Что нового в налоге пенсионном украины


В качестве выхода из ситуации премьер предложил повышение налогов и введение так называемой накопительной пенсионной системы. Предложения его справедливо раскритиковали — по двум направлениям. С одной стороны, как людоедские, с другой — ничего не решающие.

Но что с самой постановкой вопроса?

Украина может содержать 36 миллионов пенсионеров

Одним из важнейших показателей уровня развития государства является рост производительной силы труда, то есть изменение в трудовом процессе, которое сокращает рабочее время таким образом, что меньшее количество труда производит большее количество продуктов. Считается она в стоимости, произведенной одним работником в год.


Это основной ответ на вопрос, почему средняя зарплата в Германии — примерно 4000 евро (134 000 грн — 352 000 рублей), а на Украине — 10 000 грн (27 000 рублей), что имеет непосредственное отношение и к пенсиям. Будь украинский Пенсионный фонд в 16,7 раза выше, чем сейчас, Шмыгаль и не подумал бы говорить о том, о чем сказал. Впрочем, с зарплатами в 4000 евро можно было бы говорить и о накопительной системе.

Однако есть сомнения, что через 15 лет неоткуда будет брать пенсии даже при имеющейся производительности труда. Вообще-то в политэкономическом смысле производительный труд — это труд, непосредственным результатом которого являются вещь, энергия или перемещение вещей (энергии) в пространстве. То есть управленческий труд и оказание всяческих услуг не создает непосредственно стоимости.

На работников этих сфер перераспределяется то, что создано непосредственно производительными работниками. Но поскольку нас сейчас интересует не сущность явления, а то, что на поверхности — сколько есть денег, чтобы заплатить пенсии, — мы вполне можем воспользоваться данными МОТ и статистикой Минфина, который не разделяет работников разных сфер.

Итак, в 2019 году на Украине было 15 млн 362 тыс. трудоустроенного населения, которое в совокупности произвело товаров и услуг на 153 млрд 781 млн долларов. Госстат говорит, что к началу 2020 года на Украине проживало чуть больше 41,5 млн человек, но, как мы помним, в декабре 2019-го министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет сказал, что нас осталось всего 37 млн 289 тыс.

Это похоже на правду, поскольку несколько миллионов граждан Украины постоянно живут и работают за границей. Как биологические единицы они есть, но как экономические единицы в украинском народном хозяйстве они отсутствуют.

Поскольку мы большие оптимисты, возьмем для удобства расчетов 40 млн человек. Если все произведенное трудящимися Украины за 2019 год просто равномерно распределить на эти 40 млн, то получится 3845 долларов на душу населения в год. Минфин дает ВВП на душу населения на уровне 3660 долларов. Поскольку взятые нами 40 млн человек — количество приблизительное, а суммы тем не менее получились вполне сопоставимые, значит, расчеты мы проводим верно.


Из статистики МОТ мы знаем, что каждый работающий на Украине производит в год товаров и услуг на 7767 долларов, или 647 долларов в месяц. Из этих 647 долларов ему оставляют среднюю зарплату примерно в 352 доллара (10 000 грн). Таким образом, 647 – 352 = 295 долларов остается. Разделим эту сумму на 122 доллара (средняя пенсия) и получим 2,4. Это значит, что один работающий может прокормить 2,4 пенсионера. Таким образом, 15 млн трудоустроенных граждан Украины спокойно содержат не 11 млн пенсионеров, а целых 36 млн.

Даже если из общей суммы изъять хотя бы 10%, которые ежегодно должны откладываться на амортизацию основных фондов, но по факту не откладываются, а хитрым образом переводятся на счета собственников, все равно запас остается приличный. А если повысить производительность труда пусть не до немецкой (в 16,7 раза), а хотя бы вдвое?

Воровать надо меньше

Проблема низкой производительности труда в том числе связана с тем, что гигантские суммы из производимых украинскими работниками 153-154 млрд уходят за границу безвозмездно, то есть даром.

Во-первых, это возвращение процентов по бесконечным кредитам. Во-вторых, вымывание денег олигархами и чиновниками в офшоры, что негласно приветствуется государством этих самых чиновников и олигархов. Ведь такая система искусственно занижает курс гривны и позволяет собственникам экспортных предприятий платить украинскому работнику в гривне меньшую долю из того, что они получили на внешних рынках в валюте.

Так они лично обогащаются, заграница получает средства для своего развития, а Украина — беднеет. Внутренний производитель находится в коллапсе, поскольку не имеет средств купить станки и оборудование за границей по завышенному курсу доллара, а ставка банковского кредита выше средней нормы прибыли в производственной сфере.

То есть проблема —не в количестве пенсионеров и отчасти даже не в производительности труда. Проблема в том, что кто-то слишком много ворует.

Дальше вопрос налогов


Средняя зарплата — значительно меньше, чем реальная стоимость рабочей силы — стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни на Украине (около 50 000 грн — 130 000 рублей).

В 2019 году МВФ в докладе по демографии в Центральной и Восточной Европе рассчитал, что к 2050 году Украина потеряет более трети рабочей силы. К 2030-му Украина лишится 15% рабочей силы, а к 2050-му — более 30%. Всего к 2050 году в трудоспособном возрасте на Украине будет 43,3% мужчин в возрасте 55-64 и лишь 26,6% трудоспособных женщин.

А как иначе, если у нас работающие люди не имеют средств к существованию? Кто-то уедет, кто-то постареет и перестанет представлять из себя трудоспособную единицу. Новые же трудящиеся почти не рождаются, поскольку родители не в состоянии их обеспечить.

Рецепт у МВФ всегда один — повышение пенсионного возраста. Но это уже даже не смешно. Вроде как от этого появятся новые производства и новые рабочие места. Повышением пенсионного возраста можно добиться лишь ужесточения конкуренции за работу, в которой молодежь всегда будет проигрывать (нет опыта, навыков, связей), а значит, снова уезжать за границу в поисках лучшей жизни. И это тупик.

А с другой стороны, повышение пенсионного возраста — ужас для тех, кто работает на производстве. Сидеть в офисе теоретически можно и до 80 лет, а спускаться в шахту, стоять у сталеплавильной печи, управлять сложной техникой часто становится проблемой и в 60. Особенно если здоровье подорвано тяжелым многолетним трудом, плохой пищей, стрессами и т.д. Не говоря уже о технике безопасности на производстве, которая проблематизируется работой пожилых людей.

А кто за внуками будет присматривать? Средние зарплаты не позволяют родителям не то что нанимать нянь, но и даже сдавать детей в частные детские сады (государственных мало, и они тоже не бесплатные). Таким образом, повышение пенсионного возраста — еще один стимул рожать меньше, что снова загоняет в демографический тупик.

Что касается предложенной премьером Шмыгалем накопительной пенсионной системы, при средних зарплатах в 10 000 грн — 27 000 руб (медианная еще меньше, миллионы людей реально получают 5-7 тыс.) ничего существенного накопить нельзя. Кроме того, частные фонды, особенно на Украине, имеют стабильную тенденцию к исчезновению в офшорах. Пока будешь 20-30 лет копить, директор фонда неожиданно может оказаться на островах под пальмами с чемоданом денег.

И почему фонды? Что мешает получить всю зарплату (без обязательных пенсионных отчислений), а потом делать с ней что угодно — положить часть на депозит, купить акции или ценные металлы, например? Но штука вся в том, что деньги людям никто в руки не даст — или в государственный Пенсионный фонд, или в частные фонды (лично олигарху в руки).


Речь совсем о другом. Для начала буржуям неплохо было бы слегка умерить аппетиты. Капиталистам бедной страны необязательно покупать самые дорогие в мире виллы, можно и какими-то средними обойтись. Далее — повышать производительность труда, внедрять новые технологии производства, оборудование, принципы организации труда. Очень жестко уголовно преследовать за вывод крупных сумм за границу, вообще заблокировать такие операции, деньги украинских капиталистов должны лежать в украинском банке. Желательно в государственном. Если средства продолжат утекать, никакая производительность труда не поможет повысить уровень жизни населения — просто будут больше выводить.

Прекращать экспорт продукции с низкой добавленной прибавочной стоимостью (минеральные ресурсы, продукты первого передела металлургии, зерновые). А для этого придется национализировать ключевые промышленные предприятия. Из их прибыли будет наполняться бюджет, что позволит снизить налоги для всеми на словах пестуемого малого бизнеса, а самозанятых вообще не трогать.

И, конечно, нужно отказаться от каких-либо пенсионных фондов вообще, а финансировать пенсии напрямую из бюджета, вне зависимости от наполняемости фонда, а просто столько, сколько нужно. За счет чего, мы уже выяснили.

Еще раз, это не социализм, это абсолютно классическая капиталистическая теория кейнсианства. Экс-премьер Гончарук, который «профан в экономике», говорил, что слышал о такой. А что же Шмыгаль, который якобы не профан? Он говорит, что через 15 лет пенсионеров станет в два раза больше, чем работающих. Мы с вами уже посчитали, что это не проблема. Даже при текущей производительности труда пожилых людей можно будет обеспечить и через 15, и через 30 лет, даже если их станет еще больше. А при повышении производительности труда их можно прокормить почти в любом количестве.

Просто воровать надо меньше и развивать экономику.

Стареющее население — нормальная ситуация для развитых капиталистических стран. Уровень медицины и общий уровень жизни позволяет жить долго, рожают же меньше вследствие женской эмансипации и большого количества разнообразных занятий, доступных человеку, плюс из-за желания дать ребенку хорошее образование и т.д. В то же время в развивающихся с низкой базы странах все наоборот — живут мало, но рожают много.

У Украины — уникальная ситуация, когда и уровень жизни низкий, и с демографией беда. Это связано прежде всего с тем, что украинский капитализм родился не естественным образом, развившись в свое время из феодализма, а всем известно как в 1991 году. Встроиться же в систему, где капитализму ведущих государств уже по 400-500 лет, можно только в виде Гаити, но никак не в виде Швейцарии.

А какие на Гаити пенсии?

  • Теги
  • Денис Шмыгаль,
  • пенсионеры,
  • пенсии,
  • Украина


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

С 1 января в Украине выросли минимальная заработная плата и прожиточный минимум. Это непременно скажется на налоговых отчислениях как самостоятельных ФОПов, так и предпринимателей с наемными работниками. Каким образом — разбирался «Минфин».


Государственный бюджет предусмотрел рост основных социальных стандартов в 2020 году. С 1 января минимальная зарплата увеличилась на 550 грн — до 4723 грн в месяц. Изменился и прожиточный минимум: с 1 января он вырос на 75 грн и составляет 2102 грн. В этом году его будут увеличивать еще дважды: с 1 июля — до 2197 грн, с 1 декабря — до 2270 грн.

Что нужно знать о ЕСВ

От зарплаты зависит размер единого социального взноса (ЕСВ). Его начисляют ежемесячно по ставке 22% от минимальной заработной платы и платят поквартально.

То есть минимальный страховой взнос с 01 января 2020 г. составил 1039,06 грн в месяц (4723 грн * 22%), или 3117,18 грн за квартал. Это на 121 грн и 423 грн соответственно больше, чем в 2019 году.

Максимальная база начисления ЕСВ равна 15 размерам «минималки». Таким образом, с 2020 года она вырастет на 8250 грн — до 70 845 грн (4723 грн * 15). Соответственно, сумма максимального страхового взноса в 2020 г. достигнет 15 585,90 грн (1039,06 грн * 15).

​Размер минимальной зарплаты в течение 2020 года не изменится. Это значит, что и минимальная, и максимальная суммы ЕСВ будут оставаться стабильными.

Итак, в новом году будут больше платить:

  • единщики-работодатели. За основных работников они должны уплачивать ЕСВ в размере не ниже минимального страхового взноса, то есть не менее 1039,06 грн.

Исключения касаются работников с инвалидностью. В случае начисления ЕСВ на их зарплату, физическим лицам-предпринимателям следует применять ставку 8,41% к фактической сумме начисленной зарплаты;

  • самозанятые предприниматели. Они платят ЕСВ «за себя» самостоятельно, но не ниже минимального страхового взноса — 1039,06 грн. В годовом измерении их затраты на уплату ЕСВ составят 12468,72 (1039,06 * 12 месяцев), то есть, по сравнению с предыдущим годом, сумма увеличится на 1452 грн.

Ставки единого налога

  • для І группы ФОП он составляет до 10% от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;
  • для II группы – до 20% от размера «минималки», установленной законом на 1 января отчетного года;
  • для III группы — в процентах к доходу: 3% (с НДС) и 5% (без НДС).
  • ФОПам І группы — 210,20 грн (2102 грн * 10%),
  • ФОПам II группы — 944,60 грн (4723 грн * 20%).

Сколько будут платить ФОПы

І группа:

  • ЕСВ — не меньше 12468, 72 грн (1039,06 грн * 12 мес.);
  • единый налог — максимум 2522,40 грн (210,2 грн * 12 мес.)

Следовательно, налоговая нагрузка в 2020 году на ФОПов І группы составит 14991,12 грн.

II группа:

  • ЕСВ — не меньше 12468, 72 грн (1039,06 грн * 12 мес.);
  • единый налог — максимум 11335,20 грн (944,60 грн * 12 мес.)

Наемные работники «подорожали»

  • ЕСВ платит работодатель;
  • НДФЛ и ВС вычитаются непосредственно из зарплаты работника.

Комментарии - 23

Если магазин на периферии, км так от 10 от облцентра, то там может быть и не будут компостировать мозги с П-РРО. Наценка там не плохая. По идее должны и дальше себя не плохо чувствовать. А те кто в крупных городах, что розница малая, что сервис, те все обречены. То есть нужна нормальная модель бизнеса. И на налоги тогда можно плевать.

Чтобы не подумали, что я теоретик, я сам практик, добавлю. Не стоит бояться налогов. Или считать, что налоги это как бы пенсии, стипендии, детские. Налог это взятка для местных властей. Ибо местная власть не может печатать деньги. А вот центральная власть их печатает. И она же и платит ими пенсии и т.д.

В сухом остатке. На налоги плевать. То ест на проблемы центральной власти. Кроме НДС и акциза. Здесь всё уже жёстко сконструировано. Взятки, да платим , а то местные бандиты башку отобьют.

«Минималка» (4723 грн) + с нее: ЕСВ 22% (1039,06 грн) + НДФЛ 18% (850,14 грн) + военный сбор 1,5% (70,85 грн) = 5762,06 грн.

3 группа это 5% от выручки, то есть от продажных цен, 5% считается от суммы денег поступивших за квартал, нал и/или безнал.

Но поскольку до 31 декабря 2020 единщики физлица освобождены от РРО, то вроде как у вас будет в отчете за квартал 0, и налог 5% от 0. Ну или вы покажете в отчете что продали мыса на 100 000 грн., и платите 5 000 налога за квартал. Я бы не платил. У вас будет ежемесячно отток денег 1 000 грн. единсоцвзнос за каждого работника оформленного, их у вас 2.

Но это все не важно. Через 11 месяцев, РРО иммунитет заканчивается и вам придется ставить П-РРО на планшет, а лучше купить обычный РРО. Все это регистрируется в налоговой. И тогда вся ваша выручка будет видна в налоговой. И тогда 5% от общего вала это наверно банкротство.

Вам надо в тень уходить. Брать оптом мясо, делать обрезь фасовку в подпольном цехе и её отгружать на розничные сети у которых есть НДС и РРО.

То что вы загорелись это от того что все осознали, что грядет полная веселуха и все сматываются, рынок освобождается, но туда никто не придет, только крупные сети.

Грустно когда люди торопятся.

5 % это ставка единого налога для группы 3, она взимается от общего объема продаж, точнее от поступления денег от продажи товаров и услуг. Если в рознице торговая наценка 15 , то за вычетом налога остается валовой прибыли уже 10 %. И из этой валовой прибыли надо профинансировать аренду торгового зала, зарплату продавцов, электроэнергию для холодильников, ЕСВ с минималки продацов, техобслуживание РРО и т.д. и т.п.

Практически это нереально. Ещё надо понимать, что есть сезонность, амортизация, какие-то внезапные перебои, иногда приходится менять место. В реальности, жизненный цикл продукта суживает время для бизнеса до 3 лет. А потом всё сначала.

Поднять наценку, это отток покупателей. А если даже покупатели останутся, то конкуренты рядом появятся.

Сейчас чтобы выйти на новый рынок надо иметь 3 размера капитала, необходимого для старта в данном месте и в данной отрасли. Потому что один размер просто уйдет на отработку опыта новой отрасли, второй размер уйдет для отбивания места, чтобы покупатели привыкли, или чтобы уйти на уже новое место с гарантией успеха места как такового. А 3 размер это просто на обычный старт. И потом ещё 2-3 года будет точка безубыточности. И вот уже потом за 1-2 года надо накопить прибыль для организации своей сетки. Надо иметь от 3-5 торговых точек. Это минимум для выживаемости. И кстати это подстраховка для плавного выхода из темы, если рынок или отрасль внезапно закрывается.

С 2010 года, законодательство Украины обязало после регистрации СПД предпринимателей на едином налоге уплачивать доплату в Пенсионный фонд.

В 2020 году (как и в прошлом) аналогичное требование применяется к СПД на общей системе налогообложения и самозанятым лицам.

Стоит отметить, что с принятием Закона О едином социальном взносе, который унифицировал взносы в Пенсионный фонд (ЕСВ) в Украине существенно поменялись правила уплаты социальных платежей.

Размер оплаты в Пенсионный фонд составляет сумму минимального страхового взноса, необходимого до достижения минимального страхового платежа.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Так сколько же должны платить в местные налоговые инспекции СПД на едином налоге и предприниматели единоналожники?

В настоящий момент взносы претерпели незначительные изменения, согласно Закону про пенсионное обеспечение, Закону о едином соцвзносе, СПД как на едином налоге, так и на общей системе налогообложения обязаны доплачивать в Пенсионный фонд ежемесячно сумму для достижения минимального страхового платежа, который составляет 22% от размера минимальной заработной платы (устанавливается государством). возможно, вы запутались. Прежде всего, вам надо понять, что для расчета доплаты используются такие величины:

  1. Минимальная зарплата - устанавливается государством.
  2. Минимальный страховой платеж - используется для расчета пенсии (пенсионного возраста), составляет 22% от минимальной зарплаты.

Доплата в ПФ для физлиц-единщиков

Минимальный обязательный платеж

Сумма месячного минстрахового платежа в 2020 году для всех групп единого налога составляет:

1039,06 гривен (за период 01.01-31.08)

1100 грн. (с 1.09 по 31.12)

- за период 1.1.20 - 31.8.20: 4723 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2020 году) х 22% (ставка ЕСВ) = 1039,06 грн.

- за период с 1.9. по 31.12.2020 года - 5000 грн. (размер минзарплаты) х 22% ЕСВ = 1100 грн.

К вопросу о том, платит ли доплату ЕСВ ФОП-единщик первой группы, то поскольку с 2018 года для 1-ой группы единого налога льготы по уплате ЕСВ отменены - соответственно, размер доплаты составит теже 1039,06 грн.

Отметим, что сумма минимального страхового платежа в 2019 году составляла 918,06 грн.

Как видно, за счет повышения размера минимальной зарплаты на текущий бюджетный год взнос увеличился. Это изменение закономерно, поскольку размер минимальной зарплаты растет из года в год. На сегодняшний день ее размер составил 5000 гривен.

При этом стоит обратить отдельное внимание, что СПД предприниматель обязан самостоятельно расчитать эту сумму, т.е. обязательно следить за изменениями минимального размера зарплаты (в 2020 году запланировано изменений размера зарплаты два раза), и самостоятельно ежеквартально оплачивать ее на соответствующие счета.

ЕСВ в Пенсионный фонд имеет предельный (максимальный) размер - 15-кратный размер минзарплаты, и составляет на 2020 год:

15585,9 грн. (4723 х 15 х 22%) - для выплат в промежутке с 1.1. по 31.8.2020 года

16500 грн. - для выплат с 1 сентября.

Как и ранее, предприниматели-«единщики» вправе платить взносы ежеквартально (а не ежемесячно), до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Доплата ЕСВ СПД на общей системе налогообложения

В 2020 году СПД на общей системе обязаны (ранее - имели право) платить ЕСВ независимо от наличия доходов. Если ранее, необходимость уплаты ЕСВ была привязана к наличию прибыли, то с 2017 года обязательство распространяется и при отсутствии доходов.

Напомним, что ранее такие СПД платили сумму единого соцвзноса от всей суммы полученного дохода по итогам года (эта норма сохранилась) - СПД на общей системе налогообложения должны заплатить ЕСВ в размере 22% от дохода. При этом максимальная сумма ЕСВ ограничена размером максимального страхового платежа.

В случае отсутствия доходов - СПД обязан заплатить ЕСВ в размере не менее минимального страхового платежа.

Сумма месячного минстрахового платежа в 2020 году составляет:

4723 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2020 году) х 22% = 1039,06 грн. за период 1.1. - 31.08.2020 года

1100 грн. за период 1.09. - 31.12.2020 года.

При этом, СПД имеют право заплатить и большую сумму ЕСВ, но не более максимального страхового взноса - для 2020 года это 15585,9 грн. (с 1.09. - 16500 грн).

Стоит отметить, что обязательная уплата ЕСВ для СПД без наличия доходов внедрена с 1 января 2017 года, следовательно обязательств уплаты доплаты в ПФ за прошлые года нет.

Сроки уплаты доплаты ЕСВ

Плательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, должны внести взнос, начисленный за прошедший календарный год, до 10 февраля следующего года.

Лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, уплачивают взнос за 2019 год до 1 мая 2020 года. Бухгалтерские услуги для предпринимателей помогут вам не получить штраф за просрочку уплаты налогов.

В 2020 году (как и ранее) оплата ЕСВ делается одним платежным поручением, по аналогии с подоходным налогом. Ранее в органах ПФУ было открыто 88 счетов для уплаты ЕСВ в зависимости от классов риска производства и категорий плательщиков. В некоторых случаях предпринимателям приходилось создавать до семи платежных документов. Теперь установлены новые пропорции разделения взноса по видам общеобязательного государственного соцстрахования, что позволит уменьшить число платежных документов у налогоплательщика. В органах казначейской службы открыты новые счета для зачисления единого взноса.

Кабинет министров взялся за внедрение в Украине накопительной пенсионной системы. Так, на заседании правительства в среду чиновники утвердили план ее введения. Как обещает вице-премьер по вопросам социальной политики Павел Розенко, накопительная система заработает в Украине уже с 1 января 2019 года. 112.ua разбирался, сколько людей на сегодняшний день самостоятельно копят на пенсию и что изменит накопительная пенсионная система



Ярослав Конощук


Ярослав Конощук

Кабинет министров взялся за внедрение в Украине накопительной пенсионной системы. Так, на заседании правительства в среду чиновники утвердили план ее введения. Как обещает вице-премьер по вопросам социальной политики Павел Розенко, накопительная система заработает в Украине уже с 1 января 2019 года. 112.ua разбирался, сколько людей на сегодняшний день самостоятельно копят на пенсию и что изменит накопительная пенсионная система

Пенсионная реформа шагает

В среду вступил в силу принятый парламентом 5 октября правительственный вариант пенсионной реформы. Он, помимо повышения страхового стажа, необходимого для получения права на пенсию, вводит также накопительную пенсионную систему. Таким образом, каждый украинец, в случае если он легально отработал от 25 до 35 лет, сможет рассчитывать на две пенсии: одну традиционную государственную (за счет взносов в пенсионный фонд и бюджетных дотаций) и накопительную. Правда, на вторую пенсию, в соответствии с логикой законодателя, они должны будут откладывать себе сами. Правительственная версия пенсионной реформы предполагает, что "все застрахованные лица" должны будут платить взносы в Накопительный фонд. Начать работу же второй уровень пенсионной системы, в соответствии с планами правительства, должен с 1 января 2019 года. Хотя еще летом министр социальной политики Андрей Рева предполагал, что накопительный уровень пенсионной системы заработает с 2021 года.

Стоит отметить, что это уже не первая попытка правительства внедрить накопительную пенсионную систему. Еще вначале 2000-х отечественные законодатели заявили о необходимости введения накопительной пенсионной системы, однако на практике все ограничилось появлением негосударственных пенсионных фондов. В 2015 году, в соответствии с планами правительства Арсения Яценюка, она должна была стартовать с 1 января 2017 года. Предполагалось, что сумма взноса в накопительный фонд будет составлять 1-2% и достигнет 7% от заработной платы в 2022 году.

Стоит отметить, что, несмотря на официальное отсутствие накопительной пенсионной системы, украинцы имеют возможность откладывать себе на вторую пенсию, вкладывая собственные средства в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Однако, вкладывать на свой страх и риск из-за отсутствия гарантий возврата средств для вкладчиков таких фондов. По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, украинцы по состоянию на 2016 год могут копить себе на вторую пенсию в 52 негосударственных пенсионных фондах. Еще 8 фондов - корпоративные. В частности для своих сотрудников пенсионные фонды созданы в Национальном банке Украины, "Укрэксимбанке", концерне "Стирол", "Укрпочте". Еще ряд фондов создан профсоюзами. В соответствии с данными ассоциации, на пенсию себе откладывают чуть более 800 тысяч человек, а активы всех фондов составляют чуть менее 2 миллиардов гривен, в частности из-за слабой фактической защищенности вкладчиков НПФ. При этом около половины активов негосударственных пенсионных фондов приходится на НПФ Национального банка Украины.

Новый налог или вторая пенсия?

Правда, пока в правительстве даже не имеют представления о том, как будет выглядеть накопительная пенсионная система. И, несмотря на то, что в принятом парламентом законопроекте предполагается запуск государственного накопительного фонда, не исключают, что уже на этом уровне будет работать частная структура или структуры.

Как отметил министр социальной политики Андрей Рева, отвечая на вопрос о механизме работы накопительного пенсионного фонда: "О вопросах, о которых Вы говорите, нужно дискутировать". При этом он считает, что копить себе на вторую пенсию работник должен самостоятельно.

По данным источников 112.ua, в Кабинете министров на уровне идеи обсуждается создание накопительного фонда. Предполагается, что в него будут делать взносы все работающие украинцы, а размер взноса с течением времени достигнет 7% от заработной платы. Правда, пока окончательно не определена ни форма собственности, ни организационная структура. Как отмечают наши собеседники, существует риск, что за счет накопительного фонда будет финансироваться дефицит Пенсионного фонда, то есть, по сути, это будет дополнительный налог.

Пока же правительство только разработало план по внедрению в Украине второго уровня пенсионной реформы - накопительной пенсионной системы и утвердило его, как мы отмечали выше, на своем заседании 11 октября.

Предполагается, что к 2018 году должны быть подготовлены и направлены в Раду законопроекты о критериях отбора негосударственных пенсионных фондов - субъектов второго уровня системы пенсионного обеспечения; о создании условий для свободного движения капитала; о введении новых финансовых инструментов для инвестирования; об обеспечении прозрачности деятельности и отчетности субъектов системы накопительного пенсионного обеспечения; о совершенствовании требований к управляющим пенсионными активами; об определении правил отбора и замены негосударственного пенсионного фонда, в котором учитываются страховые взносы, в систему накопительного пенсионного обеспечения. Также предполагается усилить надзор за негосударственными пенсионными фондами.

Эксперты же, в свою очередь, хотя и поддерживают идею внедрения пенсионных накоплений, однако критикуют идею создания государственного пенсионного фонда с обязательными взносами.

Так, по мнению эксперта Реанимационного пакета реформ Александра Ткача, в госфонде у граждан меньше шансов сохранить собственные средства, среди прочего, из-за коррупционных рисков. Он также отмечает, что, несмотря на снижение нагрузки на пенсионный фонд в результате принятия правительственного законопроекта, сохраняется риск того, что в среднесрочной перспективе состоится пенсионная уравниловка (пенсионеры будут получать одинаковую пенсию от государства, - ред.). Говоря же о том, каким должен быть накопительный уровень пенсионной системы, Александр Ткач отметил, что следует предоставить право украинцам откладывать себе на пенсию в негосударственных пенсионных фондах, "усилить ответственность за манипулирование средствами вкладчиков НПФ" и разрешить им вкладывать средства в западные структуры.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бельдий отмечает, что в Украине на сегодняшний день нет условий для создания накопительного уровня, и создать их до 1 января 2019 года государство вряд ли успеет. Она считает, что люди на сегодняшний день "не доверяют власти и не имеют уверенности в будущем" и, соответственно, не будут вкладывать деньги. По ее мнению, и самим фондам сегодня некуда инвестировать средства в украинской экономике.

По словам министра социальной политики Андрея Ревы, пока в Кабмине готовят концепцию завершения пенсионной реформы. И через несколько месяцев обещают представить ее на суд общественности и обсудить.

Ярослав Конощук

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку "сообщить об ошибке", чтобы сообщить об этом редакции




После того, как с 1 декабря 2020 выросли размеры прожиточного минимума для различных групп населения в соответствии с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год", с 4 декабря Пенсионный фонд начал выплачивать повышенные пенсии за декабрь.

Об этом сообщает пресс-центр Пенсионного фонда Украины.

Таким образом, с 1 декабря размер минимальной в Украине для разных групп населения составляет:

  • для лиц, утративших трудоспособность - 1769,00 грн;
  • на одного человека в расчете на месяц - 2189,00 грн;
  • для трудоспособных лиц - 2270 грн;
  • для детей до 6 лет - 1921 грн;
  • для детей от 6 до 18 лет - 2395 грн.

Отмечается, что прежде всего, вырос размер минимальной пенсии по возрасту для неработающих пенсионеров, которые имеют полный страховой стаж.


Кроме того, будут увеличены минимальные пенсионные выплаты шахтерам, лицам с инвалидностью вследствие войны и участникам боевых действий, лицам с инвалидностью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, а также надбавки, доплаты, повышения некоторым категориям граждан.


Пересчитан размер надбавки донорам. С 1 декабря он составляет 218,90 грн.


"Пересчет проведется органами Пенсионного фонда Украины автоматически. Выплата перечисленных пенсий начнется с 4 декабря", — отметили в ПФУ.


Таким образом, с 1 декабря минимальная пенсия повысилась до 1769 грн (+57 грн), или на 8% (с 1638 грн до 1769 грн) за год. Но кроме повышения минимальных пенсий, увеличились пенсии и другим категориям пенсионеров.


Больше всего выиграли от повышения пенсий те, у кого они и так были высокими. Например, максимальная выплачиваемая пенсия, составляющая 10 минимальных (сейчас 17 690 грн), выросла сразу на 570 грн.


Увеличились пенсии у некоторых категорий пенсионеров за счет надбавок, начисляемых в процентах от ПМ:

  • инвалиды войны – у них, в зависимости от группы инвалидности, пенсии выросли на 205-370 грн;
  • инвалиды ЧАЭС – на 128-162 грн;
  • участники боевых действий – на 93 грн. Все эти категории получили еще и дополнительные надбавки от 8,5 до 28,5 грн.
  • Шахтерам добавили по 171 грн.

Пенсии почетных доноров (40 и более бесплатных сдач крови не менее 400 г за раз), имеющих надбавку к пенсии 10% от ПМ, причем не для пенсионеров, а для трудоспособных, увеличились на 7 грн.

Пенсионеры с особыми заслугами перед Украиной (орденоносцы, имеющие звание “заслуженный” или “народный”) дополнительно получили от 11,4 до 22,8 грн.

Пенсионерам, получающим трудовые пенсии по возрасту выше, чем новая минимальная (1769 грн), не добавили ничего либо их прибавки оказались незначительными – от 57 копеек до 7-12 грн. Это доплаты за стаж – 1% от минпенсии за каждый дополнительный отработанный год свыше 35 лет для мужчин и свыше 30 лет для женщин. С 1 декабря эта доплата увеличилась на 57 копеек за каждый год. Например, мужчина, у которого 43 года стажа, получит дополнительно к пенсии около 4,5 грн (0,57х8=4,56) грн.

Не изменились пенсии у работающих пенсионеров, госслужащих, научных работников, помощников народных депутатов и тех, кому пенсии были назначены в 2019-20 годах.

Как сообщали Українські Новини, с 1 декабря в Украине повысили размер пенсии. Это связано с ростом прожиточного минимума. Предыдущее повышение было проведено с 1 июля (до 2118 грн), а с 1 декабря прожиточный минимум будет составлять 2189 гривен.

Читайте также: