Выплаты пенсий минфин россия








Министерство финансов планирует сэкономить до 450 млрд рублей на отказе от выплаты пенсий работающим пенсионерам, чей доход превышает 0,5–1 млн рублей в год. Если инициатива Минфина будет воплощена в жизнь, она затронет 90 тысяч человек.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральные источники, ведомство также предлагает лишить фиксированной выплаты в 4559 рублей пенсионеров с доходом выше 2,5 прожиточного минимума (22 тысячи рублей). Эта инициатива может затронуть 2 млн россиян.


По словам собеседников издания, возместить упущенное правительство готово после того, как пенсионер перестанет работать.

В Минэкономразвития о предложениях Минфина не осуществлять выплат обеспеченным пенсионерам, по словам замминистра Олега Фомичёва, ничего не слышали.

Старые планы


Позже этот вопрос обсуждался на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике и на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда Топилин делился подсчётами: отказ от пенсий работающим обеспеченным пенсионерам сэкономит 145 млрд рублей за три года. На совещании у Медведева министр труда говорил, что данное предложение в правительстве было поддержано.

«Мы предложили согласованную позицию с Минэкономразвития и Минфином, что нужно такую систему ограничений постепенно вводить, для этого нужно перейти с 2016 года на ежемесячную отчётность для работодателей. Сейчас мы эту систему отрабатываем, и это нам позволит в последующем приостанавливать выплату пенсий тем, у кого среднегодовой доход, допустим, за год предыдущий — 1 млн рублей», — заявлял Топилин в марте прошлого года.

Предложение приостановить выплаты пенсионерам с доходом более одного миллиона рублей недавно озвучивалось на рабочей встрече фонда «Центр стратегических разработок». Инициатором стал замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Юрий Горлин, который является автором формулы, положенной в основу пенсионной реформы.


«Данное предложение, пожалуй, одно из самых спорных за долгое время. Вне всяких сомнений, пенсионная система России переживает кризис, который необходимо решать уже в ближайшее время. Авторы инициативы предполагают сэкономить примерно 450 млрд рублей за три года, но это достаточно небольшая сумма, особенно, если сравнивать с тремя триллионами рублей, которые планируется потратить на развитие пенсионной системы в 2017 году. Отмена фиксированной выплаты затронет около 2 млн человек, при этом, как показывает практика, вероятность того, что часть зарплаты, превышающая 500 000 рублей, будет выплачиваться в «конвертах», очень высока, и в действительности получится сэкономить меньшую сумму, чем рассчитывают сейчас», — рассуждает региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. По его мнению, проблема с пенсиями требует не сокращения выплат, а структурной реформы всей бюджетной системы.


В свою очередь, советник по макроэкономике «Открытие Брокер» Сергей Хестанов считает, что подобные непопулярные меры имеют все шансы быть реализованными. «Сохраняющийся дефицит бюджета, несмотря на значительную трату резервов, вынуждает Минфин действовать жёстко. Как показывает опыт дефолта 1998 года, именно дефицит бюджета является причиной неустойчивости финансовой системы. Это подталкивает Минфин к жёстким мерам по сокращению дефицита. В ход идут все меры, в том числе и сокращение социальных платежей», — указывает эксперт.

Самая большая статья в расходах бюджета — оборона и безопасность, сокращение именно этой статьи дало бы наибольший эффект бюджетной экономии. «Однако в условиях современной реальности ожидать сокращения данной статьи, к сожалению, нет оснований. Вторая по величине статья расходов бюджета — социальные расходы, их и приходится сокращать вместо оборонных. На практике реализуется известный принцип „Пушки вместо масла“», — добавляет Хестанов.

Прошлись по работающим

Работающие пенсионеры, даже без «сверхдоходов», давно стали для правительства объектом экономии. В конце прошлого года им отменили индексацию страховых пенсий. Выплаты совершенно точно не будут индексироваться в 2017–2019 годах. Это подтвердили в Министерстве труда и социальной защиты.


Вместе с тем правительство убеждает, что полностью приостанавливать выплаты работающим пенсионерам не собирается.

«Мы эту тему сейчас не обсуждаем», — говорила недавно вице-премьер Ольга Голодец.

«Минтруд вообще никогда не предлагал отказываться от пенсий работающим пенсионерам. Официально Минфин нам этого тоже не писал», — добавлял Максим Топилин.

Надо сказать, что в большинстве своём россияне готовы выходить на пенсию позже, но при условии увеличения размера страховой пенсии. По данным исследовательского холдинга «Ромир», такого мнения придерживаются 69% соотечественников.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2020 г. N 03-04-05/94495 О налогообложении НДФЛ пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем наряду с системой государственных пенсий в Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Отношения между субъектами данной системы регулируются договором негосударственного пенсионного обеспечения. Данный договор, на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

При этом пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям.

Так, абзацем третьим и четвертым пункта 1 статьи 213 1 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются накопительная пенсия, а также суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу.

Налогообложение сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, согласно пункту 2 статьи 213 1 Кодекса, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 213 1 Кодекса (абзац второй), а также в отношении договоров, заключенных физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц (абзац третий).

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов изменение указанного порядка обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, не предусмотрено.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Пенсии по НПО освобождаются от НДФЛ, если договор с НПФ заключен гражданином в свою пользу. Если договор заключен работодателем или физлицом в пользу других лиц, тогда пенсии облагаются НДФЛ.

В 2020 году стало известно о запланированной масштабной реформе вооруженных сил и силового блока, в частности МВД. С такими планами выступил Минфин России, который уже направил свои предложения в Минобороны, МВД, Совет безопасности РФ и ряд других ведомств. Предложенные изменения заключаются в оптимизации численности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также в корректировке условий их выхода на пенсию и порядка начисления военных пенсий.

Предложения Минфина по пенсионной реформе для военных и МВД

Минфин РФ предложил оптимизировать бюджет страны и сократить расходы на армию и силовые структуры. Часть предложений Министерства финансов касается выхода на пенсию военнослужащих и лиц, относящихся к приравненным категориям, а также порядка начисления пенсионных выплат. Это следующие изменения:

Увеличение выслуги лет до 25. Сейчас право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие и сотрудники силовых ведомств, отслужившие не менее 20 лет. Стоит отметить, что о планах повышения выслуги с 20 до 25 лет Минфин сообщал и ранее. В частности, такое заявление было озвучено в 2018 году, когда обсуждалось повышение пенсионного возраста для «гражданских» пенсионеров.

Исключение из выслуги периода обучения в училище и военном ВУЗе. Сейчас этот период входит в «стаж» военнослужащего. Соответственно, чтобы получить пенсию по выслуге после получения диплома требуется отслужить только 15 лет.

«Заморозка» понижающего коэффициента. По действующему законодательству при начислении военной пенсии учитывается не полная величина денежного довольствия, а только ее часть, ограниченная понижающим коэффициентом. Сейчас он составляет 0,7368, то есть при расчете пенсии учитывается 73,68% величины денежного довольствия. Этот коэффициент должен ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%-ной величины.

Однако Минфин предлагает ограничить максимальное значение понижающего коэффициента — не более 80%.

Отмена индексации военных пенсий на 2% сверх инфляции. Указом Президента № 604 от 07.05.2012 г. предусмотрено ежегодное повышение пенсий военнослужащим в соответствии с индексом, превышающим на 2% фактический уровень инфляции в стране.

Стоит отметить, что обеспечить такую индексацию удавалось далеко не всегда. Например, в 2020 году такого повышения не было, и в плане повышения пенсий на 2021 год такая прибавка не предусмотрена. И теперь Минфин предлагает вовсе исключить такую норму и повышать пенсии для военных только по инфляции.


Какие еще изменения предполагает реформа армии и силового блока

Реформа, предложенная Министерством финансов, содержит еще несколько важных изменений:

  1. Сокращение численности сотрудников органов внутренних дел на 10% за счет перевода части сотрудников на гражданскую службу. Это коснется кадровиков, юристов, финансистов, медработников, преподавателей и т.д.
  2. Передача полномочий по программе переселения соотечественников в Минтруд.
  3. Передача Минздраву контрольно-разрешительных функций в сфере легального оборота наркотиков.
  4. Оптимизация управленческого аппарата за счет установления баланса между количеством начальников и количеством подчиненных им сотрудников.
  5. Создание единого расчетного центра и единой системы материально-технического обеспечения.
  6. Создание единого правоохранительного органа, объединяющего функции ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС).
  7. Увеличение сроков носки вещевого имущества или его замена на денежную компенсацию.
  8. Обеспечение питанием контрактников только при полевых выходах или во время боевого дежурства.
  9. Увеличение срока службы, необходимого для открытия военного ипотечного счета. Сейчас его открывают сразу после окончания ВУЗа, а контрактникам — через три года. Минфин предлагает увеличить эти сроки до 5 лет для выпускников ВУЗов и до 8 лет для контрактников.

Стоит пояснить, что это пока только предложения Минфина, которые не оформлены в виде законопроекта и не внесены на рассмотрение в Госдуму. Содержание реформы обсуждается на уровне Министерств и ведомств. В частности, в МФД уже сообщили, что готовят отрицательный отзыв к проекту реформы. В ведомстве считают, что такие изменения приведут к росту коррупции, снижению качества работы и оттоку кадров.

В. Путин о предложениях Минфина

22 октября проходило заседание дискуссионного клуба «Валдай», в ходе которого Президента попросили прокомментировать предложенную Минфином реформу для военных, сотрудников МВД и других ведомств. Владимир Путин сообщил, что по данному вопросу никаких практических решений не планируется, и это лишь дискуссии внутри Правительства РФ.

Президент В. Путин

При этом Президент пояснил, что все изменения должны производиться с учетом реальной ситуации в экономике, реальных доходов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 марта 2020 г. N 03-04-05/19800 О налогообложении НДЛФ пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем наряду с системой государственных пенсии в Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Отношения между субъектами данной системы регулируются договором негосударственного пенсионного обеспечения. Данный договор, на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

При этом пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям.

Налогообложение сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями в пользу других лиц с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами (пункт 2 статьи 213 1 Кодекса), то есть в случаях, когда сами физические лица соответствующие договоры не заключают и в их финансировании не участвуют (страховые взносы уплачивает организация).

При этом суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу, не учитываются при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (абзац четвертый пункта 1 статьи 213 1 Кодекса).

Таким образом, суммы пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу таких лиц, облагаются налогом на доходы физических лиц.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов изменение порядка налогообложения сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, не предусмотрено.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Обзор документа

Налогообложение пенсий, выплачиваемых по договорам НПО, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются работодателями в пользу работников, то есть в случаях, когда сами граждане соответствующие договоры не заключают и в их финансировании не участвуют (страховые взносы уплачивает организация).

При этом пенсии по договорам НПО не облагаются НДФЛ, если договоры заключены гражданами в свою пользу.

Менять порядок налогообложения пенсий, выплачиваемых по договорам НПО, не планируется.

В 2020 году стало известно о запланированной масштабной реформе вооруженных сил и силового блока, в частности МВД. С такими планами выступил Минфин России, который уже направил свои предложения в Минобороны, МВД, Совет безопасности РФ и ряд других ведомств. Предложенные изменения заключаются в оптимизации численности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также в корректировке условий их выхода на пенсию и порядка начисления военных пенсий.

Предложения Минфина по пенсионной реформе для военных и МВД

Минфин РФ предложил оптимизировать бюджет страны и сократить расходы на армию и силовые структуры. Часть предложений Министерства финансов касается выхода на пенсию военнослужащих и лиц, относящихся к приравненным категориям, а также порядка начисления пенсионных выплат. Это следующие изменения:

Увеличение выслуги лет до 25. Сейчас право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие и сотрудники силовых ведомств, отслужившие не менее 20 лет. Стоит отметить, что о планах повышения выслуги с 20 до 25 лет Минфин сообщал и ранее. В частности, такое заявление было озвучено в 2018 году, когда обсуждалось повышение пенсионного возраста для «гражданских» пенсионеров.

Исключение из выслуги периода обучения в училище и военном ВУЗе. Сейчас этот период входит в «стаж» военнослужащего. Соответственно, чтобы получить пенсию по выслуге после получения диплома требуется отслужить только 15 лет.

«Заморозка» понижающего коэффициента. По действующему законодательству при начислении военной пенсии учитывается не полная величина денежного довольствия, а только ее часть, ограниченная понижающим коэффициентом. Сейчас он составляет 0,7368, то есть при расчете пенсии учитывается 73,68% величины денежного довольствия. Этот коэффициент должен ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%-ной величины.

Однако Минфин предлагает ограничить максимальное значение понижающего коэффициента — не более 80%.

Отмена индексации военных пенсий на 2% сверх инфляции. Указом Президента № 604 от 07.05.2012 г. предусмотрено ежегодное повышение пенсий военнослужащим в соответствии с индексом, превышающим на 2% фактический уровень инфляции в стране.

Стоит отметить, что обеспечить такую индексацию удавалось далеко не всегда. Например, в 2020 году такого повышения не было, и в плане повышения пенсий на 2021 год такая прибавка не предусмотрена. И теперь Минфин предлагает вовсе исключить такую норму и повышать пенсии для военных только по инфляции.


Какие еще изменения предполагает реформа армии и силового блока

Реформа, предложенная Министерством финансов, содержит еще несколько важных изменений:

  1. Сокращение численности сотрудников органов внутренних дел на 10% за счет перевода части сотрудников на гражданскую службу. Это коснется кадровиков, юристов, финансистов, медработников, преподавателей и т.д.
  2. Передача полномочий по программе переселения соотечественников в Минтруд.
  3. Передача Минздраву контрольно-разрешительных функций в сфере легального оборота наркотиков.
  4. Оптимизация управленческого аппарата за счет установления баланса между количеством начальников и количеством подчиненных им сотрудников.
  5. Создание единого расчетного центра и единой системы материально-технического обеспечения.
  6. Создание единого правоохранительного органа, объединяющего функции ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС).
  7. Увеличение сроков носки вещевого имущества или его замена на денежную компенсацию.
  8. Обеспечение питанием контрактников только при полевых выходах или во время боевого дежурства.
  9. Увеличение срока службы, необходимого для открытия военного ипотечного счета. Сейчас его открывают сразу после окончания ВУЗа, а контрактникам — через три года. Минфин предлагает увеличить эти сроки до 5 лет для выпускников ВУЗов и до 8 лет для контрактников.

Стоит пояснить, что это пока только предложения Минфина, которые не оформлены в виде законопроекта и не внесены на рассмотрение в Госдуму. Содержание реформы обсуждается на уровне Министерств и ведомств. В частности, в МФД уже сообщили, что готовят отрицательный отзыв к проекту реформы. В ведомстве считают, что такие изменения приведут к росту коррупции, снижению качества работы и оттоку кадров.

В. Путин о предложениях Минфина

22 октября проходило заседание дискуссионного клуба «Валдай», в ходе которого Президента попросили прокомментировать предложенную Минфином реформу для военных, сотрудников МВД и других ведомств. Владимир Путин сообщил, что по данному вопросу никаких практических решений не планируется, и это лишь дискуссии внутри Правительства РФ.

Президент В. Путин

При этом Президент пояснил, что все изменения должны производиться с учетом реальной ситуации в экономике, реальных доходов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов.

Деньги, законность происхождения и получения которых не доказана, Министерство финансов предложило перечислять в Пенсионный фонд России (ПФР). В настоящее время в пользу государства может быть конфисковано только то имущество, которое приобретено гражданами на неподтверждённые доходы. Соответствующие поправки сейчас разрабатывает Минфин России. Документ на фоне многомиллиардного дефицита Пенсионного фонда готовы поддержать в большинстве фракций Госдумы.

В этом году ПФР впервые получил средства с продажи конфискованной у чиновников недвижимости — сумма составила более 21 млрд рублей. Когда поправки вступят в силу, государство сможет регулярно делать такие отчисления. По мнению экспертов, это сможет частично покрыть дефицит, который образовался в фонде, но при этом есть опасения, что новый закон может напугать крупный бизнес, из-за чего предприниматели начнут выводить деньги за рубеж.

Минфин готовит поправки в Гражданский (ГК) и Бюджетный кодексы (БК). Согласно документу, средства, законность получения которых невозможно доказать, после изъятия будут переводить в Пенсионный фонд. В настоящий момент в Гражданский кодекс вносятся уточняющие поправки. Они говорят о том, что конфисковано может быть не только имущество, но и денежные средства, законность получения которых не доказана.

Кстати, при этом в Минфине не пояснили, какое именно ведомство будет заниматься проверкой законности доходов, отмечают « Известия ».

В настоящее время средства, конфискованные в рамках коррупционных дел, зачисляются в бюджет ПФР. Это действующие нормы БК РФ. В Гражданский кодекс сейчас вносятся уточняющие поправки, что конфисковано в установленных случаях может быть не только имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие приобретение имущества на законные доходы, но и денежные средства в случае отсутствия доказательств законности их получения, — сказали NEWS.ru в пресс-службе Минфина России.

В связи с этим, отметили в ведомстве, «требуются корреспондирующие изменения в Бюджетный кодекс, которые разрабатывает Минфин. По сути — это техническая правка в целях синхронизации норм с ГК РФ».

Борьба с коррупцией и обращение незаконно нажитого имущества в пользу государства — широко распространённая практика, существует даже отдельная конвенция ООН, объясняет заведующий Лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев. Такая инициатива, скорее всего, будет поддержана обществом, хотя в целом ряде случаев незаконность получения дохода будет сложно доказать, говорит он.

Существует риск, что такой механизм может быть использован силовыми структурами в качестве средства давления на предпринимателей. Последнюю точку в таких делах будет ставить суд.


заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ

По мнению эксперта, скорее всего, речь идёт о техническом оформлении решения о направлении использования обращённого в пользу государства имущества. Если сейчас конфискат попадает в доход федерального бюджета, а затем осуществляется трансфер в бюджет ПФР, то предлагаемый механизм немного сокращает процедуру оформления движения средств. Надо помнить, что все доходы и расходы ПФР регламентированы законом о бюджете Пенсионного фонда России, поэтому меняется только форма учёта.

Учитывая, что почти 20% федерального бюджета направляется в ПФР, а трансфер составляет почти 40% всех доходов пенсионной системы, предложенный источник, скорее всего, не окажет существенного влияния на показатели Пенсионного фонда России, полагает специалист.

Доходы пенсионной системы — это производная экономики и рынка труда. Мы видим, что в результате карантина поступление страховых взносов значительно сократилось, и правительство будет вынуждено пополнить ПФР для безусловного исполнения всех обязательств по пенсиям и пособиям. Скорее всего, будут использованы средства Фонда национального благосостояния, который задумывался в том числе для таких ситуаций, — сказал Якушев.

Вопрос о стратегии развития пенсионной системы пока остаётся открытым, уточняет эксперт из ВШЭ. С одной стороны, есть процессы старения населения — рост численности пенсионеров и сокращение числа работающих, широко распространена «серая» занятость. Это приводит к сокращению доходов и росту расходов пенсионной системы — возникающий дефицит компенсируется за счёт федерального бюджета. Непопулярное повышение пенсионного возраста позволило чуть сгладить остроту вопроса, но в среднесрочном периоде вопрос о новой пенсионной реформе всё равно встанет.

Практика конфискации имущества существует во многих странах в различных вариантах, добавляет доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Она существует много лет, очень детально отработана, носит не только меру наказания, но и превентивную меру. В нашем законодательстве пока нет чёткости и отработанной практики. В любом случае всё конфискованное имущество и денежные средства поступают в бюджет. Но поскольку в других странах разные пенсионные системы, практики перечисления именно в пенсионные фонды для меня неизвестны, отмечает специалистка.

Но поскольку у нас Пенсионный фонд государственный, то почему бы и не использовать такую практику. И если будут разработаны чёткие нормы для конфискации денежных средств и перечисления их в Пенсионный фонд, то это, конечно, даст возможность наполнять его. Но вот объём наполнения будет зависеть от размеров конфискованных денежных средств, и если это будет, например, случай, аналогичный Захарченко, то это очень серьёзно может пополнить Пенсионный фонд, обеспечить даже небольшую индексацию всем пенсионерам и даже сократить его дефицит.


доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ имени Г. В. Плеханова

Надо понимать, что бюджет расходов ПФР — это 9 трлн рублей. Даже если конфисковать у коррупционера миллиард, то полученных средств не хватит даже на один день выплаты пенсий, замечает Якушев.

Повторюсь, на мой взгляд, принято решение о формате использования конфискованного имущества в качестве дополнительных доходов ПФР, сейчас идёт техническое оформление. На размеры пенсий и устойчивость пенсионной системы это не повлияет, но общественную поддержку такое решение получит, — сказал Якушев.

По разным оценкам, эта сумма может достигать около 20 млрд рублей, говорит заместитель директора по науке Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП РАНХиГС) Юрий Горлин.

Но расходы на выплаты страховых пенсий составляют 7,5 трлн рублей, поэтому средства от конфиската не будут значимой прибавкой, в лучшем случае это снизит расход федерального бюджета. В части обоснованности данной меры — это, скорее, юридический вопрос.


замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП РАНХиГС)

На сегодняшний день дефицит ПФР составляет в районе 650 млрд рублей (по оценкам заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова. — NEWS.ru). По мнению управляющего партнёра юридической компании «Зиневич и партнёры» Игоря Зиневича, это означает, что ПФР не справляется с инвестиционной политикой (вложение собственных средств для их приумножения) и/или не работает система страховых взносов. Другими словами, в ПФР существует огромная «дыра», которую надо как-то латать.

Вопрос, за счёт чего, как всегда, для ПФР актуальный. Инициатива Минфина и призвана каким-то образом закрыть «дырку». При первом приближении в такой инициативе не усматривается что-то криминальное.


адвокат, эксперт по долгам и банкротствам

Однако, каким образом и кто будет определять степень незаконности накоплений граждан, непонятно, отмечает юрист. Какими средствами граждане смогут доказывать законность таких накоплений? Сейчас действует такая позиция судов по налоговым недоимкам, что сначала ты обязан заплатить, а потом доказывать в суде, что инспекция не права.

И если ты докажешь, то тебе будут обязаны вернуть. В противном случае ты попадаешь на пени и штрафы, что влечёт административную и иную ответственность. Если и в этом случае будет похожая ситуация, то граждане окажутся снова в позиции слабой стороны и могут потерять личные средства, накопленные за многие годы. Это, в свою очередь, приведёт к оттоку вложений граждан в кредитные организации и переходу к хранению денег в кубышках, — сказал эксперт.

По мнению Зиневича, выходом из этой ситуации может быть судебное решение о признании личных денежных средств гражданина добытыми незаконным путём, после которого может быть осуществлена конфискация. Если конфискация будет осуществлена без судебного разбирательства, то это как минимум увеличит коррупционную составляющую действия такого закона и обрушит доверие к кредитным организациям, добавил он.

В заключение хотелось бы отметить, что в практике зарубежных стран активно применяется так называемая расширенная конфискация. Она касается в том числе и денежных средств на счетах в банках. Но при этом необходимо получить соответствующий ордер (решение суда) и только после этого конфисковывать имущество.

Как проинформировали NEWS.ru в Минюсте, в целях расширения возможностей по предотвращению коррупционных правонарушений законопроектами предусматривается установление механизма, позволяющего обращать в доход Российской Федерации денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях лица, замещающего должность, осуществление полномочий по которой влечёт за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случае если сумма таких денежных средств превышает общий доход этих лиц за отчётный период и предшествующие ему два года и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.


Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен


0

Минфин в начале ноября разработал новый законопроект о накопительной пенсионной системе взамен индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Министерство и ЦБ РФ во вторник официально представили концепцию этой системы. Сам законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru.

Разработчики планируют, что основными активными участниками гарантированного пенсионного плана в 2021 году могут стать около 1 млн человек со средней ставкой пенсионного взноса 2% от заработной платы с постепенным ростом этих показателей в последующие годы, следует из пояснительной записки.

Новая стандартизированная пенсионная схема "гарантированный пенсионный план" предложена в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) и будет полностью добровольной. К тому же размер взноса участник программы сможет определять самостоятельно. Гражданин сможет менять НПФ без потери инвестиционного дохода.

Концепцией ГПП предлагается срочная выплата на 15 лет, а также другие виды, которые предусмотрены пенсионными правилами НПФ. Гражданин сможет начать получать пенсию либо в момент наступления пенсионного возраста, либо по истечении 30 лет с даты начала уплаты первого пенсионного взноса по ГПП. Это будет зависеть от того, какой срок наступит раньше. При этом пенсионная выплата по ГПП будет ежегодно подлежать индексации на уровень инфляции. Человек сможет забрать средства из ГПП, если ему нужно оплатить дорогостоящее лечение. Также средства ГПП могут быть наследованы.

"Мы скрестили в стандартном плане элемент пожизненной пенсии, а с другой стороны - наследуемость. Но есть предложение сделать выплатную стадию как скользящую срочную выплату 15 лет: то есть происходит расчет пенсии исходя из того, что она выплачивается 15 лет, но по истечении одного-двух лет происходит расчет на следующие 15 лет, исходя из инвестиционного дохода, из того, что уже выплачено, и опять получается срочная пенсия на 15 лет. Через два года происходит повторный перерасчет. Таким образом, пенсия становится не срочной, а бессрочной. Неиспользуемая часть в результате смерти гражданина наследуется его родственниками", - пояснил журналистам Швецов.

У граждан будет возможность присоединить к гарантированному пенсионному плану имеющиеся в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) накопления. Также граждане смогут получить налоговые вычеты на сумму взноса в ГПП, но не более 6% от зарплаты. Налоговые льготы получит и работодатель: при софинансировании ГПП своего сотрудника он сможет сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В первые 6 лет к этим расходам будет применяться повышающий коэффициент 0,03, а далее - 0,06. Исчисленный таким образом совокупный показатель по всем работникам не может превышать 12% от общей суммы расходов на оплату труда. Прямые расходы бюджета до 2030 года на предоставленные льготы могут составить 10 млрд рублей.

"Если в результате общественного обсуждения будет выявлено, что есть потребность копить в двух-трех НПФ, то с точки зрения себестоимости и распределения денежных средств - безразлично, и мы можем внести изменения в схему и предоставить гражданам возможность иметь отношения с несколькими пенсионными фондами не в рамках перехода, а в рамках обычных отношений", - отметил Швецов.

Центральным оператором станет Национальный расчетный депозитарий (НРД). Он будет вести персонифицированный учёт пенсионных прав, администрировать переводы граждан между НПФ, через него же будут осуществляться и выплаты. Гарантироваться будет вся сумма как на этапе накоплений, так и на этапе выплат.

Согласно законопроекту, НРД как пенсионному оператору грозит штраф до 1 млн рублей за изменение сведений о гражданах и их счетах ГПП, которые он должен хранить. За нарушение механизма раскрытия информации НРД также должен будет заплатить до 700 тысяч рублей.

Минфин и ЦБ РФ хотят провести общественное обсуждение с рынком, Госдумой и Советом Федерации. Планируется, что заработать система ГПП сможет не ранее середины 2021 года, сказал журналистам Швецов. В проекте закона указан срок - с 1 января 2021 года.

Читайте также: