Выплата пенсий жителям неподконтрольных территорий

Под законопроектом по упрощению выплат пенсий на Донбассе подписались депутаты почти всех фракций. Что он предусматривает?


В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который может вернуть пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной Украине территории.

Соавторами этого законопроекта стали 17 депутатов от разных политических сил - "Слуги народа", "Оппозиционной платформы", "Батькивщины", группы "За будущее", а также внефракционные депутаты, что говорит о том, что проект имеет шанс получить поддержку в сессионном зале.

Как депутаты предлагают урегулировать вопрос с выплатой пенсий жителям Донбасса и хватит ли голосов, анализирует "Страна", отвечая на главные вопросы.

Как донецкие пенсионеры лишились пенсий?

По данным Министерства социальной политики Украины, в 2014 году на территории Донбасса, которая на данный момент неподконтрольна Киеву, проживали и получали пенсии 1,2 миллиона человек.

Последние пять лет вести учет количества пенсионеров за линией разграничения официальные украинские органы не могли. За это время там появилось и новое поколение пенсионеров, которые могли претендовать на украинские пенсии, но по разным причинам не стали на учет в Пенсионный фонд Украины.

В 2016 году Кабмин ужесточил порядок выплат пенсий для жителей неподконтрольных территорий. Согласно этому порядку, люди должны были выезжать на подконтрольную Киеву территорию, получать справку, что они являются внутренне перемещенными лицами (ВПЛ), а также проходить сложную процедуру верификации личности в Пенсионном фонде, в погранслужбе и в "Ощадбанке".

Из-за ужесточения механизма пенсии стали недоступными для многих из тех, кто живет за линией разграничения. Эти новации привели к такому явлению, как "пенсионный туризм": раз в два месяца пенсионеры ездили на подконтрольную территорию и обратно, чтобы отметиться в Украине, как переселенцы.

Параллельно расцвел бизнес, связанный с получением пенсионерами справки ВПЛ.

Эти условия критиковались многочисленными правозащитными организациями, а также Мониторинговой миссией ООН. В 2018-м Верховный суд Украины постановил, что все граждане страны имеют право на пенсию, независимо от процедуры верификации. Но выплаты жителям неподконтрольных территорий так и не возобновились.

Официально в Кабмине неоднократно говорили, что якобы нет физической возможности платить пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной части Донбасса. При этом ни чиновники, ни политики не предпринимали никаких шагов, чтобы как-то изменить ситуацию.

Впервые о том, что Украина готова возобновить выплаты пенсий еще в сентябре заявил министр иностранных дел Вадим Пристайко.

Позже эту идею поддержал советник секретаря СНБО по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса Сергей Сивохо. Он назвал издевательством нынешний порядок выплаты пенсий, когда старикамм нужно каждые два месяца пересекать линию фронта.

И вот на фоне этих разговоров в парламенте был зарегистрирован законопроект 2083-д, который должен отчасти решить эту проблему.

Что предлагает законопроект?

Базой для документа стал законопроект нардепа от "Оппоплатформы За жизнь" Натальи Королевской, который изначально был ею предложен еще в прошлом созыве, а в сентябре зарегистрирован заново.

Сейчас же его доработали с привлечением экспертов ООН и ряда волонтерских организаций, и под ним подписались депутаты из разных фракций, включая "Слугу народа".

Ключевые новации, которые прописаны в законопроекте, таковы:

1. Люди смогут получать пенсии без справки вынужденно перемещенного лица. То есть, все те, кто ранее не регистрировался как переселенцы в Украине, после принятия закона могут приехать в Украину и в любом отделении ПФ заявить о своем праве на невыплаченные пенсии.

2. В случае потери документов предусмотрена возможность рассчитывать пенсию на основании информации из реестра застрахованных лиц.

3. Также предлагается выплата задолженности по пенсиям на Донбассе без срока давности. На данный момент в Украине действует норма о том, что можно обращаться за невыплаченной пенсией только за последние 3 года. Если для жителей Донбасса этот лимит отменят, они смогут получить средства, которые им не доплатили за все годы конфликта.

4. В законопроекте закреплено право "докупить" стаж без применения санкций тем людям, которые достигли пенсионного возраста уже после войны и не могли платить страховые взносы, проживая на неподконтрольных территориях.

5. При этом процедура идентификации остается, но ее нужно будет проходить не каждые 2 месяца как сейчас, а каждые полгода (то есть, все равно пересекать линию фронта придется). При этом порядок идентификации должен отдельно определить Кабмин. Но, по идее, если для получения пенсии не нужно предъявлять справку ВПЛ, то, значит, и не должно быть требования о постоянном проживании на подконтрольной территории. Хотя, этот вопрос, повторимся, должно еще урегулировать правительство.

Отметим, что исходя из этого порядка по-прежнему не смогут оформить пенсии те жители неподконтрольных территорий, которые находятся в базе силовых структур и на "Миротворце", так как для этого им потребуется в любом случае пересечь линию разграничения.

И это ограничение будет действовать вплоть до объявления амнистии (если она когда-либо будет объявлена).

Как будут выплачивать долги?

Как видим, если закон будет принят, то очень многие пенсионеры, ранее не получавшие выплаты, теперь смогут на них претендовать за все прошедшие 5 лет.

По разным данным сумма таких долгов составляет от 30 до 70 миллиардов гривен.

Законопроект предполагает отдельный механизм выплаты по ним.

Так, часть суммы неполученной пенсии, более чем за 12 месяцев, выплачивается единовременно. А остаток - ежемесячно равными частями, которые не превышают месячный размер пенсии.

На пальцах это выглядит так. Например, государство задолжало пенсионеру с июня 2016 года (то есть, за 41 месяц) ежемесячную пенсию в 1500 гривен. Всего 61 500 гривен. В таком случае единовременно пенсионер получит 18000 гривен, а остаток в 43500 гривен он будет получать в течение 29 месяцев по 1500 гривен. Но это только долг за предыдущий период. Текущая пенсия будет идти уже автоматически. Аналогичный механизм будет действовать и в случае с долгами по пенсиями при утрате кормильца.

Но здесь возникает проблема - как профинансировать эти выплаты.

Экономист Александр Охрименко в разговоре со "Страной" отмечает, что, несмотря на изменение порядка выплат пенсий в 2016 году, при формировании бюджета Пенсионного фонда всегда учитывались пенсии и для жителей неподконтрольной Украине территории.

"Когда считают пенсионеров, всегда учитывают деньги и на тех, кто жил на Донбассе по последним данным Минсоцполитики. Другое дело, что с тех пор, когда прекратилась выплата пенсий, накопилось долгов в минимум 56 миллиардов гривен, которые должны будут выплатить. По идее, эти долги должны были оставаться на счетах Пенсионного фонда, чтобы в будущем их погасить, но как в реальности - никто не знает", - говорит Охрименко "Стране".

Но даже если эти деньги в бюджете Пенсионного фонда отсутствуют, их можно найти, если перераспределить средства на социальную сферу в бюджете на 2020 год, говорит "Стране" одна из авторов законопроекта Наталья Королевская.

"В бюджет ПФ на 2020 год не заложены расходы, которые могут возникнуть в связи с принятием этого законопроекта. Поскольку дефицит ПФ покрывается за счет госбюджета, то эти затраты лягут на бюджет. Соответственно, если такой закон будет принят, то в закон о госбюджете на 2020 год необходимо будет внести изменения, - поясняет "Стране" Королевская - Найти на это деньги - реально. Наш анализ бюджета говорит о том, что дополнительный ресурс бюджета - 2020 оценивается в + 220 млрд. грн. Мы регистрировали поправки в бюджет, которыми требовали 160 млрд гривен перераспределить на социальную сферу - на повышение прожиточного минимума, минимальных зарплат и пенсий, сохранение субсидий в существующем объеме. Поправки приняты не были, но ресурс в бюджете есть - и на возобновление выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий, и на выплату долгов по пенсиям в полном объеме и на реальный рост соцстандартов".

Будет ли закон принят?

Учитывая, что авторами проекта стали представители всех фракций Рады, кроме "Европейской солидарности" и "Голоса", шансы на принятие документа довольно высокие. Тем более, что ряд представителей власти (в частности, Сергей Сивохо) законопроект уже публично поддержали.

В целом, упрощение порядка выплаты пенсий жителям неподконтрольных территорий является одним из немногих шагов по урегулированию, которые может позволить себе украинская власть, не рискуя нарваться на радикальные протесты (более серьезные подвижки - вроде предоставления региона особого статуса, выглядят в этом плане более рискованными).

Поэтому пойти на это Зе-команда может, чтоб продемонстрировать хоть какое-то "потепление" на Донбассе.

Как сказали нам авторы законопроекта, уже на ближайшей сессионной неделе (а это следующая календарная неделя) они обратятся к спикеру с предложением внести документ в повестку дня и безотлагательно принять его.

Однако в этом случае принципиальное значение будет иметь позиция правительства, которое должно подготовить изменения в бюджет. Источник "Страны" в "Слуге народа", предполагает, что с этим могут быть проблемы.

"Принципиально на Банковой за возобновление выплат. Но могут возникнуть вопросы у Кабмина - где взять деньги. Поэтому, не исключаю, что может начаться процесс усушки и утруски и, в итоге, будет принят не столь лояльный к пенсионерам Донбасса документ", - говорит источник.

Проблема с выплатами пенсий жителям ЛДНР сохранится до тех пор, пока в законодательстве не урегулируют все механизмы, которые на данный момент являются обманом и нарушением Конституции. О проблемах и путях решения рассказала правовой аналитик БФ «Право на защиту» Анастасия Одинцова.

Гражданам Украины, в том числе из ЛДНР, должна выплачиваться надлежащая им пенсия. Это право регулируется статьей 46 Конституции Украины. Однако, уже в течение многих лет вопрос выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам и жителям неподконтрольного Донбасса остается самым проблемным.

«Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии, поскольку все пенсионные выплаты для переселенцев регулируются подзаконными актами. Это по сути является нарушением Конституции Украины, согласно которой пенсии должны регулироваться исключительно на законодательном уровне. Другой вопрос – выплата пенсий лицам, проживающим на временно оккупированных территориях. Он вообще остается не урегулированным. Всех пенсионеров с оккупированных территорий заставляют брать справки ВПЛ, что по сути является своеобразным обманом. Все понимают, что эти граждане не являются внутренне перемещенными лицами, так как фактически проживают на временно оккупированной территории. Но в конце концов они имеют полное право получать свою пенсию», – говорит Одинцова.

Этой проблеме уже больше 6 лет, так как с момента военных действий ничего по факту не изменилось, а законопроект подготовленный правозащитниками вРаде оставили без внимания.

«По сути мы понимаем, что в начале конфликта возможно и нужно было урегулировать вопрос пенсий подзаконными нормативными актами для быстрого реагирования и защиты граждан, которые переместились. Но сегодня мы видим, что это явление не временное и регулировать его и дальше подзаконными актами нет смысла. Все должно быть урегулировано на законодательном уровне. Правозащитники уже давно подготовили законопроект № 6692 (в частности, законопроект предусматривает открепить выплату пенсий от справки ВПЛ). Но два года он просто пролежал в Верховной Раде и так и не рассматривался депутатами. А после того, как Верховная Рада была распущена и состоялись выборы (в 2019 году, – ред.), этот законопроект был перерегистрирован под номером 2083-Д и доработан Комитетом по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов. Новый законопроект был рассмотрен Верховной Радой в первом чтении, но в связи с появлением замечаний Министерства финансов Украины он был возвращен на доработку для дальнейшего повторного рассмотрения», – рассказала аналитик.

Если вопрос выплаты пенсий будет урегулирован на законодательном уровне, это поможет ситуации сдвинуть с места.

«Только на основании внесения изменений в законы мы можем менять профильные подзаконные нормативные акты, регулирующие выплату пенсий по состоянию на сегодня. Эти акты по сути должны изменяться на основании и во исполнение законов Украины. Подмена понятий и передача исключительно в руки Кабинета Министров вопрос урегулирования выплаты пенсий – это неправильно. Государственный бюджет утверждает Верховная Рада и, соответственно, она и должна решать, как и по каким правилам должна выплачиваться пенсия. Поскольку под эти пенсии и под это законодательство должно закладываться соответствующий бюджет», – уверена Одинцова.

Что предлагают изменить?

В законопроекте № 2083-Д разделяются вопросы выплаты пенсии переселенцам, которым предлагают отменить идентификацию и жителям неподконтрольного Донбасса. Законопроект рассмотрен профильных комитетом Верховной Рады, идет согласование его рекомендаций.

«Во-первых, пенсии для внутренне перемещенных лиц, которые уже интегрировались в местных громадах. Эти граждане имеют полное право получать пенсии в общем порядке, как другие жители громады. Однако, им до сих пор все равно нужно проходить постоянную физическую идентификацию в "Ощадбанке" и оформлять пенсии исключительно в этом банке. Это по сути является дискриминационной условием для получения пенсионных выплат. Во-вторых, это пенсии для граждан, проживающих на временно оккупированных территориях. Здесь вопрос широкий и дискуссионный. Для этих граждан действительно нужна идентификация, поскольку у нас нет точной статистической информации сколько людей, например, умерло там. Однако, надо уже просто сказать: да, у нас есть граждане, которые проживают на оккупированной территории, и мы обязаны выплачивать заработанную ими пенсию без получения справки ВПЛ. Ведь это вообще искажает данные о количестве внутренне перемещенных лиц и понимание потребностей, которые необходимо удовлетворить. Сегодня государство, когда закрывает глаза на эти моменты, то создает долг перед своими гражданами и этот долг с каждым годом растет», – продолжила Одинцова.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ОРДЛО были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает "Вестям" эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос, — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко. — Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо".

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений, — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель. — Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста".

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты. "Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко "Вестям".

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины. "По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав, — говорит "Вестям" Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики". — Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях. "В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Руководитель мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине Матильда Богнер призвала киевские власти начать выплату пенсий жителям неподконтрольных территорий Донбасса.

Заявление чиновника прозвучало на пресс-брифинге в Киеве во время презентации доклада о ситуации с правами человека на Украине за период с 16 ноября 2019 года по 15 февраля 2020-го.

«Мы призываем новое правительство и парламент пересмотреть проект закона относительно пенсий в соответствии с нормами прав человека и возобновить процесс его принятия в приоритетном порядке», — цитирует Богнер Интерфакс-Украина.

«Унизительный порядок»

Проблемы с выплатой Киевом пенсий жителям Крыма и Донбасса начались в 2014 году. Полуостров по результатам референдума вошёл в состав России, а в Донецкой и Луганской областях развернулись боевые действия. В результате украинские органы власти и банки свернули своё присутствие в Крыму и на части территории Донбасса, где были образованы ДНР и ЛНР.

Про крымских пенсионеров власти страны забыли сразу же, как только полуостров вошёл в состав России, а 7 ноября 2014-го украинское правительство приняло постановление о прекращении выплат пенсий и социальных льгот жителям неподконтрольных Украине территорий Донбасса.

В 2017 году координатор системы ООН на Украине Нил Уокер и посол США в Украине Мари Йованович (тогда занимавшие эти посты) потребовали от киевских властей восстановить социальные выплаты внутренне перемещённым лицам и тем, кто живёт на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей. В ответ занимавший в то время пост вице-премьера Украины Павел Розенко заявил, что выплаты будут осуществлены при условии выполнения минских договорённостей.

В июле 2018 года представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко сообщила, что по состоянию на 2014 год в Донбассе проживали около 1,2 млн пенсионеров. После начала так называемой АТО Киев продолжил выплачивать пенсии 570 тыс. человек, которые жили на подконтрольной ему территории либо переехали туда. А в самопровозглашённых ДНР и ЛНР 630 тыс. граждан остались без социальной поддержки Украины.

Формально киевские власти не отказывались от обязательств по пенсионному обеспечению жителей неподконтрольных регионов. Однако появившиеся в результате конфликта ограничения, в том числе правового характера, препятствуют выплатам пенсий всем жителям народных республик.

В частности, для оформления украинской пенсии жители ДНР и ЛНР должны прибыть на подконтрольную Киеву территорию и зарегистрироваться как «внутренне перемещённые лица». При этом путь через линию соприкосновения сопряжён с большими трудностями из-за постоянных очередей на контрольных пунктах въезда-выезда (КПВВ).

Как пояснил RT директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов, на контрольных пунктах часто скапливаются многочасовые очереди. Наиболее тяжёлая ситуация наблюдается на КПВВ «Станица Луганская». По его словам, длительное ожидание вызывает физическое напряжение, которое не каждый пенсионер способен выдержать.

«К сожалению, пересечение линии соприкосновения по-прежнему занимает много времени. Очевидно, что многие пенсионеры в силу состояния своего здоровья неспособны приехать для оформления пенсии. Более того, такая поездка нередко сопровождается риском для жизни в прямом смысле этого слова. СМИ регулярно сообщают о смертях при пересечении контрольных пунктов», — констатировал Денисов.

Депутат Народного совета ДНР Мирослав Руденко рассказал RT, что часть пенсионеров опасается приезжать на подконтрольную Киеву территорию из-за возможной угрозы преследования со стороны местных силовиков. Речь идёт об активистах, которые участвовали в антимайдановских протестах или были вовлечены в формирование республиканских органов власти в 2014 году.

В целом же, как говорит Руденко, украинские власти искусственно создали крайне неблагоприятные условия для получения пенсий. От жителей народных республик фактически требуют переезда либо регистрации в подконтрольных Киеву населённых пунктах.

«Обязательно необходима прописка или официальная регистрация на той (подконтрольной Киеву. — RT) территории. Более того, каждые два месяца человек, получающий украинскую пенсию, должен приезжать для прохождения проверочных процедур. Это унизительный порядок, который тяжело даётся пенсионерам», — сказал Руденко.

Как утверждает депутат, если получатели украинской пенсии по тем или иным причинам нарушают установленный Киевом режим и своевременно не проходят «верификацию», чтобы доказать, что они живы и имеют право на социальные выплаты от государства, то, как правило, их лишают этих пособий. В такой ситуации жители неподконтрольных районов Донбасса вынуждены вновь проходить процедуру оформления пенсий.

«Украинские условия пенсионного обеспечения не учитывают ни состояние здоровья пенсионера, ни обстоятельств, которые препятствуют ему выполнять все процедурные моменты. Помимо этого, с украинской стороны происходят обстрелы и пункты пропуска могут закрываться», — подчеркнул Руденко.

По словам депутата, жителям народных республик выплачиваются пенсии из средств местных бюджетов. Однако размер пособий невелик. Так, минимальная пенсия в ДНР, как рассказал Руденко, составляет 4,8 тыс. рублей. Аналогичную пенсию в переводе с российской валюты предлагает Украина — около 1638 гривен.

«Отказ от содержания пенсионеров»

Вопрос об упрощении порядка пенсионного обеспечения жителей неподконтрольных территорий украинские власти поднимали неоднократно. Однако конкретных шагов по ликвидации преград для пенсионеров правящая партия Порошенко в своё время так и не предприняла.

После победы на выборах Владимира Зеленского и его политсилы «Слуга народа» стали появляться инициативы, направленные на «возвращение» жителей ДНР и ЛНР.

Одной из них стал законопроект №2083-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реализации права на пенсию», зарегистрированный в конце ноября 2019 года. Документ предполагает сокращение количества процедур по оформлению пособий.

В частности, законопроект снимает с пенсионеров Донбасса и Крыма обязанность регистрироваться в качестве «внутренне перемещённых лиц». А в случае утраты документов украинские власти могут оформить пенсию на основании информации из реестра застрахованных лиц. Кроме того, жители неподконтрольных территорий, не платившие взносы в Пенсионный фонд, получат возможность докупить трудовой стаж без применения санкций, заплатив сумму, равную объёму невыплаченных взносов.

В первом чтении, которое состоялось в начале февраля, за принятие законопроекта №2083-д проголосовали 184 депутата из 226 необходимых. В итоге документ был отправлен на доработку, которая пока не завершена.

Против законопроекта выступило правительство страны, которое до 4 марта возглавлял Алексей Гончарук. Выступая перед депутатами, заместитель министра финансов Юрий Джигир заявил, что внесённая на голосование редакция документа предполагает дополнительные бюджетные расходы в размере 115 млрд гривен.

В беседе с RT политолог, экономист Александр Дудчак констатировал, что Киев накопил «колоссальную» задолженность по пенсионным выплатам Донбассу. Её погашение стало бы непростым испытанием для властей. Впрочем, эксперт сомневается, что Киев примет законопроект №2083-д в форме, выгодной для жителей самопровозглашённых республик.

«В законопроект наверняка внесут поправки, которые обнулят первоначально заложенный смысл. Да, документ может быть принят, но положительный эффект для людей от него будет ничтожным. На мой взгляд, Зеленский продолжает политику Порошенко, которая подразумевает фактический отказ от содержания пенсионеров в неподконтрольных регионах», — говорит Дудчак.

Аналогичной точки зрения придерживается и Денис Денисов.

По его словам, Киев без особого труда может наладить пенсионное обеспечение жителей Донбасса, подключив к решению проблемы Красный Крест. Эксперт напомнил, что такой вариант обсуждался в период президентства Петра Порошенко, но не был реализован.

«Ситуация в Донбассе не настолько уникальна, как её пытаются представить постмайданные власти. Практика решения вопросов пенсионного обеспечения в конфликтных зонах в мире проработана неплохо. Киеву достаточно поручить функцию выплат пенсий Красному Кресту. Это исключительно вопрос политической воли. Порошенко этого не сделал и, я думаю, Зеленский также будет отказываться от наиболее простого и эффективного варианта пенсионного обеспечения Донбасса», — подытожил Денисов.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал необоснованной жалобу жителей Луганска на лишение их пенсий и поддержал аргументы украинского правительства

Об этом сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра юстиции и уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина: «ЕСПЧ признал заявление неприемлемым, таким, которое явно необоснованно». В расплывчатом постановлении ЕСПЧ говорится: «Суд принимает аргумент правительства о том, что государство не могло быть обязано исполнять решения путем действий, которые не были чётко обозначены судом при принятии решений. Заявители могли и должны были обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков об отстаивании своих прав».

Иначе говоря, причина отказа донбасским пенсионерам формальна, по мнению ЕСПЧ, они не исчерпали возможности судебных разбирательств с Украиной. Однако Киев преподносит это как перемогу и «приятную новость» (по выражению Лищины), а подпевающие властям СМИ напропалую врут – дескать, решение ЕСПЧ означает, что пенсии жителям ДНР и ЛНР не платились украинской стороной совершенно справедливо. На самом же деле ЕСПЧ подобного решения не принимал, а указал на то, что заявители не со всеми «соответствующими ответчиками» на Украине судились.

Эпопея с лишением правительством Украины пенсий жителей ДНР и ЛНР длится с конца 2014 года. После государственного переворота и начала гражданской войны в Донбассе Кабмин Украины принял постановление №595, пункт 2 которого замораживал выплату пенсий и социальных пособий всем жителям неподконтрольных Киеву территорий до «деоккупации». Это постановление и подвигло группу луганчан добиваться его отмены. В итоге админсуды трёх инстанций признали недействительным скандальный пункт постановления, посчитав, что правительство Украины вышло за пределы полномочий. Однако пенсий истцы так и не получили.

4 сентября 2018 года Верховный суд Украины принял решение: «Право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека». Данное постановление опиралось на заключение Конституционного суда от 7 октября 2009 года, в котором говорилось, что «исходя из правовой, социальной природы пенсий право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на Украине». Несмотря на это постановление суда, выплату пенсий не возобновили.

Для получения честно заработанных за многие годы денег пенсионерам приходится выезжать на подконтрольную Киеву территорию, находить место регистрации проживания и проходить процедуру верификации личности в «Ощадбанке», где им выплачивают пенсии. Десятки пожилых людей уже умерли в очередях на контрольных пунктах вьезда-выезда. Те, кто по состоянию здоровья не мог совершать такие поездки и выстаивать в огромных очередях, так своих денег и не получили.

МИД РФ в своём докладе за 2020 год «О ситуации с правами человека на Украине» ссылается на мнение независимого эксперта Совета ООН по правам человека (СПЧ) Х.П.Бохославски: «Пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещённых лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80% от размера пенсий».

Международная организация Human Rights Watch также заявила о том, что Украина должна прекратить дискриминацию пенсионеров, вынужденных пересекать линию разграничения для получения пенсий.

Власть в стране поменялась. На смену Порошенко пришёл Зеленский и его команда, но в вопросе выплаты пенсий жителям ДНР и ЛНР ничего не изменилось.

В сентябре 2019 года глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявила: «Пенсии следует выплачивать всем, кто имеет на них право, независимо от места их проживания. Это настоятельная рекомендация. И мы надеемся, что новое правительство будет считать ее одним из приоритетов». Но это только слова и только надежды. Которые не оправдываются.

Новое правительство не делает ничего, чтобы возобновить выплату пенсий людям, которые работали на Украину. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что возможности для выплаты пенсий в нынешней реальности нет, а «решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации».

В феврале 2020 года Верховная рада провалила принятие закона №2083-д о реализации права на пенсию. За него проголосовало всего 184 депутата из необходимых 226. Заместитель министра финансов Юрий Джигир сообщил, что «законопроект приводит к дополнительным расходам в размере 115 миллиардов гривен», а Пенсионный фонд не имеет денег даже «на погашение текущих пенсионных обязательств». Государство задолжало каждому пенсионеру в ДНР-ЛНР в среднем по 31 тыс. грн (€930).

Народный депутат от «Слуги народа» Елизавета Богуцкая, сбежавшая в Киев из Крыма, заявила: «Я категорически против этого закона… Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет?» По сути, депутат ставит вопрос выплат пенсий в зависимость от политических взглядов людей!

То есть когда Зеленский и иже с ним зовут жителей Донбасса вернуться, надо при этом помнить, что украинский бюджет на них не рассчитан. А если власти думают, что трудовой народ ДНР и ЛНР сам заработает на пенсии своим старикам и инвалидам, то мысли эти в целом правильные, но вот для чего тогда возвращаться, да ещё в страну, поражённую лютым национализмом?

Решение ЕСПЧ открывает новые возможности для дальнейшей дискриминации Киевом пенсионеров. И касается это не только жителей ДНР и ЛНР.

С нового года в рамках пенсионной реформы, принятой ещё в 2017 году, социальных пенсий могут быть лишены более 75 тысяч украинских граждан, имеющих менее 15 лет трудового стажа. Сейчас они получают соцвыплаты в размере прожиточного минимума – 1720 грн. (€52), но и то только в том случае, если владеют жилплощадью не более 21 кв. м на человека и не имеют огорода. С 1 января 2021 года всем этим людям грозит пополнить ряды нищих. А в ЕСПЧ обращаться бесполезно: во-первых, надо будет пройти абсолютно все круги судебных разбирательств на Украине (что невозможно без денег и займёт годы), во-вторых, при отсутствии системы прецедентного права каждый человек остаётся один на один с государством, не желающим платить ему деньги. И даже если депутаты в страхе перед каким-нибудь новыми революциями передвинут сроки лишения 75 тысяч граждан социальных пенсий, проблема никуда не уйдёт. Через год, два или пять лет людей, которым не хватило стажа для выхода на пенсию, всё равно лишат денег от государства.

Если уж постмайданная власть лишила пенсий тех, кто до 2014 года всю жизнь работал на Украину – сначала на советскую, потом на незалежную – только за то, что эти люди живут в ДНР и ЛНР, то можно не сомневаться, что такая же участь ждёт всех тех, кто не вписывается в пенсионную реформу. К 1 января 2021 года таких уже более 75 тысяч, а в перспективе – каждый второй.

…В Донбассе не оставили без комментариев решение ЕСПЧ. «В пункте 8 Комплекса мер говорится о выработке единого механизма для восстановления экономических связей, включая все социальные переводы. В этом ключе наши представители никаких конструктивных предложений от Киева за все три года не услышали. К сожалению, своим решением ЕСПЧ полностью оправдывает преступные действия Киева и дает ему все основания саботировать и без того сложный переговорный процесс», – заявила министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина. Действительно, формализм Европейского суда по правам человека позволят украинским властям не только трубить о «приятной новости», но и дальше эти права нарушать.

Лев Котляренко, Ирина Лагода, «Одна Родина»

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки



Сергей Коробкин


Сергей Коробкин

Верховная Рада не смогла внести в законодательство изменения, касающиеся выплаты пенсий переселенцам, а также жителям не подконтрольных Украине отдельных районов Донецкой, Луганской областей и Крыма. Этот вопрос был вынесен на голосование 5 февраля. Речь идет сразу о двух похожих законопроектах, которые рассматривали в один день. Первый – проект № 2083 от 6 сентября 2019 года "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельными категориями граждан". Он был инициирован исключительно представителями фракции партии "Оппозиционная платформа – За жизнь". Этот проект практически сразу отклонили. Очевидно, что предложения от оппозиции игнорируются правящей партией по умолчанию. Тут же на обсуждение вынесли альтернативный законопроект № 2083д от 26 ноября 2019 года "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реализации права на пенсию". Этот проект появился уже с подачи депутата от партии "Слуга народа" Галины Третьяковой. В этот раз над проектом работали представители разных фракций, в том числе и Наталья Королевская, представляющая упомянутую "Оппозиционную платформу – За жизнь". К слову, альтернативный законопроект на удивление оказался очень похож с тем, за который не проголосовали. Фактически отклоненный законопроект от оппозиции лег в основу альтернативного, просто был дополнен и детализирован. Это дало шанс на его более внимательное рассмотрение перед голосованием.

Что предлагалось? Ключевые новшества следующие. Во-первых, возможность жителям неподконтрольных территорий приезжать и свободно получать пенсию в Украине, не предъявляя справку переселенца. То есть упростить процедуру оформления (возобновления) и получения украинской пенсии. Впрочем, в законопроекте все равно заложен пункт об унизительной процедуре идентификации и о том, что Кабинет министров должен будет утвердить новый порядок ее прохождения. Таким образом, проблема может по-прежнему остаться нерешенной.

Во-вторых, предполагалось, что переселенцам смогут выплатить долги по недополученной пенсии за прошлое время. Сейчас по закону пенсию могут вернуть не более чем за три года, если до этого человек имел на нее право, но по какой-либо причине не получал. Но некоторые пенсионеры, проживающие по ту сторону линии разграничения, не получают украинскую пенсию уже шестой год. Таким образом, ограничение о выплате недополученной пенсии только за три предыдущих года в проекте предлагалось снять.

В-третьих, проект предусматривает возможность перед назначением пенсии на подконтрольной территории докупить недостающий стаж со скидкой. Сейчас для людей предпенсионного возраста в Украине есть возможность докупить стаж за прошлое время, если по какой-либо причине его не хватает (например, человек работал неофициально и не платил взносы в Пенсионный фонд). Допустим, кто-то работал в Донецке до 2019 года, а потом захотел переехать жить на старости лет к родственникам на подконтрольную Украине территорию. Время работы в Донецке с 2014 по 2019 год в стаж ему при назначении не засчитают. В этом случае и предлагается докупить этот стаж на более выгодных условиях, чем прописано в действующем законе. Впрочем, вопрос легализации документов, полученных на неподконтрольных территориях в указанные годы, все равно остается нерешенным.

В-четвертых, предлагается упростить оформление пенсии в органах Пенсионного фонда Украины в плане бумажной волокиты. К примеру, использовать данные о стаже и зарплате из системы персонифицированного учета, которые содержались в довоенный период. Впрочем, это никак не вернет людям стаж после 2014 года. Да и справку о зарплате при назначении пенсии уже давно необязательно предоставлять даже тем, кто не является переселенцем. Так что такой пункт, скорее, является напускным, чем решением реальных проблем.

Так или иначе, но за этот альтернативный проект большинство тоже не проголосовало. В отличие от первого варианта проекта, который зарубили сразу, этот хотя бы отправили обратно на доработку в профильный комитет.

Показательным было обсуждение этого законопроекта перед голосованием. Само собой, его поддержала глава профильного комитета Галина Третьякова, представляющая фракцию "Слуги народа". Однозначно с поддержкой законопроекта выступили представители "Оппозиционной платформы – За жизнь" и "Батькивщины", а также некоторые внефракционные депутаты. Главными аргументами за принятие этого проекта было то, что люди заработали свою пенсию в Украине и имеют полное право на ее получение, что государство должно заботиться о всех своих гражданах независимо от места проживания. Подчеркивалось и то, что принятие такого документа станет еще одним шагом на пути к реинтеграции Донбасса и поможет вернуть не только неподконтрольные территории, но и людей, проживающих там. В то же время представители фракций "Голоса" и "Европейской солидарности" в унисон заявили о том, что выплата пенсий указанным категориям граждан станет непосильной ношей для государства, ударит по бюджету, что пенсию этим людям должна выплачивать Россия. Прозвучала мысль о том, что миллиардные задолженности перед жителями неподконтрольных территорий лучше выплатить украинским пенсионерам, тем самым фактически не признавая жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также части жителей Крыма украинцами. После такой риторики показалось, что представители указанных фракций вообще готовы признать Донбасс и Крым российскими и отказаться от этих территорий и их жителей. Но еще больше неприятно удивило заявление депутата от "Слуги народа" Елизаветы Богуцкой. Перед голосованием она заявила буквально, что мы не можем выплачивать пенсии этим пенсионерам, потому что не знаем, какие у них политические взгляды. Яснее всех при этом высказался представитель правительства, заместитель министра финансов Юрий Джигир. Он просто заявил, что денег на реализацию этого законопроекта в бюджете нет, и предложил его вообще отозвать. О том, что на это нет средств, написано и в выводе бюджетного комитета. По крайней мере там указано, что реализовать этот законопроект в этом году точно нет возможности. Хотя предыдущее правительство нам рассказывало, что учет ведется и что деньги на приостановленные выплаты пенсий гражданам Донбасса и Крыма есть.

В итоге, как уже указано выше, голосов снова не хватило. Почему так произошло? С одной стороны, это может снова говорить о несогласованности в "Слуге народа", когда один депутат из этой фракции выносит проект на голосование и просит коллег его поддержать, а другие однопартийцы такую инициативу саботируют. Но, с другой стороны, все это больше было похоже на спектакль, разыгранный монокоалицией. Вроде бы заботливо подняли вопрос о жителях неподконтрольных территорий, о переселенцах, о пенсиях, провели жаркие дебаты, выразили добрые намерения, а потом проголосовали против и отложили решение проблемы в долгий ящик под предлогом доработки. То есть каких-либо улучшений в плане пенсионного обеспечения для переселенцев и жителей неподконтрольных территорий пока ждать не стоит.

Сергей Коробкин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Читайте также: