Что такое налоговые доходы пфр

Статья 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.10.2018 N 351-ФЗ)

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 10.05.2010 N 85-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 423-ФЗ)

страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Анализ бюджета Пенсионного Фонда РФ

Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

— предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;

— Государственная Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);

— Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей: из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты; физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

Доходы Пенсионного фонда РФ

Анализ состава и динамики доходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Состав и динамика доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.


Общая величина доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года увеличилась на 498,61 млрд.руб., или на 7%, а в 2017 году относительно 2016 года еще на 634,86 млрд.руб., или на 8,33%. Увеличение доходной части бюджета в 2016-2017 году преимущественно было вызвано ростом поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величина которых в денежном выражении в 2017 году возросла на 267,12 млрд.руб., а в 2017 году еще на 350,4 млрд.руб.

На рисунке 1 представлена структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.



Как можно заметить, структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг. существенных изменений не претерпела. Основную часть доходов ПФ РФ, более 54% на протяжении всего анализируемого периода составляли поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На долю поступлений из федерального бюджета приходится в среднем от 26 до 27% в общей структуре доходов внебюджетного фонда.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Основными статьями расходов Пенсионного фонда являются:

— выплата страховых пенсий;

— выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.);

— выплата государственных пенсий;

— расходование средств по Программе «Материнский капитал».

Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.


В 2016 и 2017 году наблюдается снижение расходов на социальные выплаты. В тоже время, наблюдается положительная динамика расходов, связанных с выплатой пенсий. Общая величина расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года возросла на 36,65 млрд.руб., а в 2017 году относительно 2016 года снизилась на 53,5 млрд.руб. На рисунке 2 представлена структура расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.



На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение доли расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий с 81,12% в 2015 году до 89,96% в 2017 году. При этом существенно снижаются расходы на социальные выплаты с 14,6% в 2015 году до 6,13% в 2017 году.

Соотношение доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ

На рисунке 3 представлена динамика соотношения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.

На протяжении всего анализируемого периода, как можно заметить, бюджет Пенсионного фонда РФ являлся дефицитным, что вызвано превышением величины его расходной части над доходами. При этом, стоит отметить, что дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ на протяжении 2015-2017 гг. снижается.

Таким образом, анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ показал, что основная часть доходов бюджета фонда состоит из поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основная часть расходов бюджета фонда направлена на выплату пенсий. Бюджет на протяжении всего анализируемого периода является дефицитным.


Какие Пенсионного Фонды существуют в России?

  • Пенсионный Фонд России ПФР
  • Негосударственный Пенсионный Фонд НПФ
  • Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) ДПО

В этой статье речь пойдет о Пенсионном Фонде России

Из чего складывается доход Пенсионного Фонда РФ?

1. Доходы бюджета Фонда на 2020-2021-2022 годы

Пенсионным фондом России подготовлен проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

На 2019 год бюджет сформирован по доходам в сумме 8,6 трлн рублей и по расходам – 8,6 трлн рублей, что превышает показатели 2018 года на 358,2 млрд рублей (на 104,3%) по доходам и на 115,9 млрд рублей (на 101,4%) по расходам.

Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2019–2021 годы определено на постоянной основе с учетом тарифа в размере 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Для финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в 2019 году предусмотрено поступление трансфертов из федерального бюджета в объеме 3,3 трлн рублей, в том числе на выплату страховых пенсий – 1,9 трлн рублей.

Расходы на выплату страховых пенсий на 2019–2021 годы определены с учетом принятых решений по изменению пенсионного законодательства, подготовленных по итогам обращения Президента Российской Федерации от 29 августа 2018 года.

Так, было учтено среднемесячное увеличение страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на 1 000 рублей ежегодно при индексации с 1 января на 7,05% в 2019 году, на 6,6% и 6,3% в 2020 и 2021 годах соответственно и обеспечивающего рост к 2024 году пенсии указанной категории пенсионеров до 20 тыс. рублей.

В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2019 году составит 15,4 тыс. рублей, а к 2024 году пенсии указанной категории пенсионеров увеличатся до 20 тыс. рублей.

Социальные пенсии планируется проиндексировать с 1 апреля по индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. В 2019 году – на 2,4%. Среднегодовой размер социальной пенсии в 2019 году составит 9 215 рублей (104,2% к ПМП).

В целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров в бюджете Фонда предусмотрены расходы на федеральную социальную доплату до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте.

Все остальные предложения Президента России Владимира Путина по смягчению параметров законопроекта о пенсионном возрасте были также учтены при подготовке проекта бюджета ПФР (они будут оформлены как поправки ко второму чтению).

В целом средства бюджета Фонда позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат в полном объеме.

Бюджет Фонда сбалансирован, а отраженный в проекте закона дефицит в объеме 23 млрд рублей по накопительной составляющей бюджета носит технический характер, так как покрывается за счет средств пенсионных накоплений, ранее поступивших в бюджет и учитываемых в остатках.

Какие существуют доходы в Пенсионном Фонде?

Налоговые и неналоговые доходы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Штрафы, санкции, возмещение ущерба



You have no rights to post comments
У вас недостаточно прав для добавления комментариев

СТ 146 БК РФ

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

абзац пятнадцатый утратил силу;

2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.:

абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 г.

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37 процентов;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.:

абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 г.:

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.:

абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 г.:

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2012 г.;

абзац двенадцатый утратил силу;

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

абзац шестнадцатый утратил силу;

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 146 Бюджетного кодекса РФ

1. Правовую основу доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов наряду с комментируемой статьей составляют:

- ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

- ст. 12 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 года);

- ст. 22 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" (в редакции от 20 апреля 1996 года).

2. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов являются:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- штрафные санкции и пеня;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств государственных внебюджетных фондов;

- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 основным источником формирования государственных внебюджетных фондов стал единый социальный налог.

3. Дифференциация ставок названного налога осуществляется с учетом степени социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

В настоящее время действуют следующие ставки единого социального налога:

И что в них вообще входит


Обычно под взносами в пенсионный фонд понимают взносы на обязательное пенсионное страхование. На самом деле еще есть другие взносы:

  1. На медицинское страхование.
  2. На обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством.
  3. На страхование от несчастных случаев.


Эти взносы тоже обязательные, но про них мы поговорим в другой раз. В этой статье речь идет только про пенсионные взносы.

С 2017 года все правила расчета и уплаты взносов перенесены в налоговый кодекс — искать нужно в разделе XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и в главе 34 «Страховые взносы». Взносы от работодателя напрямую в пенсионный фонд не идут, их собирает налоговая.

Как считать взносы в ПФР — база для уплаты и тарифы

Чаще всего пенсионные взносы платят компании и ИП с сотрудниками. Это 22% от суммы, которая была начислена сотруднику за расчетный период — то есть за месяц.

Под базой понимают все выплаты сотруднику — зарплата, премии, отпускные, оплата сверхурочной работы. Есть и нюансы: например, в базу не попадают государственные пособия, некоторые виды компенсаций и материальной помощи. С этих выплат не нужно перечислять страховые взносы.

Если при рождении ребенка работодатель выплатит сотруднице единовременную материальную помощь в размере 50 000 Р , с этой суммы он не будет платить страховые взносы. Другие виды материальной помощи работникам не облагаются в пределах 4000 Р .

Теперь про тариф. Это 22% — для основной категории налогоплательщиков. Но бывают и другие категории — например, иностранцы. Если у вас работают не только граждане РФ, внимательно читайте налоговый кодекс.

С основным тарифом тоже нужно быть внимательным — он меняется в зависимости от суммы выплат. Например, в 2019 году действует правило: если база равна или больше 1 150 000 Р , тариф снижается с 22% до 10%.

Допустим, есть у вас сотрудник с зарплатой 130 000 Р до вычета налогов (НДФЛ). Сумма зарплаты с января по август: 130 000 × 8 = 1 040 000 Р . Это меньше 1 150 000 Р , поэтому ставка — 22%. Сентябрь — переломный месяц, часть взносов считаем по 22%, часть — по 10%. С октября по декабрь — по 10%.

Справочную информацию по тарифам смотрите в системе « Консультант-плюс ».

С 1 января 2020 года предельная база для исчисления страховых взносов на ОПС меняется на 1 292 000 Р . До этой суммы нужно платить взносы по 22%, потом — по 10%.

Сниженные тарифы взносов в ПФР

Тариф на взносы в ПФР может меняться в зависимости от вида деятельности компании. Например, ИТ-компании в 2019 году платят пенсионные взносы по ставке 8%. Полные условия есть в статье 427 НК РФ.

За кого платить взносы

Компания должна считать и уплачивать взносы в ПФР, если сотрудник оформлен:

  • по трудовому договору;
  • гражданско-правовому договору;
  • договору авторского заказа;
  • договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательскому лицензионному договору и другим таким договорам, вот полный список.

Не нужно платить за индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

Когда платить взносы в ПФР

Страховые взносы за сотрудника платят ежемесячно, до 15 числа следующего месяца. Например, за работу сотрудника в январе 2020 года нужно перечислить взносы до 15 февраля 2020 года.

По каким реквизитам и как платить

Взносы платят по реквизитам налоговой, к которой прикреплена компания. Дальше налоговая сама перечисляет деньги в пенсионный фонд. Сумму не нужно округлять, пишите с копейками.

Деньги отправляют по обычной банковской платежке:



На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев. Это, конечно, займет время, но в деньгах, скорее всего, не потеряете. Многие банки не берут плату за такие платежки. Например, Тинькофф-бизнес не берет комиссию, если в реквизитах стоит ФНС. Узнайте, как в вашем банке.

Вот что должно быть в платежном поручении:

  1. Поле 101 «Статус плательщика». Если платим от компании — указываем «01», если ИП — «09».
  2. Реквизиты получателя и его банка — реквизиты налоговой инспекции, к которой прикреплена компания. Данные можно посмотреть на сайте налоговой.
  3. В поле 104 «КБК» — код бюджетной классификации по страховым взносам на ОПС. Смотрите его на сайте налоговой.

Как отчитаться о страховых взносах

Мало уплатить страховые взносы — о них еще нужно отчитаться. Расчет по страховым взносам отправляют в ИФНС каждый квартал, до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет за первый квартал 2020 года нужно отправить до 30 апреля 2020 года.

Расчет заполняют в специальном формате. В 2019 году это одна форма, а в 2020 году нужно будет сдавать другую. Форма расчета за 2019 год есть в приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ , есть шпаргалка по заполнению. Форму за 2020 год ищите в Приказе ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ .

Взносы в ПФР для ИП без сотрудников, нотариусов и адвокатов

Если у ИП нет сотрудников, ему все равно придется платить взносы в ПФР, но за себя. Логика расчета отличается: есть фиксированная сумма. В 2019 году это 29 354 Р . Эту сумму нужно уплатить обязательно, даже если ИП не заработал ни рубля.

Но это еще не все. Еще нужно уплатить взносы на обязательное медицинское страхование, в 2019 году это 6884 Р .

Если доход ИП превысит 300 000 Р , придется заплатить дополнительно 1% с суммы превышения. Но есть максимальное ограничение для страховых пенсионных взносов — 234 832 Р . То есть даже если ИП заработает значительно больше трехсот тысяч рублей, он все равно заплатит только 234 832 рубля налогов.

Например, ИП заработал 350 000 Р . Вот что он должен уплатить:

  • обязательные взносы: 29 354 Р + 6884 Р = 36 238 Р ;
  • дополнительные взносы: (350 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 500 Р .

Каждый год обязательная сумма взносов для ИП меняется, актуальную проверяйте на сайте ФНС. В 2020 году будет так:

  • страховые взносы на ОПС — 32 448 Р ;
  • страховые взносы на ОМС — 8426 Р .

Адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные платят взносы за себя по такой же схеме.

Кто может не платить взносы

ИП без сотрудников, адвокаты и нотариусы без сотрудников могут не платить взносы за себя, если:

  1. Проходят военную службу по призыву.
  2. Ухаживают за своим ребенком до полутора лет — это касается любого из родителей.
  3. Ухаживают за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком (от 80 лет).
  4. Живут с супругом-военным, который служит по контракту в местностях, где работать нет возможности.
  5. Живут с супругом, работающим в дипломатическом представительстве и консульском учреждении РФ, международной организации.

Чтобы не платить взносы в такой ситуации, нужно предоставить в налоговую заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и документы, которые это подтверждают. Вести предпринимательскую деятельность в эти периоды нельзя.

Читайте также: