Стимулирование к пенсионным накоплениям

Краткое содержание:

В 2021 года выплата накопительной части пенсии россиянам может проводиться по новому стандарту. Такое предложением выдвинули инициаторы, выступающие за увеличение пороговой суммы на личном счету пенсионера. Именно от этой величины зависит размер ежемесячных добавок к основной пенсии.

Нормативы накопительной части пенсии россиян

По существующим нормативам накопительную пенсию могут получать только те граждане, которые рассчитывают на ее объем не менее 5% от страхового начисления. На территории России все еще работает система для накопительных пенсий общего типа, хотя в действительности пользуются ее очень небольшое количество граждан по сравнению с общим процентом пожилых людей в стране. Причина кроется в том, что львиная доля накоплений по этой части формировалась в 2021 году.


После того как официальную силу обрел мораторий, обязательные отчисления для перевода на индивидуальный счет перестали работать. По действующему законодательству гражданин может рассчитывать на один из трех следующих сценариев:

  • бессрочный;
  • срочный;
  • разовый.

В народе бессрочную выплату называют пожизненной, так как деньги в таком формате выплачиваются определенный промежуток времени. Все накопления делят по месяцам, причем каждый год значение меняется. Пока оно составляет 258 месяцев. Оформление этого вида пособия полагается только в ситуациях, когда ежемесячная выплата оказывается больше 5% от пенсии страхового типа.

Причины для обновления пенсионных выплат в 2021 году

В случае срочных выплат упор делается на возможность разделить деньги на меньшее количество месяцев, но и тут есть своя загвоздка. Для выбора срока нельзя опираться на интервал меньше, чем 120 месяцев. При таком раскладе деньги будут передаваться только в указанный гражданином временной период.


Одним из самых часто встречающихся вариантов считается разовая выплата. Она проводится только того, когда размер накоплений так и не дотягивает до уровня хотя бы в 5% от страховой пенсии. В этом случае гражданин получает сразу одним махом все деньги. Именно этот сценарий вызывает у специалистов больше всего вопросов. Сложность в том, что пенсионный прожиточный минимум приравнивается к сумме около 9 тыс. рублей.

Накопительная пенсия бессрочная пенсия стартует от 450 рублей. Если учитывать, что усредненная пенсия составляет в стране около 15 тыс. рублей, то и доплата составит 750 рублей на регулярной основе. Из этого следует, что рассчитывать на достойное финансовое обеспечение не получится. Законодатели на регулярном основании стараются выдвигать предложения, чтобы улучшить ситуацию.

Как предлагается делать накопительные выплаты

Идеи поступают разные, но самой свежей признана инициатива Министерства труда. Здесь выступают за то, чтобы разрешить гражданам получать деньги за один раз, если добавка окажется менее 20% от МРОТ. При таком подходе ежемесячно гражданин сможет рассчитывать на 2,4 тыс. рублей. Это уже более солидная сумма, которая сможет финансово поддержать пожилого человека.

Ратуют в Министерстве труда и за то, чтобы минимальный капитал подняли с отметки в 200 тыс. до 625 тыс. рублей, но тут есть загвоздка.

Из-за того, что накопительная часть пенсии перестала действовать уже давно, переход к предложенной схеме предусматривает уменьшение денежного объема, который попадает под управление НПФ. Это негативно скажется на работе негосударственных фондов, которым придется брать за основу работы вложения краткосрочного и ликвидного действия. Указанные действия снижают инвестиционный доход.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

В сентябре Минфин сообщил об очередном витке пенсионной реформы – разработке законопроекта о так называемом гарантированном пенсионном продукте. Портал Finversia.ru попытался разобраться, в чём смысл преобразований.

Россияне ещё не забыли одну аббревиатуру, к которой их совсем недавно приучали реформаторы пенсионной системы, как уже на подходе следующая. На смену индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК), который долго обсуждался, но так и не воплотился в законопроект, теперь приходит гарантированный пенсионный продукт (ГПП). Проект закона о внедрении последнего должен быть обнародован Министерством финансов в ближайшее время. Как стало известно 6 сентября, он уже подготовлен и направлен на согласование в Министерство труда.

По аналогии с ИПК, ГПП должен стать инструментом самостоятельного накопления россиян на будущую пенсию. А теперь, внимание, вопрос: какая разница между ИПК и ГПП и зачем понадобилось менять название с одного на другое? А, главное, смогут ли россияне копить на пенсию?

ИПК vs ГПП: найдите десять отличий

О гарантированном пенсионном продукте пока известно не так много. Предполагается, что гражданин сможет самостоятельно определять размер взносов из своей зарплаты, которые пойдут на формирование его будущей пенсии. «В рамках этой системы человек будет полностью управлять своими взносами и без всяких там уведомлений он просто взять и перестать платить может. То есть сегодня хочу, а завтра не хочу. Это будет полное право человека", - рассказал журналистам заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев . Инициативу могут поддержать социально ответственные работодатели, осуществляя софинансирование пенсии сотрудника.

По словам Алексея Моисеева, гражданин сможет получать выплаты не только в случае выхода на пенсию, но и досрочно, в тяжёлой жизненной ситуации, будь то серьёзная болезнь или, как вариант, необходимость персонального банкротства.

Ожидается появление специального института – центрального оператора, который будет отвечать за онлайн-информирование участников о текущем состоянии накопительного пенсионного счета, хранить данные об уже произведённых взносах и обеспечивать для пользователей сервис «единого окна». По данным СМИ, его роль будет выполнять Национальный расчётный депозитарий (НРД).

Идеологи ГПП подчеркивают, что будет обеспечена гарантия сохранности на государственном уровне как минимум совокупного объёма произведённых пенсионных взносов. Также сообщалось, что в новой системе будут предусмотрены налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан. Так, например, по словам Алексея Моисеева, работники смогут получить налоговый вычет за взносы в ГПП в размере до 6%.

Но все (или почти все – сказать трудно, поскольку законопроект об ИПК так и не увидел свет) эти параметры были заложены и в идею индивидуального пенсионного капитала. Что же изменилось?

Ранее обсуждавшееся присоединение к ИПК должно было стать автоматическим для всех граждан, с возможностью дальнейшего выхода из этой системы (после написания соответствующего заявления и передачи пенсионных накоплений в обязательную страховую пенсионную систему). Гарантированный пенсионный продукт, напротив, подразумевает исключительно добровольное вступление.

Как пишет 25 октября газета «РБК», гражданин сможет подать заявление о присоединении к новой системе через портал Госуслуги или через своего работодателя.

Что в имени тебе моём?

Зачем же понадобилось переименовывать ИПК в ГПП, если разница между ними заключается лишь в концепции присоединения к новой системе?

- Пока Правительство публично не озвучило четкие параметры ГПП, но можно предположить, что само название «гарантированный» означает, что государство продолжит обеспечивать безопасность пенсионных накоплений и в негосударственной пенсионной системе, - комментирует Юлия Финогенова , профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова. – В настоящее время Агентство по страхованию вкладов (АСВ) гарантирует возмещение пенсионных накоплений (если, например, к моменту начала выплат накопительной пенсии у страховщика не окажется достаточной для этого суммы или НПФ лишится лицензии), но за исключением инвестиционного дохода.

Юлия Финогенова надеется, что в концепции гарантированного пенсионного капитала уровень гарантий расширится также на возмещение части инвестиционного дохода.

По данным РБК, НПФ обяжут не реже чем раз в пять лет отражать (фиксировать) размер средств накопленных пенсионных резервов на пенсионном счете участника ГПП. Размер суммы каждой фиксации должен быть не меньше предыдущего значения. В случае получения убытков от размещения средств пенсионных резервов, НПФ за счет собственных средств должны будут возместить их.

«Взлетит» или нет?

Какие условия необходимы для успешной реализации анонсированной реформы?

По мнению Финогеновой, возможность самостоятельно определять ставку взносов – очень важный параметр, дающий гражданам с разными уровнями доходов участвовать в накопительной системе в доступной для них доле. Но для того чтобы формируемые накопления влияли на размер будущих пенсий, необходимо установить минимальный размер взносов, даже если он будет уплачиваться на паритетных с работодателем условиях.

Работодателя, в свою очередь, нужно стимулировать участвовать в формировании ГПП сотрудников за счет налоговых льгот – например, освобождения части пенсионных взносов от налога на прибыль, считает Юлия Финогенова.

Ранее сообщалось, что у граждан появится возможность присоединить к гарантированному пенсионному продукту пенсионные накопления, имеющиеся в системе обязательного пенсионного страхования. Сейчас в обязательной накопительной системе участвуют более 70 млн. граждан, причем количество тех, кто остался в ПФР – 33 млн. человек, а тех, кто перевел свои накопления в НПФ - 37 млн. человек, напоминают в РЭУ им. Плеханова. В системе добровольного пенсионного обеспечения участвует около 6 млн. человек. «В процессе реформирования основная задача –не «потерять» большую часть тех граждан, чьи обязательные пенсионные накопления сейчас находятся в НПФ», - говорит Юлия Финогенова.

- Наделение ГПП конкурентными преимуществами перед банковскими депозитами – важнейшая задача Правительства, - считает Финогенова. – Необходимо налоговое стимулирование бизнеса и граждан, а также обеспечение инвестиционного дохода на пенсионные накопления в размере, превышающем доход по депозитам.

Успех новой системы пенсионных накоплений во многом зависит от того, какую доходность продемонстрируют НПФ. По мнению Финогеновой, стратегия инвестирования пенсионных накоплений должна быть более четко проработана с целью изменения излишне консервативных требований к структуре инвестиционного портфеля по ГПП.

В СРО пенсионных фондов – НАПФ и АНПФ на запросы Finversia о гарантированном пенсионном продукте не ответили. В НАПФ пояснили, что не хотят комментировать данную тему до появления соответствующего законопроекта.

Как сообщил 23 октября на Уральской конференции НАУФОР заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин , после объединения систем обязательного пенсионного страхования (ОПС) и негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое планируется в рамках внедрения гарантированного пенсионного продукта, к управлению пенсионными накоплениями на этапе выплат могут быть допущены, помимо НПФ, управляющие компании (УК) и банки.

Есть сомнения

К очевидным минусам системы гарантированного продукта можно отнести необходимость финансирования издержек на обслуживание центрального оператора. Пока нет понимания, кто возьмет их на себя (НПФ, государство, сами граждане или все перечисленные), говорит Юлия Финогенова.

И всё же главные сомнения в успехе системы гарантированного пенсионного продукта заключаются вовсе не в таких деталях, как дополнительные издержки или невысокая инвестиционная доходность.

Слова спикера Совета Федерации подтверждают исследования уровня благосостояния граждан. По данным Росстата, во втором квартале 2019 года 49,4% российских семей могли позволить себе купить только еду и одежду, не имея возможности приобретать товары длительного потребления (мебель, бытовую технику, автомобили и т.д.). При этом 14,1% семей во втором квартале хватало денег только на еду и не хватало на одежду. По данным Аналитического центра НАФИ, сбережения имеют только 31% россиян.

Это позволяет предположить, что большинство россиян просто не захотят подключаться к системе гарантированного пенсионного продукта по причине стеснённой финансовой ситуации.


к письму Рособразования

от « 07 » мая 2010 г. № 000/12-15

Основные положения

по стимулированию формирования пенсионных накоплений

и повышению уровня пенсионного обеспечения граждан

С 1 октября 2008 г. вступил в действие Федеральный закон 3 от 01.01.2001 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Закон установил для граждан возможность и порядок добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также порядок софинансирования из средств федерального бюджета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, будут вправе определять размер этих взносов, прекращать либо возобновлять их уплату, уплачивать указанные взносы самостоятельно через кредитные организации либо через работодателя.

Право на получение государственной поддержки в виде софинансирования дополнительных страховых взносов будут иметь лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (в сумме не менее 2000 рублей в год) в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов. Установлено, что размер взноса государства на софинансирование определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченных гражданином за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.

В соответствии со ст. 8 закона работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу своих работников - застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на

накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. При этом законом ему (работодателю) предоставляются налоговые льготы:

взносы организаций за своих сотрудников освобождаются от уплаты:

- страховых взносов в пределах 12 000 рублей в год (ст. 9 Федерального закона 212-ФЗ от 01.01.2001);

- налога на прибыль, в размере, не превышающем 12 % от расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

к письму Рособразования

от « 07 » мая 2010 г. № 000/12-15

Информация о деятельности

отраслевого пенсионного фонда «Образование и наука»

в реализации государственной программы

поддержки формирования пенсионных накоплений

(программа софинансирования)

Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука» (лицензия № 000/2 от 30.г., сайт www. ***** ) (далее – НПД «Образование и наука») был учрежден по инициативе Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации с целью улучшения материального благополучия работников образования после выхода на пенсию.

В Совет фонда в настоящее время входят представители Общероссийского Профсоюза образования (, ), представители Рособразования, а также представители территориальных профсоюзных организаций и бизнес - сообщества.

В Попечительский Совет фонда входят представители вузов и территориальных организаций Профсоюза. Председателем Попечительского совета является Председатель Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации -

НПФ «Образование и наука» осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- негосударственное пенсионное обеспечение (привлечение на добровольных началах денежных средств работников и работодателей для последующей выплаты работникам негосударственных пенсий);

- обязательное пенсионное страхование (работа по формированию и управлению накопительной частью трудовой пенсии);

- государственная программа софинансирования накопительной части трудовой пенсии; В настоящее время наиболее актуальной является деятельность фонда, направленная на привлечение граждан к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.

Предполагаемыми мерами по увеличению будущей пенсии в рамках реализации государственной программы по софинансированию накопительной части трудовой пенсии, в первую очередь, должны стать:

- совместная работа администрации и профсоюзной организации подведомственных образовательных учреждений (в контакте с отраслевым пенсионным фондом) по информированию и разъяснению работникам подведомственных образовательных учреждений смысла и целей государственной программы софинансирования, их прав и возможностей улучшения своего пенсионного обеспечения с предоставлением рекламно-информационной продукции во время проведения семинаров, активов и других мероприятий, посвященных данной проблеме;

- сотрудничество с отраслевым пенсионным фондом по привлечению работников подведомственных образовательных учреждений к участию в государственной программе по софинансированию накопительной части пенсии.

О государственной поддержке формирования пенсионных накопленийС 1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Цель закона - стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. Государство через софинансиро-вание и налоговые преференции вводит экономическое стимулирование участия граждан в формировании своей пенсии.

Закон значительно расширил круг лиц, которые имеют возможность принять активное участие в формировании накопительной составляющей своей будущей пенсии.

1. Кто может участвовать в добровольном пенсионном накоплении?

Закон предоставляет право любому физическому лицу, постоянно или временно проживающему в РФ, вне зависимости от возраста, и независимо от того работает или нет, участвовать в системе.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений будут иметь граждане, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Если на гражданина не открыт индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде РФ (например, он официально не работал), одновременно с заявлением об уплате дополнительных взносов на накопительную часть пенсии ему нужно будет представить сведения, необходимые при первичной регистрации в Пенсионном фонде.

Вступить в программу можно в любой момент в течение пяти лет: с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Срок поддержки определен в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты работником дополнительных взносов. Таким образом, для тех, кто начнет перечислять взносы в 2009 году, соплатеж со стороны государства будет перечислен в 2010 году. Причем закон дает возможность работнику приостановить дополнительные платежи и вновь возобновить их в любой момент.

2. Сколько денег можно вносить в качестве добровольного взноса и сколько добавит государство?

Сколько платить определяет застрахованное лицо. Однако, право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется только застрахованным лицам, уплатившим не менее 2 000 рублей в год.

Взносы могут перечисляться самостоятельно (через кредитную организацию) либо через работодателя.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений, будет составлять сумму, равную средствам, уплаченным гражданином за соответствующий год, но не более 12 тыс. рублей в год. Эти взносы будут осуществляться за счёт средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Уплату в пользу застрахованных лиц, перечисляющих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, вправе осуществлять также и работодатель (взносы работодателя). Обратите внимание! Взносы работодателя со-финансироваться за счёт средств федерального бюджета не будут.

3. Как подать заявление о добровольной уплате дополнительных пенсионных взносов?

Заявление подается в Пенсионный фонд. Передано заявление может быть как через работодателя, так и непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Если заявление пишется по месту работы, то работодатель обязан в течение 3 рабочих дней передать его в Пенсионный фонд. Заявление можно отправить по почте, но в таком случае работнику потребуется заверить свою подпись в установленном порядке.

Территориальный орган ПФ в течение 10 рабочих дней после получения заявления должен сообщить гражданину о дате вступления в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

4. Софинансирование для граждан, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением пенсии.

В целях стимулирования продолжения трудовой деятельности граждан по достижении пенсионного возраста, Федеральным законом предусматривается увеличение размера взноса на софинансирование из средств федерального бюджета при условии отказа гражданина от назначения трудовой пенсии. Размер этого взноса будет определяться исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом, но не более 48 тыс. рублей в год.

5. Об инвестировании средств пенсионных накоплений

Перечисленные дополнительные страховые взносы застрахованного лица, средства софинансирования работодателя и средства федерального бюджета- софинансирование государства направляются в состав пенсионных накоплений.

Средства на накопительную часть пенсии инвестируются в соответствии с распоряжением будущего пенсионера. Если он выбирает одну из управляющих компаний или один из негосударственных пенсионных фондов, средства пенсионных накоплений передаются в них Пенсионным фондом в срок не превышающий три месяца со дня получения соответствующего заявления. Если работник такого распоряженияне давал, по умолчанию этими средствами будет распоряжаться государственная управляющая компания (Внешэкономбанк).

Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых застрахованным лицом, будут инвестироваться в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В случае, если застрахованное лицо сделало свой выбор и передало основные средства пенсионных накоплений в УК или НПФ, то его дополнительные страховые взносы присоединяются к основным.

6. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Средства пенсионных накоплений по дополнительному пенсионному страхованию выплачиваются правопреемникам застрахованного в случае его смерти в том же порядке, который предусмотрен для выплаты пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Эти выплаты производятся правопреемникам в том случае, если работник умер до момента оформления пенсии. Если пенсия была оформлена, все накопления переходят в собственность государства и используются Пенсионным фондом для выплаты пенсий по солидарному принципу.

7. Налоговые льготы при уплате дополнительных страховых взносов у застрахованных лиц и работодателей

Федеральным законом от 30.04.2008г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона №56-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся исключения из базы по налогу на доходы физических лиц взносов, направляемых из средств федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника (не более 12 тыс. рублей в год).

Работодателю предоставляются следующие налоговые льготы:
освобождение от уплаты единого социального налога взносов работодателя в размере производимого им софинансирования (не более 12 тыс. рублей а год),
а также включение сумм софинансирования в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Кроме того, с 1 января 2009г. размер предоставляемого социального налогового вычета увеличивается до 120 тыс. рублей в год, а в перечень целей, на которые он может использоваться, помимо расходов на образование, здравоохранение и добровольное пенсионное страхование, включены и дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Россия переживает бум частного инвестирования: бьет рекорды количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), появляются все новые сервисы для инвестиций и управления сбережениями. Но сегмент добровольных пенсионных накоплений наши соотечественники обходят стороной. Между тем тактические реформы позволили бы отрасли не выживать, а нормально развиваться.

Казалось бы, актуальность пенсионного вопроса должна стимулировать предложение и спрос на добровольные пенсии. Однако этого пока не произошло. В последние пять лет количество граждан, которые делают дополнительные отчисления на будущую пенсию, колеблется в пределах 6 млн человек – т. е. чуть больше 10% от числа работающих россиян. Это крайне низкий показатель. 90% рынка составляют корпоративные пенсионные программы. Значительная часть работающих граждан, включая растущий сегмент самозанятых, этими услугами не охвачена. Почему это происходит?

На мой взгляд, есть несколько факторов, объясняющих эту ситуацию. Может показаться, что самый главный из них – отсутствие у россиян свободных средств, низкий доход и невозможность откладывать что-то еще и на пенсию. На самом деле это не совсем так. Большинство действительно не может себе позволить инвестировать крупные суммы, но индивидуальные пенсионные планы хороши как раз тем, что размер ежемесячного взноса здесь может начинаться с 500 руб. Такие накопления доступны многим: регулярно сберегать 500–1000 руб. в месяц тяжело только тем, у кого зарплата не превышает 20 000 руб. Но для них самостоятельные пенсионные накопления в принципе не имеют особого смысла – государственная пенсия и так заместит 80% их трудового заработка.

Гораздо больше на слабое развитие сегмента негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) влияют другие факторы. Во-первых, добровольные пенсии – это долгосрочная услуга. Поэтому они, наверное, самая сложная на финансовом рынке услуга с точки зрения продвижения. Типичный контракт предполагает регулярные сбережения на период до достижения пенсионного возраста с последующей выплатой пенсии. Фактически пенсионная программа действует всю жизнь. Чтобы убедить человека открыть такую программу, нужны профессиональные финансовые консультанты, а также серьезные стимулы, прежде всего налоговые, и современные продуктовые решения.

Во-вторых, у пенсионного бизнеса низкая маржинальность. С 2014 г. большинство НПФ акционировались и живут по законам коммерческих организаций, а продвижение добровольных пенсий требует значительных инвестиций в дистрибуцию. Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация, когда маржинальность добровольных программ в силу закона меньше, чем обязательных. Если по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) у фондов есть два источника прибыли – постоянная плата за управление активами (процент от стоимости активов) и переменная (часть инвестиционного дохода), то по НПО – только часть зарабатываемого инвестиционного дохода. На смежном страховом рынке, для примера, ситуация обратная: тарифы по ОСАГО жестко регулируются законодательством, а в добровольном каско страховщики могут гибко подходить к ценообразованию. Такое положение в НПО становится критическим в ситуации значительного снижения процентных ставок на рынке: пенсионная отрасль не представляет серьезного интереса для новых инвесторов.

В-третьих, развитию добровольного пенсионного страхования мешает отсутствие существенных налоговых стимулов. Сейчас участники пенсионных программ могут воспользоваться только социальным налоговым вычетом, это максимум 120 000 руб. в год (причем сюда входят также затраты на страхование, медицину и образование). Для сравнения – для ИИС налоговый вычет составляет до 400 000 руб. за год. Фактически социальная льгота для широких слоев населения в 4 раза меньше инвестиционной льготы для узкой прослойки обеспеченных россиян. Мировая практика показывает обратное. В большинстве стран ОЭСР соотношение современной стоимости льгот и современной стоимости пенсионных взносов составляет 25–50%, в России – менее 10%.

И, наконец, еще одна причина отсутствия роста спроса в сегменте НПО – это слишком жесткие рамки пенсионных программ. Законодательство накладывает жесткие ограничения в плане сроков и вариантов выплат как на программы ОПС, так и на программы НПО, что с учетом добровольности последних кажется нелогичным. Практика показывает, что кто-то готов выйти на пенсию в 55 лет или даже раньше при наличии достаточных накоплений, а кто-то хочет работать до 70 лет. Логично, чтобы, заключая пенсионный договор, человек сам определял, в каком возрасте он планирует использовать свои накопления. Также для программ НПО нужно продумать максимально широкое разнообразие аннуитетных выплат – ежемесячные, пожизненные, с гарантированным периодом, варианты супружеской пенсии и др. Такая практика уже есть во многих странах.

Кроме того, пенсионным фондам необходимо уйти от монопродуктовой бизнес-модели. Фактически в арсенале НПФ сейчас только два продукта – индивидуальные и корпоративные программы. В отличие от других финансовых институтов пенсионные фонды ограничены законодательством и не могут расширять свою продуктовую линейку смежными услугами и сервисами, такими как страхование, медицина и т. д., что делает их менее привлекательными в сравнении с другими финансовыми услугами.

На мой взгляд, чтобы сегодня дать серьезный толчок к развитию НПО, необходимо срочное реформирование отрасли по нескольким направлениям. Первое – нужно расширить понятие негосударственной пенсии в рамках НПО, включив в пенсионные продукты НПФ услуги, которые оказывают внешние поставщики (страховые, патронажные и т. п.). Второе – убрать в законодательстве ограничение по выплатам исключительно после наступления пенсионных оснований и дать возможность получать пенсионные выплаты при наступлении предпенсионного возраста, а также получать полностью или частично накопления досрочно для покупки недвижимости, лечения критических заболеваний, а также в случае наступления инвалидности – без штрафов и налоговых последствий.

Третье – необходимо распространить порядок вознаграждения НПФ, действующий в рамках ОПС, на деятельность НПФ по НПО и ввести постоянную и переменную части вознаграждения. И, наконец, четвертое – нужно ввести понятие «пенсионный налоговый вычет» по НПО в размере 400 000 руб. в отдельную статью Налогового кодекса (219.2) «Пенсионные налоговые вычеты», чтобы отделить налоговый вычет по пенсионному обеспечению от других категорий расходов. Вместе с этим надо исключить из налогооблагаемой базы по НДФЛ негосударственные пенсии участников по договорам НПО, если договор был заключен в пользу членов семьи.

Это, на мой взгляд, важный, но, возможно, не полный список изменений, которые уже давно назрели и разделяются большинством участников рынка. Сейчас, когда стратегические решения откладываются, нужны срочные тактические действия. Как говорилось в старом советском анекдоте, в процессе перехода от прошлого к будущему кормить никто не обещал. И если этот период затянулся, то пищу нужно искать самим.


В последнее время усилились дискуссии по поводу проблем пенсионной системы России, а также о том, как ее можно реформировать. Пенсионный фонд страны не выдерживает финансовой нагрузки из-за старения российского населения. Можно ли решить эту проблему? Какие существуют альтернативные и нестандартные подходы к модернизации пенсионной системы?

Как планировать: план-инструкция, а не план-траектория

Я профессионально не занимался пенсионной реформой. Но мне приходится каждый раз возвращаться к пенсионной тематике, когда я читаю лекции по продвинутой макроэкономике. Рассказываю студентам о том, как в рамках модели с перекрывающимися поколениями сравнить накопительную и распределительную системы и как они влияют на капитал в долгосрочном аспекте. Ну и, кроме того, я занимаюсь общей теорией реформ. Поэтому мои замечания будут носить в основном методологический характер. Я хотел бы воспользоваться возможностью поспорить с Евсеем Томовичем Гурвичем. Его концепция (Гурвич, 2012) выглядит чрезвычайно логичной и детально обоснованной, но мне кажется, в ней есть важные недочеты.

Чтобы пояснить суть моего возражения, позвольте мне на минуту отвлечься от проблемы пенсий. В 1970-е годы был очень актуальным вопрос о том, что надо предпринять в связи с падением уровня Каспийского моря. Уровень понижался более сорока лет, и прогнозировалось дальнейшее снижение. Чтобы предотвратить прогнозировавшиеся разрушительные последствия этого снижения был предложен проект поворота северных рек, разумеется, очень дорогой. Он опирался на расчеты, предсказывавшие катастрофу в случае бездействия. Но один из математиков, Михаил Зеликин, обратил внимание на то, что прогноз базировался на линейных моделях, и высказал предположение, что линейными моделями в данном случае пользоваться нельзя, поскольку скорей всего речь идет о колебательном процессе. И вот в конце семидесятых уровень воды в Каспии стал быстро расти, это вызвало другие проблемы, которые серьезно усугубились бы, если бы проект поворота рек был осуществлен. Сейчас снова происходит обмеление Каспия, но теперь уже всем ясно, что решать проблему нужно с учетом цикличности этого процесса.

Этот пример показывает, насколько опасно принимать необратимые решения, когда речь идет о плановых горизонтах в несколько десятилетий. В теории управления различают два типа планов: план-траектория и план-инструкция (синтез управления). В первом случае для каждого момента времени указывается управляющее воздействие, а во втором – управление задается как функция состояния системы. Прогнозировать траекторию на 30 лет мне кажется очень рискованным, я не стал бы так делать. Гораздо естественнее предусматривать разные варианты развития экономики и демографических изменений и для основных вариантов предлагать рациональные решения.

Для меня не очевидна принимаемая в расчетах Евсея Томовича гипотеза о постоянстве коэффициента замещения. Не исключено, что через 30 лет все медицинское обслуживание будет бесплатным, а в структуре расходов молодого и среднего поколений значительное место займут траты на космические путешествия, противопоказанные гражданам старших возрастов. Рациональный коэффициент замещения будет меньше.

План как функция достигнутого состояния выглядит менее рискованным. В частности одним из элементов этого плана может быть ответ на вопрос, который поднимала Людмила Сергеевна Ржаницина: в какой момент надо начинать реформу (Ржаницына, 2012). Мне кажется это очень правильный вопрос. Почему реформу надо делать именно сейчас? Это неочевидно. Думать об этом я должен, но это не значит, что я обязан априори сказать – вот сейчас ее надо делать, немедленно.

В России пенсия женщины больше, чем пенсия

Евгений Шлемович Гонтмахер высказал ряд тезисов (Гонтмахер, 2012), с которыми трудно не согласиться; я бы хотел развить некоторые из них. Пенсионная система является функцией богатства общества, существующих институтов и культуры, в частности – умения накапливать. В богатых западных странах женщина, выйдя на пенсию, заполняет досуг путешествиями, а у нас – ухаживает за внуками и занимается домашней работой, продолжая таким образом вносить вклад в ВВП. Но тогда ее пенсия обретает совсем иной смысл: это не помощь государства, а скорее, оплата ее вклада. В стране, где сохранились тесные хозяйственные связи между поколениями и роль женщины в хозяйстве и воспитании детей выше, чем роль мужчины, более ранний выход женщины на пенсию оправдан с точки зрения общественной эффективности. При такой постановке проблема перестает быть дихотомической, и возникает вопрос о рациональной разнице пенсионных возрастов – он и должен решаться.

Пенсионные системы развивались; их возникновение, переход от одной системы к другой были обусловлены развитием экономики и общества. Совершенно ясно, что нельзя делать ставку на накопительную систему в условиях, когда нет эффективно функционирующего рынка ценных бумаг. В самом начале 1990-х годов я присутствовал на докладе, в котором предлагалось немедленно отказаться от распределительной системы и перейти на накопительную. Хорошо, что этого не произошло. Я бы призвал тех, кто занимается пенсионной реформой, попытаться понять, почему и вследствие чего пенсионные системы на Западе претерпевали изменения. Ответив на этот вопрос, можно понять в какой момент на самом деле целесообразно переходить от одной системы к другой. Одной математики здесь не хватает; конечно, она полезна и должна использоваться, но здесь необходим также институциональный анализ.

Развитие культуры накопления

Мне кажется, что все мы зациклились на комбинациях распределительной и накопительной систем, а на этом пути – уже ясно – нет хороших решений. Даже Запад тоже не справляется с этой проблемой. Видимо, нужны принципиально иные идеи. Занимаясь теорией реформ, я сформулировал такое правило. Если вы хотите внедрить передовой институт (в нашем случае – накопительную систему), выявите ограничения, препятствующие его эффективному функционированию, и попытайтесь предложить промежуточные институты, которые постепенно ликвидировали бы препятствия (Полтерович, 2007). У нас среди препятствий к внедрению накопительной системы главным является нежелание и неумение людей копить средства. У нас нет соответствующей культуры; даже относительно состоятельные люди отказываются планировать накопление на длительные сроки. Значит, надо внедрять механизмы, поощряющие и обучающие людей копить. К таким механизмам относится ипотечное кредитование на принципах стройсберкасс. Для получения государственных дотаций и дешевого кредита вкладчик стройсберкассы должен копить пять лет. Опыт других стран показывает, что внедрение такого рода институтов кардинально меняет массовую культуру накопления.

Еще одно предложение. У нас возникла система, о которой говорил Борис Сергеевич Кашин, – доплачивать из бюджета на пенсионные счета тем, кто накапливает на них средства. Система эта не работает – опять-таки потому, что россияне не готовы замораживать средства на длительные сроки. У нас вклады на год имеет лишь небольшая часть населения, а трехгодичный счетов практически нет вовсе.

Я бы предложил доплачивать тем, кто создает долгосрочные счета. Вот положил в надежный банк человек определенную сумму на год или более, если он не изымает ее, ему автоматически на пенсионный счет из бюджета поступает небольшой процент отложенной суммы. Тем самым создается стимул к накоплению, созданию длинных денег для капиталовложений.

Объем дотаций в год для вкладчика должен быть ограничен относительно небольшой суммой. Процент дотаций на сбережения небольшой, сами дотации замораживаются на пенсионном счете на длительное время – обогатиться таким образом не удастся, а немного увеличить пенсию можно.

Я не хочу сказать, что придумал что-то решающее. Я только думаю, что, возможно, эта схема будет более эффективной, чем существующая. Мы не просто людям что-то даем, мы поощряем добровольные долгосрочные накопления. Если вкладчик снимает деньги раньше оговоренного срока, дотации ему не выплачиваются. Если он год копил и продолжает копить дальше в банке, то поступления на его пенсионный счет увеличиваются. Таким образом, стимулируются долгосрочные сбережения и создаются условия для внедрения накопительной пенсионной системы.

Мне кажется, было бы очень полезно, если бы Национальный инвестиционный совет продолжил бы работу по реформе пенсионной системы. Нужна команда, которая поставила бы перед собой задачу создать теорию развития пенсионных институтов с тем, чтобы уже на ее основе делать выводы о том, что и как нам надо реформировать.

Семейная пенсионная система

Еще одна, видимо, не совсем стандартная идея. Я предлагаю ввести дополнительный канал формирования пенсий – семейную пенсию. Речь идет о том, чтобы предоставить детям право переводить на счета родителей определенную, пусть небольшую, долю солидарной части отчислений с их заработной платы при условии, что эта сумма будет дополнена такой же (или пропорциональной – в заданной пропорции) суммой их собственных средств. Тот факт, что доля отчислений в распределительную систему пойдет на повышение пенсии родителей, может оказаться достаточным стимулом для пожертвования в рамках данного механизма. В определенном смысле этот механизм аналогичен правилу, действующему во многих странах, согласно которому некоторые виды пожертвований частично вычитаются из подоходного налога.

Естественно предположить, что при этом будут достигнуты три цели. Во-первых, возрастет общая сумма пенсионных отчислений и притом на добровольной основе. Во-вторых, многодетные родители получат, вообще говоря, большие шансы на прибавку к пенсиям. Поскольку многодетность часто коррелирует с невысокими доходами, этот механизм, по-видимому, будет способствовать уменьшению неравенства. В-третьих, появится дополнительный стимул к увеличению числа детей в семье, а это важно в свете российских демографических проблем.

Заметим, что семейная пенсия – это в определенном смысле промежуточный механизм между распределительной и накопительной пенсионными системами.

Немного об опыте других стран

В 1994 г. Всемирный банк опубликовал результаты фундаментального исследования, рекомендовавшего правительствам всего мира постепенное внедрение накопительной системы (World Bank, 1994). За короткое время более 30 стран, поощряемые Всемирным банком, ввели накопительные системы, одновременно ужесточив условия получения и размеры распределительной части пенсии. Однако результаты оказались разочаровывающими. После реформ в начале 2000-х годов доля участников пенсионных программ среди активного населения сократилась в большинстве латиноамериканских стран. Среди 7 стран, где до реформы уровень участия был выше 30%, небольшое увеличение имело место только в Мексике (Rofman, Lucchetti, 2006). Там реформа была проведена лишь в 1997 г. и коснулась только работников частного сектора. В Аргентине, одной из наиболее развитых латиноамериканских стран, доля участников пенсионных программ старше 65 лет упала с 75 до 67%. При этом доля тех, кто не получал пенсии и не имел других источников дохода, выросла с 7,4% в 1993 г. (год перед реформой) до 16% в 2001 г. (Rofman, 2002). В 2004 г. Аргентина ликвидировала обязательную накопительную систему вовсе. Позднее к ней присоединилась Венгрия. Практически все страны, ранее наращивавшие накопительную часть пенсии, включая Чили, приступили к ее сокращению. Изменилась и позиция Всемирного банка: теперь его эксперты подчеркивают необходимость создания устойчивой пенсионной системы с большим охватом населения (World Bank, 2012).

Анализ этого опыта (Полтерович, 2012) показывает, что до тех пор, пока не придуманы коренные альтернативы распределительной и накопительной системам, каждая страна должна искать подходящую для нее «смесь» таких систем. Опыт подтверждает уже обсуждавшийся выше тезис: рациональная структура пенсионной системы зависит от уровня развития, от культурных и институциональных характеристик страны.

Литература

  1. Гонтмахер Е.Ш. (2012). О развилках пенсионной реформы// Журнал Новой экономической ассоциации. №3(15).
  2. Гурвич Е.Т. (2012). Пенсионная политика в долгосрочной перспективе – общий взгляд// Журнал Новой экономической ассоциации. №3(15).
  3. Кашин Б.С. (2012). Пенсионной реформе – научную основу// Журнал Новой экономической ассоциации. №3(15).
  4. Полтерович В.М. (2007). Элементы теории реформ. М.: Экономика.

  • Полтерович В.М. (2012). Проектирование реформ: как искать промежуточные институты. [Электронный ресурс] RePEc. Режим доступа: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/41043/1/MPRA_paper_41043.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: июль 2012 г.).
  • Ржаницына Л.С. (2012). У исследователя особая позиция// Журнал Новой экономической ассоциации. №3(15).
  • Rofman R. (2002), The Pension System and the Crisis in Argentina: Learning the lessons, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.brandeis.edu/global/pdfs/rosenberg_institute/rofman_paper.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: июль 2012 г.).
  • Rofman R., Lucchetti L. (2006). America: Concepts and Measurements of Coverage. [Электронный ресурс] SP Discussion paper No. 0616 Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTLACREGTOPLABSOCPRO/ Resources/Pension_Coverage_in_LAC.pdf., свободный. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: июль 2012 г.).
  • World Bank (1994). Averting the Old Age Crisis: Policies to Protect the Old and Support Growth. N.Y.: Oxford University Press.
  • World Bank ( 2012). The World Bank in Pensions. Background Note for the World Bank 2012–2022 Social Protection and Labor Strategy. SPL Policy Note. Number 8.
  • Статья впервые опубликована в: «Журнал Новой экономической ассоциации», 2012, №3(15), с.187-189. Статья публикуется в редакции «Капитала страны».

    Читайте также: