Военные пенсии индексация по указу 604

Заключение Комитета ГД по обороне на проект бюджета 2021 в отношении индексации военных пенсий.

Законопроектом предусмотрено уточнение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в том числе:

увеличение ассигнований (в связи с увеличением численности получателей) в 2021 году на 9 322,8 млн. рублей и в 2022 году на 9 695,7 млн. рублей;

уменьшение ассигнований (в связи с отнесением расходов к условно утвержденным расходам) в 2022 году на 418 246,4 млн. рублей и в 2023 году на 464 559,9 млн. рублей.

Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Приложением № 2 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Закона № 380-ФЗ объем бюджетных ассигнований в 2021 году на выплату пенсий военнослужащим и приравненных к ним лиц был заложен из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 738 тысяч человек. Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 694 тысяч человек. Вопреки мнению авторов Законопроекта фактически наблюдается уменьшение численности «военных пенсионеров» на 44 тысяч человек.

Законопроектом в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 694 тысяч человек, в 2022 году в размере 414,75 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 771 тысяч человек, в 2023 году в размере 402,07 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 894 тысяч человек.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что бюджетные ассигнования на 2021 – 2023 годы уточнены с учетом индексации в 2021 году на 3,7%, в 2022 году на 4,0% и в 2023 году на 4% пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению с 1 февраля, что не соответствует действительности. Кроме того Комитет Государственной Думы по обороне считает, что это введение в заблуждение депутатов Государственной Думы.

Пенсии лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон № 4468-I).

В соответствии со статьей 49 Закона № 4468-1, «военные пенсии» подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ);

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (т.е. изменения «понижающего коэффициента»), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).

При этом в соответствии с частью третьей статьи 49 Закона № 4468-1 пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Не смотря на это, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 1027752-7 «О приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Законопроект № 1027752-7), которым замораживается до 1 января 2022 года изменение «понижающего коэффициента» (с 1 октября 2019 года составляет 73,68 %), при этом индексация денежного довольствия военнослужащих согласно законопроекта на прогнозный уровень инфляции запланирована в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

Таким образом, увеличение «военных пенсий» законодательно возможно лишь в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, а именно в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

При этом обращаем внимание, что индексация страховой пенсии для граждан будет произведена с 1 января 2021 года на 6,3% (с 1 января 2020 года на 6,6%, в 2019 году с 1 января на 7,05%, а «военной пенсии» с 1 октября 2020 года на 3% и на 6,3% с 1 октября 2019 года).

В соответствии с абзацем вторым статьи 16Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ) Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной социальной политики и реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Анализ роста пенсий в Российской Федерации показывает, что уже который год наблюдается более низкий уровень индексации «военных пенсий», чем страховых пенсий для граждан, что, как представляется, является дискриминационным.

При этом повышение «военных пенсий» с 1 октября вместо 1 января не компенсирует даже уровень расчетной инфляции. Указанные факторы снижают роль и значение военной службы, как ратного труда сопряженного с риском для жизни, который несопоставим с гражданским трудом.

Тем самым, по мнению Комитета по обороне, требования Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ в части единой государственной социальной политики Правительством Российской Федерации систематически не выполняются.

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что Правительство Российской Федерации на практике уже седьмой год уклоняется от выполнения законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе, и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604), путем внесения в Государственную Думу законов о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием очередного федерального бюджета (в частности части 2 статьи 43 Закона № 4468-I) и игнорирования требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604, которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании от 15 января 2020 года отмечал, что все параметры, заданные в «майских» указах 2012 года, должны строго соблюдаться.

Требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 Правительством Российской Федерации в 2020 году были проигнорированы.

Аналогичная ситуации согласно Законопроекта и в 2021 году, требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 также не учтены. Законопроектом уровень инфляции в 2021 году предусмотрен в размере 3,7%. Следовательно, для выполнения требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 с учетом уровня инфляции в размере 3,7 % необходимо доведение индексации «военной пенсии» до 5,7%.

Комитет по обороне отмечает, что систематическое невыполнение требований Указа № 604 Правительством Российской Федерации является нарушением пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которого указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и абзаца пятого статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которого Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Наряду с этим, Правительством Российской Федерации постоянно игнорируются требования постановлений Государственной Думы.

Так, было проигнорировано требование Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604.

Постановлением Государственной Думы от 19 ноября 2019 года № 7110-7 ГД Правительству Российской Федерации также предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Указанное требование Государственной Думы Правительством Российской Федерации было проигнорировано по умолчанию.

Такое отношение Правительства Российской Федерации к «военным пенсионерам» фактически дискредитирует законодательно закрепленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих.

Так, в части увеличения «военных пенсий» в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1 (одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих), Комитет по обороне отмечает, что начиная с 2012 года по 2017 год включительно было приостановлено действие части 9 статьи 2 № 306-ФЗ, согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, даже при условии реализации запланированной на 2020 и 2021 годы индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть достигнуты в 2018 году при безусловном исполнении Правительством Российской Федерации указанной нормы об индексации, не будут достигнуты даже в 2021 году.

При этом вследствие приостановления в 2012 – 2017 годах вышеуказанной нормы для повышения «военных пенсий» в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, в период с 2014 года по 2016 год был задан более высокий темп роста «понижающего коэффициента», который по мнению Минфина России, должен был к 1 января 2021 года составить 72% при безусловном исполнении Закона № 4468-1, а вследствие принятых мер составляет 73,68%.

Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы «понижающего коэффициента» не покрывал даже уровень инфляции.

Вместе с этим следует учитывать, что при введении части второй статьи 43 Закона № 4468-1 Правительство Российской Федерации обязывалось обеспечить превышение «военных» пенсий по сравнению с «гражданскими» пенсиями не менее чем в 1,7 раза.

Согласно законопроекта (приложение № 1 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) среднегодовой размер выплаты на одного получателя «военной» пенсии в 2021 году составит 296,0 тыс.рублей, следовательно среднемесячный размер выплаты на одного получателя «военной» пенсии в 2021 году составит 24 667 рублей. При выступлении 22 октября 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнин отмечал, что «средняя «военная» пенсия (с учетом индексации в 3% с 1 октября 2020 года) составит 26 968 рублей по состоянию на 1 октября 2020 года. По заявлению Минтруда России средняя страховая пенсия с 1 января 2021 года (с учетом индексации в 6,3% с 1 января 2021 года) составит 17 443 рублей, по данным Пенсионного фонда России в настоящее время средний размер страховой пенсии составляет 16 500 рублей. По состоянию на 1 октября 2020 года с учетом увеличения с 1 октября 2020 года на 3% «военных» пенсий соотношение «военных» пенсий с «гражданскими» пенсиями составило 1,63:1. На 1 января 2021 года соотношение «военных» пенсий с «гражданскими» пенсиями составит только 1,5:1 (26968/17443=1,5; 24667/17443=1,4). Даже после запланированного законопроектом повышения с 1 октября 2021 года «военной» пенсии на 3,7% соотношение 1,7:1 достигнуто не будет (26968*1,037/17443=1,6; 24667*1,037/17443=1,46).

Таким образом, вследствие бюджетного законотворчества «недоиндексация» «военных пенсий» на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы «военной пенсии»). Это привело к тому, что размер «военных пенсий» рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер «военной пенсии» по категориям: рядового – 8 312,14 рублей, старшины – 14 576,37 рублей, прапорщика – 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).

Наряду с этим, за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении «военной пенсии» (понижающего коэффициента), «экономия» бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.

В июле 2020 года Комитетом по обороне были направлены обращения Председателю Правительства Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, с просьбой недопущения приостановки действия положений Закона № 4468-I и неукоснительного выполнения его требований, а также требований Указа № 604 (в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции) при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.

Предложения Комитета по обороне в представленном законопроекте были проигнорированы.

Комитет по обороне с сожалением констатирует, что:

за 9 лет существования части 2 статьи 43 Закона № 4468-I (с 1 января 2012 года) ее действие приостанавливалось 6 раз и будет приостановлено и в седьмой раз;

за 9 лет существования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 (с 7 мая 2012 года) он был выполнен только один раз (в 2019 году) и в 2021 году его выполнение не планируется.

Указанные действия федерального законодателя не способствуют формированию у граждан доверия к действиям государства, подрывают престиж военной службы и ведут к нарастанию социальной напряженности среди получателей «военных пенсий».

В целях исключения нарушения пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, прекращения дискриминации «военных пенсионеров» по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации «военной пенсии» с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения «понижающего коэффициента» до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

1. Проект федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» по разделу 02 «Национальная оборона» и Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны» в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона«
в 2021 году составят 3 113 247,5 млн. рублей, в 2021 году – 3 231 721,8 млн. рублей и в 2022 году – 3 257 484,0 млн. рублей.

«Открытой частью» проекта федерального бюджета по разделу 02 «Национальная оборона» предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 081 830,58 млн. рублей на 2021 год, 1 107 249,28 млн. рублей на 2022 год и 1 134 215,39 млн. рублей на 2023 год.

3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит в 2021 году — 2,7%, в 2022 году — 2,6%, в 2023 году — 2,5%.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2021 и 2023 годах по сравнению с 2020 годом (13,9%) увеличится и составит 14,5%, в 2022 году увеличится и составит 15,1%.

4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Комитет по обороне настаивает на том, что Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

6. В целях недопущения роста очереди на жилье, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить финансирование соответствующих статей расходов на требуемом уровне.

7. В целях исключения дискриминации «военных пенсионеров» по отношению к другим пенсионерам, а так же исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации «военных пенсий» с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения «понижающего коэффициента» до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

8. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.

Как и обещал, выкладываю таблицу сравнения Указа президента № 604 и части 2 ст 43 и п.б. ст 49 ФЗ №4486-1. Данную таблицу я составил ещё в 2015 году, подправил, с учётом сегодняшнего моего видения. как таблицы переносить не нашёл, пришлось сканировать.

1. Указанное в ч. 1 ст. 43 денежное довольствие – «… оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.»

2. Ч.2 ст 43 С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

П.б. ст 49 Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям,

подлежат пересмотру : .

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

Но так ка «может быть» сверх двух процентов, то то, что сверх двух процентов может выплачиваться с любого месяца.

3. В целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации постановляю: 1. Правительству Российской Федерации обеспечить: г) ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции;… 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Российская газета № 5775 от 9 мая 2012 года – официальное опубликование.

5. «… 1 января 2013 года денежное довольствие для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей в целях достижения 100 процентов его размера подлежит ежегодному увеличению на 2 процента либо в большем объеме…» - ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного суда от 24 сентября 2012 г. № 1800-О

6. Апелляционное определение Дело № 33-1826/2014 от 13 февраля 2014г. г. Ростов-на-Дону.

…Рассматривая доводы истца о нарушении ответчиком требований Указа Президента РФ № 604 от 07.05.2012 г. в части отказа произвести перерасчет пенсии с учетом уровня инфляции, судебная коллегия отмечает следующее. Законодателем предусмотрен пересмотр пенсии гражданам, уволенным с военной службы, в связи с одновременным увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий ( п. «а» ст. 49 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г.). Согласно части 9 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, действие части 9 статьи 2 приостановлено с 01.01.2013 г. до 01.01.2015 г. в соответствии с Федеральными законами от 03.12.2012 N 237-ФЗ и от 02.12.2013 N 350-ФЗ. Таким образом, в связи с тем, что увеличение денежного довольствия соответствующих категорий действующих военнослужащих с 01.01.2013 г. не происходило, отсутствовали основания для пересмотра и увеличения пенсии истца по основаниям, изложенным в п. «а» ст. 49 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. Ссылки апеллянта на Указ Президента РФ № 604 от 07.05.2012 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку названным Указом не определен механизм увеличения размера пенсии гражданам, уволенным с военной службы.

7. Согласно части 9 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период . Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации.

8. «В определённой мере данная позиция отражена Конституционным Судом РФ, который указывал, что «федеральный закон о федеральном бюджете создаёт надлежащие финансовые условия для реализации норм, закреплённых в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более – лишать их юридической силы». - Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апр. 2004 г. № 9-П.

Краткое содержание:

Последние новости из Госдумы снова подняли тему об увеличении военных пенсий с 1 января 2021 года. По данным Пенсионного Фонда РФ, прибавка запланирована для нескольких категорий бывших госслужащих. В 2020 году Агентство стратегических инициатив подготовило для рассмотрения Госдумой законопроект о повышении пенсий на 5-10%. Давайте более подробно разберёмся в этом вопросе: кому положена индексация и на сколько повысят выплаты.

Будет ли увеличена военная пенсия с 1 января 2021 года

В 2020 году премьер-министр России М. В. Мишустин получил письмо от главы АСИ Чупшевой с предложением поднять военную пенсию. Информационное агенство ТАСС обнародовало содержание документа:

«Чтобы поднять пенсии и зарплаты госслужащим до указанного уровня, а также категориям граждан, попадающим под указы главы государства, потребуется 0,5 млрд. Рублей. Эти меры позволят улучшить оптовую и розничную торговлю».

Инициативу поддержал только 1 член профильного комитета Совета Федерации. Поэтому пока рано говорить каким категориям предусмотрены выплаты.

Какая ожидается пенсия военнослужащих в России в 2021 году

В 20 году планировалось поднять военные пенсии на 3,8 — 4,3%. Но индексацию снизили до 3%, объяснив, что уровень инфляции был ниже, чем ожидалось. Также была нарушена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию пенсий на 2% от текущего уровня инфляции. Обещанная отмена понижающего коэффициента на 2% была приостановлена, а выплаты заморожены минимум до конца 2021 года.

Если рекомендация главы АСИ не будет утверждена постановлением Правительства РФ, то в 2021 году военный пенсионер может надеяться лишь на индексацию в 4 квартале.

Какая надбавка положена работающим военным пенсионерам в Москве и других регионах России

В российской Конституции закреплён закон об обязательной индексации пенсий. Во время работы над поправками, глава рабочей группы рассказала о планах ввести прибавку работающим пенсионерам. Ещё в 2019 году Владимир Путин назвал это наиболее приоритетным направлением.

Сейчас идёт юридический спор по поводу индексации. Соответствующую статью в Конституции могут скорректировать. Пока нет информации, индексация пенсии будет производиться для всех пенсионеров или отдельных категорий.


Какая ситуация сейчас. Последние новости

В связи с эпидемиологической обстановкой в России, некоторые планы, связанные с пенсионными выплатами, пришлось отложить. Ещё во 2 квартале 2020 года специалисты сообщили о недополучении в ПФР 1,6 млрд. Рублей. После продления карантина, эта цифра увеличилась в несколько раз. Продукты и товары первой необходимости подорожали, поэтому реальный показатель инфляции не может приравниваться к запланированному. Предполагается, что на пенсионные выплаты будет выделено 40% доходов федерального бюджета.

Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что если случится рост инфляции, то власти предпримут меры по увеличению размера индексации.

Подведём итог

Пенсионерам стоит ожидать стандартную прибавку в октябре 2021 года. Она составит примерно 3 процента. Но понижающий коэффициент увеличится до 76,66 процентов.

Изменения могут произойти в случае:

  • Постановления правительства РФ перенести срок индексации на другое время.
  • Увеличения ставки индексации, если статистика Росстата покажет выше уровень инфляции, чем запланированный в бюджете.
  • Принятия законопроекта от Агентства стратегических инициатив.
  • Решения отменить ограничение индексации для работающих военных пенсионеров.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

С 1 октября 2020 г. военные пенсии увеличатся на 3%, но понижающий коэффициент будет заморожен. Соответствующие законопроекты уже утверждены Государственной думой. Федеральный закон, действующий на понижение, находится на одобрении Совета Федерации и вскоре будет подписан Президентом РФ.

  • Расчет и начисление военных пенсий
  • Заморозка индексации довольствия военных, учитываемого при исчислении пенсии
    • Что собой представляет законопроект №802513-7 "О приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц. "
    • Исчисление военных пенсий до конца заморозки
    • Как законопроект повлияет на военные пенсии

Чего ожидать на самом деле и как принятие закона отразится на размере пенсионных начислений?

Расчет и начисление военных пенсий

Как и в случае со страховыми пенсиями, военные рассчитываются исходя из заработной платы сотрудника. В органах внутренних дел ее принято называть денежным довольствием, в которое входят оклад денежного содержания и ежемесячные надбавки. В общем при расчете военной пенсии учитываются следующие показатели:

  • должностной оклад;
  • оклад по званию;
  • ежемесячные надбавки;
  • годы отработки сверх минимального стажа;
  • понижающий коэффициент;
  • районный коэффициент;
  • проценты от денежного довольствия в зависимости от основания выхода на пенсию.

В зависимости от вида пенсии в формуле участвует процент от денежного довольствия, который составляет минимум 50%, максимум — 85%. Формула и пример расчета будут приведены ниже.

Заморозка индексации довольствия военных, учитываемого при исчислении пенсии

По бюджетной необходимости в 2012 году был введен понижающий коэффициент, который учитывается при расчете пенсионных отчислений военнослужащих. Предполагалось, что лимит будет ежегодно увеличиваться на 2% или выше с учетом индексации, пока служащие не начнут получать свои выплаты в полном объеме (ч. 2 ст. 43 ФЗ №4468-1). Однако в 2015 году увеличение приостановили.


Что собой представляет законопроект №802513-7 "О приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц. "

По состоянию на ноябрь 2019 г. законопроект о заморозке военных пенсий принят в третьем чтении и находится на согласовании у Совета Федерации. Отойдя от текста закона, укажем, что денежное содержание военных будет индексировано на 3% в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в октябре 2020 г. — впервые за последние 2 года. Однако, уже согласно законопроекту, будут внесены и другие изменения:

  1. Продлена заморозка индексации понижающего коэффициента. Действие ч. 2 ст. 43 ФЗ№4468-1 снова временно приостанавливается. В 2021 г. коэффициент не увеличится на 2%, что продлевает порядок, действующий с 2015 года.
  2. Установлен размер денежного довольствия. Понижающий коэффициент остается на отметке 2019 г. и составляет 73,68%.

В дальнейшем понижающий коэффициент вновь может быть увеличен.

Исчисление военных пенсий до конца заморозки

Для начала поясним, почему заморозка коэффициента негативно сказывается на выплатах. Так как сумма денежного довольствия умножается на процент, размер начислений снижается на определенную долю. Поэтому ежегодная индексация довольствия, которую до 2035 г. планируется довести до 100%, так важна. Лучше продемонстрировать это на примере, который покажет, как будут исчисляться военные пенсии по выслуге лет до конца заморозки.

Итак, формула — ((i+s) x 0,5 + (i+s) x 0,03 x t)) x k, где:

  • i – оклад по должности;
  • s – оклад по званию;
  • t – годы отработки сверх минимального стажа;
  • k – понижающий коэффициент.


Пример. Военнослужащий в 2020 г. получает должностной оклад в размере 18 000 р., оклад по званию — 15 000 р. в совокупности с учетом ежемесячной надбавки (40% от содержания). Выходит на пенсию по выслуге со стажем 27 лет, что на 7 лет больше минимально необходимого. Назначена пенсия в размере 50% от денежного довольствия, а также 3% за каждый год сверх стажа (п. а) ст. 14 ФЗ№4468-1).

Расчет: ((18 000 + 15 000) х 0,5 + (18 000 + 15 000) х 0,03 х 7)) х 0,7368 = 17 263, 23 р. — размер пенсии.

Если бы понижающий коэффициент отсутствовал или был увеличен, размер пенсии был бы выше. В приведенном примере без учета понижения было начислено 23 430 р., что на 6 167 р. больше фактических начислений. Так как размер понижающего коэффициента фиксирован, в формуле ничего не меняется. Таким образом будут начисляться пенсии до конца заморозки.

Как законопроект повлияет на военные пенсии

Сразу отметим, что с 2012 г. денежное довольствие увеличивалось усиленными рывками и по-прежнему демонстрирует положительную динамику в сравнении с намеченным планом. Первоначально был установлен коэффициент в 54%, который предполагалось увеличивать на 2% ежегодно — соответственно, к 2020 г. он должен был составлять 70%. Однако ежегодная индексация достигала 7%, что привело к 3,68% сверх предполагаемых в 2020 г. При этом при расчете денежного содержания снова учитывается инфляция.

Тем не менее изменения напрямую противоречат п. г) ч. 1 Указа Президента РФ №604 от 7 мая 2012 г. Согласно положению Указа, в 2020 г. индексация должна была составлять 5% вместо установленных 3%.

За счет понижающего коэффициента в период с 2012 по 2019 гг. удалось сэкономить около 3 трлн руб. бюджета. Несмотря на то что за это время темп роста военных пенсий увеличился больше, чем в 2,5 раза, совокупная неиндексация составила 20%, и военнослужащие по-прежнему не получают существенной части положенных отчислений. Если заморозка не будет отменена, то пенсии военных встанут в один ряд с гражданскими, что нивелирует социальную ответственность государства в отношении военной службы в России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2021 году военных пенсионеров ожидает индексация пенсий, запланированное Правительством на 1 октября и с в связи с этим увеличением будут пересчитаны военные пенсии, исчисляемые от величины денежного довольствия. Последние новости из Госдумы на сегодня о том, когда будет повышение пенсии военным пенсионерам в 2021 году и на сколько процентов ожидается индексация, узнаете из нашей статьи.

Самые свежие новости о повышениях, индексациях и прибавках к пенсии военным пенсионерам в 2021 году

В 2021 году военных пенсионеров и бывших сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и других ведомств ожидает повышение пенсий. Необходимые для увеличения военных пенсий средства предусмотрены в проекте федерального бюджета, который разработали и внесли на рассмотрение в Госдуму 30 сентября 2020 г.

  • Согласно тексту законопроекта, прибавку пенсионеры получат в результате индексации с 1 октября 2021 г. величины денежного довольствия военнослужащих.
  • Помимо этого, в январе 2021 г. ожидается индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости), а также увеличение социальных доплат с 1 апреля.
  • При этом в федеральный бюджет не закладываются средства, необходимые для дополнительного повышения военных пенсий на 2%, как это установлено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г.
  • Также не будет пересматриваться величина понижающего коэффициента. Он по-прежнему составит 0,7368, а в таком значении он был установлен еще с 1 октября 2019.

Повышение пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году ожидается плановое повышение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и других ведомствах. Из текста законопроекта о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат произведут в результате индексации денежного довольствия военнослужащих, с учетом которого и рассчитывается военная пенсия.

Его проиндексируют на прогнозный уровень инфляции, который по прогнозам Правительства составит 3,7% в 2021 году. На увеличение пенсионного обеспечения в федбюджет закладывают дополнительно 9,3 млрд рублей.

При этом по действующему законодательству ежегодно должны осуществляться еще два вида повышения:

  • за счет дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;
  • и в результате корректировки величины понижающего коэффициента, применяемого при начислении пенсии, как минимум на 2%.

Однако ни одна из этих прибавок на 2021 год не запланирована, и средства на эти цели в федеральный бюджет не закладываются.

Стоит отметить, что законопроект о федеральном бюджете пока не одобрен. Вполне вероятно, что его содержание может измениться в процессе рассмотрения в Госдуме.

Индексация на 2% сверх инфляции

Указом Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установлено, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны ежегодно индексировать на 2% сверх уровня инфляции. Однако эта норма далеко не всегда исполняется.

  • Так, в 2021 году повышение военных пенсий произведут только по инфляции — на 3,7% с 1 октября. При этом никакого дополнительного увеличения на 2% не запланировано.
  • Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение увеличили только в соответствии с индексом роста цен — на 3%, а индексации на 2% не было.

Повышение военных пенсий на 2% сверх инфляции производили в 2019 году. Но тогда такую прибавку обеспечили за счет корректировки величины понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба этих повышения должны производить независимо друг от друга. Тем не менее, даже в таком виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году осуществлять не планируют. В проекте федерального бюджета предусмотрели средства лишь для одного вида повышения — за счет индексации окладов по воинским должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам действующего законодательства военным пенсионерам выплачивают не полную пенсию, а только ее часть. Это происходит из-за применения при начислении выплат понижающего коэффициента к величине денежного довольствия. Впервые его ввели в 2012 году в значении 0.54 при условии обязательного ежегодного роста как минимум на 2%. Однако в последний раз его величину пересматривали 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

  • Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. применение понижающего коэффициента 0.7368 распространили на весь 2020 год.
  • А теперь планируют применять его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 г. уже внесли на рассмотрение в Госдуму и планируют одобрить в ходе осенней сессии.

Для военных пенсионеров это означает одно: прибавки за счет изменения величины понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не будет. Им по-прежнему продолжат выплачивать только 73,68% от полной суммы военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента произойдет не ранее 1 января 2022 г., если, конечно же, снова не введут мораторий на корректировку ПК.

Прибавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначают различные социальные надбавки к пенсии — за установленную группу инвалидности, участив в боевых действиях, наличие иждивенцев и так далее. Их размер определяется в процентах от величины расчетного размера пенсии (РРП). По закону, РРП — это величина социальной пенсии по старости, размер которой устанавливается Правительством. А в связи с пересмотром этой величины пересчитываются и надбавки военнослужащим. Это происходит ежегодно 1 апреля.

Так, с 1 апреля 2021 года размер социальной пенсии по старости планируют увеличить на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Соответственно, и доплаты для военнослужащих будут рассчитывать с учетом величины РРП — 5751,93 руб.

Например:

  • За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивают 32% РРП. То есть с 01.04.2021 г. эта доплата составит 1840,62 руб.
  • При достижении возраста 80 лет доплата составляет 100% РРП. То есть с 01.04.2021 г. это будет прибавка в 5751,93 руб.

Пересмотр размеров доплат производят в автоматическом режиме. Обращаться лично за перерасчетом не потребуется.

Будет ли повышение пенсии военным пенсионерам с 1 января 2021 года

В октябре 2020 г. в Интернете стали появляться сообщения о том, что в Госдуме обсуждают возможную индексацию военных пенсий с 1 января 2021. Поводом послужило опубликованное Заключение Комитета ГД по обороне к законопроекту о федеральном бюджете на 2021 год (№ 1027743-7).

В законопроекте о федбюджете предусмотрено, что военные пенсии в 2021 году увеличат только на 3,7 процента. Такое повышение должно пройти с 1 октября за счет индексации денежного довольствия военнослужащих. В свою очередь, Комитет Госдумы по обороне не согласился с предложенной схемой и изложил свою позицию в Заключении к проекту закона.

Комитет рекомендовал в 2021 году повысить пенсии военным не на 3,7, а на 5,7%.

Причем организовать это по следующей схеме:

  1. С 1 января 2021 скорректировать величину понижающего коэффициента, применяемого к денежному довольствию с 73,68 до 75,16%. Такое изменение позволит обеспечить повышение военных пенсий на 2%, как этого требует президентский Указ № 604 от 07.05.2012 г.
  2. С 1 октября нужно проиндексировать оклады по воинским званиям и должностям на 3,7%. Это обеспечит повышение пенсий военнослужащих и лиц из приравненных категорий в соответствии с прогнозами по инфляции.

Комитет предложил дополнить план повышения пенсий, внести необходимые поправки и одобрить их в ходе второго чтения законопроекта.

В свою очередь, Правительство не планирует изменять понижающий коэффициент в 2021 году. Кабмин уже подготовил и внес на рассмотрение законопроект о «заморозке» коэффициента 0,7368 на весь 2021 г. Получить одобрение проекта закона планируют в ходе осенней сессии Госдумы.

Кому точно будет прибавка с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 г. увеличится размер второй пенсии для военных пенсионеров — страхового обеспечения по старости. Повышение будет произведено автоматически в виде индексации на 6,3%.

Здесь стоит пояснить, что под январскую индексацию попадают только неработающие пенсионеры, получающие такой вид обеспечения. Если гражданин работает, в отношении него действует мораторий на индексацию, введенный еще с 2016 года. Поэтому никакой январской прибавки такие пенсионеры не ощутят.

Чтобы рассчитать, как увеличится размер страховой выплаты по линии ПФР с 01.01.2021 г., нужно умножить текущую сумму выплаты на индекс 1,063. В новом размере пенсия будет выплачиваться до даты следующей индексации, которая запланирована на 1 января 2022 г. Повышение составит 5,9 процента.

Напомним, что оформить вторую гражданскую пенсию могут военные пенсионеры:

  • достигшие общеустановленного пенсионного возраста: 65 для мужчин и 60 — для женщин, но с учетом переходных положений закона;
  • выработавшие достаточный страховой стаж «на гражданке»: в 2020-ом нужно 11 лет стажа, в 2021 — 12 и так далее;
  • имеющие достаточный ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент): в 2020 — 18,6 баллов, в 2021 — 21 и так далее.

Назначение и перечисление страховой пенсии для военнослужащих осуществляет Пенсионный фонд. Он же и производит ежегодную индексацию, в том числе и с 1 января 2021 года.

Повышение пенсионного возраста военнослужащим

Как было отмечено ранее, в рамках пенсионной реформы для военных пенсионеров, которые планируют получать вторую пенсию (по линии ПФР), будет увеличен пенсионный возраст. Увеличение будет проводиться аналогично общеустановленным требованиям — до 60 лет у женщин и 65 — у мужчин.

Изменения будут происходить постепенно, поэтому такие нормативы будут установлены не сразу, а согласно предусмотренному новым законом графику (таблица ниже):

Год рождения для женщин/мужчин (в годах) Пенсионный возраст для женщин/мужчин (в годах)
1959 / 1964 55,5 / 60,5
1960 / 1965 56,5 / 61,5
1961 / 1966 58 / 63
1962 / 1967 59 / 64
1963 / 1968 60 / 65

Нормативы по возрасту будут ежегодно увеличиваться. Начиная с 2023 года получить вторую пенсию гражданам, уволенным с военной или другой приравненной к ней службы, можно будет только в 60 лет для женщин и 65 для мужчин (это окончательные значения).

Как начисляется вторая гражданская пенсия военным пенсионерам

Порядок расчета размера второй пенсии для военнослужащих отличается от обычных правил расчета размера страховых выплат. Согласно части 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., гражданам, проходившим военную или приравненную к ней службу, которые уже получают обеспечение по выслуге или инвалидности, в размер страховой пенсии не включается величина фиксированной выплаты (в 2021 году ее размер, например, будет составлять 6 044,48 руб.).

Расчет размера второй пенсии для военных производится по следующей формуле:

СП = ИПК × СПК

где:

  • СП — размер страховой пенсии;
  • ИПК — количество накопленных за время трудовой деятельности коэффициентов (размер ИПК);
  • СПК — стоимость 1 коэффициента на дату оформления страховых выплат.

Таким образом, величина пенсионного обеспечения для военных пенсионеров зависит только от количества накопленных баллов, которые формируются за счет уплаты страховых взносов в ПФР. В свою очередь, размер ИПК напрямую зависит от продолжительности работы и размера официальной заработной платы, которую получал гражданин.

Читайте также: