395 налоговый кодекс пенсионеры

Начисление налога на землю для пенсионеров сопровождается предоставлением ряда льгот. Размер налога на землю для пенсионеров с учетом возможных льгот гражданин может рассчитать, если познакомится с нормами НК РФ и региональными законами.

Земельный налог для пенсионеров

Налог на землю для пенсионеров уплачивается гражданами, которые имеют в собственности земельный участок.

Нормы о налогообложении граждан, имеющих земельные территории, были введены ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Размер налога рассчитывается уполномоченными государственными служащими исходя из:

  • Кадастровой стоимости участка.
  • Ставки налога, размер которой напрямую связан с видом земельной территории, принадлежащей налогоплательщику. Так, законодатель устанавливает ставку в размере 0,3% от цены земель за участки, предназначенные для огородничества, садоводства, животноводства или сельскохозяйственной деятельности.

К гражданам, владеющим иными видами земельных территорий, применяется налоговая ставка, составляющая 1,5% от кадастровой стоимости территориальной зоны.

Указанные цифры представляют собой максимально возможные ставки земельного налога. Это значит, что отдельные муниципальные образования могут устанавливать налог в меньшем размере, а вот превышать эти значения – нет.

Льготы на земельный налог пенсионерам

Все налоговые льготы подразделяются на 3 вида:

  • Освобождение граждан от уплаты земельного налога.
  • Уменьшение на 10 000 руб. налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог).
  • Льготы, которые устанавливаются муниципальными властями.

Освобождаться от обязанности по внесению платежей в рамках земельного налога вправе только лица, относящиеся к:

  • Малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири.
  • Народам, которые используют земли для сохранения и развития традиционного образа жизни, ведения хозяйства и промыслов.

Налоговая база может быть сокращена для лиц, которые в соответствии с ч.5 ст. 391 НК РФ являются:

  • Героями Советского Союза.
  • Героями РФ.
  • Полными кавалерами ордена Славы.
  • Ветеранами и инвалидами ВОВ.
  • Ветеранами и инвалидами боевых действий.
  • Инвалидами детства.
  • Инвалидами 1 группы.
  • Инвалидами 2 группы, при этом инвалидность этой группы должна быть присуждена им до начала 2004 года.

Указанные категории граждан могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы на сумму в размере 10 000 рублей.

Документы для оформления льгот

Оформить льготы лицо может путем подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка ( п.10 ст.ст.396 НК РФ).

Вместе с заявлением на снижение суммы земельного налога гражданину, находящемуся в пенсионном возрасте, необходимо будет представить:

  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, выступающий в роли объекта налогообложения.

Для уточнения конкретного перечня документации, необходимой для оформления льгот, гражданину потребуется обратиться в отделение налоговой службы по месту нахождения земельного участка.

Дополнительные льготы

НК РФ не содержит конкретных норм, которые освобождают пенсионеров от уплаты налогов или дают им право на оплату налога по сниженному тарифу, однако законодательные акты муниципальных властей зачастую предусматривают в своих нормах ряд дополнительных социальных льгот, адресованных лицам пенсионного возраста.

К примеру, некоторые муниципальные органы власти предоставляют пенсионерам скидки по налогу на земельную территорию, если эти граждане имеют постоянную регистрацию в зоне муниципального образования.

Ряд государственных органов гарантирует льготы тем гражданам, находящимся в пенсионном возрасте, которые не имеют места трудоустройства или зарегистрированы в жилых помещениях, построенных на территории, за которую пенсионер платит обязательный налог.

Оформление льгот

После того, как гражданин пенсионного возраста предоставил уполномоченному налоговому инспектору полный пакет документов для оформления налоговой льготы, должностное лицо занимается проверкой полученной документации.

Если сведения, зафиксированные в документах, являются истинными, а документы признаны подлинными, то происходит перерасчет земельного налога.

Такой перерасчет должен охватывать временной промежуток, начиная с момента возникновения у гражданина прав на льготы. Если гражданин представил в налоговую инспекцию заявление и дополнительные документы для оформления льгот несвоевременно, то период перерасчета ограничивает 3 годами.

Налог на недвижимость для пенсионеров

Согласно нормам Закона от 09.12.1991 № 2003-1 ФЗ, пенсионеры, получающие пенсию, установленную для них национальным пенсионным законодательством, не платят налог за строения, здания и помещения, находящиеся в их собственности.

Граждане, выступающие собственниками таких объектов недвижимости и не использующие их в предпринимательской деятельности, после наступления пенсионного возраста могут заняться оформлением своих прав.

Оформление освобождения от налога

Чтобы получить положенные льготы, гражданин достигший пенсионного возраста, должен обратиться в налоговые органы по месту нахождения недвижимости и подать заявление. Также потребуется представить паспорт, ИНН и пенсионное удостоверение, которое подтвердит права гражданина на освобождение от имущественного налога.

Когда должностное лицо налоговой инспекции удостоверится в правомерности получения льготы гражданином, оно произведет перерасчет налога. Если лицо обращается в налоговый орган по месту регистрации за льготами несвоевременно, то период перерасчета не может превышать срока в 3 года.

Заявление для оформления льготы

Стандартное заявление, составленное гражданином в свободной форме, принимается налоговыми органами по месту его регистрации. Документ может быть написан от руки или заполнен при помощи автоматического устройства.

В случае, если вы владеете несколькими однотипными недвижимыми объектами (комнатами, квартирами, дачами и т.д.), вы вправе подать заявление только на один из них. Например, если у вас в собственности две комнаты и две дачи, вы можете получить льготу на одну комнату и одну дачу, а по другим объектам уплатите налог в обычном порядке.

Определиться с выбором объекта, по которому вы хотели бы получить льготу, необходимо самостоятельно, закрепив свое решение в уведомлении. Его нужно подать в налоговую инспекцию до 1 ноября года, с которого вы хотите пользоваться льготой.

Требования к заявлению

Основными требованиями, которые предъявляются налоговыми органами к заявлению гражданина, являются:

  • Понятность, ясность и точность формулировок.
  • Отсутствие смысловых и грамматических ошибок.
  • Отсутствие описок, исправлений и зачеркиваний.
  • Наличие полной информации о заявителе.

Содержание заявления

Обычно налоговые инспекторы просят граждан отразить в заявлении следующие немаловажные данные:

  • Наименование руководителя налогового органа, принимающего документ.
  • Полное название отделения налоговой инспекции, в которую гражданин, находящийся в пенсионном возрасте, подает заявление.
  • ФИО заявителя.
  • Номер ИНН гражданина, подавшего документ для оформления льгот.
  • Реквизиты паспорта заявителя.
  • Адрес регистрации гражданина, подавшего заявление на оформление налоговых льгот.
  • Сущность вопроса, по которому подан документ
  • Способ получения ответа от налогового органа.
  • Дата составления документа.

Личная подпись заявителя.

К заявлению на предоставление льготы по налогу на имущество необходимо приложить заверенную заявителем копию пенсионного удостоверения.

Форма подачи заявки в налоговый орган

Подать заявление пенсионер может лично, если посетит отделение налоговой инспекции по месту нахождения имущества и представит заявление с приложенными к нему правоустанавливающими документами.

Также возможно принятие документации, пришедшей по почте. При этом гражданам, которые планируют заполнить письменное заявление и отправить его с остальными документами по почте, следует вложить в конверт только копии документации, заверенные в установленном законом порядке.

Как указано в Письме Минфина РФ от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142, нотариального заверения копий не требуется. Заявитель льготы вправе самостоятельно заверить документ, если ниже реквизита «Подпись» проставит заверительную надпись: «Верно», личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.

Письменное заявление, переданное гражданином лично или посланное в форме почтового отправления, должно быть принято сотрудниками налогового органа и зарегистрировано в установленном порядке.

Если гражданин допустил ошибки в заявлении или приложил неполный пакет документов, то заявление, присланное почте, возвращается по адресу отправителя. К нему прилагается документ, указывающий на допущенные ошибки и содержащий рекомендации по их исправлению.

Отправить заявление на электронную почту налоговой службы можно, если пройти процедуру регистрации в личном кабинете на сайте ФНС РФ. Войти в личный кабинет на федеральном сайте налоговой службы налогоплательщик сможет при условии, что имеет:

  • Регистрационную карту, полученную в местном отделении налоговой службы. Она выдается после того, как уполномоченный налоговый инспектор производит операцию по постановке гражданина на учет и проверке реквизитов его паспорта.
  • Электронную цифровую подпись или универсальную электронную карту, содержащую зашифрованные сведения о налогоплательщике и позволяющую безошибочно осуществить его идентификацию.

Таким образом, граждане, перешедшие черту пенсионного возраста, имеют право на получение некоторых льгот, связанных с уплатой имущественного и земельного налога. Льготы носят уведомительный характер, поэтому они начинают действовать только после того, как пенсионер обратится в налоговый орган с заявлением.

Больше материалов по теме в рубрике " Льготы пенсионерам ".

СТ 395 НК РФ.

1. Освобождаются от налогообложения:

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу с 1 января 2006 г.;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу с 1 января 2006 г.

9) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Комментарий к Ст. 395 Налогового кодекса

Статья 395 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в отношении конкретных земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи освобождаются от налогообложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

На основании Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) уголовно-исполнительная система включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В пункте 2 статьи 395 НК РФ закрепляется, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования закреплен в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2010 N 928.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также в статье 6 Закона N 257-ФЗ закреплено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В случае возникновения споров относительно применения пункта 2 статьи 395 НК РФ судам необходимо исследовать два фактора:

Во-первых, право налогоплательщика земельного налога на льготу, закрепленную указанной нормой.

Во-вторых, вопрос об объекте налогообложения, его фактическом нахождении.

Проиллюстрируем данное примером из судебной практики.

Пример из судебной практики.

Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26.06.2014 N Ф05-7809/13 по делу N А41-9846/12 было частично отказано в удовлетворении требований истца об отмене решения налогового органа, которым ему был доначислил земельный налог в связи с неправомерным использованием налоговой льготы, установленной пунктом 2 статьи 395 НК РФ, ввиду нахождения на земельном участке автомобильной дороги.

Судебные инстанции исходили из того, что применение льготы по земельному налогу возможно при условии, что земельный участок организации занят автомобильной дорогой, одновременно являющейся как дорогой общего пользования, так и государственной дорогой. При этом положения пункта 2 статьи 395 НК РФ не ставят право на применение льготы в зависимость от того, на каком праве принадлежит организации сам земельный участок, занятый поименованной дорогой.

Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Также в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 15АП-2980/2015 по делу N А53-9929/2014 дается толкование пункту 2 комментируемой статьи.

Апелляционная жалоба, поданная в суд, мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены принудительно изъятие земельного участка у собственника и отсутствие в спорный период зарегистрированного решения или соглашения о выкупной цене, на основании которого возможен переход права собственности на часть земельного участка в муниципальную собственность, то есть общество было лишено возможности произвести действия по переоформлении права собственности на спорный участок, на что указал суд первой инстанции. Общество считает, что вправе применять налоговую льготу по п. 2 ст. 395 НК РФ в рассматриваемый период. Взимание налога на землю с изъятого у общества земельного участка противоречит принципу экономического основания налогов, что следует позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.03.2014 N 112992/12.

Однако кассационная инстанция указала, что именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать указанное обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Таким образом, собственник земельного участка (его части) обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности на отчужденный земельный участок (его часть) к иному лицу.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога.

В пункте 4 комментируемой статьи закреплено освобождение от налогообложения земельным налогом религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Правовой статус религиозных организаций закреплен в Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ).

Благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Также необходимо руководствоваться Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии с Законом N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

На основании статьи 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Однако необходимо обратить внимание, что если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, или жилые дома для проживания лиц, осуществляющих богослужение, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке, то есть право на льготу в виде неналогообложения земельным налогом такая религиозная организация утрачивает.

Так, в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556 разъяснено, что в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, а также земельного участка, находящегося в собственности религиозной организации и занимаемого таким жилым зданием, не могут применяться соответственно положения пункта 2 статьи 381 и пункта 4 статьи 395 НК РФ.

Возможен такой случай, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, расположены не только объекты благотворительного значения, но и другие. Например, для производства религиозной литературы. В данном случае религиозная организация освобождается от налогообложения земельным налогом в отношении и такого земельного участка в целом, а не только в той части, которая используется зданием и строениями для благотворительных целей.

В пункте 5 статьи 395 НК РФ установлено освобождение от налогообложения земельным налогом общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

На основании Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

под которые из бюджета выделены определенные и немалые средства.

При этом часть социальных и налоговых льгот пенсионерам финансируется:

из федерального бюджета – федеральные льготы,

а часть льгот финансируется из региональных бюджетов – региональные льготы.

Порядок предоставления этих льгот регулируются федеральными и региональными законами, Налоговым кодексом.

Но беда в том, что практически все эти социальные и налоговые льготы действуют в заявительном порядке, а чиновники не очень-то стремятся довести их до сведения пенсионеров.

И как следствие такого характера предоставления социальных и налоговых льгот не все они доходят до пенсионеров: чего не знаешь, не требуешь, не получаешь.

Каким категориям пенсионеров предусмотрены социальные федеральные и региональные льготы и как их получить, мы рассматриваем в разделе «Социальная защита: Социальные льготы, пособия, выплаты и субсидии».

В данном материале мы познакомимся с налоговыми льготами, которые предоставляются пенсионерам преимущественно на федеральном уровне. Пенсионеры имеют право на налоговые льготы, за получением которых следует обращаться в налоговый орган по месту прописки.

Эти налоговые льготы пенсионерам могут быть следующими:

не облагаются подоходным налогом (НДФЛ) пенсии, социальные доплаты, материальная помощь, приобретение путевок в санатории;

не облагаются налогом на имущество жилища пенсионеров, гаражи, дачные домики площадью до 50 м 2 , помещения для творчества и профессиональной деятельности;

освобождается от транспортного налога один легковой автомобиль с небольшой мощностью двигателя (в зависимости от региона) и ряд других льгот.

Важно. После принятия налоговым органом решения о предоставлении налоговой льготы пенсионеру обязаны сделать перерасчет уже выплаченных налогов за весь период пребывания пенсионера на пенсии и вернуть излишне удержанные суммы.

Налоговая льгота пенсионерам при оплате налога на имущество

Немногие наши пенсионеры знают, что российским налоговым законодательством они освобождены от уплаты имущественного налога (дом, квартиру, гараж или другое помещение).

Налоговый кодекс РФ, ст. 401, п.п. 10 п. 1, п. 4 ст. 407.

Налоговую льготу на имущество получают даже работающие пенсионеры. Это действует и в том случае, если имеется доля в праве общей собственности.

Чтобы пенсионеру получить данную налоговую льготу и не платить налог на имущество, нужно предъявить в налоговые органы

  • пенсионное удостоверение,
  • паспорт и
  • желательно взять с собой копии этих документов.

Если пенсионер платил налог на имущество, то после предъявления удостоверения налоговая служба должна пересчитать налоговые поступления и вернуть уплаченные деньги.

Перечень видов имущества пенсионера, на которые распространяется налоговая льгота

Налоговая льгота распространяется на следующие виды имущества пенсионера:

гараж или место для одной машины в общем гараже;

помещения под творческие мастерские, ателье, студии, негосударственные музеи, галереи, библиотеки;

хозяйственные строения, площадью до 50 кв. м, а также

такие строения, расположенные на земельных участках личного подсобного хозяйства, дачи, либо выделенного для индивидуального жилищного строительства.

На остальные объекты имущества пенсионера налоговые льготы не распространяются. Кроме того, налог на недвижимость придется оплачивать на общих основаниях и в том случае, если кадастровая стоимость объекта превышает 300 000 000 рублей.

Использовать налоговую льготу пенсионер может только для одного объекта недвижимого имущества каждой из обозначенных выше разновидностей.

То есть тот пенсионер, который имеет, к примеру, две квартиры, может получить налоговую льготу только на одну из них по его выбору. Остальное имущество пенсионера подлежит налогообложению на общих основаниях.

Кстати, если пенсионер уже пользовался подобной льготой по закону 1991 года, он не обязан повторно писать заявление только потому, что действующий порядок её предоставления закреплён законом в редакции 2014 года.

В 2014 году правительство РФ внесло поправки в Налоговый кодекс. Согласно этим поправкам, несколько изменился порядок уплаты налога на имущество, что вызвало немалую обеспокоенность среди населения, которое уже находится на пенсии, и ранее было полностью освобождено от уплаты всяческих налогов на недвижимость.

Что изменилось с налоговыми льготами пенсионерам на имущество с 2016 года?

На самом деле, все волнения, которые пришлось пережить пенсионерам, после принятия данных поправок оказались напрасными, и в 2019 году ничего существенно не изменилось.

Налоговые льготы на имущество для граждан, которые находятся на пенсии, сохранились в полном объеме. Эту налоговую норму пенсионерам гарантирует подпункт 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ.

Условие получения пенсионером налоговой льготы на имущество

Для того чтобы можно было пенсионеру оформить соответствующие налоговые льготы, необходимо выполнение еще двух важных условий:

нахождение объекта в собственности пенсионера;

отсутствие факта использования пенсионером этого имущества для предпринимательской деятельности.

Как пенсионеру получить налоговую льготу на имущество

Для того чтобы получить налоговую льготы на недвижимость или по земельному налогу, пенсионерам Москвы, СПб и других городов РФ необходимо обратиться в Налоговую службу по месту жительства и написать соответствующее заявление. Образец заявления предоставят в отделении Налоговой службы. Также можно скачать его через Интернет.

Особое внимание пенсионеру следует обратить на правильность заполнения заявления на получение налоговой льготы. Заявление должно содержать:

всю необходимую информацию о заявителе и

об имуществе, которое должно быть освобождено от уплаты налога.

Если же какая-либо необходимая информация не будет указана в документе, заявление вернут и потребуют устранения всех допущенных неточностей при заполнении.

Также обратите внимание и на грамматику документа. Если в заявлении будут обнаружены какие-либо грамматические ошибки или описки, тогда от вас потребуют переписать его заново и устранить все недостатки.

Кроме того, к заявлению необходимо приложить пакет документов, к которым относятся:

  • паспорт;
  • удостоверение пенсионера. Этот документ является основанием для предоставления налоговой льготы;
  • ИНН;
  • документы на собственность, на которую будет оформлена налоговая льгота.

Налоговая льгота может быть предоставлена всем категориям пенсионеров, которые уже находятся на пенсии, в том числе и военным пенсионерам и бывшим сотрудникам МВД.

Подать все необходимые документы для назначения налоговой льготы пенсионер может тремя способами:

  1. Лично. Для этого пенсионеру необходимо явиться в отделение Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ по месту проживания и обратиться к дежурному налоговому инспектору.

Налоговый инспектор обязан ознакомиться с представленными пенсионером документами, удостоверить личность пенсионера и выдать ему справку о том, что заявление на получение налоговой льготы было принято к рассмотрению.

  1. Почтой. Прежде чем обращаться в ближайшее почтовое отделение, пенсионеру необходимо заверить все копии представляемых документов, которые понадобятся для получения налоговой льготы.

В этом случае нет необходимости обращаться к нотариусу. Заверить документы можно и самостоятельно. Для этого на каждой копии документа необходимо указать надпись «Верно», поставить дату, подпись и ее расшифровку. При неправильно заполненном заявлении или отсутствии каких-либо необходимых бумаг, они будут возвращены обратно пенсионеру с разъяснением недочетов. После их устранения пенсионер имеет право направить пакет документов повторно в налоговую службу.

  1. По электронной почте. Для того чтобы была возможность отправить документы по электронной почте (e-mail), пенсионеру необходимо предварительно обратиться в налоговую службу по месту жительства и стать на учет.

Для регистрации в налоговой службе необходимо иметь при себе удостоверение личности (паспорт) и ИНН. В налоговой службе пенсионеру выдадут документ с данными для входа в личный кабинет, а также регистрационную карту. Кроме того, налогоплательщику понадобится получить электронную карту и сделать персональную цифровую подпись.

Если пенсионер имеет несколько объектов недвижимости и ему необходимо сделать выбор между ними, тогда он должен обязательно представить заявление и документы для освобождения от уплаты налога в срок не позднее 01. 11. 2019 года.

По наступлению указанной даты выбрать иное имущество, по которому предоставляются налоговые льготы, будет уже невозможно.

Если же пенсионер так и не уведомил налоговую службу об имуществе, налоговая льгота будет предоставлена ему автоматически. В таком случае налоговики примут во внимание размер платежей по каждому конкретному типу недвижимости и установят налоговую льготу на тот объект, по которому было выплачено больше всего налогов.

Льгота пенсионеру на уплату транспортного налога

Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому он регламентируется законодательной базой субъектов России. Каждый регион устанавливает или не устанавливает свои льготы для пенсионеров по этому налогу.

Поскольку транспортный налог устанавливается законами субъектов РФ, о наличии данной налоговой льготы для пенсионеров можно узнать в налоговой инспекции по месту жительства. Если транспортные льготы предусмотрены региональными законами, получить их пенсионер может в заявительном порядке, подав соответствующие документы.

Транспортная льгота может быть предоставлена пенсионеру только в том случае, если пенсионер лично обратится в налоговые органы с заявлением.

Размер транспортного налога, как правило, зависит от количества транспортных средств, зарегистрированных на гражданина, и от их технических характеристик. Согласно Налоговому Кодексу, налогоплательщиками транспортного налога являются владельцы транспортных средств.

Однако далеко не все транспортные средства признаются объектами налогообложения. Подобный вид налога не применяется в отношении владельцев автомобилей, оборудованных для использования инвалидами, а также транспортных средств, полученных от органов соцзащиты населения, если мощность их двигателя составляет не более 100 л/с. Все остальные транспортные средства, включая легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и т.д., признаются объектами налогообложения.

Льгота на уплату транспортного налога также как и большинство льгот носит заявительный характер, то есть предоставляется пенсионеру только в том случае, если он обратился с заявлением в налоговую службу и предоставил необходимые документы.

Примеры льгот пенсионерам на уплату транспортного налога в 2019 году в ряде регионов

В Москве пенсионеры не включены в перечень лиц, имеющих право на льготу по транспортному налогу.

В 2016 году, в соответствии с последними поправками в закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" льготы на транспортный налог предоставлялись:

Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, а также гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней (за одно ТС, которое зарегистрировано на граждан указанных категорий);

ветеранам и инвалидам ВОВ;

ветеранам боевых действий и инвалидам боевых действий (за одно ТС, которое зарегистрировано на граждан указанных категорий);

инвалидам I и II групп (за одно ТС, которое зарегистрировано на граждан указанных категорий) и ряду других категорий льготников.

В Санкт Петербурге пенсионеры освобождены от уплаты транспортного налога - за одно транспортное средство, зарегистрированное на пенсионера, при условии, что указанным транспортным средством является:

автомобиль легковой отечественного производства (Российской Федерации, СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно;

катер, моторная лодка или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил включительно.

В Новосибирске пенсионеры по старости:

освобождаются от уплаты налога по транспортным средствам категории "Мотоциклы и мотороллеры" с мощностью двигателя до 40 л.с.;

20% от налоговых ставок, установленных для легковых автомобилей мощностью до 150 л.с.;

транспортный налог в размере 5% - в отношении объектов из категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Как мы видим, размер и условия налоговых льгот для пенсионеров по транспортному налогу целиком оставлено на усмотрение региональных властей и может варьироваться от широких и разнообразных налоговых льгот до полной отмены таковых.

В настоящее время в Государственной Думе обсуждается отмена транспортного налога. Споры об этом ведутся уже не один год, но пока не ясно, какой будет результат.

Льготы на земельный налог для пенсионеров

На федеральном уровне льгот для пенсионеров по уплате земельного налога нет, так как этот налог, как и транспортный налог, устанавливается на региональном уровне.

Согласно федеральному налоговому кодексу, в отношении земельного налога используются различные льготы, однако пенсионеров, как уже было сказано, среди льготных категорий граждан нет.

Но поскольку региональные власти могут сами варьировать порядок начисления и формирования налоговых льгот, не исключено, что в некоторых регионах используют льготы на земельный налог для пенсионеров.

Чтобы пенсионеру узнать о своих правах и получить соответствующую информацию, нужно обратиться в местную администрацию или налоговую инспекцию. При наличии соответствующих правовых актов, оформить налоговую льготу можно по заявлению и документам, подтверждающим льготный статус пенсионера.

Льгота пенсионерам на дополнительный отпуск

Работающие пенсионеры имеют право на такую льготу, как дополнительный неоплачиваемый отпуск.

ст. 128 Трудового кодекса РФ

Продолжительность такого дополнительного неоплачиваемого отпуска составляет для работающих пенсионеров по возрасту до 14 календарных дней в год. Для участников ВОВ этот срок составляет 35 дней, а для пенсионеров-инвалидов – 60 дней.

Компенсация проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам -"северянам"

А если неработающий пенсионер по старости или инвалидности живёт в районах Крайнего Севера – Федеральное законодательство предоставляет ему право на компенсацию проезда к месту, где он решил отдохнуть.

Пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно.

Оплата пенсионеру стоимости проезда к месту отдыха за пределами РФ, в том числе до границы РФ, не производится.

Такую компенсацию пенсионер может получить один раз в два года. Для этого ему необходимо обратиться в Пенсионный фонд РФ по месту жительства.

Компенсация может производиться в виде:

предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно;

возмещения фактически произведённых пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Также работающие пенсионеры имеют право на налоговый вычет по НДФЛ при приобретении или строительстве жилого дома, комнаты либо квартиры, либо доли в них. Такая же льгота положена покупателю земельного участка, на котором расположен жилой дом либо предполагается строительство такого дома.

Читайте также: