Решение суда по выплатам пенсий переселенцам


Порядок получения и перерасчета пенсии и ранее вызывал немало вопросов у переселенцев и до карантина. А теперь, в условиях ограничительных мер, связанных с COVID-19, количество таких вопросов существенно увеличилось.

Подробнее об этом пишет «Трибун» со ссылкой на «Юридический советник для переселенцев».

Так, статьей 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрен четкий перечень оснований для прекращения выплаты пенсии, а именно:

  • если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;
  • в случае смерти пенсионера;
  • в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;
  • в других случаях, предусмотренных законом (если пенсия назначена на основании других законов, в частности, Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», Закона Украины «О государственной службе» и т.п.).

Вместе с тем, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» предусмотрено продление выплаты на период карантина пенсий лицам, у которых на это время приходится перекомиссия МСЭК и ВКК об установлении инвалидности и переназначения (продления) пенсий на новый период, без заявлений и без каких-либо документов.

Кроме того, согласно Постановлению Кабмина от 08.04.2020 № 266, на период действия карантина или ограничительных мер, связанных с COVID-19, и в течение 30 дней со дня отмены карантина запрещается принятие решения об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ на основании информации, что дает основания считать, что переселенец вернулся на брошенное место постоянного проживания.

В случае, если пенсионеру-ВПЛ отменили выплаты, для начала ему необходимо обратиться с письменным запросом в управление ПФУ, в котором он состоит на учете. Сделать это можно с помощью электронной почты или портала электронных услуг ПФУ (https://portal.pfu.gov.ua/). Если из ответа пенсионного органа будет видно, что он прекратил выплату пенсии по основаниям, несоответствующим приведенным выше, и при этом ПФУ откажет Вам в восстановлении и/или выплате задолженности, Вы имеете право обжаловать соответствующие действия в судебном порядке.

Обратите внимание, что, согласно ст. 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  • начисленные суммы пенсии, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил своевременно по собственной вине, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года до дня обращения за получением пенсии. В этом случае часть суммы неполученной пенсии, но не более чем за 12 месяцев, выплачивается одновременно, а остальная сумма — ежемесячно равными частями, непревышающими месячный размер пенсии;
  • начисленные суммы пенсии, не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.


Как восстановить выплату пенсии если пенсионер-переселенец переехал в другой город

Как пенсионерам-ВПЛ перевести пенсионное дело в другой город и восстановить выплаты.


На Луганщине с 1 декабря пересчитают пенсии: кто именно получит повышенные выплаты с завтрашнего дня

Средний размер пенсии составил 4119,09 гривен..


Перерасчет украинских пенсий. Кому в 2021 году увеличат пенсию на 400, а кому на 500 гривен

В проекте госбюджета-2021 предусмотрены повышения пенсий, показатели которых зависят от размеров прожиточного минимума и минимальной зарплаты.


Пенсионеры Луганска и Донецка смогут получать украинскую пенсию и дальше, только при одном условии

В ПФУ не знают о судьбе более 150 тысяч пенсионеров.


Пенсионный фонд не выплатил пенсионерам более 100 миллиардов гривен

Только по решениям судов долг ПФУ перед переселенцами был 850 миллионов грн.


Луганчанка через киевский суд требует обеспечить работу Управления Пенсионного фонда Украины в Артемовском районе Луганска и выплатить ей 150 тысяч гривен морального ущерба

Она утверждает, что в результате бездействия государства, в течение более шести лет она не получает пенсию.

В Украине решений суда по приостановке пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ), произошедшей в мае 2018 года, на сегодня очень много и они требуют выполнения. При этом судебная практика, по состоянию на текущее время, демонстрирует разное понимание, кто должен фактически выполнять решение суда, если дело касается пенсионных выплат. Об этом рассказал юрист общественной организации «Донбасс-SOS» Артем Фоменко.

По его словам, выполнение решения суда – это главная цель, с которой гражданин обращается в суд в случае нарушения его прав. «Решения суда не часто исполняются, потому что существуют проблемы с финансированием, с исполнительным производством. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что пенсионные дела, которые касаются возобновления пенсии, именно задолженности, которые должны выплачиваться, сейчас не выплачиваются», – сказал правозащитник.

Он отмечает, что после обращения в суд и принятия решения в пользу переселенца, вступления решения в законную силу, необходимо обращаться за получением исполнительного листа. Получив исполнительный лист, любой истец имеет право выбора, куда обращаться для реализации выполнения решения суда. Это можно сделать, добровольно урегулировав спор с Пенсионным фондом Украины (ПФУ). В этом случае ПФУ добровольно исполняет решение суда, когда имеет возможность и желание, и выплачивает указанные средства – пенсию за прошедшее время.

Что касается принудительного выполнения, то, по словам юриста, необходимо обращаться в органы исполнительной службы по месту нахождения должника – в этом случае ПФУ. Или непосредственно в региональное отделение Государственной казначейской службы Украины (ГКСУ).

«Сейчас нет статистики или ответа, что можно рекомендовать как обязательное к исполнению. Необходимо исходить из статистики, которую можно посмотреть в ГКСУ, или пообщавшись со знакомыми. Не все Пенсионные фонды отказывают в выполнении решений суда в добровольном порядке. Есть позитивные прецеденты, они не очень распространены, но они есть, и это очень важно понимать сразу. Потому что игнорировать бесспорное выполнение решения суда, это также неправильно и мы рекомендуем обратиться после вступления решения в законную силу с исполнительным листом уже непосредственно в ПФУ. В случае неудовлетворения ваших требований по выплате пенсии за прошедший период, обращаться в другой орган: в исполнительную службу или в ГКСУ», – рассказал Артем Фоменко.

Как отмечает юрист, также важно понимать, что по любому решению суда, которое принимается по пенсионным выплатам, исполнительные документы должны быть оформлены в полном соответствии с Законом «Об исполнительном производстве». Должны быть указаны все персональные данные, вся информация о должнике (в данном случае ПФУ). Сейчас необходимо проверять эту информацию. Суды иногда указывают неправильно или не полностью ведомости о должнике. И поэтому на этом этапе также не исполняются решения суда, потому что исполнительный лист оформлен неправильно.

По словам юриста, не следует обращаться к частным исполнителям. Государство возлагает обязанность выполнения решений суда в делах, где должником является орган государственной власти, именно на государственную исполнительную службу. Это имеет смысл, потому что не нужно оплачивать авансовый платеж в делах по выплате задолженности или пенсий за прошедший период. Кроме того, на портале исполнительной службы можно отслеживать ход исполнительного производства и оперативно реагировать на действия или бездействие государственного исполнителя.

Что касается ГКСУ, то, как обращает внимание Фоменко, если обращаться с исполнительным письмом непосредственно в представительства этого учреждения, то здесь будут также возникать определенные преграды. Необходимо обращаться непосредственно с оригиналом исполнительного листа, который выдается только в одном экземпляре, а выдача его дубликата возможна только в случае подтверждения его потери или невозможности получения.

« Даже судебная практика по состоянию на сегодня, демонстрирует разное понимание, кто должен фактически выполнять решение суда, если дело касается пенсионных выплат. Большинство судей склонны к тому, что задолженность по пенсионным выплатам должна выплачивать непосредственно ГКСУ. И отказ в том, что орган ПФУ не имеет собственного счета в ГКСУ не является основанием для игнорирования или невыполнения непосредственно исполнительного листа. Это происходит потому, что другой Закон Украины "О гарантиях исполнения судебных решений" и профильное постановление гарантируют, что на ГКСУ возложена обязанность по исполнению решений суда касаемо выплаты средств из государственного бюджета по решению суда. И далее уже ГКСУ имеет возможность и право проводить служебную проверку в органе, проигравшем суд, и в порядке регресса возвращать средства, утраченные из госбюджета », – сказал юрист .

В случае невыполнения или игнорирования решений суда ответственность предусмотрена и Кодексом административного судопроизводства. Это отображается в установлении судебного контроля. А именно, представление в течение месяца после вступления в законную силу решения, подача отчета ответчиком. Цель этого отчета – проконтролировать со стороны суда исполнение решения: исполнено или нет, если нет, то основания его не исполнения. В случае его не исполнения, суд имеет право наложить взыскание, штраф на ответчика в сумме от 34 до 80 тыс. грн. « Это очень важно. Потому что мы понимаем, что эти средства, если есть спор с ПФУ, также выплачиваются из государственного бюджета. Ошибочно считать, что выплата этих средств является выгоднее, чем выплата задолженности, пенсии за прошедший период, каким бы он ни был », – подчеркнул Фоменко .

Что касается уголовной ответственности, которая также предусмотрена действующим законодательством Украины, то в случае игнорирования, пренебрежения, неисполнения, бездействия по исполнению решения суда, на представителя ответчика, уполномоченное лицо, также может быть открыто уголовное производство уже через уполномоченные органы – Национальную полицию Украины, и привлечение лица к соответствующей ответственности в виде штрафа или лишения свободы.

«По статистике на 2018 год было не исполнено дел почти на 4 млрд грн. Важно понимать, что на ГКСУ возложено исполнение решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Суммы в этих решениях выше, чем на национальном уровне», – добавил Фоменко.

Юрист рекомендует после принятия решения судом получать исполнительный лист, обращаться в Государственную исполнительную службу Украины и следить за ходом исполнения. Но перед этим можно обратиться в ПФУ и попробовать исполнить решение в добровольном порядке, что также предусмотрено действующим законодательством.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Порядок получения и перерасчета пенсии и ранее вызывал немало вопросов у переселенцев и до карантина. А теперь, в условиях ограничительных мер, связанных с COVID-19, количество таких вопросов существенно увеличилось.

Подробнее об этом пишет «Трибун» со ссылкой на «Юридический советник для переселенцев».

Так, статьей 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрен четкий перечень оснований для прекращения выплаты пенсии, а именно:

  • если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;
  • в случае смерти пенсионера;
  • в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;
  • в других случаях, предусмотренных законом (если пенсия назначена на основании других законов, в частности, Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», Закона Украины «О государственной службе» и т.п.).

Вместе с тем, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» предусмотрено продление выплаты на период карантина пенсий лицам, у которых на это время приходится перекомиссия МСЭК и ВКК об установлении инвалидности и переназначения (продления) пенсий на новый период, без заявлений и без каких-либо документов.

Кроме того, согласно Постановлению Кабмина от 08.04.2020 № 266, на период действия карантина или ограничительных мер, связанных с COVID-19, и в течение 30 дней со дня отмены карантина запрещается принятие решения об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ на основании информации, что дает основания считать, что переселенец вернулся на брошенное место постоянного проживания.

В случае, если пенсионеру-ВПЛ отменили выплаты, для начала ему необходимо обратиться с письменным запросом в управление ПФУ, в котором он состоит на учете. Сделать это можно с помощью электронной почты или портала электронных услуг ПФУ (https://portal.pfu.gov.ua/). Если из ответа пенсионного органа будет видно, что он прекратил выплату пенсии по основаниям, несоответствующим приведенным выше, и при этом ПФУ откажет Вам в восстановлении и/или выплате задолженности, Вы имеете право обжаловать соответствующие действия в судебном порядке.

Обратите внимание, что, согласно ст. 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  • начисленные суммы пенсии, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил своевременно по собственной вине, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года до дня обращения за получением пенсии. В этом случае часть суммы неполученной пенсии, но не более чем за 12 месяцев, выплачивается одновременно, а остальная сумма — ежемесячно равными частями, непревышающими месячный размер пенсии;
  • начисленные суммы пенсии, не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.


Как восстановить выплату пенсии если пенсионер-переселенец переехал в другой город

Как пенсионерам-ВПЛ перевести пенсионное дело в другой город и восстановить выплаты.


На Луганщине с 1 декабря пересчитают пенсии: кто именно получит повышенные выплаты с завтрашнего дня

Средний размер пенсии составил 4119,09 гривен..


Перерасчет украинских пенсий. Кому в 2021 году увеличат пенсию на 400, а кому на 500 гривен

В проекте госбюджета-2021 предусмотрены повышения пенсий, показатели которых зависят от размеров прожиточного минимума и минимальной зарплаты.


Пенсионеры Луганска и Донецка смогут получать украинскую пенсию и дальше, только при одном условии

В ПФУ не знают о судьбе более 150 тысяч пенсионеров.


Пенсионный фонд не выплатил пенсионерам более 100 миллиардов гривен

Только по решениям судов долг ПФУ перед переселенцами был 850 миллионов грн.


Луганчанка через киевский суд требует обеспечить работу Управления Пенсионного фонда Украины в Артемовском районе Луганска и выплатить ей 150 тысяч гривен морального ущерба

Она утверждает, что в результате бездействия государства, в течение более шести лет она не получает пенсию.

По данным, которые регулярно публикуют статистические органы, на территории Украины проживает более 7 миллионов лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат. Однако точное количество их подсчитать практически невозможно. Те граждане Украины, которые проживают на неподконтрольных властям страны территориях Луганской и Донецкой областей, в расчет не берутся по причине отсутствия там соответствующих служб.

Это же касается не только органов учета и статистики, но и в целом всей структуры государственной власти на неподконтрольных районах. На данных момент на них действует режим антитеррористической операции и объявлено военное положение.

Бесплатно по России

В этой связи граждане, которые там проживают, не имеют возможностей реализовывать свои конституционные права, в том числе и на получение пенсий. Однако для донецких и луганских пенсионеров существует возможность получать деньги от государства в рамках программы пенсионного обеспечения перемещенных лиц, реализуемой в Украине.

Разбираем понятие «пенсия переселенцам»

По причине военных действий и проводящейся в ряде районов Луганской и Донецкой областей антитеррористической операции, осуществляемой Вооруженными силами Украины, сотни тысяч людей оказались в сложном и опасном для жизни положении. В этой связи на протяжении уже около 5 лет (с 2014 года) в мирные регионы страны происходит отток переселенцев, скрывающихся от разрухи и войны.

Среди них довольно большое количество пенсионеров, которые имеют достаточные основания для получения денежных средств по линии государственного пенсионного фонда. Пенсия таким переселенцам начисляется в соответствии с особыми правилами, разработанными Кабинетом Министров Украины.

Правила начисления пособий

Получить денежные средства, выдаваемые в счет пенсии, могут не все граждане, приехавшие на место жительство в мирные области Украины, а только лишь те, которые соответствуют определенным критериям. Они прямо установлены законом и являются довольно жесткими, за что периодически подпадают под критику общественности и отдельных политиков.

Однако здесь нужно учитывать, что такие правила разработаны от того, что Пенсионный фонд Украины испытывает постоянный дефицит средств, поэтому пенсия может быть выплачена только тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются и имеют на то право.

Кроме этого, отсутствие государственных органов контроля на территории зоны действия АТО становится причиной различного рода мошеннических схем, которые недобросовестные граждане используют для незаконного получения денег.

Итак, согласно утвержденным правилам пенсия может быть начислена лицам:

  1. Имеющим гражданство Украины. Только граждане Украины могут претендовать на выплату денежных пособий. Подтверждением гражданства, как правило, выступает паспорт.
  2. Проживающим на территории АТО до ее начала. Претендовать на пенсию вправе лица, которые имели постоянное место жительства до 2014 года на территориях, где сейчас проводится АТО.
  3. Выехавшим за пределы АТО после начала военных действий и постоянно проживающим в любом из районов Украины. Регион и город проживания, где поселился переселенец с Донбасса, не имеет значения для выплаты пенсии – главное это должна быть подконтрольная властям Украины территория.
  4. Зарегистрированным в установленном порядке в органах соцзащиты. Без справок из соцзащиты, которые подтверждают статус переселенца, пенсию получить невозможно.
  5. Иметь законные основания для назначения пенсии.

Для получения пенсии переселенцы должны соответствовать критериям, предъявляемым к возрасту и трудовому стажу гражданина.

Что делать, чтобы начать получать выплаты

Чтобы начать получать пенсию, гражданин, проживающий на неподконтрольной территории Украины, в обязательном порядке должен придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выехать из зоны АТО. Переселенец может выбрать любой регион Украины по своему усмотрению.
  2. Зарегистрироваться в органах МВД по месту пребывания. Гражданин обязан пройти процедуру регистрации по новому месту жительства. При этом не имеет значения, проживает ли он у родственников либо пользуется чужим жильем в порядке найма.
  3. Получить документы о регистрации. После того, как гражданин зарегистрируется по новому месту жительства, ему выдадут специальный документ на унифицированном бланке с государственными печатями и штампами, который подтверждает данный факт.
  4. Обратиться в органы соцзащиты населения. Органы соцзащиты, на основании заявления, поступившего к ним от переселенца, выдают соответствующую справку, официально присваивая данный статус гражданину.
  5. Начать оформление пенсионной выплаты. Только после получения статуса «переселенец» лицо вправе обращаться за начислением пенсионных выплат. При этом гражданин обязан предоставить довольно внушительный пакет документов, включающий в себя следующее:
  • документ, удостоверяющий гражданство Украины и личность его владельца;
  • справку о статусе вынужденно перемещенного лица;
  • документ, подтверждающий факт жительства по новому месту;
  • бумаги, подтверждающие трудовую деятельность.

Выплата сегодня для переселенцев из зоны АТО

Вопросы, связанные с назначением пенсий, социальных выплат и иных пособий гражданам, которые в установленном законом порядке были признаны переселенцами из зоны антитеррористической операции, находят свое отражение в действующих украинских нормативных актах.

Среди них особо следует выделить Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06. 2016 года № 365, которое устанавливает порядок назначения различного вида соцвыплат внутренне перемещенным лицам.

Согласно этому документу рассчитывать на получение выплат могут только те лица, которые постоянно проживают на подконтрольной территории Украины. В этой связи убытие с того адреса, где гражданин постоянно проживал, является основанием для прекращения пенсионного обеспечения.

Задержки и проблемы

Несмотря на государственные гарантии, выраженные в нормативно-правовых актах Украины, граждане из числа переселенцев нередко жалуются на проблемы с получением выплат.

Среди основных из них следует выделить:

  1. Отказ в назначении выплат. Происходит в том случае, если переселенец не выполнил какое-либо условие для начисления ему пенсии. К примеру, предоставил неполный пакет документ или сообщил недостоверные сведения о себе.
  2. Прекращение выплат. Вынужденно перемещенному гражданину отменят получение денег в том случае, если нарушает правила миграционного учета, а также игнорирует требования представителей собеса, связанные с прохождением плановых проверок.
  3. Задержка поступления денег. Они могут происходить по самым разным основаниям. О причинах следует обращаться в ПФУ или отдел соцзащиты.

Ответы на самые острые вопросы по теме

Ниже представлены ответы на вопросы, которые в наибольшей степени беспокоят украинских граждан из числа переселенцев из зоны АТО.

Перестали платить пенсию, что делать

В том случае, когда перестали платить пенсию, то необходимо незамедлительно обратиться в ПФУ, чтобы узнать причины этого. Как правило, причина заключается в том, что гражданин находился более 60 дней не по месту проживания. В этом случае необходимо проходить всю процедуру заново. В том числе оформлять регистрацию, получать справку о статусе переселенца и так далее.

Как восстановить выплату, если заблокировали

Выплату внутренне перемещенным лицам подлежат серьезному контролю со стороны государства. В этой связи статус данных граждан постоянно проверяется сотрудниками собесов. Одним из оснований прекращения выплаты является отсутствие гражданина по месту жительства в момент проверки. В данном случае статус переселенца может быть аннулирован, в связи с чем гражданину будет необходимо подтверждать его заново, прежде чем вновь рассчитывать на пенсию.

Задержка по выплате с июня – когда ждать

Задержки выплат пенсионных денег во многом связаны с дефицитом Пенсионного фонда Украины, а также процедурами верификации получателей денег.

Еще в апреле прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 335, согласно которому все имеющиеся задолженности перед пенсионерами аккумулируются и будут выплачены в особом порядке. При этом на данный момент порядок погашения этих задолженностей не разработан. В этой связи говорить о сроках, когда деньги будут выплачены в полном объеме, не представляется возможным.

Был ли суд по пенсиям переселенцев

Постановление КМУ № 365 было крайне негативно встречено гражданами и правозащитными общественными организациями по причине того, что требования к переселенцам для получения ими пенсии был крайне жесткими, в связи с чем не все лица, которые по закону могут рассчитывать на выплаты, могли их получить.

В этой связи был подан иск к властным органам Украины о том, что ряд положений Постановления не соответствуют Конституции страны и иным вышестоящим нормативным актам. Решением Окружного административного суда города Киева исковые требования были удовлетворены, а ряд пунктов закона был отменен.

В частности, это касается пункта 13, согласно которому выплаты могли быть прекращены в том случае, если гражданин будет отсутствовать во время проверки по фактическому месту жительства.

Какие последние новости по пенсии переселенцев

В 2020 году в Украине продолжится выплата пенсий для внутренне перемещенных лиц. Однако количество ее получателей может быть заметно уменьшено. Это связано с тем, что в стране проходит масштабная пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста.

При этом следует отметить, что в следующем году власти проведут индексацию пенсий, однако произойдет это в несколько этапов. Планируется, что выплату увеличат сразу на 18%.

Пенсия для перемещенных лиц – мера социальной поддержки для людей, вынужденных покинуть места своего проживания в зоне АТО. Она начисляется только после получения соответствующего статуса. При этом его необходимо постоянно подтверждать, поскольку в противном случае пенсию попросту перестанут выдавать.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть дополнительную информацию по в видео:

В последние годы в Украине остро стоит вопрос переселенцев из временно оккупированных территорий Донбасса, Луганска и аннексированного Крыму. Согласно данным официального сайта Министерства социальной политики Украины, по состоянию на 2 января 2019 г. взято на учет 1512435 переселенцев (ВПО). К актуальным проблемам переселенцев нашего государства принадлежит массовое прекращение выплаты пенсий с оснований, не предусмотренных Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

О том, как в нынешних условиях и норм законодательства переселенцам можно вернуть выплаты пенсий, изданию «Закон и Бизнес» рассказала управляющий партнер адвокатского объединения Emiraise Людмила Кабанец.

Как восстановить выплаты?

Практика лишения пенсий приобретает все большие масштабы, и в большинстве случаев касается пенсионеров и людей с инвалидностью. В силу своего возраста и состояния здоровья большинство из них не способны преодолевать неблагоприятные ситуации и нуждаются в помощи. А пенсия является единственным источником их существования.

Систематические нарушения прав переселенцев на пенсионное обеспечение приводят к возникновению ряда судебных споров между ВПО и органами Пенсионного фонда Украины (ПФУ), о восстановлении нарушенных прав переселенцев.

Для восстановления своих прав, необходимо действовать по следующему алгоритму:

Оформить письменное обращение в органы ПФУ с соответствующим требованием о восстановлении и выплату задолженности по пенсии.

Обжаловать действия или бездействие органов ПФУ в административном суде.

Предъявить к принудительному исполнению соответствующие решения судов.

На сегодняшний день в Украине сложилась положительная судебная практика по восстановлению выплаты пенсий и взысканию начисленной, но не выплаченной задолженности. Например, 3 мая 2018 г. Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда принял решение в образцовом деле о прекращении выплаты пенсий в пользу переселенца.

Что делать, если средства все же не выплачиваются?

Судебное решение о восстановлении пенсионных выплат и обязательства выплаты задолженности по пенсии может в течение длительного времени не выполняться. В таком случае пенсионер испытывает инфляционные потери от обесценения средств, принадлежащих ему и лишен возможности получить дополнительную прибыль из этих средств.

Для того, чтобы получить компенсацию инфляционных потерь, применяются несколько вариантов действий.

Вариант 1. При обращении в Пенсионный фонд по восстановлению выплаты пенсии необходимо выдвинуть требование о начислении и выплате компенсации.

Сумма этой компенсации исчисляется путем умножения суммы начисленного, но не выплаченного гражданину дохода за соответствующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на индекс инфляции в период невыплаты дохода (инфляция месяца, за который выплачивается доход, во внимание не принимается).

В дальнейшем это требование включается в исковых требований при обжаловании действий или бездействия органов ПФУ. Таким образом есть возможность компенсировать инфляционные потери с момента прекращения выплат пенсии до даты принятия судебного решения.

Вариант 2. В случае просрочки выплаты долга должник по требованию кредитора обязан также покрыть инфляции потери за все время просрочки. А также выплатить 3% годовых от просроченной суммы.

Решение о возобновлении выплаты пенсии и выплаты задолженности подтверждает, что между пенсионером и органом ПФУ возникает денежное обязательство. Поэтому пенсионер имеет право взыскать с Пенсионного фонда инфляционные потери и дополнительные проценты.

Для этого необходимо обратиться в орган ПФУ с иском о взыскании инфляционных потерь и 3% годовых за несвоевременное исполнение решения суда. Его можно подать в первые 3 года с момента как решение суда о выплате задолженности вступает в силу. Иначе ПФУ может выдвинуть ходатайство об исковой давности и выплатить инфляционные потери не за весь период задержки, а только за 3 года.

Но каким образом удастся взыскать инфляционные потери и 3% годовых за все время неисполнения решения суда?

В таком случае переселенец должен предъявить этот иск в течение 3 лет с момента вступления решения в силу, не дожидаясь самого исполнения. И заявить такие требования:

- взыскать с органа ПФУ инфляционные потери и 3% годовых за неисполнение решения суда,

- указать о начислении соответствующих процентов и инфляционных потерь с момента принятия решения до момента исполнения денежного обязательства.

В таком случае начисления инфляционных потерь и дополнительных процентов осуществляет исполнитель. И гражданин получает возмещение за все время выполнения органом ПФУ решения суда о выплате пенсии.

Вариант 3. Если решение суда о взыскании пенсионных выплат находится на исполнении в органах казначейства, перечисления средств пенсионеру осуществляется в течение 3 месяцев.

Если за этот период не исполнилось перечисления средств, пенсионеру выплачивается компенсация объемом 3% годовых от неуплаченной суммы средств. Компенсация начисляется Государственной казначейской службой Украины.

Для получения компенсации пенсионеру нужно после выполнения решения суда обратиться в Государственную казначейскую службу Украины с просьбой провести начисление и выплату 3% годовых. В случае отказа — обжаловать такие действия в административном суде.

Вариант 4. Судебные решения, вступившие в силу, являются обязательными для выполнения всеми органами государственной власти, физическими и юридическими лицами на всей территории Украины. Суд может обязать ответчика, не в пользу которого принято судебное решение, подать в установленный судом срок отчет об исполнении судебного решения.

Поэтому к исковым требованиям в административных спорах с органами государственной власти следует включать требование об установлении судебного контроля. Путем представления органами государственной власти в установленный судом срок отчета об исполнении судебного решения.

По результатам рассмотрения отчета должника о выполнении решения суда или в случае непредставления такого отчета судья своим постановлением может установить новый срок представления отчета. И наложить на руководителя должника, ответственного за выполнение решения, штраф в сумме от двадцати до сорока размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Сумма штрафа в 2019 году составляет от 38 420 грн до 76 840 грн. Половина суммы штрафа взыскивается в пользу истца (пенсионера), другая половина — в Государственный бюджет Украины.

Таким образом, пенсионеры, которым прекратили выплачивать пенсию, имеют правовую возможность:

- получить компенсацию потери части доходов в связи с нарушением сроков выплаты пенсии;

- взыскать с органа ПФУ инфляционные потери за все время выполнения решения суда;

- взыскать 3% годовых от суммы, подлежащей выплате на основании решения суда.

В российском законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение граждан страны, нашли отражения вопросы, связанные с пенсиями переселенцам в 2017 году. Граждане стран, бывших союзных республик СССР, могут рассчитывать на получение пенсии в РФ при условии соблюдения ряда требований. Соглашения между странами по этому вопросу было подписано ещё в 1992 году.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Стать обладателем российской пенсии могут и граждане других стран, решивших мигрировать в Россию для постоянного места жительства.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

На какую пенсию в России могут рассчитывать переселенцы?

При переезде в Россию пенсионеры вправе рассчитывать на своё пенсионное обеспечение в том случае, когда они становятся гражданами страны или получают вид на жительство в ней. Для граждан бывшего СССР существует упрощённый порядок получения гражданства РФ.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Согласно подписанным между государствами соглашениям, переселившиеся в Россию пенсионеры имеют право на получение пенсии такого вида, какого они получали её в стране своего прежнего проживания. Такие выплаты начисляются в соответствии с действующим в РФ пенсионным законодательством.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->


p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

При получении переселенцами пенсий в РФ прежние выплаты прекращаются. Переселенцы могут продолжать получать пенсии своих бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в российском законодательстве.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Какие переселенцы могут получать пенсию в России?

Право на страховую пенсию по старости в России имеют переселенцы с ПМЖ, или получившие гражданство РФ. Для этого у них должен быть:

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

  1. Страховой стаж не менее 7 лет.
  2. Индивидуальный коэффициент не ниже 9.
  3. Возраст, установленный российским законодательством. Сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

На уменьшение возраста, предусмотренного для выхода на пенсию, могут претендовать женщины, имеющие пять и более детей, а так же те, кто трудился на вредных производствах, перечень которых утверждается Правительством страны.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Пенсионные выплаты в РФ производятся только тем переселенцам, которые постоянно проживают на территории государства.

В тех случаях, когда пенсионные выплаты производятся на основании ПМЖ, срок их действия заканчивается вместе с датой пребывания иностранного гражданина на территории России.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Как переселенцу оформить пенсию в России?

Самый первый шаг при оформлении российской пенсии — сбор необходимых для этого документов. Их перечень утверждается специальным приказом, который издаётся Министерством труда РФ.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Обязательными документами для переселенца являются:

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство с указанием места регистрации
  • заявление установленного образца
  • страховое свидетельство ПФ РФ
  • выписка лицевого счёта в системе ОПС.

Полный список документов можно найти на сайте государственных услуг РФ. Подаются документы в территориальные ПФ или МФЦ по месту регистрации или фактическому месту жительства.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Подавать документы можно лично, через доверенных лиц или почтовым отправлением. Срок рассмотрения, установленный законодательством — 10 дней. Датой начисления считается день подачи заявления. Нельзя подавать документы раньше одного месяца до наступления пенсионного возраста.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Сохраняется ли пенсия за россиянами, эмигрирующими из страны?

Выезжающие на ПМЖ граждане России сохраняют право на получение пенсии. С 2016 года изменён порядок её получения. До выезда за пределы страны необходимо определиться с формой получения пенсии и подать об этом соответствующее заявление в ПФ РФ.

p, blockquote 17,0,0,1,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Выезжающие за пределы страны граждане могут получить пенсию за 6 месяцев вперёд. Для таких авансовых платежей им необходимо написать заявление в ПФ. Ежегодно каждый гражданин, проживающий за пределами страны должен подтверждать факт того, что он жив пенсионному фонду. Оформляться он может бумагами особого образца у нотариуса.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Отсутствие таких документов автоматически прекращает пенсионные начисления. Для возобновления начислений пенсионеру придётся лично обратиться в ПФ с соответствующим заявлением.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Внутреннее переселение

Пенсии, начисляемые внутри страны, имеют региональные особенности. Они зависят от размера доплат местных органов власти, которые производятся к основному размеру пенсионного обеспечения. При смене места жительства переоформление пенсии производится в течение 3 дней после подачи заявления в ПФ.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 --> p, blockquote 23,0,0,0,1 -->

Не теряют своих начислений жители Крайнего Севера, проработавшие в этих районах более 15 лет и в приравненных к ним районах не менее 20. Такие переселенцы сохраняют за собой право на получение повышенного размера пенсии.

мой стаж: в Казахстане 27лет, гражданка РФ с 2010 -работала неполные 3года, в наст время -работаю в Казахстане 4года. будет ли засчитан мой стаж, каков будет размер пенсии гражданина РФ при оформлении в 2017г?

В разделе «На какую пенсию могут рассчитывать переселенцы» есть фраза : Переселенцы могут продолжать получать пенсии свои бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в Российском законодательстве. Вопрос: Что это за пенсии?

На какую пенсию может рассчитывать гражданка — пенсионерка Республики Казахстан, имея ВНЖ в РФ?

Можно сохранить прежнюю казахстанскуюпенсию при получении ВНЖ в России

ПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – ИЗГОИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?
Одним из главных критериев отбора кандидатов для участия в «Государственной программе переселения соотечественников в Россию» является обязательное наличие у них опыта трудовой деятельности (стажа работы по специальности) и квалифицированного образования.
Но, ни в самой «Программе», ни в приложениях к ней, ни в «Памятках для соотечественников, возвращающихся на Родину» нет правдивых сведений о том, что при достижении пенсионного возраста в России этих самых возвратившихся соотечественников ждет большой «сюрприз» — назначение им минимальной (социальной) пенсии, независимо от количества проработанных ими за свою трудовую жизнь лет.
Это связано с введением в РФ в действие 01.01.2015 года Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», согласно которому страховой (трудовой) стаж работы, в частности, на Украине, с 01.01.2002 года по настоящее время (а это сейчас уже более 15 лет), который и позволил приобрести вышеуказанный требуемый трудовой опыт, стал просто не учитываться при начислении пенсии в РФ. Независимо от уплаты соотечественниками всех налогов, отчислений и страховых взносов в той стране, в которой работали.
Причина, указываемая в официальных ответах Минсоцтруда, Пенсионного Фонда РФ, Государственной Думы и др. – в «отсутствии механизма взаиморасчетов в части учета страховых взносов между Украиной и Россией». Виноваты ли в этом возвратившиеся рядовые соотечественники? Понятно, что нет, но «крайними» оказались именно они, ведь если не учитывать практически половину стажа работы (около 20 лет с институтом, время обучения в котором, например – мое, с 1973 по 1978 годы, которое и позволило приобрести вышеуказанное требуемое образование и квалификацию, в РФ с 2001 года стало считаться социально не значимым и, благодаря приданию закону обратной силы действия, тоже не стало включаться в стаж), то и пенсия начисляется как тунеядцу или рецидивисту – практически равная прожиточному минимуму пенсионера.
Пишу, основываясь, в том числе, на своем личном опыте: при моем стаже с институтом и армией — 42 года и коэффициенте зарплаты -1,1 (при максимальном – 1,2), пенсия мне назначена в размере 9 тыс. руб., что значительно ниже даже среднего размера пенсии в России, который в 2017 году составляет около 13,7 тысяч рублей).
Расчет, очевидно, на то, что возвратившиеся на Родину соотечественники столкнутся с вышеописанной ситуацией не сразу, а только потом, лишь при выходе на пенсию, но порядочно ли это скрывать от людей? «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ».
Считаю, что было бы гораздо справедливее, руководствуясь общечеловеческими нормами, принять, например, поправку к закону, позволяющую учитывать все-таки весь честно заработанный трудовой стаж или уплаченные страховые взносы возвратившихся на постоянное место жительства в Россию соотечественников при определении размера их пенсии, в противном случае все громкие призывы о возвращении соотечественников на Родину так и останутся пустыми и обманными лозунгами.
Может быть, надо что-то менять?
А иначе, какие же мы соотечественники?

Читайте также: