Регламент по перерасчету и назначению пенсий

Как известно, большую часть государственных функций по назначению и перерасчету пенсий реализует Пенсионный фонд РФ.

Поэтому если гражданин не является сотрудником правоохранительных органов (у которых своя система пенсионного обеспечения), по всем вопросам пенсионного обеспечения ему прямая дорога в ПФР.

А чтобы эти вопросы максимально быстро и эффективно решались, утверждаются специальные правила – Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению пенсий.

23 января этого года Правление ПФР утвердило новый регламент в рамках перешедших к нему полномочий от Минтруда, и с 25 февраля он вступает в действие.

Что нового он принесет в процедуру назначения и перерасчета пенсий?

1. Информирование граждан по предмету их обращения

Помимо должностных лиц ПФР обязанность по информированию граждан возлагается теперь и на работников многофункциональных центров, которые также принимают обращения за назначением и перерасчетом пенсий.

Максимальная продолжительность телефонного разговора с сотрудником по-прежнему составляет 10 минут – т.е. долго беседовать на тему своей пенсии не удастся.

Самое интересное, что гражданина теперь смогут уведомлять о ходе рассмотрения его обращения посредством смс-сообщений или электронной почте – соответствующий способ он вправе указать при подаче заявления.

Поэтому узнать о том, что пенсия назначена, можно будет прямо из смс-уведомления или электронного письма.

2. Срок принятия решения по факту обращения гражданина

При обращении за назначением пенсии (или о переводе с одной пенсии на другую) ПФР должен принять решение в течение 10 рабочих дней, о перерасчете пенсии – 5 рабочих дней.

Но это при условии, что имеются все необходимые документы. К сожалению, не всегда так бывает и приходится запрашивать дополнительные документы – а это сказывается на сроке назначения пенсии.

Сотрудник ПФР обязан разъяснить гражданину, какие недостающие документы он вправе представить, а какие – обязан. В первом случае ПФР должен запросить эти документы самостоятельно.

Но если закон возлагает обязанность представить документы на самого гражданина, то ПФР назначает «срок ожидания». Дата получения заявителем уведомления о необходимости представить документы имеет большое значение: от нее отсчитывается 3 месяца – в этот период документы можно представить без серьезных последствий.

В случае пропуска этого срока пенсия назначается со дня фактического предоставления необходимого документа. Перечень необходимых для назначения пенсии документов приводится в регламенте:

- иные документы, подтверждающие дополнительные условия назначения соответствующего вида пенсии (об иждивенцах, специальном стаже и пр.).

При этом органы ПФР не вправе требовать подтверждения тех сведений, которые имеются в их распоряжении (например, сведения о стаже после выдачи свидетельства со СНИЛС).

Регламент также детализирует норму Закона «О страховых пенсиях» о приостановлении срока назначения пенсии:

- если необходимо провести проверку представленных документов или истребованный по запросу ПФР документ вовремя не поступил, руководитель управления ПФР своим решением может приостановить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 3 месяца.

Об этом, разумеется, уведомляется гражданин. По истечении 3-месячного срока должно быть вынесено решение – о назначении либо об отказе в назначении пенсии (или перерасчете).

Добавлено также новое положение: если гражданин обратился о перерасчете или переводе на другой вид пенсии не в то в управление ПФР, где получает пенсию, то срок пересылки документов не засчитывается в срок для рассмотрения его заявления.

Поэтому выход за рамки срока по причине долгой доставки корреспонденции не является нарушением.

Соблюдение местными отделениями ПФР Административного регламента жестко контролируется вышестоящими структурами. Так что очень полезно ознакомиться с ним перед тем, как обращаться за назначением или перерасчетом пенсии.


ПФР пытается объяснить. Мы расшифровываем.

Перерасчет размера пенсии может носить беззаявительный характер, а может быть сделан по заявлению гражданина.

ПФР приводит перечень случаев перерасчета пенсии.

Перерасчет страховой пенсии без заявления

Работающим пенсионерам перерасчет производится с учетом страховых взносов, которые работодатель начислил и уплатил за него в ПФР, и которые не учтены:

  • при назначении страховой пенсии по старости;
  • при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • при назначении страховой пенсии по инвалидности;
  • при переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности;
  • при предыдущем перерасчете.
В этих случаях перерасчет размера страховой пенсии производится ПФР в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года.

Перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.

Законодательством установлены максимальные значения ИПК ( не выше 3 баллов), которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии.

Кроме того, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений персучета в отношении периодов работы, имевших место до ее назначения, которые влекут увеличение ИПК, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования заявления.

Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случаях:

  • достижения пенсионером возраста 80 лет. Применяется только к страховой пенсии по старости. Достижение возраста 80 лет позволяет установить размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере;
  • изменения группы инвалидности. Применяется как к страховой пенсии по старости, так и к страховой пенсии по инвалидности. При этом повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости предусмотрена для инвалидов I группы.

Перерасчет пенсионных накоплений

Перерасчет происходит исходя из:

  • результатов инвестирования пенсионных накоплений гражданина;
  • суммы поступлений, которые не были учтены при назначении срочной пенсионной выплаты или выплаты накопительной пенсии или предыдущей корректировке.

Перерасчет страховой пенсии по заявлению

  • изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. При появлении нетрудоспособных иждивенцев устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности (учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев);
  • проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях);
  • приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях или страхового стажа. Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или по инвалидности;
  • изменения категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенную фиксированную выплату
Перерасчет размера фиксированной выплаты будет произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление со всеми необходимыми для такого перерасчета документами.

Перерасчет страховой пенсии с учетом нестраховых периодов

К таким периодам, например, относятся: уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.

Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды, определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком.

Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру - приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии - пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (госорганов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • прохождение военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
За перерасчетом пенсии могут обратиться в том числе граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера, которое ему необходимо подать в ПФР.

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на портале госуслуг и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении ПФР. Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

Краткое содержание:


Перерасчет страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии - это изменение размера пенсии (выплаты) в связи с представлением новых документов, наличием у пенсионера дополнительного заработка или возникновением обстоятельств, от которых зависит размер пенсии (выплаты) (ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400)).

Для перерасчета пенсии рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определитесь с порядком перерасчета

Перерасчет можно сделать как в заявительном, так и в беззаявительном порядке. Так, по общему правилу, перерасчет размера установленной пенсии производится: в сторону уменьшения - без истребования от пенсионера заявления о перерасчете; в сторону увеличения - на основании соответствующего заявления (разд. V Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884 н (далее – Правила № 884 н)).

Основания для перерасчета страховой пенсии

Для перерасчета страховой пенсии есть следующие основания (ч. 12, 18 ст. 15, п. п. 1 - 3 ч. 2, ч. 4 ст. 18 Закона № 400):

1) увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды до 01.01.2015;

2) увеличение суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, отличных от периодов работы, засчитываемых в страховой стаж, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличение с 01.01.2015 величины ИПК, исходя из суммы страховых взносов, не учтенных ранее при исчислении размера страховой пенсии по старости или по инвалидности (при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на другой вид, предыдущем перерасчете), а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. При этом перерасчет производится (в общем случае) без заявления пенсионера ежегодно с 1 августа, а в отношении страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором она была назначена. При таком перерасчете ИПК учитывается в определенных пределах.

Основания для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в беззаявительном порядке

При изменении группы инвалидности или достижении пенсионером возраста 80 лет перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности производится без истребования заявления о перерасчете на основании справок, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы, или сведений в федеральном реестре инвалидов либо в пенсионном (выплатном) деле (ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 400).

Пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, с 01.01.2020 устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 5 686,25 руб. (условно - доплата к пенсии после 80 лет). Эта сумма увеличивается на соответствующий районный коэффициент в случае проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ежегодная февральская и апрельская индексация фиксированной выплаты приостановлена до 01.01.2025 (ч. 1, 9 ст. 17 Закона № 400; ч. 8, 13 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).

Также с 01.01.2019 осуществляется перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности. При наличии в выплатном деле необходимой информации пенсионеру не нужно подавать заявление о таком перерасчете (ч. 14 - 16 ст. 17 Закона № 400; ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ; постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440).

Основания для перерасчета страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в заявительном порядке

Для перерасчета страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в заявительном порядке есть, в частности, следующие основания (ч. 4 ст. 15, ч. 3 - 5, 8 - 10 ст. 17, ч. 5, 8 ст. 18 Закона № 400):

1. Появление нетрудоспособных иждивенцев из семьи умершего кормильца (учитываются не более трех нетрудоспособных иждивенцев).

2. Изменение категории получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца. По данному основанию также устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по потере кормильца.

3. Приобретение необходимого календарного стажа работы в "северных" районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин).

4. Переезд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Шаг 2. Подготовьте документы

По общему правилу для перерасчета в заявительном порядке пенсионеру потребуются (п. п. 2 - 4, 53 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958 н (далее - Перечень); п. 19 Административного регламента, утв. постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16 п (далее – Административный регламент)):

• заявление о перерасчете (форма согласно Приложения № 2 к Административному регламенту);

• документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) и гражданство, в том числе паспорт гражданина РФ;

• документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении в ПФР через представителя).

По своему усмотрению вы можете также представить документ, подтверждающий регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (п. п. 2, 50 Перечня; п. 49 Административного регламента).

Обратите внимание! С 01.04.2019 страховое свидетельство не выдается. Взамен введен документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета. Страховые свидетельства, выданные до 01.04.2019, сохраняют свое действие и обмену не подлежат (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; п. 6 ст. 1, ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ).

Если пенсионер претендует на перерасчет, связанный с повышением страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, по общему правилу он должен подготовить документы, являющиеся основанием для перерасчета, в частности (ч. 7 ст. 21, ч. 2 ст. 23 Закона № 400; п. 27 Административного регламента):

• документы о страховом стаже;

• трудовая книжка или справка с места работы (в случае приобретения необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях);

• свидетельство о рождении нетрудоспособного члена семьи, удостоверение инвалида;

• свидетельство о смерти второго родителя (когда назначена пенсия по случаю потери кормильца).

Необходимые для установления пенсии документы и сведения у вас могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении ТО ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (ч. 7 ст. 21 Закона № 400; п. п. 46, 63 Административного регламента).

Шаг 3. Обратитесь в ТО ПФР и дождитесь результатов перерасчета

Документы можно представить в ТО ПФР непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), через работодателя, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР. Можно представить как подлинники, так и копии документов, удостоверенные нотариусом либо выдавшим их лицом (ч. 1, 2, 4 ст. 21 Закона № 400; п. 49 Правил № 884 н; п. п. 51, 52 Перечня; п. п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента).

Вам должны выдать на руки, направить по почте или в электронном виде уведомление о приеме и регистрации заявления и документов. Если вы подали не все необходимые для назначения пенсии документы, ТО ПФР укажет перечень недостающих документов и срок их представления (п. 50 Правил № 884 н; п. п. 73, 85 Административного регламента).

Срок для принятия решения о перерасчете пенсии по общему правилу составляет пять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами (ч. 6, 7 ст. 23 Закона № 400; п. 52 Правил № 884 н; п. 14 Административного регламента).

В случае удовлетворения вашего заявления ТО ПФР сделает перерасчет размера страховой пенсии.

Имейте в виду, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (за исключением перерасчета в связи с инвалидностью или достижением пенсионером возраста 80 лет) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете. Следовательно, если документы представлены, например, 26 февраля, то увеличение размера пенсии произойдет только с 1 марта (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400).

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты в сторону уменьшения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой данный перерасчет (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона № 400).

С 01.01.2020 перерасчет размера фиксированной выплаты гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ПФР принято заявление пенсионера о таком перерасчете (ч. 14 ст. 17, п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400).

Также обращаем ваше внимание, что, если после назначения страховой пенсии работодатель представит сведения персонифицированного учета в отношении периодов работы пенсионера, имевших место до назначения пенсии (которые влекут увеличение ИПК), размер страховой пенсии будет пересчитан со дня ее назначения без заявления пенсионера о перерасчете (ч. 7 ст. 18 Закона № 400).

Шаг 4. Получите документы (в случае отказа в перерасчете)

Если по каким-либо причинам ПФР отказал в перерасчете, вас должны известить об этом в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения об отказе и вернуть представленные документы (ч. 8 ст. 23 Закона № 400; п. 60 Правил № 884 н; п. 15 Административного регламента).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)







Пенсия назначается со дня обращения за ней с заявлением и необходимыми документами в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства[9].

Должны быть представлены следующие документы:

1) ИНН (либо копия страницы паспорта с отметкой о праве лица осуществлять любые платежи без инн)

2) справка о зарплате (до 1.07.2000) и «индивидуальные данные о застрахованном лице» отдела персонифицированного учета Пенсионного фонда (после 1.07.2000).

3) трудовая книжка и другие документы, подтверждающие страховой стаж (с 1.01.2004 – по данным Пенсионного фонда _Инд_данные)[10]

4) о месте проживания (регистрации)

5) об особом статусе лица (участник боевых действий, справка/заключение МСЭК касательно инвалидности и ее причин и др.).

В случае обращения за отсрочкой назначения пенсии подаются: инн, документы о стаже и о месте проживания.

Обратиться за назначением трудовой пенсии по старости (в Украине – по возрасту) возможно не ранее, чем за 1 месяц до достижения пенсионного возраста (независимо от того, продолжает ли гражданин работать или нет).

Для назначения пенсии по выслуге лет (досрочной пенсии) необходимо оставление работы, дающей право на такую пенсию.

В случае трудоустройства пенсионер подает справку в ПФУ об этом в течение 10 дней – в дальнейшем справка о зарплате для проведения индексации размера пенсии.

Неработающие лица подают документы лично (либо через представителя по доверенности, заверенной нотариально).

От лица недееспособных или несовершеннолетних – их законные представители.

Работающие граждане пишут заявление о назначении пенсии (или об отсрочке даты назначения) уполномоченному лицу работодателя, которое готовит и представляет документы в пенсионный орган по месту регистрации работодателя или месту жительства работника, но, по желанию работника, возможна также личная подача документов.

В случае смены места жительства пенсионер подает заявление о запросе пенсионного дела в пенсионный орган по месту своего нового места жительства.

Если недостающие документы, необходимые для назначения пенсии, поданы в течение 3-х месяцев после подачи заявления, днем назначения пенсии считается день подачи заявления (дата на почтовом штампе с места отправления).

ТП по старости (или ее часть) назначается не ранее дня достижения пенсионного возраста либо со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения.

Пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за ней последовало в течение 12 (в Украине – 3) мес.

Пенсия по потере кормильца назначается со дня утраты кормильца, если обращение за ней последовало в течение 12 мес. после утраты.

Решение о назначении пенсии (о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) принимается в течение 10 дней со дня приема заявления или подачи дополнительных документов.

Решение об отказе сообщается заявителю в течение 5 дней.

Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер.

Перерасчет производится в течение 5 (Украине – 10) дней в случае:

1.Выхода на пенсию в более позднем возрасте. В РФ - осуществление лицом работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения СЧ ТП по старости или ТП по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части ТП по старости или ТП по инвалидности (в том числе в случае отказа лица от получения СЧ ТП на срок не менее 12 мес.)

2.Изменения группы инвалидности или состава семьи

3.Достижения 80 лет

4.В РФ - приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера СЧ ТП по старости или фиксированного базового размера ТП по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях

5.Наступления иных обстоятельств.

По общему правилу перерасчет осуществляется на основании заявления лица в территориальный орган ПФР. Без заявления перерасчет СЧ ТП осуществляется по достижении пенсионером возраста 80 лет, при установлении более высокой группы инвалидности.

РФ: Перерасчет пенсии работающим гражданам

В РФ право на перерасчет СЧ ТП по старости и по инвалидности возникает у пенсионера по истечении 12 полных месяцев после назначения пенсии или последнего перерасчета (корректировки), если он в это время продолжал трудовую деятельность, за которую работодатель перечислял страховые взносы в ПФР.

Существует 2 механизма изменения размера СЧ ТП по старости и ТП по инвалидности с учетом страховых взносов:

1. Заявительный – это перерасчет в связи с осуществлением работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 месяцев со дня назначения СЧ ТП по старости или ТП по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части ТП по старости или ТП по инвалидности.

Граждане могут обращаться за указанным перерасчетом в любое время после возникновения права на него без ограничения каким – либо сроком. Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган ПФ РФ по месту получения пенсии.

2. Беззаявительный – это корректировка по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, без подачи письменного заявления. Размер СЧ ТП по старости и ТП по инвалидности подлежит корректировке с 1 августа каждого года по данным ИПУ в системе ОПС на основании сведений о сумме страховых взносов, не учтенных при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера СЧ ТП по старости или ТП по инвалидности при их назначении или перерасчете, или предыдущей корректировке. В случае если гражданин захочет произвести перерасчет СЧ ТП не с 1 августа, а с другой даты, ему необходимо лично обратиться в ПФР с письменным заявлением об отказе от корректировки СЧ ТП по старости или ТП по инвалидности.

Размер ТП по случаю потери кормильца с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена ТП по случаю потери кормильца, подлежит корректировке по данным ИПУ в системе ОПС на основании сведений о сумме страховых взносов, не учтенных при определении расчетного пенсионного капитала для исчисления размера ТП по случаю потери кормильца при ее назначении.

Сроки перерасчета: с 1-го числа месяца, если заявление о назначении /увеличении/ пенсии подано до 15 числа, или со следующего месяца, - если после 15 числа; уменьшение пенсии (в связи с изменившимися обстоятельствами) – аналогично с даты наступления обстоятельств.

Выплата пенсии производится не позднее 25-го числа месяца, в котором она начислена, по месту проживания.

За прошедшее время пенсия выплачивается не более чем за 3 года (исключение – вина Пенсионного фонда).

Гражданам, выезжающим на ПМЖ за пределы РФ, пенсия может быть выплачена за 6 месяцев вперед. Дальнейшее начисление производится при условии ежегодного подтверждения факта нахождения в живых на 31 дек. предыдущего года.

Индексация трудовых пенсий производится периодически, в зависимости от уровня инфляции за определенный период (от 3х месяцев). Согласно поправкам (ФЗ от 28.03.2011) социальные пенсии ежегодно индексируются с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, на ТП производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление, но не ранее дня приобретения права на ТП либо другую пенсию.

Застрахованные лица, которым начисляются пенсионные выплаты по старости, могут обратиться в ПФР за перерасчетом пенсии по ряду причин. Для этого им следует написать заявление, предоставить ряд требуемых документов и ожидать решения органов.

Какими нормативными актами регулируется процесс перерасчета пенсии? Всегда ли пенсионер может за ним обратиться в уполномоченные органы? Какие документы необходимо предоставить? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основания

Перерасчет пенсии представляет собой процедуру, направленную на изменение размера ежемесячной суммы выплат. Оформление такой процедуры регулируется рядом законов. Нижеперечисленные нормативно-правовые акты содержат основания для назначения пенсии, ее перерасчета, сроки и перечень необходимой для оформления документации:

  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ-ФЗ;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
  • Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ;
  • Приказ Минтруда России «Об утверждении административного регламента предоставления пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» от 28.03.2014 N 157н

Прежде чем писать заявление на перерасчет пенсии, важно убедиться в том, что на оформление процедуры имеются законные основания. Согласно законодательству, существуют следующие условия, позволяющие подать заявление на изменение размера пенсии:

  • установление иной степени инвалидности;
  • достижение застрахованным лицом 80-летнего возраста;
  • изменение результатов инвестирования накопительной пенсии;
  • приобретение необходимого календарного стажа работы на Крайнем Севере (или в районах, приравненных к нему территориально);
  • появление нестраховых периодов;
  • изменение количества лиц, проживающих в семье с пенсионером.


Порядок оформления

Процесс оформления перерасчета содержит ряд нюансов и полностью зависит от его оснований. Выделяют два способа оформления процедуры:

  • заявительный;
  • беззаявительный.

Без обращения пенсионера в органы ПФР размер пенсионных выплат могут изменить по причине смены обстоятельств, от которых зависит итоговая сумма. Правом на изменение размера пенсии в беззаявительном порядке обладают застрахованные лица, продолжающие трудовую деятельность. Перерасчет их пенсий основывается на увеличении ИПК и уплаты страховых взносов работодателем, которые не были учтены:

  • при назначении пенсии по старости, по потере кормильца, по инвалидности;
  • при переходе с одного вида пенсии на другой;
  • при предыдущем перерасчете размера выплат.

Кроме того, без заявления осуществляется перерасчет для пенсионеров, возраст которых достиг 80 лет и граждан, у которых изменилась группа инвалидности. Автоматический перерасчет органы пенсионного обеспечения осуществляют ежегодно 1-ого августа.

Чтобы оформить перерасчет получаемой пенсии путем подачи заявления, необходимо посетить Пенсионный Фонд Российской Федерации, или же оставить заявку на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В обоих случаях при себе нужно иметь пакет документов, необходимых для обращения за перерасчетом. В случае написания заявления через Интернет, документация должна быть предоставлена в электронном виде.

Необходимые документы

Обращение о перерасчете будет отклонено в том случае, если заявитель не будет иметь при себе необходимых документов. В случае написания заявления на изменение размера пенсии гражданин должен иметь:

  • паспорт;
  • заявление, написанное в свободной форме;
  • СНИЛС.

Подать документы на перерасчет можно не только самостоятельно, но и через доверенное лицо. Тогда в перечень документов также будет входить официально заверенная доверенность и паспорт представителя. Кроме того, могут потребоваться:

  • документ, подтверждающий официальное трудоустройство;
  • свидетельство о смерти второго родителя;
  • справка о недееспособности с указанием группы инвалидности;
  • выписка из персонального лицевого счета, которая подтверждает наличие страхового стажа.

Точный список необходимой документации следует уточнять непосредственно в территориальном отделении Пенсионного Фонда. В данном случае таким уполномоченным учреждением выступает Пенсионный Фонд РФ.

Заявление на перерасчет

Бланк заявления можно как заполнить самостоятельно, заранее скачав и распечатав его через Интернет, так и получить в Пенсионном Фонде. Официальное обращение на перерасчёт должно содержать такие данные:

  • полные ФИО гражданина;
  • гражданство;
  • реквизиты паспорта;
  • основание для изменения размера пенсии;
  • список прилагаемой документации;
  • номер страхового свидетельства;
  • подпись;
  • дату написания.

Образец заполнения такого заявления можно скачать по ссылке.

Заявление пенсионера сотрудники Пенсионного Фонда рассматривают в течение 5 рабочих дней (согласно трудовому законодательству) со дня подачи. Также при необходимости проверки прилагаемых документов, органы пенсионного обеспечения остановят процесс оформления перерасчета на срок до 3 месяцев. При этом срок обращения за перерасчетом не ограничивается. Это значит, что заявитель в любой момент может подать соответствующее заявление.

Заключение

Таким образом, заявление на перерасчет пенсии оформляется только при соответствии ситуации указанным условиям и при наличии необходимой документации. Для написания заявления пенсионер может обратиться в Пенсионный Фонд РФ, сотрудники которого уточнят список документов и подтвердят основания для обращения.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Граждан России в пенсионной системе не устраивает практически всё. Прежде всего, конечно, людей не устраивает размер пенсий и несправедливость пенсионных законов. По этому поводу негатив выплескивается и на Президента, и на Правительство, и на депутатов Госдумы, и на всю российскую политическую и бизнес элиту.

Однако не менее раздражающим фактором является и то, как государством совместно с ПФР выстроены отношения пенсионной системы с Человеком и Гражданином, и здесь уже по полной программе достается ПФР, потому что именно с этой структурой, выступающей в отношениях с гражданами от имени государства, людям приходится непосредственно контактировать. Остальные высокие инстанции слишком высоки и недоступны.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Если государству «не хватает денег» на полноценное пенсионное обеспечение, то ему как-то нужно выкручиваться, урезать бюджет ПФР и обосновывать принимаемые непопулярные решения, сохраняя при этом хорошую социальную мину при плохой игре.

Для снижения доли своей ответственности государство, пользуясь неограниченным правом регулирования «под себя» пенсионной системы, постоянно изменяет пенсионные законы, включая в них новые хитрые и подлые механизмы снижения размеров пенсий. В результате мы имеем настолько запутанное и невнятное пенсионное законодательство, что в нём уже «сам чёрт ногу сломит».

Вместе с тем, многие моменты, связанные с персонифицированным учётом застрахованных лиц, расчётом и назначением пенсий, а также информационным сопровождением этих процессов, в законах вообще никак не прописаны, и тогда открывается широкое поле для инициатив и творческой деятельности Пенсионного фонда и Минтруда.

В одних ситуациях, требующих дополнительного регулирования, ПФР самостоятельно или совместно с Минтруда «дописывает» пенсионное законодательство, принимая нормативные правовые акты (постановления, инструкции, правила, приказы и т.п.), но формулирует их таким образом, что они облегчают и упрощают «жизнь» ПФР, но совершенно не отражают интересы застрахованных лиц.

В других ситуациях ПФР поступает наоборот, оставляет неотрегулированными неопределённости (или даже искусственно создаёт их) там, где выгодно трактовать свои действия или бездействие по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств, но явно не в пользу пенсионеров.

Выяснить, где заканчивается законодательная воля государства по регулированию пенсионной системы и начинается бесконтрольная самодеятельность ПФР (или Минтруда?) весьма сложно, кроме писаных законов параллельно вполне может существовать и институт устных указаний сверху.

Приведу самый простой пример по ситуациям «дописывания» законов и искусственного создания неопределённостей в пенсионном механизме на «пазле» процедуры назначения пенсии.

Казалось бы, услуга расчёта и назначения пенсии структурой, созданной государством и не имеющей собственного коммерческого интереса в этом вопросе, должна быть прозрачной, понятной и удобной для пенсионера. Если бы так и было, то в социальном государстве нормальная укрупненная модель процедуры назначения пенсии выглядела бы следующим образом….

Человеку при выполнении соответствующих условий назначают пенсию, выдают пенсионное удостоверение (пусть даже и с уплатой государственной пошлины тем, кто захочет) и одновременно документ-справку, внятно разъясняющий расчёт назначенной пенсии по наиболее выгодному для него варианту.
В личном кабинете ПФР пенсионеру и после назначения пенсии доступна полная информация о состоянии его индивидуального лицевого счёта и эта корректная информация соответствует данным использованным для расчёта и назначения пенсии.
Кроме того, на сайте ПФР, как публичной структуры, имеются полноценные вариативные калькуляторы, позволяющие самостоятельно рассчитать свою пенсию и среднюю зарплату за периоды до 2002 года, и таким образом убедиться, что расчёт произведён правильно.

Процедура оказания государственной услуги по установлению пенсии законом 400-ФЗ не определена, но что мешало ПФР и Минтруда предусмотреть процедуру расчёта и назначения пенсии по логичному и одновременно удобному для пенсионеров алгоритму? Ничто не мешало, закон 400-ФЗ точно не мешал. Более того, если бы всё было сделано именно так, то поток пенсионеров в ПФР для получения различного рода справок, расчётов, перерасчётов «за детей», консультаций и т.п. снизился бы в несколько раз….

Однако ПФР при содействии Минтруда выстроил процедуру назначения пенсий совсем по другому алгоритму, сделав её максимально непонятной, непрозрачной и унизительной для пенсионера. Процедура назначения пенсии приобрела форму запутанного квеста по сценарию ПФР. Для придания этому квесту легитимности был издан Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий…".

Административный регламент устанавливает, что «результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении поданного заявления. Факт и размер назначенной пенсии подтверждается справкой (сведениями) о назначенной пенсии».
Документ по объёму большой, но результат административной процедуры выражен совсем коротко, а всё остальное, непосредственно связанное с расчётом, документальным оформлением и информационным сопровождением назначения пенсии, стандартом государственной услуги сформулировано в очень общем виде или не регламентируется никак. Таким образом, все эти тонкие моменты процедуры назначения пенсии отданы на откуп ПФР.

После назначения пенсии с 2015 года пенсионное удостоверение пенсионерам не выдаётся. ПФР лукавит и объясняет отмену выдачи пенсионных удостоверений изменением пенсионного законодательства, в частности ссылается на закон 400-ФЗ, выдача пенсионных удостоверений которым не предусмотрена. Да, в указанном законе о выдаче пенсионных удостоверений ничего не сказано, но и в предыдущем основном пенсионном законе 173-ФЗ про пенсионные удостоверения также ничего не говорилось, но удостоверения выдавались.

Если докапываться до истины, то выяснится, что утратило силу совместное Постановление Минтруда и ПФР №17/19пб от 27.02.2002 «Об утверждении "Правил обращения за пенсией. ", в котором была статья 39 - "Факт назначения пенсии. подтверждается соответствующей записью в пенсионном удостоверении, которое выдается на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации". Изданный ему в замену Приказ Минтруда от 17.11.2014 года №884-н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией. » аналогичную статью уже не содержит, поэтому можете сами сделать вывод - кто решил, что пенсионные удостоверения пенсионерам больше не нужны, а будет достаточно и справки.

Люди не хотят всю оставшуюся жизнь бегать в недружественный им орган за справками, которые быстро приходят в негодность и ассоциируются со справками об освобождении, а государство молчит. Кто-нибудь считал, сколько уйдёт бумаги на выдачу справок вместо пенсионных удостоверений за весь срок дожития пенсионеров, а сколько нужно содержать работников ПФР с компьютерами и принтерами для оформления и распечатки справок?
Выгода от отмены пенсионных удостоверений весьма сомнительна, а негатива выше крыши, и он будет с каждым годом нарастать. Государству это надо? Не высокая ли цена вопроса для мнимой экономии?

Далее, после подачи застрахованным лицом заявления-прошения о назначении пенсии и его регистрации, потенциальный пенсионер волевым решением Пенсионного фонда переводится в статус «пациента ПФР» (термин мой, подробнее в статье «Пациенты пенсионного фонда. Кто остановит ПФР?»).
Отныне пенсионеру навсегда закрывается полный доступ к информации в личном кабинете на сайте ПФР и в соответствующем разделе на портале государственных слуг.
Для пенсионеров такой информационный блэкаут становится полной неожиданностью.
В большинстве случаев пенсионеры до назначения пенсии в личном кабинете видели искаженные и неполные сведения о своём стаже и средней зарплате (которые к тому же периодически самоизменялись), а после назначения пенсии не видят уже ничего, в соответствующих разделах информационной справки формы СЗИ-6 стоят уже одни нули.

Для чего это делается?
Для того чтобы исключить возможность оценки «пациентом» произошедших в личном кабинете изменений персональных данных (и соответственно исходных параметров для расчёта пенсии) и не допустить сопоставления пенсионером этих данных со сведениями в трудовой книжке для выявления расхождений.
Пациент на сайте ПФР сможет узнать только размер назначенной ему пенсии после принятия решения о её назначении и получить в ПФР такую же справку на бумажном носителе.

На этом процедура назначения пенсии для тех, кто НЕ сомневается в том, что Пенсионный фонд всё посчитает правильно, заканчивается. Доверие граждан к Пенсионному фонду пока ещё велико и пропаганда ПФР, направленная на выработку у пенсионеров стойкой уверенности, что «всё посчитают по наиболее выгодному варианту», делает своё дело и работает успешно.
По мнению ПФР и Минтруда пенсионеры должны согласиться с размером назначенной пенсии безоговорочно как с аксиомой, не требующей доказательств. Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению пенсии полностью выполнен, и формально придраться не к чему.

Более любознательные пациенты переходят к следующему этапу пенсионного квеста и начинают собственное расследование правильности расчёта пенсии.

Внятных объяснений о закрытии информации в личном кабинете для пенсионеров ПФР не предоставляет. Отговорки типа «так устроен личный кабинет», «форма СЗИ-6 не предназначена для пенсионеров», «в форме СЗИ-6 стоят нули, потому что все сведения трансформировались в сумму назначенной пенсии», «не положено», «а где написано, что эти данные должны быть доступны пенсионеру», «не нравится – обращайтесь в суд» и т.п. наводят только на одну мысль, - ПФР есть что скрывать и есть стимул держать пенсионеров в неведении.

Для добычи информации о расчёте своей пенсии и других персональных сведений пенсионер должен быть морально готов обивать пороги ПФР и писать челобитные. Пациент обречён «мешать работать» персоналу ПФР (потому как «все что вы хотите, в стандарт государственной услуги по установлению пенсии не входит», «делать вам нечего», «а зачем вам это») и натыкаться на лицемерное недоумение и недружелюбность работников ПФР.

Стойкий пациент, пройдя кордоны громкоголосых работниц ПФР, и получив от ПФР расчёт своей пенсии и другие имеющие значение персональные сведения, может с удивлением обнаружить, что некоторые периоды его трудовой деятельности 20-30 летней давности исключены из общего и страхового стажа, но уведомить об этом пациента ПФР нужным не посчитал.

Причины исключения периодов работы из стажа могут быть самые разные, от «нечитаемых» печатей в трудовой книжке (мнение работника ПФР приравнивается к заключению эксперта-криминалиста?!) и отсутствия сведений о поступлении страховых взносов в отдельные периоды, до банальных арифметических ошибок при подсчёте стажа и размера пенсии. Неверно может быть определено (или применено) соотношение среднего заработка для расчёта пенсионных прав до 2002 года и т.п. Проверить правильность этих расчётов пенсионер сможет только сам ручным способом, предварительно изучив пенсионное законодательство на уровне «не хуже работника ПФР».

Понятно, что специалисты ПФР своим пациентам пенсии вручную не считают, а используют для этих целей полноценные калькуляторы, но ПФР почему-то полагает, что застрахованным лицам будет вполне достаточно и калькулятора-дезинформатора на сайте ПФР. Тот, кто им пользовался, знает, что этот калькулятор нещадно врёт и рассчитывает пенсию в гораздо большем размере по сравнению с тем, который фактически будет назначен.

Информация на сайте ПФР поясняет предназначение своего калькулятора следующим образом: «Результаты расчета страховой пенсии в пенсионном калькуляторе носят исключительно условный характер и не должны восприниматься Вами как реальный размер Вашей будущей пенсии. Для простоты восприятия получаемых результатов все расчеты производятся в постоянных условиях 2018 года».
Вопрос – а зачем он вообще такой условно-фьючерсный калькулятор-дезинформатор нужен? Для введения потенциального пенсионера в заблуждение?
И снова придраться не к чему, нет ни слова в пенсионных законах о публичных калькуляторах ПФР для расчёта пенсии и требований к ним.

Следующий этап пенсионного квеста для стойких пациентов – доказательство факта расчёта пенсии работниками ПФР в заниженном размере относительно возможного.

Если представленные пациентом в территориальный орган ПФР собственные ручные расчёты пенсии и аргументы будут на 100% убедительны, то ПФР может с ними даже согласиться… и предложить написать заявление на перерасчёт пенсии. Стоит ли согласиться с таким предложением (и простить ПФР всю сумму недоплаты пенсии за весь период после её назначения) или идти до конца и требовать перерасчёта пенсии с момента её назначения – каждый должен решить сам, в зависимости от обстоятельств.

Если ПФР с представленными расчётами и аргументами не согласится, то у пациента останется одна дорога - в суд. Кстати, ПФР очень любит направлять несогласных пациентов по любому вопросу в суд, отлично понимая, что из числа даже самых стойких пациентов до суда дойдут не все.

Помимо квест-процедуры назначения пенсий существует ещё целый пласт проблем, связанных одновременно с расчётом или перерасчётом пенсий, персонифицированным учетом и отображением информации в личном кабинете застрахованного лица, и перечень претензий к ПФР по этим проблемам может быть бесконечно длинным, было бы кому их адресовать и решать.

Какие-то частные проблемы пенсионеры могут и решают в одиночку через суд, но есть множество общих проблем, для решения которых и в суд-то идти не с чем. Очевидно, что права пенсионеров в приведенном примере квест-процедуры назначения пенсии ущемляются, но формально закон не нарушен, и тогда всё чаще возникают вопросы – ПФР существует сам для себя или всё-таки для пенсионеров? Кто повернёт ПФР и Минтруда к пенсионеру лицом, а к лесу задом? К кому обращаться за восстановлением справедливости?

У нас есть омбудсмены по правам человека, правам предпринимателей, правам ребёнка, а вот омбудсмена по правам пенсионеров у нас нет, хотя разговоры об этом идут уже давно.
У нас есть Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и этим законом (статья 3.1. последний абзац) предписано органам исполнительной власти «осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию».
Такой орган государственного надзора и контроля в России также до сих пор не создан.

Сложилась парадоксальная пенсионная система, в которой есть исполнитель в лице ПФР и куча «участвующих»: Правительство со своими Постановлениями, Гос. Дума, принимающая законы, ЦБ, Минфин, Минтруд, всяческие проправительственные структуры, сочиняющие хитрые пенсионные формулы, но нет единого органа отвечающего за пенсионное обеспечение в целом. Каждый гражданин, выходящий на пенсию, вынужден бороться за свои права в одиночку с возможностью отстаивать права только через суд, а это далеко не каждому под силу, большинство тихо соглашается с тем «что насчитали». Каких только контролирующих и надзорных органов у нас нет, а вот в пенсионной системе они считаются лишними.
Таким образом, государство экономит дважды, на каждом «обсчитанном» пенсионере в отдельности и на системе в целом. Очевидно, что государству так удобнее, создана пенсионная система с коллективной государственной безответственностью за результат, как очевидно и то, что с этим надо что-то делать…

Читайте также: