Выплата пенсий в украине по решению судов

Верховный суд Украины признал незаконной приостановку выплат пенсий жителям Донбасса, не проживающим на подконтрольной Киеву территории. По словам источника “Ъ” в Минюсте Украины, теперь пенсионеры из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) смогут добиться компенсации недополученных средств через суд, хотя выезжать из республик для этого все равно придется. Впрочем, и такая мера станет для Пенсионного фонда Украины серьезным ударом: у него может просто не хватить средств на выплаты компенсаций.

Большая палата Верховного суда Украины во вторник подтвердила незаконность практики Пенсионного фонда, который не выплачивает пенсии жителям Донецкой и Луганской народных республик, постоянно живущим на неподконтрольной Киеву территории. Формально решение суда касается лишь «внутренних переселенцев», то есть людей, выехавших из ДНР и ЛНР. Однако де-факто многие жители самопровозглашенных республик получают статус переселенца, но не меняют места жительства. Именно они сталкиваются с наибольшими трудностями при получении украинских пенсий. «Приостановка выплат пенсий временно перемещенным лицам на основаниях, не предусмотренных законом, считается неправомерной»,— сообщил решение суда телеканал «Громадське ТВ» со ссылкой на организацию «Право на защиту» — именно она инициировала судебное разбирательство.

При этом уточняется, что к «не предусмотренным законом» ограничениям относятся и проверки пенсионеров по «спискам СБУ (Служба безопасности Украины.— “Ъ” ). Как сообщил “Ъ” собеседник в Киеве, такая мера использовалась, чтобы убедиться, что пенсионер постоянно живет на подконтрольной Киеву территории, а не просто формально зарегистрировался на ней.

« Если человек выезжал на оккупированные территории более чем на 60 дней, выплата пенсии приостанавливалась на основании постановления Кабинета министров,— сказал “Ъ” правозащитник, имевший отношение к процессу.

— Однако теперь суд признал эту меру незаконной, и пенсионер сможет отстоять свои права в суде. Решение Верховного суда является образцовым, а значит, все суды обязаны принимать аналогичные решения. Пенсионер не обязан доказывать СБУ, где он живет».


Как Киев намерен вернуть Донбасс

Кроме того, благодаря решению суда пенсионеры смогут добиться компенсации пенсии, которую им в течение долгого времени незаконно не выплачивали. «Решение Верховного суда дает возможность гражданам Украины, проживающим на не контролируемых Киевом территориях, подавать в суд на государство Украина и требовать выплаты пенсии за все годы, когда они их не получали,— заявил собеседник “Ъ” в Минюсте Украины. Впрочем, он уточнил, что для этого придется выезжать из ДНР и ЛНР: «У тех, кто на контролируемых территориях не зарегистрирован, нет возможности подавать исковые заявление в украинские суды».

Однако правозащитник, знакомый с процессом, уточнил, что получить компенсацию за все четыре года обострения ситуации в Донбассе смогут далеко не все. «Решение суда действительно гарантирует компенсацию выплат с момента прекращения,— сказал собеседник “Ъ” в Киеве.— Но в мае Кабинет министров подстраховался и ввел новое постановление: человек сможет получить компенсацию лишь с момента обращения и не более чем за полгода». «Таким образом, шанс получить компенсацию за все время есть только у тех, кто обратился в суд еще до мая 2018 года»,— пояснил юрист.

Такое мнение в беседе с “Ъ” выразил руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. «Дефицит Пенсионного фонда — 141 млрд гривен при общих расходах чуть более 300 млрд. То есть практически 50% фонда должно дотироваться из бюджета,— сказал эксперт.— До начала боевых действий в Донбассе жили около 1 млн пенсионеров, чуть более 200 тыс. из них оформили статус переселенцев и получают украинские пенсии. Тем, кто не зарегистрирован на подконтрольной Киеву территории, фонд не будет платить ни при каких условиях, иначе не выдержит нагрузку».


Как Украина усиливает экономическую блокаду Донбасса

При этом донецкий политолог Роман Манекин выразил надежду, что решение суда действительно сможет облегчить жизнь пенсионеров. «Украинские пенсии намного больше тех, какие выдают в ДНР и ЛНР,— сказал он “Ъ”.— Однако мне известны случаи, когда люди, которые все-таки добивались украинской пенсии, получали лишь минимум, без надбавок. Теперь, как я понимаю, и эти ограничения будут сняты. В целом же решение суда очень логично: выплата социальных пособий определяют лишь конституция Украины и законы, а не постановления правительства». Напомним, именно Кабинет министров в 2016 году ограничил выплаты пенсионерам Донбасса.



22.08.2018 года Кабинет Министров Украины принял Постановление №649 , которым утвердил Порядок погашения задолженности по пенсионным выплатам для всех пенсионеров по решениям судов. Это Постановление вступило в силу 28.08.2018 года.

Детальный юридический анализ доступен по ссылке .

Что предусматривает Постановление КМУ №649?

Кабинет Министров установил, что для исполнения судебных решений, которыми на органы Пенсионного фонда Украины возложены обязательства по начислению (перерасчету) пенсионных выплат, финансируемых из государственного бюджета, выплата средств, начисленных за период до вступления судебного решения в законную силу, осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком.

Порядок в свою очередь предусматривает, что сумма пенсии, которая подлежит выплате согласно решению суда, пересматривается (проверяется) специально созданной при Пенсионном фонде Украины комиссией (комиссия по вопросам погашения задолженности по пенсионным выплатам по решению суда).

Пенсионеры-внутренне перемещенные лица вынуждены все чаще обращаться в суд за защитой своих конституционных прав и выплатой им пенсии. Означает ли что теперь согласно Постановлению №649 даже по решению суда будет сложно получить свою пенсию?

Мы обратились в Пенсионный фонд Украины за разъяснением и получили ответ:


В каких случаях применяется Постановление №649?

  1. если решение суда касается пенсионных выплат, которые финансируются за счет средств государственного бюджета.

Исходя из ответа ПФУ и анализа законодательства такими выплатами являются:

— пенсионные выплаты военнослужащим срочной службы и силовых структур;

— выплата пенсий, надбавок, повышений до пенсий, назначенных по разным пенсионным программам (например, пенсии лицам которые работали в органах государственной власти и местного самоуправления);

— пенсионные выплаты научным работникам;

— пенсионные выплаты лицам, которые пострадали вследствии аварии на Чернобыльской АЭС;

— пенсионные выплаты шахтерам;

— льготные пенсии, которые не могут быть компенсированы предприятиями и т.д.

  1. решение суда уже вступило в силу и было выдано или принятые после вступления в силу Закона Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений»;
  2. пенсия еще не была выплачена согласно решению суда.

Таким образом, Постановление №649 применяется ко всем гражданам Украины, которые получают пенсию за счет средств государственного бюджета, в том числе и к пенсионерам — ВПЛ.

Постановлением №649 предлагается следующий порядок исполнения решения суда:

  1. Орган Пенсионного фонда Украины, определенный судом должником в исполнении судебного решения (далее — орган ПФ) ведет учет решений в реестре решений, выполнение которых осуществляется по отдельной бюджетной программе (далее — реестр), в соответствии с порядком, установленным Пенсионным фондом Украины (далее — ПФУ);
  2. Орган ПФ с целью подтверждения суммы задолженности готовит и подает в ПФУ:
  • документ, подтверждающий дату поступления судебного решения в орган ПФ;
  • копию судебного решения (судебных решений) или исполнительного листа;
  • расчет суммы, подлежащей выплате, заверенный руководителем органа ПФ или уполномоченным им лицом.
  1. ПФУ создает комиссию в составе не менее семи человек. Заседания будут проводиться в случае необходимости, но не реже одного раза в месяц.
  2. На основании полученных документов от органа ПФ, комиссия проверяет обоснованность рассчитанной суммы, подлежащей выплате и принимает одно из решений:
  • о наличии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете;
  • о возвращении органу ПФ, полученных документов для доработки;
  • об отсутствии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.
  1. Решения комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих на заседании членов. Решение оформляются протоколом, в котором при наличии оснований указываются предложения по перечисления средств на счет должника. Протокол подписывается всеми членами комиссии и подается Председателю правления Пенсионного фонда Украины, не позднее трех рабочих дней принимает решение о выделении средств.

В случае отсутствия оснований для выплаты суммы, указанной в расчете , в пятидневный срок комиссия уведомляет орган ПФ о принятом решении, отметив при этом причины отказа.

Орган ПФ в трехдневный срок сообщает взыскателю (физическому лицо, в пользу которого вынесено решение) о выделении средств и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления средств в пределах установленного Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» периода выплаты пенсии обязан осуществить выплату взыскателю суммы, подлежащей выплате в порядке, установленном статьей 47 указанного Закона .

Очередность выполнения решений определяется датой их поступления в орган ПФ.

Соответствует ли такой порядок исполнения решения суда действующему законодательству?

Согласно Кодексу административного судопроизводства Украины выполнение судебного решения является конечной стадией судебной защиты.

Получается, что Кабинет Министров установил дополнительный порядок согласования между территориальным органом ПФ и ПФУ сумм, которые подлежат выплате по решению суда.

Важно отметить, что в Постановлении №649 не указаны сроки для такого согласования: сроки подготовки и подачи органом ПФ документов в ПФУ, сроки принятия решения ПФУ по согласованию рассчитанной суммы; сроки доработки документов органом ПФ; сроки уведомления ПФУ решение о наличии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.

Принятие Постановления №649 и порядка согласования исполнения судебного решения явно противоречит Конституции Украины и действующему законодательству , а именно:

  • Закону Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» , в котором отсутствуют какие-либо ссылки на согласование суммы и проверку обоснованности суммы, которая подлежит выплате органом ПФ по судебному решению. Кроме того, Законом установлено сроки получения задолженности, которые не должны превышать 3-х месяцев.
  • Кодексу административного судопроизводства Украины (статья 371), который предусматривает немедленное исполнение решения суда, в том числе присуждении выплаты пенсий, других периодических платежей из Государственного бюджета Украины или внебюджетных государственных фондов — в пределах суммы взыскания за один месяц …

Судебное решение, вступившее в законную силу или которое предстоит выполнить немедленно, является основанием для его выполнения (статья 372 КАСУ);

  • Закону Украины “Об исполнительном производстве” . Закон устанавливает принудительное исполнение судебных решений по административным делам ( а споры касательно пенсий — это административные дела). Согласно ст.373 КАС Украины выполнения судебного решения осуществляется на основании исполнительного листа, выданного судом, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции.

К нам уже начали поступать обращения, что Пенсионный фонд применяет порядок, предусмотренный Постановлением №649 и не выплачивают пенсию даже по решению суда. Пока мы ждем письменных подтверждений.

Если Пенсионный фонд не выплачивает вам пенсию даже после вынесения судом решения, обязательно узнавайте на каких основаниях, о чем просите дать письменный ответ.

Мы считаем, что Постановление №649 должно быть обжаловано как такое, что противоречит действующему законодательству и нормам профильных законов, и готовы подавать иск против Кабинета Министров Украины.

Если вы также готовы обжаловать принятие Постановления №649 и подавать иск — обращайтесь за дополнительной консультацией на нашу горячую линию 0800309110, он-лайн приемную http://www.donbasssos.org/online, а также правовые приемные в Бахмуте, Лисичанске и Волновахе.

Статья подготовлена при поддержке Посольства Республики Германия в Украин

Подпишитесь на "Трибун" в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном


22.08.2018 года Кабинет Министров Украины принял Постановление №649 , которым утвердил Порядок погашения задолженности по пенсионным выплатам для всех пенсионеров по решениям судов. Это Постановление вступило в силу 28.08.2018 года.

Детальный юридический анализ доступен по ссылке .

Что предусматривает Постановление КМУ №649?

Кабинет Министров установил, что для исполнения судебных решений, которыми на органы Пенсионного фонда Украины возложены обязательства по начислению (перерасчету) пенсионных выплат, финансируемых из государственного бюджета, выплата средств, начисленных за период до вступления судебного решения в законную силу, осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком.

Порядок в свою очередь предусматривает, что сумма пенсии, которая подлежит выплате согласно решению суда, пересматривается (проверяется) специально созданной при Пенсионном фонде Украины комиссией (комиссия по вопросам погашения задолженности по пенсионным выплатам по решению суда).

Пенсионеры-внутренне перемещенные лица вынуждены все чаще обращаться в суд за защитой своих конституционных прав и выплатой им пенсии. Означает ли что теперь согласно Постановлению №649 даже по решению суда будет сложно получить свою пенсию?

Мы обратились в Пенсионный фонд Украины за разъяснением и получили ответ:


В каких случаях применяется Постановление №649?

  1. если решение суда касается пенсионных выплат, которые финансируются за счет средств государственного бюджета.

Исходя из ответа ПФУ и анализа законодательства такими выплатами являются:

— пенсионные выплаты военнослужащим срочной службы и силовых структур;

— выплата пенсий, надбавок, повышений до пенсий, назначенных по разным пенсионным программам (например, пенсии лицам которые работали в органах государственной власти и местного самоуправления);

— пенсионные выплаты научным работникам;

— пенсионные выплаты лицам, которые пострадали вследствии аварии на Чернобыльской АЭС;

— пенсионные выплаты шахтерам;

— льготные пенсии, которые не могут быть компенсированы предприятиями и т.д.

  1. решение суда уже вступило в силу и было выдано или принятые после вступления в силу Закона Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений»;
  2. пенсия еще не была выплачена согласно решению суда.

Таким образом, Постановление №649 применяется ко всем гражданам Украины, которые получают пенсию за счет средств государственного бюджета, в том числе и к пенсионерам — ВПЛ.

Постановлением №649 предлагается следующий порядок исполнения решения суда:

  1. Орган Пенсионного фонда Украины, определенный судом должником в исполнении судебного решения (далее — орган ПФ) ведет учет решений в реестре решений, выполнение которых осуществляется по отдельной бюджетной программе (далее — реестр), в соответствии с порядком, установленным Пенсионным фондом Украины (далее — ПФУ);
  2. Орган ПФ с целью подтверждения суммы задолженности готовит и подает в ПФУ:
  • документ, подтверждающий дату поступления судебного решения в орган ПФ;
  • копию судебного решения (судебных решений) или исполнительного листа;
  • расчет суммы, подлежащей выплате, заверенный руководителем органа ПФ или уполномоченным им лицом.
  1. ПФУ создает комиссию в составе не менее семи человек. Заседания будут проводиться в случае необходимости, но не реже одного раза в месяц.
  2. На основании полученных документов от органа ПФ, комиссия проверяет обоснованность рассчитанной суммы, подлежащей выплате и принимает одно из решений:
  • о наличии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете;
  • о возвращении органу ПФ, полученных документов для доработки;
  • об отсутствии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.
  1. Решения комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих на заседании членов. Решение оформляются протоколом, в котором при наличии оснований указываются предложения по перечисления средств на счет должника. Протокол подписывается всеми членами комиссии и подается Председателю правления Пенсионного фонда Украины, не позднее трех рабочих дней принимает решение о выделении средств.

В случае отсутствия оснований для выплаты суммы, указанной в расчете , в пятидневный срок комиссия уведомляет орган ПФ о принятом решении, отметив при этом причины отказа.

Орган ПФ в трехдневный срок сообщает взыскателю (физическому лицо, в пользу которого вынесено решение) о выделении средств и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления средств в пределах установленного Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» периода выплаты пенсии обязан осуществить выплату взыскателю суммы, подлежащей выплате в порядке, установленном статьей 47 указанного Закона .

Очередность выполнения решений определяется датой их поступления в орган ПФ.

Соответствует ли такой порядок исполнения решения суда действующему законодательству?

Согласно Кодексу административного судопроизводства Украины выполнение судебного решения является конечной стадией судебной защиты.

Получается, что Кабинет Министров установил дополнительный порядок согласования между территориальным органом ПФ и ПФУ сумм, которые подлежат выплате по решению суда.

Важно отметить, что в Постановлении №649 не указаны сроки для такого согласования: сроки подготовки и подачи органом ПФ документов в ПФУ, сроки принятия решения ПФУ по согласованию рассчитанной суммы; сроки доработки документов органом ПФ; сроки уведомления ПФУ решение о наличии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.

Принятие Постановления №649 и порядка согласования исполнения судебного решения явно противоречит Конституции Украины и действующему законодательству , а именно:

  • Закону Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» , в котором отсутствуют какие-либо ссылки на согласование суммы и проверку обоснованности суммы, которая подлежит выплате органом ПФ по судебному решению. Кроме того, Законом установлено сроки получения задолженности, которые не должны превышать 3-х месяцев.
  • Кодексу административного судопроизводства Украины (статья 371), который предусматривает немедленное исполнение решения суда, в том числе присуждении выплаты пенсий, других периодических платежей из Государственного бюджета Украины или внебюджетных государственных фондов — в пределах суммы взыскания за один месяц …

Судебное решение, вступившее в законную силу или которое предстоит выполнить немедленно, является основанием для его выполнения (статья 372 КАСУ);

  • Закону Украины “Об исполнительном производстве” . Закон устанавливает принудительное исполнение судебных решений по административным делам ( а споры касательно пенсий — это административные дела). Согласно ст.373 КАС Украины выполнения судебного решения осуществляется на основании исполнительного листа, выданного судом, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции.

К нам уже начали поступать обращения, что Пенсионный фонд применяет порядок, предусмотренный Постановлением №649 и не выплачивают пенсию даже по решению суда. Пока мы ждем письменных подтверждений.

Если Пенсионный фонд не выплачивает вам пенсию даже после вынесения судом решения, обязательно узнавайте на каких основаниях, о чем просите дать письменный ответ.

Мы считаем, что Постановление №649 должно быть обжаловано как такое, что противоречит действующему законодательству и нормам профильных законов, и готовы подавать иск против Кабинета Министров Украины.

Если вы также готовы обжаловать принятие Постановления №649 и подавать иск — обращайтесь за дополнительной консультацией на нашу горячую линию 0800309110, он-лайн приемную http://www.donbasssos.org/online, а также правовые приемные в Бахмуте, Лисичанске и Волновахе.

Статтю підгтовлено за підтрімки Посольства Федеративної Республіки Німеччина Київ

В Украине Окружной административный суд Киева в первой инстанции признал противоправными, недействительными и незаконными положения Постановления Кабинета министров № 335, касающиеся особого порядка выплаты задолженности по пенсиям переселенцам. Теперь, Пенсионный фонд не будет иметь права отказывать в выплате невыплаченной пенсии пенсионерам. О том, что это означает и выплатят ли задолженность пенсионерам-ВПЛ рассказали юристы общественной организации «Донбасс-SOS».

Специалисты напомнили, что Постановление № 335 было принято Кабмином в апреле 2018 года. В нем указано, что выплата задолженности по пенсии и соцвыплатам внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) осуществляется согласно особому порядку. Но за год этот порядок так и не был принят. После того как Постановление вступило в силу, переселенцы столкнулись с массовым прекращением выплат пенсий под сомнительными предлогами, а Пенсионный фонд Украины перестал выплачивать такую задолженность, даже по решениям судов.

Как отмечается, 11 июня 2019 года Окружной административный суд Киева своим решением признал противоправными и недействительными отдельные положения Постановления Кабинета Министров № 335 от 2018 года по делу № 640/18720/18 касательно особого порядка выплаты невыплаченных за прошедший период сумм социальной помощи и пенсий.

«Признать противоправными и недействительными подпункт 2 пункта 1, подпункт 2 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины № 335 от 25 апреля 2018 года "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 г. № 365" в части, касающейся сумм невыплаченных пенсий», – сказано в решении суда.

То есть, положение о том, что «Суммы социальных выплат, которые не выплачены за минувший период, выплачиваются на условиях особого Порядка, определенного Кабинетом Министров Украины», признано судом противоправным и не имеющим законной силы, но только относительно пенсий, а не вообще всех социальных выплат.

Иными словами, суд признал, что задолженности по пенсиям должны выплачиваться без всяких особых условий.

Как разъяснили юристы, после вступления решения в законную силу у Пенсионного фонда не будет правовых оснований отказывать в выплате невыплаченной пенсии пенсионерам, в том числе и по решению суда. Впрочем, уточнили специалисты, их и не было, так как национальные суды в подавляющем большинстве случаев признавали незаконным отказ отделений ПФУ в выплате такой пенсии со ссылкой на вышеуказанные нормы Постановления 335. ПФУ отказывался исполнять такие решения, ссылаясь повторно на Постановление № 335 и отсутствие финансирования. «Скоро такой возможности у него не будет», – добавили в организации.

Однако, быть уверенным, что теперь все пенсионеры, наконец, получат свои невыплаченные пенсии, было бы поспешно. Это не совсем так.

«Это огромный шаг к решению трагической и несправедливой ситуации, когда пенсионеры не могут получить свою пенсию – свое имущество, а зачастую – и единственное средство к существованию; однако этот шаг не последний», – подчеркнули в общественной организации.

В данный момент дело рассмотрено судом первой инстанции. Это означает, что после вынесения решения у сторон, а также заинтересованных лиц есть месяц на его обжалование. Пока решение не вступило в законную силу.

«У Кабмина еще есть время как минимум до 11 июля. К сожалению, Кабмин, когда речь идет об обжаловании решения суда, которым отменяются его же дискриминационные нормы, проявляет большую проворность, чем в разработке Порядка для урегулирования вопросов с выплатой пенсий. Поэтому – надеемся на лучшее, но… готовимся к подаче Кабмином апелляционной жалобы», – отмечают юристы.

Несмотря на это, специалисты убеждены, что это громадный шаг вперед для переселенцев. «Финишная черта уже рядом. Мы искренне поздравляем всех и надеемся, что позиция суда останется неизменной», – резюмировали юристы.

Напомним, в Украине решений суда по приостановке пенсионных выплат ВПЛ, произошедшей в мае 2018 года, на сегодня очень много и они требуют выполнения. При этом судебная практика, по состоянию на текущее время, демонстрирует разное понимание, кто должен фактически выполнять решение суда, если дело касается пенсионных выплат.

Как сообщалось ранее, в Украине выплаты долгов по пенсиям переселенцам согласно решений судов не осуществлены ​​по 90% дел.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ЛДНР были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос. Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо", — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко.

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений. Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста", — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель.

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты.

"Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко.

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины.

"По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав. Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий", — говорит Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях.

"В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.


Правительство Украины пытается полностью перекрыть доступ к пенсиям жителям временно неподконтрольных украинской власти территорий Донбасса, хотя эти пенсии часто составляют единственное средство к существованию для сотен тысяч пожилых и больных людей. Так считает советник по вопросам общественной информации Агентства ООН по делам беженцев Нина Сорокопуд, передает « Украинская правда ».

«Речь идет о проекте закона от "Самопомощи" №6400 "О временно оккупированной РФ территории Украины". Так же, как и в предыдущих текстах (3593 и 3593-д), в нем есть прямой отказ осуществлять пенсионное и социальное обеспечение, даже при условии, что получать деньги жители неподконтрольных правительству территорий будут на контролируемой территории через банковскую систему Украины», – пишет она.

По ее словам, в декабре 2014 года около 160 тыс. человек потеряли свои пенсии, когда своим постановлением правительство перестало осуществлять любые платежи на неподконтрольные территории Донбасса. Это вполне рациональное решение было обусловлено невозможностью отправлять наличные средства и обеспечить безопасность работников органов государственной власти на местах из-за вооруженного конфликта.

Однако такое решение не должно было лишить доступа к пенсии и социальным выплатам тех лиц, которые остались проживать в своих домах на неподконтрольной территории. «Даже отсутствие контроля за частью территории не снимает с государства обязанности выплачивать пенсии населению. Несомненно, для этого нужны другие механизмы, чем те, которые предусмотрены для мирного времени. И обязанность правительства – сделать все возможное, чтобы жители территорий, которые находятся вне контроля органов государственной власти, имели возможность реализовать свои права. В то же время, государство должно воздерживаться от действий, которые приведут к новым волнам внутреннего перемещения: это нарушение Руководящих принципов ООН по вопросам внутреннего перемещения», – убеждена советник по правовым вопросам Агентства ООН по делам беженцев Лидия Кузьменко.

Нина Сорокопуд отмечает, что с июня 2016 года получать пенсии стало значительно труднее. Правительство Украины ввело процедуры верификации и проверки внутренне перемещенных лиц. Лица, которые вернулись в свои дома на неподконтрольные украинскому правительству территории, потеряли свои пенсии. Если внимательно проанализировать статистику Пенсионного фонда Украины, в годовом отчете-2016 таких людей больше 400 тыс.

Сейчас пенсии получают только те внутренне перемещенные лица, которые могут доказать, что проживают на контролируемой правительством территории и проходят регулярные проверки органов социальной защиты. При этом среди зарегистрированных ВПЛ немало людей, которые постоянно проживают в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, но могут регулярно пересекать линию разграничения. Государство пытается отследить последних – и тоже лишить платежей.

«От различных политических деятелей можно услышать, что те, кто хотят получать пенсию от Украины, должны выехать на постоянное место жительства на контролируемую правительством территорию. То есть – стать реальными, а не виртуальными внутренне перемещенными лицами», – написала Нина Сорокопуд. Агентство ООН по делам беженцев в Украине не согласно с таким подходом. Для этого есть ряд юридических, экономических, гуманитарных и других соображений. «Пенсии являются приобретенным правом каждого гражданина и не должны быть связаны со статусом переселенца или фактом переезда», – убежден представитель Агентства ООН по делам беженцев в Украине Пабло Матеу.

«Правительство могло бы рассмотреть различные механизмы для осуществления этих платежей. Например, многие пенсионеры могут ездить на подконтрольные территории. Там они могли бы получить электронные пенсионные карты, периодически являться для идентификации в банке и получать свои пенсии как остальные граждане», – предлагает председатель Северодонецкого офиса «Права на защиту» Елена Грекова.

Она говорит, что многие прикованные к постели люди не получали своих пенсий с апреля 2014 года, поскольку не имеют возможности ездить в правительственные учреждения для идентификации. Для таких лиц нужен отдельный порядок – но здесь не обойтись без привлечения международных организаций. И обсуждать этот вопрос, скорее всего, придется в Минске или других многосторонних международных площадках.

Некоторые пенсионеры из числа переселенцев потеряли свои платежи из-за ошибки, хотя проживают на контролируемой правительством территории. «Украина не уникальна в своей проблеме отсутствия контроля над определенной частью территории. С похожими проблемами живут Кипр, Молдова, Грузия. Рассматривая дела по обеспечению прав людей, проживающих на таких территориях, Европейский суд по правам человека обращает внимание: государство, которое имеет неотъемлемые суверенные права в отношении таких территорий, должно осуществлять все возможные меры, чтобы обеспечить доступ к реализации своих прав лицам, которые на них проживают. Кстати, по меньшей мере в 60 делах, в том числе и на уровне Высшего административного суда Украины, пенсионеры, проживающие на временно неконтролируемых правительством Украины территориях, выиграли судебные иски, оспаривая приостановления выплаты им пенсий», – отмечает Лидия Кузьменко.

«Обязанность государства выплачивать пенсии никуда не исчезает. Если правительство не будет делать этого сейчас, то суммы, подлежащие выплате впоследствии, будут бешеными. Украинские чиновники утверждают, что после восстановления контроля над территориями все пенсионные выплаты будут осуществлены в полном объеме. Однако, специального целевого резервного фонда ни в ПФ, ни в других центральных органах государственной власти Украины не существует», – заключает Лидия Кузьменко.

Читайте также: