Украина приостановила выплату пенсии что делать

  • Видео
  • Документы

Что делать если переселенцу прекратили выплату пенсии?


Внутренне перемещенные лица (переселенцы) имеют право получать заслуженную пенсию на подконтрольной украинской власти территории по месту выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица. При этом за проведением выплат пенсий переселенцам осуществляется усиленный контроль со стороны государства.

Виды проверок переселенцев

Установлены различные виды проверок переселенцев, по результатам которых выплата пенсии может быть прекращена:

  • Проверка фактического места проживания по адресу, указанному переселенцем при получении справки.
  • Физическая идентификация в ПАО «Ощадбанк».
  • Верификация Министерством финансов Украины (проверка достоверности данных, предоставленных о себе переселенцем для начисления социальной выплаты).
  • Проверка на пребывание на неподконтрольной территории больше 60 дней.
  • Проверка Службы безопасности Украины (так называемые «списки СБУ»).

Механизм осуществления контроля за выплатами переселенцам

Контроль за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам осуществляют структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов (в народе – Собес) путем посещения фактического места проживания переселенца и составления акта обследования материально-бытовых условий семьи.

Периодичность проведения проверки Собесом

Собес осуществляет очередные и внеочередные проверки переселенцев.

Очередная проверка осуществляется 1 раз в 6 месяцев.

При этом если переселенец к моменту осуществления очередной проверки прошел процедуру физической идентификации в «Ощадбанке», то очередная проверка в соответствующем периоде не производится.

Дополнительная проверка может проводиться в случаях:

  1. поступления информации о возможном изменении внутренне перемещенным лицом фактического места проживания (в соответствии с законом переселенцы обязаны в десятидневный срок уведомлять Собес о смене адреса проживания);
  2. поступления информации о возвращении внутренне перемещенного лица на временно неподконтрольную территорию Украины (в случае нахождения лица на неподконтрольной территории свыше 60 дней Погрансужба Украины передает об этом данные в Собес) или его выезда за границу;
  3. поступления информации от ПАО «Ощадбанк Украины» об отсутствии прохождения в установленный срок физической идентификации внутренне перемещенным лицом;
  4. получение рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.

По результатам проведения проверки, в случае если переселенец отсутствовал по фактическому месту проживания и не явился в Собес в течение шести рабочих дней после проведения проверки, Собес, при наличии оснований, принимает решение об отмене действия справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица и вносит на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам представление о прекращении социальной выплаты такому лицу.

Основания прекращения выплаты пенсии:

  1. установление факта отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту проживания;
  2. рекомендаций Минфина по фактам, выявленных при осуществлении верификации социальных выплат;
  3. факта отмены справки внутренне перемещенного лица.

Комиссия в течение пяти календарных дней рассматривает представление о прекращении социальных выплат и принимает соответствующее решение.

Пенсионный Фонд Украины на основании решения Комиссии прекращает выплату пенсии с месяца, следующего за тем, в котором принято соответствующее решение, а в случае не прохождения в срок физической идентификации в АО «Ощадбанк» – со дня блокирования выплаты банком.

Порядок восстановления выплаты пенсии

Переселенец имеет право на восстановление выплаты пенсии. Для этого необходимо заново пройти ту же процедуру, что и для первоначального назначения выплаты пенсии:

Первый шаг – получить статус внутренне перемещенного лица (в случае отмены действия справки по итогам проверки)

Для получения справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица необходимо лично обратиться в Собес с соответствующим заявлением.

При подаче заявления о постановке на учет внутренне перемещенного лица заявитель предъявляет паспорт гражданина Украины с отметкой о регистрации места проживания (пропиской) на неконтролируемой территории. В день подачи заявления бесплатно выдается справка, которая распечатывается на листе формата А4, подписывается должностным лицом уполномоченного органа и скрепляется печатью такого органа.

В случае отсутствия у пенсионера прописки на неконтролируемой территории, он должен предоставить доказательства, подтверждающие факт проживания на этой территории на день возникновения обстоятельств, которые повлекли внутреннее перемещение. Такими доказательствами могут быть: военный билет со сведениями о прохождении военной службы, трудовая книжка с записями о трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на движимое или недвижимое имущество, медицинские документы, фотографии, видеозаписи и т.д. В таком случае Собес обязан рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней и принять решение о выдаче справки или отказе в ее выдаче.

Справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица действует бессрочно.

Второй шаг – обратиться в Пенсионный фонд Украины

Необходимо лично обратиться в Управление Пенсионного фонда Украины на территории (в районе, городе, районе в городе), где пенсионер зарегистрирован как внутренне перемещенное лицо.

При этом необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о запросе пенсионного дела (в случае регистрации переселенца по новому адресу);
  • копию и оригинал справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица;
  • копии и оригиналы документов, которые удостоверяют личность пенсионера: паспорт, пенсионное удостоверение;
  • копию и оригинал справки о присвоении идентификационного номера (при наличии);
  • заявление о перечислении пенсии на счет в АО «Ощадбанк».

Третий шаг – пройти проверку Собеса

Для восстановления выплаты пенсии Собес на основании обращения управления Пенсионного Фонда в течение 15 рабочих дней проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица. По результатам проведения проверки составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи, который подписывается внутренне перемещенным лицом и представителями Собеса.

Затем Собес в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела заявителя выносит представление о назначении выплаты пенсии на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам. Соответствующие комиссии образованы районными, районными в г. Киеве государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах советов.

Комиссия рассматривает представление о восстановлении пенсии в течение пяти рабочих дней и не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о восстановлении / отказе в восстановлении направляет копии своего решения в Собес и в Управление Пенсионного Фонда.

Срок возобновления выплаты пенсии

Если выплата пенсии была прекращена на основании факта отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту жительства, выплаты возобновляются через два месяца с месяца принятия решения о прекращении таких выплат. Комиссия может принять решение о возобновлении социальных выплат внутренне перемещенные лица с месяца прекращения таких выплат в случае, когда такое лицо находится в сложных жизненных обстоятельствах и по уважительным причинам не явилась вовремя в Собес для прохождения проверки.

Если выплата пенсии была прекращена на основании получения рекомендаций Минфина относительно фактов, выявленных во время верификации, то по решению Комиссии выплата пенсии может быть восстановлена с месяца, следующего за тем, в котором были устранены факты, выявленные при осуществлении верификации.

В случае если выплата пенсии была прекращена на основании отмены действия справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, повторное назначение выплаты пенсии возможно лишь через шесть месяцев после такого прекращения.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.








Части переселенцам, «застрявшим» на период карантина в «Л-ДНР», Пенсионный фонд Украины приостановил выплаты.


«Пенсионный фонд уже три месяца не начисляет мне пенсию. Связываться с возобновлением выплат сейчас не могу: ухаживаю за пожилой матерью в Донецке, а оттуда все равно не выпускают. Скажите, имеют ли право приостанавливать пенсию во время карантина? Слышала, что это незаконно. Также хочу узнать - что делать с задолженностью?» - обратилась одна из переселенок.

Правозащитники напомнили, что статьей 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрен четкий перечень оснований для прекращения выплаты пенсии:

  • если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;
  • в случае смерти пенсионера;
  • в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;
  • в других случаях, предусмотренных законом (если пенсия назначена на основании других законов, в частности, ЗУ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», ЗУ «О государственной службе» и т.п.).

Вместе с тем на период карантина предусмотрено продление выплаты пенсии лицам, у которых на этот время приходится перекомиссия МСЭК и ВКК об установлении инвалидности и переназначении (продолжении) пенсий на новый период - без заявлений и без каких-либо документов (ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)»).

Согласно постановлению Кабинета министров от 08.04.2020 № 266 на период действия карантина и в течение 30 дней со дня отмены карантина запрещается принятие решения об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ на основании информации, что дает основания считать, что переселенец вернулся на оставленное место постоянного проживания.

«Учитывая приведенные в вопросе обстоятельства, можем предположить, что пенсионный орган действовал неправомерно, прекращая вам выплату пенсии. Однако, чтобы точно сказать, что это действительно так, для начала необходимо обратиться с письменным запросом в управление ПФУ, в котором вы состоите на учете. Сделать это можно с помощью электронной почты или портала электронных услуг ПФУ», - отметили юристы.

Если из ответа ПФУ будет следовать, что выплата пенсии прекращена по иным основаниям, чем предусмотренные законом и приведенные выше, переселенец имеет право обжаловать соответствующие действия пенсионного органа в судебном порядке.

Юристы обратили внимание, что согласно ст. 46 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  • начисленные суммы пенсии (на выплату которых пенсионер имел право, но не получил своевременно по собственной вине) выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года до дня обращения за получением пенсии. В этом случае часть суммы неполученной пенсии, но не более чем за 12 месяцев, выплачивается одновременно, а остальная сумма выплачивается ежемесячно равными частями, не превышающими месячного размера пенсии.
  • начисленные суммы пенсии (не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию), выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.

Ранее мы писали, что переселенцам и жителям неподконтрольного Донбасса, которые сейчас выходят на пенсию, часто приходится предоставлять в Пенсионный фонд справки с предприятия. Однако архивы предприятий остались в «Л-ДНР», соответственно и справки можно предоставить только «республиканские» и, чтобы их «узаконить», людям приходится обращаться в украинские суды.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".



На сайте Министерства социальной политики Украины размещено разъяснение по поводу приостановки соцвыплат переселенцам. Публикуем текст разъяснения полностью:
«В связи с выявлением правоохранительными органами Украины отдельных фактов использования мошеннических схем и злоупотреблений при оформлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам, имеющим следствием безосновательное получения из госбюджета значительных средств, направленных на социальные выплаты, а также с целью предотвращения возникновения социальной напряженности среди внутренне перемещенных лиц в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской и Харьковской областях Министерство социальной политики Украины сообщает следующее.

Территориальными подразделениями ДМС с привлечением представителей МВД, Нацполиции и других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления проводятся мероприятия по проверке достоверности информации о фактическом месте проживания внутренне перемещенных лиц и данных, которые декларировались такими лицами при постановке на учет, как внутренне перемещенных лиц. Такая работа должна быть завершена в сжатые сроки с целью проведения всех необходимых внутренне перемещенным лицам социальных выплат в текущем месяце.

При этом в первую очередь проверяется информация о проживании по одному адресу значительного числа внутренне перемещенных лиц и информация по их проживанию по адресам расположения органов исполнительной власти.

Для восстановления социальных выплат внутренне перемещенным лицам, не сменившим место жительства, нужно лично обратиться в управление социальной защиты населения и Пенсионного фонда Украины по месту жительства в соответствии с видом социальной выплаты (помощь/пенсия).

Внутренне перемещенным лицам, которые в силу различных обстоятельств изменили фактическое место проживания, для продолжения получения пенсий и других социальных выплат необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по новому фактическому месту жительства для внесения соответствующей информации в базу данных таких лиц и получение справки с подтверждением внесенных в нее данных о фактическом проживании территориальными подразделениями ДМС.

Что касается граждан, которым сложно самостоятельно обращаться за подтверждением места фактического проживания (инвалиды I-II группы), органы социальной защиты и Государственной миграционной службы должны принять меры по проверке приведенных в справке данных о постановке на учет самостоятельно.

Одновременно информируем, что, поскольку пенсионные и другие социальные выплаты по февраль 2016 проведены в полном объеме, результаты проведенных проверок будут учтены при осуществлении выплат внутренне перемещенным лицам, начиная с марта 2016 года. До этого времени все социальные выплаты внутренне перемещенным лицам осуществлялись своевременно и в полном объеме.

В дальнейшем, в случае возникновения случаев неполучения внутренне перемещенными лицами социальных выплат такие лица могут обратиться в территориальное подразделение ДМС по фактическому месту жительства. Соответствующая информация от территориальных подразделений ДМС является основанием для восстановления всех социальных выплат за время их неполучения.

Таким образом, ни один человек из числа внутренне перемещенных лиц не будет лишен принадлежащей ему социальной помощи или пенсии и будет получать их в дальнейшем».

На сайте Пенсионного фонда Украины также опубликовано разъяснение о возобновлении пенсионных выплат. Полный текст разъяснения ниже:

«Возобновление выплаты временно приостановленных пенсий внутренне перемещенным лицам производится на основании личного обращения пенсионера с даты прекращения выплаты.

В орган Пенсионного фонда Украины, где пенсионер находится на учете как получатель пенсии, пенсионер лично предоставляет заявление о восстановлении выплаты пенсии, предъявляет паспорт и справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица.

Выплата восстановленных пенсий проводится дополнительными ведомостями на счет, открытый в «Ощадбанке».

Внимание! Орган Пенсионного фонда Украины, который возобновляет выплату пенсии, будет проверять информацию о регистрации пенсионеров в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах».

В последние годы в Украине остро стоит вопрос переселенцев из временно оккупированных территорий Донбасса, Луганска и аннексированного Крыму. Согласно данным официального сайта Министерства социальной политики Украины, по состоянию на 2 января 2019 г. взято на учет 1512435 переселенцев (ВПО). К актуальным проблемам переселенцев нашего государства принадлежит массовое прекращение выплаты пенсий с оснований, не предусмотренных Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

О том, как в нынешних условиях и норм законодательства переселенцам можно вернуть выплаты пенсий, изданию «Закон и Бизнес» рассказала управляющий партнер адвокатского объединения Emiraise Людмила Кабанец.

Как восстановить выплаты?

Практика лишения пенсий приобретает все большие масштабы, и в большинстве случаев касается пенсионеров и людей с инвалидностью. В силу своего возраста и состояния здоровья большинство из них не способны преодолевать неблагоприятные ситуации и нуждаются в помощи. А пенсия является единственным источником их существования.

Систематические нарушения прав переселенцев на пенсионное обеспечение приводят к возникновению ряда судебных споров между ВПО и органами Пенсионного фонда Украины (ПФУ), о восстановлении нарушенных прав переселенцев.

Для восстановления своих прав, необходимо действовать по следующему алгоритму:

Оформить письменное обращение в органы ПФУ с соответствующим требованием о восстановлении и выплату задолженности по пенсии.

Обжаловать действия или бездействие органов ПФУ в административном суде.

Предъявить к принудительному исполнению соответствующие решения судов.

На сегодняшний день в Украине сложилась положительная судебная практика по восстановлению выплаты пенсий и взысканию начисленной, но не выплаченной задолженности. Например, 3 мая 2018 г. Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда принял решение в образцовом деле о прекращении выплаты пенсий в пользу переселенца.

Что делать, если средства все же не выплачиваются?

Судебное решение о восстановлении пенсионных выплат и обязательства выплаты задолженности по пенсии может в течение длительного времени не выполняться. В таком случае пенсионер испытывает инфляционные потери от обесценения средств, принадлежащих ему и лишен возможности получить дополнительную прибыль из этих средств.

Для того, чтобы получить компенсацию инфляционных потерь, применяются несколько вариантов действий.

Вариант 1. При обращении в Пенсионный фонд по восстановлению выплаты пенсии необходимо выдвинуть требование о начислении и выплате компенсации.

Сумма этой компенсации исчисляется путем умножения суммы начисленного, но не выплаченного гражданину дохода за соответствующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на индекс инфляции в период невыплаты дохода (инфляция месяца, за который выплачивается доход, во внимание не принимается).

В дальнейшем это требование включается в исковых требований при обжаловании действий или бездействия органов ПФУ. Таким образом есть возможность компенсировать инфляционные потери с момента прекращения выплат пенсии до даты принятия судебного решения.

Вариант 2. В случае просрочки выплаты долга должник по требованию кредитора обязан также покрыть инфляции потери за все время просрочки. А также выплатить 3% годовых от просроченной суммы.

Решение о возобновлении выплаты пенсии и выплаты задолженности подтверждает, что между пенсионером и органом ПФУ возникает денежное обязательство. Поэтому пенсионер имеет право взыскать с Пенсионного фонда инфляционные потери и дополнительные проценты.

Для этого необходимо обратиться в орган ПФУ с иском о взыскании инфляционных потерь и 3% годовых за несвоевременное исполнение решения суда. Его можно подать в первые 3 года с момента как решение суда о выплате задолженности вступает в силу. Иначе ПФУ может выдвинуть ходатайство об исковой давности и выплатить инфляционные потери не за весь период задержки, а только за 3 года.

Но каким образом удастся взыскать инфляционные потери и 3% годовых за все время неисполнения решения суда?

В таком случае переселенец должен предъявить этот иск в течение 3 лет с момента вступления решения в силу, не дожидаясь самого исполнения. И заявить такие требования:

- взыскать с органа ПФУ инфляционные потери и 3% годовых за неисполнение решения суда,

- указать о начислении соответствующих процентов и инфляционных потерь с момента принятия решения до момента исполнения денежного обязательства.

В таком случае начисления инфляционных потерь и дополнительных процентов осуществляет исполнитель. И гражданин получает возмещение за все время выполнения органом ПФУ решения суда о выплате пенсии.

Вариант 3. Если решение суда о взыскании пенсионных выплат находится на исполнении в органах казначейства, перечисления средств пенсионеру осуществляется в течение 3 месяцев.

Если за этот период не исполнилось перечисления средств, пенсионеру выплачивается компенсация объемом 3% годовых от неуплаченной суммы средств. Компенсация начисляется Государственной казначейской службой Украины.

Для получения компенсации пенсионеру нужно после выполнения решения суда обратиться в Государственную казначейскую службу Украины с просьбой провести начисление и выплату 3% годовых. В случае отказа — обжаловать такие действия в административном суде.

Вариант 4. Судебные решения, вступившие в силу, являются обязательными для выполнения всеми органами государственной власти, физическими и юридическими лицами на всей территории Украины. Суд может обязать ответчика, не в пользу которого принято судебное решение, подать в установленный судом срок отчет об исполнении судебного решения.

Поэтому к исковым требованиям в административных спорах с органами государственной власти следует включать требование об установлении судебного контроля. Путем представления органами государственной власти в установленный судом срок отчета об исполнении судебного решения.

По результатам рассмотрения отчета должника о выполнении решения суда или в случае непредставления такого отчета судья своим постановлением может установить новый срок представления отчета. И наложить на руководителя должника, ответственного за выполнение решения, штраф в сумме от двадцати до сорока размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Сумма штрафа в 2019 году составляет от 38 420 грн до 76 840 грн. Половина суммы штрафа взыскивается в пользу истца (пенсионера), другая половина — в Государственный бюджет Украины.

Таким образом, пенсионеры, которым прекратили выплачивать пенсию, имеют правовую возможность:

- получить компенсацию потери части доходов в связи с нарушением сроков выплаты пенсии;

- взыскать с органа ПФУ инфляционные потери за все время выполнения решения суда;

- взыскать 3% годовых от суммы, подлежащей выплате на основании решения суда.

Читайте также: