Топилин о пенсионных накоплениях



Министр труда Максим Топилин рассказал об изменениях в пенсионной системе, об отношении к негосударственным пенсионным фондам и о корпоративной дисциплине.

В начале августа правительство приняло решение о продлении моратория на перевод накопительной части пенсии граждан в некоммерческие пенсионные фонды (НПФ). Эти средства будут направлены на формирование и финансирование страховой пенсии и распределительной составляющей. Решение правительства, вызвавшее бурную дискуссию в обществе и даже критику ряда чиновников, озвучил глава Минтруда. Как изменится пенсионная система в ближайшее время, почему было принято решение о заморозке накопительной составляющей и как это повлияет на размер пенсий, в эксклюзивном интервью «Известиям» рассказал министр труда Максим Топилин.

— Решение правительства о заморозке накопительной части пенсий на 2015 год уже вызвало бурную дискуссию в обществе. Представители Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) заявили, что это решение принималось без обсуждения с участниками пенсионного рынка, без согласования в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Это так?

— Хочу сразу отметить — никто в правительстве никогда не говорил о заморозке пенсионных накоплений. Речь только о том, что тариф (6%), который ранее направлялся в накопительную часть пенсии, пойдет как в этом году, так и в следующем в распорядительную составляющую пенсии.

Что касается Российской трехсторонней комиссии, то все процедуры будут соблюдены. Напомню, что на РТК в установленном законом порядке проходят обсуждение разработанные законопроекты, касающиеся социально-трудовой сферы. Так вот, проекты законов во исполнение этого решения будут готовы в конце августа – начале сентября. Естественно, они будут рассмотрены и на РТК.

— О каких законопроектах идет речь?

— В правительстве готовятся поправки в действующие законы, связанные с регулированием тарифов на обязательное пенсионное страхование. Это затронет законодательство о внебюджетных фондах, о бюджете Пенсионного фонда, о федеральном бюджете (в зависимости от того, куда идет часть тарифа, это влияет на формирование доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда).

— Но претензии НПФ и экспертов во многом оправданны. Сначала правительство заявило — накопительную часть замораживают, чтобы НПФ акционировались. И по данным ЦБ, все они успеют акционироваться в срок. Почему вы резко изменили правила игры и продлили заморозку?

— Когда вы говорите про заморозку, очевидно имеете в виду, что еще год не будет позволено НПФ войти в систему госгарантий — это одна из возможных конструкций.

Второй вариант решения — когда система гарантий, как и предполагалось, заработает. И у негосударственных пенсионных фондов будет еще год (как и сейчас предусмотрено законодательством), чтобы те, кто не успел в этом году войти в систему гарантирования, смогли акционироваться. Если такая система будет выбрана, то по ней тариф, который сейчас составляет 6%, на 2015 год будет установлен как 0%. Это значит, что все страховые взносы (а это 22%) пойдут в распределительную составляющую.

— Что будет с накопительной системой? Как это отразится на будущих пенсионерах?

— Тут два вопроса. Ответ на первый — рассматривается возможность сделать накопительную часть пенсии добровольной. Поймите одно, в обязательной пенсионной системе, в том числе и накопительной части, граждане не платят ничего, за них платит работодатель!

Будущие пенсионеры платят только в добровольной системе. Это как со страхованием жизни. Если вы хотите застраховать свою жизнь, то никто и ничто вам не мешает это сделать на любую сумму и любой срок. Так и тут человек самостоятельно и добровольно может переводить часть зарплаты в НПФ.

— Но что дает будущим пенсионерам заморозка накопительной части в обязательном пенсионном отчислении?

— Граждане станут более защищенными. В этом и следующем годах мы отправим средства в распределительную составляющую. На покрытие текущих пенсий. А будущие пенсионеры однозначно получат больше — потому что эти средства образуются в солидарной части — они будут гарантированно проиндексированы тогда, когда люди выйдут на пенсию. Наверное, чисто теоретически в каком-то НПФ могло бы быть больше средств. Но в целом негосударственные пенсионные фонды на протяжении всех лет показывали отрицательную доходность относительно инфляции.

— Куда пойдут деньги, которые могли пойти в накопительную часть?

— На пенсии сегодняшним пенсионерам. Давайте разберем подробнее. Накопительная система работает так. Часть денег (6% из 22%) уходит в НПФ, поэтому в ПФР возникает технический дефицит. Для его ликвидации эти 6% возмещаются соответствующим трансфертом из федерального бюджета. Получается, деньги истрачены дважды.

В 2014 году, а теперь еще и в 2015-м накопительный тариф направляется в распределительную составляющую. Это означает, что все деньги, которые собираются в виде взносов от работодателей в ПФР, идут на выплаты текущим пенсионерам. В таком случае государство дважды уже не платит.

При этом размеры пенсий не уменьшатся и не увеличатся.

— Кому тогда выгоден шум вокруг заморозки пенсионных средств?

— Тем, кто в следующем году не получит серьезных денежных ресурсов из-за перераспределения накопительной части пенсионного тарифа. В прошлом году россияне могли сделать выбор, куда перечислять накопительную часть пенсии — в НПФ, в ВЭБ, — или остаться так называемым молчуном. Первые сведения, которые получил ПФР, говорили о том, что 20 млн человек приняли решение и написали заявления. И все отмечали: вот, смотрите, как люди голосуют и ногами уходят из солидарной пенсии в манну небесную — накопительную пенсионную систему. На самом деле, когда все заявления были обработаны, оказалось, что их намного меньше. Реальных и правильно оформленных — всего 10 млн. Всё остальное — это ошибки, если их можно так назвать. Возможно, что это целенаправленная подделка — надо выяснять, анализировать. Сравним данные, полученные в этом году, — за полгода подано всего 500 тыс. заявлений.

— С чем вы связываете такое снижение?

— Мы убрали из законодательства возможность оформлять заявления в накопительную систему через агентов. Теперь это надо делать самостоятельно — каждому человеку нужно прийти в Пенсионный фонд и заявить о своем желании, чтобы 6% взносов шли в накопительную часть пенсии в НПФ или УК. И как только мы убрали трансфер-агентов, которые работали, естественно, не безвозмездно, число заявлений уменьшилось в 20 раз в течение полугода.

Поэтому когда говорят, что людей кто-то обманул или что у людей не спросили, — это неправда.

— Вы уверены, что накопительную часть в обязательной пенсионной системе нужно полностью отменить?

— Я считаю правильным накопительную составляющую сделать добровольной, то есть убрать ее из солидарной системы.

Сейчас НПФ не собирают взносы, за них это делает Пенсионный фонд России. Видели ли вы такую страховую компанию, за которую госорган собирает деньги и потом эти деньги ей передает? Вот поэтому и надо сделать так, чтобы каждый оператор на рынке сам мог администрировать свою деятельность. Тогда он эффективен, понимает риски. А когда ежегодно на накопительную часть перечисляют порядка 300 млрд рублей — получается очень неплохой бизнес. Когда получаешь бесплатные деньги, то это расслабляет, и расслабляло многие годы.

— Аргументы логичны. Но ведь то решение, которое принято, имеет и недостатки: к примеру, утрачено доверие граждан, удар по рынку НПФ, удар по рынку ценных бумаг (куда НПФ выкладывали пенсионные деньги).

— Обязательная накопительная система в рамках солидарной обязательной — это нонсенс и большая проблема для всех. Нам, государству, приходится придумывать квазиинструменты, псевдогарантии, чтобы защитить граждан.

Даже Казахстан, который был апологетом такой накопительной системы, отказался впоследствии от нее. Они ликвидировали все НПФ и создали один государственный пенсионный фонд, который занимается накоплениями. И индексируют накопительную часть — обеспечивают гарантиями по инфляции.

— Вы предлагаете перейти на добровольную накопительную систему. Чем она будет лучше той системы, которая была до сих пор?

— Эта система есть, можно напрямую заключить договор с любым НПФ и отчислять часть своей зарплаты. Это понятная и вполне работающая система. А когда обязательная — то мало того что всё неэффективно работает, так еще и фактически дважды приходится платить деньги. Первый раз — 6% из страхового тарифа в 22% отчислять в НПФ, а второй раз — покрывать разницу на текущие пенсии из госбюджета.

— А если через 5-10 лет НПФ обанкротится? Сейчас есть хотя бы гарантии сохранности средств.

— К сожалению, действительно есть примеры банкротств НПФ. И в таком случае государство платит второй раз, так как пенсию человеку мы обязаны платить, потому что это государственная пенсия — обязательная система страхования. При этом гарантирование по накопительной составляющей сейчас существует только на номинал, а это крайне мало. К слову, в солидарной системе гарантируется номинал и инфляция.

— Решение правительства связано с дефицитом ПФР?

— В ПФР нет дефицита — он обеспечивает выплаты всем пенсионерам за счет двух источников. Первый — за счет страховых взносов, что платят работодатели, и за счет поступлений из федерального бюджета. Но это не дефицит, а компенсация по тем решениям, которые правительство вместе с законодателем принимает. Например, если малые предприятия будут платить меньший тариф, то эти же деньги надо компенсировать. Существует норма в законодательстве, что если принимаются какие-то льготные меры по тарифам страховых взносов, то это обязательно компенсируется из федерального бюджета. Например, будут предоставляться льготы по страховым выплатам на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке — там планируется платить всего 6,7% вместо 22%. А разницу компенсирует бюджет страны — это всегда так было. Поэтому как такового понятия дефицита бюджета ПФР нет.

Можно, конечно, ввести полный тариф для всех и не вводить ни одной льготы. Это тоже путь. Тогда не придется доплачивать из федерального бюджета (если отменят накопительную часть, то не будет и трансферта из федерального бюджета, а это в следующем году 270 млрд рублей — деньги немалые).

— Стоит ли пенсионерам ждать повышения пенсии в ближайшие годы?

— Нам надо достигнуть хотя бы двух прожиточных минимумов для пенсионера к 2018 году. Это цель. Сейчас с Минфином мы работаем над размером индексации, который будет осуществлен в 2015-2017 годах. Мы как социальный блок стараемся сделать компенсацию повыше, однако Минфин отстаивает каждую копейку — но это и понятно.

— Экс-замминистра экономики Сергей Беляков заявил, что ему стыдно за принятое решение по заморозке. А вам не стыдно?

— Я горжусь тем, что был в ряду тех, кто отстоял интересы граждан и государства. И мне было странно услышать публично такое заявление от моего коллеги. Я его хорошо знаю, мы давно знакомы. Мне непонятно, зачем надо было говорить так, такими словами.

Всё, что мы, госчиновники, можем делать, регламентировано законом. Есть внутренние ограничения по закрытости и открытости той информации, которая проходит обсуждение. Есть в разной степени закрытые документы, есть служебная этика, в конце концов. Вы от меня никогда не добьетесь рассказов, что и как мы обсуждаем с разными министрами. Мы будем говорить о принятых решениях, об аргументах.

— Антироссийские санкции скажутся на социальной сфере вообще и на пенсиях в частности?

— Если в результате санкций будет позитив у наших сельхозпроизводителей, то для Пенсионного фонда это только плюс, потому что это дополнительные рабочие места, дополнительные зарплаты, а значит, и дополнительные взносы в ПФР. Для Пенсионного фонда это будет исключительно положительная динамика.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 июня 2015 17:25


Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин рассказал в интервью РБК, почему опять возобновился спор о накопительных пенсиях, как власти следят за безработицей и что будет с материнским капиталом.

О пенсионных накоплениях

— Максим Анатольевич, сейчас вновь заговорили о возможной заморозке накопительной части пенсий — такое обсуждение действительно опять идет?

— Здесь нельзя говорить о какой-то инициативе. Речь идет о том, что министерство финансов высказывает некоторые соображения по поводу того, чтобы не индексировать пенсии по уровню инфляции. В законодательстве у нас предусмотрено, что пенсии индексируют по доходам Пенсионного фонда, но не ниже инфляции за прошлый год. Это гарантия от государства, чтобы пенсии сохранялись в реальном выражении. Сегодня изменилась экономическая ситуация: если раньше, практически все прошлые годы, доходность Пенсионного фонда обгоняла инфляцию в связи с тем, что зарплаты росли, то сегодня нет. Это что, означает, что надо менять правила игры? Нам кажется, что нет. Это временное явление, очевидно, что уже с 2017–2018 года ситуация может поменяться, зарплаты восстановятся, будут расти, восстановится и доходность Пенсионного фонда. Отсюда и возникла дискуссия: если у нас недостаточно денег на трансферт, чтобы проиндексировать по уровню инфляции, то давайте посмотрим, что делать с «накопиловкой». Ведь когда Минфин и Минэкономики предлагали сохранить отчисления в НПФ, мы исходили из того, что это требует трансферта в 345 млрд руб. в следующем году. Теперь начинать манипулировать индексацией не совсем правильно ни с политической, ни с экономической точки зрения.

— А как защитить накопления от обесценивания?

— Уже было много сделано, например, закон о гарантиях, который был принят в 2013 году. Система гарантирования заработала, но не все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) попали туда. Есть опасения, что некоторые НПФ, которые в эту систему не вошли, задерживают перевод накоплений в другие фонды по заявлениям граждан. Люди написали заявления, что переходят в надежный фонд, а ненадежные не платят надежным — это очень серьезный риск. Но я знаю, что ЦБ этим сейчас занимается, готовит законопроекты. Второй риск, что по закону гарантия — это номинал: сколько перечислили, столько через 30–40 лет вернется. Вот я спрашиваю — вы придете в банк, который предложит: давайте вы сейчас откроете вклад на 10 тыс. руб., а я вам через 40 лет 10 тыс. верну? Наверное, нет. А в НПФ ситуация именно такая, и нам кажется, что ее постепенно надо менять путем обеспечения окупаемости вложений, изменяя законодательство, чтобы прирост вложений был гарантирован хотя бы не ниже инфляции. Проблема еще и в том, что вложения НПФ — это не инвестиции, лишь на 15–20%, остальное — вклады в банках и облигации. Очень многое предстоит сделать, чтобы инвестпривлекательность этого механизма еще усовершенствовать. — Будет ли сохранен тариф взносов во внебюджетные фонды для работодателей в 22% либо сложности с бюджетом заставят его увеличить до 26%?

— Сейчас по закону тариф 26%, 22% — это льгота, и разница между этими ставками тоже покрывается трансфертом из бюджета. Мы все время дискутируем, когда нам говорят, что Пенсионный фонд дефицитен — там нет дефицита. Есть принятые государством пониженные тарифы: для IT, ТОРов. Когда такие решения принимаются, требуется трансферт. Пока мы подготовили законопроект о продлении льготного 22-процентного тарифа на 2018 год — он у нас каждый год передвигается по бюджетной линейке. Я не знаю пока позиции Минфина, но в тех проектировках, которые мы готовим, Минфин не делал замечаний, поэтому, скорее всего, тариф в 22% будет сохранен.

О безработице — Как складывается ситуация с безработицей?

— Мы каждую неделю отслеживаем, что у нас происходит с регистрируемой безработицей и неполной занятостью. Если брать май-июнь, неделю — прирост, неделю — снижение. Два месяца нет устойчивого тренда, все время идет колебание. Нас беспокоит, что сохраняется много неполной занятости, хотя количество таких лиц сократилось на 30 тыс., или на 11%, остается все равно 295 тыс. человек. Мы работаем с регионами, которые испытывают наибольшие сложности, сейчас по восьми регионам приняты программы дополнительных мер, на это 2,5 млрд руб. выделены из бюджета. Перед форумом я встречался с руководителями Кировской, Свердловской, Челябинской областей, на очереди у нас еще Башкортостан, Вологда, Владимир — это регионы, заявки которых мы рассматриваем. Там находятся крупные либо градообразующие предприятия, на которых большой массив занятых неполное рабочее время. По ним мы хотим принять дополнительные меры, чтобы как-то пройти непростой период. Прогнозы пока неоднозначные. Путем экономической поддержки, надеюсь, мы сможем избежать серьезных рисков.

О маткапитале — На повестке стоит продление программы материнского капитала. На какой период вы предлагаете ее продлить?

— Пока дискуссия продолжается. Мы считаем, что надо продлевать программу материнского капитала как минимум до 2021 года. У нас сейчас сокращается количество женщин в репродуктивном возрасте от 20 до 29 лет — это самый активный возраст. В диапазоне от 30 до 39 лет будет увеличение, а возраст рождения увеличивается по объективным причинам. Мы надеемся, что продление материнского капитала позволит стимулировать этих женщин на рождение вторых детей. Тем самым можно сохранить позитивные тренды в рождаемости, хотя мы, кажется, уже достигли пределов. Скорее всего, будет некоторое снижение в перспективе, мы должны не допустить резкой динамики.

— Будет ли расширен список того, на что можно потратить маткап?

— Мы сейчас готовим предложения. Буквально недавно принято решение, что материнский капитал можно тратить на первоначальный взнос на ипотеку, а не просто на погашение кредита. Сейчас эта программа заработает. Вторая мера — 20 тыс. руб. можно будет получить наличными как антикризисную меру. Буквально с понедельника Пенсионный фонд начнет эти выплаты. Мы также подготовили законопроект, который позволит семьям с детьми-инвалидами брать средства маткапитала на бытовое устройство — для детишек-инвалидов важны приспособления дома, которые помогают социализации, развитию навыков. Зачастую у семей нет на это свободных средств. Нам все ведомства, кроме Минфина, этот законопроект согласовали — это небольшие деньги.

И еще сейчас прорабатываем тему, связанную с возможностью направления материнского капитала на предоставление услуг по уходу. На детский сад сейчас можно их тратить, так как это образование, а только на уход, присмотр, когда у учреждения нет специальной лицензии, это не разрешается. Мы сейчас с Минобразования прорабатываем это предложение. — Какие средства потребуются на это?

— Их не потребуется больше. В среднем на материнский капитал используется порядка 300–350 млрд руб. в год — приблизительно такие ежегодные обязательства и потребуются. Надо помнить, что еще старые обязательства надо исполнять, поскольку не все сразу использовали уже выданные сертификаты на материнский капитал.

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

14 августа 2014

В интервью газете "Известия" министр Максим Топилин рассказал об изменениях в пенсионной системе, об отношении к негосударственным пенсионным фондам и о корпоративной дисциплине

— Решение правительства о заморозке накопительной части пенсий на 2015 год уже вызвало бурную дискуссию в обществе. Представители Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) заявили, что это решение принималось без обсуждения с участниками пенсионного рынка, без согласования в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Это так?

— Хочу сразу отметить — никто в правительстве никогда не говорил о заморозке пенсионных накоплений. Речь только о том, что тариф (6%), который ранее направлялся в накопительную часть пенсии, пойдет как в этом году, так и в следующем в распорядительную составляющую пенсии.

Что касается Российской трехсторонней комиссии, то все процедуры будут соблюдены. Напомню, что на РТК в установленном законом порядке проходят обсуждение разработанные законопроекты, касающиеся социально-трудовой сферы. Так вот, проекты законов во исполнение этого решения будут готовы в конце августа – начале сентября. Естественно, они будут рассмотрены и на РТК.

— О каких законопроектах идет речь?

— В правительстве готовятся поправки в действующие законы, связанные с регулированием тарифов на обязательное пенсионное страхование. Это затронет законодательство о внебюджетных фондах, о бюджете Пенсионного фонда, о федеральном бюджете (в зависимости от того, куда идет часть тарифа, это влияет на формирование доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда).

— Но претензии НПФ и экспертов во многом оправданны. Сначала правительство заявило — накопительную часть замораживают, чтобы НПФ акционировались. И по данным ЦБ, все они успеют акционироваться в срок. Почему вы резко изменили правила игры и продлили заморозку?

— Когда вы говорите про заморозку, очевидно имеете в виду, что еще год не будет позволено НПФ войти в систему госгарантий — это одна из возможных конструкций.

Второй вариант решения — когда система гарантий, как и предполагалось, заработает. И у негосударственных пенсионных фондов будет еще год (как и сейчас предусмотрено законодательством), чтобы те, кто не успел в этом году войти в систему гарантирования, смогли акционироваться. Если такая система будет выбрана, то по ней тариф, который сейчас составляет 6%, на 2015 год будет установлен как 0%. Это значит, что все страховые взносы (а это 22%) пойдут в распределительную составляющую.

— Что будет с накопительной системой? Как это отразится на будущих пенсионерах?

— Тут два вопроса. Ответ на первый — рассматривается возможность сделать накопительную часть пенсии добровольной. Поймите одно, в обязательной пенсионной системе, в том числе и накопительной части, граждане не платят ничего, за них платит работодатель!

Будущие пенсионеры платят только в добровольной системе. Это как со страхованием жизни. Если вы хотите застраховать свою жизнь, то никто и ничто вам не мешает это сделать на любую сумму и любой срок. Так и тут человек самостоятельно и добровольно может переводить часть зарплаты в НПФ.

— Но что дает будущим пенсионерам заморозка накопительной части в обязательном пенсионном отчислении?

— Граждане станут более защищенными. В этом и следующем годах мы отправим средства в распределительную составляющую. На покрытие текущих пенсий. А будущие пенсионеры однозначно получат больше — потому что эти средства образуются в солидарной части — они будут гарантированно проиндексированы тогда, когда люди выйдут на пенсию. Наверное, чисто теоретически в каком-то НПФ могло бы быть больше средств. Но в целом негосударственные пенсионные фонды на протяжении всех лет показывали отрицательную доходность относительно инфляции.

— Куда пойдут деньги, которые могли пойти в накопительную часть?

— На пенсии сегодняшним пенсионерам. Давайте разберем подробнее. Накопительная система работает так. Часть денег (6% из 22%) уходит в НПФ, поэтому в ПФР возникает технический дефицит. Для его ликвидации эти 6% возмещаются соответствующим трансфертом из федерального бюджета. Получается, деньги истрачены дважды.

В 2014 году, а теперь еще и в 2015-м накопительный тариф направляется в распределительную составляющую. Это означает, что все деньги, которые собираются в виде взносов от работодателей в ПФР, идут на выплаты текущим пенсионерам. В таком случае государство дважды уже не платит.

При этом размеры пенсий не уменьшатся и не увеличатся.

— Кому тогда выгоден шум вокруг заморозки пенсионных средств?

— Тем, кто в следующем году не получит серьезных денежных ресурсов из-за перераспределения накопительной части пенсионного тарифа. В прошлом году россияне могли сделать выбор, куда перечислять накопительную часть пенсии — в НПФ, в ВЭБ, — или остаться так называемым молчуном. Первые сведения, которые получил ПФР, говорили о том, что 20 млн человек приняли решение и написали заявления. И все отмечали: вот, смотрите, как люди голосуют и ногами уходят из солидарной пенсии в манну небесную — накопительную пенсионную систему. На самом деле, когда все заявления были обработаны, оказалось, что их намного меньше. Реальных и правильно оформленных — всего 10 млн. Всё остальное — это ошибки, если их можно так назвать. Возможно, что это целенаправленная подделка — надо выяснять, анализировать. Сравним данные, полученные в этом году, — за полгода подано всего 500 тыс. заявлений.

— С чем вы связываете такое снижение?

— Мы убрали из законодательства возможность оформлять заявления в накопительную систему через агентов. Теперь это надо делать самостоятельно — каждому человеку нужно прийти в Пенсионный фонд и заявить о своем желании, чтобы 6% взносов шли в накопительную часть пенсии в НПФ или УК. И как только мы убрали трансфер-агентов, которые работали, естественно, не безвозмездно, число заявлений уменьшилось в 20 раз в течение полугода.

Поэтому когда говорят, что людей кто-то обманул или что у людей не спросили, — это неправда.

— Вы уверены, что накопительную часть в обязательной пенсионной системе нужно полностью отменить?

— Я считаю правильным накопительную составляющую сделать добровольной, то есть убрать ее из солидарной системы.

Сейчас НПФ не собирают взносы, за них это делает Пенсионный фонд России. Видели ли вы такую страховую компанию, за которую госорган собирает деньги и потом эти деньги ей передает? Вот поэтому и надо сделать так, чтобы каждый оператор на рынке сам мог администрировать свою деятельность. Тогда он эффективен, понимает риски. А когда ежегодно на накопительную часть перечисляют порядка 300 млрд рублей — получается очень неплохой бизнес. Когда получаешь бесплатные деньги, то это расслабляет, и расслабляло многие годы.

— Аргументы логичны. Но ведь то решение, которое принято, имеет и недостатки: к примеру, утрачено доверие граждан, удар по рынку НПФ, удар по рынку ценных бумаг (куда НПФ выкладывали пенсионные деньги).

— Обязательная накопительная система в рамках солидарной обязательной — это нонсенс и большая проблема для всех. Нам, государству, приходится придумывать квазиинструменты, псевдогарантии, чтобы защитить граждан.

Даже Казахстан, который был апологетом такой накопительной системы, отказался впоследствии от нее. Они ликвидировали все НПФ и создали один государственный пенсионный фонд, который занимается накоплениями. И индексируют накопительную часть — обеспечивают гарантиями по инфляции.

— Вы предлагаете перейти на добровольную накопительную систему. Чем она будет лучше той системы, которая была до сих пор?

— Эта система есть, можно напрямую заключить договор с любым НПФ и отчислять часть своей зарплаты. Это понятная и вполне работающая система. А когда обязательная — то мало того что всё неэффективно работает, так еще и фактически дважды приходится платить деньги. Первый раз — 6% из страхового тарифа в 22% отчислять в НПФ, а второй раз — покрывать разницу на текущие пенсии из госбюджета.

— А если через 5–10 лет НПФ обанкротится? Сейчас есть хотя бы гарантии сохранности средств.

— К сожалению, действительно есть примеры банкротств НПФ. И в таком случае государство платит второй раз, так как пенсию человеку мы обязаны платить, потому что это государственная пенсия — обязательная система страхования. При этом гарантирование по накопительной составляющей сейчас существует только на номинал, а это крайне мало. К слову, в солидарной системе гарантируется номинал и инфляция.

— Решение правительства связано с дефицитом ПФР?

— В ПФР нет дефицита — он обеспечивает выплаты всем пенсионерам за счет двух источников. Первый — за счет страховых взносов, что платят работодатели, и за счет поступлений из федерального бюджета. Но это не дефицит, а компенсация по тем решениям, которые правительство вместе с законодателем принимает. Например, если малые предприятия будут платить меньший тариф, то эти же деньги надо компенсировать. Существует норма в законодательстве, что если принимаются какие-то льготные меры по тарифам страховых взносов, то это обязательно компенсируется из федерального бюджета. Например, будут предоставляться льготы по страховым выплатам на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке — там планируется платить всего 6,7% вместо 22%. А разницу компенсирует бюджет страны — это всегда так было. Поэтому как такового понятия дефицита бюджета ПФР нет.

Можно, конечно, ввести полный тариф для всех и не вводить ни одной льготы. Это тоже путь. Тогда не придется доплачивать из федерального бюджета (если отменят накопительную часть, то не будет и трансферта из федерального бюджета, а это в следующем году 270 млрд рублей — деньги немалые).

— Стоит ли пенсионерам ждать повышения пенсии в ближайшие годы?

— Нам надо достигнуть хотя бы двух прожиточных минимумов для пенсионера к 2018 году. Это цель. Сейчас с Минфином мы работаем над размером индексации, который будет осуществлен в 2015–2017 годах. Мы как социальный блок стараемся сделать компенсацию повыше, однако Минфин отстаивает каждую копейку — но это и понятно.

— Экс-замминистра экономики Сергей Беляков заявил, что ему стыдно за принятое решение по заморозке. А вам не стыдно?

— Я горжусь тем, что был в ряду тех, кто отстоял интересы граждан и государства. И мне было странно услышать публично такое заявление от моего коллеги. Я его хорошо знаю, мы давно знакомы. Мне непонятно, зачем надо было говорить так, такими словами.

Всё, что мы, госчиновники, можем делать, регламентировано законом. Есть внутренние ограничения по закрытости и открытости той информации, которая проходит обсуждение. Есть в разной степени закрытые документы, есть служебная этика, в конце концов. Вы от меня никогда не добьетесь рассказов, что и как мы обсуждаем с разными министрами. Мы будем говорить о принятых решениях, об аргументах.

— Антироссийские санкции скажутся на социальной сфере вообще и на пенсиях в частности?

— Если в результате санкций будет позитив у наших сельхозпроизводителей, то для Пенсионного фонда это только плюс, потому что это дополнительные рабочие места, дополнительные зарплаты, а значит, и дополнительные взносы в ПФР. Для Пенсионного фонда это будет исключительно положительная динамика.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 июня 2015 17:25


Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин рассказал в интервью РБК, почему опять возобновился спор о накопительных пенсиях, как власти следят за безработицей и что будет с материнским капиталом.

О пенсионных накоплениях

— Максим Анатольевич, сейчас вновь заговорили о возможной заморозке накопительной части пенсий — такое обсуждение действительно опять идет?

— Здесь нельзя говорить о какой-то инициативе. Речь идет о том, что министерство финансов высказывает некоторые соображения по поводу того, чтобы не индексировать пенсии по уровню инфляции. В законодательстве у нас предусмотрено, что пенсии индексируют по доходам Пенсионного фонда, но не ниже инфляции за прошлый год. Это гарантия от государства, чтобы пенсии сохранялись в реальном выражении. Сегодня изменилась экономическая ситуация: если раньше, практически все прошлые годы, доходность Пенсионного фонда обгоняла инфляцию в связи с тем, что зарплаты росли, то сегодня нет. Это что, означает, что надо менять правила игры? Нам кажется, что нет. Это временное явление, очевидно, что уже с 2017–2018 года ситуация может поменяться, зарплаты восстановятся, будут расти, восстановится и доходность Пенсионного фонда. Отсюда и возникла дискуссия: если у нас недостаточно денег на трансферт, чтобы проиндексировать по уровню инфляции, то давайте посмотрим, что делать с «накопиловкой». Ведь когда Минфин и Минэкономики предлагали сохранить отчисления в НПФ, мы исходили из того, что это требует трансферта в 345 млрд руб. в следующем году. Теперь начинать манипулировать индексацией не совсем правильно ни с политической, ни с экономической точки зрения.

— А как защитить накопления от обесценивания?

— Уже было много сделано, например, закон о гарантиях, который был принят в 2013 году. Система гарантирования заработала, но не все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) попали туда. Есть опасения, что некоторые НПФ, которые в эту систему не вошли, задерживают перевод накоплений в другие фонды по заявлениям граждан. Люди написали заявления, что переходят в надежный фонд, а ненадежные не платят надежным — это очень серьезный риск. Но я знаю, что ЦБ этим сейчас занимается, готовит законопроекты. Второй риск, что по закону гарантия — это номинал: сколько перечислили, столько через 30–40 лет вернется. Вот я спрашиваю — вы придете в банк, который предложит: давайте вы сейчас откроете вклад на 10 тыс. руб., а я вам через 40 лет 10 тыс. верну? Наверное, нет. А в НПФ ситуация именно такая, и нам кажется, что ее постепенно надо менять путем обеспечения окупаемости вложений, изменяя законодательство, чтобы прирост вложений был гарантирован хотя бы не ниже инфляции. Проблема еще и в том, что вложения НПФ — это не инвестиции, лишь на 15–20%, остальное — вклады в банках и облигации. Очень многое предстоит сделать, чтобы инвестпривлекательность этого механизма еще усовершенствовать. — Будет ли сохранен тариф взносов во внебюджетные фонды для работодателей в 22% либо сложности с бюджетом заставят его увеличить до 26%?

— Сейчас по закону тариф 26%, 22% — это льгота, и разница между этими ставками тоже покрывается трансфертом из бюджета. Мы все время дискутируем, когда нам говорят, что Пенсионный фонд дефицитен — там нет дефицита. Есть принятые государством пониженные тарифы: для IT, ТОРов. Когда такие решения принимаются, требуется трансферт. Пока мы подготовили законопроект о продлении льготного 22-процентного тарифа на 2018 год — он у нас каждый год передвигается по бюджетной линейке. Я не знаю пока позиции Минфина, но в тех проектировках, которые мы готовим, Минфин не делал замечаний, поэтому, скорее всего, тариф в 22% будет сохранен.

О безработице — Как складывается ситуация с безработицей?

— Мы каждую неделю отслеживаем, что у нас происходит с регистрируемой безработицей и неполной занятостью. Если брать май-июнь, неделю — прирост, неделю — снижение. Два месяца нет устойчивого тренда, все время идет колебание. Нас беспокоит, что сохраняется много неполной занятости, хотя количество таких лиц сократилось на 30 тыс., или на 11%, остается все равно 295 тыс. человек. Мы работаем с регионами, которые испытывают наибольшие сложности, сейчас по восьми регионам приняты программы дополнительных мер, на это 2,5 млрд руб. выделены из бюджета. Перед форумом я встречался с руководителями Кировской, Свердловской, Челябинской областей, на очереди у нас еще Башкортостан, Вологда, Владимир — это регионы, заявки которых мы рассматриваем. Там находятся крупные либо градообразующие предприятия, на которых большой массив занятых неполное рабочее время. По ним мы хотим принять дополнительные меры, чтобы как-то пройти непростой период. Прогнозы пока неоднозначные. Путем экономической поддержки, надеюсь, мы сможем избежать серьезных рисков.

О маткапитале — На повестке стоит продление программы материнского капитала. На какой период вы предлагаете ее продлить?

— Пока дискуссия продолжается. Мы считаем, что надо продлевать программу материнского капитала как минимум до 2021 года. У нас сейчас сокращается количество женщин в репродуктивном возрасте от 20 до 29 лет — это самый активный возраст. В диапазоне от 30 до 39 лет будет увеличение, а возраст рождения увеличивается по объективным причинам. Мы надеемся, что продление материнского капитала позволит стимулировать этих женщин на рождение вторых детей. Тем самым можно сохранить позитивные тренды в рождаемости, хотя мы, кажется, уже достигли пределов. Скорее всего, будет некоторое снижение в перспективе, мы должны не допустить резкой динамики.

— Будет ли расширен список того, на что можно потратить маткап?

— Мы сейчас готовим предложения. Буквально недавно принято решение, что материнский капитал можно тратить на первоначальный взнос на ипотеку, а не просто на погашение кредита. Сейчас эта программа заработает. Вторая мера — 20 тыс. руб. можно будет получить наличными как антикризисную меру. Буквально с понедельника Пенсионный фонд начнет эти выплаты. Мы также подготовили законопроект, который позволит семьям с детьми-инвалидами брать средства маткапитала на бытовое устройство — для детишек-инвалидов важны приспособления дома, которые помогают социализации, развитию навыков. Зачастую у семей нет на это свободных средств. Нам все ведомства, кроме Минфина, этот законопроект согласовали — это небольшие деньги.

И еще сейчас прорабатываем тему, связанную с возможностью направления материнского капитала на предоставление услуг по уходу. На детский сад сейчас можно их тратить, так как это образование, а только на уход, присмотр, когда у учреждения нет специальной лицензии, это не разрешается. Мы сейчас с Минобразования прорабатываем это предложение. — Какие средства потребуются на это?

— Их не потребуется больше. В среднем на материнский капитал используется порядка 300–350 млрд руб. в год — приблизительно такие ежегодные обязательства и потребуются. Надо помнить, что еще старые обязательства надо исполнять, поскольку не все сразу использовали уже выданные сертификаты на материнский капитал.

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике


В Госдуму внесён законопроект об очередном продлении моратория на использование гражданами своих пенсионных накоплений. Вся сумма, которую наши с вами работодатели отчисляют в Пенсионный фонд, а это 22% от зарплаты, будет уходить на текущие выплаты, включая те 6%, которые должны были формировать наши с вами накопления на будущую старость. Называя вещи своими именами, государство попросту в очередной раз посчитало своих граждан лохами и обокрало нас. У продления моратория до 2023 года есть конкретная цена вопроса – это 669,3 млрд рублей, которые выплатят наши работодатели, но которые до нас так и не дойдут.

Более того, федеральная казна сэкономила более 3 трлн рублей за время т. н. заморозки накопительной части пенсии. Эти деньги, которые работодатели могли бы выплачивать гражданам напрямую, чтобы они имели возможность формировать свою пенсионную "подушку безопасности", изымаются в пользу текущих пенсионных выплат.

Платя зарплату, как и все в стране, и крупные, и мелкие, я плачу на эту зарплату начисления соцстраховые. Они в процентном соотношении, извините меня, огромные. Вы мне как работодателю, дорогое государство, скажите, что вот эти начисления теперь плати не в обязательном порядке в ПФР и в соцстрах, а клади на индивидуальные пенсионные счета граждан. Но это, с одной стороны, уже его индивидуальный счёт, а с другой стороны, он не имеет права к нему притрагиваться,

– объясняет финансовый эксперт Ян Арт.

Вероятность того, что нам вернут наши же деньги, равна нулю. Бывший министр труда, а ныне глава ПФР Максим Топилин ранее уже заявил: "Маловероятно, что «замороженные» средства окажутся вновь на счетах российских работающих граждан". После "заморозки", а на самом деле – кражи, была реализована ещё одна афера – т. н. пенсионные баллы, которые позволили Пенсионному фонду манипулировать с начислениями. В конечном счёте все реформы привели к тотальному недоверию граждан к чиновникам, которые занимаются пенсионными делами в нашей стране.

Сейчас чиновники, тот же глава Минфина Антон Силуанов, говорят о преждевременности ликвидации накопительного пенсионного компонента. Дескать, когда реализуем очередной этап реформы и введём добровольную систему пенсионных сбережений, тогда и отменим. В парламентской фракции "Единая Россия" в свою очередь заявили, что не прорабатывают вопрос о выведении накопительной части пенсии из системы обязательного пенсионного страхования.

Согласитесь, изымать сотни миллиардов и не отвечать за свои действия перед ныне работающими гражданами – это очень удобная позиция. Происходит воровство на абсолютно законных основаниях. Я сегодня обнаружил весьма интересную публикацию за 2013 год. Тогда на съезде "Единой России" произошёл показательный диалог между Максимом Топилиным и депутатом – кстати, единороссом – Людмилой Стебенковой. Занимавший пост главы Минтруда Топилин заявил, что накопительную часть пенсии не стоит воспринимать как деньги граждан. После этих слов, как замечают наблюдатели, в зале повисла пауза. Депутат Стебенкова спросила министра, как объяснять гражданам то, что будет происходить с их пенсиями. "Они считают, что Медведев хочет украсть их деньги", – призналась депутат.

Ответ Топилина был фееричным: "Как можно говорить о какой-то конфискации средств, если накопительная часть пенсий – это не деньги людей, а средства работодателей, которые они платят". Стебенкова вступила с министром в спор.

"И я, и избиратели так это воспринимают. Если это не наши деньги, для чего тогда мне каждый раз присылают бумагу с предложением принять решение, куда эти деньги должны пойти?" – спросила она.

Система у нас такая. Это такой закон, который, например, сегодня принят, а завтра может быть отменён. Предположим, с 1 января 2014 года будет принят новый закон, по которому работодатель больше не должен будет платить ничего в накопительную часть, и что тогда?

– невозмутимо ответил Топилин.

Власть тогда пошла куда дальше – закон об обязательных отчислениях, в том числе накопительного компонента, не отменила, а изъяла деньги у российских граждан. Замечу, ещё до "заморозки", которая была проведена в 2014 году, господин Топилин публично заявил, что "это не деньги людей". Законы были так составлены и приняты, что никто не может инициировать судебные разбирательства против продолжающейся по сей день аферы.

Кстати, в 2018 году Максим Топилин заявил, что разморозка пенсионных накоплений граждан обойдётся бюджету в 500 млрд рублей дополнительных ежегодных затрат.


Ещё в 2013 году Топилин заявлял, что накопительную часть пенсии не стоит воспринимать как деньги граждан. Фото: Сергей Киселёв/АГН "Москва"

Иными словами, эти деятели изначально всё понимали. Понимали, что деньги, которые работодатели за нас перечисляют, нам не достанутся. И вот в этой ситуации, когда одна пенсионная афера подгоняет другую, Минфин и ЦБ решили провести ещё одну реформу и ввести в России добровольный гарантированный пенсионный продукт. Дескать, на этот раз всё будет по-честному, заявляют чиновники. Однако у меня большие сомнения, что им кто-то поверит.

Российские граждане не злопамятные, просто у нас память хорошая. Где гарантии того, что деньги, которые мы станем отчислять, вновь не будут заморожены или девальвированы? А если очередные чудаки, которые придут на смену нынешним "слугам народа", примут решение в очередной раз изменить правила игры в пенсионном обеспечении?

Простите, но какая же паскудная ситуация сложилась вокруг всей пенсионной реформы и конкретно вокруг т. н. накопительной пенсии в России. Люди, которые принимали её, агитировали за неё, мало того, что её "заморозили" (украли), – теперь рассуждают о том, что в ней не было необходимости. Простите, но больший произвол в государственной политике сложно себе представить. О каком доверии к решениям власти вообще после подобного дуализма (на грани помутнения) может идти речь?! Цена вопроса – несколько триллионов рублей, на которые в очередной раз нас обокрали.

И ещё. Господа реформаторы, нет желания разобраться с пенсионными баллами, которые народ называет не очень цензурным словом? Ситуация беспрецедентная по своей наглости и произволу. Ведь после скандального доклада Счётной палаты, когда были выявлены "мёртвые души", которым платили пенсии, к деятельности ПФР особого доверия нет.

Читайте также: