Решения судов о перерасчете пенсии в украине


Кассационный административный суд в составе Верховного Суда рассмотрел образцовое дело о перерасчете пенсии бывшим работникам прокуратуры. Об этом сообщает пресс-служба ВС.

Суть спора

Территориальное управление Пенсионного фонда Украины отказало бывшему работнику прокуратуры в осуществлении перерасчета пенсии, ссылаясь на отсутствие нормативно-правовых актов о повышении заработной платы работникам органов прокуратуры.

Истец, который состоит на учете в территориальном органе Пенсионного фонда Украины и является пенсионером по выслуге лет, просил признать отказ департамента ПФУ противоправным, обязать произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 50-1 Закона Украины «О прокуратуре» (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии), в размере 90 процентов от суммы месячной заработной платы, указанной в справке областной прокуратуры, без ограничения ее максимального размера.

Спор возник, поскольку постоянные изменения пенсионного законодательства привели к тому, что бывшие работники прокуратуры фактически потеряли право на перерасчет пенсии. В частности, к этому привело делегирование Кабинету Министров Украины полномочия по установлению условий и порядка перерасчета назначенных пенсий работникам прокуратуры. Правительство в течение 2015—2019 годов не определило условий и порядка перерасчета пенсий работникам прокуратуры.

Вывод КАС ВС (решение от 14 сентября 2020 года по делу № 560/2120/20)

С 13 декабря 2019 года лица, которым пенсии назначены в соответствии с Законом Украины от 5 ноября 1991 года № 1789-ХII «О прокуратуре» или Законом от 14 октября 2014 года № 1697-VII «О прокуратуре», имеют право на перерасчет пенсии в связи с повышением заработной платы прокурорским работникам (в частности, на основании постановления Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 года № 657).

Верховный Суд указал: решением от 13 декабря 2019 года № 7-р (II)/2019 Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения части 20 статьи 86 Закона Украины от 14 октября 2014 года № 1697-VII «О прокуратуре» с изменениями, которыми предусмотрено, что условия и порядок перерасчета назначенных пенсий работникам прокуратуры определяются Кабинетом Министров Украины. Положение утратило силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого решения.

Следовательно, именно этим решением Конституционного Суда Украины обеспечено право истца на перерасчет пенсии.

Поэтому Суд считает незаконным подход ответчика к решению поднятого в заявлении истца вопроса.

Верховный Суд отмечает, что в этой ситуации истец имеет право на перерасчет его пенсии. Утверждение пенсионного органа о том факте, что для реализации пенсионерами права на перерасчет пенсии, определенного статьей 86 Закона «О прокуратуре» (в редакции, действующей с 13 декабря 2019 года), обязательным условием является принятие правительством нового постановления о повышении заработной платы прокурорским работникам, является ошибочным ввиду того, что на момент принятия Конституционным Судом Украины указанного решения уже существовала значительная разница в оплате труда действующих работников прокуратуры и размере заработных плат, из которых рассчитаны пенсии прокурорских пенсионеров. И такое неравенство должно устраняться Пенсионным фондом Украины путем безоговорочного (относительно даты принятия решения об увеличении заработка действующих работников прокуратуры) удовлетворения заявлений пенсионеров о перерасчете пенсии, поданных после 13 декабря 2019 года.

Кроме того, Суд обратил внимание, что постановление Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 года № 657 действует, а потому нет оснований для его неприменения. Такое решение правительства является решением о повышении заработной платы прокурорским работникам.

Решая вопрос о дате, с которой пенсионный орган обязан осуществить перерасчет пенсии истца, Суд отметил, что часть 20 статьи 86 закона Украины № 1697-VII, как уже отмечено выше, вступила в силу с 13 декабря 2019 года, следовательно, эффективным способом восстановления нарушенных прав истца является обязательство ответчика произвести перерасчет пенсии истца с этой даты.

Верховный Суд также разъяснил, что вопросы о процентном размере заработной платы для перерасчета пенсии и об ограничении пенсии максимальным размером являются производными и должны решаться после решения вопроса о наличии соответствующего права на перерасчет.

Поскольку судебной защите подлежат нарушенные права или интересы лица, а не те, что возможно/вероятно будут нарушены в будущем, в удовлетворении этих исковых требований как преждевременных Суд отказал.

Интересные консультации







Содержание:

Пенсионное обеспечение одна из основных гарантий государства в сфере социальной защиты населения. Сейчас по данным исследования ООН в мире около 9 % населения - люди пенсионного возраста, хотя тенденция свидетельствует о том, что вскоре мы получим отметку 20%. Эти данные не просто сухие цифры, ведь пенсионеры уже самостоятельно не могут денежно себя обеспечивать, а так это становится функцией государства. По финансовой поддержке первое место в списках занимают Нидерланды и Дания, а далее за ними следуют передовые страны Европы, такие как Швеция, Норвегия, Германия, а также кроме Европы, свое место в нише определили Канада, Австралия, Сингапур. Украины же не отличается высоким прогрессом в сфере пенсионного обеспечения, хотя делаем скидку на то, что у нас система постоянно реформируется и еще на этапе своего становления. Хотя, нередко в правовом поле возникают споры по поводу перерасчета пенсий, одно из последних социально важное судебное дело - дело по перерасчету пенсий военным в Украине.

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения

Граждане Украины, которые на военной службе, службе в органах МВД, Нацполиции, Службе судебной охраны, государственной пожарной службе, Государственной службе спецсвязи и защиты информации Украины, в органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции, Государственной уголовно-исполнительной службы получают пенсионное обеспечение согласно с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с военной службы, и некоторых других лиц». Этот законодательный акт реализовывает, гарантированное Конституцией Украины право на пенсионной обеспечение, при этом учитывает особенности для определенной категории людей, а именно военнослужащих.

Кроме того, Конституцией гарантировано право на достойную жизнь, что включает в себя достойное пенсионное обеспечение, путем утверждения пенсий не ниже прожиточного минимума, а также перерасчет пенсий при увеличении уровня денежного обеспечения. В том числе, предусмотрено предоставление государственных социальных гарантий, принятия на государственном уровне мер, направленных на социальную защиту населения.

Но кроме всего вышеперечисленного, Постановление Кабмина "О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц", которое было введено в действие от 01 марта 2018 года, сузило содержание и объем существующих прав и свобод, предусмотренных в Законе о военных пенсионерах. В связи с принятием нормативно-правового акта, который противоречит нормам Конституции, было вынесено решение Верховного Суда Украины по военным пенсионерам.

Перерасчет пенсии военным пенсионерам в 2018 году в Украине


01.03.2018 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 № 704 «О денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц», которым утвержден тарифную сетку разрядов и коэффициентов должностных окладов военнослужащих из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, офицерского состава (кроме военнослужащих срочной военной службы), лиц рядового и начальствующего состава. Соответственно, с 01.03.2018 произошло повышение размера денежного обеспечения военнослужащих.

Увеличение денежного обеспечения военнослужащих, является безусловным основанием для перерасчета пенсии. Поэтому всем военным пенсионерам с 01.01.2018 произведен перерасчет пенсии.

Ну вот на первый взгляд, все изменения идут только «на руку» пенсионерам, и размер пенсии должен увеличится, но соответствует ли это действительности?

А по факту, была утверждена тарифная сетка выплат через Постановление КМУ № 103 от 21.02.2018 «О перерасчете пенсий лицам, освобожденным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц», а именно:

  • с 01.01.2018 г. — 50 %;
  • с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 р. — 75 %;
  • с 01.01.2020 г. — 100 % суммы повышенной пенсии по состоянию на 01.03.2018 г.

По всей видимости, перерасчёт пенсии военным в 2018 году в Украине явно усугубил состояние пенсионного обеспечения. То есть, когда пенсия, допустим, была 100% в размере 2000 грн., а ее повысили до 3000 грн., но будут выплачивать только 50%, то фактически выходит 1500 грн., что значительно уменьшает размер социального гарантирования.

Также, Постановлением №103 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 13 февраля 2008 № 45 "Об утверждении Порядка проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с военной службы, и некоторых других лиц", в частности: в Порядке проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с военной службы, и некоторых других лиц", утвержденном Постановлением КМУ №45 - пункт 5 изложен в следующей редакции: "5. При перерасчете пенсий используются такие виды денежного обеспечения, как должностной оклад, оклад по воинскому (специальному) званию и процентная надбавка за выслугу лет на момент возникновения права на перерасчет пенсии по соответствующей или аналогичной должности и воинскому (специальному) званию". Дополнение № 2 к Порядку изложено в новой редакции, в которой отсутствуют такие составляющие денежного обеспечения, как ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премии.

Решение Верховного Суда Украины по военным пенсионерам

В связи с вышесказанным, Верховным Судом Украины было принято решение по делу связанному с перерасчетом пенсий в 2018 году. Верховный Суд Украины о пенсиях военнослужащих в своем решение принял сторону истца (военнослужащего), и признал это дело типичным, и это решение есть образцовым для других таких же дел.

Если Вам нужна индивидуальная консультация специалиста, воспользуйтесь услугой нашего портала “Протокол” “Тендер на юридическую услугу”.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения жалоб на решения о назначении, перерасчете, отказе в назначении, переводе с одного вида пенсии на другой, выплате пенсий (далее — решение), принятые главными управлениями Пенсионного фонда в районах и городах Украины (далее — органы, назначающие пенсии).

2. В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходит за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

3. Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально (далее — заявитель).

Обратите внимание, что подача жалобы в соответствии с настоящим Порядком не лишает заявителя права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством.

4. Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах подается соответственно в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — региональные органы ПФ Украины), на решение региональных органов Пенсионного фонда Украины — в Пенсионный фонд Украины и сопровождается документами, свидетельствующими о принятия неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

5. В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя
  • наименование органа ПФУ, которым принято решение
  • суть возбужденного требования
  • информация об обжаловании решения Пенсионного фонда в суде (в случае обжалования)

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты. Документы направляются в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично. В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Жалоба, оформленная без соблюдения требований, не дает возможности рассмотреть дело по существу, возвращается заявителю с обоснованиями не позднее 10 дней со дня получения.

6. Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионного фонда Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

7. В случае, если орган Пенсионного фонда направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка.

8. По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины относительно пенсионного обеспечения (далее — Комиссия), созданной при ПФУ или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Обратите внимание, что решение Комиссии носит рекомендательный характер.

9. Пенсионный фонд обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более 1 месяца со дня поступления жалобы на адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения жалобы может быть сокращен от установленного этим пунктом срока.

В случае, если последний день срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

10. Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения
  • удовлетворяет жалобу полностью или частично. В этом случае органу, который назначает пенсии, даются указания о надлежащих действиях

11. Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионного фонда лично.

12. Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу. В решении указываются:

  • фамилия и инициалы заявителя
  • дата и номер обжалуемого решения
  • дата принятия жалобы к рассмотрению
  • краткое изложение требований заявителя
  • сведения о предмете обжалования, в отношении которого составлена жалоба
  • перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы
  • результаты исследования материалов жалобы и доказательств, на которых основаны выводы должностного лица Пенсионного фонда Украины, которое рассматривало жалобу
  • ссылки на конкретные статьи и пункты законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу и вывод о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении требований заявителя

В решении также отмечается, что в случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в органе ПФУ высшего уровня (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке. Решение Пенсионного фонда Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в срок, предусмотренный законом.

В случае полного или частичного удовлетворения жалобы к решению даются распоряжения органа Пенсионного фонда Украины, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий. Решение после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) заявителю.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если оно вручено под расписку или направлено письмом в его адрес по месту жительства.

13. Отзыв жалобы производится по письменному заявлению заявителя.

14. Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению. Порядок использования информации предусмотрен Инструкцией о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию, в ПФУ и его органах, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.06.2002 №11-1, зарегистрированной в Министерстве юстиции 12.07.2002 за №583/6871 (с изменениями).

7 online консультации по “ Порядок рассмотрения жалоб на решения Пенсионного фонда ”

Бабушка переоформляет пенсию умершего деда на себя. Пенсионный фонд затягивает это дело и не хочет выплачивать деньги (остаток и дальнейшие начисления). Уже было много судов, по решениям которых должны все выплатить, но ПФ их не исполняет.

Сотрудник ПФ не засчитал рабочий стаж — ему не понравилась одна цифра в дате приёма на работу, сказал: «исправление». Хотя день трудоустройства совпадает с датой приказа о зачислении на работу и днём выдачи трудовой книжки (первое место работы). Восстановить документы через архивы не удалось, т.к. отсутствуют кадровые ведомости данного предприятия.

Здравствуйте. В Пенсионном Фонде отказывают в перерасчете пенсии, ссылаясь на отсутствие оснований. Как заставить чиновников дать письменный ответ, чтобы подать на ПФ в суд?

Консультация юриста

Чтобы обратиться с исковым заявлением в суд для увеличения размера пенсии нужно предварительно отправить в ПФУ требование пересчитать сумму пенсионных выплат. Это делается с помощью отправки заказного письма с уведомлением на адрес Пенсионного фонда вашего района. Согласно Закона Украины «Про звернення громадян» ответ должен быть предоставлен в срок 30 дней.

День добрый. Подскажите, в какие сроки я могу обжаловать в суде решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии? Буду очень благодарна за квалифицированную юридическую помощь!

Консультация юриста

Согласно нормам ч. 1, 2 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины иск против Пенсионного фонда может подаваться в шестимесячный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Вместе с тем, если истец пользовался досудебным порядком урегулирования спора (обжалование в ПФУ), то для обращения в админсуд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня получения решения на рассмотрение жалобы.

Спасибо за полезную информацию для пенсионеров. Иногда добиться от ПФ вразумительного ответа о перерасчёте выплат бывает очень сложно.

Украинские власти обделили бывших военнослужащих — перерасчет их пенсий отложили на 2019 год. После пенсионной реформы они получают в среднем столько же, сколько и гражданские лица — 2 600 грн.

И это несмотря на то, что еще в августе 2017 года Кабмин пытался решить эту проблему при помощи постановления №704, которым увеличил в объеме пенсионных выплат долю должностного оклада и оклада по воинскому званию — с 15% до 60%. Соответственно, доля остальных надбавок была сокращена до 40%, уточняет UBR.ua. Поскольку сумма пенсии утверждается в привязке к размеру основного оклада, практически полмиллиона военнослужащих на заслуженном отдыхе смогли бы ежемесячно получать в среднем 4600 грн.

Но вот незадача: за два дня до наступления 2018 года правительство вдруг отозвало собственное постановление, и заморозило до лучших времен. По уже привычной причине — из-за нехватки средств: после перерасчета потребуются дополнительные 35 млрд грн, которых в госбюджете-2018 просто нет.

"Однако мы провели подсчет в департаменте финансов Минобороны и пришли к выводу, что это неправда. Если учесть, что каждый военный платит страховые взносы в Пенсионный фонд и что при этом сами министерства от разных ведомств тоже платят взносы, то окажется, что этой суммы вполне достаточно, чтобы провести перерасчет пенсий", — заверил заместитель председателя Всеукраинского союза общественных объединений участников боевых действий, антитеррористической операции, ветеранов военной службы и правоохранительных органов Владимир Маковецкий.

На защиту военных встал небольшой депутатский корпус, который инициировал "Проект Постановления о некоторых вопросах пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".

Однако военные еще могут пожалеть, что радели за новый документ. Как стало известно UBR.ua, альтернативный законопроект усложнит получение новой пенсии. Например, сейчас за 20 лет выслуги назначается пенсия в размере 50% от основного дохода, а за каждый следующий год прибавляется еще 3% надбавки. А по новому законопроекту, 50% от оклада можно будет получить на 5 лет позже, — за 25 лет выслуги. А надбавка за каждый следующий год работы снижается до 1%.

"Но нынешним пенсионерам можно не волноваться. Когда принималась пенсионная реформа, была так называемая "поправка Людмилы Денисовой". Согласно ней, если после перерасчета пенсий соответствующие выплаты сократятся, то сумму выплат оставят прежней. То есть меньше получать никто не будет", — заверил народный депутат Александр Кирш.

Пока чиновники оправдываются за отзыв пресловутого постановления №704 и пишут новые документы, настырные пенсионеры отстаивают свои права в суде. Ведь документ действовал с августа по декабрь 2017 год, хотя Пенсионный фонд и не провел по нему ожидаемый перерасчет.

И самое интересное в этой истории, что суды низших инстанций уже выносят решения в пользу людей, и, похоже, тяжба дойдет до Верховного суда. А, как известно, если ВСУ выдаст правовую позицию в пользу пенсионеров, то обяжет Пенсионный фонд в приказном порядке пересчитать выплаты людям. В таком контексте решение можно будет применять не только к лицам, победившим в суде, но и ко всем остальным пенсионерам.

Ранее в Кабмине объяснили, на что могут рассчитывать украинцы пенсионного возраста без права на пенсию. Как сообщает Урядовый портал, временную помощь получат те граждане, которые уже достигли пенсионного возраста, но имеют менее 15 лет страхового стажа, то есть не заработали свою пенсию.

Напомним, п ремьер-министр Владимир Гройсман объявил, у кого в Украине будут самые высокие пенсии. А глава Пенсионного фонда Украины Алексей Зарудный заявил, что максимальный размер пенсий в Украине с 1 января 2018 года вырос до 13,8 тыс. грн.

В свое время Рева заявил, что повышение пенсий затронет не всех, а если на похороны пенсии не хватит – то это проблема детей.

Ранее "Вести" писали о том, как в Украине скопить на пенсию: три варианта. Альтернатива пенсии от государства или ее дополнение - это накопления при помощи страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и банков. Мы рассмотрели риски и преимущества.

Если вы имеете право на повышение к пенсии, однако органы Пенсионного фонда Украины отказывают вам в перерасчете ваших пенсионных выплат с учетом этого повышения, единственный способ, которым можно защитить свои нарушенные права – это обращение в суд с соответствующим административным иском.

Нашими клиентами чаще всего являются военные пенсионеры, которые получают пенсию на основании ЗУ "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", а также другие пенсионеры, которые получают пенсию по ЗУ "О государственной службе", ЗУ" О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", ЗУ "О пенсионном обеспечении" и другим законам.

Учитывая наш успешный опыт в видении таких дел, мы настоятельно рекомендуем вам защищать ваше право на справедливую пенсию в суде.

ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ мы помогаем в следующих направлениях:

Обязываем Главное управление Пенсионного фонда Украины пересчитать и выплатить пенсию с учётом всех надбавок и доплат, начиная с 01.04.2019 - пенсия повышается от 40% до 100%;

Обязываем Главное управление Пенсионного фонда Украины перечислить и выплатить пенсию в размере 71-90% денежного обеспечения с учетом 100% повышение , начиная с 01.01.2018 - пенсия повышается до 20%;

Обязываем военкомат или МВД выдать новую справку о размере денежного обеспечения для перерасчета пенсии с обязательным указанием в ней всех надбавок, повышений, доплат и премии на основании которой Пенсионный фонд должен пересчитать пенсию;

Перерасчет денежного довольствия военнослужащих с учетом прожиточного минимума для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.2020, на основании чего денежное обеспечение и пенсия увеличиваются на 20%

Обязываем Главное управление Пенсионного фонда Украины выплачивать пенсию без ограничения максимального размера десятью прожиточными минимумами;

Обжалование отказа в назначении льготной пенсии по Списку №1 и Списку №2, а также пенсии по выслуге лет (медработники, учителя, гражданская авиация и др.);

Возобновление выплаты пенсии переселенцам и жителям оккупированных территорий и взыскание задолженности за время остановки выплаты;

Пенсия для лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (ЧАЭС);

Обжалование отказа пенсионного фонда в назначении или перерасчете пенсии по другим основаниям;

Обжалование отказа в назначении и переводе на пенсию госслужащих;

УСПЕШНЫЙ ОПЫТ в данной категории дел позволяет нам достигать максимально положительного результата для наших клиентов.

Мы можем ГАРАНТИРОВАТЬ, что Вы не пожалеете, обратившись к нам!

Адвокатское бюро "Ивана Хомича" предлагает различные формы оплаты услуг, в том числе и оплату ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

В условиях ограничений, связанных с карантином, консультация адвоката, заказ услуги, подписание договора и дальнейшее сотрудничество с нами может происходить для вас полностью дистанционно при использовании современных средств связи и приложений.

КАК ПРОИСХОДИТ СОТРУДНИЧЕСТВО С НАМИ:

Вы звоните нам по телефону, заполняете форму заявки с контактными данными либо пишете нам в ОНЛАЙН чате.

Наш специалист связывается с вами и записывает вас на бесплатную ОНЛАЙН консультацию с адвокатом (Skype, Viber, Telegram, Messenger или по телефону). Также Вы можете приехать к нам в офис на личную встречу с адвокатом

После принятия вами решения работать с нами мы дистанционно заключаем договор: предварительно согласовав условия договора, высылаем его вам на ближайшее отделение Новой почты. Вы подписываете наш экземпляр и отправляете обратно за наш счёт.

Вы оплачиваете наши услуги онлайн или в отделении банка.

И все это происходит максимально дистанционно. Никто из нас не нарушает правил карантина.

ВАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА:

Пока большинство ждет окончания карантина, вы действуете и гарантированно получите положительный результат - ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИИ и компенсацию с 01.01.2018.

Ваше дело в суде будет рассмотрено быстрее других, ведь суды работают и в условиях карантина занимаются делами, которые проходят в письменном производстве без вызова сторон, к которым и относятся пенсионные споры.

У нас действует 100% гарантия возврата средств, если вы не получите положительного результата.

Мы предоставляем услугу«под ключ» - до момента получения на вашу банковскую карточку пересчитанной пенсии.

Мы работаем по всей территории Украины. Не важно, где вы проживаете: во Львове, Одессе или Харькове, мы поможем пересчитать вашу пенсию.

Вашим делом будут заниматься профессиональные адвокаты с многолетним опытом в пенсионных спорах.

Расходы на услуги нашего Адвокатского бюро по решению суда могут быть взысканы в вашу пользу с ответчика.

Если вы готовы действовать и увеличить размер своей пенсии, но вас останавливает карантин, то это предложение именно для вас, поэтому не медлите, будьте впереди, позвоните нам или оставьте ваш контактный номер телефона любым удобным для Вас способом.

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ - перейдя по этим ссылкам на судебные решения по нашим делам, вы можете сами убедиться во всем выше написанном:

Читайте также: