В каких случаях прекращается выплата пенсий впл

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:

    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    По данным, которые регулярно публикуют статистические органы, на территории Украины проживает более 7 миллионов лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат. Однако точное количество их подсчитать практически невозможно. Те граждане Украины, которые проживают на неподконтрольных властям страны территориях Луганской и Донецкой областей, в расчет не берутся по причине отсутствия там соответствующих служб.

    Это же касается не только органов учета и статистики, но и в целом всей структуры государственной власти на неподконтрольных районах. На данных момент на них действует режим антитеррористической операции и объявлено военное положение.

    Бесплатно по России

    В этой связи граждане, которые там проживают, не имеют возможностей реализовывать свои конституционные права, в том числе и на получение пенсий. Однако для донецких и луганских пенсионеров существует возможность получать деньги от государства в рамках программы пенсионного обеспечения перемещенных лиц, реализуемой в Украине.

    Разбираем понятие «пенсия переселенцам»

    По причине военных действий и проводящейся в ряде районов Луганской и Донецкой областей антитеррористической операции, осуществляемой Вооруженными силами Украины, сотни тысяч людей оказались в сложном и опасном для жизни положении. В этой связи на протяжении уже около 5 лет (с 2014 года) в мирные регионы страны происходит отток переселенцев, скрывающихся от разрухи и войны.

    Среди них довольно большое количество пенсионеров, которые имеют достаточные основания для получения денежных средств по линии государственного пенсионного фонда. Пенсия таким переселенцам начисляется в соответствии с особыми правилами, разработанными Кабинетом Министров Украины.

    Правила начисления пособий

    Получить денежные средства, выдаваемые в счет пенсии, могут не все граждане, приехавшие на место жительство в мирные области Украины, а только лишь те, которые соответствуют определенным критериям. Они прямо установлены законом и являются довольно жесткими, за что периодически подпадают под критику общественности и отдельных политиков.

    Однако здесь нужно учитывать, что такие правила разработаны от того, что Пенсионный фонд Украины испытывает постоянный дефицит средств, поэтому пенсия может быть выплачена только тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются и имеют на то право.

    Кроме этого, отсутствие государственных органов контроля на территории зоны действия АТО становится причиной различного рода мошеннических схем, которые недобросовестные граждане используют для незаконного получения денег.

    Итак, согласно утвержденным правилам пенсия может быть начислена лицам:

    1. Имеющим гражданство Украины. Только граждане Украины могут претендовать на выплату денежных пособий. Подтверждением гражданства, как правило, выступает паспорт.
    2. Проживающим на территории АТО до ее начала. Претендовать на пенсию вправе лица, которые имели постоянное место жительства до 2014 года на территориях, где сейчас проводится АТО.
    3. Выехавшим за пределы АТО после начала военных действий и постоянно проживающим в любом из районов Украины. Регион и город проживания, где поселился переселенец с Донбасса, не имеет значения для выплаты пенсии – главное это должна быть подконтрольная властям Украины территория.
    4. Зарегистрированным в установленном порядке в органах соцзащиты. Без справок из соцзащиты, которые подтверждают статус переселенца, пенсию получить невозможно.
    5. Иметь законные основания для назначения пенсии.

    Для получения пенсии переселенцы должны соответствовать критериям, предъявляемым к возрасту и трудовому стажу гражданина.

    Что делать, чтобы начать получать выплаты

    Чтобы начать получать пенсию, гражданин, проживающий на неподконтрольной территории Украины, в обязательном порядке должен придерживаться следующего алгоритма действий:

    1. Выехать из зоны АТО. Переселенец может выбрать любой регион Украины по своему усмотрению.
    2. Зарегистрироваться в органах МВД по месту пребывания. Гражданин обязан пройти процедуру регистрации по новому месту жительства. При этом не имеет значения, проживает ли он у родственников либо пользуется чужим жильем в порядке найма.
    3. Получить документы о регистрации. После того, как гражданин зарегистрируется по новому месту жительства, ему выдадут специальный документ на унифицированном бланке с государственными печатями и штампами, который подтверждает данный факт.
    4. Обратиться в органы соцзащиты населения. Органы соцзащиты, на основании заявления, поступившего к ним от переселенца, выдают соответствующую справку, официально присваивая данный статус гражданину.
    5. Начать оформление пенсионной выплаты. Только после получения статуса «переселенец» лицо вправе обращаться за начислением пенсионных выплат. При этом гражданин обязан предоставить довольно внушительный пакет документов, включающий в себя следующее:
    • документ, удостоверяющий гражданство Украины и личность его владельца;
    • справку о статусе вынужденно перемещенного лица;
    • документ, подтверждающий факт жительства по новому месту;
    • бумаги, подтверждающие трудовую деятельность.

    Выплата сегодня для переселенцев из зоны АТО

    Вопросы, связанные с назначением пенсий, социальных выплат и иных пособий гражданам, которые в установленном законом порядке были признаны переселенцами из зоны антитеррористической операции, находят свое отражение в действующих украинских нормативных актах.

    Среди них особо следует выделить Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06. 2016 года № 365, которое устанавливает порядок назначения различного вида соцвыплат внутренне перемещенным лицам.

    Согласно этому документу рассчитывать на получение выплат могут только те лица, которые постоянно проживают на подконтрольной территории Украины. В этой связи убытие с того адреса, где гражданин постоянно проживал, является основанием для прекращения пенсионного обеспечения.

    Задержки и проблемы

    Несмотря на государственные гарантии, выраженные в нормативно-правовых актах Украины, граждане из числа переселенцев нередко жалуются на проблемы с получением выплат.

    Среди основных из них следует выделить:

    1. Отказ в назначении выплат. Происходит в том случае, если переселенец не выполнил какое-либо условие для начисления ему пенсии. К примеру, предоставил неполный пакет документ или сообщил недостоверные сведения о себе.
    2. Прекращение выплат. Вынужденно перемещенному гражданину отменят получение денег в том случае, если нарушает правила миграционного учета, а также игнорирует требования представителей собеса, связанные с прохождением плановых проверок.
    3. Задержка поступления денег. Они могут происходить по самым разным основаниям. О причинах следует обращаться в ПФУ или отдел соцзащиты.

    Ответы на самые острые вопросы по теме

    Ниже представлены ответы на вопросы, которые в наибольшей степени беспокоят украинских граждан из числа переселенцев из зоны АТО.

    Перестали платить пенсию, что делать

    В том случае, когда перестали платить пенсию, то необходимо незамедлительно обратиться в ПФУ, чтобы узнать причины этого. Как правило, причина заключается в том, что гражданин находился более 60 дней не по месту проживания. В этом случае необходимо проходить всю процедуру заново. В том числе оформлять регистрацию, получать справку о статусе переселенца и так далее.

    Как восстановить выплату, если заблокировали

    Выплату внутренне перемещенным лицам подлежат серьезному контролю со стороны государства. В этой связи статус данных граждан постоянно проверяется сотрудниками собесов. Одним из оснований прекращения выплаты является отсутствие гражданина по месту жительства в момент проверки. В данном случае статус переселенца может быть аннулирован, в связи с чем гражданину будет необходимо подтверждать его заново, прежде чем вновь рассчитывать на пенсию.

    Задержка по выплате с июня – когда ждать

    Задержки выплат пенсионных денег во многом связаны с дефицитом Пенсионного фонда Украины, а также процедурами верификации получателей денег.

    Еще в апреле прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 335, согласно которому все имеющиеся задолженности перед пенсионерами аккумулируются и будут выплачены в особом порядке. При этом на данный момент порядок погашения этих задолженностей не разработан. В этой связи говорить о сроках, когда деньги будут выплачены в полном объеме, не представляется возможным.

    Был ли суд по пенсиям переселенцев

    Постановление КМУ № 365 было крайне негативно встречено гражданами и правозащитными общественными организациями по причине того, что требования к переселенцам для получения ими пенсии был крайне жесткими, в связи с чем не все лица, которые по закону могут рассчитывать на выплаты, могли их получить.

    В этой связи был подан иск к властным органам Украины о том, что ряд положений Постановления не соответствуют Конституции страны и иным вышестоящим нормативным актам. Решением Окружного административного суда города Киева исковые требования были удовлетворены, а ряд пунктов закона был отменен.

    В частности, это касается пункта 13, согласно которому выплаты могли быть прекращены в том случае, если гражданин будет отсутствовать во время проверки по фактическому месту жительства.

    Какие последние новости по пенсии переселенцев

    В 2020 году в Украине продолжится выплата пенсий для внутренне перемещенных лиц. Однако количество ее получателей может быть заметно уменьшено. Это связано с тем, что в стране проходит масштабная пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста.

    При этом следует отметить, что в следующем году власти проведут индексацию пенсий, однако произойдет это в несколько этапов. Планируется, что выплату увеличат сразу на 18%.

    Пенсия для перемещенных лиц – мера социальной поддержки для людей, вынужденных покинуть места своего проживания в зоне АТО. Она начисляется только после получения соответствующего статуса. При этом его необходимо постоянно подтверждать, поскольку в противном случае пенсию попросту перестанут выдавать.

    Полезное видео

    Предлагаем посмотреть дополнительную информацию по в видео:

    Сложная ситуация в Украине подталкивает людей покидать родные места. Для того чтобы не тратить государственный бюджет парламент страны принял непопулярное решение. Теперь пенсии переселенцам отменят, правда не всем. Новая процедура вступила в силу с 1 августа 2016 года, но далеко не все внутренние переселенцы знают ждать ли им выплат из пенсионного фонда.

    Когда на выплату рассчитывать не стоит?

    Пожилые украинцы, которым пришлось бежать их Крыма, Донбасса и Луганска могут лишиться честно заслуженных пенсий в нескольких случаях, а именно:

    1. Если появилась информация о смерти пенсионера, но нет документов подтверждающих это.
    2. Если переселенец длительный период (59 дней, с 60 дня социальные выплаты приостанавливаются) не появляется по месту своей временной регистрации в конкретной точке страны. То есть там, где он зарегистрирован как временно перемещенное лицо.

    Важно! Так как при пересечении линии разграничения все переселенцы проходят через КПП по типу того что на границе, данные о том что они вернулись или нет на подконтрольную территорию можно проверить. Если по истечению 60 дней переселенец не вернулся из Луганска, Донецка, Крыма – его пенсия не перечисляется на карту.

    Хотя официальные власти озвучивают срок в 59 дней, многие пенсионеры, которым пришлось покидать родной дом, из-за войны утверждают, что выплаты прекращаются при отсутствии меньше заявленного срока и при частом пересечении КПП на линии разграничения.

    Ответственные за отмену выплат пенсий переселенцам

    Списки переселенцев, которые лишаются пенсии регулярно обновляются, причем в них попадает довольно много пенсионеров, так по данным на ноябрь 2014 года не получали выплаты 160 тыс. пенсионеров, в феврале 2016 эта цифра была уже 407 тыс. человек. За счет этого в пенсионном фонде удалось удержать 13,5 млрд. грн.


    При потере социальной поддержки от государства, по возвращению на подконтрольную территорию пенсионеру следует обратиться с заявлением для возобновления пересчета пенсии на карту.

    Формируются списки, тех кого лишают выплаты СБУ, органами социальной защиты на основе прохождения идентификации. Если пенсионер пропал и не проходит ее, то может возникать подозрение что он погиб, именно поэтому перечисление пенсии приостанавливают. Причем по статистике часть людей из подобных списков, вовсе не обращается за возобновлением ее.

    Порядок идентификации

    Каждый переселенец по месту регистрации получает карту для выплат от государственного Ощадбанка. Она же его идентификационный документ, в котором содержаться данные:

    1. ФИО.
    2. Фотография.
    3. Электронная подпись.

    Такие карты может получить каждый, кому она нужна. Причем обязательным при получении карты является указание адреса проживания. Это должен быть реальный адрес, а не, например, данные Управления социальной защиты. Если такового нет, то на карту для получения пенсии и идентификации личности претендовать нельзя будет.

    Каждые 6 месяцев нужно проходить идентификацию личности. Для этого следует посетить государственный банк подать свои документы для освидетельствования. Если подтвердить личность не удается, пенсионер лишается выплаты.

    Реакция общественности

    Реакция на то, что пенсии внутренним переселенцам отменяют, не заставила себя долго ждать. Представитель ООН сообщил, что вопрос с выплатой пенсий на неподконтрольной территории нужно решать другим методом, а никак не лишением пенсионеров, которые и так в сложной ситуации единственного источника финансов. Несмотря на это власти Украины создают еще больше этапов так называемой идентификации для внутренне перемещенных лиц. Это дает возможности при непрохождении ими проверки лишать пенсионеров выплат.

    Вывод

    Ситуация в Украине сложная, но многие международные организации утверждают, то лишать пенсионеров выплат – это не выход. А власти страны наоборот делают процесс идентификации еще сложнее, что вызывает резкую реакцию общественности.

    Правительство стремится экономить деньги Пенсионного фонда, что отражается на переселенцах и тех, кто проживает на оккупированной территории.

    Глава мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер заявила о том, что после 2014 года более 700 тысяч пенсионеров, зарегистрированных на территории "ДНР" и "ЛНР", потеряли свои выплаты.

    Она убеждена, что люди должны иметь равный доступ к пенсии независимо от того, где они живут, а также необходимо отменить привязку регистрации пенсионера как переселенца. В Минсоце уже заявляли, что разрабатывают изменения по этой теме.

    Почему не выплачивают пенсии, как может измениться система, и как вернуть деньги тем, кто их недополучил?

    Справка переселенца и регистрация

    Хотя оккупированные территории и неподконтрольные Украине, они законодательно читаются частью нашей страны. Получение гражданами пенсий регулирует главный закон - Конституция. В статье 46 идет речь о том, что украинцы имеют право на социальную защиту в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности. Необходимо только достичь пенсионного возраста и иметь страховой стаж. Таким образом, пенсии должны были бы начислять на общих основаниях для тех, кто выехал с неподконтрольной территории, и для тех, кто там проживает.

    Тем не менее, на оккупированную территорию пенсии не доставляют. В Министерстве соцполитики это объясняют тем, что деньги просто нет возможности привезти. К тому же, на неподконтрольной территории нету нет органов ПФ и банков. Нельзя даже проверить, живы ли еще те, кому должны пенсию.

    Еще в 2015 году постановлением Кабмина № 365 выплату пенсии привязали к справке внутренне перемещенного лица. Финансирование пенсий для переселенцев на 2019 год предусмотрено тол ько для 500 тысяч переселенцев с такой справкой. А без пенсий, по данным ООН, остались 700 тысяч украинцев на территории ЛДНР .

    Следующий шаг Пенсионный фонд сделал в а вгуст е 2017 года , когда перестал выплачивать пенсии украинцам, отказавшимся от статуса переселенца. Таким людям, по мнению управления ПФ, пенсия должна выплачиваться только лишь при наличии пенсионного дела в бумажном виде.

    Но и тут закралась коллизия. З аконом не закреплено, что выплаты должны предоставлять исключительно на таком основании , ведь есть электронн ый реестр. Также м ногие не могут получить пенсионное дело физически - некоторым лицам на неподконтр ол ьной территории угрожает смерть или тюрьма .

    Есть и другие сложности. К примеру, если пенсионный возраст наступил уже после оккупации , то онлайн-доступа к данным до 2000 года нет. Фактически, человеку приходится самостоятельно разъяснять, где он работал прежде, предоставлять трудовую, архивные справки с предприятий. При этом справки со штампами “ДHР” не котируются, и страховой стаж пропадает.

    Система “Аркан” как верификация пенсионеров

    Некоторым переселенцам также приостанавливают начисление пенсий. Законода т ельством установлены такие причины для прекращения начисления выплат:

    • д окументы содержат недостоверные сведения ;
    • пенсионер не получает выплаты полгода подряд ;
    • пенсионер проживает за границей ;
    • в случае смерти .

    Пока обстоятельства не выяснят, начисление выплат останавливают, а переселенца проверяют.

    Но также в ыплаты останавливают из-за данных системы "Аркан" , которая документирует выезд человека не неподконтрольную территорию. За работу системы отвечают пограничники, разведчики, фискалы, СБУ, МВД, МИД, Минсоц . Каждый раз, когда человек пересекает линию разграничения, даже если он просто хочет навестить родственника, или есть серьезные обстоятельства, он автоматически оказывается в списках программы. Затем выплат ы приостанавлива ются.

    Интересно, что , с огласно действующим нормам законодательства, на неподконтрольной территории можно находиться два месяца, при о пределё нных о бстоятельствах - три. И лишь затем могут приостановить выплаты. Видим еще одну коллизию. Даже Минсоц и ПФ говорили о том, что прекращать выплату пенсий лишь на основании данных этой системы незаконно. Н о пока ничего не меняется.

    "Это прямой результат государственной политики, которой право на пенсию привязано к регистрации в качестве внутренне перемещенных лиц и к процедуре верификации, которая следует из такой привязки", - говорит Фрейзер.

    Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 отменил некоторые пункты этого постановления Кабмина о переселенцах. По сути, проверять внутренне перемещенны е лиц а по фактическому месту пребывания никто не должен, но с а ми а кты проверок переселенцев дома не отменили. По сути, ничего не изменилось. Соцслужба все равно должна посмотреть, как живет человек, состав лять акт. На местах эту норму все выпол н яют по-разному. Кто-то вообще не проверяет, кто-то приходит к согла шению с пенсионерами в телефонном режиме.

    Меньше переселенцев - легче Пенсионному фонду

    Согласно №335 постановлению, за время, пока вы лишились пенсии и ждали проверку, вы выплат не получаете. А пока пенсия откладывается во времени, учитывая дефицитность Пенсионного фонда, даже любая отсрочка - это плюс для казны.

    "Ошибки в ПФ могут стать выгодны, это замораживание выплат. И страшно подумать, о каких суммах вообще идет речь”, – говорит NEWSONE юрист Елена Алехина.

    То, что государство не смогло защитить свои территории, отбить агрессию и перевести сюда своих граждан, не снимает с него обязанност ь выплачивать пенсии . Есть постановление Кабмина, которое предусматривает выплату за вс е время, когда она не проводилась.


    Финансовый аналитик Алексей К ущ считает, что если пенсии выплатят тем самым 700 тысячам жителей оккупированных территорий, то удар по фонду не будет критичен.

    “Если речь идет о 700 тысячах пенсионеров, то, по большому счету, это увеличило бы нагрузку на фонд на 10-15 миллиардов, в зависимости от индексации. Это не такая критичная сумма, как старые долги в 70-80 миллиардов гривен. Вопрос в том, насколько существует возможность оплатить эти долги”, - говорит он.

    Кущ выделяет две проблемы с оплатой пенсий переселенцам и подчеркивает, что долги по пенсиям могут со временем достичь неподъёмной суммы.

    “Самая главная проблема - отсутствие экономических инструментов деоккупации как системная политика правительства. Необходимо наладить механизм, по которому в госбюджет будут поступать налоги с предприятий этого региона. Тогда областной пенсионный фонд начнет получать необходимые для пенсий деньги.

    Вторая проблема- накопление долгов. Ее нужно решать на системном уровне. Позиция правительства такова, что никто сегодня-завтра не хочет отдавать долги пенсионерам. А если через 5 лет война будет окончена, то возникнет вопрос, как выплачивать эти суммы. А речь может идти о 100 миллиардах гривен”, - объясняет он.

    Как хотят изменить правила начисления пенсий

    Некоторые юристы убеждены, что справка ВПЛ вообще не обязательна дл я пенсии, и должна быть привязана к паспорту. В ООН тоже н еоднократно утверждали, что необходимо изменить всю процедуру выплаты пенсий .

    В М ин соцполитики уже разрабатывают новую схему, согласно которой пенсии будут выплачивать более справедливо. Согласно законопроекту №6692, пенсии в ОРДЛО доставлять не станут, за ними нужно будет выезжать на подконтрольную территорию. Но зато Пенсионный фонд также больше не сможет отказывать в оформлении пенсий из-за невозможности проверить документы. Украинцы вообще не обязаны будут их предоставлят ь.

    Также выплаты, которые украинцы недополучали годами, наконец восстановят. Законопроект отменяет ограничение в получении удержанной пенсии в три года. Трехгодичное ограничение установлено в случаях, если виноват Пенсионный фонд, но в ситуации с оккупацией не виноват ни фонд, ни сам человек. Алексей Кущ, оценивая этот законопроект для NEWSONE подчеркивает, что задолженности не должны иметь срока давности, как и выплаты по вкладах в сбербанке СССР.

    Законопроект №6692 з арегистрировали еще в июле 2017 года . Но его до сих пор не приняли. Главное научно-экспертное управление Верховной рады пыталось внести в него изменения. Пытались снова привязать пенсии к статусу ВПЛ и ограничить выплату пенсий участникам террористических организаций. Но второе замечание перечит законодательству, ведь наказания за преступление предусматривает Уголовный кодекс, а пенсией наказывать человека нельзя. Даже за время “отсидки” люди получают свои выплаты.

    В поясн и тельной записке к законопроекту пи шут , что он не влияет на изменение показателей бюджета, ведь пенсия и так по законодательству должна быть начислена всем пенсионерам . Но, учитывая количество пенсионеров, лишившихся выплат, удар все-таки будет.

    Как вернуть себе пенсию

    Ну а пока законопроект не в силе, можно бороться за свои выплаты. Юристы утверждают, что вернуть себе утраченную пенсию вопреки обстоятельствам можно в судебном порядке. Для этого нужно :

    • подать письменное заявление в Управление пенсионного фонда по месту, где вы должны получать пенсию ;
    • приложить к заявлению копию старой справки о статусе переселенца и получить новую;
    • е сли реакция не последовала спустя месяц, подать жалобу ;
    • требовать письменного подтверждения отказа в выплате от П Ф;
    • о братиться в суд с этим подтверждением .


    Всего в нашей стране открыто примерно 4 тысячи исков. И на победу есть существенные шансы.

    В мае 2018 года Верховный Суд рассмотрел образцовое дело об обжаловании прекращения выплаты пенсии внутренне перемещенным лицам. Судьи решили удовлетворить исковые требования пенсионерки в полном объеме . А в сентябре 2018 года Большая палата Верховного Суда отклонила поданную апелляцию на это решение , и оно вступило в силу.

    Решение Верховного суда ускорило рассмотрение других подобных дел в судах первых инстанций. Например, житель Полтавской области, переселившийся из Алчевска, отказался от статуса переселенца, и ему прекратили платить пенсию. Суд же признал, что правда на его стороне, ведь ни одна норма законодательства не требует для пенсии иметь эту справку. ПФ подал апелляцию и проиграл.

    В в апреле 2017 года суд рассматривал иск жителя Полтавской области. Он выехал из Луганской области в 2014 году и получил прописку, а органы соцзащиты аннулировали его справку ВПЛ. Уже в феврале 2017 года ему перестали платить пенсию, ведь право на нее он не может под тв ердить справкой, а пенсионное дело находится на ок к упированной и территории. Судебный процесс пен си онер выиграл, ведь его пенсионное дело было просто невозможно получить.

    Кроме того, если нарушаются конституционные права человека, как право на пенсию, на защиту гражданина всегда может встать Европейский суд по правам человека .

    Каждый украинец имеет право на пенсию, а такие нормы, как обязательное наличие справки переселенца и повторные проверки после пересечения границы, противоречат законодательству. Пока отстоять правду можно лишь в суде. Но, в случае принятия нового законопроекта, многим пенсионерам станет существенно легче получать свои выплаты.

    В Украине во время часа вопросов к премьеру в Верховной Раде народные депутаты обратились с просьбой разобраться с ситуацией с пенсией ученого-переселенца Игоря Козловского. Религиовед потерял свою выплату якобы из-за того, что выезжал за границу. Пенсию пообещали вернуть. В действующем законе есть целый ряд оснований, которые позволяют Пенсионному фонду Украины (ПФУ) на время или вовсе отменять выплату. У кого и почему могут забрать пенсию в Украине, разобрался «Обозреватель».

    Как рассказал юрист Александр Плахотник, действующий закон позволяет как приостанавливать, так и возобновлять выплату пенсий. Так, ст. 49 закона «Об общеобязательном пенсионном страховании» предполагает: отменить пенсию может не только суд, но и территориальное подразделение ПФУ. «В законе четко описаны случаи, при которых Пенсионный фонд имеет право приостановить выплату пенсий. Это нормальная практика, которая применяется и в Украине. Если такое произошло, нужно получить разъяснение, обратиться в органы Пенсионного фонда, если произошла ошибка, что сейчас часто происходит с переселенцами, пенсию возобновят», – сказал юрист.

    Согласно закону, без пенсии могут остаться:

    Украинцы, которые свои выплаты получили по поддельным документам. Еще несколько лет назад Министерство финансов начало процедуру проверки всех получателей социальных выплат, в том числе и пенсионеров. Кроме того, подобную верификацию регулярно проводит и ПФУ. Правда, нарушителей, как оказалось, не так уж и много. Для примера, в 2016 году нашли всего лишь 59 пенсионеров, которые получали выплаты по поддельным документам.

    Пенсионеры, которые живут за границей. «Пенсия прекращается на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины», – говорится в законе.

    Пересечения границы фиксируются Миграционной службой. В случае, если украинец отсутствовал в стране длительное время, пенсию на этот период могут приостановить. Причем, как в случае с Игорем Козловским, не факт, что сразу после возвращения выплату возобновят. Для этого придется обращаться с заявлением в Фонд.

    Если не получал пенсию 6 месяцев подряд. Также законом предусмотрено: если пенсионер не получает свою выплату как минимум полгода, это может стать основанием приостановить ее.

    Переселенцы, которые меняют место жительства. «Если по результатам проверки, проведенной подразделениями Государственной миграционной службы, будет принято решение о том, что фактическое место проживание не соответствует официальному, выплата пенсии будет прекращена со следующего месяца», – пояснили в Главном управлении Пенсионного фонда в Донецкой области.

    К слову, в действующем законе место проживания пенсионера не ограничивается, однако учитывая сложившиеся обстоятельства, чиновники прекращают выплаты пенсий основываясь на собственных постановлениях. С такой практикой не согласны в Верховном суде. Там пришли к выводу: приостанавливать пенсии переселенцам могут только на основании 49 ст. закона «Об общеобязательном пенсионном обеспечении». В самом ПФУ пояснили: деньги нужно предоставлять адресно, если нет уверенности, кто именно их получит и как их потратят, это может быть веской причиной для прекращения выплаты.

    Часть украинцев потеряет право на пенсию, но смогут получать материальную помощь. Уже через 10 лет на пенсию смогут выйти только 55% 60-летних. Остальным придется работать до 63 или 65 лет. Такое нововведение предусмотрено принятой в октябре 2017 года пенсионной реформой. Тем, кто не заработает на пенсию, придется либо продолжить трудиться, либо довольствоваться социальной выплатой, размер которой может быть даже меньше прожиточного минимума.

    Так, чтобы получить пенсию в 65 лет, нужно иметь как минимум 15 лет стажа. Те, кто заработал от 15 до 25 лет стажа, через 10 лет будут выходить на «заслуженный отдых» только в 63 года. Для пенсии в 60 лет нужно официально платить налоги в ПФУ как минимум 35 лет.

    Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


    На период «антикоронавирусного» карантина в Украине отменен ряд проверок внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), продолжается выплата пенсий и соцпособий без ранее обязательной идентификации. Но карантин когда-нибудь закончится. А с ним — и эти послабления.

    Эксперты прокомментировали «Донецким новостям«, что нужно сделать, чтобы и далее меры в отношении переселенцев и жителей неподконтрольного Донбасса сохранились более лояльными, а также — каковы шансы, что проверки ослабят, отменят, а не ужесточат.

    Михаил Фоменко, юрист-аналитик общественной организации «Донбасс SOS»:

    — Необходима политическая воля правительства, готовность менять стратегию и отношение к системе социального обеспечения в целом и к нуждам ВПЛ в частности.

    Стрессовая ситуация, с которой столкнулась наша страна, уже обнажила многие проблемы системы. Это и затянувшаяся на многие годы диджетализация, введение электронного доступа в социальной сфере, и привязка социальных выплат для ВПЛ к месту жительства, а не к потребностям человека.

    Напомню, что проверки ВПЛ были отменены судом еще в 2018 году по иску юристов нашей организации. Видимо, тот, кто прописывал эти положения о проверках в новом законе, об этом не знал.

    Однако остаются вопросы составления акта материально-бытовых условий при назначении адресной помощи (считайте, визит соцработника на дом), электронных услуг, идентификации в «Ощадбанке», отсутствие доступа к пенсии жителям временно оккупированных территорий и т.д.

    Составления акта материально-бытовых условий при назначении соцвыплат для ВПЛ — остаток процедуры проверки, которая была отменена. На данный момент функционального значения в ней нет, поскольку вы вполне можете не присутствовать во время его составления, а в течение примерно недели после этого еще раз явиться в орган соцзащиты, где этот акт составят повторно (согласно действующему порядку Постановления Кабмина №365 от 2016 года) и назначат вам выплаты. То есть, весь вклад этого документа для назначения помощи — в том, чтобы он просто был.

    Факт проживания подтверждается весьма условно. Пенсионные выплаты к этому порядку не относятся (после последних изменений Постановления КМУ №788 от 2019 года) и явка на дом соцработников не проводится.

    На время карантина акт не составляется. Было бы замечательно, чтобы эта норма осталась и после окончания карантина.

    Доступ к административным и социальным услугам и помощи через интернет — наверное, наиболее явно проявившийся недостаток во всех сферах взаимодействия гражданина с государством (от получения справки из налоговой до подачи иска в суд — сейчас очень много обращений от граждан, как сделать это дистанционно). Надеюсь, что результатом станет ускорение внедрения электронных сервисов во все сферы государственной жизни. И, что самое главное, — их адекватное правовое урегулирование.

    Как пример — система «электронный суд». Хоть она и работает, но значительная часть судов не принимает документы, поданные через нее, из-за проблем с ее правовым статусом.

    Все это далеко не новые вещи, работа над внедрением тех же электронных услуг ведется давно.

    Доступа к украинским пенсиям у жителей неподконтрольной территории , к сожалению, нет и сейчас. Возможно, опыт приостановление идентификации и выплаты пенсии и социальных выплат без выезда каждые 60 дней покажет, что это делать и контролировать вполне реально — и поможет парламентариям морально подготовиться к принятию того же законопроекта 2083-д ( законопроект №2083-д был провален Верховной Радой 5 февраля, он предусматривал упрощение получения пенсии переселенцами и пенсионерами, живущими на неподконтрольном Донбассе, — ред.).

    Необходимо изменение подхода к предоставлению адресной помощи , которая ежемесячно выплачивается переселенцам как бы на компенсацию аренды жилья и оплаты коммунальных услуг (442 грн для трудоспособных лиц, 1000 грн — для нетрудоспособных, в т.ч. пенсионеров, до 1700 грн для лиц с инвалидностью, — ред.). Существующий порядок распыления средств («всем — по чуть-чуть») давно себя исчерпал. Будем объективны — сумма в 442 грн как компенсация за проживание — это ничто. А в условиях карантина и остановки экономики — дважды ничто. При том, что потребности семьи никто толком не изучает — выплаты получают и те, кто в принципе не испытывает особой нужды в такой компенсации, и те, кто нуждается в гораздо большем по объективным причинам. Существующая система не обеспечивает адресности и справедливости таких выплат.

    Подытоживая: на данный момент остается ряд значительных проблем, которые требуют безотлагательных решений от правительства. Введение карантина может значительно подстегнуть процесс их решения и дать необходимый опыт применения, который можно использовать позднее.

    В то же время, учитывая ожидаемый результат от остановки экономики из-за карантина и намечающийся кризис, ожидать серьезных улучшений (особенно таких, которые потребуют значительного финансирования) не приходится.

    С другой стороны, ужесточения, скорее всего, тоже не произойдет. Местные выборы уже скоро. И к чести нынешней власти, таких «гуманных» решений в отношении жителей Донбасса и ВПЛ, как было при предыдущей, не принимается. И это — светлый момент.

    Я бы склонялся к чему-то среднему. Произойдут давно назревшие и частично подготовленные изменения. При этом процессы, требующие значительных денежных вложений на их реализацию, замедлятся из-за недостатка средств.

    Что делать для улучшения ситуации? Говорить, убеждать, объяснять. Сейчас есть временный мощный стимул к изменениям, хоть и вызван он событиями страшными и печальными. Но это возможность сплотиться, возможность для власти показать на деле, а не на словах гражданам, пострадавшим от конфликта на востоке, что мы по одну сторону. После шести лет войны это — как никогда актуально.

    Мария Красненко, правозащитник, юрист Громадського холдингу «Група впливу»:

    — Сейчас следует четко понимать, что на период действия карантина или ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19, а также в течение 30 дней со дня его отмены, запрещается ряд мероприятий, касающихся проведения проверок по месту жительства, решение комиссий принимается без акта обследования материально-бытовых условий. И, самое главное — продолжаются все социальные выплаты и пенсии.

    Отмечу еще раз, что речь идет именно о периоде действия карантина и 30 дней после его окончания. Это означает, что по окончании — будут восстановлены все меры, которые были применимы в отношении переселенцев.

    Однако, можно сказать однозначно, что реализация мер, действующих во время карантина (и спустя 30 дней после) станет основой для предложений по пересмотру нормативно-правовых актов и практики, применимой к ВПЛ. Поэтому перед органами государственной власти (в частности — путем побуждения их общественными организациями) стоит задача оценки принятых мер. С возможностью на их основании пересмотреть регулирование.

    Еще раз отмечу, что принятые сейчас меры, однозначно могут служить поддержкой инициатив по ВПЛ и жителям неподконтрольных территорий. Но, к сожалению, пока стоит вопрос не о мерах «после карантина», а о реализации тех мер, которые являются предусмотренными законом, однако не реализованными на местах. Мы фиксируем, проблемы с выплатами социальных выплат и пенсий, требования подачи заявлений на продление выплат и даже — проверки. Подобное еще раз говорит о «медлительности» вертикали и об отсутствии «воли» на центральном уровне исполнительной ветви власти.

    Элина Шишкина, правовой аналитик Благотворительного фонда «Право на защиту» («Право на захист»):

    — Внесенные в законодательство изменения, облегчающие процесс верификации, действительно действуют только на время карантина и 30 дней после его завершения. Однако этот период вполне может показать, что ничего страшного не произойдет, если пенсионеры будут проходить верификацию не каждые 2 месяца (как было до карантина), а один раз в 6 месяцев. Тогда нагрузка на контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) будет меньше, а с этим — и меньше жалоб людей на условия пересечения линии разграничения и пр.

    Кстати, уже сейчас мы занимаемся адвокацией того, чтобы эти изменения стали постоянными.

    Михаил Дяденко, руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков:

    — В такое сложное, не только для Украины, но и для всего мира, время введение указанных послаблений достаточно логично. И даже, если предположить, что могут быть определенные махинации, в первую очередь, необходимо руководствоваться гуманитарными соображениями. Ведь людям и так сложно выживать в условиях социально-экономического кризиса, вызванного COVID-19. Но следует отметить, что вместе с определенными послаблениями введены и ограничения в части пересечения линии разграничения.

    Что касается «жизни после карантина», то важно было бы не возвращаться к ситуации «до», а искать другие пути контроля за правильностью начисления и выплат пенсий и социальных пособий. Также стоило бы вернуться к предлагаемому командой президента Владимира Зеленского формату неформального диалога с представителями оккупированных территорий.

    Без взаимного диалога, без достижения определенных компромиссов, вернуть мир на Донбасс и вернуть под контроль Украины временно оккупированные территории не представляется возможным (как бы кому-то не хотелось утверждать обратное и кричать «зрада»). Стоит обратить внимание на опыт примирения Северной Ирландии, в которой в 1975 году была создана Группа мира и примирения, инициировавшая примирение через культурные инициативы, работа которых длилась десятилетиями.

    Энрике Менендес, глава общественной организации «Институт региональной политики»:

    — Важно не путать причину и следствие. Несмотря на то, что определенные послабления есть, одновременно с эти полностью прекращено сообщение между подконтрольной и неподконтрольной территориями. Напомню, что именно жители ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, — ред.) в основном получают пенсии, зарегистрировавшись как ВПЛ. И с окончанием чрезвычайного режима, связанного с коронавирусом, ситуация, скорее всего, не изменится. В смысле — все меры идентификации и верификации вернуться на круги своя.

    Зафиксировать более лояльный режим получения выплат пений для этих людей можно будет только в том случае, если власть предпримет для этого целенаправленные усилия. Вопрос ведь не в технологической сложности и неясности как это можно реализовать. Соответствующие предложения от правозащитников и общественников давно озвучены, некоторые даже пытались закрепить на законодательном уровне. Речь в наличии либо отсутствии политической воли. У правящего режима, к сожалению, нет пока политической воли, чтобы сделать более лояльные условия для получения соответствующих выплат жителями временно неподконтрольной территории. И коронавирус тут ни при чем.

    Оксана Чепижко, глава общественной организации «Re:Старт»:

    — Ключевая задача государства по отношению к ВПЛ — убрать многочисленные ограничения, делающие переселенцев «условными гражданами Украины».

    Исходя из этого, а также по требованию международных организаций, необходимо при секвестре бюджета ни в коем случае не допустить урезания их социальных гарантий. А также с помощью наших партнеров, возможно и в рамках устранения негативных экономических последствий от пандемии, практически запустить программу поддержки малого и среднего бизнеса на Донбассе под эгидой ООН.

    Что касается ВПЛ, которые живут на временно неподконтрольной территории, то без политического решения конфликта на Донбассе они так и останутся гражданами без Родины, которые — не свои там и чужие здесь. Особенно остро этот вопрос станет после прохождения пика пандемии, когда резкое падение уровня доходов не будет компенсировано помощью государства. Де-факто этих граждан (кроме пенсионеров) для Украины пока не существует. А возможная международная помощь будет упираться в политический аспект.

    Сдвинуть ситуацию с мертвой точки мог бы экономический омбудсмен от тех территорий. Но решение этого вопроса зависит не только от Украины. Поэтому даже предоставление равных с остальными гражданами страны прав ВПЛ уже можно будет считать прорывом.


    Можно ли находится пенсионерам-переселенцам более 60 дней на неподконтрольной территории

    Правозащитники рассказали о существующих правилах.


    Новая причина по которой Пенсионный фонд Украины блокирует пенсии переселенцам

    Пенсионный фонд Украины делает все, чтобы не платить пенсии переселенцам.


    В «Ощадбанке» разъяснили новые правила прохождения физической идентификации пенсионеров-ВПЛ

    Изменен срок происхождения идентификации с 12 на 6 месяцев банком для держателей ЭПУ.


    Правительству предложили механизм выплаты пенсий переселенцам без дискриминационной регистрации. Услышит ли Гройсман?

    Общественники представили проект альтернативной системы назначения и контроля за социальными выплатами для переселенцев.


    Больше половины из зарегистрированных переселенцев постоянно проживают на неподконтрольной территории

    Реально перемещенных лиц около 700-800 тысяч.


    Ощадбанк продлит срок банковских карт пенсионерам Луганска и Донецка еще на три месяца

    Когда пенсионеры ВЛП смогут ими воспользоваться пока не ясно.

    Читайте также: