Требования к брокеру по пенсионным накоплениям

1. К участию в конкурсе допускается управляющая компания, получившая в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, если она соответствует на момент проведения конкурса положениям, установленным пунктами 13 и 14 статьи 12 настоящего Федерального закона, и к ней не применялись процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования действия лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами в течение последних двух лет.
2. К управлению средствами пенсионных накоплений допускается управляющая компания, если она удовлетворяет требованиям пунктов 11 - 15 статьи 12 настоящего Федерального закона.
3. Дополнительные требования, которые управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Требования к брокерам, осуществляющим операции со средствами пенсионных накоплений

1. Операции со средствами пенсионных накоплений может осуществлять брокер, осуществляющий брокерскую деятельность не менее пяти лет, имеющий собственные средства в размере не менее 25 миллионов рублей и являющийся участником торгов на фондовой бирже.

2. Не может быть допущена к операциям со средствами пенсионных накоплений в качестве брокера организация, если к ней применялись процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг в течение последних двух лет.

4. Брокер, осуществляющий операции со средствами пенсионных накоплений, обязан:
1) открыть в кредитной организации, отвечающей требованиям, установленным статьей 24 настоящего Федерального закона, отдельный банковский счет (специальный брокерский счет) для учета на нем денежных средств, поступивших брокеру в соответствии с заключенным с управляющей компанией договором;
2) вести обособленный учет денежных средств, поступивших от управляющей компании по каждому инвестиционному портфелю;
3) обеспечивать уполномоченному федеральному органу исполнительной власти доступ к первичным документам сделок с управляющей компанией;
4) принять и соблюдать кодекс профессиональной этики, соответствующий положениям настоящего Федерального закона.

4.1. Положения подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи не распространяются на брокеров, являющихся кредитными организациями.

5. Не может быть допущена к операциям со средствами пенсионных накоплений в качестве брокера организация, являющаяся аффилированным лицом управляющей компании или специализированного депозитария.

6. Брокер не вправе использовать в своих интересах учитываемые на специальном брокерском счете полученные от управляющей компании средства пенсионных накоплений.

Статья 24. Требования к кредитным организациям, в которых размещают денежные средства управляющие компании и брокеры, осуществляющие операции со средствами пенсионных накоплений

1. Кредитные организации, в которых размещают денежные средства управляющие компании и брокеры, осуществляющие операции со средствами пенсионных накоплений, включая размещение денежных средств в депозиты, должны отвечать требованиям, которые установлены законодательством Российской Федерации к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Данное положение не применяется при открытии счетов в кредитных организациях, исполняющих функции расчетных центров организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
2. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений.

Статья 25. Обязательное страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний

1. Специализированный депозитарий обязан страховать риск своей ответственности перед Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющими компаниями за нарушения договоров об оказании услуг специализированного депозитария, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) работников специализированного депозитария либо умышленными противоправными действиями иных лиц.
К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики и другие правонарушения.
2. Управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед Пенсионным фондом Российской Федерации за нарушения договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц.
К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики и другие правонарушения.
3. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности специализированного депозитария (пункт 1 настоящей статьи), не может быть менее 300 миллионов рублей.

Статья 23. Требования к брокерам, осуществляющим операции со средствами пенсионных накоплений

Комментарий к статье 23

1. Операции со средствами пенсионных накоплений может осуществлять брокер, соответствующий следующим требованиям:
1) осуществляющий брокерскую деятельность не менее пяти лет;
2) имеющий собственные средства в размере не менее 25 миллионов рублей и являющийся участником биржевых торгов, на которых совершаются сделки с ценными бумагами.
Об осуществлении брокерской деятельности см. ст. 3 и др. Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", указание Банка России от 18 апреля 2014 г. N 3234-У "О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов", Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 761 "Об утверждении Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость", Приказ ФСФР России от 5 апреля 2011 г. N 11-7/пз-н "Об утверждении Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера", Приказ ФСФР России от 22 июня 2006 г. N 06-67/пз-н "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок".
2. Брокерская деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Банком России (см. Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, утв. Банком России 27 июля 2015 г. N 481-П).
Не может быть допущена к операциям со средствами пенсионных накоплений в качестве брокера организация, если к ней применялись процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг в течение последних двух лет (см. Положение о порядке приостановления, возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, об установлении сроков принятия такого решения в случаях, установленных подпунктами 2 - 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также об установлении исчерпывающего перечня прилагаемых к заявлению об аннулировании лицензии документов, утв. Банком России 18 января 2016 г. N 529-П).
3. Брокер, осуществляющий операции со средствами пенсионных накоплений, обязан:
1) открыть в кредитной организации, отвечающей требованиям, установленным ст. 24 Закона, отдельный банковский счет (специальный брокерский счет) для учета на нем денежных средств, поступивших брокеру в соответствии с заключенным с УК договором. Однако следует учесть, что указанные положения не распространяются на брокеров, являющихся кредитными организациями;
2) вести обособленный учет денежных средств, поступивших от управляющей компании по каждому инвестиционному портфелю;
3) обеспечивать Центральному банку Российской Федерации доступ к первичным документам сделок с УК;
4) принять и соблюдать кодекс профессиональной этики, соответствующий положениям Закона (см. ст. 36 Закона, см. также Постановление Правительства РФ от 17 июня 2005 г. N 383 "Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, и Правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, с Федеральной службой по финансовым рынкам", Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 770 "Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, и Правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, с Федеральной службой по финансовым рынкам", Приказ ФСФР России от 13 сентября 2005 г. N 05-35/пз-н "Об утверждении Положения о порядке, сроке и форме представления специализированными депозитариями, управляющими компаниями, брокерами и негосударственными пенсионными фондами отчетности о соблюдении в своей деятельности требований кодексов профессиональной этики").
4. Не может быть допущена к операциям со средствами пенсионных накоплений в качестве брокера организация, являющаяся аффилированным лицом управляющей компании или специализированного депозитария (о понятии аффилированного лица см. комментарий к п. 2 ст. 9 Закона).
5. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предоставляет брокеру право использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете при условии, что такая возможность предусмотрена договором о брокерском обслуживании. Денежные средства клиентов, предоставивших право их использования брокеру в его интересах, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), отдельном от специального брокерского счета (счетов), на котором находятся денежные средства клиентов, не предоставивших брокеру такого права. Брокер должен гарантировать клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента.
Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает исключение из данного правила в отношении средств пенсионных накоплений, полученных брокером от управляющей компании и учитываемых на специальном брокерском счете. Указанные средства брокер не вправе использовать в своих интересах.


Проект Указания Центрального банка Российской Федерации «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и в случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо» (далее именуется Новое Указание) разработан с целью совершенствования требований к инвестированию средств пенсионных резервов и ограничения рисков при инвестировании пенсионных резервов.

Анализ проекта документа позволяет отметить, что в большей части требования к инвестированию средств пенсионных резервов прописываются аналогично требованиям, установленным к пенсионным накоплениям в соответствии с Положением Банка России от 01.03.2017 года № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений…» (далее именуется Положение № 580-П). Другими словами, регулятор стремится унифицировать требования к размещению пенсионных активов (пенсионные резервы и пенсионные накопления).

Важным моментом является то, что Новое Указание предоставляет для негосударственных пенсионных фондов возможность самостоятельно размещать средства пенсионных резервов во все разрешенные для включения в состав пенсионных резервов активы наряду с управляющими компаниями, определяет требования к составу и структуре активов, которые могут составлять пенсионные резервы, и содержит условия, при соблюдении которых могут совершаться сделки за счет средств пенсионных резервов. Новый нормативный акт вступит в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 года № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (далее именуется Постановление № 63). Рынок ожидает, что это должно произойти до конца 2019 года.

Одной из новаций Нового Указания, как уже было отмечено выше, является предоставление негосударственному пенсионному фонду (далее именуется Фонд) возможности самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в любые объекты инвестирования, разрешенные Указанием, наряду с управляющими компаниями. Сейчас в соответствии с Постановлением № 63 Фонды могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в следующие активы: денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; государственные ценные бумаги Российской Федерации; депозитные сертификаты российских банков; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества. Новое Указание значительно расширяет перечень активов, разрешенных к размещению, как для Фонда, так и его Управляющей компании.

Перечень новых разрешенных активов:

· драгоценные металлы на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

· российские и иностранные депозитарные расписки;

· клиринговые сертификаты участия, полученные по первой части договора репо с центральным контрагентом;

· единые недвижимые комплексы;

· сооружения инженерной инфраструктуры;

· права аренды земельного участка;

· права требования из договоров страхования активов, входящих в состав пенсионных резервов;

· доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью;

· права требования из договоров (кроме договоров доверительного управления), заключенных для целей управления (доверительного управления) в отношении активов, составляющих пенсионные резервы;

· активы, не предусмотренные Указанием, при одновременном соблюдении следующих условий:

— права на указанные активы перешли фонду в результате ликвидации (банкротства) лица, являвшегося обязанным лицом по активам, составляющим пенсионные резервы, либо в результате получения доходов по ценным бумагам, входящим в состав пенсионных резервов;

— указанные активы входят в состав пенсионных резервов в течение не более 90 рабочих дней с даты перехода фонду прав на такие активы.

Основные требования к качеству активов при размещении средств пенсионных резервов

Во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание устанавливает дополнительные требования к качеству активов и обязанных лиц по данным активам, входящим в состав пенсионных резервов, а именно:

· в целях увеличения лимита на приобретение установлены требования к управляющим компаниям ПИФ о ежедневном раскрытии (предоставлении) сведений о стоимости активов, СЧА и стоимости пая;

· установлено требование к объему сдаваемой в аренду полезной площади при инвестировании в недвижимость.

Новые требования к структуре активов при размещении средств пенсионных резервов

Также во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание вводит ряд дополнительных структурных ограничений при размещении средств пенсионных резервов. При этом устанавливается постепенное снижение максимально разрешенных долей активов на промежутке с 2020 по 2022 гг.

Новые требования к структуре активов:

· введение структурных ограничений в отношении активов группы связанных юридических лиц. Это достаточно сложное ограничение, поскольку контроль и значительное влияние одного общества на другое имеет многоуровневый характер и не ограничивается цепочкой связанных лиц: основное – дочернее общество. Следует учитывать и возможную косвенную связь основного и дочернего общества через несколько юридических лиц;

· введение структурных ограничений в отношении активов на момент заключения сделки;

· введение ограничений по доле акций от капитализации эмитента;

· введение ограничений по максимальным долям паев одного ПИФ, долям одного ООО;

· расширение перечня активов кредитных организаций, которые включаются в расчет структурного ограничения на вложение в активы кредитных организаций. Сейчас по Постановлению №63 в расчет включаются только банковские депозиты и депозитные сертификаты. После принятия Нового Указания в расчете будут учитываться любые активы кредитной организации, включая требования из договоров на брокерское обслуживание. Также текущая редакция проекта Нового Указания предполагает, что в это ограничение попадут и активы, находящиеся в Небанковской кредитной организации-центральном контрагенте «Национальный Клиринговый Центр» (НКО НКЦ (АО)).

· введение структурных ограничений на вложения в любые активы в иностранной валюте;

· введение структурных ограничений на активы с меньшим объемом прав (субординированные облигации, облигации, конвертируемые в акции, акции, субординированные депозиты);

· введение структурных ограничений на облигации с переменным доходом/купоном/номиналом (любые выплаты), акции, не удовлетворяющие требованиям, паи, доли ООО, права требования;

· установлены различные структурные ограничения по акциям, входящим в список для расчета Индекса МосБиржи, и по акциям, не входящим в такой список;

· введение ограничений по заключению сделок с ПФИ и сделок РЕПО.

Важно отметить, что теперь при расчете различных структурных ограничений в общем случае инвестиционные паи будут рассматриваться, как совокупность активов, в которые инвестировано имущество ПИФ, депозитарные расписки — как базовые акции, права собственности на которые удостоверяют указанные расписки, ПФИ – как базовые активы указанных ПФИ.

Проект Нового Указания устанавливает ряд новых требований, соблюдение которых необходимо при совершении сделок за счет средств пенсионных резервов. Такие требования касаются, как самих Фондов, так и их Управляющих компаний. Предлагаемые изменения в порядке размещения пенсионных резервов во многом также аналогичны требованиям, которые установлены в отношении инвестирования пенсионных накоплений в соответствии с Положением № 580-П.

Требования в отношении сделок с ценными бумагами, РЕПО, ПФИ, валютой и драгоценными металлами

По общему правилу, так же, как и по пенсионным накоплениям, сделки с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, совершаются на организованных торгах в анонимном режиме на основе безадресных заявок. В настоящее время Постановление № 63 допускает совершение внебиржевых сделок при определенных условиях в рамках двадцатипроцентного лимита от стоимости пенсионных резервов. Новое Указание такую возможность для ценных бумаг, допущенных к торгам, не предусматривает. Однако возможны сделки на организованных торгах в иных режимах, в том числе в РПС, в определенных ситуациях и при соблюдении определенных условий. При этом допустимы следующие иные случаи совершения сделок вне «стакана»:

· в отличии от ограничений по пенсионным накоплениям отсутствует ограничение по цене при совершении сделок по приобретению облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации;

· совершение сделок с ценными бумагами в иных режимах, если правилами организованных торгов не предусмотрено их совершение на основании безадресных заявок, и, если указанные сделки совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

Проект Указания предусматривает возможность совершения сделок с ценными бумагами, не допущенными к обращению на организованных торгах. В этом случае расчеты должны производиться на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента.

В проекте Указания устанавливаются требования по заключению сделок РЕПО, заключению договоров, являющихся ПФИ, и по совершению сделок купли-продажи валюты иностранных государств. Эти требования абсолютно идентичны требованиям в отношении аналогичных сделок по пенсионным накоплениям. Требования к совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов аналогичны требованиям к сделкам с валютой.

Требования в отношении сделок с иным имуществом

Новое Указание допускает совершение сделок с иным имуществом исключительно на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента. Такое ограничение может осложнить совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-первых, ограничивается возможность участия в сделках на других условиях оплаты. Во-вторых, невозможность участия Фонда и его управляющих компаний в конкурсах по приобретению недвижимого имущества, в которых обязательным условием является внесение предварительных взносов или предварительная оплата. В-третьих, в случаях изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (что встречается довольно часто) оплата выкупа изъятого имущества со стороны контрагента как правило происходит после изъятия имущества и его перерегистрации.

Требования в отношении взаимоотношений с брокером

В случае совершения сделок через брокера и Фонд, и его управляющая компания должны взаимодействовать только с тем брокером, который ведет обособленный учет денежных средств, поступивших от Фонда (его управляющей компании), на отдельном банковском счете (специальном брокерском счете), на котором учитываются только средства пенсионных резервов Фонда. Иными словами, не допускается на счете у брокера (специальном брокерском счете) объединение пенсионных резервов конкретного Фонда с иными активами. Постановление 63 для специального брокерского счета допускало исключение. Это новшество необходимо учитывать и заранее подготовиться к его реализации не только Фондам и управляющим компаниям, но и брокерам.

Требования в отношении контрагентов по сделке и обязанных лиц по активам

В отношении контрагентов вводится понятие связанных лиц. Не допускается совершение сделок со связанными лицами Фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, аудитора, оценщика, актуария. Это же понятие применяется к обязанным лицам по активам: обязанным лицом по части активов (проще говоря эмитентом) не могут быть не только сами Фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторы, оценщики, актуарии Фонда, но и лица, связанные с Фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений Фонда, специализированным депозитарием, аудитором, оценщиком и (или) актуарием. Следует признать, что такого требования по связанным лицам в настоящий момент нет даже в отношении пенсионных накоплений.

При этом связанным признается лицо, которое контролирует или оказывает значительное влияние на другое лицо (других лиц) или если указанные юридические лица находятся под контролем или значительным влиянием третьего юридического лица (третьих юридических лиц). Контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Постановление № 63 в отношении контрагентов оперирует понятием «аффилированные лица», что гораздо понятнее для всех участников процесса размещения средств пенсионных резервов, так как оно четко определено российским законодательством. В отношении пенсионных накоплений в Положении № 580-П понятие связанных лиц конкретизируется иначе – основные и дочерние юридические лица и применяется в целях контроля концентрационных лимитов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с МСФО каждое юридическое лицо самостоятельно определяет для себя круг связанных лиц, а также тот факт, что часть информации о них может не раскрываться в открытых источниках. Данное обстоятельство увеличивает вероятность различного понимания со стороны управляющих компаний, фондов и специализированного депозитария какие лица входят или не входят в круг связанных лиц в соответствии с МСФО. Возникает вопрос, какие источники информации следует принимать к сведению если учесть, что некоторые юридические лица в определенных случаях совершенно не обязаны ее раскрывать. Точки зрения участников рынка в данном случае могут существенно различаться.

Возможность передачи Специализированному депозитарию расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов

Пункт 38 действующего в настоящее время Постановления № 63 позволяет Фонду возложить исполнение своей обязанности рассчитывать рыночную стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов Фонда, а также совокупную рыночную стоимость пенсионных резервов, на его специализированный депозитарий. Однако анализ положений проекта нового Указания, заменяющего собой Постановление № 63, не позволит Фондам в будущем передавать на аутсорсинг указанную выше свою обязанность. Данное ограничение права Фонда на передачу одной из своей обязанности на аутсорсинг специализированному депозитарию представляется излишним и не отвечающим рыночным ожиданиям. Практика показывает, что Фонды в большинстве своем пользовались предоставленной законодателем возможностью, однако, к сожалению, в будущем они будут ее лишены.

Передача на аутсорсинг в специализированный депозитарий учетных функций – это тренд будущего, позволяющий участникам рынка перепоручить исполнение части своих обязанностей профессиональному участнику рынка – специализированному депозитарию, который в силу своей основной деятельности наделен достаточными знаниями, опытом и ресурсами для исполнения указанных обязанностей. Это безусловно логично и полезно для Фондов, так как позволяет Фонду уже сейчас не отвлекать свои силы от исполнения свих основных функций.


Решением Совета директоров

АО «Ханты-Мансийский НПФ»

Протокол № 43 от 01.01.01г.

к управляющей компании, специализированному депозитарию, брокеру, кредитной организации

Требования к управляющим компаниям для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями Фонда

Требования к управляющим компаниям для заключения договора доверительного управления пенсионными резервами Фонда

Требования к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов, паи которых принадлежат Фонду

Требования к специализированному депозитарию для заключения договора на оказание услуг Фонду

Требования к кредитным организациям для открытия расчетных счетов Фонда, управляющей компании и брокера, осуществляющих операции со средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов Фонда

Требования к брокерам, осуществляющим операции со средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, а также с имуществом ПИФ

Требования к управляющим компаниям для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями Фонда

АО «Ханты-Мансийский НПФ» (далее – Фонд) для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями предъявляет к управляющим компаниям следующие требования:

наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; неприменение процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами в течение последних двух лет, предшествующих году подачи коммерческого предложения для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями; не является аффилированным лицом Фонда, специализированного депозитария Фонда либо их аффилированных лиц; раскрытие информации о структуре и составе акционеров (участников) на сайте управляющей компании; отсутствие убытков за 2 (два) года, предшествующих году подачи коммерческого предложения для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями; отсутствие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней за 2 финансовых года, предшествующих году подачи коммерческого предложения для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями; наличие в доверительном управлении на 31 декабря года, предшествующего году подачи коммерческого предложения для заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями, активов инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и (или) негосударственных пенсионных фондов не менее 1 (один) млрд. рублей; наличие собственных средств, не ниже установленного законодательством норматива; наличие договора со специализированным депозитарием на дату заключения договора доверительного управления пенсионными накоплениями; наличие внутренних регламентов, определяющих порядок принятия решений по инвестированию средств пенсионных накоплений, обеспечивающих: контроль за рисками при совершении операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, контроль за использованием и сохранностью средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление, порядок документооборота в управляющей компании и между управляющей компанией и специализированным депозитарием, открытие отдельных банковских счетов и совершение операций со средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление, в кредитных организациях, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации, расторжение договоров, закрытие счетов и принятие мер по истребованию средств пенсионных накоплений в случаях если кредитные организации престали удовлетворять требованиям, указанным в п. 10.4., порядок отбора брокеров, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, расторжения договоров и истребования средств в случаях если брокеры перестали удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, защиту служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений от несанкционированного доступа, наличие Кодекса профессиональной этики. наличие обязательства открыть расчетный счет в одной из кредитных организаций, указанных Фондом в договоре доверительного управления пенсионными накоплениями; наличие обязательства открыть брокерский счет у одного из брокеров, указанных Фондом в договоре доверительного управления пенсионными накоплениями; наличие не менее 3 сотрудников (специалистов), выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением деятельности управляющей компании, соответствующих квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту, установленным законодательством Российской Федерации; соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, либо не менее чем половины состава коллегиального исполнительного органа управляющей компании квалификационным требованиям, требованиям к профессиональному опыту и деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации; наличие сертифицированного программного обеспечения, используемого управляющей компанией для оказания услуг; продолжительность работы на российском фондовом рынке (срок с даты получения лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами) доверительного управления должна быть не менее 5 (пяти) лет; наличие в управляющей компании системы риск-менеджмента и наличие методологического обеспечения процедур оценки основных категорий рисков управляющей компании; соответствие управляющей компании иным требованиям, установленным Федеральным законом -ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Банка России, определяющими требования к управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению средствами пенсионных накоплений.

Требования к управляющим компаниям для заключения договора доверительного управления пенсионными резервами Фонда

Фонд для заключения договора доверительного управления пенсионными резервами предъявляет к управляющим компаниям следующие требования:

наличие действующей лицензии по осуществлению деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; неприменение процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования лицензии по осуществлению деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами в течение последних 2 (двух) лет, предшествующих году подачи коммерческого предложения для заключения договора доверительного управления пенсионными резервами; не является аффилированным лицом специализированного депозитария Фонда; наличие собственных средств, не ниже установленного законодательством Российской Федерации норматива; наличие договора со специализированным депозитарием на дату заключения договора доверительного управления пенсионными резервами; наличие обязательства открыть расчетный счет в одной из кредитных организаций, указанных Фондом в договоре доверительного управления пенсионными резервами; наличие обязательства открыть брокерский счет у одного из брокеров, указанных Фондом в договоре доверительного управления пенсионными резервами; наличие не менее 3 сотрудников (специалистов), выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением деятельности управляющей компании, соответствующих квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту, установленным законодательством Российской Федерации; соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, либо не менее чем половины состава коллегиального исполнительного органа управляющей компании квалификационным требованиям, требованиям к профессиональному опыту и деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации; наличие сертифицированного программного обеспечения, используемого управляющей компанией для оказания услуг; продолжительность работы на российском фондовом рынке (срок с даты получения лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами) доверительного управления не менее 3 (трех) лет; наличие в управляющей компании системы риск-менеджмента и наличие методологического обеспечения процедур оценки основных категорий рисков управляющей компании; соответствие управляющей компании иным требованиям, установленным Федеральным законом от 01.01.2001 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а также нормативными актами Банка России, определяющими требования к управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению средствами пенсионных резервов.

Требования к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов, паи которых принадлежат Фонду

Фонд предъявляет к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ), паи которых принадлежат Фонду, следующие требования:

Фонд предъявляет следующие требования к специализированному депозитарию для заключения договора на оказание услуг негосударственному пенсионному фонду по пенсионным накоплениям или пенсионным резервам:

Требования к кредитным организациям, в которых Фонд, управляющие компании и брокеры могут открыть расчетный счет:

Требования к брокерам, с которыми Фонд в части пенсионных резервов, а так же управляющие компании Фонда, в том числе для осуществления операций с имуществом ПИФ, заключают договоры для осуществления брокерских операций:

наличие действующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности; неприменение процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг в течение последних 2 (двух) лет; продолжительность работы на российском фондовом рынке (срок с даты получения лицензии на осуществление брокерской) доверительного управления должна быть не менее 5 (пяти) лет; наличие собственных средств, не ниже установленного законодательством Российской Федерации норматива; является участником биржевых торгов, на которых совершаются сделки с ценными бумагами; не является аффилированным лицом управляющей компании, специализированного депозитария, Фонда; наличие Кодекса профессиональной этики.
Заключительные положения
Требования вступают в силу с даты утверждения Советом директоров Фонда. При изменении законодательных требований (ограничений), которые приводят к противоречию с условиями Требования, Требования применяется в части, не противоречащей законодательным требованиям (ограничениям), соответствующие поправки вносятся в Требования в течение 3-х месяцев. Изменения в Требования утверждаются решением Совета директоров Фонда по представлению Президента Фонда.

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 мая 2011 г.

Регистрационный N 20861

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1780; N 31, ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 45; N 18, ст. 2117; N 22, ст. 2563; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6247, ст. 6249; 2008, N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6221; 2009, N 1, ст. 28; N 7, ст. 777; N 18, ст. 2154; N 23, ст. 2770; N 29, ст. 3618, ст. 3642; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4193; N 41, ст. 5193; 2011, N 7, ст. 905), Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2780; 2005, N 33, ст. 3429; 2006, N 13, ст. 1400; N 52, ст. 5587; 2007, N 12, ст. 1417; 2008, N 19, ст. 2192; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 7, ст. 976), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера.

2. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 13.08.2003 N 03-39/пс "О Положении о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.09.2003, регистрационный N 5116) не применять с даты вступления в силу настоящего приказа.

Руководитель В. Миловидов

Требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера

1. Настоящие Требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера (далее - Требования) устанавливают правила осуществления операций брокера с денежными средствами его клиентов. Настоящие Требования не распространяются на кредитные организации.

2. Денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам и (или) таким договорам, которые совершены (заключены) брокером на основании договоров с клиентами, должны находиться на специальном брокерском счете.

3. В случае зачисления суммы денежных средств клиента на банковский счет брокера, который не является специальным брокерским счетом (далее - собственный банковский счет брокера), брокер не позднее рабочего дня, следующего за днем, в который он узнал или должен был узнать об этом обстоятельстве, обязан дать кредитной организации распоряжение о списании и перечислении с собственного банковского счета указанной суммы денежных средств на специальный брокерский счет (счета).

4. Брокер обязан исполнить требование клиента о возврате суммы денежных средств, включая иностранную валюту, со специального брокерского счета в сроки, предусмотренные договором о брокерском обслуживании, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения требования клиента о возврате денежных средств. При этом брокер вправе уменьшить сумму денежных средств, включая иностранную валюту, подлежащую возврату клиенту, на сумму денежных требований брокера к этому клиенту, включая денежные требования, связанные с договором на брокерское обслуживание.

5. Брокер не вправе передавать третьим лицам денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете во исполнение обязательств из сделок, совершенных за его собственный счет, а также использовать их в качестве обеспечения указанных обязательств, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Требований.

6. Брокер вправе передавать денежные средства, включая иностранную валюту, находящиеся на специальном брокерском счете, в распоряжение клиринговой организации для исполнения (обеспечения исполнения) обязательств по сделкам с ценными бумагами, а также по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, в том числе совершенным (заключенным) за счет этого брокера.

7. Брокер осуществляет расчеты и (или) иные операции через специальные брокерские счета с проведением конверсионных операций только на основании соответствующего поручения клиента, а также согласия этого клиента на валютный курс, по которому будет совершаться конверсионная операция, и на расходы, связанные с ее совершением.

8. При заключении с клиентом договора о брокерском обслуживании брокер обязан предоставить клиенту:

1) информацию о том, что денежные средства клиента будут находиться на специальном брокерском счете (счетах) вместе со средствами других клиентов, а также о рисках, возникающих при объединении средств клиента на одном счете со средствами других клиентов;

2) информацию о возможности и условиях открытия отдельного специального брокерского счета для денежных средств клиента;

3) информацию о возможности и условиях использования брокером в собственных интересах денежных средств клиента, о возникающих в этой связи рисках, в том числе связанных с возможностью зачисления указанных денежных средств на собственный счет брокера, а также о возмездности или безвозмездности использования брокером денежных средств клиентов.

9. Факт ознакомления клиента с информацией, предусмотренной пунктом 8 настоящих Требований, должен быть подтвержден подписью клиента либо его уполномоченного лица.

Читайте также: