Решение суда региональной социальной доплаты к пенсии

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2016 года гор. Москва Нагатинский районный суд г. Москвы, в составе председательствующего федерального судьи Клинцовой И.В., при секретаре Крохмаль Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, взыскании компенсации морального вреда,

Косцов А.В. обратился в суд с иском к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указал, что вышел на пенсию по возрасту 22 марта 2014 года, ему были начислены пенсионные выплаты в размере ***, в выплате региональных социальных доплат УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы отказало, на том основании, что Косцов А.В. являюсь работающим пенсионером. Между тем, как указывает истец работающим пенсионером он булл только в мае 2015 года, в остальное -неработающим. Указанное пособие истец начал получать только с марта 2015 года. Однако, с 22 марта 2014 года по апрель 2014 года и с июня 2014 года по февраль 2015 года данное пособие истцом получено не было. В результате, общий доход истца нс достигал прожиточного минимума для пенсионеров в городе Москве, в связи с чем ввел нищенское существование.

В связи с чем, истец просит обязать УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы произвести ему доплату региональных социальных доплат за период с марта 2014 г. по ноябрь 2015 г. и произвести ее индексацию с учетом изменения величины прожиточного минимума для пенсионеров, а также взыскать с УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы компенсацию морального вреда в размере 61000,00 руб.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен, к иску приложено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд рассматривает

дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы

в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, так как региональная социальная доплата к пенсии назначена им Косцову А.В. в соответствии с его заявлением с 01 марта 2015 г. и пенсионные права Косцова А.В. ими не нарушены.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-ПП утвержден «Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии».

Согласно пункта 17 раздела IV Порядка: «Пенсионерам, прекратившим после даты вынесения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве трудовые отношения или завершившим выполнение работ (оказание услуг), определенных договором гражданско-правового характера, авторским либо лицензионным договором, установление региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии производится со дня, следующего за датой увольнения с работы или прекращения срока действия договора (трудового, гражданско-правового, авторского и т.п.), если обращение за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в месяце, в котором наступило данное обстоятельство, а при обращении в более поздние сроки - с месяца обращения в Отдел социальной защиты населения района города Москвы.».

С 01.01.2013г. вступило в действие постановление Правительства Москвы от 08.08.2012г. № 396-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009г. № 1268-ПП, которым изменен порядок предоставления региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта (ГСС)-12000 рублей.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

Порядок обращения заявителей за назначением региональных социальных доплат постановление № 396-ПП не изменяет.

Как следует из решения Нагатинского районного суда г.Москвы от 12 октября 2015г. по иску Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, судом установлено, что для определения права на региональные социальные доплаты к пенсии, Косцову А.В. Департаментом социальной защиты населения города Москвы неоднократно было рекомендовано представить в ОСЗН выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (письмо от 25.04.2014 №01-35-1686/14 и от 06.03.2015 №01-35-750/15).

Согласно документов, имеющихся в личном деле, установлено, что индивидуальный лицевой счет и другие правоустанавливающие документы Косцовым А.В. были представлены 23.03.2015 через портал госуслуг (PGU.mos.ru).

Региональная социальная доплата назначена и выплачивается Косцову А.В.

с месяца обращения, т.е. с 01 марта 2015 г.

Учитывая изложенное судом постановлено: иск Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, оставить без удовлетворения.

Кроме того вступившим в законную силу решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 октября 2014 г. по иску Косцова А.В. к ГУ-ГУ ПФ РФ № 8 по г. Москве и Московской обл., УСЗН района Орехово Борисово Северное г.

Москвы о защите пенсионных прав, установлено, что не подлежат удовлетворению требования Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты за 2014 год.

При вынесении решения 21.10.2014 г. судом учитывалось, что из содержания заявления Косцова А.В. следует, что согласно закона «О Социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии, он не является лицом имеющим право на социальные доплаты, так как наличие его авторского договора входит в понятие «осуществляющего работу и (или) иную деятельность». Поэтому, согласно данного закона органы социальной защиты не должна оказывать Косцову А.В. социальную помощь. Это же обстоятельство установлено и ответом УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы на имя Косцова А.В. В то же время, судом было установлено, что заявитель не лишен возможности обратится в органы социальной защиты после прекращения оснований по которым он не может быть признан не работающим пенсионером.

Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения иска Косцова А.В.

В связи с отказом в основном требовании иска Косцова А.В. о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, не подлежат удовлетворению и его производные требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Косцова А.В. к УСЗН района Орехово Борисово Северное г. Москвы о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, ее индексации, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья Клинцова И.В.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2016 г. Симоновский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Буториной М.А., при секретаре Алекперове Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

Грудининой Л. В. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г.

Москвы о признании незаконным решения о удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, о признании незаконными действия об удержании начисляемой региональной социальной доплаты к пенсии, переплаченной региональной социальной доплаты к пенсии,

Истец обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ответчика № от 25.09.2015г. об удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010г. по 31.08.2012г. , признании незаконными действия ответчика об удержании с неё 20% начисляемой региональной социальной доплаты к пенсии , переплаченой региональной социальной доплаты к пенсии , в связи с истечением срока исковой давности, мотивируя свои требования тем, что ответчик в нарушение норм действующего законодательства принял соответствующее решение, в т.ч.и в связи с истечением срока исковой давности.

В судебном заседании истец и её представитель настаивали на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований по доводам письменного отзыва.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования подлежат отклонению.

Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п.

1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.

Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму неосновательно полученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.

Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что 28 января 2009г.

истцу назначена пенсии по старости.

18 мая 2009г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии неработающим пенсионерам, при этом истец указала, что не работает с 09.02.1996г.

Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии Грудининой Л.В. назначена с 28.01.2009г. в соответствии с «Положением о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», принятым постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007г. № 1005-ПП.

В связи с изменением законодательных актов, с 01.01.2010г.

заявительнице назначена региональная социальная доплата к пенсии согласно постановления Правительства Москвы от 17.11.2009г. N 1268-ПП « О региональной доплате к пенсии».

09.10.2013г. Грудинина JI.B. обратилась в Отдел социальной защиты населения района Нагатинский Затон для назначения региональной социальной доплаты к пенсии, представив документы об осуществлении трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 10.07.1998г. по 04.10.2013г.

В результате проверки личного дела 25.09.2015г. От

защиты населения района Нагатинский Затон ЮАО города Москвы вынесено решение от 25.09.2015г. № об удержании с Грудининой JI.B.

переполученных средств региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010г. по 31.08.2012г. в сумме 230333 ******в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ей к выплате суммы региональной социальной доплаты, так как перерасход бюджетных средств произошел по вине пенсионера.

Согласно распоряжению Правительства Москвы от 04.12.2009г. № 3107-РП переплата ежемесячной компенсационной выплаты за период с 28.01.2009г. по 31.12.2009г. в сумме ******. с заявительницы не удерживается.

Исходя из изложенного выше, руководствуясь положениями Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", суд приходит к выводу, что основания для принятия ответчиком решения от 25 сентября 2015 года № 1249. имелись, так как истец, являясь получателем ежемесячной выплаты, не исполнила установленную обязанность, являясь индивидуальным предпринимателем с 10.07.1998г. истец сообщила, что с 09.02.1996г. не работает, а при таких обстоятельствах истец не имела право на получение соответствующей выплаты. Данное решение ответчика суд находит законным и обоснованным, в то время как требования истца подлежат безусловному отклонению, так как в удовлетворении данных требований нет правовых оснований.

Доводы истца о том, что пропущен срок исковой давности, суд находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 220 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. С учетом данной нормы и того, что о факте трудовой деятельности ответчику стало известно 9 октября 2013г. года, общий размер задолженности также определен решением от 25.09.2015 года, после представления истцом соответствующих документов, полномочиями самостоятельно проверять информацию о трудовой деятельности лиц, являющихся получателями региональной социальной доплаты к пенсии Управление, действующими нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, не наделено, в связи с чем Управление не имело возможности установить факт трудовой деятельности истца , следовательно срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ не пропущен.

Довод истца о том, что она , подавая заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты заблуждалась относительно формы своей занятости, суд не может принять во внимание, поскольку в силу норм действующего законодательства истец не имела право на её получение, поскольку не являлась не работающим пенсионерам.

При таких обстоятельствах дела требования истца подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

В удовлетворении требований Грудининой Л. В. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы о признании незаконным решения о удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, о признании незаконными действия об удержании начисляемой региональной социальной доплаты к пенсии, переплаченной региональной социальной доплаты к пенсии - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мосгорсуд в течение месяца с момента его изготовления.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ СПОРАМ:

Истец обратился в суд с требованиями о взыскании с ответчиков суммы необоснованно полученной пенсии в размере 221 776 руб. 29 коп., расходов на оплату государственной пошлины.В обоснование исковых требований истец указал, что Кокурин Юрий Констант.

Истец Волкова Н.Ф. обратилась в суд с названным иском к ответчику ДГИ г.Москвы. Указала, что в 1990 г. как работнику Строительного управления № ей были предоставлены для проживания комнаты № и № в общежитии по адресу: ******. 06.11.1990г. она была.

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2012 года

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Лотца [скрыто] на решение

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Лотца А.Ф., подержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Москвы Родина А.Г., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

17 ноября 2009 года Правительством Москвы принято постановление № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» (далее - постановление), которое было опубликовано в печатных

изданиях «Тверская, 13», 1 декабря 2009 года, № 143; «Вестник Мэра и Правительства Москвы», 1 декабря 2009 года, № 67, том 1.

Пунктом 2 постановления утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок).

Пунктом 4 постановления установлена с 1 января 2010 г. величина городского социального стандарта на уровне 10275 руб. для неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров, зарегистрированных в Москве по месту жительства.

Пунктом 5 постановления установлено, что назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии неработающих граждан, зарегистрированных в Москве по месту пребывания и получающих пенсию в городе Москве, производится в размерах и на условиях, установленных Порядком.

Лотц А.Ф. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4 и 5 постановления, ссылаясь на то, что в оспариваемых положениях идет речь об установлении социальной доплаты к пенсии для неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров, а также неработающих граждан, зарегистрированных в г. Москве по месту жительства либо месту пребывания, т.е. основанием для получения названной социальной выплаты в большем размере является факт регистрации по месту жительства или месту пребывания неработающего пенсионера в г. Москве, что противоречит Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и нарушает право заявителя на получение указанной доплаты, нарушает конституционные положения о недопустимости дискриминации граждан в зависимости от места жительства.

Решением Московского городского суда от 18 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Лотца А.Ф. отказано.

В кассационной жалобе Лотц А.Ф. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года№ 178-ФЗ государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Статьей 1 Закона города Москвы от 18 ноября 2009 года №7 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2010 год в размере 5790 рублей, на 2011 год в размере 6273 рублей, на 2012 год в размере 7137 рублей.

Из правового анализа указанных выше положений Федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию

государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счёт средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении её в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ Правительством Москвы принято постановление от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, установлена с 1 января 2010 года величина городского социального стандарта на уровне 10275 рублей для неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров, зарегистрированных в Москве по месту жительства, а также определено, что назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии неработающих граждан, зарегистрированных в Москве по месту пребывания и получающих пенсию в городе Москве, производится в размерах и на условиях, установленных Порядком.

Как усматривается из содержания оспариваемого акта, предусмотренные им региональные социальные доплаты, являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами. Финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы (пункт 6.2 постановления). Требования федерального закона об обеспечении выплат не ниже прожиточного минимума лицам, пребывающим и получающим пенсию на территории Москвы, соблюдены.

Рассматривая настоящее дело, суд проанализировал приведенные выше положения федерального и регионального законодательства, и пришел к правильному выводу об отсутствии противоречий оспариваемого постановления положениям федерального законодательства. При этом суд исходил из того, что субъект Российской Федерации, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты за счет собственных средств, вправе определять условия её предоставления и выплаты. Федеральное законодательство иных гарантий не содержит и иные обязательства на субъект не возлагает.

Включение в оспариваемое постановление требования о регистрации по месту жительства в городе Москве как необходимого условия выплаты региональной доплаты к пенсии в повышенном размере нормам действующего федерального законодательства не противоречит,

и прав заявителя не нарушает, поскольку как установлено судом, Лотц А.Ф. зарегистрирован в г. Москве по месту пребывания, в 2011 году

получает трудовую пенсию по старости в размере [скрыто] рублей и

региональную социальную доплату к пенсии, исходя прожиточного минимума в городе Москве, установленного статьей 1 Закона города Москвы от 18 ноября 2009 года № 7, что заявителем не оспаривалось.

Вопросы нарушения конституционных положений о недопустимости дискриминации по данному признаку оспариваемым актом и проверки нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации при наличии федерального закона, регулирующего данные правоотношения, отнесены к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и судам общей юрисдикции неподведомственны.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лотца А.Ф. - без удовлетворения.

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 11 мая 2017 г. по делу N 33-4387/2017

Судья: Шохонова Н.В.

Судья-докладчик: Николаева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Коваленко В.В., Малиновской А.Л.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть- (межрайонное) к Х. о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии в размере (данные изъяты) рубля, расходов по уплате государственной пошлины в размере (данные изъяты) рубля,

по апелляционной жалобе Х. на решение Аларского районного суда от Дата изъята,

В обоснование заявленных требований истец указал, что Дата изъята Х. обратилась за назначением пенсии по возрасту. При приеме заявления было разъяснено об обязанности сообщать о поступлении на работу, изменениях, влияющих на выплату пенсии, что следует из заявления.

В нарушение требований ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" Х. получала пенсию по возрасту и федеральную социальную доплату к пенсии и работала в МУП "Теплотехник" с Дата изъята по Дата изъята. В результате за указанный период образовалась переплата федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме (данные изъяты) руб.

В соответствии со ст. 28 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях", в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты в страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

На основании изложенного, со ссылкой на ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", истец просил суд взыскать с Х. федеральную социальную доплату к пенсии в размере (данные изъяты) рубля, расходы по уплате государственной пошлины в размере (данные изъяты) рубля.

Решением Аларского районного суда от Дата изъята исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть- (межрайонное) удовлетворены.

В апелляционной жалобе истец Х. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд при вынесении решения, после отмены решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом к ней требований по вновь открывшимся обстоятельствам, не исследовал доказательство ее недобросовестного поведения, которое бы могло повлечь возмещение ею полученной федеральной социальной доплаты к пенсии, а именно, почтовую ведомость о получении ею федеральной социальной доплаты к пенсии.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается отчетом об извещении с помощью SMS-сообщения и распиской. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата (далее по тексту - ФСД) к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи , не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Частью 10 названной статьи предусмотрено, что социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу части 12 данной статьи пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона , повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий , виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ФСД, предусмотрена действующим законодательством и не обусловлена наличием соответствующего разъяснения пенсионного органа. Поэтому на лицо, подпадающее под действие упомянутых нормативных правовых актов, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона , непонимание его норм не освобождает от ответственности за его нарушение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Управления ПФР (ГУ) в УОБО (межрайонное) с Дата изъята Х. назначена пенсия по старости. Решением пенсионного органа от Дата изъята Номер изъят ей установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

В период с Дата изъята по Дата изъята Х. работала в Муниципальном унитарном предприятии "Теплотехник" и в указанный период времени подлежала обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", о чем пенсионный орган не известила, однако за период с Дата изъята по Дата изъята согласно справке Управления ПФР (ГУ) в УОБО (межрайонное) от Дата изъята ею получена федеральная социальная доплата в сумме (данные изъяты) рублей.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Х. в нарушение требований закона в период работы в МУП "Теплотехник" получала федеральную социальную доплату к пенсии по возрасту, о поступлении на работу орган, осуществляющий пенсионное обеспечение не известила, вследствие чего образовалась переплата федеральной социальной доплаты к пенсии.

При этом суд отметил, что об обязанности извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии, прекращение ее выплаты Х. была извещена ответчиком при приеме от нее заявления о назначении пенсии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод жалобы Х. о том, что суд при вынесении решения не исследовал доказательство ее недобросовестного поведения, которое бы могло повлечь возмещение ею полученной федеральной социальной доплаты к пенсии, а именно, почтовую ведомость о получении ею федеральной социальной доплаты к пенсии, не влекут отмену решения суда, поскольку получение федеральной социальной доплаты к пенсии она в суде не оспаривала, кроме того, факт получения Х. федеральной социальной доплаты к пенсии за период с Дата изъята по Дата изъята, подтверждается также распечаткой SMS-уведомлений с номера Номер изъят на абонентский номер телефона Х.

Иные доводы апелляционной жалобы не указывают на обстоятельства, которые в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения суда, в связи с чем, решение суда, проверенное по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

решение Аларского районного суда от Дата изъята по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Читайте также: