Учитывается ли стаж работы в беларуси при начислении пенсии в россии


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Для чего нужно учитывать страховой стаж работника? Безусловно, в первую очередь, для определения размеров пособий (по временной нетрудоспособности и по беременности и родам).

    Напомним, что согласно ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (последняя редакция):

    «1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка».

    По общему правилу стаж работника (нерезидента), приобретенный в его государстве, не учитывается (не признается) в качестве стажа иностранного работника, работающего в Российской Федерации. Но из указанного правила есть исключения, которые установлены Соглашением от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (между Россией, Украиной, Белоруссией, Узбекистаном, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Киргизией, Арменией и Азербайджаном):

    «Статья 4. Каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из Стороны трудоустройства работодателем (нанимателем) выдается ему справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.… Статья 10 Трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) Стороны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами».

    Аналогичные положения содержатся и в «Договоре о Евразийском экономическом союзе», подписанном в г. Астане 29.05.2014 (между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Кыргызской Республикой):

    «Статья 98… 3. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования) , кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства».

    Что касается работников – граждан Республики Беларусь, то в отношении них также действует Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения»:

    «Статья 7. Для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих Договаривающихся Сторон , кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения».

    Таким образом, стаж работы работника-белоруса на территории Республики Беларусь (включая стаж на льготных основаниях и по специальности) признается в качестве страхового стажа на территории Российской Федерации. При определении размеров пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, засчитывается стаж, заработанный в Республике Беларусь.

    Такие же разъяснения содержатся в письмах Минтруда России (от 05.12.14 № 17-1/10/В-8313 и от 18.11.2015 № 17-3/В-560).

    На официальном сайте Роструда «Онлайнинспекция.рф» специалистами озвучивается аналогичное мнение.

    «…на территории РФ признается стаж работы, приобретенный работником на территории Республики Беларусь…» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.рф», вопрос № 107845 от 19.03.2019).«…Трудовой стаж указанного работника в организациях на территории Белоруссии признается в Российской Федерации…» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.рф», вопрос № 102136 от 11.10.2018).

    Периоды работы работника-белоруса на территории Республики Беларусь включаются в страховой стаж на основании:

    - советской трудовой книжки образца 1974 г., если в неё продолжали вноситься записи о работе;

    - белорусской трудовой книжки (если она велась на белорусском языке, то потребуется перевод на русский язык, заверенный нотариально).

    Стаж работы работника-белоруса на территории Республики Беларусь также может учитываться при приеме на работу в качестве стажа по определенной специальности, профессии (если его наличие является условием работы по должности).

    Краткое содержание:


    Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

    Какие могут быть проблемы?

    Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

    Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

    В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

    Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

    Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

    от 13 марта 1992 года.

    В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

    Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

    Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

    В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

    Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

    Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

    В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

    В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

    Как же быть с периодами работы после 2002 года?

    В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

    В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

    Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

    В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

    Но это еще не все

    Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

    Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

    Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

    Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

    Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

    В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

    Почта "СОЮЗа"



    Пенсия


    Как белорусу зачтут российский стаж?

    "Я - гражданин Беларуси. Официально работаю в России, водитель-дальнобойщик. Имею 15-летний стаж работы на родине. Хотелось бы знать, в какой стране я могу оформить пенсию? Как будет учитываться стаж в обоих государствах? Какие факторы влияют на размер пенсии? Михаил Шамьянов, Ростов".

    Валерий Ковальков, заместитель министра труда и соцзащиты Беларуси:

    - Согласно международному договору о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года между Россией и Беларусью граждане наших стран имеют право выбрать варианты пенсионирования.

    Первый. По пункту 1 статьи 23 договора Беларусь и Россия назначают пенсию по своему законодательству за время работы на каждой территории после 12 марта 1992 года. Стаж до 13 марта 1992 года учитывается государством, в котором пенсионер проживает.

    Второй. По пункту 2 статьи 23 пенсию назначает государство, гражданином которого является работник, обратившийся за пенсией. В таком случае у другого государства полностью отпадает обязанность по пенсионному обеспечению гражданина независимо от продолжительности его работы на его территории.

    За назначением пенсии вам необходимо обращаться с соответствующим заявлением и документами о стаже и заработке в компетентный орган по месту жительства. В России это территориальные подразделения Пенсионного фонда, в Беларуси - управления по труду, занятости и социальной защите. Причем ехать в другое государство не нужно. Компетентные органы самостоятельно обмениваются необходимыми документами. Более того, чтобы вы могли определиться с наиболее выгодным вариантом пенсионирования, по вашему заявлению органы соцзащиты наших стран могут сделать предварительный расчет пенсии, назначенной как с учетом российского, так и белорусского законодательств.

    Что касается трудовой пенсии по возрасту в Беларуси, то ее размер зависит от продолжительности стажа работы и величины индивидуального коэффициента заработка человека. Коэффициент показывает соотношение вашего конкретного заработка со средней оплатой труда в стране за тот же период. Таким образом, происходит "осовременивание" прошлых доходов. В стаж работы засчитываются периоды трудовой деятельности в СССР (за исключением работы в Латвии), а также периоды работы с уплатой страховых взносов в белорусский Фонд соцзащиты населения.

    Правила

    Что ограничивает право собственности на дачную недвижимость в Беларуси?

    "Много лет назад мои родители, граждане Беларуси, получили от работы землю под садоводство и огородничество в Буда-Кошелевском районе Гомельской области. Оформили ее в частную собственность, построили домик. Сейчас состарились, сил обрабатывать участок и ухаживать за домом нет. Мы, дети, разъехались. В общем, собрались родители дом продать. Да ничего не вышло. Говорят, дом нужно еще раз оформить в собственность. Правильно ли это? А. Морозова, Брянская область".


    Александр Григоренко, председатель Буда-Кошелевского райисполкома:

    - Согласно статьи 7 Закона Беларуси "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ними" от 22 июля 2002 года N 133-З недвижимое имущество считается созданным с момента его госрегистрации. По закону о земле создание земельного участка, возникновение прав собственности на него удостоверяется свидетельством о госрегистрации. К сожалению, сведения о правах на земельный участок и строение на территории Буда-Кошелевского района Гомельской области ваших родителей отсутствуют в Едином государственном регистре недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Поэтому до совершения сделки по отчуждению домика в садовом товариществе необходимо в установленном законодательством порядке зарегистрировать имущество, то есть оформить правоустанавливающие документы. Для этого следует обратиться в исполком и Буда-Кошелевское бюро Жлобинского филиала РУП "Гомельское агентство по госрегистрации и земельному кадастру".

    Закон

    Могут ли в Беларуси оштрафовать за нескошенную траву возле дома?

    "Обращаюсь к вам за помощью. Моя тетя очень преклонного возраста. Живет одна, детей похоронила. Пенсия маленькая. Помочь некому. Когда я была этим летом на родине, навещала старушку и та пожаловалась: ей сельсовет вручил предписание о необходимости обкашивать траву за забором на улице. Для порядка. Кто установил эту норму? И почему она распространяется на одиноких и престарелых женщин? И. Молчунова, Орловская область".

    Вячеслав Пахольчик, председатель Узденского районного исполнительного комитета:

    - По Правилам благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совета Министров Беларуси от 28 ноября 2012 года N 1087, местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по организации работ по благоустройству и содержанию территории и привлечению населения к их выполнению. Благоустройство и содержание земельного участка, предоставленного для обслуживания жилого дома, включает в том числе и своевременное скашивание и удаление сорных растений. Решением Узденского районного совета депутатов для надлежащего содержания, уборки мусора и своевременного скашивания и удаления сорных растений за домовладельцами закреплена прилегающая территория до оси проезжей части улицы и на расстоянии 5 метров от границы участка. За нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов предусмотрена административная ответственность по статье 21.14 Кодекса об административных правонарушениях Беларуси.

    Однако, учитывая возраст вашей родственницы, состояние здоровья и иные обстоятельства, меры административного воздействия к ней применяться не будут. Кроме того, с руководством сельскохозяйственного акционерного общества, расположенного неподалеку, достигнута договоренность об оказании ей помощи в обкашивании прилегающей к участку территории.

    Аэлита Сюльжина, дежурная по рубрике

    Фото Александра Ружечка

    Советская Белоруссия №173 (24554). Четверг, 11 сентября 2014



    Писала вопрос и перепутала пункты Договора.
    . Правильно так: пункт 1 ст.23 Договора- по пропорции , пункт 2 ст.23- выбор по законодательству Договаривающейся стороны (РФ).
    По пункту 1 ст.23 Договора ( пропорция) РФ начисляет 9281 руб, за свой стаж согласно своему законодательству, а РБ за свой стаж ( 2 года ,7 мес) согласно своему законодателсьву начисляет примерно 970 руб. Сумма пенсии складывается из этих двух частей.
    И она больше , чем если бы я выбрала начисление пенсии по пункту 2 ст.23 Договора- по гражданству России ( 9111 руб) без применения положений указанного Договора. Такой выбор ( по гражданству) является окончательным и ПЕРЕСМОТРУ НЕ ПОДЛЕЖИТ. Так что, этот вариант у меня ещё в запасе
    А по поводу,что Лукашенко не вечен, так и наше пенсионное законодательство величина весьма переменчивая.











    Вот нашла

    Об учете в общем трудовом стаже в целях оценки пенсионных прав периодов работы за границей.

    С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии регулируются Федеральным законом
    от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

    Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001№ 167-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

    С 1 января 2015 года применяется новый порядок расчета пенсий исходя из формулы, за основу которой взята так называемая балльная система (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

    Одновременно отмечается, что до 1 января 2015 года согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013
    № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, исчисление размера трудовой пенсии (без учета суммы, приходящейся на фиксированный базовый размер пенсии) производилось исходя из величины расчетного пенсионного капитала, который складывался из нескольких условных частей. За период начиная с 1 января 2002 г. доля (часть) пенсионного капитала формировалась на основании уплачиваемых обязательных страховых пенсионных взносов, а за период до указанной даты исчислялась с помощью оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 1 января 2002 года.

    Для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года во внимание принимается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую, в частности, включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.

    При этом в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. До 1 января 2002 года таким нормативным правовым актом являлось Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190.

    Так, согласно абзацу третьему пункта 3.5 названного Положения периоды работы за границей засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями.

    Учитывая изложенное, периоды работы за границей могут быть учтены в общем трудовом стаже в целях оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Что бы это значило(выделенное мной)? Предусматривает ли данный Договор иное?












    Про 173-ФЗ согласна, но я так и написала , посмотрите пожалуйста выше.

    Свое сообщение в теме писала при назначении пенсии по российскому гражданству.

    Это пункт 2 ст.23 Договора, когда назначается пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

    При расчете пенсии периоды работы,включаемые в страховой стаж ,определялись в соответствии

    с 400-ФЗ ( си. глава 3, статья 11, пункт 1 ,пункт 2). Согласно пункту 2 «Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Благодаря этому пункту , при расчете пенсии по законодательству РФ, период работы в РБ был исключен из страхового стажа для определения права на страховую пенсию и конвертацию , как период работы за пределами РФ без уплаты взносов в ПФ.

    Вот после этого, и был выбран пункт 1 ст. 23 Договора. когда :

    1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

    2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

    Таким образом, пенсия назначена по пропорции в соответствии с положениями Договора. .

    По пункту 1 ст.12 согласна,что речь идет о стаже для целей конвертации . Писала про 20 лет , одновременно отвечая ELENA , что фиксированная выплата к пенсии может быть уменьшена, если нет страхового (трудового) стажа 20 лет для женщин.

    Я родилась, закончила школу и один год отработала в РФ. Затем училась в университете в г. Минске (1979-1985гг), после окончания которого работала в Минске до 2001. После 2001 я не работаю. С 1991 года у меня гражданство РБ. Сейчас мне 56 лет, в РБ пенсию я не получаю. Весной 2017 года я получила российское гражданство. Мой вопрос: При подаче документов на пенсию в РФ (по законодательству РФ – п.2 ст.23), как будет учитываться мой трудовой стаж, полученный в РБ?

    С уважением, Елена

    Уточнение от клиента

    т.е. будет ли учтен мой трудовой стаж в РБ с 1991 по 2001 годы.


    Здравствуйте. Вам нужно основываться на положениях договора между Россией и Белоруссией о сотрудничестве в сфере соцобеспечения. Так согласно ст. 23 договора

    1. Назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
    1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
    2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
    2. По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

    Таким образом. при обращении в территориальные органы пенсионного фонда за назначением вам пенсии вы выбираете один из вариантов. Назначение пенсии без учета Договора или по ч. 1 вышеуказанной статьи. В зависимости от вашей конкретной выгоды.

    Вы можете запросить предварительный расчет.

    Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992). Согласно которому

    1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

    2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.


    Прошу прощения. Не дочитала вопрос. Согласно положениям того же Договора между РФ и РБ

    Статья 11
    1. При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

    Таким образом, исходя из международного договора стаж должны учитывать. Если вам по какой-то причине отказывают в этом, требуйте письменный отказ и обжалуйте его. Ошибки в начислениях случаются.


    Обращу внимание, что Соглашение, на которое ссылается мой коллега, говорит о трудовом стаже до 1992 года, что видно из приведённых им цитат. Все-таки при обсуждении включения стажа с 1991 по 2001 нужно ссылаться на ст. 11 Договора, которую я приводила


    В таком случае, непонятно, почему мне поставили минус. Я эту ссылку давала ещё в первом посте. На статью 6 именно. Но все же дополнительно посмотрю разъяснения по этому поводу.


    Консультация юриста бесплатно


    Лица, имеющие право на трудовую пенсию определены ст. 3 Закона о трудовых пенсиях:

    Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

    Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

    1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона,за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Как указала коллега, такой договор между РФ и Белорусью имеется.


    Стаж учитывается, при этом стаж при осуществлении трудовой деятельности как в Республике Беларусь, так и в России.

    Обратимся к соответствующим официальным разъяснениям Пенсионного Фонда РФ:

    Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР

    Для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

    паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

    Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

    паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

    Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

    видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства.

    Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

    При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

    Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006.

    За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

    Читайте также: