Снижение возраста начисления надбавки к пенсии

Краткое содержание:


Хорошая новость пришла из стен Государственной думы России. Депутаты от ЛДПР Ярослав Евгеньевич Нилов, Игорь Владимирович Лебедев, Борис Романович Пайкин и Дмитрий Александрович Свищев, совместно с сенатором Сергеем Дмитриевичем Леоновым внесли в Государственную думу законопроект, который предлагает начислять надбавку к пенсии российским пенсионерам не с 80-ти лет, а с 75-ти. О данной инициативе российским СМИ сообщила пресс-служба господина Я.Е.Нилова. Подробнее >>>

Законопроект № 961691-7


Как мы все знаем, в соответствии с ныне действующим законодательством, нашим пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, выплачивается надбавка к пенсии в размере 100% фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Пояснительная записка к законопроекту №961691-7

Авторы данной инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что людей, достигших 75-летнего возраста, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит к лицам старческого возраста. Лица 75 лет уже практически все имеет хронические заболевания и во многих странах мира им выплачивают дополнительные выплаты и предоставляются более значительные меры социальной поддержки.

В пояснительной записки также отмечается, что в настоящее время уже накоплены финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц, достигших 75-летия.

В случае принятия вышеуказанного законопроекта, данный закон вступит в силу уже с 1 января 2021 года.



Пенсии в России и в других странах мира


Как мы видим, Россия занимает не завидное место в вышеуказанной таблице и нам до других стран в плане пенсионного обеспечения надо ещё расти и расти! И как мы все знаем, чтобы увеличить размер пенсий в нашей стране власти ничего лучше не придумали как пенсионную реформу, основанную на повышении пенсионного возраста в России, которая по моему личному мнению, с треском провалилась. То есть, как обычно. ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА!

А что же на счёт пенсионного обеспечения в других странах?

Самые развитые системы пенсионного обеспечения граждан имеются в следующих странах мира:



Что влияет на уровень жизни пожилых людей


Мнение автора

Конечно же будет хорошо, если примут данный закон. Но, было бы ещё лучше, если дополнительные выплаты к пенсии осуществлялись бы и с более раннего возраста. Например, с 65 лет или хотя бы с 70.

Многие сейчас мне скажут: "Ишь, губу раскатала!"

А почему раскатала? У наших пенсионеров болячек МНОГО, лекарства и лечение - ДОРОГОЕ, а жить-то им хочется. И хочется жить, чтобы не думать что купить - лекарства или хлеба.

Да, и возраст выхода на пенсию надо вернуть прежний! Для женщин - 55 лет, а для мужчин - 60 лет! Возможностей для пополнения российского бюджета предостаточно! Надо только захотеть нашим властям использовать эти возможности.

Желаю всем счастья, любви и добра.

С нетерпением жду комментариев. Заранее благодарна за них и за уважительное отношение к своим оппонентам.

Депутаты от фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, в рамках которого предлагается снизить возраст начисления надбавки к страховой пенсии. Соавторами проекта выступили вице-спикер Игорь Лебедев, депутаты Ярослав Нилов, Борис Пайкин и Дмитрий Свищёв, а также сенатор Сергей Леонов.

Согласно новому проекту, право на повышенную фиксированную доплату к страховой пенсии должно появляться у граждан после достижения 75 лет.

В текущем же законе право на установление повышения пенсии в размере 100% фиксированной выплаты предоставляется лицам, достигшим возраста 80 лет. С 1 января 2020 года размер фиксированной доплаты к страховой пенсии по старости составляет 5686 рублей 25 копеек, в 2021 году он составит 6044 рубля 48 копеек.

Как пояснили авторы инициативы, Всемирная организация здравоохранения относит людей, достигших возраста 75 лет, к лицам старческого возраста.

«Данная классификация опирается на особенности организма человека, на его анатомические и физиологические особенности. Такой же классификации граждан по возрасту придерживаются и геронтологи», — сообщают авторы проекта.

В пояснительной записке отмечается, что специалисты в области геронтологии указывают, что именно после 75 лет резко повышается риск развития старческой астении, которая сопровождается снижением физической и функциональной активности, что приводит к утрате способности к самообслуживанию.

Также авторы указывают на то, что лица, достигшие 75 лет, в силу своего преклонного возраста не могут самостоятельно без поддержки государства повысить уровень своего дохода, а размер получаемых ими пенсий недостаточен для удовлетворения насущных потребностей, связанных с возрастом.

«Принятие законопроекта позволит обеспечить более достойный уровень жизни лицам, достигшим возраста 75 лет», — сказано в пояснительной записке.

Отметим, что ранее, в апреле, правительство не поддержало соответствующий проект ввиду отсутствия «достаточных обоснований необходимости предлагаемых изменений».

В актуальном документе депутаты отмечают, что в настоящее время накоплены финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц, достигших возраста 75 лет.

В финансово-экономическом обосновании к проекту сказано, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в 2021 году в размере около 326 млрд рублей.

Источником исполнения новых видов расходных обязательств могут быть средства Фонда национального благосостояния, объясняют авторы законопроекта.

Вступление в силу указанного федерального закона предполагается с 1 января 2021 года.

Первый зампред комитета Совета Федерации по соцполитике, председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский в беседе с RT подчеркнул, что для осуществления подобных выплат потребуются серьёзные бюджетные расходы.

«Я с пониманием отношусь к этой инициативе, но, на мой взгляд, она не пройдёт… Если говорить о тех мерах, которые могли бы помочь пенсионерам в данной ситуации, это, безусловно, какие-то разовые выплаты, которые позволили бы компенсировать дополнительные расходы, которые могли возникнуть и возникли у пенсионеров в период самоизоляции».

По его словам, в нынешних условиях инициатива не очень реалистична. Похожую мысль высказала RT член комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

«Правительство очень непросто соглашается на любое изменение федерального бюджета. А это дополнительный трансфер из федерального бюджета в Пенсионный фонд России. Под этим основанием, скорее всего, от правительства может поступить отрицательный отзыв», — сказала она.

Напомним, 23 мая Нилов заявил, что перспектива снижения пенсионного возраста в России маловероятна, так как его повышение позволило государству сэкономить значительные средства. Вместе с этим парламентарий предположил, что в случае роста безработицы вместо снижения пенсионного возраста может проводиться политика точечной поддержки наиболее пострадавших отраслей.

Ранее, 18 мая, в Министерстве труда и социальной защиты сообщили, что в России увеличится срок выплаты пенсионных накоплений. В ведомстве отметили, что это не затронет тех граждан, которые уже получают пенсию. Изменения распространяются только на новых пенсионеров. При этом изменившийся расчёт коснется чуть более 1% людей, которым в 2020 году назначат накопительную пенсию.








В России предложили начислять надбавку к пенсии с 75 лет. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях», который закрепляет данную инициативу, был внесен в Госдуму 25 мая 2020 года.


Его авторами выступили глава парламентского комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов, вице-спикер Игорь Лебедев, депутаты Борис Пайкин и Дмитрий Свищев, а также сенатор Сергей Леонов. Текст документа размещен на портале системы обеспечения законодательной деятельности.

Что за законопроект о начислении надбавки к пенсии с 75 лет?

Авторы нового законопроекта предлагают внести поправки в федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На сегодняшний день россиянам, достигшим 80 лет, выплачивают надбавку в размере 100% фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Проект предлагает внести изменения в законодательство, согласно которым право на установление повышения в размере 100% фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости предоставляется пенсионерам, достигшим возраста 75 лет.

В пояснительной записке к документу говорится, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит людей в возрасте от 75 лет к лицам старческого возраста. Такая классификация основывается на особенностях человеческого организма. Аналогичные критерии применяют геронтологи (специалисты, изучающие биологические, социальные и психологические аспекты старения человека).

По мнению последних, после достижения 75-летнего возраста у людей резко повышается риск развития старческой астении (ассоциированный с возрастом синдром, основными клиническими проявления которого являются снижение физической и функциональной активности, а также слабость). В свою очередь, это сопровождается снижением физической и функциональной активности, способствует развитию зависимости от посторонней помощи и утрате способности к самообслуживанию, ухудшает прогноз состояния здоровья и др. Кроме того, практически все пенсионеры в возрасте от 75 лет уже имеют хронические заболевания.


Авторы законопроекта отмечают, что люди этого возраста получают различные доплаты и меры социальной поддержки во многих странах мира. Также они напоминают, что пенсионеры преклонного возраста не могут сами, без поддержки государства, повысить уровень своего дохода.

Сколько предлагается платить пенсионерам и откуда брать деньги?

«В настоящее время накоплены финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц, достигших возраста 75 лет», — говорится в пояснительной записке

Выплаты предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета. Если поправки примут, они могут вступить в силу с 1 января 2021 года. По данным авторов документа, на сегодняшний день в России насчитывается около 4,5 млн россиян в возрасте от 75 до 80 лет. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2021 году составит 6 044,48 рублей. А значит, реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в размере около 326 401,9 млн рублей. Их предлагается взять из средств Фонда национального благосостояния.


Прожиточный минимум пенсионера на 2021 год для целей определения размера минимальной пенсии власти регионов должны утвердить до 15 сентября 2020 года.

К этому их обязывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.12.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Таблицу с данными по всем регионам мы традиционно опубликуем в начале следующего года.

В этом материале рассмотрим вопрос назначения доплаты к пенсии на примере одного региона. ОПФР Курской области на днях опубликовало материал, в котором приведены два примера расчета доплаты, один из которых вызвал у нас недоумение.

ПМП, ФСД и РСД

Для начала немного теории. Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

До недавнего времени для неработающих пенсионеров ПМП представлял собой размер минимальной пенсии.

Однако в 2019 году ситуация поменялась, причем задним числом.

Изменение правил для ФСД и РСД в 2019

Многие пенсионеры жаловались, что январская индексация на 7,05 % почему-то обошла их стороной – и без того маленькая пенсия не выросла ни на копейку. Причина этого явления вполне вписывалась в рамки тогдашнего законодательства.

ПФР индексирует маленькую пенсию, но она все равно оказывается меньше ПМП. В этом случае ее доводят до размера ПМП. Наступает следующий год, пенсию вновь индексируют, а она снова не дотягивает до ПМП. Ее вновь доводят до размера ПМП. И если ПМП из года в год повышается незначительно, а то и вовсе не повышается, пенсионер никакой прибавки не получает.

Поднялась шумиха в СМИ. В дело вмешался Президент Владимир Путин.

В послании Федеральному собранию он заявил, что индексация пенсий должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионера.

Путин потребовал немедленно восстановить справедливость. Оперативно были приняты поправки в Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».

В частности, статью 12.1 вышеназванного закона дополнили частью 8.2, которая гласит, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией в текущем году, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размер пенсии без учета индексации, произведенной в текущем году.

Также добавили часть 8.3, согласно которой при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины ПМП, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается пенсия с учетом их индексации, произведенной в предыдущем году.

То есть сначала старый (прошлогодний) размер пенсии сравнивают с прожиточным минимумом, определяют разницу (социальную доплату), а потом уже индексируют пенсию. В итоге пенсионер получает проиндексированную пенсию и социальную доплату.

В 2018 году (на начало 2019 года) пенсия была 7 000, а ПМП в регионе — 8 600. Поэтому в 2019 году сначала надо высчитать ФСД. Она составит 1 600 (8 600 — 7 000).

Затем пенсию индексируют до 7 493,50 (7 000 * 1,0705).

Потом проиндексированную пенсию суммируют с ФСД и получается 9 093,50 (7 493,50 + 1 600). Это на 493,50 (то есть на размер индексации) больше, чем по старому способу. Все, как говорил Владимир Путин.

ФСД и РСД в 2020 году

Наступает 2020 год. Пенсионеры с маленькой пенсией снова возмущены – после индексации на 6,6 % прибавка составила 1 рубль.

Снова поднимается шумиха в СМИ. Пишут про пенсионерку, которая свою рублевую прибавку отправила в Кремль, заплатив за отправку письма 81 рубль.

Между тем такая маленькая прибавка объясняется незначительным ростом ПМП.

В 2019 году (на начало 2020 года) пенсия была 7 493,50.

ПФР высчитывает ФСД, вычитая пенсию из ПМП.

ПМП в 2020 году в регионе точно такой же, как и в 2019, и как и в 2018 — 8 600.

ФСД = 8 600 — 7 493,50 = 1 106,50 руб.

Проиндексированная пенсия = 7 988,07 (7 493,50 * 1,066).

Итого пенсия в 2020 году 7 988,07 + 1 106,50 = 9 094,57 руб.

А в 2019 году пенсия была 9 093,50 руб.

То есть пенсионер получил прибавку в размере 1 руб. 07 коп.

Справедливости ради отметим, что если бы в 2019 году методика расчета ФСД не поменялась, то маленькая пенсия пенсионеров в 2020 году была бы еще меньше – 8 600 руб., а 9 094,57.

Подробно про алгоритм расчета доплаты в 2020 году мы писали ранее.

ФСД в 2021 году

Не за горами 2021 год. ОПФР по Курской области объявило размер ПМП на 2021 год – он составит 8 678 руб.

Уточним, в 2018, 2019 и 2020 году ПМП в регионе составлял 8 600 руб. То есть теперь спустя 3 года он вырос на 78 рублей. На столько подорожала жизнь для пенсионеров в Курской области.

Размер индексации тоже известен: в 2021 году он составит 6,3 %. Значит без труда можно посчитать размер пенсии с учетом доплаты бедным пенсионерам в 2021 году.

На сайте ПФР приводится два примера такого расчета.


Пример №1 вопросов не вызывает. Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 - 7 411 = 1 189

Индексация в 2020 году

7 411 * 106,6% = 7 900

Пенсия в 2020 году (всего)

7 900 + 1 189 = 9 089

ФСД в 2021 году

(8 678 – 7 900) = 778

Индексация в 2021 году

7 900 * 106,3 % = 8 397,70

Пенсия в 2021 году (всего)

8 397,70 + 778 = 9 175,70

Из таблицы видно, что в 2021 году пенсионер №1 получит пенсию на 86,70 руб. больше, чем в 2020 году.

Пример №2 вызывает вопросы.


По мнению ПФР, пенсионер №2 в 2021 году утратит право на доплату к пенсии, так как его проиндексированная пенсия превышает ПМП. Однако, как было сказано выше, по закону №178-ФЗ сравнивать ПМП нужно не с новой, проиндексированной пенсией, а со старой, прошлогодней. Она у этого пенсионера до ПМП не дотягивает, а значит доплата человеку положена и ПФР ошибочно полагает, что такое право утрачено.

Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Сумма по расчетам ПФР

Сумма по нашим расчетам

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 – 7 786 = 814

8 600 – 7 786 = 814

Индексация в 2020 году

7 786 * 106,6% = 8 300

7 786 * 106,6% = 8 300

Пенсия в 2020 году (всего)

8 300 + 814 = 9 114

8 300 + 814 = 9 114

ФСД в 2021 году

8 678 – 8 300 = 378

Индексация в 2021 году

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

Пенсия в 2021 году (всего)

8 822,90 + 0 = 8 822,90

8 822,90 + 378 = 9 200,90

Как следует из таблицы, по нашим расчетам пенсионер №2 в 2021 году получит пенсию на 86,90 руб. больше, чем в 2020 году.

Если же опираться на расчеты из примера, которые приводит ПФР, то данный гражданин в 2021 году получит на 291,10 руб. меньше, чем в 2020 году.

Вот тебе и индексация пенсии. Что это за повышение такое, после которого размер пенсии уменьшается?

Между тем часть 8 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ гласит, что при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины ПМП в регионе общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.

Напомним, ранее Счетная палата вывила ряд ошибок, которые ПФР допускал при расчете и индексации пенсий.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

18 сентября 2019 13:53

Перерасчет размера пенсии – это изменение размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого начислены (уплачены) страховые взносы на страховую пенсию, и в связи с другими обстоятельствами.

Многие пенсионеры после выхода на пенсию продолжают работать. В этом случае работодатели начисляют (уплачивают) за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, с учетом которых органы ПФР производят перерасчет размера страховой пенсии.

Перерасчет размера пенсии может носить беззаявительный характер и может быть сделан по заявлению гражданина

Перерасчет размера страховой пенсии без заявления

Перерасчет размера страховой пенсии без заявления производится работающим пенсионерам и неработающим - через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента.

Работающим пенсионерам перерасчет производится с учетом страховых взносов, которые работодатель начислил и уплатил за него в Пенсионный фонд России, и которые не учтены:

  • при назначении страховой пенсии по старости;
  • при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • при назначении страховой пенсии по инвалидности;
  • при переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности;
  • при предыдущем перерасчете.

В этих случаях перерасчет размера страховой пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда России в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года.

Перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.

Законодательством установлены максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента, которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии. Это значение зависит от того, формируются ли у пенсионера пенсионные накопления или нет, - не свыше 3,0 – для пенсионеров, у которых в соответствующем году пенсионные накопления не формируются.

Кроме того, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до ее назначения, которые влекут увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования заявления.

Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случаях:

  • достижения пенсионером возраста 80 лет. Применяется только к страховой пенсии по старости. Достижение возраста 80 лет позволяет установить размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере;
  • изменения группы инвалидности. Применяется как к страховой пенсии по старости, так и к страховой пенсии по инвалидности. При этом повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости предусмотрена для инвалидов I группы.

Подчеркнем, что пенсия работающих пенсионеров будет ежегодно расти не только за счет увеличения стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты, но и по результату ежегодного августовского перерасчета.

Перерасчет средств пенсионных накоплений

Гражданам, продолжающим работать после назначения выплаты в виде накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты, или за которых после назначения таких выплат продолжают поступать в рамках Программы государственного софинансирования пенсий дополнительные взносы на формирование пенсионных накоплений, перерасчет производится 1 августа каждого года в беззаявительном порядке.

Перерасчет происходит исходя из:

  • результатов инвестирования пенсионных накоплений гражданина;
  • суммы поступлений, которые не были учтены при назначении срочной пенсионной выплаты или выплаты накопительной пенсии или предыдущей корректировке.

Перерасчет размера страховой пенсии по заявлению

Заявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения осуществляется в случае:

  • изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. При появлении нетрудоспособных иждивенцев устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности (учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев);
  • проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях);
  • приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностяхи (или) страхового стажа. Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или по инвалидности;
  • изменения категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенную фиксированную выплату

Перерасчет размера фиксированной выплаты будет произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление со всеми необходимыми для такого перерасчета документами.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов

Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды – когда гражданин, как правило, не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся: уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.

Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды, определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии. При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру - приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии - пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Отметим, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера, которое ему (или его представителю) необходимо подать в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии (то есть по месту нахождения выплатного дела пенсионера).

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР . Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.

Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:

  • наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
  • наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.

Социальные доплаты к пенсии позволяют поднять их доход до уровня прожиточного минимума пенсионера. Но вот уже несколько лет подряд ходит слух, что их отменят. В этом материале разбирается понятие социальной доплаты, основания для ее отмены и помощь юриста в Москве в решении вопроса.

  1. Что такое социальная доплата
  2. Кому положена социальная доплата
  3. Когда устанавливается соцдоплата
  4. На какой срок устанавливается выплата
  5. Отменят ли доплату с 2019 года
  6. Сумма доплаты

Что такое социальная доплата

Под понятием социальной доплаты понимается сумма, ежемесячно начисляемая пенсионеру для поднятия его дохода до уровня прожиточного минимума пенсионера в случае, если назначенное пенсионное содержание не достигает установленного в регионе уровня прожиточного минимума.

Говоря же более простым языком, это доплата до социального минимума, который обеспечит минимальную выживаемость пенсионера. Она образована разницей между установленным в регионе проживания прожиточным минимумом для пенсионеров (ПМП) и той суммой, которая фактически назначена гражданину в виде ежемесячного пенсионного содержания.

Кому положена социальная доплата

Вполне естественно, что социальная доплата к пенсии положена далеко не всем. На ее получение могут претендовать:

  • не работающие пенсионеры;
  • малоимущие граждане (то есть с суммой ежемесячного содержания ниже ПМП);
  • постоянно проживающие на территории России.

При назначении соцдоплаты не может учитываться социальная поддержка в натуральной форме. Однако ее денежный эквивалент вполне попадает под понятие дохода, а потому если ЕДВ и НСУ в сумме с пенсией превышают ПМП, то доплата не производится.

Также пенсионеру откажут в доплате, если у него есть иные источники дохода. Например, если он осуществляет предпринимательскую деятельность, либо получает доход от профессиональной деятельности без получения предпринимательского патента (то есть является самозанятым).

Но под доход не попадают дивиденды по ценным бумагам или процент по банковским вкладам. Вообще, любой пассивный доход пенсионера не является поводом к отказу в начислении социальной доплаты.

К юристу за содействием обратился москвич С. Пенсионер пожаловался на неправомерный отказ в социальной доплате не основании того, что он получает дивиденды от деятельности фирмы, учредителем которой он является. Адвокат пояснил, что если отсутствует трудовой или гражданско-правовой договор, решение о лишении соцдоплаты является неправомерным и может быть оспорено в досудебном или судебном порядке.

Когда устанавливается соцдоплата

Социальная доплата неработающим пенсионерам может быть установлена с 1 числа месяца, который следует за датой обращения с соответствующим заявлением. Причем речь идет именно об обращении, а не о принятии решения по заявлению.

То есть, чтобы получить гарантированную государством доплату, пенсионеру придется известить об этом компетентный орган. Если же заявления от гражданина не поступило, то ему никаких доплат производится, не будет.

Исключение из правила составляет лишь доплата в адрес детей инвалидов и детей, не достигших 18-летнего возраста и получающих страховую пенсию по потере кормильца. Им соцдоплата назначается в беззаявительном порядке.

На какой срок устанавливается выплата

Социальная доплата устанавливается на весь срок, пока пенсионер в ней нуждается. То есть ее будут выплачивать вплоть до того момента, пока по тем или иным причинам доход пенсионера не превысит установленный прожиточный минимум пенсионера.

В ближайшем обозримом будущем пенсионер может лишиться дополнительной выплаты только в 3 случаях.

  1. Если он трудоустроится – это автоматически отменяет право на получение соцдоплаты, и даже индексации пенсионного содержания.
  2. Если он оформит предпринимательский патент, зарегистрируется в качестве самозанятого.
  3. Если пенсия вырастет вследствие индексации.

С учетом значительного роста суммы пенсионного содержания вследствие индексации свыше прогнозируемого уровня инфляции 3-ий вариант уже не кажется маловероятным. Ведь в иных случаях доплату назначали пенсионерам, разница между пенсией которых и уровнем ПМП составляла несколько рублей. Учитывая, что власти планируют индексировать пенсии значительными темпами вплоть до 2024 года, многие пенсионеры должны выйти из-за черты бедности, что и отменит соцдоплаты в их адрес.

Отменят ли доплату с 2019 года

Социальные доплаты к пенсии в 2019 году и позднее не отменят. Для этого придется изменить не только действующее пенсионное законодательство страны, но и саму Конституцию РФ, в ст. 7 п. 1 которой говорится:

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

Поскольку проживание за чертой бедности нельзя назвать достойной жизнью гражданина России на территории России, право на пенсию на уровне не ниже ПМП закреплено конституционно.

Сумма доплаты

Согласно законодательству, каждый регион самостоятельно определяет прожиточный минимум соответствующим законодательным актом. И разброс по регионам довольно существенный. Так, пенсионеры Тамбовской области – самые «бедные», поскольку ПМП в этом регионе на 2019 год составляет всего 7 811 руб.

А вот в числе самых «богатых» Москва со своими 12 115 руб. не входит – на первом месте Чукотский Автономный округ, где ПМП установлен в сумме 19 000 руб. Еще несколько регионов также имеют ПМП в пятизначном выражении.

Однако следует сказать, что существует 2 разновидности доплаты – федеральная и региональная. Первая используется только в случае, если размер социальной доплаты к пенсии на региональном уровне не повышает доход гражданина до среднего ПМП по стране.

На 2019 год в среднем по России ПМП установлен в сумме 8 846 руб. Размер определен 459-ФЗ, принятым 29 ноября 2018 года. Следовательно, тамбовские пенсионеры и жители многих других регионов будут получать именно такую сумму.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже

Читайте также: