Судебная практик украины по выплатам пенсий


Постановление № 4 Пленума ВСУ от 15 апреля 2005 года «Об отдельных вопросах применения судами Украины законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».

Изучение судебной практики применения законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и некоторых других лиц показало, что суды в целом правильно решают дела этой категории. Вместе с тем в отдельных случаях ошибочно применяют действующее законодательство, вследствие чего возникают вопросы, нуждающиеся в разъяснении.

С целью обеспечения одинакового применения судами Украины норм законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и некоторых других лиц Пленум Верховного Суда Украины постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость рассмотрения гражданских дел о пенсионном обеспечении военно­служащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц согласно закону и в установленные для этого сроки.

При решении таких дел суды должны руководствоваться положениями Закона Украины от 9 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц» (с последующими изменениями и дополнениями; Закон о пенсиях военных); постановлениями Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежного пособия лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей» (постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393) и от 6 апреля 1998 года № 452 «Об упорядочении дополнительных видов денежного обеспечения военнослужащих» (постановление Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 года № 452); приказом Министра обороны Украины от 8 августа 1994 года № 205 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Украины государственных пенсий и пособий военнослужащим и членам их семей», а также аналогичными приказами министерств и ведомств, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, и другими нормативно-правовыми актами по вопросам пенсионного обеспечения.

Следует иметь в виду, что лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, и членам их семей могут (по их желанию) назначаться пенсии на условиях и по нормам, установленным Законом Украины от 9 июля 2003 года «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Закон о пенсионном обеспечении). При исчислении им пенсии учитываются заработная плата, а также все виды денежного обеспечения, которое они получали перед увольнением со службы. В таких случаях пенсионное обеспечение осуществляют органы Пенсионного фонда Украины.

В соответствии со статьей 7 Закона о пенсиях военных, военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, и членам их семей, одновременно имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Обращение за назначением избранной пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее получение.

2. В соответствии со статьей 66 Закона о пенсиях военных, судебному разбирательству подлежат споры, связанные как с отказом в назначении пенсии, так и с нарушением сроков и занижением размера ее выплаты, перерасчетом, выплатой за истекший период и т.п.

Поскольку предметом таких споров являются нарушения личных прав и свобод заявителей в сфере управленческой деятельности пенсионных органов, дела относительно этих споров должны рассматриваться по правилам, установленным главой 31-А Гражданского процессуального кодекса Украины. Жалобы, в которых содержится спор о праве, а также требования о возмещении материального или морального вреда, подлежат рассмотрению на общих основаниях в порядке искового производства.

3. Круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, определен в преамбуле и статье 4 этого Закона, является исчерпывающим и расширению не подлежит.

Пенсионное обеспечение женщин, принятых в добровольном порядке на действительную военную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей осуществляется на основаниях, установленных Законом о пенсиях военных для военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту и членов их семей.

4. В соответствии со статьями 1, 2, 12 Закона о пенсиях военных, право на пожизненную пенсию за выслугу лет приобретают военнослужащие и другие лица, имеющие право на пенсию согласно этому Закону, при наличии на день увольнения со службы установленной выслуги 20 лет и более — на основании пункта «а» статьи 12 Закона о пенсиях военных. Военнослужащие, которые увольняются из Вооруженных Сил Украины в связи с реформированием последних, имеют право на эту пенсию при наличии 15 лет выслуги и при условии, что им исполнилось 45 лет (пункт 11 статьи 1 Закона Украины от 15 июня 2004 года «О государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, увольняющихся со службы в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины, и членов их семей»; Закон о соцзащите).

Исключение из этого правила установлено пунктом «б» статьи 12 Закона о пенсиях военных (в редакции Закона от 4 июля 2002 года, вступившего в силу 6 августа 2002 года) для военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию согласно этому Закону, ранее уволенных со службы. На основании этого Закона, начиная с 6 августа 2002 года, независимо от оснований и времени увольнения, им может быть назначена пенсия при условии, что этим лицам исполнилось 45 лет (а инвалидам войны — независимо от возраста) и что они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и шести месяцев составляет военная служба либо служба в органах внутренних дел или в государственной пожарной охране.

Военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию, согласно Закону о пенсиях военных, пенсии назначаются и выплачиваются только после увольнения их со службы.

В случае повторного принятия пенсионеров из числа военнослужащих и лиц, получающих пенсию согласно Закону о пенсиях военных, на военную службу в Вооруженные Силы Украины, другие образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования и Государственную специальную службу транспорта, на службу в органы внутренних дел, органы и подразделения гражданской защиты, налоговой милиции, а также уголовно-исполнительной системы Украины выплата пенсий на время их службы прекращается. При следующем увольнении этих лиц со службы выплата им пенсий осуществляется с учетом общей выслуги лет на день последнего увольнения (часть 2 статьи 2 Закона о пенсиях военных).

Военнослужащие и лица, имеющие право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных и ставшие инвалидами в период прохождения ими службы, или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, или если инвалидность настала позже этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы (статья 18 Закона о пенсиях военных), приобретают право на пенсию по инвалидности. Члены семей таких военнослужащих, а также погибших, умерших или пропавших без вести лиц имеют право на пенсию, назначаемую в случае потери кормильца.

Пенсии по инвалидности военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, а также членам их семей в случае потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

5. В соответствии с частью 2 статьи 5 и пунктом «б» статьи 12 Закона о пенсиях военных, военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, но лишенным военных или специальных званий или уволенным со службы в связи с осуждением за умышленное преступление, совершенное с использованием своего должностного положения, или за совершение коррупционного деяния, и членам их семей пенсия назначается на общих основаниях, установленных Законом о пенсионном обеспечении.

6. При рассмотрении дел указанной категории суды должны учитывать, что, в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о пенсиях военных (в редакции Закона Украины от 15 июня 2004 года «О внесении изменений в статью 43 Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава внутренних дел и некоторых других лиц», вступившего в силу 1 января 2005 года; Закон об изменениях), лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, а также лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, и членам их семей пенсии начисляются исходя из размера денежного обеспечения по последней штатной должности перед увольнением с учетом соответствующих окладов по должности, воинскому (специальному) званию, процентной надбавки за выслугу лет, ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премий в размерах, установленных законодательством.

Перечень ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения военнослужащих, установленный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 года № 452, не является исчерпывающим, поскольку другими нормативно-правовыми актами введены другие ежемесячные надбавки, доплаты и повышения, которые тоже являются ежемесячными дополнительными видами денежного обеспечения и также должны зачисляться при начислении пенсий, однако только лицам, получавшим их во время прохождения службы и уволенных с нее уже после их введения.

7. Обратить внимание судов на то, что, в соответствии с пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона об изменениях, лица, которым ранее были назначены пенсии согласно Закону о пенсиях военных, с 1 января 2005 года имеют право на перерасчет этих пенсий и выплату им 50 % от суммы пересчитанной пенсии, а с 1 января 2006 года — 100 % этой суммы. В случае если вследствие перерасчета по нормам Закона об изменениях размер пенсии или выплачиваемой в период с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года ее части уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

Согласно дополнениям, внесенным Законом Украины от 16 декабря 2004 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам социальной защиты военнослужащих» (Закон об изменениях в соцзащите) в пункт 2 раздела II «Заключительные положения» Закона об изменениях, лицам, отнесенным в установленном законом порядке к числу ветеранов войны, соответствующий статус которых им предоставлен за участие в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и в войне с империалистической Японией в августе-сентябре 1945 года, и лицам, принимавшим участие в других боевых действиях, предшествовавших упомянутым войнам, а также женам погибших (умерших) указанных лиц назначенные ранее пенсии перерассчитываются и выплачиваются начиная с 1 января 2005 года в 100 %-м размере перерассчитанной пенсии.

8. В соответствии со статьей 63 Закона о пенсиях военных и пунктом 8 постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393, перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, производится в связи с изменением (произошедшим после освобождения их со службы) размеров денежного обеспечения, исходя из которого исчисляются пенсии.

При увеличении размера окладов денежного содержания (должностного оклада и оклада по воинскому (специальному) званию) перерасчету подлежат как процентная надбавка за выслугу лет, так и другие дополнительные виды денежного обеспечения, которые учитывались при исчислении пенсии и размер которых определяется в процентах от указанных окладов денежного обеспечения (за классность, работу с тайными документами, условия службы и т.п.), в том числе после вступления в силу с 19 января 2000 года постановления Кабинета Министров Украины от 8 января 2000 года № 12 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393».

Обратить внимание судов на то, что законодательством по вопросам пенсионного обеспечения, действовавшим до 1 января 2005 года, не были предусмотрены возможности перерасчета ранее назначенных пенсий в связи с введением после увольнения военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения, которых они не получали во время службы, а также премий. Закон об изменениях, вступивший в силу 1 января 2005 года, не имеет обратной силы, поэтому требования относительно перерасчета пенсии с учетом введенных после увольнения со службы новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения и премий за прошедшее время, то есть до 1 января 2005 года, удовлетворению не подлежат.

Уволенным со службы военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, которым присвоены очередные воинские (специальные) звания во время пребывания их в запасе или в отставке, ранее назначенные пенсии с учетом новых присвоенных военных (специальных) званий не перерассчитываются.

9. Судам следует иметь в виду, что с 1 января 2006 года вступает в силу Закон об изменениях в соцзащите, которым предусмотрено изменение редакции части 3 статьи 63 Закона о пенсиях военных и вводится новый порядок перерасчета ранее назначенных пенсий. Им, в частности, установлено, что все назначенные согласно Закону о пенсиях военных пенсии подлежат перерасчету в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию согласно этому Закону, или в связи с введением для указанных категорий лиц новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством. Перерасчет пенсий осуществляется на момент возникновения права на такой перерасчет и производится в сроки, установленные в части 2 статьи 51 Закона о пенсиях военных.

Пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона об изменениях в соцзащите предусмотрен обязательный перерасчет пенсий, назначенных ранее согласно Закону о пенсиях военных, с учетом изменений размеров и введения новых видов денежного обеспечения, состоявшихся или введенных после назначения пенсий, из которых последние исчисляются соответствующим категориям военнослужащих и лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных. Этот закон также не имеет обратной силы.

10. Согласно статье 51 Закона о пенсиях военных, перерасчет пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли обстоятельства, влекущие изменение размера пенсии. Если при этом пенсионер получил право на повышение пенсии, разница в ней за прошедшее время может быть ему выплачена не более чем за 12 месяцев.

11. Годовой срок для выплаты пенсии за прошедшее время исчисляется со дня обращения пенсионера или поступления в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, а для выплаты разницы пенсии — с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с ходатайством перерассчитать пенсию или в пенсионный орган поступили документы, необходимые для такого перерасчета.

Днем обращения за пенсией считается день принятия заявления о назначении пенсии со всеми документами, которые заявитель обязан подать, а при пересылке заявления с документами по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.

Если к заявлению о назначении пенсии прилагаются не все необходимые документы, пенсионный орган должен разъяснить заявителю или уведомить его письменно о том, какие документы он должен подать дополнительно. Не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения (уведомления) о необходимости представления дополнительных документов днем обращения за пенсией считается день принятия заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления этого заявления.

12. При рассмотрении дел указанной категории судам необходимо учитывать особенности пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины, установленные Законом о соцзащите (действует с 8 июля 2004 года). Действие этого Закона распространено на военнослужащих, уволенных с военной службы по этой же причине после 1 января 2004 года (пункт 2 статьи 3 Закона о соцзащите).

Согласно пункту 11 статьи 1 Закона о соцзащите, для указанной категории военнослужащих при условии, что им исполнилось 45 лет, и при наличии выслуги 15 лет пенсия исчисляется в размере 40 % от денежного обеспечения с увеличением этого размера на 2 % за каждый следующий год выслуги, но не более 50 % от суммы соответствующего денежного обеспечения. При этом пенсии исчисляются в размере и порядке, определенных в Законе о пенсиях военных.

13. В статье 15 Закона о пенсиях военных предусмотрено повышение пенсий за выслугу лет. В частности, лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону и являющимся ветеранами войны или лицами, на которых распространяется действие Закона от 22 октября 1993 года «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», пенсии за выслугу лет повышаются в соответствующих процентах от размера минимальной пенсии по возрасту. Такое повышение производится исходя из размера минимальной пенсии по возрасту — 19 грн 91 коп., установленного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 января 2002 года № 1 «О повышении размеров пенсий и других социальных выплат отдельным категориям пенсионеров, финансирование которых осуществляется за счет средств государственного бюджета», действие которого с 1 октября 2003 года распространено на указанных лиц постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2003 года № 1350 «О повышении уровня пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».

14. При рассмотрении дел указанной категории судам необходимо учитывать, что, согласно статье 55 Закона о пенсиях военных, суммы пенсии, начисленные пенсионерам из числа военнослужащих, лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, и членам их семей и не полученные ими своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года перед обращением с заявлением о ее получении, а суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошедшее время без ограничения любым сроком.

15. При нарушении пенсионными органами прав и свобод заявителей, связанных с пенсионным обеспечением, последние имеют право на возмещение причиненного им морального и материального вреда в установленном законодательством порядке на основании статьи 17 Закона от 20 декабря 1991 года «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

16. Судебной палате по гражданским делам и Военной судебной коллегии Верховного Суда Украины, апелляционным судам следует регулярно изучать и обобщать практику рассмотрения дел указанной категории и своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков в деятельности судов.

Председатель Верховного Суда Украины Василий МАЛЯРЕНКО
Секретарь Пленума Верховного Суда Украины Иван ДОМБРОВСКИЙ

В последние годы в Украине остро стоит вопрос переселенцев из временно оккупированных территорий Донбасса, Луганска и аннексированного Крыму. Согласно данным официального сайта Министерства социальной политики Украины, по состоянию на 2 января 2019 г. взято на учет 1512435 переселенцев (ВПО). К актуальным проблемам переселенцев нашего государства принадлежит массовое прекращение выплаты пенсий с оснований, не предусмотренных Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

О том, как в нынешних условиях и норм законодательства переселенцам можно вернуть выплаты пенсий, изданию «Закон и Бизнес» рассказала управляющий партнер адвокатского объединения Emiraise Людмила Кабанец.

Как восстановить выплаты?

Практика лишения пенсий приобретает все большие масштабы, и в большинстве случаев касается пенсионеров и людей с инвалидностью. В силу своего возраста и состояния здоровья большинство из них не способны преодолевать неблагоприятные ситуации и нуждаются в помощи. А пенсия является единственным источником их существования.

Систематические нарушения прав переселенцев на пенсионное обеспечение приводят к возникновению ряда судебных споров между ВПО и органами Пенсионного фонда Украины (ПФУ), о восстановлении нарушенных прав переселенцев.

Для восстановления своих прав, необходимо действовать по следующему алгоритму:

Оформить письменное обращение в органы ПФУ с соответствующим требованием о восстановлении и выплату задолженности по пенсии.

Обжаловать действия или бездействие органов ПФУ в административном суде.

Предъявить к принудительному исполнению соответствующие решения судов.

На сегодняшний день в Украине сложилась положительная судебная практика по восстановлению выплаты пенсий и взысканию начисленной, но не выплаченной задолженности. Например, 3 мая 2018 г. Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда принял решение в образцовом деле о прекращении выплаты пенсий в пользу переселенца.

Что делать, если средства все же не выплачиваются?

Судебное решение о восстановлении пенсионных выплат и обязательства выплаты задолженности по пенсии может в течение длительного времени не выполняться. В таком случае пенсионер испытывает инфляционные потери от обесценения средств, принадлежащих ему и лишен возможности получить дополнительную прибыль из этих средств.

Для того, чтобы получить компенсацию инфляционных потерь, применяются несколько вариантов действий.

Вариант 1. При обращении в Пенсионный фонд по восстановлению выплаты пенсии необходимо выдвинуть требование о начислении и выплате компенсации.

Сумма этой компенсации исчисляется путем умножения суммы начисленного, но не выплаченного гражданину дохода за соответствующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на индекс инфляции в период невыплаты дохода (инфляция месяца, за который выплачивается доход, во внимание не принимается).

В дальнейшем это требование включается в исковых требований при обжаловании действий или бездействия органов ПФУ. Таким образом есть возможность компенсировать инфляционные потери с момента прекращения выплат пенсии до даты принятия судебного решения.

Вариант 2. В случае просрочки выплаты долга должник по требованию кредитора обязан также покрыть инфляции потери за все время просрочки. А также выплатить 3% годовых от просроченной суммы.

Решение о возобновлении выплаты пенсии и выплаты задолженности подтверждает, что между пенсионером и органом ПФУ возникает денежное обязательство. Поэтому пенсионер имеет право взыскать с Пенсионного фонда инфляционные потери и дополнительные проценты.

Для этого необходимо обратиться в орган ПФУ с иском о взыскании инфляционных потерь и 3% годовых за несвоевременное исполнение решения суда. Его можно подать в первые 3 года с момента как решение суда о выплате задолженности вступает в силу. Иначе ПФУ может выдвинуть ходатайство об исковой давности и выплатить инфляционные потери не за весь период задержки, а только за 3 года.

Но каким образом удастся взыскать инфляционные потери и 3% годовых за все время неисполнения решения суда?

В таком случае переселенец должен предъявить этот иск в течение 3 лет с момента вступления решения в силу, не дожидаясь самого исполнения. И заявить такие требования:

- взыскать с органа ПФУ инфляционные потери и 3% годовых за неисполнение решения суда,

- указать о начислении соответствующих процентов и инфляционных потерь с момента принятия решения до момента исполнения денежного обязательства.

В таком случае начисления инфляционных потерь и дополнительных процентов осуществляет исполнитель. И гражданин получает возмещение за все время выполнения органом ПФУ решения суда о выплате пенсии.

Вариант 3. Если решение суда о взыскании пенсионных выплат находится на исполнении в органах казначейства, перечисления средств пенсионеру осуществляется в течение 3 месяцев.

Если за этот период не исполнилось перечисления средств, пенсионеру выплачивается компенсация объемом 3% годовых от неуплаченной суммы средств. Компенсация начисляется Государственной казначейской службой Украины.

Для получения компенсации пенсионеру нужно после выполнения решения суда обратиться в Государственную казначейскую службу Украины с просьбой провести начисление и выплату 3% годовых. В случае отказа — обжаловать такие действия в административном суде.

Вариант 4. Судебные решения, вступившие в силу, являются обязательными для выполнения всеми органами государственной власти, физическими и юридическими лицами на всей территории Украины. Суд может обязать ответчика, не в пользу которого принято судебное решение, подать в установленный судом срок отчет об исполнении судебного решения.

Поэтому к исковым требованиям в административных спорах с органами государственной власти следует включать требование об установлении судебного контроля. Путем представления органами государственной власти в установленный судом срок отчета об исполнении судебного решения.

По результатам рассмотрения отчета должника о выполнении решения суда или в случае непредставления такого отчета судья своим постановлением может установить новый срок представления отчета. И наложить на руководителя должника, ответственного за выполнение решения, штраф в сумме от двадцати до сорока размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Сумма штрафа в 2019 году составляет от 38 420 грн до 76 840 грн. Половина суммы штрафа взыскивается в пользу истца (пенсионера), другая половина — в Государственный бюджет Украины.

Таким образом, пенсионеры, которым прекратили выплачивать пенсию, имеют правовую возможность:

- получить компенсацию потери части доходов в связи с нарушением сроков выплаты пенсии;

- взыскать с органа ПФУ инфляционные потери за все время выполнения решения суда;

- взыскать 3% годовых от суммы, подлежащей выплате на основании решения суда.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ОРДЛО были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает "Вестям" эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос, — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко. — Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо".

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений, — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель. — Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста".

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты. "Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко "Вестям".

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины. "По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав, — говорит "Вестям" Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики". — Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях. "В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.


В последнее время нашему юридическому бюро приходиться все чаще сталкиваться с проблемами невыплаты пенсий пенсионерам, возобновившим свои выплаты на территории Украины и получившим так называемые «справки переселенца» и в последствии которым прекратили выплаты. Не секрет что эта проблема стала насущной, так как с прекращением выплаты пенсии на сегодняшний день столкнулись тысячи если не больше граждан, имеющих прописку на территории неподконтрольной властям Украины (ДНР/ЛНР), самое интересное что с каждым месяцем их количество возрастает и складывается впечатление что государство ищет любые пути чтобы прекратить выплаты этим людям. Прекращают выплаты даже тем, кто постоянно находиться и проживает на подконтрольной украинским властям территории, я не говорю уже о тех, кто приезжает туда только для оформления. Причины приостановления выплат и отказа в их возобновлении находятся разные, самые стандартные это несвоевременное прохождение линии разграничения, отсутствие по месту фактического проживания, верификация по спискам СБУ и т.д. Знакомая ситуация? Да что тут говорить с этим столкнулись и мои близкие родственники, с которых я и начал свой путь в восстановлении справедливости в судебном порядке.

В положительности судебного решения не может быть сомнения, так как право гражданина Украины на получение пенсии является незыблемым и не может зависеть от проживания людей в том или ином городе Украины. На стороне пенсионеров стоит Конституция Украины (статья 46), Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод, Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Верховный Суд Украины, как последняя в Украине судебная инстанция, в своем решении от 03.05.2018 г. по делу № 805/402/18 , окончательно подтвердил незаконность действий органов Пенсионного Фонда Украины относительно прекращения выплат пенсий переселенцам с неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей.

Итак поподробнее объясню, как переселенцу пенсионеру выиграть суд по взысканию задолженности по пенсии и восстановить пенсионные выплаты. Обязательными условиями для того чтобы выиграть такое пенсионное дело в суде являются:

  1. факт перенесения пенсионного дела на территорию подконтрольную Украине, то есть пенсионер должен иметь статус внутренне перемещенного лица (переселенца), и должен был оформлять пенсию в том городе, где он получал справку переселенца;
  2. После оформления пенсии на подконтрольной Украине территории выплаты были возобновлены, но позже были прекращены по неизвестным причинам.

Далее рекомендуется получить письменный ответ от управления Пенсионного Фонда Украины в котором пенсионеру начислялась пенсия с указанием даты, с которой пенсионеру прекратились выплаты, а так же причины, по которой выплаты были прекращены. Ответ на такой запрос обязаны дать в течении месяца в порядке Закона Украины «Об обращениях граждан». Наше юридическое бюро в таких случаях делает адвокатский запрос в ПФУ, ответ на который обязаны предоставить в течении 5 дней (это в случае если пенсионер обращается к нам за правовой помощью в этом деле).

Письменный ответ пенсионного фонда вместе с другими документами прилагается к исковому заявлению, которое подается в окружной административный суд по месту нахождения того отдела ПФУ в котором начислялась пенсия. Документы, которые прилагаются к иску это копии паспорта пенсионера, идентификационного номера, пенсионного удостоверения, справки о взятии на учет в пенсионном фонде, если выплаты назначались в первые. За составлением искового заявления, ходатайства о рассмотрении дела в упрощенном порядке, лучше обратиться к юристу или адвокату либо поискать хорошие образцы в интернете. Так же, в случае если вы пропустили 6 месячный срок с момента прекращения выплат, желательно приложить ходатайство о восстановлении срока, так как некоторые судьи необоснованно оставляют иск без движения, несмотря на то что право пенсионера на выплату пенсии не имеет срока давности (аргументацию писать слишком долго поэтому не буду ее писать). Просто чтобы не создавать себе лишних проблем и не затягивать сроки лучше сразу приложить формальное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в котором указать какие нибудь уважительные причины пропуска срока, например пожилой возраст, отсутствие средств, болезнь и т.д.

Поскольку я проходил уже эту судебную процедуру много раз, представляя интересы клиентов, сразу могу сказать, если соблюдены вышеперечисленные условия, приложены все необходимые документы, то иск в суде первой инстанции будет выигран. Однако практически во всех случаях Пенсионный Фонд подает апелляцию, поэтому после удачного исхода дела в первой инстанции необходимо ждать пока окончательное решение не вынесет апелляционный суд. Итак, апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции и решение с этого момента вступило в законную силу. Дальше необходимо получить само решение и исполнительный лист, и направить документы на принудительное исполнение в соответствующий отдел государственной исполнительной службы.

Исполнение решения суда это уже окончательная стадия этой эпопеи, после открытия исполнительного производства Пенсионный Фонд обязан выплатить пенсионеру всю накопившуюся задолженность и восстановить выплаты. Это означает, что для этого пенсионер не обязан приезжать, подавать отдельные заявления, проходить какие либо идентификации и т.д. по моему мнению достаточно подать заявление в необходимый отдел исполнительной службы и приложить к нему оригинал исполнительного листа, далее все должны сделать государственные исполнители. Решение суда Пенсионный фонд должен исполнить, так как его неисполнение влечет за собой уголовную ответственность по ст. 382 Уголовного кодекса Украины. «1. Умышленное неисполнение должностным лицом приговора, решения, определения, постановления суда, вступившие в законную силу, или препятствование их исполнению - наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет». Как показывает практика, не все Пенсионные фонды моментально реагируют на решение суда, ссылаясь на те или иные причины, поэтому нужно готовиться к борьбе с этим органом даже на стадии исполнения решения суда, вплоть до подачи в Полицию заявления о совершении преступления должностными лицами ПФУ, ответственность за которое предусмотрена ст. 382 Уголовного кодекса Украины.

Надеюсь моя статья помогла Вам понять некоторые нюансы взыскания задолженности по пенсии через административный суд и органы исполнительной службы.









За услугами по представлению интересов в суде по вопросу взыскания задолженности по пенсии переселенцам из ДНР/ЛНР обращайтесь к нам, цена 4 000 грн. (в сумму входит судебный сбор). Рады будем помочь. Тел 0713679133, 0956955914, все контактные данные указаны в разделе «контакты».

Гузар Артем Сергеевич, адвокат, 26.12.2018 г.

Читайте также: