Семейные при начислении пенсии

Очень многие женщины, да и мужчины тоже, которые осуществляли уход за ребенком не могут понять, как рассчитываются баллы за детей, которые включаются в страховую часть нашей пенсии. Мои подписчицы задают этот вопрос через одну, поэтому я решила заострить на этом моменте Ваше внимание.

Ситуации у каждого сугубо индивидуальные, поэтому баллы за детей всегда стоит рассчитать и проверить, увеличат ли они размер Вашей пенсии.

Я расскажу на собственном примере, чтобы было понятно. Период с 01.01.2002 года я не рассматриваю, так как согласно закона для расчета пенсионных баллов используется только индексированная сумма страховых взносов, которая делится на стоимость пенсионного балла и количество месяцев дожития.

Итак, я обратилась за пенсией 15 мая 2015 года , когда уже начал свое действие 400ФЗ.

Мой стаж начался 16 мая 1985 года после обучения в институте. Учеба в институте составляла 5,5 лет, и по старому закону включалась в стаж, если после неё непосредственно началась трудовая деятельность. Но это обстоятельство для меня имеет значение только в случае расчета страховой части моей пенсии по п.4 статьи 30 173ФЗ, где при имеющемся ограничении максимального размера пенсии суммой в 555,96 мой общий стаж до 01.01.2002 года с учетом института и работы в районе Крайнего Севера составляет почти 29 лет. Для валоризации по 4. пункту заработанный стаж составляет, соответственно, одиннадцать полных лет. Имеющиеся глупейшие и экономически необоснованные ограничения 173го закона поставили крест на моем стаже, так же, как у многих, честно работавших в СССР. Поэтому расчет страховой части мне выгоднее делать по третьему пункту, где стаж учитывается в календарном порядке, и учеба в этот стаж не входит.

Во время учебы в институте я родила первого сына. Поскольку это событие произошло до начала моей трудовой деятельности, то мне за полные полтора года ухода за ребенком (независимо от того, работала я или нет) добавили 2,7 балла. То есть согласно п.12 статьи 15 400 ФЗ , за первого ребенка мне учли полные 1,5 года ухода, умножив их на баллы, причитающие за полный календарный год за первого ребенка в размере 1,8.

1,8 * 1,5 = 2,7 балла. Хоть что-то за время учебы я получила от нашего щедрого государства.

Со вторым ребенком уже посложнее, и это именно то, что не могут понять многие пенсионеры. Вторая дочка родилась, когда я уже работала на заводе, поэтому понятно, что я была в декретном отпуске 42 дня до и 42 дня после её рождения. Причем эти 42 дня, если помните, считались из расчета 6 дней в неделю. Фактически для семидневной недели семь недель декрета календарно составляют 49 дней или 1 месяц и 19 дней . Поэтому нестраховой период учитывается уже не полными полутора годами, а полтора года минус количество календарных дней декретного отпуска после рождения ребенка. У меня этот период использован полностью и составил 1 год 4 месяца 11 дней.

Полтора полных года согласно принятой методике подсчета стажа превращаются в дни, где год - это 360 дней, месяц - 30 дней (в том числе и февраль). То есть полтора года составят

Мой период ухода за ребенком: 360 + 120 + 11 = 491 дней.

Период ухода за вторым ребенком учитывается уже в размере 3,6 балла за полный календарный год. То есть за полтора года были бы начислены 5,4 балла в случае, если Вы не были бы в декретном отпуске.

Поэтому сначала мы вычисляем какую часть от полутора лет составил нестраховой период, то есть делим фактические дни на 540.

И уже эту величину умножаем на 5,4. У меня в результате ПФР учел 4,86 балла за второго ребенка. А ведь на самом деле получается-то 4,91, только вот сегодня подсчитала, то есть ПФ каждый месяц у меня потихоньку ворует по 4,65. Вроде бы сумма маленькая, но получается, что за время получения пенсии у меня втихаря стащили примерно 300 рублей.

Теперь надо разобраться, как мне выгоднее подсчитать. Включать ли детей баллами или использовать весь стаж, как страховой?

С первым ребенком всё понятно. Поскольку я в то время училась, то хоть 2,7 балла, но добавлены в расчет.

А вот второй ребенок требует двух расчетов.

Мой стаж в календарном порядке до 2002 года составляет 16 лет 1 месяц и 15 дней, что в днях составит 5 805 дней. 20 лет страхового стажа для женщин составляют 7200 дней.

Считаем так, как подсчитал ПФР: (1671*0,55*1,2) - 450 = 652,86 - это расчетная пенсия. Вышла я досрочно, поэтому период дожития мне поставили 252 месяца, а не 228 как всем нормальным людям.

Поэтому ПК до 2002 года для меня рассчитан так:

652,86 * 252 = 164 520,72.

Индексация на конец 2014 года - 5,6148165, мой процент валоризации - 15 (10%- всем, 5% за 5 лет с 1986 по 1990 год включительно), для простоты расчета применять будем не проценты, а коэффициент валоризации 1,15, который точно так же увеличит наш ПК на 15%.

Итак: 164520,72 * 1,15 * 5,6148165 = 1 062 316,70.

Но поскольку мой стаж получается как бы неполным, несмотря на то, что своё право на досрочный выход на страховую пенсию я приобрела до 2002 года в полном объёме, поэтому мой многострадальный ПК уменьшается:

5805/7200 = 0,80625 *1062316,70 = 856 492,84.

Поделив эту величину на стоимость пенсионного балла 64,1 на 2014 год,
и на период дожития получаем всего 53,023 пенсионных балла.

856492,84/64,1/252 = 53,023 (баллы считаются до третьего знака с округлением по правилам математики). Прибавив 2,7 баллов за первого ребенка, получим величину 55,723.

Теперь рассчитаем то же самое, но уберем из стажа уход за вторым ребенком и заменим его баллами.

Из общего стажа надо будет убрать рассчитанные ранее 489 дней: 5805-489 = 5 316. В результате ПК уменьшится уже, исходя из соотношения 5316/7200 = 0,7383, и будет рассчитан с учетом этого понижающего коэффициента:

1 062 316,70* 0,7383 = 784 343,83, что в баллах составит 48,557. Добавляем к полученному результату баллы за первого и второго детей:

В результате учета второго ребенка баллами, мой ИПК получается выше на 0,391 балла. Это на сегодня составляет 36 рублей. Небольшие, но деньги. Остальные баллы страховой части моей пенсии с 2002 года уже считались, исходя из уплаченных и проиндексированных страховых взносов, которые точно также разделили на 64,1 и 252.

Отвечу на вопрос, почему я убрала из стажа период ухода за вторым ребенком и добавила баллы за этот период, если в законе сказано, что эти периоды входят в стаж. Так вот, эти периоды входят в стаж для определения ПРАВА на пенсию , то есть входят в льготный стаж, в общий страховой, чтобы можно было определить на какой вид пенсионного обеспечения может рассчитывать гражданин России по достижении определенного законом возраста. Если все условия по возрасту, наличию общего страхового стажа, а сегодня ещё это звучит, как наличию определенного количества пенсионных баллов, то рассчитывается страховая пенсия, если чего-то не хватает, назначается так называемая социальная (ранее называвшаяся минимальной). Если пенсионер продолжает трудиться и добирает необходимое количество баллов для расчета страховой пенсии, то ему будет сделан перерасчет по изменившимся обстоятельствам.

А теперь ситуация, когда убирать из стажа для расчета ПК до 2002 года детей невыгодно. Предположим, я начала бы работать с 01.12.1981 года и проработала до 2002 года, прервавшись два раза на рождение и уход за детьми. В случае не исключения этих периодов, общего календарного стажа получится 20 лет 1 месяц, что составляет полный стаж для женщин. И применяться понижающий коэффициент уже не будет. Валоризация составит 19% за 9 лет стажа до 1991 года. А если "детей" убрать из стажа, то он окажется неполным, то есть из 7200 дней будут вычтены два раза по 491 дню, что составит 6218 дней и будет применяться уже понижающий коэффициент 0,8636 ( 8018/7200).

Не исключая "детей" мы получим:

ПК = ((1671*0,55*1,2)-450)*252*5,6148165*1,19 = 1 099 266,85, а в баллах

1 099 266,85/64,1/252 = 68,053

Исключив "детей" из стажа, получаем следующий результат:

ПК = ((1671*0,55*1,2)-450)*252*5,6148165*1,19 = 1 099 266,85* 0,8636 = 949326,85, что в баллах даст 58,770, к которым добавляем 2,7*0,90926 и 5,4*0,90926, то есть 6,456 балла за двух детей, и получаем результат 65,226 балла, что в результате уменьшает размер страховой части пенсии.

Такая вот занимательная математика закона.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Зачем справка о зарплате супруга при начислении пенсии. Зависит ли размер пенсии от семейного положения пенсионера.



Справка о заработной плате супруга для начисления пенсии другому супругу не нужна. Доходы второго супруга на пенсию первого (и наоборот) не повлияют. См. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С другой стороны если речь идет о доплатах малоимущим, то будут учитывать все доходы супругов.


--- Здравствуйте, на основании Федерального закона "О страховых пенсиях", N 400-ФЗ от 28.12.2013, справка нужна в обязательном порядке за любые 60 месяцев (5 лет), данные сведения нужны для оценки пенсионных прав, это влияет на размер пенсии. Удачи Вам и всего хорошего.


Размер Вашей пенсии, не зависит от заработной платы Вашего супруга.

Поэтому, можете не предоставлять данную справку, она ни на что не влияет.

Документы у Вас обязаны принять.

Назначение и выплата пенсии по возрасту, производится согласно положениям действующего закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».


размер пенсии, согласно статьи 30 ФЗ №173-ФЗ зависит от заработной платы вашей за 2000-2001 г. либо за пять лет подряд до 01.01.2002 г. страхового стажа и суммы страховых взносов после 2002 г., заработная плата мужа на размер вашей пенсии не влияет, но возможно у вас решается вопрос о назначении надбавки на детей после 18 лет и необходимо решить вопрос нахождении их на иждивении. Вам необходимо потребовать разъяснение от специалистов пенсионного фонда о необходимости предоставления справки мужа.


Назначение и выплата пенсии производится согласно положениям действующего закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Зарплата мужа на размер Вашей пенсии не влияет. Но к пенсии может быть доплата на иждивенцев. Уточните необходимость справки с места работы мужа в ПФР.


Зависит ли размер пенсии? Спасибо.


---Здравствуйте, вопрос стоит уточнить. Или Вы можете обратиться лично к юристу, и вам подготовим консультацию или составим документ, на платной основе, на основании "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) ГК РФ Статья 779.


Размер пенсии зависит от трудового стажа, размера заработной платы, от возраста, а также и от некоторых других факторов.


Зависит ли размер пенсии по инвалидности 3 группы от трудового стажа и размера за работающего человека?


"Формула для расчета этого вида пенсии такова (п. 2 ст. 15 Закона N 173-ФЗ):

Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК / (Т x К) + Б,

где: ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на четыре месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.


При наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания пенсия устанавливается на общих основаниях. В остальных случаях необходим трудовой стаж.


Зависит ли размер пенсии по инвалидности второй группы от размера заработной платы по бывшему месту работы.


Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/ (Т х К) + Б, где

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2012 году он составляет 216 месяцев, начиная с 2013 года – 228 месяцев;

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.


Забота об оставшихся без внимания родителей детях свойственна любому цивилизованному обществу. В России сиротские приюты существовали со времен Петра I.

Но создание общественного учреждения, пусть и специализированного, укомплектованного штатом профессиональных педагогов не позволяет заменить ребенку семью. Дает слабые результаты социализации в обществе.

Именно поэтому основным направлением в социальной политике, касающейся сирот и детей, которых родители оставили без своей заботы, является создание «приемных семей» – формы социального устройства ребенка на воспитание без оформления усыновления и перевода деятельности людей, решивших посвятит себя воспитанию приемных детей, на профессиональную основу.

Что такое профессиональная приемная семья?


Понятия «профессиональная» по отношению к термину «приемная семья» в действующем Российском законодательстве не содержится.

Есть целый раздел в основном законодательном акте, касающемся брачно-семейных отношений – Семейном кодексе РФ. Проблеме приемной семьи посвящена целая глава – 21 кодекса.

Понятие «профессиональная» отличается от понятия «любительская», если так можно выразиться в отношении деятельности по воспитанию человека, по единственному критерию – возмездности выполнения обязанности родителя.

Иными словами – приемный родитель получает за то, что принял ребенка на воспитание, вознаграждение. Пользуется целым рядом льгот, гарантированных государством за выполнение этой социально значимой роботы.


Для многих людей, не сумевших либо не желающих реализовать себя в сфере наемного труда на производстве или госслужбе, приемные родители – это работа и основной способ получения дохода.

Работа приемными родителями поощряется в виде оплаты, установленной за выполнение функции родителя, льгот, особого порядка исчисления страхового/трудового стажа, имеющего значение при начислении пенсии.

Трудовой стаж приемных родителей


По действующему законодательству трудовой стаж начисляется в случае заключения работником трудового договора с работодателем. Все отношения регулируются Трудовым кодексом РФ.

Договор о приемной семье к разряду трудовых не относится. По своей правовой сущности он является гражданско-правовым – на выполнение услуг (ст. 783 ГК РФ).

Услуг пусть специфических, но не являющихся по своей природе выполнением работы на условиях работодателя (то есть – найма). Труд приемного родителя по договору не подчиняется условиям внутреннего распорядка предприятия, установленного работодателем, не нормирован. Запись о выполнении функций воспитателя не вносится в трудовую книжку. Тем не менее, огорчаться по этому поводу не стоит.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Страховой стаж и как начисляется обычная пенсия


В отличие от трудового страховой стаж – это периоды времени, в течение которых лицо производило отчисления в фонды социального страхования, в частности – Пенсионный фонд (ПФ РФ).

Из указанных взносов (отчислений) впоследствии формируется пенсия.

При этом следует помнить, что собственно трудовой стаж приемного родителя, который необходим для начисления пенсии, отражается в трудовой книжке, соразмерно ему происходит определение размера пенсии.

А вот в отношении лиц, заключивших гражданско-правовые договоры (приемным родителям), пенсия начисляется с учетом ФЗ №167-фз от 15.12.2001. При начислении работники пенсионного фонда руководствуются не собственно договором, заключенным приемным родителем с администрацией муниципального образования, на территории которого организована приемная семья и из бюджета которой осуществляются выплаты по договору. Перечисления в пенсионный фонд производит все та же администрация (на условиях договора).

Страховой стаж


Никто не обязывает приемного родителя, заключившего договор, все 100% времени посвящать воспитанию детей.

У него сохраняется право на нормальное трудоустройство и выработку требуемого по закону минимального трудового стажа для начисления трудовой пенсии.

Но зачастую забота о детях поглощает чрезмерно много времени. На иную трудовую деятельность просто не остается сил. В этом случае затраты сил и энергии не пропадают даром.

Достигнув пенсионного возраста (для женщин, принявших на воспитание ребенка-инвалида или 3 и более приемных детей, установлен льготный пенсионный возраст – 50 лет), такой приемный родитель может надеяться на получение нормальной пенсии, которая будет начислена ему на основании указанного выше федерального закона, исходя из размера пенсионных взносов. Разумеется, чем больше принято детей на воспитание – тем больше размер отчислений (в ПФ). Закономерно – больше размер пенсии.

Особенности заключения договора о приемной семье


Одной из особенностей договора о приемной семье является качественность выполнения обязанностей.

Не секрет, что многие приемные родители либо не справляются со своими обязанностями, либо злоупотребляют своим положением.

Некоторые нерационально используют денежные средства, которые государство выделяет на нужды приемных детей. Гораздо реже приемные родители совершают в отношении своих приемных детей административные правонарушения или уголовные преступления.

Органы/попечительства внимательно отслеживают судьбу детей, которые переданы в семьи. Как только возникает сомнение в добросовестности приемного родителя (семьи), ставится вопрос о расторжении договора.

В этих случаях существенное значение имеет то, по каким обстоятельствам расторгается договор, а дети возвращаются в детское учреждение (детский дом, дом малютки) или передаются в другую приемную семью.

Если будет доказано, что причины неисполнения родительских обязанностей были не уважительными: (болезнь, преклонный возраст, инвалидность, изменение семейных обстоятельств), но явились следствием злоупотребления своим положением, тем более – совершения в отношении ребенка правонарушения (преступления), приемный родитель лишается права на воспитание ребенка.

Приемный родитель также обязан выплатить все полученные денежные средства за весь период, когда он халатно относился к воспитанию детей (ребенка). Это же относится и к возмещению страховых выплат в ПФ.

Пенсия

Как уже отмечалось, пенсия приемных родителей складывается из двух составляющих:

  1. собственно трудового стажа и страховых отчислений, которые осуществлял работодатель по трудовым договорам;
  2. страховых отчислений на основании гражданско-правового договора.

При этом продолжительность собственно трудового стажа существенной роли не играет.

Главное, чтобы за весь период действия договора о приемной семье производились отчисления в ПФ.

Для индексации пенсии приемным родителям со льготами могут учитываться:

  • работа в особых условиях (вредное производство, районы Крайнего Севера);
  • принятие на воспитание ребенка-инвалида;
  • принятие на воспитание 3-х и более воспитанников.

В этих случаях действуют льготы по пенсионному возрасту или иные, установленные трудовым, пенсионным, семейным законодательством.

Государство, заботясь о судьбе сирот и брошенных родителями детей, постепенно совершенствует законодательство в сфере создания приемных семей – альтернативы детским домам. В этих целях оно повышает размер выплат за выполнение функции приемного родителя, количество льгот, которые распространяются на детей и на их приемных родителей. Не обходят стороной и новеллы пенсионного обеспечения, которые появляются параллельно изменениям пенсионного законодательства РФ.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: