Будет ли платит налог негосударственный пенсионный фонд

С 2021 года граждане, у которых на вкладах в российских банках находится сумма свыше 1 миллиона рублей, будут обязаны уплачивать новый налог. Теперь полученный процентный доход будет облагаться НДФЛ по ставке 13%. Обязанность по уплате такого налога предусмотрена законом № 102-ФЗ от 01.04.2020 г. и распространяется в том числе и на пенсионеров. Самостоятельно подавать декларацию в Федеральную налоговую службу (ФНС) не придется — отчитываться об имеющихся вкладах и выплаченных процентах будут сами банки. При расчете налога не будут учитывать полученные доходы по рублевых счетам, ставка по которым в течение всего года не превышала 1% годовых. В частности, из расчета исключаются зарплатные счета граждан.

При этом в Госдуме неоднократно отмечали, что порядок взимания налога на вклады более 1 млн руб. может быть скорректирован. В частности, может увеличиться сумма депозита, подлежащая налогообложению, а также предусмотрены льготы для пенсионеров, вплоть до полного освобождения от уплаты такого вида налога.

Как рассчитать налог с процентов по вкладам от 1 млн руб.

Начиная с 1 января 2021 года, все российские банки будут передавать в ФНС информацию об открытых депозитах и выплаченных по ним процентах. Налоговая служба просуммирует все имеющиеся у гражданина вклады, и если общая сумма превысит 1 миллион рублей, рассчитает и начислит 13% НДФЛ на полученный процентный доход.

Расчет будут производить по следующей схеме:

    Сначала рассчитают доход, полученный гражданином в совокупности по всем вкладам в российских банках. Расчетным периодом является 1 календарный год. Если проценты выплачивались по валютному счету, их пересчитают в рублях по курсу ЦБ, установленному на дату фактического получения дохода.

Затем рассчитают величину необлагаемого процентного дохода. Он рассчитывается как произведение 1 млн руб. на ключевую ставку ЦБ по состоянию на 1 января того года, в котором гражданин получил доход.

  • Если общая сумма полученного процентного дохода не превысит необлагаемую величину, тогда налог начислен не будет.
  • Если же сумма дохода будет больше необлагаемой величины, придется заплатить 13% НДФЛ с суммы превышения.

Самостоятельно рассчитывать налог не придется — это сделает ФНС. Гражданину поступит налоговое уведомление, которое и нужно будет оплатить (точно такое же, как присылают для оплаты земельного, транспортного и других видов налогов). Оплату нужно будет осуществить в срок до 1 декабря года, следующего за расчетным. К примеру, налог на доход по вкладам, полученный в течение 2021 года, нужно будет оплатить в срок до 1 декабря 2022 года.

Пример расчета

У пенсионера имеется вклад в банке 1,2 млн руб. под 6% годовых. Ключевая ставка ЦБ РФ на 1 января того года, в котором пенсионер получит проценты по депозиту, составляет 4,25%.

За год пенсионер получит доход в размере 1 200 000 × 6% = 72 000 руб. Необлагаемая величина дохода составит 1 000 000 × 4,25% = 42 500 руб. Полученный пенсионером доход превышает необлагаемую базу, поэтому ему начислят НДФЛ по ставке 13% на сумму превышения. Пенсионеру необходимо будет заплатить (72 000 — 42 500) × 13% = 3835 руб.


Освободят ли пенсионеров от налога по вкладам

Уже в марте 2020 года, когда Президент В. Путин объявил о введении налога на вклады свыше 1 млн руб., банки столкнулись с массовым закрытием депозитов. На такое развитие событий отреагировали в Госдуме. Депутаты призвали не торопиться с закрытием вкладов, отметив, что до применения нового налогового режима еще есть время для внесения изменений. В частности, озвучивались предложения по освобождению пенсионеров от уплаты налога на вклады.

  • В Комитете Госдумы по труду, соц. политике и делам ветеранов сообщили, что предложат льготы по налогообложению для пожилых граждан. Правда, какие именно льготы будут предложены, не сообщалось.
  • Глава фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов тоже заявил о возможной корректировке законодательства. В частности, предложил начислять НДФЛ на проценты по вкладам от 1,4 млн рублей, а пенсионеров вовсе освободить от его уплаты.

Единственным законопроектом, внесенным на рассмотрение в Госдуму, был проект об увеличении суммы, подлежащей налогообложению — с 1 до 5 млн руб. В пояснительной записке к проекту указано, что такое изменение приведет к освобождению от уплаты налога многих пенсионеров и предпенсионеров, которые на протяжении длительного времени копили «на старость» и теперь получают небольшую прибавку к пенсии в виде процентов по депозиту. К законопроекту подготовлен отрицательный отзыв Правительства. Кабмин указал в Заключении, что предложенные изменения приведут к сокращению поступлений сумм НДФЛ, в связи с чем не поддержал законопроект. 27 октября 2020 г. законопроект отклонили в первом чтении ГД.

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Социальный налоговый вычет (СНВ) предоставляется гражданину, который за счет личных средств оплачивал взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения:

  • в свою пользу;
  • в пользу своих близких родственников: супруга, родных или усыновленных детей (а также подопечных или опекаемых детей-инвалидов), родителей (усыновителей), полнородных и неполнородных сестер и братьев, дедушки, бабушки, внуков.

Условия получения СНВ

Воспользоваться вычетом можно при соблюдении определенных условий:

1. Гражданин должен иметь официальный доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%, в том году, в котором он производил оплату взносов в НПФ.

Следует понимать, что вычет представляет собой возврат (не удержание) налога, который уже был уплачен (должен быть уплачен в ближайшем будущем) государству с дохода физического лица. Если такого дохода у гражданина нет – то и вычет ему не положен.

Обратите внимание: к доходу в виде дивидендов, а также выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей, вычеты не применяются.

2. НПФ должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по пенсионному страхованию и обеспечению (сведения об НПФ должны быть внесены в Реестр негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц).

3. Пенсионный договор, заключенный между гражданином и НПФ, должен содержать обязательные сведения, перечисленные в п. 1 ст. 12 закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ в ред. от 03.08.2018, в том числе:

  • положения о порядке и условиях внесения взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • срок действия договора;
  • положения об условиях расторжения договора.

Размер вычета

СНВ предоставляется в размере фактически понесенных расходов, но не больше 120 000 рублей за один год.

При этом вышеуказанная сумма включает в себя не только затраты на уплату взносов в НПФ, но и иные расходы гражданина на протяжении налогового периода, которые в соответствии со ст. 219 НК РФ входят в состав социального вычета (обучение, лечение, покупка медицинских препаратов, добровольное страхование жизни и пр.).

В случае наличия в одном периоде нескольких видов расходов, попадающих под применение вычета и в совокупности превышающих установленный лимит, налогоплательщик должен самостоятельно выбрать, какие конкретно виды затрат и в каком размере заявить в составе СНВ.

Обратите внимание: перенос неиспользованного остатка вычета на последующие налоговые периоды законодательством не предусмотрен.

Пример расчета вычета

Заработок Петрова С. В. составляет 55 000 руб. в месяц.

В конце 2017 года он заключил 2 договора с НПФ (на себя и свою супругу) и подал заявление работодателю с поручением ежемесячно удерживать и перечислять со своей заработной платы взносы в размере 6 000 руб., а также предоставлять вычет на произведенные расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

Каждый месяц на протяжении 2018 года бухгалтерия производила уплату НДФЛ с заработка сотрудника с учетом вычета:

(55 000 руб. – 6 000 руб.) * 13 % = 6 370 руб.

Таким образом, за год Петров сэкономил на НДФЛ 9 360 руб. (6 000 руб. * 12 мес. * 13 %).

Порядок получения вычета

За СНВ налогоплательщик имеет право обратиться:

1. К работодателю. При условии, что перечисление взносов в НПФ производил именно наниматель, удерживая средства из дохода работника по его поручению.

Подать заявление налоговому агенту можно только до окончания года, в котором производилась уплата страховых взносов.

  • заявление на получение социального вычета;
  • документы, подтверждающие право на СНВ:
  • копия договора с НПФ;
  • копия лицензии НПФ (если сведения о ней отсутствуют в договоре);
  • копия документа, подтверждающего родство с лицом, в пользу которого перечислялись взносы (при необходимости);
  • справка об инвалидности ребенка (если отчисления производились в пользу ребенка-инвалида, находящегося под опекой заявителя).

Работодатель, получивший пакет документов от сотрудника, выдает ему заработную плату за минусом НДФЛ, рассчитанного с учетом вычета, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

2. В налоговые органы по месту жительства (электронно через портал ФНС или Госуслуги, через Почту России), если гражданин производил уплату взносов самостоятельно или не обращался за вычетом к работодателю (получил его у налогового агента в меньшем размере).

  • декларация по форме 3-НДФЛ (кроме суммы вычета в бланк нужно внести сведения о доходе и суммах начисленного и удержанного НДФЛ, полученные у налогового агента, а саму справку приложить к декларации);

Примечание:

1. Налогоплательщики, которые представляют форму 3-НДФЛ исключительно с целью получения вычета (т. е. не обязаны самостоятельно декларировать свои доходы), не привязаны к срокам подачи отчетности, установленным НК РФ. Срок давности для возврата переплаченного подоходного налога составляет 3 года (например: в 2020 году можно подать декларации за 2017-2019 годы).

2. К декларации в качестве приложений прикладываются копии нижеперечисленных документов, а оригиналы предъявляются инспектору только для сверки и остаются на руках у налогоплательщика.

  • указанная в предыдущем пункте документация, подтверждающая право на вычет (оригиналы и копии);
  • платежные документы, подтверждающие фактическую уплату взносов (оригиналы и копии квитанций, чеков, платежных поручений);
  • заявление на возврат НДФЛ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8).

Налоговая инспекция должна проверить представленные документы и вынести решение в срок, не превышающий 3 месяца со дня приема декларации. Если с документацией все в порядке, то денежные средства будут единовременно переведены на личный счет налогоплательщика, указанный в заявлении на возврат НДФЛ, в течение 30 дней.

Справка о неполучении вычета для НПФ

В случае досрочного расторжения договора негосударственного пенсионного страхования (кроме случаев перевода средств из одного НПФ в другой) фонд обязан вернуть гражданину выкупную сумму. При этом разница между полученным доходом и суммой внесенных по договору взносов облагается НДФЛ.

В целях правильного расчета суммы налога страхователь должен предоставить фонду сведения о том, получал ли он социальный вычет в отношении уплаченных взносов или нет.

Если СНВ был получен, то НПФ обязан удержать налог с суммы предоставленного ранее вычета.

Если же вычет не оформлялся, то для того чтобы НПФ уменьшил налогооблагаемую базу по НДФЛ на сумму взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного страхования, гражданин должен предъявить справку из ФНС о том, что социальный вычет ему не предоставлялся.

Чтобы получить вышеуказанную справку, нужно обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением. Рекомендованная форма заявления приведена в письме ФНС России от 10.11.2016 № БС-4-11/21262@.

Список источников

1. Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты.

2. Пункт 3 статьи 210 НК РФ.

3. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О негосударственных пенсионных фондах.

4. Письмо ФНС России от 10.11.2016 № БС-4-11/21262@ о рекомендуемой форме заявления о выдаче справки.

5. Статья 213.1 НК РФ. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

"Российский налоговый курьер", N 8, 2003

Глава 25 Налогового кодекса предусматривает особенности налогообложения доходов негосударственных пенсионных фондов. Однако, как это часто бывает, соответствующие нормы Кодекса сформулированы не лучшим образом и оставляют простор для различного рода толкований.

Пенсионные схемы

Порядок работы негосударственных пенсионных фондов установлен Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ).

Негосударственный пенсионный фонд - это "особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения" (п.2 Закона о НПФ). Исключительными видами деятельности такой организации являются:

  • негосударственное пенсионное обеспечение, то есть выплаты гражданам пенсий помимо государственной пенсионной системы;
  • участие в выплате накопительной части трудовой пенсии в рамках государственной пенсионной системы;
  • участие в выплате профессиональных пенсий, которые выплачиваются отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами и специальными договорами.

Высшим органом НПФ является совет фонда, представляющий интересы учредителей. Текущей деятельностью НПФ руководит исполнительный орган. Он может быть единоличным (исполнительный директор, президент) либо коллегиальным (дирекция).

Физические лица, которым НПФ выплачивает негосударственные пенсии, называются участниками фонда. Лица, которые делают пенсионные взносы в фонд, - вкладчиками фонда. Вкладчиками могут быть участники фонда либо третьи лица (например, организации-работодатели могут делать взносы в пользу своих работников).

Средства, предназначенные на выплату пенсий, учитываются на аналитических пенсионных счетах и называются пенсионными резервами. Доход от размещения резервов (инвестиционный доход) идет либо на пополнение пенсионных счетов, либо на покрытие расходов фонда.

Согласно ст.18 Закона о НПФ пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

  • пенсионных взносов;
  • дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
  • целевых поступлений.

Помимо пенсионных резервов НПФ имеет в своем распоряжении собственные средства. К таковым относится прежде всего совокупный вклад учредителей НПФ, который в настоящее время должен составлять не менее 3 млн руб., а с 2005 г. - 30 млн руб.

В связи с проведением пенсионной реформы НПФ получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании граждан, а также в системах профессионального пенсионного страхования. В частности, НПФ вправе заключать с гражданами договоры об обязательном пенсионном страховании и получать от них средства на выплату накопительной части трудовой пенсии. Это установлено Федеральным законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ.

Средства, собранные фондом на выплату накопительной части трудовой пенсии, а также на выплату специальных профессиональных пенсий, называются пенсионными накоплениями. Учет средств ведется обособленно от средств, собранных по обычным договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Размещением пенсионных резервов и накоплений занимается специальная компания по управлению активами фонда (управляющая). Фонд может работать с несколькими такими компаниями сразу. Самостоятельно размещать свои резервы фонд имеет право только в банковские депозиты, государственные ценные бумаги РФ и иные объекты, разрешенные Правительством РФ.

Размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, не должен превышать в сумме 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов (ст.27 Закона о НПФ).

Все ценные бумаги фонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию, что и депозитарии паевых инвестиционных фондов. Бухгалтерская отчетность НПФ подлежит обязательному ежегодному аудиту, а обязательства перед участниками - актуарной оценке.

Пенсионные резервы формируются на основе так называемых пенсионных схем. На той же основе выплачиваются и пенсии. Пенсионные схемы - это "совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий" (ст.3 Закона о НПФ).

В настоящее время используются две основные пенсионные схемы: с фиксированными взносами (накопительная схема) и с фиксированными выплатами (солидарная схема). Разница между ними - в порядке расчета пенсий и взносов. В первом случае сумма пенсии заранее неизвестна участнику, она будет зависеть от сделанных им взносов. Во втором же, наоборот, сначала определяется минимальная сумма пенсии, которую хотел бы получать участник. Исходя из этого и рассчитывается сумма его взносов.

При накопительной схеме для каждого участника открывается личный аналитический пенсионный счет. На него зачисляются все взносы и причитающаяся доля дохода от размещения пенсионных резервов. Каждый участник такой схемы будет получать свою индивидуальную пенсию в зависимости от того, сколько средств будет накоплено на его личном счете.

Солидарная схема строится на принципах, аналогичных страхованию на дожитие. Для всех участников схемы ведется единый солидарный пенсионный счет. На нем учитываются и взносы, и доход от размещения пенсионных резервов. Какого-либо разделения средств между участниками НПФ на счете нет. При наступлении оснований для выплаты пенсии (например, по достижении пенсионного возраста) НПФ гарантирует всем участникам солидарной схемы определенную пенсию.

Кроме того, применяются и комбинированные схемы. Но в российских условиях, когда основными вкладчиками НПФ являются работодатели, преобладают солидарные схемы.

Доходы и расходы фонда

Особенности определения доходов НПФ установлены в ст.295 НК РФ. К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, кроме доходов, предусмотренных ст.ст.249 и 250 НК РФ, относятся, в частности, доходы от размещения пенсионных резервов в ценные бумаги, от осуществления инвестиций и других вложений, определяемые в порядке, установленном гл.25 Кодекса для соответствующих видов доходов.

Для целей налогообложения прибыли у НПФ не учитываются доходы, указанные в пп.1 (в части вступительных взносов) 5, 6 п.2 ст.251 НК РФ.

Доход от размещения пенсионных резервов определяется как положительная разница между доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Банка России и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения средств по пенсионным счетам.

Таким образом, доходы НПФ делятся на две группы:

  1. от размещения пенсионных резервов;
  2. от "уставной деятельности" (то есть все прочие доходы).

Доходы первой группы облагаются налогом на прибыль только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Прочие доходы облагаются налогом в полном объеме.

В пп.1 и 2 ст.296 НК РФ расходы НПФ разделены также на две группы:

  1. связанные с размещением пенсионных резервов "с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении". Это означает, что доход от размещения пенсионных резервов можно уменьшить на сумму таких расходов не более чем на 15%;
  2. прочие.

Гладко только на бумаге.

Положения Налогового кодекса в части налогообложения НПФ содержат целый ряд неточных и спорных норм.

Начнем с определения дохода от размещения пенсионных резервов. Согласно ст.295 НК РФ к доходам от размещения пенсионных резервов относятся доходы, перечисленные в ст.ст.249 и 250 Кодекса (в них дано общее определение доходов от реализации и внереализационных доходов), и другие доходы. К "другим" законодатель отнес, в частности, доходы от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги и объекты, "установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах".

Получается, что в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь "в частности" - не считая всех остальных доходов, перечисленных в ст.ст.249 и 250 НК РФ. Такая формулировка выглядит по меньшей мере нелогично. Это во-первых.

Далее, согласно п.8 ст.280 и п.2 ст.274 Кодекса, налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24%, определяется отдельно. Никаких исключений из данного правила для НПФ не сделано. Это во-вторых.

И, наконец, третий спорный момент. Как мы уже сказали, Кодекс требует от НПФ определить "положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования". Причем расчетный доход нужно определять "с учетом времени фактического размещения" и "при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам".

Таким образом, фонд должен рассчитать, сколько резервов у него размещено в каждый конкретный момент. Ведь только обладая этой информацией, можно начислить на сумму этих резервов ставку рефинансирования "с учетом времени фактического размещения".

Однако в ст.295 НК РФ не приведена методика такого расчета. Значит, НПФ должен разработать ее самостоятельно. Но что за "напасть": действующее законодательство содержит несколько определений понятия "пенсионные резервы" (об этом ниже).

По мнению МНС России, размещенные пенсионные средства - это средства, размещенные в банках или через доверительных управляющих.

Расчет суммы размещенных пенсионных резервов

Как мы уже отметили, один из самых сложных вопросов - это расчет доходов от размещения пенсионных резервов с учетом ставки рефинансирования.

Налоговое законодательство не содержит определения понятия "пенсионные резервы". Поэтому в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ мы, казалось бы, вправе "обратиться за разъяснениями" к другим отраслям права. Но и там нас ждет разочарование: вместо одного найдем целых три различных определения пенсионных резервов.

Например, в ст.3 Закона о НПФ пенсионные резервы определены как "совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий". В бухучете размещенные резервы фонда отражаются по дебету счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (если они размещены через управляющую компанию) либо по дебету счетов 55 "Специальные счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д. (если часть резервов НПФ размещает самостоятельно).

В то же время в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету пенсионные резервы определяются как сумма средств, учтенная в пассиве баланса фонда по статье "Резервы предстоящих расходов и платежей". Например, в "Отчете о финансовом положении фонда" (форма НПФ-Ф, утвержденная Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России от 21.06.2000 N 47) сумма пенсионных резервов приравнивается к строке 650 пассива баланса фонда ("Резервы предстоящих расходов и платежей").

По кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" отражается сумма резервов, сформированная в соответствии с уставом и решениями руководящих органов фонда. Реальная сумма размещенных резервов может отличаться от суммы, учтенной на счете 96. Ведь на практике по целому ряду причин не все суммы, которые фактически являются размещенными пенсионными резервами, сразу учитываются на счете 96. Например, доход, полученный от размещения пенсионных резервов, который не менее чем на 85% должен быть использован на увеличение этих резервов, до решения руководства фонда о распределении этих сумм нужно отражать по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Наконец, в нормативно-правовых актах Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России иногда пенсионные резервы определяются с точки зрения актуарной математики. Например, в Приказе этой Инспекции от 07.02.2000 N 7 говорится, что "фактический размер пенсионных резервов равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, в которые размещены пенсионные резервы". Далее читаем: "Современная стоимость поступлений денежных средств от активов определяется на отчетную дату в соответствии с методикой, устанавливаемой Инспекцией с учетом предложений Коллегии пенсионных актуариев для проведения ежегодного актуарного оценивания фондов".

По мнению МНС России, в 2002 г. суммы размещенных пенсионных резервов за отчетный период, включая остатки страховых резервов, сформированных на 1 января 2002 г., можно взять из данных бухгалтерского учета. Выбранный способ следует отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Определение средней суммы размещенных резервов фонда

НПФ обязаны вести отдельный учет операций по размещению резервов. Поэтому сумма размещенных резервов может быть взята из бухучета (остатки по счетам 58, 01 и др. за минусом дебиторской задолженности и остатков по счетам 51, 52 и т.п.).

Чтобы рассчитать доход по ставке рефинансирования "с учетом времени фактического размещения", бухгалтер фонда должен вычислить только средневзвешенную сумму размещенных резервов за отчетный период.

МНС России рекомендует рассчитывать эту сумму по аналогии с расчетом среднегодовой стоимости имущества. Об этом сказано в Методических рекомендациях по применению гл.25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Они утверждены Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Согласно п.7.1.3 данного документа сумма размещенных в отчетном периоде пенсионных резервов определяется делением на число месяцев в отчетном периоде суммы, полученной от сложения половины суммы размещенных пенсионных резервов на 1-е число отчетного периода и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы размещенных резервов на каждое 1-е число всех остальных месяцев отчетного периода.

Например, чтобы определить сумму размещенных пенсионных резервов за I квартал, надо сложить сумму резервов на 1 января и 1 апреля, разделить на 2, к полученному числу прибавить резервы на 1 февраля и 1 марта и затем всю полученную сумму разделить на 3.

А как быть, если ставка рефинансирования в отчетном периоде менялась (как, например, в I квартале текущего года)? Тогда доход на среднюю сумму пенсионных резервов должен начисляться пропорционально количеству дней, в течение которых действовала определенная ставка.

Отчетность фонда по налогу на прибыль

Прежде чем приступить к заполнению декларации по налогу на прибыль, бухгалтер НПФ должен разделить доходы на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов необходимо разбить еще на пять частей:

  • от размещения резервов в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке;
  • от размещения резервов в ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке;
  • в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
  • дивиденды;
  • от прочих инвестиций.

Затем при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль бухгалтер НПФ должен:

  1. Определить общую сумму дохода от размещения пенсионных резервов по каждому из пяти видов доходов (стр. 010).
  2. Определить величину размещенных пенсионных резервов в отчетном периоде (стр. 100) и рассчитать доход, который мог быть получен, если бы рентабельность вложений равнялась ставке рефинансирования (стр. 110).
  3. Поделить доход, рассчитанный по ставке рефинансирования, между видами вложений. Такое распределение должно быть пропорционально удельному весу каждого вида вложений в общей сумме дохода от размещения пенсионных резервов (стр. 010).
  4. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер прямых расходов, которые связаны с получением этих доходов (стр. 170, 180 и 190). К прямым относятся прежде всего расходы на приобретение ценных бумаг и других объектов инвестиций.
  5. Определить удельный вес каждого вида прямых расходов в общей сумме прямых расходов фонда, связанных с размещением пенсионных резервов.
  6. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер косвенных расходов, которые на них приходятся (стр. 200 - 230). Для этого величину косвенных расходов типа оплаты доверительного управляющего или спецдепозитария следует разделить пропорционально удельным весам прямых расходов, связанных с указанными тремя направлениями вложений. Допустим, прямые расходы фонда по ценным бумагам, обращающимся и не обращающимся на организованном рынке, а также по прочим вложениям делились в пропорции 40%/40%/10%. Значит, точно так же необходимо разделить и косвенные расходы.
  7. Определить по всем видам доходов от размещения пенсионных резервов размер отчислений на покрытие расходов по содержанию фонда. Они могут составлять до 15% от дохода, полученного от размещения резервов. Для этого общую сумму таких отчислений по данным бухгалтерского учета необходимо разделить пропорционально удельным весам каждого из пяти видов доходов в общей сумме дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.
  8. Вычислить по всем видам доходов, кроме дивидендов, отдельную налоговую базу. Для дивидендов такой расчет не производится, поскольку они облагаются налогом у источника. Налоговую базу по остальным доходам надо рассчитывать как фактически полученный доход минус расходы (прямые и косвенные), отчисления на содержание фонда и расчетный доход по ставке рефинансирования. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам расходы не вычитаются, так как их нет.

Полученные сальдо доходов и расходов (если они окажутся положительными) будут облагаться налогом на прибыль.

Последнее реформирование пенсионной системы вылилось в достаточно спорный вопрос о необходимости создать для людей, которые в будущем планируют уйти на заслуженный отдых, возможность самостоятельно сформировать для себя будущую пенсию.

  • 💰 Пенсионный вычет для тех, кто копит сам на пенсию. Что это такое?
    • Причины инициативы нововведения
    • Суть предложения
    • Кто будет иметь право на получение
    • Предполагаемый размер
    • Плюсы и минусы нового налогового вычета
  • 💸 Социальный налоговый вычет по расходам на пенсионные взносы
    • Что собой представляет и каков его размер
    • Кто и когда может оформить
    • Необходимые документы
    • Куда обращаться для оформления
    • Сроки
  • ❗ Главные различия между двумя вычетами
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💰 Пенсионный вычет для тех, кто копит сам на пенсию. Что это такое?

Пенсионный налоговый вычет – это один из видов вычета с доходов физического лица (аналогичный образовательному или вычету, получаемому при покупке жилья), который можно вернуть. Его можно будет возвращать один раз в год в том случае, если человек самостоятельно перечисляет денежные средства в некоммерческие пенсионные фонды, чтобы сформировать свою будущую пенсию.

Причины инициативы нововведения

Инициатива по введению нового налогового вычета в России исходит от представителей негосударственных пенсионных фондов. Связана она с тем, что, по мнению этих представителей, граждан Российской Федерации необходимо простимулировать на то, чтобы они самостоятельно формировали свою накопительную часть пенсии более активно, нежели это происходит сейчас.

Чем больше людей начнет откладывать на свою будущую пенсию, простимулированные новым налоговым вычетом, тем больше станет количество негосударственных пенсионных фондов, в результате чего люди смогут выбирать, куда именно они будут обращаться и где хранить свои накопления.

Суть предложения

Главная суть предложения заключается в том, чтобы изменить существующую сегодня систему налоговых вычетов с пенсионных накоплений путем увеличения предельной суммы, с которой можно получить возвращение налога на доходы физических лиц (то есть суммы в 13% от уплаченного налога).

Действующая сейчас система вычетов предусматривает возможность получения назад вычета с суммы не более 120 тысяч рублей ежегодно (то есть предельный размер вычета составляет около 15 тысяч рублей), что точно не является стимулом копить на свою пенсию как можно больше.

Кто будет иметь право на получение

Право на получение нового налогового вычета планируется предоставить тем людям, которые не просто решили копить на свою пенсию самостоятельно (как это делается в европейских странах или США), но и откладывают средства путем перечисления их в негосударственные пенсионные фонды, увеличивая ежегодно имеющиеся средства.

Сегодня существующий вычет так же предоставляется людям, которые копят на свою старость путем перечисления средств в негосударственные пенсионные фонды.

Однако следует учесть, что механизм предоставления налогового вычета с накоплений будет аналогичным механизму социального вычета – он будет предоставляться только тем лицам, которые самостоятельно перечисляют взносы в негосударственные пенсионные фонды. Если же взносы осуществляет работодатель, то ни на какие вычеты человек рассчитывать не может. Таким образом, это является прямым стимулированием человека на то, чтобы он самостоятельно пополнял свой накопительный счет.

Предполагаемый размер

Вычет можно будет получить с суммы своих собственных накоплений, если она не превысила лимит в 400 тысяч рублей. Если сумма больше указанного лимита, то вычет будет предоставляться по верхней планке – с 400 тысяч рублей. Сумма вычета, которую можно будет получить, составляет примерно 52 тысячи рублей (при условии достижения максимальной планки ежегодных накоплений).

Расчет происходит таким же образом, как и в случае с социальным вычетом – в размере 13% от сделанной суммы накоплений.

Читайте также: