За время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата

Срок отбывания в местах лишения свободы входит в пенсионный стаж.

Пенсионное обеспечение гарантировано всем гражданам России

Согласно действующему законодательству все граждане Российской Федерации имеют право на пенсионное обеспечение:

  • страховую пенсию по возрасту получают те, кто наработал 10 лет минимального стажа, набрал необходимое количество пенсионных баллов, а именно 162, и достиг возрастного порога для женщин – 55,5 лет, а для мужчин – 60,5 лет;
  • социальная пенсия предназначена для россиян, которые не набрали к установленному возрасту необходимого стажа либо вообще не работали на протяжении жизни.

В общем числе жителей страны, которым государство гарантировано выплачивает пенсионное пособие, находятся и граждане, отбывавшие наказание за совершенные преступления в местах не столь отдаленных. По какому механизму начисляются выплаты данной категории лиц?

Период тюремного заключения входит в страховой стаж

Россияне, отбывавшие срок в местах лишения свободы, имеют те же конституционные права и социальные гарантии, что и граждане, чья жизнь не была омрачена тюремными стенами и колючей проволокой колонии строгого режима. Достигнув требуемого возраста и имея за плечами необходимый стаж трудовой деятельности, они имеют полное право на страховую пенсию по старости, что регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 . Тут и возникает вопрос: как высчитывается страховой стаж бывшим заключенным, которые отбывали наказание за совершенные ими преступления разной степени тяжести?

Статья 10 данного нормативно-правового акта включает в страховой стаж те периоды трудовой деятельности, на протяжении которых регулярно производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд страны.

В свою очередь часть 6 ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 18.12.1970 (с учетом изменений и дополнений), и часть 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ дают гарантии бывшим заключенным, что время их работы в период отбывания наказания в виде лишения свободы засчитывается в стаж для назначения пенсий. Действие этих норм применяется только по отношению к тем лицам, которые сидели за решеткой в срок после 1 сентября 1992 года, потому что только с этой даты осужденные стали подлежать пенсионному страхованию и с их официальной заработной платы производились страховые платежи.

Другими словами, чтобы в страховой стаж бывшего заключенного было включено время пребывания в местах лишения свободы, он должен трудиться, получать официальную заработную плату, из которой будут производиться все необходимые отчисления, и дополнительно предоставить в Пенсионный фонд РФ решение суда о применении ус ловной меры наказания с обязательным привлечением к труду и справку о фактическом периоде работы в период тюремного заключения.

Заключенные получают пенсии выше, чем добропорядочные граждане: правда или миф?

У всех россиян размер пенсионного пособия зависит от уровня официальной заработной платы, которую получал работник. Для лиц, отбывавших наказание, этот показатель также имеет решающее значение, поэтому вполне реально, что пенсионное пособие бывшего заключенного может быть выше, чем у добропорядочного гражданина, всю жизнь соблюдавшего законы. Возмущение со стороны общественности таким положением дел вполне оправдано. Почему же так происходит? Давайте разберемся.

Чаще всего оплата труда тюремного заключенного оценивается ниже минимального размера оплаты труда, установленного в России, который на сегодняшний день составляет 11 280 руб. Однако нередко у тех, кто работает, например, на пошиве одежды или тяжелом производстве официальные зарплаты достигают и 25 000 руб, из которых отчисляются страховые взносы. В то же время обычный россиянин может работать и получать свой законный МРОТ. Но это лишь косвенный аргумент.

Основная же причина сложившегося диссонанса заключается в том, что большое количество колоний находятся на Крайнем Севере, где заключенные привлекаются к работам на лесозаготовках. Вот и получается, что согласно пенсионному законодательству, по отношению к таким работникам применяется повышающий коэффициент и разного рода льготы за счет тяжелых условий труда. Под действием этих факторов и получается, что доход бывших осужденных в старости может превышать пенсии законопослушных граждан.

А вы считаете такое положение вещей справедливым?

Комментарий к статье 124
1. 16 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 11-П по делу о проверке конституционности комментируемой статьи в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки (СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110). Положение ст. 124 в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. 3) и утратившим силу с момента провозглашения названного Постановления, которое является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Согласно Постановлению федеральным органам законодательной и исполнительной власти надлежит определить порядок выплаты в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы по приговору суда назначенной трудовой пенсии и удержаний из нее; вопрос же о целесообразности приостановления выплаты социальной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда подлежит решению законодателем с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсии.
Пенсионные дела упомянутых выше граждан, разрешенные на основании признанного неконституционным положения ст. 124, подлежат пересмотру органами социальной защиты населения в установленном порядке в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ.
До настоящего времени законодателем не принята новая редакция ст. 124, однако поскольку положение этой статьи в отношении трудовых пенсий признано неконституционным, оно применяться не должно начиная с 16 октября 1995 г., т.е. трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) с указанной даты должна выплачиваться за время лишения свободы по приговору суда на общих основаниях, установленных комментируемым Законом.
Однако в правоприменительной практике органы социальной защиты населения до 1 июля 1997 г. руководствовались комментируемой статьей пенсионного Закона (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 5. С. 42).
2. С 1 июля 1997 г. вступил в силу Уголовно - исполнительный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 8 января 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198).
Согласно ч. 2 ст. 98 Кодекса осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, в случек потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Выплата пенсии осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсии на лицевые счета осужденных (п. 3 ст. 98 Кодекса). Кодекс предусмотрел также, что осужденные, получающие пенсию, равно как и получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды (п. 4 ст. 99 Кодекса).
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех видов удержаний не менее 25% начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленной пенсии (п. 3 ст. 107 Кодекса).
3. Минтруд РФ отрицательно относится к возможности выплаты пенсии за период до 1 июля 1997 г. и ориентирует органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, выступать в судах при рассмотрении соответствующих исков пенсионеров против их удовлетворения, исходя из того, что нормы пенсионного законодательства не позволяли выплачивать пенсии осужденным. Предписано в обязательном порядке обжаловать такие решения. В то же время решения судов, вступившие в законную силу, исполняются (см.: "Пенсия". 1998. N 10. С. 11).
4. Лица, осужденные к лишению свободы, приобретают право на пенсию, как и все остальные граждане. Однако лишение их свободы требует введения особых правил реализации пенсионных прав.
Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, согласованный с Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ, Главным управлением военного бюджета и финансирования Минобороны России и Медицинским управлением МВД РФ, утвержден начальником Главного управления исполнения наказаний МВД России 4 ноября 1997 г. и направлен в территориальные органы уголовно - исполнительной системы письмом МВД России от 6 ноября 1997 г. N 18/13-204, а в органы социальной защиты населения - письмом Минтруда России от 20 ноября 1997 г. N 5751-ЮЛ.
Оформляет необходимые для пенсионного обеспечения документы и представляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, администрация исправительного учреждения (исправительной колонии, воспитательной колонии, тюрьмы, лечебно - исправительного или лечебно - профилактического учреждения) либо следственного изолятора (в отношении осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию) (см. п. 1 Порядка). При отсутствии в личном деле документов, необходимых для назначения пенсии, администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или оформлению (см. п. 4).
Медико - социальная экспертиза осужденного для признания его инвалидом проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы. Направление на медико - социальную экспертизу оформляется лечебно - профилактическим учреждением уголовно - исполнительной системы и вместе с другими медицинскими документами, подтверждающими нарушение его здоровья, и его заявлением отправляются администрацией исправительного учреждения в соответствующее территориальное учреждение медико - социальной экспертизы, где проводится освидетельствование. В случае признания осужденного инвалидом справка об инвалидности направляется в исправительное учреждение и хранится в его личном деле. Выписка из акта освидетельствования об инвалидности в трехдневный срок со дня ее установления направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения (см. п. 6 Порядка).
При обращении за пенсией кроме документов, необходимых для назначения соответствующего вида пенсии, администрация исправительного учреждения представляет паспорт осужденного и справку о его нахождении в данном учреждении. В справке указываются фамилия, имя, отчество и год рождения осужденного, наименование суда, вынесшего приговор, дата вынесения приговора, юридический адрес исправительного учреждения и реквизиты депозитного счета банка, куда следует перечислять пенсию (см. п. 4 Порядка и приложение 1 к нему).
Пенсия, полагающаяся осужденному, перечисляется на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет пенсии на лицевые счета осужденных, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (см. п. 8 Порядка).
Выплата пенсий, назначенных осужденным до лишения свободы, производится по месту отбывания им наказания со дня вынесения приговора, но не ранее чем с 1 июля 1997 года (см. п. 8 Порядка).
Для выплаты пенсии осужденным, получавшим ее до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список пенсионеров с указанием в нем вида пенсии, номера пенсионного удостоверения, адреса места жительства (пребывания), по которому выплачивалась пенсия и др., а также справку на каждого осужденного о месте его пребывания. Такие же данные представляются о вновь прибывших осужденных. При изменении списочного состава пенсионеров администрация должна сообщить об этом в 5-дневный срок (см. п. 8, 9 Порядка и приложения к нему).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие документы, требуемые для открытия лицевого счета (см. п. 8 Порядка).
При выбытии пенсионера из исправительного учреждения его администрация в пятидневный срок представляет сведения об этом органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, с указанием причин выбытия, размера пенсии и срока, по который она выплачена. Излишне перечисленные суммы пенсии возвращаются (см. п. 9 Порядка).
Если суммы пенсии были перечислены исправительному учреждению после освобождения осужденного, в том числе и за период лишения свободы, они подлежат возврату органу, осуществляющему пенсионное обеспечение. При переводе осужденного из одного в другое исправительное учреждение суммы пенсии, своевременно не перечисленные на счет учреждения, из которого он уже выбыл, перечисляются на счет исправительного учреждения по новому месту отбывания наказания.
При освобождении осужденного из места лишения свободы в связи с прекращением отбывания наказания его лицевой счет закрывается. Пенсионер обращается в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту своего жительства или пребывания с заявлением о пересылке пенсионного дела, предъявляя справку об освобождении, паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства (а при отсутствии таковой - свидетельство о регистрации по месту пребывания). При поступлении по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пенсионного дела производится выплата пенсии освобожденному, в том числе и тех сумм, которые не были своевременно перечислены на счет исправительного учреждения.

Брат находится в местах лишения свободы. Отбывать наказание еще 5 лет. Через год наступает право на получение пенсии. Если оформлять документы на получение пенсии по истечении срока наказания, будет ли начислена и выплачена пенсия за период с наступления права до оформления документов?


Оформление и представление документов для выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией соответствующего исправительного учреждения.

По достижении вышеуказанного возраста лица, находящиеся в местах лишения свободы, должны написать заявление на получение пенсии в администрацию своего исправительного учреждения. Администрация оформляет необходимые документы и направляет их в территориальный орган Пенсионного фонда для установления пенсии по месту нахождения исправительного учреждения. Выплата пенсии производится на счет исправительного учреждения, в котором состоит на учете пенсионер, осужденный к лишению свободы.

После освобождения из мест лишения свободы пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту его жительства или месту его пребывания со справкой об освобождении и документом о регистрации, для подачи заявления о запросе пенсионного дела и продлении выплаты пенсии.


Нет, пенсия выплачивается только со дня подачи заявления в пенсионный фонд на ее назначение. Пусть брат выдаст нотариально заверенную доверенность на кого то из близких на оформление его пенсии и представление его интересов в пенсионном фонде. Советую сначала сходить в пенсионный, уточнить правильную формулировку для доверенности, хотя нотариусы должны знать.


А пенсия заключенным будет начисляться и выплачиваться в полном объеме, либо какая-то часть безвозмездно будет идти на счет исправительного учреждения?


Пенсия назначается и начисляется только с момента обращения с заявлением в Пенсионный фонд. Пока он отбывает наказание обратиться за пенсией не получится. Удачи вам и всего хорошего.


А пенсия заключенным будет начисляться и выплачиваться в полном объеме, либо какая-то часть безвозмездно будет идти на счет исправительного учреждения?

Галина, подробную информацию Вам могут дать в Пенсионном Фонде территориально относящемуся к Вам, также Вы можете позвонить на горячую линию ПФ РФ, где Вам подробно все объяснят. Либо обратится в администрацию исправительного учреждения.

Всего Вам доброго!


Я отбываю наказание в местах лишения свободы. Выписал генеральную доверенность своему родственнику, на все-представлять меня в организациях, продавать, сдавать, получать и т.д. Недавно узнал, что моя квартира была продана. Я был единственным владельцем, владел ей до брака, никто не был прописан. В доверенности конкретно продажа квартиры не обговаривалась. Деньги от сделки я не получил, о продаже квартиры был проинформирован через 8 месяцев после сделки. Могу ли я опротестовать сделку и получить или деньги, или собственность назад? Какие шаги мне надо предпринять?


Павел, доброго времени суток. Вам нужно обращаться в суд с иском о признании сделки недействительной и возвращать в собственность себе квартиру. А на знакомого пишите заявление в полицию по факту мошенничества.


Вам надо подать иск в суд о признании сделки купли-продажи недействительной на основании того, что с вами не произведен расчет и что на продажу квартиры вы доверенность не выписывали. Иск подается в суд по месту нахождения спорной квартиры.


конечно вам следует обращаться в суд с иском о признании договора недействительным. При этом, нужно смотреть ваши документы, в частности содержание доверенности, чтобы выработать правильную позицию по делу. Тянуть с обращением в суд нельзя.

Если вам потребуется помощь, то вы можете обратиться в личных сообщениях к любому специалисту на сайте.

Удачи вам и всего наилучшего.


Если были полномочия на отчуждение недвижимости, то имел право продать. Вы имеете право подать в суд исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения с представителя.


Вы можете обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. Также Вам необходимо обратиться в полицию с заявлением о совершении в отношении Вас мошенничество.


Как получить справку что мой родственник отбывает наказание в местах лишения свободы?


Через адвоката родственника можете вполне решить вопрос.


Вам необходимо направить запрос в ИК, где Ваш родственник отбывает наказание, указать степень родства и описать причину для чего именно Вам необходима данная справка. В случае, если Вам откажут в ее предоставлении, Вы вправе обжаловать данные действия администрации ИК в прокуратуру.


Обратитесь в УФСИН по территориальности.



Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации с 1.01.2002 г. осуществляется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 10 вышеназванного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (до 1.01.1991 года – взносы на государственное социальное страхование). В соответствии с частью 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, утвержденного Верховного Совета РСФСР 18.12.1970 (с учетом изменений и дополнений), и частью 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в стаж для назначения пенсий только с 1.09.1992 года. Только с этой даты осужденные стали подлежать пенсионному страхованию с уплатой страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за работу в местах лишения свободы. Соответственно и исправительные учреждения стали вести учет работы осужденных. Значит, если осужденный работал в период отбывания наказания в местах лишения свободы, до 1.09.1992 года, то засчитать время отбывания наказания не представляется возможным, так как до 1.09.1992 года осужденные не подлежали социальному страхованию и учет их работы исправительными учреждениями не осуществлялся.В случае если осужденный работал в период отбывания условного наказания с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органом, ведающим исполнением приговора, и получал зарплату, то время данной работы подлежит включению в трудовой стаж при исчислении пенсии. В подтверждение данного стажа необходимо представить в Управление Пенсионного Фонда РФ два документа одновременно: - решение суда о применении условной меры наказания с обязательным привлечением к труду; - справку о фактическом периоде работы в период условного наказания.


Мой муж отбывает наказание в местах лишения свободы. Болеет очень сильно но ни чего не делают куда обратится чтобы зашевелились.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 - командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути - дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

Наличие воинского звания - необходимый элемент статуса военнослужащего.

Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Читайте также: