Справка на перерасчет пенсии украина

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 апреля 2014 16:38

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.*

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.**

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;

-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

*Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения»

**Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Получение справок о денежном обеспечении для перерасчёта пенсий лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц

Перерасчет ранее назначенных согласно Закону Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц” (далее – Закон) пенсий проводится в случае принятия решения Кабинетом Министров Украины об изменении размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения для соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по Закону (далее – лица), или в связи с введением для них новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством.

На основании указанного решения Кабинета Министров Украины Минобороны, МВД, Мининфраструктуры, СБУ, Служба внешней разведки, ДПС, Управления государственной охраны, Администрация Госспецсвязи, Администрация Госпогранслужбы, ГПтС, ДСНС (далее – государственные органы) сообщают в пятидневный срок Пенсионному фонду Украина об основаниях перерасчета пенсий военнослужащим.

Пенсионный фонд Украины сообщает в пятидневный срок с момента поступления информации от государственных органов своим главным управлением в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе (далее – главные управления Пенсионного фонда Украины) об основаниях для проведения перерасчета пенсий и о необходимости подготовки списков лиц, пенсии которых подлежат перерасчету (далее – списки).

Адвокат по пенсионным вопросам

Консультация юриста по пенсии (067) 503 05 30 или (050) 406 65 36

Главные управления Пенсионного фонда Украины составляют в десятидневный срок с момента поступления указанной информации списки и подают их органам, которые уполномочены решениями руководителей государственных органов выдавать справки о размере денежного обеспечения для перерасчета пенсии.

На основании списков уполномоченные органы готовят для перерасчета пенсии справки о размере денежного обеспечения каждого лица, указанного в списке (далее – справка) и в месячный срок подают их главным управлением Пенсионного фонда Украины.
Справки выдаются государственным органом, с которым лица были освобождены со службы.
Перерасчет пенсии осуществляется на момент возникновения такого права и проводится в сроки, предусмотренные частями второй и третьей статьи 51 Закона. Если в результате перерасчета размер уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.
Для перерасчета пенсий денежное обеспечение учитывается в размере, установленном по соответствующей должности (должностям), в пределах определенной законодательством максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование с учетом его видов, определенных Законом.

Образец справки о денежном обеспечении


Согласно Решение Конституционного Суда Украины от 13 мая 2015 года по делу № 4-рп / 2015 положения первого предложения части третьей статьи 63 Закона Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц” от 9 апреля 1992 № 2262 -ХИИ с последующими изменениями, согласно которым “все назначенные по настоящему Закону пенсии подлежат перерасчету в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по этому Закону, или в н “связи с введением для указанных категорий лиц новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством”, в аспекте затронутых в конституционном обращении вопросов необходимо понимать так, что в установленных исключительно законами Украины новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, на основании введения которых все положенные по этому закону пенсии подлежат перерасчету, принадлежащие надбавки, доплаты, повышения.

Указанный порядок перерасчета ранее назначенных пенсий военнослужащим и выдачи справок о денежном обеспечении для перерасчета пенсий утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.02.2008 г.. № 45.
Согласно ст.63 Закона Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц” перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по этому Закону и членам их семей в связи с введением в действие этого Закона производится по документам, у пенсионном деле, а также дополнительными документами, представленными пенсионерами на время перерасчета.

Если пенсионер впоследствии подаст дополнительные документы, которые дают право на дальнейшее повышение пенсии, то пенсия пересчитывается по нормам этого Закона.

Итак, Закон предоставляет возможность пенсионеру самостоятельно предоставить справку о размере денежного обеспечения, в случае ее получения, в орган Пенсионного фонда для перерасчета пенсии.

В случае отказа уполномоченного органа в выдаче справки о размере денежного обеспечения для перерасчета пенсии, то пенсионер имеет право обжаловать в судебном порядке соответствующие действия (бездействие) уполномоченного органа в суд и в данном случае просить суд обязать уполномоченный орган выполнить требования Порядка проведения перерасчетов пенсий , назначенных в соответствии с Законом Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц”, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.02.2008 г.. № 45.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".


Многие люди пенсионного возраста, проживающие в нашей стране, испытывают недостаток средств – далеко не всем из них хватает тех выплат от государства, которые они заработали своим стажем. В связи с этим (хотя тому могут быть и другие причины) немало представителей этой категории населения устраиваются на работу, чтобы иметь дополнительный доход. Пенсия работающим пенсионерам полагается – ее не перестают выплачивать из-за того, что человек трудоустроен. И даже в этом случае не всегда можно назвать завидным его материальное положение, поэтому государство периодически старается помочь этому слою населения финансово, насколько это возможно в условиях экономического состояния страны.

Содержание:

  • Что такое индексация пенсий в Украине?
  • Как и когда повысят выплаты?
  • Откуда деньги на индексацию?
  • Кто может рассчитывать на индексацию пенсий?
  • Кого не касается индексация?
  • Пенсия работающим пенсионерам
  • Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам
  • Когда подавать документы на перерасчет?
  • На сколько выросли выплаты?
  • Как пересчитывали?
  • Работать официально или нет?
  • Обещанная тысяча

Что такое индексация пенсий в Украине?

Законодательно установлено, что она представляет собой процесс изменения финансовых доходов граждан в сторону увеличения, благодаря которому частично либо в полном объеме удается возместить повышение цен на услуги и товары. Индексация производится на основании увеличения ИПЦ (индекса потребительских цен) хотя бы до 101%. На примере это выглядит так. Если выплаты в марте составляют 1,5 тыс. грн., а ИПЦ в этом же месяце составило 100%, то при повышении последнего в апреле до 103,3% целесообразно произведение индексации в связи с превышением порога до 2,3%.

Как и когда повысят выплаты?

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам в 2020 году в Украине был сделан в апреле, что было осуществлено без соответствующего заявления от них. При его произведении учитывался страховой стаж человека, который он имел за весь период, включая февраль 2020 года. В среднем выплаты увеличились на 180 грн. 80 коп., а количество человек, получивших такую прибавку, составило 357,1 тыс.

Что касается минимальных пенсионных выплат по возрасту, то с июля 2020 года они увеличились до 1712 грн. Еще одно их повышение планируется на 1 декабря 2020 года, когда они должны составить 1769 грн.

Помимо этого, планируется увеличить их размеры для лиц, имеющих стаж, превышающий тот, который требуется для начисления выплат:

  • Для мужчин – более 35 лет;
  • Для женщин – более 30 лет.

В данном случае лицам пенсионного возраста будет полагаться надбавка, составляющая 1% от минимальной суммы за каждый год, который человек отработал после выхода на пенсию по возрасту. С 1 июля 2020 года данная сумма составляет 17,12 грн.

Как только ПФУ предупредил о том, что планируется увеличение пенсионных выплат в среднем на 11%, возникло немало разнотолков этой новости. Многие украинцы такой прибавки так и не дождались, и это стало серьезным поводом для возмущения. Представители организации поясняют, что таковая не касается минимальных сумм выплат – она начисляется в зависимости от средней зарплаты, на основании которой формировался размер пенсионных начислений.

Откуда деньги на индексацию?

Представители Офиса президента отвечают на этот вопрос. Они сообщают, что финансы для этого взяты из госбюджета за счет сокращения неэффективных расходов и увеличения его дефицита.

  • Что касается первого пути, индексация пенсии работающим пенсионерам (и другим категориям) будет производиться за счет того, что будут сокращаться неэффективные расходы с последующим перераспределением средств. Коснуться этот процесс может госпредприятий, доходов финансовых госучреждений, уменьшения высоких заработных плат и т. д.;
  • По словам представителей Офиса президента, страна может себе позволить увеличить дефицит бюджета, поскольку он планировался с учетом такового в 2% при том, что такое планирование было ориентировано на экономический рост в 3,5%. Финансирование же его правительство планирует осуществлять прежде всего заимствованием – во Всемирном банке, МВФ, Еврокомиссии.

Кто может рассчитывать на индексацию пенсий?

Количество этих людей немалое. Отдельным решением стала индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году в Украине, которая была произведена в апреле. В мае этого же года произошло повышение пенсионных выплат для других категорий их получателей:

  • В связи с потерей кормильца;
  • По инвалидности;
  • По возрасту;
  • По выслуге лет.

Согласно статистике, индексироваться будут суммы, получаемые 10,2 млн украинцев. В среднем надбавка составляет 260 грн.

Кого не касается индексация?

Основанием для нее является Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Если же пенсионные выплаты начислены в соответствие с другими законодательно-нормативными документами, осуществлена она не будет.

Таким образом, надбавок не следует ожидать следующим категориям граждан:

  • Тем, кто получает социальные выплаты – лицам, не имеющим страхового стажа, позволяющего претендовать на минимальную пенсию;
  • Государственные служащие;
  • Индексация пенсий работающим пенсионерам в Украине в мае 2020 года произведена не была, поэтому они тоже в этом списке. Напомним, она была осуществлена в апреле 2020 года;
  • Помощники народных депутатов;
  • Научные сотрудники;
  • Люди, которым выплаты были назначены в 2019, 2020 годах;
  • Лица, получающие максимальные суммы выплат, пожизненное содержание либо специальные пенсии.

Не индексируются пенсии в таких случаях:

  • Если они начислены с учетом абз. 1 ч. 1 ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании;
  • Если речь идет о дополнительных пенсионных выплатах, компенсациях, надбавках, прочих доплатах, устанавливаемых в соответствие с прожиточным минимумом.

Пенсия работающим пенсионерам

Правоотношения в области пенсионного страхования регламентируются Законом Украины №1058 от 09.07.2003 г. «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Повышение пенсии работающим пенсионерам производится на основании него же. Так, ч. 4 ст. 42 данного Закона установлено, что, если застрахованный гражданин продолжает работать после выхода на пенсию, последняя пересчитывается с учетом минимум 24 месяцев страхового стажа после ее начисления либо последнего перерасчета. Если у застрахованного лица имеется страховой стаж менее указанного периода, он осуществляется не раньше, чем спустя 2 года после начисления пенсионных выплат либо последнего перерасчета.

Ежегодно Пенсионным фондом производится перерасчет пенсий работающим пенсионерам, Украина – страна, в которой он выполняется без предварительного обращения граждан. Это делается автоматически с 1 апреля для пенсионеров, которые по состоянию на 1 марта текущего года имеют на это право. В ч. 1 ст. 40 обозначенного Закона указано, что делается это на самых выгодных для лица условиях.

Порядок, по которому осуществляется перерасчет суммы пенсий, регулируется Пенсионным фондом и согласовывается с центральным органом исполнительной власти. Что касается расчета страхового стажа, являющегося основанием для перерасчета сумм выплат, он выполняется не раньше дня, который следует за днем, включающимся в период, по который он начислен.

Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам


Закон предполагает и такую возможность, и для ее использования граждане должны самостоятельно обратиться в соответствующую инстанцию, заявив о своем желании, чтобы сумму выплат пересчитали.

Имеют на нее право такие категории граждан:

  • Пересчитать их могут работающим ныне пенсионерам. Единожды в два года они вправе обратиться в Пенсионный фонд, чтобы пересчитать размер выплат с учетом увеличения отработанного стажа. Ранее людям нужно было самостоятельно обращаться с таким заявлением в соответствующие органы, но с 2018 года ситуация изменилась в лучшую для них сторону. Перерасчет пенсии работающим пенсионерам в Украине по новому Закону выполняется автоматически. Каждый год Пенсионный фонд с 1 апреля производит эту процедуру для всех, кто имеет на нее право, даже если человек не изъявил сам желания на это;
  • Воспользоваться такой возможностью могут граждане, желающие сменить один вид пенсионных выплат на другой. В нашей стране существуют две основных их разновидности – спецпенсии, начисляемые в соответствие со специальными законами, и трудовые пенсии, рассчитываемые на основании стажа. Правительство всячески старается сделать так, чтобы как можно больше людей переходило на второй вариант. С этой целью государство проводит реформы, по возможности повышает суммы, пересчитывает их на максимально выгодных для граждан условиях, тогда как в сфере спецпенсий особых изменений уже давно не происходит. В частности, пенсия работающим пенсионерам в Украине выплачивается без ограничений, тогда как для спецпенсий они остались;
  • Граждане, желающие добавить стаж, который не был исчислен при назначении выплат. Нередки ситуации, когда человек по каким-либо причинам не смог своевременно предоставить документы, подтверждающие, что он в течение определенного времени был трудоустроен на том или ином предприятии. Если у него появилась такая возможность, он вправе это сделать, и тогда соответствующие инстанции должны внести коррективы, пересчитать сумму выплат. Кроме того, Законодательство Украины позволяет докупить стаж. По мнению экспертов, это оптимальный вариант для тех, кому недостает нескольких месяцев такового, чтобы иметь право на начисление пенсионных выплат. Кроме того, неработающим и незастрахованным гражданам разрешено оплачивать сумму в размере 44%, взятых от минимальной зарплаты ежемесячно, чтобы купить страховой стаж. В случае приобретения такового данным способом за прошедшие годы сумма таких взносов остается неизменной;
  • Лица, которые могут претендовать на увеличение пенсионной суммы на основании повышения на работе, получения надбавок и т. д.

Когда подавать документы на перерасчет?

В их список входит заявление, а также дополнительная документация – о размере заработка, стажа и т. д. Говоря о том, как сделать перерасчет пенсии работающему пенсионеру, подавать документы следует в случае, если человек желает, чтобы ему сделали индивидуальный перерасчет, и выполнить это можно в любое время. Но не следует откладывать надолго этот процесс, если вы хотите, чтобы механизм был побыстрее запущен. Связано это с тем, что он производится с 1 числа месяца, если человек обратился с таким заявлением до 15 числа текущего месяца. Если подать заявление по прошествии 15 числа, он будет выполнен с 1 числа следующего месяца.

Учтите, что Пенсионный фонд может потребовать дополнительные документы, которые придется принести позже, и тогда именно дата их подачи будет считаться датой обращения в инстанцию.

Перерасчет пенсии при увольнении работающего пенсионера в Украине является законодательно регулируемой процедурой. Согласно нормам пенсионной реформы, выполняют его после увольнения лица, беря за основу прожиточный минимум, являющийся актуальным на данный момент.

На сколько выросли выплаты?

Во многом это зависит от того, какими они были изначально. Например, средний их размер составляет два минимальных размера, максимальный – порядка пяти средних. Во многих случаях с учетом перерасчета прибавка составляла менее 100 грн. Для таких ситуаций был разработан механизм, согласно которому для достижения хотя бы этой суммы были предусмотрены различные доплаты и надбавки.

Таким образом, повышение пересчитанной пенсии произошло на следующие суммы:

  • 100 грн. – у 45% чел.;
  • 100-400 грн. – у 37,9% чел.;
  • 400-500 грн. – 6,1% чел.;
  • 500-700 грн. – 5,6% чел.;
  • 700-1000 грн. – 3,1% чел.;
  • Свыше 1000 грн. – 2,3% чел.

Как пересчитывали?

В мае 2020 года лица пенсионного возраста стали получать проиндексированные выплаты, но работающих из их числа это не коснулось, а перерасчет последних осуществлялся с использованием коэффициента повышения значения среднего размера заработной платы, составляющего 1,11. Это обозначено в постановлении правительства №251 от 01.04.2020 г. При этом, отмечается, что индексация производится не по отношению ко всей пенсионной сумме. Существует формула выполнения перерасчета пенсии, о которой речь пойдет чуть ниже. Индексируется лишь одна ее составляющая – значение средней заработной платы, из которой выплачиваются страховые взносы.

Используется следующая формула перерасчета пенсии работающим пенсионерам – П = Зс х Кзп х Кс. В ней значения расшифровываются так:

  • П – сумма пенсионных выплат, исчисляемая в грн.;
  • Зс – средний показатель заработной платы в стране, который брался за основу при первоначальном начислении пенсионных выплат;
  • Кзп – это аббревиатура коэффициента заработной платы;
  • Кс – обозначает коэффициент стажа.

Когда производится перерасчет, Зс остается неизменным, сохраняя значение, которое было изначально, когда человеку назначалась пенсия.

На перерасчет пенсии работающим пенсионерам обычно не влияет Кзп, поскольку в нынешних условиях этот показатель, как правило, не увеличивается. В связи с этим его чаще производят с учетом увеличенного Кс.

В свою очередь, он рассчитывается по следующей формуле – Кс = Cr х 0,0135. В ней под Cr подразумевается пенсионный стаж, который обозначается в годах.

Работать официально или нет?

Увеличение рабочего стажа, следовательно, повышение за счет этого пенсионных выплат – основной аргумент в пользу официального трудоустройства. Но ежемесячно из доходов высчитывается 15%, тогда как за каждые 2 года стажа сумма пенсии возрастает примерно на 5%. Кроме того, не исключены отпуска за свой счет, работа по неполному трудовому графику, а это значит, что 2 календарных года не равно 2 годам стажа.

Это и есть главная причина тому, что многие выбирают неофициальное трудоустройство, не обязывающее и без того не богатых (в большинстве своем) пенсионеров производить взносы в государственные фонды. Тем более, что выплата пенсии работающим пенсионерам от этого не отменяется.

Обещанная тысяча

Еще в марте новость о ней облетела страну, когда президент Владимир Зеленский в своем видеообращении анонсировал готовность выплатить по 1 тыс. грн. в качестве надбавке пенсионерам, пенсии которых составляют менее 5 тыс. грн. Глава государства заявил, что правительство намерено начать этот процесс уже с 1 апреля.

Позже сообщалось, что такая единовременная помощь будет зачислена на счета не позже 24 апреля, а выплачена не позднее 25 июня 2020 года. По состоянию на август этого года большинство из тех, кому была обещана 1 тыс. грн., ее получили.

В России также обсуждается вопрос возврата индексации на выплаты работающим пенсионерам. Внесение такого законопроекта в Госдуму, по мнению экспертов, должно помочь в том, чтобы россияне стремились работать легально, а не искали неофициальное трудоустройство.

Пенсия работающим пенсионерам выплачивается в нашей стране своевременно, но ее получатели были бы далеко не против, если бы она регулярно увеличивалась.

Пенсия в Украине представляет собой ежемесячные выплаты человеку, утратившему трудоспособность по достижению пенсионного возраста. Назначение и начисление пенсионного обеспечения производится в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Согласно действующему законодательству, гражданин Украины имеет право на получение пенсии при достижении необходимого по закону пенсионного возраста и при наличии достаточного для начисления выплат страхового стажа. Помимо основой системы расчета пенсий существуют также системы, предполагающие доплаты и надбавки к пенсии для определенных категорий граждан (учителей, научных сотрудников, ликвидаторов ЧАЭС, инвалидов, военнослужащих).

Размер пенсий определяется по формуле, учитывающей среднюю зарплату по стране, размер зарплаты гражданина и его страховой стаж.

Что такое страховой стаж?

Страховым стажем принято считать период, в течение которого гражданин подлежал обязательному государственному страхованию. В течение такого периода за человека ежемесячно уплачиваются страховые взносы, в размере не меньше минимального. В противном случае в счет стажа идет не полный месяц.

Единый социальный страховой взнос, который действует в Украине с января 2011 года объединяет в себе сразу несколько обязательных социальных сборов:

  1. Пенсионное обеспечение.
  2. Социальное страхование на случай временной утраты работоспособности (больничный).
  3. Страхование по безработице.
  4. Материальное обеспечение при несчастном случае на производстве.


Согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании» в страховой стаж засчитываются некоторые виды деятельности, которые не предполагают уплату страховых взносов, в том числе:

  • военная служба;
  • декретный отпуск;
  • инвалидность, приобретенная в результате трудовой деятельности;
  • уход за инвалидами и престарелыми.

Подробнее о страховом стаже и его расчете можно прочесть в статье «Что такое страховой стаж и как его рассчитать?».

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Пенсионный возраст 2019

Начиная с января 2019 года граждане Украины приобрели право самостоятельно определять для себя возраст выхода на пенсию. Такая возможность предоставляется тем, кто за годы работы сумел накопить совокупно по всем видам деятельности 40 лет трудового стажа.

Стоит знать! Норма самостоятельного выбора сроков выхода на пенсию имело место в законодательстве и ранее, однако не работала на практике.

В связи с пенсионной реформой пенсионный возраст в Украине будет постепенно увеличиваться, однако уже сейчас многим людям придется выйти на пенсию позже из-за недостаточного страхового стажа:

  • стаж до 15 лет – выход на пенсию с 65 лет (размер пенсии равен социальному минимуму);
  • стаж в пределах 15-25 лет – выход на пенсию в 63 года.
  • стаж более 35 – выход на пенсию согласно установленному законодательством пенсионному возрасту.

Условия начисления пенсии были скорректированы с учетом роста количества пенсионеров и ухудшения демографической обстановки. Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин изменяется постепенно (увеличивается на 6 месяцев каждый год) и на данный момент составляет 58 лет для женщин и 63,5 лет для мужчин.

Важно! В 2019 году женщины имеют право выйти на пенсию в 56,5 лет, а мужчины в 61,5 лет.

Пенсионный возраст в Украине для женщин:

Год рождения Возраст Год оформления пенсии
Начало 1962 года 55,5 лет 2017
Конец 1962 года 56 лет 2018
Начало 1963 года 56,5 лет 2019
Конец 1963 года 57 лет 2020
Начало 1964 года 57,5 лет 2021
Конец 1964 года 58 лет 2022
Все года позднее 1964 года 58 лет 2022 и далее

Пенсионный возраст в Украине для мужчин:

Год рождения Возраст Год оформления пенсии
Начало 1957 года 60,5 лет 2017
Конец 1957 года 61 лет 2018
Начало 1958 года 61,5 лет 2019
Конец 1958 года 62 лет 2020
Начало 1959 года 62,5 лет 2021
Конец 1959 года 63 лет 2022
Все года позднее 1959 года 63,5 лет 2022 и далее

Для льготных категорий граждан возраст выхода на пенсию отличается, но также зависит от стажа.

Учителя

Военнослужащие, сотрудники полиции и МЧС

Афганцы

Шахтеры

Инвалиды

Как рассчитать пенсию?

Действующее пенсионное законодательство определяет алгоритм начисления пенсии с учетом страхового стажа и средней заработной платы в Украине за последние 3 года.

Пенсия рассчитывается по следующей формуле:

P = Zз * Kз *С * Kc,

  • P – размер месячной пенсии в гривнах;
  • Zз – среднемесячная зарплата за последние три года;
  • Kз – зарплатный коэффициент, определенный как соотношение между средней зарплатой и зарплатой гражданина, претендующего на пенсию;
  • С – общий страховой стаж;
  • Kc – коэффициент стажа, с 1-го января 2018 года равен 1 (ранее 1,35).

Важно! В 2018 году в порядке исключения для начисления пенсии использовалась среднемесячная заработная плата последних двух лет – 2016 и 2017.

Каждое значение, необходимое для расчета пенсии исчисляется в индивидуальном порядке.

Вычисление каждого значения, в зависимости от минимальной зарплаты, выполняется индивидуально. Пенсия зависит от каждого показателя.

Для определения средней заработной платы за последние три года до выхода на пенсию можно воспользоваться таблицей:

Показатели средней зарплаты по данным Пенсионного фонда Украины

Год Размер средней з/п, грн
2018 7810,88
2017 6273,45
2016 4482,35
2015 3661,41
2014 3149,45
2013 2979,46
2012 2752,95
2011 2370,53
2010 1982,63
2009 1650,43
2008 1573,99
2007 1197,91
2006 928,81
2005 735,57
2004 524,14
2003 372,72
2002 375,98
2001 311,62
2000 230,99

В качестве примера рассмотрим вариант расчета пенсии и его зависимость от стажа и средней заработной платы:

  1. Человек достиг пенсионного возраста в 2019 году. Для определения полагаемой пенсии потребуются данные о средней зарплате за 2018, 2017 и 2016 годы, и расчет их среднеарифметического значения. В 2018 году средняя зарплата составляла 7810 грн, в 2017 – 6273 грн, в 2016 – 4482 грн. Исходя из этих данных Zз=(7810+6273+4482)/3=6188.
  2. Предположим, что зарплата обратившегося за пенсией человека вдвое превышала среднюю по стране и при расчете среднего значения составила 12500 грн.
  3. Если страховой стаж человека равен 35 годам, то его пенсия составит: 6188 *12500/6188*35*1=4375 грн
  4. При стаже в 25 лет размер пенсии изменится: 6188*12500/6188*25*1=3125 грн

Минимальная, средняя и максимальная пенсии в 2019

С 1 января 2019 года при наличии 35 лет страхового стажа и достижении пенсионного возраста гражданам Украины гарантировано начисление минимальной пенсии. Она будет составлять 40% от минимальной заработной платы в текущем году, составляющей 4173 грн. Таким образом с этого года минимальная пенсия будет равна 1669 грн. Для граждан, вышедших на пенсию раньше 2019 года минимальный размер пенсии составит 1487 грн в соответствии с прожиточным минимумом установленным законодательством для нетрудоспособных лиц.

Важно! Прожиточный минимум в 2019 году будет дважды увеличен: в июле до 1564 грн, и в декабре до 1638 грн. Изменение прожиточного минимума повлияет также на размеры доплат и надбавок.

В расчет максимального размера пенсии включают:

  • повышения;
  • доплаты;
  • надбавки;
  • целевую денежную помощь;
  • индексацию.

Согласно пенсионному законодательству максимальная пенсия не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для нетрудоспособного населения. Таким образом, с учетом всех доплат пенсионер в Украине не может получать более 14870 грн.

Стоит знать! Для бывших военных в случае потери кормильца размер минимальной пенсии устанавливается на уровне двух прожиточных минимумов на каждого члена семьи.


В марте 2019 года предполагается индексация пенсий для всех украинцев, учитывающая уровень инфляции (изменение цен) и новые размеры средней заработной платы по стране.

Согласно данным Пенсионного фонда Украины по состоянию на начало 2019 года средний размер начисляемой пенсии составляет 2645,6 грн.

Важно! Для граждан, не успевших накопить необходимый трудовой стаж, но уже достигших пенсионного возраста положена социальная помощь равная размеру прожиточного минимума, установленного законом для нетрудоспособного населения. Оформить такую помощь можно в территориальном управлении соцзащиты.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Документы для оформления

Чтобы оформить пенсию необходимо обратиться в местное управление Пенсионного фонда по месту жительства (регистрации), предоставив полный пакет документов и их копий.

На данный момент требуются следующие бумаги:

  1. Заявление.
  2. Оригинал и копия паспорта гражданина Украины.
  3. Справку о присвоении идентификационного номера (ИНН).
  4. Данные о регистрации места жительства (страница с отметкой о прописке, справка).
  5. Банковские реквизиты для зачисления пенсии (в случае если планируется получать ее на карту или банковский счет).
  6. Оригинал и копию трудовой книги для подтверждения трудового стажа.
  7. Диплом об образовании (оригинал и копия).
  8. Справку о зарплате (по желанию).

Важно! Если заявитель не предоставит банковские реквизиты пенсия будет начисляться в почтовое отделение по месту регистрации.

При наличии льгот и права на доплаты и надбавки к пенсии могут потребоваться дополнительные документы, в том числе:

  1. Документы детей (при наличии льгот многодетным матерям, матерям детей-инвалидов и т.д.).
  2. Свидетельство о браке при переходе на пенсию умершего супруга.
  3. Справку из соцстраха (при наличии социальных льгот и надбавок).
  4. Военный билет при оформлении пенсии военнослужащего.
  5. Документы подтверждающие особые заслуги перед страной, за которые положена прибавка к пенсии.
  6. Документы для подтверждения присвоения определенной группы инвалидности.
  7. Свидетельство ликвидатора аварии на ЧАЭС.

Стоит знать! Необходимые для оформления пенсии документы может подавать в управление пенсионного фонда как лично пенсионер, так и любое другое лицо, уполномоченное им для совершения таких действий нотариальной доверенностью.

Документы, поданные для начисления пенсии могут рассматриваться в течение нескольких месяцев, однако пенсия будет насчитываться начиная от момента подачи заявления.

Перерасчет пенсии работающим пенсионерам

Учитывая небольшие размеры пенсии многие граждане принимают решение продолжить трудовою деятельность после достижения пенсионного (нетрудоспособного возрасте).

В случаях, когда пенсионер продолжает работать через два года он имеет право обратиться за перерасчетом пенсии.

Право на перерасчет пенсии в Украине предоставляется гражданам:

  • продолжившим трудовую деятельность после назначения пенсии по выслуге лет согласно статьи 42 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (часть 4);
  • желающим переоформить пенсию с одного вида на другой;
  • предоставившим документы подтверждающие неучтенный при начислении пенсии заработок или стаж;
  • имеющие право на надбавки, доплаты и повышения пенсии (при наличии документов, подтверждающих основания для их начисления).

Важно! Перерасчет пенсии работающему пенсионеру возможен в случаях, когда человек приобрел не менее 2-х лет дополнительного трудового стажа после начисления или перерасчета размера пенсии.

Перерасчет размера пенсии по желанию пенсионера производится по одному из двух показателей:

  1. По заработной плате и стажу. Предполагает изменения размера пенсии в соответствии со всем периодом работы, от 1 июля 2000 года либо за любые 60 месяцев до этой даты. Исчисления проводятся по стандартной формуле с учетом средней по Украине зарплаты.
  2. Исключительно по стажу. При перерасчете применяется заработная плата, использовавшаяся при первичном начислении или последнем перерасчете пенсии, а в учет принимаются дополнительные годы стажа, за каждый из которых пенсия возрастает на 1%.

Стоит знать! При официальном трудоустройстве пенсионера на работу с его заработной платы будут выплачиваться взносы в пенсионный фонд. В то же время, с работающих пенсионеров удерживается 15% пенсионных начислений.

Для проведения перерасчета необходимо обратиться в территориальное управление Пенсионного фонда по месту регистрации, предоставив:

  1. Заявление.
  2. Справку о доходах за период, который будет учитываться при перерасчете.
  3. Трудовую книжку для подтверждения дополнительного стажа.

Важно! Обратиться в Пенсионный фонд пенсии можно в любой момент после приобретения необходимого для перерасчета стажа.

  • с 1-го числа месяца обращения, в случае подачи документов до 15-го числа месяца;
  • с 1-го числа месяца следующего за месяцем подачи заявления при обращении после 15 числа.

Важно! Датой обращения за перерасчетом считается момент подачи всех необходимых документов.

Читайте также: