219 нк рф налоговый вычет для пенсионеров

Статья 219 (НК РФ). Социальные налоговые вычеты

ч. 1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном .

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 219 в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой .

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга , назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в сумме фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию;

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения пункта 2 статьи 219 в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

ч. 2. Социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

Социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть также предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета, установленный настоящим абзацем, может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Указанным законом субъекта Российской Федерации также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни;

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

6) в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи.

2. Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.

В случае, если в течение налогового периода социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставлены налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик имеет право на их получение в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" либо по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Последнее реформирование пенсионной системы вылилось в достаточно спорный вопрос о необходимости создать для людей, которые в будущем планируют уйти на заслуженный отдых, возможность самостоятельно сформировать для себя будущую пенсию.

  • 💰 Пенсионный вычет для тех, кто копит сам на пенсию. Что это такое?
    • Причины инициативы нововведения
    • Суть предложения
    • Кто будет иметь право на получение
    • Предполагаемый размер
    • Плюсы и минусы нового налогового вычета
  • 💸 Социальный налоговый вычет по расходам на пенсионные взносы
    • Что собой представляет и каков его размер
    • Кто и когда может оформить
    • Необходимые документы
    • Куда обращаться для оформления
    • Сроки
  • ❗ Главные различия между двумя вычетами
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💰 Пенсионный вычет для тех, кто копит сам на пенсию. Что это такое?

Пенсионный налоговый вычет – это один из видов вычета с доходов физического лица (аналогичный образовательному или вычету, получаемому при покупке жилья), который можно вернуть. Его можно будет возвращать один раз в год в том случае, если человек самостоятельно перечисляет денежные средства в некоммерческие пенсионные фонды, чтобы сформировать свою будущую пенсию.

Причины инициативы нововведения

Инициатива по введению нового налогового вычета в России исходит от представителей негосударственных пенсионных фондов. Связана она с тем, что, по мнению этих представителей, граждан Российской Федерации необходимо простимулировать на то, чтобы они самостоятельно формировали свою накопительную часть пенсии более активно, нежели это происходит сейчас.

Чем больше людей начнет откладывать на свою будущую пенсию, простимулированные новым налоговым вычетом, тем больше станет количество негосударственных пенсионных фондов, в результате чего люди смогут выбирать, куда именно они будут обращаться и где хранить свои накопления.

Суть предложения

Главная суть предложения заключается в том, чтобы изменить существующую сегодня систему налоговых вычетов с пенсионных накоплений путем увеличения предельной суммы, с которой можно получить возвращение налога на доходы физических лиц (то есть суммы в 13% от уплаченного налога).

Действующая сейчас система вычетов предусматривает возможность получения назад вычета с суммы не более 120 тысяч рублей ежегодно (то есть предельный размер вычета составляет около 15 тысяч рублей), что точно не является стимулом копить на свою пенсию как можно больше.

Кто будет иметь право на получение

Право на получение нового налогового вычета планируется предоставить тем людям, которые не просто решили копить на свою пенсию самостоятельно (как это делается в европейских странах или США), но и откладывают средства путем перечисления их в негосударственные пенсионные фонды, увеличивая ежегодно имеющиеся средства.

Сегодня существующий вычет так же предоставляется людям, которые копят на свою старость путем перечисления средств в негосударственные пенсионные фонды.

Однако следует учесть, что механизм предоставления налогового вычета с накоплений будет аналогичным механизму социального вычета – он будет предоставляться только тем лицам, которые самостоятельно перечисляют взносы в негосударственные пенсионные фонды. Если же взносы осуществляет работодатель, то ни на какие вычеты человек рассчитывать не может. Таким образом, это является прямым стимулированием человека на то, чтобы он самостоятельно пополнял свой накопительный счет.

Предполагаемый размер

Вычет можно будет получить с суммы своих собственных накоплений, если она не превысила лимит в 400 тысяч рублей. Если сумма больше указанного лимита, то вычет будет предоставляться по верхней планке – с 400 тысяч рублей. Сумма вычета, которую можно будет получить, составляет примерно 52 тысячи рублей (при условии достижения максимальной планки ежегодных накоплений).

Расчет происходит таким же образом, как и в случае с социальным вычетом – в размере 13% от сделанной суммы накоплений.

Налоговым законодательством предусмотрено значительное снижение налогообложение физических лиц, при условии оплаты ими социально значимых услуг, например, за оказание медицинской помощи себе или ближайшим родственникам, или помощи в виде благотворительности.

Причем сумма на социально значимые услуги ограничена суммой в 120 тыс. руб., но при приобретении дорогих лечебных средств или получение высокооплачиваемой врачебной помощи у сумм нет установленного предела.

Виды возможных вычетов


  1. Статьей 219 предусматривается снижение ставки налогов при условии, что будущий пенсионер выплачивает в пенсионные фонды с государственной или без нее поддержкой средства из своих полученных доходов в часть накопительных сбережений. Этими же положениями предусмотрено льготное налогообложение в случае уплаты с накопительной целью за своих ближайших родственников – жену, родителей или детей.
  2. Снижение ставки предусмотрено за оплату очного обучения детей до 24-летнего возраста, если они получают образование в высших учебных заведениях. Но в иных случаях этого не произойдет, если ребенок учиться по другой, а не очной системе образования. Или у него изменилось семейное положение. Если договор с учебным учреждением заключен на ребенка, но все платежи вносит его родитель, и его имя фигурирует во всех финансовых документах, то при наличии всех платежных документов он также имеет право на вычеты, при условии, что высшее учебное заведение имеет лицензию на подобный вид обучения. Допускается одноразовое снижение налоговой базы в размере только до 50 тыс. руб. Эта возможность снижения ставки налогообложения для родителей допускается только до достижения ребенком возраста в 24 года, если необходимо продолжение учебы, то они теряют возможность на вычеты.
  3. Статье предусмотрено сохранение вычетов по достижению 24 лет, если ребенок при устройстве на работу заявит своему работодателю о праве на вычеты за свое обучение, срок подачи заявления составляет 3 последующих после трудоустройства года.
  4. Налогоплательщиком может быть применен вычет за приобретение дорогостоящих видов лекарственных средств либо за получение врачебной помощи в платных лечебных учреждениях без установленного лимита на социальные выплаты. Это допускается при соблюдении установленного перечня аккредитованных клиник или средств для лечения здоровья, установленных ПП РФ от 19.03. 2001 за номером 201. Если оплаченные дорогостоящие медицинские услуги отсутствуют в каталоге, то налогоплательщик имеет право на вычет только в пределах 120 тыс. руб., при условии, что у медцентра оформлена лицензионная деятельность.
  5. Кроме этого, допускается применение послабления за оплату добровольного медицинского страхового договора, причем как на самого налогоплательщика, так и на любого члена его семьи. При подаче декларации необходимо иметь на руках доказательства проведенных оплат на имя налогоплательщика, инициирующего декларирование своих доходов, и как следствие, вычетов.
  6. Если налоговым резидентом были сделаны пожертвования, то он имеет право заявить о причитающихся вычетах в следующих случаях:
    1. Материальная помощь любым благотворительным или религиозным объединениям.
    2. Внесение средств на счет некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области научных исследований, спортивной направленности (не учитываются пожертвования в профессиональные клубы), в образовательной, культурной сфере или в области здравоохранения населения.
    3. За проведенные взносы в некоммерческие структуры в целях увеличения накоплений для своих целевых нужд.

На видео – социальные налоговые вычеты по ст 219 НК РФ:

Но получить льготу можно только при соблюдении обязательного условия – все пожертвования не могут превышать четверть от всех сумм доходности физического лица.

Как учесть льготное налогообложение?

Допускается обращение к работодателю с ходатайством о применении вычетов, но с обязательным приложением всех платежных квитанций. Бухгалтерский отдел будут исчислять подоходный налог за минусом установленных сумм.

Если гражданин занимается индивидуальной рудовой деятельностью, то при декларировании своих доходов за предыдущий отчетный период вычитаются установленные законом суммы по налогообложению.

Социальный налоговый вычет (СНВ) предоставляется гражданину, который за счет личных средств оплачивал дополнительные страховые взносы (ДСВ) на накопительную часть трудовой пенсии.

Обратите внимание: нормативное законодательство (подп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ в ред. от 27.12.2018) не предусматривает возможности уплаты налогоплательщиком ДСВ в пользу иных лиц.

Условия получения СНВ

Воспользоваться вычетом можно при соблюдении определенных условий:

1. Гражданин должен иметь официальный доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%, в том году, в котором он производил оплату страховых взносов.

Следует понимать, что вычет представляет собой возврат (не удержание) налога, который уже был уплачен (должен быть уплачен в ближайшем будущем) государству с дохода физического лица. Если такого дохода у гражданина нет – то и вычет ему не положен.

Обратите внимание: к доходу в виде дивидендов, а также выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей, вычеты не применяются.

2. ДСВ должны быть оплачены за счет собственных средств застрахованного лица. Если в качестве источника средств для уплаты взносов выступал работодатель, то вычет налогоплательщику не положен.

Примечание: организации (ИП) могут дополнительно, по собственной инициативе, уплачивать добровольные взносы работодателя в пользу своего сотрудника.

В таком случае перечисление ДСВ из заработной платы работника и взносов работодателя производится разными платежными поручениями. Вычет работнику полагается только на сумму взносов, источником для уплаты которых является доход этого работника.

Размер вычета

СНВ предоставляется в размере фактически понесенных расходов, но не больше 120 000 рублей за один год.

При этом вышеуказанная сумма включает в себя не только затраты на уплату дополнительных страховых взносов, но и иные расходы гражданина на протяжении налогового периода, которые в соответствии со ст. 219 НК РФ входят в состав социального вычета (обучение, лечение, покупка медицинских препаратов, добровольное страхование жизни и пр.).

В случае наличия в одном периоде нескольких видов расходов, попадающих под применение вычета и в совокупности превышающих установленный лимит, налогоплательщик должен самостоятельно выбрать, какие конкретно виды затрат и в каком размере заявить в составе СНВ.

Обратите внимание: перенос неиспользованного остатка вычета на последующие налоговые периоды законодательством не предусмотрен.

Пример: Заработок Смирновой Е.В. составляет 35 000 руб. в месяц. За 2018 год ее работодатель перечислил в бюджет 54 600 руб. (35 000 руб. * 12 мес. * 13 %).

В январе 2018 года Смирнова Е.В. подала заявление, поручив работодателю ежемесячно перечислять со своей заработной платы дополнительные страховые взносы в ПФР в размере 2 500 руб. По окончании года сотрудница взяла на работе справку о сумме перечисленных взносов и обратилась за вычетом в ФНС. Сумма НДФЛ к возврату составила: 3 900 руб. (2 500 руб. * 12 мес. * 13 %).

Вычет по программе софинансирования накопительной пенсии

Граждане, вступившие до 31.12.2014 в Программу государственного софинансирования пенсии и внесшие первый взнос до 31.12.2015, также имеют право получить социальный вычет по расходам на сумму уплаченных ДСВ.

В рамках данной программы сумма средств, которую застрахованное лицо может внести не свой индивидуальный счет в течение одного года, ограничена определенным лимитом – 12 000 руб. Т. е. социальный вычет на расходы по договору софинансирования можно получить только с этой суммы.

Пример: Шубин Т. К. является участником государственной программы софинансирования накопительной пенсии. Уплату взносов производит его работодатель, удерживая каждый месяц из заработка Шубина 1 000 руб.

Заработная плата сотрудника — 30 000 руб. В соответствии с заявлением Шубина Т. К. вычет ему предоставляется по месту работы: ежемесячно бухгалтерия производит уплату НДФЛ с заработка сотрудника с учетом вычета:

(30 000 руб. – 1 000 руб.) * 13 % = 3 770 руб.

Таким образом, за год Шубин экономит на НДФЛ 1 560 руб. (12 000 руб. * 13 %).

Порядок получения вычета

За СНВ налогоплательщик имеет право обратиться:

1. К работодателю. При условии, что уплату взносов производил именно наниматель, удерживая средства из дохода налогоплательщика по его поручению.

Вычет предоставляется на основании письменного заявления сотрудника.

Обратиться к работодателю можно только до окончания налогового периода, в котором производилась уплата ДСВ.

2. В налоговые органы по месту жительства (электронно через портал ФНС или Госуслуги, через Почту России), если гражданин производил уплату взносов самостоятельно или не обратился за вычетом к работодателю до конца года (получил его у налогового агента в меньшем размере).

  • декларация по форме 3-НДФЛ (кроме суммы вычета в бланк нужно внести сведения о доходе и суммах начисленного и удержанного НДФЛ, полученные у налогового агента, а саму справку приложить к декларации);

Примечание: налогоплательщики, которые представляют форму 3-НДФЛ исключительно с целью получения вычета (т. е. не обязаны самостоятельно декларировать свои доходы), не привязаны к срокам подачи отчетности, установленным НК РФ. Срок давности для возврата переплаченного подоходного налога составляет 3 года (например: в 2020 году можно подать декларации за 2017-2019 годы).

  • справка от работодателя о суммах ДСВ, удержанных и уплаченных с доходов налогоплательщика, по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 02.12.2008 № ММ-3-3/634@;

  • платежные документы, подтверждающие произведенные расходы, если уплата взносов производилась гражданином самостоятельно;
  • заявление на возврат НДФЛ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8).

Налоговая инспекция должна проверить представленные документы и вынести решение в срок, не превышающий 3 месяца со дня приема декларации. Если с документацией все в порядке, то денежные средства будут единовременно переведены на личный счет налогоплательщика, указанный в заявлении на возврат НДФЛ, в течение 30 дней.

Список источников

1. Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты.

2. Пункт 3 статьи 210 НК РФ.

3. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

4. Письмо Минфина РФ от 26.07.2016 № 03-04-04/43634 о получении социального вычета по НДФЛ в сумме уплаченных дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

5. Приказ ФНС РФ от 02.12.2008 № ММ-3-3/634@.

Читайте также: