало отграничение общего стажа от страхового.

Их отличие в следующем:

  • общий стаж – это суммированное время периода деятельности гражданина, в течение которого работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд;
  • страховой стаж – это все периоды, на протяжении которых организация отчисляла необходимые суммы на пенсионное страхование. Сюда включаются и периоды, когда гражданин не работал, но выплаты производились. Важно учитывать при этом не только срок работы на территории России, но и деятельность за ее пределами, сопровождающуюся перечислением взносов.

Чем больше период регулярных отчислений, тем выше будет назначаемая пенсия.

Понятие общего стажа сейчас не имеет определяющего значения. Этот показатель применяется лишь в отношении лиц, работавших до внедрения пенсионной реформы в 2002 г.

Чтобы узнать размер пенсии, придется подсчитать длительность стажа.

Делается это следующим образом:

  • сначала рассматривается трудовая деятельность лица в период до 2015 года. Для осуществления расчета стажа применяются правила, действующие в тот временной отрезок, с использованием существовавших льгот;
  • далее рассматривается время работы гражданина с момента вступления в силу Закона № 400-ФЗ. Здесь используется новый порядок.

Знайте! Определенные виды деятельности предоставляют работникам дополнительные гарантии. Например, они позволяют получить пенсионное обеспечение раньше прочих. Пример: наличие педагогического стажа.

Требования к длительности стажа при расчете пенсии

Пока не стал применяться Закон РФ № 400-ФЗ, для получения пенсии достаточно было наличия 5-летнего стажа. Новые правила ужесточают существующие требования, постоянно увеличивая минимальную продолжительность трудовой деятельности.

В 2015 году обязательный стаж для получения пенсии был признан равным 6 годам, в 2016 году он вырос до 7 лет, а в 2018 году – до 8 лет. Этот показатель будет расти с каждым годом и к 2025 году увеличится до 15 лет. На этой отметке планируется остановить внесение изменений.

На сегодняшний день условия пенсионного обеспечения таковы. Если стаж лица составляет не менее 35 лет, при этом уровень зарплаты приближен к среднему по стране, гражданин вправе оформить трудовую пенсию.

Ее минимальный размер составит 40% средней зарплаты. Точный размер применяемого коэффициента определяется длительностью стажа.

Важно! Чем больше имеющийся у лица стаж, тем выше будет коэффициент при назначении пенсии. Также размер пенсии тем выше, чем позже гражданин обращается за ее назначением.

Периоды нетрудоспособности, которые учитываются

Страховой стаж включает в себя некоторые периоды, когда лицо фактически не работало.

Учитываются они при одновременном наличии таких обстоятельств:

  • гражданин работал до начала или после окончания указанного «нетрудового» периода;
  • в течение этого времени регулярно уплачивались взносы в Пенсионный Фонд.

К таким временным промежуткам относятся:

  • служба в Вооруженных силах;
  • уход за гражданином с инвалидностью 1 группы;
  • уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • уход за гражданином старше 80 лет;
  • для жен военных – время, когда они вынуждены были находиться в месте службы супруга, где возможность трудоустройства полностью отсутствовала;
  • для супругов сотрудников консульств и прочих дипломатических учреждений – время нахождения в другом государстве. Важно пребывание за пределами России по причине служебной необходимости;
  • время, когда лицо официально было признано безработным и числилось на учете в Службе занятости с начислением соответствующего пособия;
  • период отбывания незаконно назначенного наказания, связанного с лишением свободы. Необходимо официальное признание ошибочного осуждения гражданина.

Посмотрите видео. О правилах начислении пенсии:

Отдельные случаи трудоустройства


Закон обязывает включать в стаж, влияющий на начисление пенсии, следующие периоды трудовой деятельности:

  • время испытательного срока при оформлении на работу. Ст. 79 ТК РФ указывает, что неважно, какой именно тип договора заключался при трудоустройстве;
  • время работы на условиях неполной трудовой недели. Занятость гражданина не имеет значения, он вправе работать на 0,5 или 0,3 ставки. Главное – регулярное внесение взносов в фонд;
  • если лицо работает по совместительству, в стаж вносятся только сведения об основном месте работы. Но если взносы перечислялись двумя работодателями, их размер суммируется. Увеличение отчислений повышает и пенсию. Также в этом случае учитывается наличие специальных видов стажа.

Непрерывность стажа

Прежний порядок расчета выплат учитывал критерий непрерывности стажа. Этот термин означает срок работы лица в одной или нескольких организациях, если период между увольнением с прежнего места и устройством на новое был не больше определенного промежутка. Он составлял от 30 до 90 календарных дней и применялся в зависимости от отдельных ситуаций.

Раньше наличие непрерывного стажа давало возможность получать пенсию в более высоком размере. Сейчас этот показатель практически неважен, поскольку учитываются лишь перечисления, сделанные в Пенсионный Фонд.

Пенсия, если стажа нет

Если стаж гражданина не достигает установленного минимального предела или вовсе отсутствует, страховая пенсия ему не полагается. Но при этом лицо не остается без выплат со стороны государства. Применяется социальная пенсия, которая значительно меньше страховой.

Условием ее получения является достижение определенного возрастного предела. Для мужчин он признан равным 65 годам, для женщин ориентирован на 60 лет.

Когда может быть назначена доплата

В некоторых случаях трудовой стаж позволяет сделать к пенсии доплату.

Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • пенсия ранее была назначена без учета этого периода. Обычно причиной является отсутствие необходимых для подтверждения документов;
  • гражданин получает пенсию, но не прекратил трудовую деятельность;
  • длительность стажа позволяет лицу получить статус «ветеран труда».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЕДВ ветеранам труда.

Первые два случая требуют производства перерасчета. Если лицо продолжает трудиться, такой перерасчет происходит ежегодно, начиная с 1 августа. Основание для этого – переведенные работодателем суммы страховых взносов. При этом заявления пенсионера не требуется.

Если лицу удалось получить дополнительные документы, указывающие на период работы, перерасчет будет сделан на основании его заявления. Подавать его следует в отделение ПФР, осуществляющее начисление гражданину пенсии. Для каждого пенсионера оформляется отдельное дело.

Звание ветерана труда также дает право на получение пенсии в повышенном размере. Для женщин требуется, чтобы стаж был не менее 35 лет, а для мужчин – не менее 40 лет. Надбавка назначается службой социальной защиты согласно месту жительства лица.

Обязательным условием дополнительной выплаты при этом является достижение возраста, дающего право на пенсию по старости. Также граждане с длительным стажем работы могут иметь иные льготы, часть из которых имеет материальный характер. Их назначением и регулированием занимаются власти регионального уровня.

Размер доплаты определяется ее категорией. Некоторые устанавливаются индивидуально. Если при назначении пенсии по причине непредставления справок не были учтены важные обстоятельства, такие документы могут быть представлены позднее. В этом случае они станут основанием для перерасчета на основе страховых взносов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Присвоение звания ветерана труда сопровождается назначением дополнительной выплаты в фиксированном размере. Но величина эта варьируется в зависимости от места жительства лица. Финансирует данную выплату местный бюджет, а устанавливается она на региональном уровне.

В качестве примеров можно рассмотреть Москву и Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге ветераны труда в 2017 году получали ежемесячную доплату в сумме 828 руб. и пользовались следующими льготами:

  • снижение оплаты жилья на 50%;
  • оплата коммунальных услуг в размере 50%;
  • возможность использования единого проездного билета для различных видов городского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая, метро;
  • уменьшение стоимости проезда на пригородных автобусах и поездах с конца апреля по конец октября.

К сведению! В Москве для ветеранов труда предусмотрен бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного типа.

Также они пользуются следующими льготами:

  • денежной компенсацией на оплату городской телефонной связи;
  • бесплатным протезированием зубов;
  • получением бесплатных путевок в санатории по медицинским показаниям для восстановления здоровья.

Каждый месяц этой категории жителей Москвы положена выплата в размере 495 руб.

Чтобы получить статус ветерана труда, требуется подтвердить наличие трудового стажа в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин. Только в этом случае гражданин сможет претендовать на получение доплаты к обычному пенсионному обеспечению.

Оформлением дополнительных выплат занимаются органы социальной защиты. Пенсионный Фонд таких полномочий не имеет.

Обращаясь для получения доплаты, следует представить:

  • заявление о предоставлении выплаты;
  • паспорт гражданина России;
  • справку из Пенсионного Фонда, подтверждающую получение страховой пенсии по старости;
  • удостоверение, подтверждающее статус ветерана труда.

Документы могут быть переданы сотруднику лично во время приема. Если с таким заявлением обращается представитель лица, ему следует иметь удостоверенную нотариусом доверенность. Кроме того, гражданин вправе направить заявление с приложениями по почте. Также допускается использование каналов электронной связи на портале Госуслуг.

Посмотрите видео. Что входит в страховой стаж для пенсии:

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8-800-511-83-47

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Читайте также: