Выплаты учитываемые при назначении пенсии

В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, также включаются:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).
Комментарий к статье 100
1. Согласно ч. 1 ст. 100 комментируемого Закона в редакции Закона РФ от 17 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1375) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 комментируемого Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В прежней редакции этой правовой нормы речь шла об учете в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, всех видов вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).
Переход от понятия заработка как вознаграждения за работу к более широкому понятию, включающему все виды выплат (дохода) в связи с выполнением работы, свидетельствует о расширении базы как для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и для определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия. Не имеет значения, является ли та или иная выплата вознаграждением за труд (заработной платой в традиционном ее понимании), важно лишь, чтобы этот доход был связан с выполнением такой работы (служебных обязанностей), которая включается в стаж для назначения пенсии, а также, чтобы это были выплаты, на которые начисляются страховые взносы. При этом законодатель не называет такие выплаты. Им избран иной подход - устанавливаются те виды выплат, на которые страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи в новой редакции, эти виды выплат определяются Правительством РФ. Следовательно, если Правительством РФ та либо иная выплата, получаемая в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), не исключена из выплат, на которые начисляются страховые взносы, таковые должны на нее начисляться. Соответственно эта выплата должна быть учтена при исчислении пенсии.
2. Более четко сформулированы в новой редакции ст. 100 правила о том, что в заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, о которых говорилось выше, включается также:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, т.е. тех граждан, служба которых засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии в соответствии со ст. 90 комментируемого Закона;
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая за период подготовки к профессиональной деятельности, засчитываемый в общий трудовой стаж в соответствии со ст. 91 комментируемого Закона.
В новой редакции ст. 100 не упоминается авторский гонорар. Однако он учитывается наравне с другими доходами, поскольку на него начисляются страховые взносы. При этом не действует требование прежней редакции комментируемой статьи об ограничении полученного авторского гонорара государственными ставками, действовавшими на период, когда производилась его выплата.
3. В настоящее время действует Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. (см. п. 2 комментария к ст. 8). В Перечень, в частности, включены выплаты единовременного характера, упоминавшиеся в прежней редакции комментируемой статьи. Согласно Перечню страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются на следующие выплаты:
выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта) (п. 1 Перечня);
денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (там же);
средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации (там же);
государственные пособия гражданам, имеющим детей (п. 2);
пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты, производимые в соответствии с законодательством за счет средств Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ (там же);
льготы и компенсации, предоставляемые в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", за исключением доплат до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу и оплаты дополнительного отпуска (п. 3);
суммы возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (п. 4);
компенсации, выплачиваемые в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством РФ (п. 5);
суммы, выплачиваемые в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6);
материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, оказываемую на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ (п. 7);
материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8);
единовременные выплаты работникам в связи с выходом на пенсию (п. 9);
суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных), выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения, в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность (п. 10);
суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (там же);
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством РФ спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению (п. 11);
стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работнику бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании (п. 12);
стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством РФ (п. 13);
стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение (п. 14);
стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого организацией (п. 15);
стипендии, выплачиваемые за период обучения (п. 16);
доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (п. 17);
страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по обязательному страхованию работников (п. 18);
страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая (п. 19);
страховые платежи (взносы) работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ (п. 20);
вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение ими работ по договорам гражданско - правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам (п. 21);
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке (п. 22);
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе (там же);
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний (там же).
Если выплаты, получаемые в связи с работой, не предусмотрены Перечнем, они должны учитываться в составе заработка для исчисления пенсии. При этом необходимо обратить внимание на то, что практически во всех пунктах Перечня (кроме 8, 9, 16, 17, 19, 20 и 22) речь идет об освобождении от начисления страховых взносов лишь тех сумм, которые выплачиваются в соответствии с законодательством и в установленных им пределах. При отсутствии этого условия на выплачиваемые суммы страховые взносы должны начисляться. На выплаты страхового характера в пользу работников (п. 19, 20) страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются лишь при соблюдении установленных соответствующим пунктом требований по условиям страхования и при отсутствии задолженности перед Фондом.

По просьбам подписчиков публикую Подробный расчет моей пенсии, безусловно с удалением личных данных:

Уважаемый К______ А________

На Ваше обращение, поступившее в Управление 23.07.2019г., сообщаем. Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О. страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяется на день достижения общеустановленного возраста. В 2018г. необходимая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК 13,8.

При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву ( в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетом 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 2б дней.

При установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002г. осуществляется путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке,

  • установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января . 2002 года.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно решения о назначении пенсии, Вам назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) с 20.04.2018г.

При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация:

- Ваш страховой стаж в календарном исчислении:

  • на 01.01.1991 г. - 13 лет 8 мес. 1 дн.;
  • на 01.01.2002г. -21 год 4 мес. 25 дн.;
  • на 03.08.2018г. -21 год 4 мес. 25 дн.;

- Ваш средний заработок за период с 1983 по 1988 - 324,30 руб.

- Отношение Вашего среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период - 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение -1.2.

Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ).

- Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного по начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб.

- Процент валоризации -23%.

Для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принятия решения о назначении пенсии:

- Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона .№ 173-ФЗ);

Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лица применяемый на 1 января 2002 года - 5,61481656.

Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:

  • 1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

  • 2. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК):

ПК 1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

  • 3. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

  • 4. Расчетный размер трудовой пенсии:

СК - стажевый коэффициент

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчислении и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица х среднемесячной за-работной плахе в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

  • 5. Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 °/о и, сверх того, на 1 °/о за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона №173 -ФЗ исчисляется по формуле:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

  • Расчетный размер трудовой пенсии:

РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП

11O2,86=0,55*(786,89ру6./245,б4руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.

В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой станс, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

  • Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.):

21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111

  • Индексация расчетного пенсионного капитала

  • Сумма валоризации:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23

  • Сумма расчетного пенсионного капитала:

ПК = ПК 1 + СВ + ПК2

  • Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

Законом М 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с 1 января 2015 года.

При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 1 января 2015г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015г подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.

Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, который по состоянию на 01.01.2015г. составляет 64,10 :

ИПК до 01.01.2015г. = 3860,03/64,10 = 60,219;

ИПК с 01.01.2015г. по з 1.12.2017г. - отсутствует

Далее ИПК на 03.08.2018г. - 60,219 умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента 81,49 = 4907,25 руб.

Таким образом, размер страховой пенсии с 03.08.2018 г. составил 9890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.

С 01.01.2019г. Ваш размер пенсии с учетом индексации составил 10587,70 руб., в том числе фиксированная выплата 5334,19 руб., страховая часть 5253,51 руб.

НАДЕЮСЬ ЧТО ТЕ КОМУ ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА, СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ. Или задавайте вопросы.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.


Стаж работы для выхода на пенсию — это количество лет, которые человек должен отработать официально, чтобы получать минимальное пенсионное обеспечение. В 2019 году это 9 лет, в будущем его увеличат до 15.

О чем идет речь

При определении суммы пособия по старости трудовой стаж для начисления пенсии (ТС) является наиболее важным критерием, поскольку чем он больше, тем выше размер этой выплаты. Главным документом о продолжительности профессиональной деятельности является трудовая книжка, форма которой определена в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Пенсионный стаж бывает общим (сейчас его называют страховым) и специальным. Страховой стаж (СС) — это учитываемое при назначении трудовой пенсии общее время работы без учета перерывов в ней, когда в Пенсионный фонд РФ поступали страховые взносы, плюс другие периоды, которые перечислены в ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173.

Специальным стажем является суммарное время трудовой практики (без учета перерывов в ней):

  • на отдельных должностях (например, педагогам в детских учреждениях для получения выплат от государства нужна минимальная выработка 25 лет; медикам, работающим на селе, — 25, и 30 — для тех, кто трудится в городе);
  • в конкретных отраслях (у военнослужащих — 25 лет, иногда используют смешанный стаж для пенсии в МВД);
  • в специфических условиях — опасных или вредных (например, на судах Морфлота рыбной промышленности мужчинам — 25, женщинам — 20);
  • в установленных местностях (на Крайнем Севере — 15 лет).

Отдельный вид специального ТС — это выслуга лет — установленная продолжительность труда, достижение которой позволяет получать пенсионные выплаты при увольнении с работы независимо от возраста. Выслугой пользуются, например, трудящиеся в летном составе гражданской авиации мужчины и женщины, для которых она равна 25 и 20 годам соответственно.

Как и где посчитать трудовой стаж

При подсчете того, какой стаж необходим для начисления пенсии как для граждан России, так и иностранцев, постоянно проживающих в РФ, которым положены выплаты по старости, необходимо учитывать подтверждение времени их работы на территории РФ и за ее пределами. Последнее реально проделать при условии, что эта норма прописана в законодательстве или международном договоре РФ либо в ПФ РФ поступали страховые взносы.

Важно! Исключения для не граждан России устанавливаются ФЗ или международными договорами.

В такую выработку входят еще и сроки из указанной выше ст. 11. Эти периоды до регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27, доказываются трудовой книжкой или другими документами, перечисленными в ст. 62 ТК.

Если они утеряны и восстановить их невозможно, помогут показания минимум двух свидетелей. Характер работы этим способом подтвердить не удастся.

После регистрации в системе удостоверение нужных периодов происходит через сведения персонального учета.

Режим вычисления и обоснования стажа, включая применение для этого цифровой информации, свидетельских показаний, прописан в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Расчеты, сколько лет стажа нужно для пенсии, происходят в календарном порядке из целого года (12 месяцев). Каждые 30 дней такой выработки сводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Когда несколько периодов совмещаются по времени, то учитывают один из них по выбору обратившегося или используют более выигрышный период.

Продолжительность каждого срока определяют через вычитание из даты его окончания даты его начала плюс день.

Соответствующие периоды включаются в выработку по день, предшествующий дню обращения за определением пенсии, исключая случаи, обозначенные в частях 5 и 6 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400. В этих случаях используется дата, предшествующая дню назначения страховой пенсии.

Для граждан разработан специальный сервис, объясняющий, как узнать пенсионный стаж через госуслуги. Зарегистрированные пользователи для этого заказывают выписку о состоянии лицевого счета в ПФР.


Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

  1. Достижение мужчинами возраста 60, женщинами — 55 лет. Отдельные категории граждан вправе претендовать на досрочные пенсионные выплаты (некоторые из них приведены выше). Мужчинам, находящимся на госслужбе, сейчас повысили возраст до 61 года, женщинам — до 56 лет. В дальнейшем следует повышение возраста каждые 12 месяцев (до 2032 г.) до достижения 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).
  2. Наличие СС в текущие 12 месяцев — минимум девять лет с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 15 лет в 2024 г.
  3. Величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 г. — минимум 16,2 с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 30 баллов в 2025 г.

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальное количество баллов

Что делать, если стажа не хватает

Если минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию (баллы) отсутствует, выплаты не будут назначены. Одновременно число баллов, которое есть на момент достижения пенсионного возраста, закрепляется. Это позволяет продолжить труд с условием страховых выплат в ПФ РФ и докопить необходимые (до 16,2 в настоящий момент) баллы. Иной вариант — ожидание социальной пенсии в 65 — для женщин и 70 лет — для мужчин.

Иностранцам учтут весь стаж

Работники — выходцы из стран ЕАЭС смогут претендовать на расчет и получение пенсии в России с учетом периода работы на родине. Как сообщил Президент Владимир Путин, соответствующее соглашение практически подготовлено Евразийской комиссией.

Из проекта документа, опубликованного на официальном сайте Евразийского экономического союза, следует, что гражданин сможет обращаться за пенсией при наступлении возраста выхода на заслуженный отдых как в стране своего проживания, так и в государстве, где он трудится. Получать деньги он сможет от обоих государств за фактически отработанное время. То есть стаж, полученный за время работы в Российской Федерации, учитывается ПФР, а период, когда у него шел трудовой стаж для пенсии на родине, учтут компетентные органы в сфере пенсионного обеспечения другой страны.

Интересно, что в Российской Федерации для расчета индивидуального пенсионного коэффициента гражданина готовы учитывать стаж работы, приобретенный не только на территории РФ, но и на территории государств бывшего Союза Советских Республик. А если и этого окажется мало, то зачтут периоды работы на территории стран ЕАЭС. То есть речь идет фактически о суммировании трудового стажа при наличии у гражданина подтверждающих документов. Вероятно, власти готовы и на пересчет пенсии за стаж более 40 лет.

Планируется, что размер пенсии и правила ее установления будут определяться национальным законодательством. Но отказать в назначении выплат по причине отсутствия гражданства или иного места проживания иностранному гражданину, имеющему возможность претендовать на пенсию по старости, инвалидности либо за выслугу, больше не смогут.

В Евразийской комиссии договорились, что государства подготовятся к подписанию соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся до конца 2019 г. Сам документ, вероятно, вступит в силу уже со следующего года.

Напомним, сейчас в состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. По некоторым оценкам, из соседних стран на работу в РФ приехало не менее половины всех трудовых мигрантов. После подписания соглашения о пенсионном обеспечении они будут заинтересованы в получении официальной работы и белой заработной платы, чтобы впоследствии получать хорошую пенсию. Как это отразится на работодателях, скоро увидим.

В сегодняшней статье я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного Фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров, как в до судебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день, является Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходят на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона - Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

-пункт 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 01.01.2002 г. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Так же при данном расчете, размере пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране.

-пункт 4 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек (для обычных условий труда), и 648 рублей 62 копеек (для тяжелых, вредных условий труда). Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1 варианту (п.3. ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2 варианту (п.4. ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, что бы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета, действуют одни и те же показатели, имеющие прямое значение на размер исчисленной пенсии:

СК - стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 01.01.2002 г., тем больше будет стажевый коэффициент и как следствие размер пенсии.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить что, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г. тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому:), так как положения закона написаны так, что бы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Теперь о главном – об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ, при назначении пенсии.

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г. какие либо периоды работы из-за: ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ), это нарушения, при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, либо Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225.

Иными словами все ошибки, помарки и неточности которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на Вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко - согласно статье 39 Конституции РФ, гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 N 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п.п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным Фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за: отсутствия сведений на Индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами – если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный Фонд РФ, то виноваты в этом Вы. (по мнению ПФР РФ.)

Ломается данный довод тоже достаточно просто - согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии указанные в Списках № 1 и № 2), так как: нет сведений на Индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т.д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели работавшие с вами в тоже время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из Архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Пенсионный Фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 статьи 30 ФЗ № 173, для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из Архивов, в которых указано что, вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный Фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть, как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в Отдел Пенсионного Фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный Фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

-какие периоды работы были учтены при назначении пенсии?;

-какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании?;

-какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему?

-каким образом производится расчет пенсии? (п 3. ст. 30 или п.4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный Фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет;

5) Если вы считаете, что Пенсионный Фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный Фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки не реально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того что ответил вам Пенсионный Фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся в его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.

p.s. Для любителей котолампы, баяномертров, и копипасты - статья лично моя.

Аргументированная критика приветствуется.

Читайте также: