Замороженные пенсионные накопления не вернут

В результате масштабной пенсионной реформы, которая произошла в нашей стране в 2002 году, было введено понятие накопительной части пенсии. Так, все граждане, которые родились в 1967 году и позднее, могли самостоятельно решать то, каким образом определять накопления для своей будущей пенсии – полностью перечислять средства на страховую часть или вместе со страховой формировать и накопительную.

За это время миллионы российских граждан трудоспособного возраста заключили договора с десятками негосударственных пенсионных фондов в расчете на достойную пенсию в будущем. Однако в 2014 году государство принимает решение о запрете отчислений на накопительную часть, последствия чего малопонятны для граждан и поэтому, кроме прочего, будут рассмотрены в рамках данной статьи далее.

Бесплатно по России

Что такое заморозка накопительной части пенсии

Чтобы ответить вопрос, что значит заморозка накопительной пенсии, необходимо для начала приобрести базовые представления о том, каким образом происходит накопление пенсии на счетах в ПФР, которые оформлены на каждого гражданина.

Итак, в соответствии с законодательством за каждого гражданина, осуществляющего трудовую деятельность, его работодатель вносит определенную денежную сумму, так называемые страховые взносы. Их размер индивидуален для каждого работника, поскольку непосредственно зависит от размера официальной заработной платы, составляя 22% от нее.

Если работник решил, что кроме страховой он также желает формировать накопительную часть пенсии, то данные взносы распределяются таким образом: 16% на страховую и 6% на накопительную.

Под заморозкой накопительной части следует понимать то, что временно все взносы направляются непосредственно в государственный пенсионный фонд. Иными словами, деньги идут на формирование только страховой пенсии.

Что говорит закон

Вопросы, которые непосредственно связаны с формированием пенсионных накоплений и, соответственно, с заморозкой накопительной части, подлежат строгому нормативно-правовому регулированию.

Так, данный мораторий был введен Федеральным законом от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ. Тогда предполагалось, что данная мера будет иметь временный, преходящий характер, в связи с чем запрет был распространен лишь на один год. Однако в последующем отдельными федеральными законами мораторий на отчисление средств на накопительную часть пенсии неоднократно продлевался ежегодно.

В конце же 2018 года в силу вступил Федеральный закон от 11.12.2018 года № 462-ФЗ, согласно положениям которого рассматриваемый запрет продлен до 2021 года, причем включительно.

Какие цели преследует правительство

Мораторий является решением, которое не может быть воспринято положительно. В проигрыше от этого оказываются как простые граждане, которые приняли решение о формировании накопительной части пенсии, так и негосударственные пенсионные фонды. Многие из них, по сути, оказались в результате данного запрета на грани банкротства.

Изначально, когда запрет ввели в первый раз, Правительство РФ заявляло, что причиной тому послужила необходимость проверки деятельности отдельных негосударственных пенсионных фондов по причине несоблюдения последними ряда положений федерального законодательства.

Однако многие аналитики посчитали, что истинная причина принятия столь непопулярного и болезненного решения – дефицит средств ПФР. Известно, что на протяжении многих лет государственный пенсионный фонд не имел достаточного количества собственных средств для исполнения социальных обязательств перед пенсионерами. В этой связи денежные средства на эти цели изыскивались в сторонних источниках. При этом по демографическим причинам этот дефицит имел тенденцию к постепенному нарастанию.

В 2014 году экономика России вступила в период системного кризиса, вызванного как внутренними, так внешними, политическими причинами, последствия которого ощущаются и по сей день.

В этой связи, во избежание коллапса пенсионной системы, Правительство и приняло решение о временном прекращении формирования данного вида пенсии.

Кроме этого, для обеспечения стабильности ПФР, государством в те же периоды был предпринят следующий ряд непопулярных мер:

  • прекращение ежегодной индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам;
  • индексации пенсий неработающим пенсионерам в размере значительно ниже прогнозируемой и фактической инфляции;
  • принятие решения об увеличении пенсионного возраста.

Когда впервые заморозили средства

Впервые решение о заморозке накопительной части пенсии было принято в 2014 году. Тогда же оно рассматривалось как временное, сроком лишь на один год. Однако, по причине стремительного ухудшения состояния российской экономики, запрет был продлен.

Продление моратория до 2020 года

К 2016 году неблагоприятные явления в экономике России начали постепенно спадать, при этом Правительству, при помощи различных мер, удалось преодолеть угрожающие стабильности пенсионной системы процессы.

Однако вполне ожидаемой «разморозки» накопительной пенсии так и не произошло. Решениями властей мораторий был продлен до 2020 года. А в 2018 году стало известно, что пенсии заморозят до конца 2021 года.

Как повлияет заморозка на размер будущих пенсий

Несомненно, тот факт, что на формирование пенсии накопительного типа в стране наложен мораторий, крайне негативно отражается на пенсионных ожиданиях граждан. В этой связи многие будущие пенсионеры понесли определенные убытки, связанные с тем, что инвестиционный доход от распоряжения их средствами был попросту утерян.

Причиной тому, кроме прочего, является еще и то, что многие НПФ, основной деятельностью которых является аккумулирование средств, полученных от страховых взносов, и инвестирование их в выгодные проекты, попросту объявили себя банкротами.

Эксперты отмечают, что данный мораторий имеет еще большие и отдаленные последствия. Так, определено, что НПФ практически полностью прекратили инвестиционную деятельность, что внесло свою лепту в замедление темпов экономического роста в стране в целом.

Многих граждан, которые имеют договора с негосударственными пенсионными фондами, беспокоит вопрос относительно того, какое будущее ждет текущую пенсионную модель накопительного типа. Ответить на него пока сложно, однако Министерство финансов РФ уже разрабатывает изменения.

Так, по предложенным на рассмотрение Правительству проектам накопительная пенсия будет существовать и в дальнейшем, однако происходить это будет в рамках формирования так называемого индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Предполагается, что граждане, заинтересованные в формировании данного вида пенсионных накоплений, будут обязаны самостоятельно уплачивать средства в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд. Те же 22% от заработной платы, что вносит работодатель на цели ОПС, будут полностью идти на страховую часть или, попросту говоря, использоваться для исполнения текущих обязательств пенсионного фонда.

Мораторий, о котором идет речь в данной статье, был впервые введен в 2014 году на фоне значительного ухудшения состояния российской экономики и в целях недопущения коллапса пенсионной системы по причине растущего дефицита ПФР. Несмотря на то, что в 2016 году основные сложности удалось преодолеть, мораторий был продлен до 2020 года, позже и до 2021 года включительно. Оснований полгать, что Правительство и ПФР вернутся к докризисной модели формирования пенсионных накоплений, на данный момент не имеется.

Полезное видео

Что на самом деле скрыто за мораторием на накопительную часть пенсии? Смотрите в видео:

Власть играет с россиянами в такие игры, после которых доверие уже не вернуть





43 миллиона россиян, которые доверили накопительную часть будущей пенсии НПФ, государство снова «кинуло»: их накопления, принудительно изъятые в бюджет, возвращать не планируют. «Заморозка» сбережений, которую правительство обещало продлить еще на два года, и из-за которой, собственно начало пенсионную реформу, уже не закончится никогда.

Минфин ждет с моря погоды

Правительство России «заморозит» формирование накопительной части пенсии россиян еще до 2022 года. Напомним, что впервые Госдума ввела «заморозку» пенсионных накоплений граждан в 2014 году, тогда это объясняли огромным дефицитом Пенсионного фонда, а про пенсионную реформу еще не заикались, но уже начали ее.

Закон коснулся только тех, кто родился после 1967 года и подал заявление о формировании накопительной пенсии. Идеологи пенсионной реформы, которая была запущена в 2013 году, предполагали, что эти средства граждане смогут инвестировать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а доход от инвестиций получать, выйдя на заслуженный отдых.

Но после введения «заморозки» 6% от зарплаты, которую работодатели перечисляли в Пенсионный фонд России, полностью шла в страховую часть пенсий — то есть на выплаты действующим пенсионерам.

Правда, помогло не особо: если за 2014 год дефицит Пенсионного фонда составил 31 млрд. рублей, то уже в 2015 году подскочил до 544 миллиардов, несмотря на все усилия правительства. Эксперты тогда рассуждали, что на самом деле «замороженные» пенсионные накопления россиян пошли вовсе не на выплаты текущих пенсий, а на совершенно иные цели: повышение зарплат чиновникам и силовикам, сомнительные инфраструктурные мегапроекты…

Как бы то ни было, правительству идея очень понравилась: и «заморозку», первоначально презентованную гражданам как разовую акцию, отныне продлевают год за годом. Теперь до 2022 года, как явствует из материалов Минтруда. И все это на фоне принятой грабительской пенсионной реформы.

Минтруда официально не подтверждает, но и не опровергает продление «заморозки», лишь заместитель министра финансов Алексей Моисеев обтекаемо заявил журналистам: «Решение формально не принято, но в целом, вы понимаете, что у нас ничего не изменилось с прошлого и позапрошлого года».

Что именно должно было «измениться», велеречивый чиновник не пояснил.

Легитимность власти зависит от уровня доверия населения к ней. Такими решениями, по сути, сама власть ставит под сомнение свою легитимность, — говорит «Свободной прессе» президент Ассоциации социальных предпринимателей России Роман Алехин. — Пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста — самое болезненное для общества решение властей за последнее десятилетие как минимум. И продолжать играть с этой темой — играть с огнем. И, скорее всего, придется проводить очередную пенсионную реформу, так как если власть может попытаться восстановить к себе доверие за счет каких-то позитивных решений в других сферах, то пенсионная система, после такого, доверие к себе уже не восстановит.

Силуанов обещает, а люди уже не верят

Правительство одной рукой «замораживает» накопительную часть пенсий, а другой — напористо продвигает сомнительную идею индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Сомнительную, поскольку сами чиновники никак не могут окончательно определиться, как эта система должна работать: спорят, должно ли быть присоединение граждан к ИПК добровольным или принудительным.

Скажем, президент Владимир Путин потребовал, чтобы система была добровольной, мол, это будет больше похоже на введение нового социального налога. Однако в Минфине и Центробанке уверены, что в таком случае новая пенсионная система просто не будет работать. Ведь, согласно опросу «Левада-центра», 63% граждан не хотят делать дополнительные отчисления в НПФ (помимо тех обязательных отчислений, которые уже делает работодатель, и которые нынче «заморожены»).

Еще 19% готовы добровольно отчислять не более 5% от своей зарплаты. Причина — большинство россиян просто не имеют средств для дополнительных отчислений (как же, как и личных сбережений). Соответственно, лишь 7% рассчитывают на дополнительную пенсию от НПФ или работодателя.

Подобное недоверие россиян вполне объяснимо: в 1991 году россияне лишились последних накоплений в Сбербанке, а в 2014 году государство так же беззастенчиво обокрало участников накопительной пенсионной системы. А вот сейчас вице-премьер Антон Силуанов пытается завлечь россиян обещаниями, будто благодаря введению ИПК они смогут получать к пенсии «прибавку» в 20% от среднемесячной зарплаты. Но кто же теперь ему поверит?!

— У граждан фактически конфискуют в бюджет накопления за восемь лет, обещая в отдаленном светлом будущем расплатиться с ними не рублями, а какими-то баллами, — говорит в беседе со «Свободной прессой» старший научный сотрудник Института экономической политики, член совета фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков. — Что касается персональных пенсионных программ, то с ними нет ясности — соответствующий законопроект об индивидуальном пенсионном капитале готовится в недрах правительства много лет, но так из этих недр и не вышел.

Если правительство учтет идеи Минфина по тому, что на этот ИПК будет даваться налоговый вычет, то определенный прогресс тут может быть. Ну а в настоящее время люди, не доверяя государству, предпочитают копить на старость как угодно: банковскими вкладами, наличными, вложениями в недвижимость которую можно сдавать

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Закон о продлении заморозки накопительной части пенсии будет действовать до 2024 года. Для граждан это значит, что до конца 2023 г. все перечисляемые в ПФР взносы будут направляться только на формирование страховой части пенсии. При этом пенсионные накопления (будущая накопительная пенсия) формироваться не будут, так как взносы на эти цели не перечисляются. Законопроект о продлении заморозки до 2023 года включительно Госдума уже одобрила в трех чтениях.

Отменять мораторий на формирование накоплений Правительство не планирует, так как вместо этого уже разрабатывается система гарантированного пенсионного продукта. Она должна будет заменить собой накопительную пенсию. Разрабатывают эту концепцию еще с 2014 года, но до сих пор так и не представили в окончательном виде.

Заморозку накопительной части пенсии продлили до 2023 года

16 декабря 2019 г. Президент В. Путин подписал закон № 435-ФЗ об установлении моратория на формирование пенсионных накоплений до 2022 года. Однако на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 1027751-7 о продлении этих мер и на 2023 год. ГД РФ уже одобрила его в третьем чтении.

Напомним, что впервые такой мораторий был введен в 2014 г. из-за дефицита бюджета Пенсионного фонда. Сначала это решение рассматривалось как временное, но впоследствии мораторий регулярно продлевался.

  • В 2017 г. было принято решение о «заморозке» до конца 2020 г.
  • Потом было решено продлить эти меры еще на один год — до 2021 г. включительно.
  • В 2019 году к вопросу накопительных пенсий снова вернулись, чтобы продлить мораторий до 2022 года.
  • И вот теперь предлагается распространить мораторий и на 2023 год.

Что это значит для граждан?

Предусмотренная в законе «заморозка» пенсионных накоплений предполагает, что за счет взносов, направляемых работодателем в ПФР, будут финансироваться только страховые пенсии. Дополнительные взносы для формирования пенсионных накоплений в этом случае не поступают. Фактически это значит, что все страховые взносы перечисляются в ПФР, а не УК и НПФ, выбранные гражданином.

И здесь стоит отметить следующее:

  • Как таковой возврат к обязательной накопительной пенсии больше не планируется. По сути, и после 2023 г. она разморожена не будет.
  • На замену НЧП предлагается система добровольных пенсионных накоплений — гарантированный пенсионный план.

Концепция гарантированного пенсионного плана предполагает, что гражданин самостоятельно будет формировать свою накопительную часть пенсии (НЧП). Участнику программы можно будет выбрать, какой процент от заработка он будет перечислять для формирования своих пенсионных накоплений (от 1% до 6% от зарплаты). При этом уплата страховых взносов в ПФР в размере 22% не отменяется.


Что еще будет с накопительной пенсией

Помимо продления моратория на формирование пенсионных накоплений, в системе накопительных пенсий ожидается еще несколько важных изменений. Причем некоторые из них были озвучены еще во время обсуждения пенсионной реформы в 2018 году.

  1. К примеру, «разморозка» накопительной пенсии как в 2021 году, так и в последующие годы не планируется. Вместо нее будет внедряться система гарантированного пенсионного плана, законопроект о котором обещали рассмотреть в течение 2020 г. Однако пока к решению этого вопроса так и не приступили.
  2. Из-за процедуры постепенного повышения пенсионного возраста были изменены правила получения выплат накопительной пенсии. Так до конца 2018 г. законом было предусмотрено, что оформить выплаты можно только при достижении пенсионного возраста. Но с 2019 г. оформить накопительную часть пенсии (НЧП) можно при достижении фиксированного возраста — в 55 лет женщинам и 60 мужчинам.

При расчете размера накопительной части пенсии в 2020 году применяется величина ожидаемого периода выплаты, составляющая 258 месяцев. В 2021 году этот параметр составит уже 264 месяца. Отметим, что этот параметр напрямую влияет на выплачиваемый гражданам размер ежемесячной выплаты НЧП. Накопительная пенсия рассчитывается по формуле:

  • ПН — это сумма пенсионных накоплений на дату оформления выплат;
  • Т — ожидаемый период выплаты.

Узнать сумму пенсионных накоплений можно в Личном кабинете на сайте ПФР или в НПФ, если средства формируются там.

Действующая в настоящее время в Российской Федерации система пенсионного обеспечения предусматривает формирование пенсионных выплат, состоящих из двух частей – страховой и накопительной. Страховая выплачивается государством, в то время как накопительную часть потенциальный пенсионер формирует сам и может воспользоваться правом на выплату своих накоплений.

  • Что такое возврат накопительной части пенсии?
  • Круг лиц, имеющих право на возврат накопительной части пенсии
  • Порядок расчета выплат
  • Виды и способы возврата
  • Порядок и сроки обращения
  • Документы для получения выплаты

Каким образом можно получить накопительную часть пенсии и какие действия следует предпринять?

Что такое возврат накопительной части пенсии?

Как уже говорилось выше, пенсионная выплата состоит из двух частей – страховой и накопительной. Если страховая часть пенсии выплачивается сразу после того, как были завершены мероприятия по официальному оформлению права на пенсионное обеспечение, то для того, чтобы получить накопительную пенсию, придется осуществить ряд специальных действий.

Итогом осуществленных действий и становится выплата накопительной части, которая называется возвратом данной суммы.

Возможность такой выплаты возникает на основании специально поданного заявления от лица, для которого возникло по возрасту или досрочно право получения пенсионного обеспечения.

Круг лиц, имеющих право на возврат накопительной части пенсии

Возврат накопительной части пенсии доступен ограниченному кругу лиц, так как эта выплата положена, в первую очередь, только тем лицам, которые осуществляли в период своей трудовой деятельности перечисление денежных средств в соответствующие финансовые учреждения. В настоящее время круг лиц, которым доступна возможность получения денежных средств в виде возврата накопительной пенсии, ограничен следующими категориями:

  • мужчины и женщины, имеющие трудовой стаж, если они осуществляли перечисления накоплений в государственный и негосударственные пенсионные фонды в период 2002-2004 годов, но только при совпадении с категорией, которой доступны данные возвратные выплаты, по возрасту, а именно: мужчины, рожденные в период с 1953 по 1966 год, и женщины, которые были рождены в период с 1957 по 1966 год;
  • лица, которые не достигли пенсионного возраста, но получают пенсионные выплаты по наступлению инвалидности, подтвержденной медицинскими документами;
  • лица, которые на основании соответствующих документов получают пенсию по потере кормильца;
  • лица, которые не достигли порога выхода на пенсию по возрасту, но имеют юридически оформленное право на досрочный выход на пенсию по достижении определенного размера трудового стажа (пенсия по выслуге должна быть оформлена, о чем свидетельствует выдаваемое пенсионное удостоверение);
  • лица, которые зарегистрировались в программе государственного софинансирования пенсии до 2014 года и участвуют в ней до момента выхода на заслуженный отдых в силу достижения предельного возраста;
  • лица, которые имеют пенсионные накопления, но не успели ими воспользоваться до момента, пока программа действовала на всей территории Российской Федерации.

Право на возврат накопительной пенсии необходимо будет подтвердить документами, на основании которых возникло такое право у заявителя.

Порядок расчета выплат

Для того чтобы рассчитать сумму, которая будет доступна к возмещению из накопительной пенсии, необходимо знать ту сумму, которая доступна для получения на специальном счете в Пенсионном Фонде Российской Федерации или негосударственном пенсионном фонде – адрес обращения за этой информацией зависит напрямую от того, где именно располагаются накопления потенциального получателя накопительной пенсии.

После того как данная сумма становится известной, возможно установить размер ежемесячной выплаты. Производится такой расчет по формуле:

Сумма ежемесячных выплат = ПН/Т, где ПН – это общая сумма ежемесячных накоплений, Т – период, в котором будет происходить осуществление выплат.

Однако данный механизм расчетов может быть использован только в том случае, если речь идет о срочном механизме выплат. Если было составлено заявление на единовременное возмещение суммы, то она выплачивается разово и расчетам не подлежит.

Виды и способы возврата

Действующее пенсионное законодательство говорит о том, что в настоящее время существуют три вида пенсионных выплат, которые направлены на возврат накопительной части пенсии:

  • единовременная;
  • срочная, которая действует в течение определенного периода времени, но не менее шестидесяти месяцев;
  • бессрочная (пожизненная).

До момента выхода на пенсию оформить такую выплату нельзя.

Порядок и сроки обращения

Накопительная часть пенсии в настоящее время выплачивается только после того, как от лица, претендующего на получение данной выплаты, поступило соответствующее заявление в тот накопительный фонд, в котором находятся средства получателя.

Четких границ на срок, в течение которого можно обратиться за возмещением накопительной части пенсии после возникновения такого права, в действующем законодательстве не содержится, что обусловлено рядом специальных особенностей в правах получателя пенсии.

В том случае, если выплата не была осуществлена своевременно, а получатель накопительной пенсии скончался до момента реализации своего права, в рамках установленного для вступления в наследство срока его наследники могут обратиться за получением данной выплаты.

Документы для получения выплаты

К заявлению, которое направляется в государственный или негосударственный пенсионный фонд получателем накопительной пенсии, должны быть приложены следующие документы:


  • паспорт заявителя или другой документ, который позволит идентифицировать личность заявителя и рассматривается государственными и негосударственными органами в качестве удостоверяющих личность;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы, которые подтверждают факт выхода заявителя на пенсию, в том числе досрочный выход, либо возникновение у него права на получение накопительной пенсии до момента выхода на пенсию;
  • выписка с лицевого счета или справка из банка с указанием реквизитов для осуществления перечисления накопленных денежных средств, так как перечисления денежных средств из суммы накопительной пенсии осуществляется только на банковский счет получателя. Выдача «на руки» не предусмотрена механизмом функционирования созданной ранее системы накопительной пенсии.

Пенсионные накопления – это денежные средства, на которые может рассчитывать лицо, сделавшее данные накопления. Однако ввиду последних изменений в действующей пенсионной системе выплата накопительной пенсии не предусмотрена, поэтому лицу, обладающему таким правом, необходимо обращаться за возвратом сделанных пенсионных накоплений.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Краткое содержание:


В парламенте России разъяснили, что значит закон о заморозке пенсий до 2023 года. Принят данный законопроект был в Государственной думе в ходе пленарного заседания 26 ноября 2020 года. Заморозили власти не все пенсионные накопления граждан, а лишь накопительную часть.

Законопроект о временной заморозке накопительной доли пенсий


26 ноября текущего года депутаты федерального парламента России в финальном чтении проголосовали за законопроект, который продлевает заморозку накопительной части пенсий. Текст документа №1027751-7 появился на сайте правовой информации Госдумы. Закон вносит изменения в Федеральный акт №33 «Об обязательном страховании».

Разработан законопроект был комитетом Государственной думы по вопросам налогов и бюджета. В первом чтении он был принят 22 октября, а во втором — 25 ноября. Сейчас закон направлен на одобрение в Совет Федерации.

Согласно законопроекту №1027751-7, заморозка накопительной доли пенсий российских граждан была продлена до 2023 года. Действует эта заморозка с 2014 года. Как объясняется в пояснительной записке закона, на размер пенсий россиян данная заморозка не повлияет.

В 2014 году все официально трудоустроенные жители России платят 6% от зарплаты в Пенсионный фонд. Эти средства идут на выплаты текущим пенсионерам. В Министерстве финансов сообщают, что отменена заморозка может быть раньше 2023 года. Заместитель главы ведомства Антон Дроздов ранее заявлял, что для этого нужно разработать закон о добровольной системе пенсионных накоплений.

Отменят ли накопительную часть пенсий в России


Чтобы у правительства не было необходимости замораживать накопительную часть пенсии для граждан, Федерация профсоюзов РФ предлагает властям вовсе отменить ее. По мнению ФНПР, накопительная часть пенсии как обязательный элемент пенсионного страхования гражданина России не нужен. Соответствующее обращение Федерация профсоюзов направила главе правительства Михаилу Мишустину.

В 2020 году формируется накопительная часть пенсии человека благодаря страховым отчислениям, которые осуществляет работодатель. Также сформировать ее может мать, у которой есть материнский капитал.

В правительстве вовсе упразднять накопительную часть пенсии пока что отказываются. Однако инициативу Федерации профсоюзов поддержал депутат Государственной думы Ярослав Нилов. Он также является главой парламентского комитета по вопросам социальной политики.

Ярослав Нилов считает, что властям не нужно было вводить обязательную накопительную пенсию. В остальных странах мира граждане пользуются этой услугой только в добровольном порядке.

Что такое накопительная пенсия


Накопительная пенсия гражданина России — сумма средств, которую он получает после выхода на пенсию ежемесячно. Формируется накопительная пенсия в течение жизни человека. Если он официально трудоустроен, каждый месяц работодатель в качестве страховых выплат перечисляет процент от зарплаты гражданина в Пенсионный фонд.

До 2015 года граждане России младше пенсионного возраста могли отказаться от формирования накопительной части пенсии. Если до этого срока выбор сделан не был, каждый гражданин автоматически был переведен на систему пенсионного страхования с накопительной частью.

Есть накопительная часть пенсии только у тех жителей России, которые родились позже 1967 года. Размер ежемесячной накопительной пенсии зависит от суммы на индивидуальном счете. Посмотреть его застрахованное лицо может дистанционно с помощью сайта ПФР.

По умолчанию после выхода на пенсию гражданин получает пенсионные выплаты в течение 258 месяцев. Срок можно изменить, если отложить начало выплаты ЕДВ. Чтобы узнать сумму ежемесячной пенсии, размер накоплений нужно разделить на 258. Среднестатистический размер накопительной части пенсии на территории Российской Федерации — 950 рублей.


В 2014 году Минфин заморозил накопительную часть пенсий, аргументируя это, в частности, сложившейся финансовой ситуацией. С того времени заморозка продлевалась неоднократно: в последний раз — 10 декабря 2019 года, когда депутаты Госдумы приняли соответствующий закон. Он вступит в силу с 1 января 2020 года. Реализация принятого закона должна привести к уменьшению на 634,8 млрд рублей трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ в 2022 году.

Что такое заморозка пенсий

В Советском Союзе пенсия никак не делилась, и распоряжаться ею пенсионер — будущий, конечно — не мог. В 2002 году пенсию поделили на две части, страховую и накопительную: страховая должна была покрывать выплаты пенсионерам уже существующим, пока работающий гражданин работал, а накопительная откладывалась ему на старость. По сути, работающий содержал себя (зарплата), поддерживал неизвестного пенсионера (страховая часть) и закладывал фундамент будущего благосостояния (накопительная часть). Приятная новость состояла в том, что накопительную часть можно было увести из Внешэкономбанка и отдать в какой-нибудь фонд, который мог повысить ее размер, вкладывая в ПИФ (паевой инвестиционный фонд), например. А мог и полностью растранжирить — тут как повезет.

В 2015 году все изменилось коренным образом: Пенсионный фонд не смог свести баланс. Куда делись деньги — об этом до сих пор идут горячие споры, в которых то и дело мелькают настроенные по всей стране «дворцы» ПФ, некие страховые компании и отдельные личности. Как бы то ни было, денег, которые ПФ давал стране со страховой части пенсии, отчаянно перестало хватать.

И тогда экономисты предложили использовать накопительную. Деньги, которые гражданин платит в ПФ, не откладываются на его счету, а уходят на обеспечение нужд государства — это примерно 350 млрд рублей в год. Этих денег для гражданина уже не существует: 6% от зарплаты, то есть в среднем по стране на одного гражданина за три года это выходит 65 тысяч, — для работающего уже не существует. Конечно, эти деньги будут учитывать в виде баллов, но что будет означать балл при начислении пенсии и сколько будет стоить — не знает никто. В целом это напоминает ситуацию с ваучерами, когда в обмен на часть доходов страны каждому гражданину давали красивую бумажку, которую непонятно, куда надо было нести, и которая, по сути, ничего не стоила.

Эти деньги, те самые 6%, идут на зарплаты учителям, сотрудникам МЧС, врачам, армии и чиновникам. Из них финансируются программы правительства и реформы. Мера, которая в 2013 году была заявлена как временная, совершенно очевидно стала постоянной. Это и понятно: на момент создания идеи «заморозки» дефицит средств ПФ почти достиг 2 трлн рублей.

Переливаем из ОПС в ГПП


Тем не менее граждане с 2015 года продолжают выходить на пенсию и — требовать свои деньги, которых отчасти уже нет. Не так давно «Ридус» разбирал плюсы и минусы новой системы — Гарантированного пенсионного продукта (ГПП), который приходит на смену ОПС — обязательному пенсионному страхованию. Законопроект по ГПП предполагает, что гражданин сам обеспечивает себе будущность, дополнительно инвестируя деньги в Пенсионный фонд, поскольку что там будет с добровольно-принудительным инвестированием тех самых 6%, в целом понятно. Но чтобы у пенсионера не возникало искушения забрать из ПФ те деньги, которые там (в теории) все же есть, а мы сейчас говорим о накопительной части пенсии, в законопроект внесли еще одно изменение. После принятия закона о ГПП обналичить замороженные накопления будет невозможно.

Давайте вернемся немного и уловим логику происходящего: в теории, опять же повторимся, деньги накопительной части пенсии есть. Но если она заморожена, то их нет, а есть только баллы — палочки за трудодни, как в колхозах времен СССР. Естественно, превратить баллы в деньги невозможно, что Минфин и зафиксировал в законопроекте.

Согласно текущей версии законопроекта, гражданин может перевести все свои средства из ОПС в ГПП, после чего в течение шести месяцев у него будет возможность забрать перечисленные деньги, если он решит отказаться от участия в системе. Однако эту возможность в новой редакции уберут. Самое же главное вот что: пока накопительная часть пенсии останется «замороженной», то есть тратится государством на насущные нужды, перевести ее из ОПС и ГПП будет нельзя, а значит — нельзя будет и изъять.

Из хорошего

Минфин оставил лазейку, чтобы совсем уже ситуация не выглядела жесткой: досрочную выплату из ГПП, то есть возврат своих денег, перечисленных на пенсию, гражданин может получить в случае, если у него трудная жизненная ситуация. ТЖС — это обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Количество этих ситуаций вполне можно перечислить на пальцах одной руки:

  • утрата способности к самообслуживанию,
  • социально опасное для жизни или здоровья положение,
  • отсутствие попечения родителей либо опекунов,
  • отсутствие определенного места жительства, средств к существованию.

Однако Минфин существенно сузил трактовку: ТЖС — это заболевание, которое относится правительством к социально значимым. Отметим, что деньги, внесенные гражданином в качестве накопительной части пенсии в ПФ, все-таки признаются государством частной собственностью. И, как заявил Алексей Моисеев, замминистра финансов РФ: «Со стороны государства неправильно держать эти деньги у себя и не давать возможности человеку, например, оплатить дорогостоящее лечение. Это нечестно. Экономически средства ГПП — это средства гражданина». Никакие иные мотивы и предпосылки изъять средства наличкой не помогут.

Так Минфин обезопасил государственные фонды от истаивания, ведь у пенсионеров есть очень большое искушение забрать всю сумму. Напомним, минимальная пенсия в России в среднем составляет примерно 8846 рублей, то есть равна прожиточному минимуму для пенсионеров. Для сравнения, например, пенсия работника со стажем 42 года составляет чуть больше 13 000 рублей.

Читайте также: