В пфр рассказали о размере средней пенсии россиян

Сколько надо откладывать в месяц, чтобы обеспечить себе старость

Большинство россиян хотели бы получать пенсию в размере 30-50 тысяч рублей, гласят результаты свежего опроса. Куда там - средняя пенсия в России сейчас меньше 15 000. Мы сравнили российские пенсии с иностранными и получили совет - сколько надо каждый месяц откладывать, коли на государство надежды нет, чтобы обеспечить себе в старости ту самую идеальную пенсию.


Фото: Геннадий Черкасов

Авторы исследования опросили представителей разных профессий, сколько бы они хотели получать на старости лет «для полного счастья». Результаты получились предсказуемыми в том смысле, что представители более высокооплачиваемых специальностей пожелали себе более высоких пенсий.

В среднем, каждый пятый из занятых на производстве рассчитывает на выплаты в 30-40 тысяч рублей в месяц. Медики, учителя, водители, официанты, повара оценили свои пенсионные потребности в 40-50 тысяч рублей. Ну а самые высокие запросы - у программистов, финансистов и строителей. Большая часть сотрудников из этих сфер, после выхода на заслуженный отдых, хотела бы получать 100 тысяч рублей в месяц и более.

В самом по себе желании жить на старости на 100 тысяч рублей, разумеется, ничего зазорного нет. Проблема, однако, в том, что с позиций сегодняшнего дня такие пенсии достижимы лишь для узкой прослойки граждан: экс-министры, экс-депутаты, экс-главы регионов плюс судьи, военноначальники и космонавты. Подавляющее большинство россиян имеет пенсию на уровне или чуть выше прожиточного минимума, а средняя по стране, согласно данным Росстата на середину 2020 года, не дотягивала даже до 15 тысяч рублей (порядка $200).

Как смотрится этот показатель на фоне других стран? Прямо скажем, бледно. От мировых лидеров по пенсионному обеспечению мы отстаем даже не в разы, а на порядок.

ТОП-10 стран мира с самым высоким показателем среднемесячной пенсии, 2019 г. (в евро)

1. Люксембург – 3350

4. Саудовская Аравия – 2500

5. Швейцария – 2046

7. Финляндия – 1780

9. Норвегия – 1584

10. Исландия – 1550

Причина нашего колоссального отставания по среднему размеру пенсий от ведущих стран понятна: в России очень низкие средние зарплаты. А одно тесно связано с другим: ведь в солидарной пенсионной системе, которая используется в РФ, пенсия является производной от зарплат. Социальные отчисления ныне работающих россиян и формируют размер Пенсионного фонда, из которого идут выплаты действующим пенсионерам.

В связи с этим специалисты во всем мире используют показатель под названием «коэффициент замещения», который рассчитывается по соотношению средних зарплат и пенсий в каждой стране. Тут Россия, увы, тоже отстает от большинства развитых и развивающихся государств, хотя пропасть уже не столь разительна. К примеру, в США по состоянию на 2019 год средняя пенсия равнялась $1400, а средняя зарплата в стране $4378. Коэффициент замещения -38%. В Германии – соответствующие цифры 1200 евро и 3771 евро. Коэффициент замещения – 42%.

Коэффициенты замещения в разных странах, 2019 г.

В России же с ее средней зарплатой (на середину 2020 года) 47,7 тыс рублей, коэффициент замещения еще ниже - 29,8%. Примечательно, что в нашей стране этот важнейший социальный показатель, по данным Росстата, падает аж с 2015 года: тогда он составлял 35,2%.

При этом, как гласит 102-я конвенции Международная организации труда, для достойного социального обеспечения граждан страны пенсия должна составлять 40% заработка, напоминает доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им Плеханова Людмила Иванова-Швец. Мы до этого показателя сильно не дотягиваем, соответственно, подавляющее большинство российских пенсионеров балансирует на грани нищеты. «У нас в целом низкий уровень жизни и низкие заработные платы. Поэтому «пенсии мечты» можно взять только из больших доходов- делая накопления», - говорит эксперт.

Но, поскольку демографическая ситуация в стране остается тяжелой и никакого рывка по зарплатам не предвидится (в лучшем случае, возможет их медленный и плавный рост) - единственный вариант - накопить на достойную старость. Собственно, по словам экспертов, так устроено большинство пенсионных систем ведущих стран мира: там есть обязательный элемент от государства – как правило, достаточно скромный, плюс накопительная часть, которая в зависимости от заработков уходящих на пенсию работников может быть весьма внушительной.

«Во всех развитых странах параллельно существуют и страховые пенсии, и накопительные, - рассказал «МК» Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ, - В Великобритании, например, нет прямых отчислений в Пенсионный фонд, там двухкомпонентный механизм. Первая часть – это государственные пенсии, которые платят всем в размере прожиточного минимума и формируются за счет налогов общего покрытия. Все остальное люди добирают через негосударственные пенсионные фонды. Применить такую англосаксонскую схему мы не можем: из-за низких зарплат россияне не способны самостоятельно накопить ничего вразумительного».

Проблема в том, что как раз накопительный элемент в России остается самым неразвитым, и вообще находится в положении изгоя. Напомним, что с 2002 по 2014 годы россиянам 1967 года рождения и младше дали было возможность накапливать средства, но затем, на фоне нахлынувших на Россию экономических кризисов, накопленные средства «заморозили». С тех пор эту заморозку думцы продлевают из года в год, и буквально накануне в очередной раз продлили ее до конца 2023 года. А никаких новых систем накоплений власти россиянам до сих пор не предлагают. Поэтому скакнуть от реальных 15 тысяч рублей пенсии к желанным, скажем, 60 тысячам, у подавляющего большинства наших сограждан не получится. Это удел не просто состоятельных, а богатых россиян, способных откладывать на старость немалые деньги.

Какие именно? Ответ на этот вопрос дала Людмила Иванова-Швец, поделившаяся с «МК» своими расчетами. «В традиционной схеме накопления пенсионных баллов, при средней заработной плате в 60 тыс рублей на протяжении 40 лет можно заработать пенсию 26 574 рубля. Чтобы получать пенсию в 60 тысяч рублей на протяжении, допустим, 20 лет, за период трудовой деятельности работник должен накопить 7 млн 680 тыс рублей. Такую сумму за 40 лет трудовой деятельности можно накопить, если ежемесячно откладывать по 16 тысяч рублей. Чем раньше начать откладывать, тем легче будет скопить подобную сумму», - дала совет молодым работникам, мечтающим о достойной пенсии, наша собеседница.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.


Пенсионный вопрос имеет огромное значение для многих граждан нашей страны. И это не должно вызывать удивления, учитывая, что численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, сегодня составляет 43,5 млн человек. Сегодня расскажем, как менялась средняя пенсия в России по годам, где платят наибольшую пенсию и какой размер пенсии ждет будущих пенсионеров?

Согласно данным Росстата, в 2018 году средний размер пенсии по стране составляет чуть более 13,3 тыс. рублей. В 2017 году средняя пенсия составляла 12,4 тыс. рублей, однако эти данные приведены без учета единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. рублей, которую многие граждане пенсионного возраста получили в начале 2017 года. Если принять ее во внимание, то получится, что в минувшем году средний размер пенсий был на уровне 17,4 тыс. рублей.

В целом, как видно из нашей таблицы, средняя пенсия в России растет из года в год. Однако нельзя сказать, что пенсионеры получают солидный доход. Выплаты просто едва поспевают за ростом цен, а иногда и вовсе безнадежно отстают.

При этом в Германии, например, средняя пенсия, если пересчитать в отечественные дензнаки, составляет 73 тыс. рублей. Французские пенсионеры получают на руки около 70-80 тыс. рублей. В скандинавских странах размер пенсии может доходить до 120 тыс. рублей.

Конечно, скептики могут сказать, что в европейских странах жизнь дорогая, поэтому все равно большая часть средств пенсии будет уходить на дорогие услуги и продукты питания. В этом есть зерно истины, однако также надо понимать, что благодаря высокой конкуренции среди производителей товаров и услуг у пенсионеров всегда есть выбор. Они сами решают, стоит ли им экономить и направить деньги на другие цели или же можно жить на полную катушку. Наши же пенсионеры часто лишены такого выбора и им просто приходится выживать.


Средняя пенсия в России по годам (данные Росстата)

Кстати, не составит труда заметить, что средний размер пенсий идет в ногу со средним размером зарплат. Иными словами, в тех регионах, где фиксировался наибольший уровень зарплат, там сегодня и выше уровень пенсий. И такую зависимость легко объяснить, ведь на размер пенсии влияет размер зарплаты, которую получал гражданин в течение жизни. Подробнее о заработках читайте в нашем материале «Зарплаты по регионам России 2015-2018. Где лучше?»

Регионы РФ с наибольшим размером средней пенсии в 2018 году (данные Росстата)

Чукотский автономный округ

Сложная ситуация


А теперь давайте перейдем к причинам, которые частично объясняют сложившийся размер пенсий, а также стремительные шаги властей по проведению пенсионной реформы в этом году, которая стала настоящей неожиданностью для многих граждан.

Начнем с того, что численность пенсионеров в последние годы стала быстро увеличиваться. Например, за 10 лет с 1996 по 2006 годы количество пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, выросло чуть более на 1 млн человек. А с 2009 по 2018 годы, то есть за 9 лет, число пенсионеров уже выросло на 5 млн человек.

Сегодня в системе ПФР зарегистрированы 43,5 млн пенсионеров. Для сравнения, в 1991 году, когда страна только начинала писать свою новейшую историю, число пенсионеров было на уровне 32,8 млн человек.

Численность пенсионеров в России по годам (данные Росстата)

Растущая численность пенсионеров происходит на фоне другой тенденции. Мы наблюдаем сегодня быстрое сокращение трудоспособного населения. Граждан, которые работали бы и платили в бюджет взносы, становится все меньше.

Таким образом, падающих доходов Пенсионного фонда сегодня не хватает для того, чтобы обеспечить все потребности растущего числа пенсионеров. Это хорошо заметно по нашей табличке. Еще в 2013 году поступления ПФР превосходили по размерам расходы фонда, однако уже начиная с 2014 года ситуация изменилась. Сегодня денег ПФР уже не хватает на обеспечение всех нужд пенсионеров.

Поступления и расходы Пенсионного фонда по годам (данные Росстата)

Поступления, трлн руб

Расходы, трлн руб

Суть реформы

И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.

Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.

В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.

В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.

Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.

У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.

Последствия реформы

Главным достижением реформы станет улучшение уровня жизни пенсионеров. Возможно, пенсионеры РФ не заживут, как в Европе, однако точно размер пенсии будет активно повышаться.

За счет постепенного притока поступлений от граждан, продолжающих работать, и приостановки роста численности пенсионеров, ситуация с пенсионными финансами будет выправляться, что позволит направить деньги на повышение пенсий.

В ближайшие 6 лет пенсии будут индексироваться на уровень, который значительно превышает инфляцию. Сделано это с тем, чтобы к 2024 году выйти на среднюю пенсию по стране на уровне 20 тыс. рублей.

Как повысить размер пенсии будущим пенсионерам?

Если гражданин находится в трудоспособном возрасте, но уже подумывает о том, чтобы получать на старости лет хорошую пенсию, то ему следует принимать во внимание ряд важных параметров.

Во-первых, нужно продемонстрировать хороший стаж работы. Чем больше лет гражданин провел в офисе или на заводе, тем больший размер взносов за него успел уплатить работодатель, а это значит, что и размер пенсии также будет достаточно солидным.

Во-вторых, необходимо уделять внимание размеру своей зарплаты. Порой некоторые граждане соглашаются получать серую зарплату или даже черную, однако ни к чем хорошему это не приведет. От уровня зарплаты зависит размер взносов. У граждан, которые получали на протяжении всей жизни белую высокую зарплату, будет и хорошая пенсия.

В-третьих, если по вышеуказанным пунктам не удалось добиться большого успеха, то есть действенный способ повысить размер пенсии, который подойдет всем гражданам. Нужно всего лишь повременить с обращением за деньгами. Представим, что гражданин достиг пенсионного возраста и готов получать пенсионные деньги, однако вместо этого продолжает работать и не подает заявление о выплатах. Если он так продержится 5 лет, то ему к базовой выплате добавят 36%, а также увеличат бонусные баллы на 45%. Все это составные части формулы, и они оказывают прямое влияние на размер итоговой пенсии. Наконец, если у него получится продержаться 10 лет без господдержки, то и базовая выплата, и число баллов ему увеличат в 2 раза.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня власти всячески стимулируют граждан активно работать и не прекращать это занятие даже при достижении пенсионного возраста. Таким образом, выполняются две важные задачи, а именно стабилизация на рынке труда, а также снижение нагрузки на бюджет.

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Что случилось?

Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2018 год. В соответствии с этим документом в России каждый четвертый житель (37,9 млн человек) находится в возрасте старше трудоспособного. Это значит, что пенсионеров 25,4 % ко всему населению страны. При этом средний размер пенсии по России на 1 января 2019 года составил 14 826 рублей. Как сказано в докладе Минтруда:

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, средний размер пенсии в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года составил 14 825,95 рубля. При этом наибольший ее размер отмечается в Дальневосточном федеральном округе (16 534,81 рубля), наименьший — в Южном (13 564,48 рубля) и Северо-Кавказском (12 865,41 рубля) федеральных округах.

Средняя пенсия по российским регионам

Самый большой размер пенсии зафиксирован чиновниками в Чукотском автономном округе — 27 044,25 рубля. Также большие пенсии получают жители:

  • Ненецкого автономного округа — 23 992,77 рубля;
  • Магаданской области — 23 239,31 рубля;
  • Камчатского края — 23 213,75 рубля;
  • Ямало-Ненецкого автономного округа — 22 581,03 рубля;
  • Ханты-Мансийского автономного округа — 22 477,91 рубля.

В докладе также отмечено, что наибольший размер средней пенсии отмечается в Дальневосточном федеральном округе — 16 534,81 рубля.

Что касается наименьших средних пенсий, то их получают жители:

  • Республики Дагестан —11 854,25 рубля;
  • Кабардино-Балкарской Республики — 11 922,16 рубля;
  • Республики Калмыкия —12 672,60 рубля.

При этом такие пенсии выше установленного МРОТ для трудоспособных граждан (который в 2019 году составляет 11 280 рублей), то есть по статистическим данным позволяют человеку прожить месяц без лишений и трудностей.

Отмечено также, что:

Средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составил 1 067,14 рубля в месяц (в 2017 — 1 245,50 рублей), региональной социальной доплаты к пенсии – 4 601,58 рублей в месяц (в 2017 – 4 595,14 рублей).

Реальные пенсии

Большинство пенсионеров, которые увидят цифры из доклада Минтруда, назовут их фикцией. Они, конечно, будут не совсем правы, ведь это реальные статистические данные, которые при расчете средней пенсии учитывают высокие пенсии чиновников, ветеранов, судей, военнослужащих и других силовиков. Поэтому в реальности у среднестатистического пенсионера пенсия окажется намного ниже средней. И об этом напомнил обществу и чиновникам председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Чиновник указал, что реальный уровень бедности в стране может привести к социальному взрыву, а статистика не отражает реальной картины:

Сегодня приняты поправки в бюджет 2019 года в первом чтении. Изменения технические. Уточнен прогноз: например, планировалось вывести 2,5 процента граждан из бедности, а теперь — около 1 процента. Это реалистичнее, но тема стала сверхострой», — отметил он, добавив, что «деньги "живут" своей жизнью, показатели — своей».

При этом глава Счетной палаты озвучил справедливый размер пенсий, который бы приблизил выплаты российским пенсионерам к европейским. Чиновник утверждает, что в настоящее время размер пенсий россиян составляет 30-40% от средней заработной платы по стране, а должен достигать 70%. В реальности же учитель, который получает около 20 тыс.рублей, уходит на пенсию в 7–8 тыс. рублей, у врачей этот разрыв еще больше. У работников коммерческой сферы пенсия может составлять всего 20–25% от зарплаты, которую они получали.

По мнению Алексея Кудрина, рост пенсий выше реальной инфляции, который обещали гражданам чиновники при проведении реформы по повышению пенсионного возраста, возможен только при высоких темпах экономического роста в стране, которого сейчас не наблюдается. Поэтому для повышения пенсий в обещанном пределе придется использовать средства Фонда национального благосостояния и задействовать иные бюджетные ресурсы. То есть пока желаемого эффекта от повышения пенсионного возраста не получило ни государство, ни пенсионеры.

Страховые пенсии неработающим пенсионерам, в том числе выплаты по старости, будут проиндексированы с 1 января 2021 года на 6,3%. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказала зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

«В сентябре во время встречи с сенаторами президент Владимир Путин вновь подчеркнул: как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3%», — напомнила сенатор.

«Это почти в полтора раза превысит инфляцию — она, по прогнозам, в этом году составит 3,7—3,8%. То есть пенсия в среднем увеличится на 1 тыс. рублей», — сказала Бибикова.

Также сенатор сообщила, что с 1 февраля на 3,8% будут увеличены ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и инвалидам всех категорий. Для этих групп граждан размер индексации определяется, исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год.

«С 1 апреля проиндексируют социальные пенсии — они положены тем, кто не смог набрать нужного количества пенсионных баллов и нужного стажа для назначения страховой пенсии. Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину «прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера». Пока это 2,6%, но показатель ещё может быть скорректирован», — добавила Бибикова.

Ранее в пресс-службе Министерства труда РФ сообщали, что среднегодовой размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. В общей сложности на эти цели будет направлено 7,8 трлн рублей, ещё 632,7 млрд — на ряд других выплат по линии ПФР. Всего ведомство обеспечит выплаты 43 млн человек.

Кроме того, в июле в Минтруде подчёркивали, что в 2021—2024 годах индексация выплат будет превышать уровень ожидаемой инфляции. Так, в 2022 году индексация составит 5,9%, в 2023-м — 5,6%, в 2024-м — 5,5%.

Вместе с тем к 1 января 2021 года должен завершиться перевод граждан, получающих пенсии и иные социальные выплаты, на карты национальной платёжной системы МИР.

«С 1 января 2021 года кредитные организации обязаны зачислять пенсии и иные социальные выплаты на банковские счета клиентов — получателей пенсий и иных социальных выплат, операции по которым осуществляются только с использованием карт МИР», — говорится в сообщении Пенсионного фонда РФ.

Переход на карты МИР начался с 2017 года по требованию Федерального закона «О национальной платёжной системе». При этом завершиться этот процесс должен был 1 июля 2020-го, однако в связи с эпидемиологической ситуацией в стране этот срок был продлён Банком России сначала до 1 октября, а затем до 31 декабря 2020 года.

«Большинство пенсионеров переведены на карты МИР и уже ими пользуются. Тем не менее часть пенсионеров по каким-то причинам эти карты не получили. Поэтому мы приняли решение продлить данный срок до конца года, то есть до 31 декабря. Мы полагаем, что этого времени достаточно и банки смогут выполнить все свои обязательства», — поясняла директор департамента национальной платёжной системы Банка России Алла Бакина.

Индексация для работающих пенсионеров

Добавим, что индексация пенсий работающих пенсионеров в России была приостановлена с 1 января 2016 года. Тогда это было сделано для уменьшения дефицита ПФР. В начале октября Владимир Путин на встрече с руководителями фракций Госдумы дал кабмину поручение подготовить предложения по возобновлению индексации выплат этой категории граждан.

В ноябре Федерация независимых профсоюзов России обратилась к президенту в связи с отсутствием решений по этому вопросу.

«Федерация независимых профсоюзов России неоднократно поднимала вопрос перед правительством РФ о необходимости восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос не нашёл положительного решения», — говорится в письме председателя ФНПР Михаила Шмакова.

13 ноября пресс-секретарь пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заверил, что данный вопрос будет обсуждаться кабинетом министров РФ.

«Вопрос всё-таки находится в ведении правительства, и, конечно, вопрос, что называется, будет прорабатываться, обсуждаться. Пока я не могу сказать о какой-то позиции на этот счёт», — заявил официальный представитель Кремля.

Читайте также: