Если в пенсионном фонде сведения в налоговую

Краткое содержание:


Правовая инструкция 9111.ru расскажет, в каком порядке обратиться к работодателю, в пенсионный фонд РФ или Налоговую службу, чтобы получить сведения об отчислениях с заработной платы.

Какие сведения о работнике предоставляются в ФНС и ПФР?

Согласно Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель (он же страхователь по отношению к работникам — застрахованным лицам) обязан ежегодно до 1 марта передавать определенные сведения обо всех сотрудниках, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам, в Пенсионный фонд (см. п.п. 2-2.2 ст. 11 Закона) и в Налоговую службу (см. п.п. 2.3 ст. 11 Закона).

В ПФР направляются сведения, необходимые для правильного расчета страховой и накопительной пенсий, в том числе о внесенных работодателем за каждого работника суммах пенсионных взносов. Реестры работников, перечисляющих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (с указанием данных сумм), отправляются в ПФР ежеквартально. В налоговую предоставляется расчет по взносам, который включает в себя сведения о сумме заработка, от которого зависит сумма пенсионных взносов, и сведения о сумме таких начислений. Кроме того, работодатель сообщает в налоговую сведения об удержанных из заработка суммах налога.

Куда обращаться для получения сведений об отчислениях?

Информацию о взаимодействии работодателя с ПФР и ФНС можно получить, обратившись к любому из участников документооборота. Согласно ст. 62 ТК РФ работодатель обязан по письменному запросу работника предоставлять справки о зарплате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на пенсионное страхование в течение трех дней, а при увольнении — в тот же день (ст. 84.1 ТК РФ).

С января 2017 года сведения в ПФР передаются в виде формы СЗВ-Стаж и СЗВ-М. Также с 1 января 2017 года налоговики контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому работодатели отчитываются и перед ними. Сведения о взносах конкретного лица до 1 января 2017 года сообщались по форме раздела 6 расчета РСВ-1, а начиная с 1 января передаются по форме раздела 3 Расчета по страховым взносам (форма по КНД 1151111).

Сведения о взносах являются частью информации о лицевом счете застрахованного гражданина, подготавливаемой ПФР на основе отчетности работодателя. Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) состоит из общей части (сумма начисленных страховых взносов, суммы уплаченных и поступивших за каждого гражданина взносов) и специальной (сумма взносов на накопительную пенсию (ст. 6 Закона «Об индивидуальном учете. »). Эти сведения можно получить по форме СЗИ-6, в том числе в виде электронного документа через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР или через Единый портал госулсуг (см. Постановление Правления ПФ РФ от 15 июня 2016 года N 491 п, Приказ Минтруда России от 16.01.2017 N 38 н). При обращении в ПФР, в том числе через МФЦ, сведения будут получены в течение 10 дней, при подаче электронного запроса — в день обращения (п. 13 Приказа Минтруда России от 16.01.2017 N 38 н). На сайте ФНС в «Личном кабинете физлица» также есть раздел «Сведения о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных работодателем». Служба поясняет, что с момента подачи расчетов по страховым взносам за I квартал 2017 года в данном разделе будет появляться соответствующая информация, чтобы избежать возможных вопросов о фактическом объеме сформированных пенсионных прав в связи с различными подходами к этому на электронных сервисах ПФР и ФНС (Письмо от 14 июля 2017 г. N БС-18-11/645@). Также ФНС с 2017 года администрирует медицинские взносы, взносы по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Что грозит за нарушение закона?

Информация об отчислениях должна быть предоставлена работодателем по запросу работника в виде заверенных документов под роспись работника либо с его отметкой о получении на экземпляре работодателя, где также указывается дата и ставится подпись. В случае несоблюдения работодателем сроков предоставления этой информации работнику, он может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа до 50 000 рублей на основании жалобы работника в инспекцию труда или в прокуратуру.

Непредставление вовремя расчета по страховым взносам в налоговую грозит работодателю штрафом в размере 5 % от неуплаченных взносов за каждый полный или неполный месяц со дня, когда он должен был передать такие сведения, но не более 30 % от этой суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ). Ответственность работодателя за несвоевременную подачу расчета за 1 квартал 2017 года наступает, если расчет был подан после 02.05.2017 года (Письмо ФНС от 30 июня 2017 г. N БС-4-11/12623@). За не предоставление расчета сумм НДФЛ штраф составит 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, когда такой расчет было необходимо представить (ч.1.2 ст. 126 НК РФ).

Право на налоговую льготу может быть подтверждено по единичному запросу сведений из ПФР о пенсионерах, предпенсионерах и инвалидах.

С 2018 года действует беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а с 2020 года также по транспортному налогу.

Льготы предусмотрены для налогоплательщиков, относящихся, в частности, к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В этих целях приказом ФНС России от 12.11.2019 № ММВ-7-21/567@ регламентирован информационный обмен между ФНС России и ПФР.

ФНС России обращает внимание также на то, что в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР.

Сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков соответствующего статуса, также являются основанием для предоставления налоговых льгот независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 января 2020 г. N БС-4-21/945@

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

СВЕДЕНИЙ ПФР, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ЗАПРОСАМ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА

В связи с поступлением в Федеральную налоговую службу обращений, касающихся использования сведений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), полученных по запросам налоговых органов, для целей предоставления налоговых льгот при налогообложении имущества (в т.ч. письмо УФНС России по г. Москве от 21.01.2020 N 23-16/009882@), направляем следующие рекомендации.

Подпунктом "б" пункта 24 и подпунктом "а" пункта 28 статьи 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с налогового периода 2018 года для налогоплательщиков, относящихся к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, владельцам хозпостроек, введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот при налогообложении недвижимости на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и другими федеральными законами.

С 2020 года подпунктом "г" пункта 66 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот распространен на налогоплательщиков-физических лиц по транспортному налогу.

В целях применения указанных норм регламентирован информационный обмен ФНС России и ПФР в соответствии с абзацем третьим пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса и приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, а также порядка заполнения указанной формы" (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2019, регистрационный N 56785).

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса и Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР по видам сведений о лицах, предусмотренных приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@.

При этом необходимо понимать, что сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков статуса пенсионера и (или) инвалида (ряда категорий), также являются основанием для предоставления налоговых льгот в соответствии с вышеперечисленными федеральными законами, начиная с налогового периода 2018 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и с 2020 года - по транспортному налогу, если такие льготы по транспортному налогу предусмотрены законами субъектов Российской Федерации, независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, уполномоченных принимать решения о предоставлении налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц.

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;

копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;

акты камеральных проверок;

выписки из актов выездных проверок;

решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Сведения для ФНС

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.


В последние дни на форуме «Клерка» опять поднялась волна жалоб на неправомерные требования уплаты страховых взносов за периоды до 2017 года. Жалуются как организации, так и ИП.

Дело в том, что в июле произошла очередная передача данных от фондов в налоговую. В итоге, даже те плательщики, у кого не было проблем в начале года, вдруг неожиданно обнаружили, что они являются должниками. Причем, речь может идти как о незначительных суммах, так и о сотнях тысяч и даже миллионах рублей.

Что вообще происходит

Федеральный закон о смене администратора был принят 3 июля 2016 года (243-ФЗ). Им была введена в Налоговый кодекс новая глава «Страховые взносы», и с 1 января 2017 года страховые взносы (кроме взносов на травматизм) надо платить в налоговые инспекции.

Но чтобы у налоговиков сошелся дебет с кредитом по каждому плательщику взносов, им надо получить данные от фондов на конец года, т.е. выяснить, кто кому должен и сколько.

И вот тут случился полный провал межведомственного обмена, который дорого обходится сейчас бизнесу.

Что обещали налоговики

О том, как славно стало работодателям, рассказывали и по телевизору. В частности, об этом сообщала заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук в программе телеканала «Россия-24». В этой же программе Бондарчук заявила о том, что, в отличие от фондов, у ФНС намного больше возможностей по взысканию недоимок, пеней и штрафов по взносам и налоговые органы собираются увеличить поступления страховых взносов в бюджет.

Что в результате

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны были передать сальдо по лицевым счетам организаций и ИП, получившимся на 1 января 2017 года, причем без учета уплат за 4 квартал 2016 года, произведенным уже по окончании 2016 года в налоговые органы. Вроде бы не такая сложная задача, и когда-то, во времена кончины ЕСН, налоговая служба смогла передать данные в фонды без скандалов со страхователями, правда, тогда не было такого электронного обмена.

Сейчас же данные передаются путем выгрузки от фондов в налоговую. И получается, что ПФР выгружает одно, а ФНС получает другое. Т.е. по данным Пенсионного фонда долгов нет, а в ФНС приходят огромные задолженности.

Кто виноват и что делать, не знает никто! Налоговые инспекции отсылают в отделения ПФ, там разводят руками, показывая документы о том, что долгов у страхователя нет, но эти документы не принимают во внимание инспекции ФНС. И организации/ИП ходят по кругу, пытаясь доказать, что они ничего не должны.

На что жалуются бухгалтеры и предприниматели

«Мы сдали отчетность за 2016 г. по нулям. А в апреле 2017 г. пришло требование из ИФНС на 44 тыс. Заплатили. Потом через месяц получили справку об отсутствии задолженности перед ПФ. Всё предоставили в ИФНС, а в ПФ написали заявление с просьбой о повторной передаче сальдо. Сегодня пришло требование из ИФНС, что за 2016 г. мы им оказывается должны уже 343 тыс. Так передал Пенсионный повторно. Караул, грабят!»

«Самое обидное, что специально в декабре все взносы заплатили, чтобы было всё по нулям, т.к. предполагали, что какие-то косяки с передачей сальдо могут быть. Но в голову не могло прийти, что устроят нам такой беспредел. И главное, практически нет механизма решить эти вопросы».

«А я прошла уже все инстанции вплоть до ФНС и ПФР - все бесполезно. Задолженность по ПФ и ФОМС меняется день ото дня - вчера уже по акту сверки написали 2,2 млн. Говорят, что задвоилось и затроилось за 2015 и 2016 г. На самом деле, сальдо 0. Юристы составляют исковое на ПФР с привлечением ИФНС. Уже сняли с нас 500 тыс взносов и пени. В налоговой мне вчера открытым текстом сказали, что даже если будет решение суда о признании нулевого сальдо, есть письмо, которое они мне не могут показать, о том, что незаконно снятые взносы и пени возвращены не будут и в счет будущих платежей зачтены тоже не будут. В суд все равно идем», - пишет анонимный пользователь.

ФНС и ПФР молчат

Поскольку информация отсутствует, начинают плодиться слухи. В частности, о том, что выгрузок из ПФ больше не будет, поэтому что передали, с тем плательщики и останутся. Или о том, что в ПФ есть негласная директива никому ничего не возвращать без суда и т.д.

Зато, скорее всего, в ближайшее время ФНС опять отчитается о повышении сборов страховых взносов. А чего бы им не расти, если взыскиваются несуществующие миллионные долги?

В заключение отметим, что в программном обеспечении как ФНС, так и ПФ вложены миллиарды рублей. Тех самых рублей, которые уплатили налогоплательщики нашей страны и которых сейчас так беззастенчиво грабят.


В России будущая пенсия каждого работающего гражданина зависит не от трудового стажа, как это было раньше, при СССР, а от количества пенсионных баллов (ИПК), накопленных им за определенный период работы.

ИПК напрямую формируется из ежемесячных перечислений работодателями взносов в ПФР, сумма которых зависит от размера заработной платы работника.

Бесплатно по России

Однако на практике случается, что представители организаций, в которых трудятся граждане, не в полной мере выполняют своей обязанности по перечислению денежных средств, тем самым влияя на качество и объем пенсионного обеспечения своих сотрудников в будущем. О том, как проверить наличие отчислений, их суммы, а также как бороться с недобросовестностью работодателя подробно рассматривается в этой статье.

Основные способы, как можно проверить отчисления в пенсионный фонд

Перед тем, как проверить факт наличия отчислений в пенсионный фонд со стороны работодателя, следует узнать, какие же суммы, собственно, он обязан переводить.

Они не являются фиксированными и одинаковыми для всех, поскольку в соответствии с федеральным законодательством сумма взносов составляет 22% от размера зарплаты каждого сотрудника. Стоит отметить, что она не вычисляется из заработной платы, как это происходит при уплате того же подоходного налога, то есть сам факт наличия перечислений работник не ощущает на своем кошельке и это не отражается в расчетных листках, выдаваемых ему на руки каждый месяц.

Сумма в размере 22% от заработной платы является общеобязательной для перечисления за всех работников, за небольшим исключением. Так, для сотрудников, осуществляющих трудовую функцию в условиях, вредных и опасных для здоровья, действует повышающий коэффициент. В зависимости от класса опасности дополнительный тариф может достигать 4% от суммы зарплаты.

В свою очередь, существуют определенные послабления для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Они перечисляют за каждого сотрудника 20% от зарплаты.

Итак, разобравшись в том, какие же суммы должны быть перечислены работодателем в адрес ПФР, следует приступить к проверке его добросовестности по отношению в возложенной на него законом обязанности.

Способов, как проверить отчисления в ПФР довольно много, ниже представлены некоторые из них:

  • путем обращения в ПФР лично;
  • через личный кабинет на сайте фонда;
  • на сайте «Госуслуг»;
  • через МФЦ;
  • через банки.

Наиболее простой способ проверки – через бухгалтерию работодателя. Если работодатель переводит страховые взносы в полном объеме, то необходимые сведения будут предоставлены. Однако существует риск, что данная информация может быть недостоверной и необъективной.

При помощи СНИЛС и ИНН онлайн

СНИЛС является основным документом, который подтверждает факт регистрации гражданина в системе персонифицированного пенсионного учета. Он же позволяет идентифицировать его при обращении в подразделения ПФР.


Кроме этого, зеленая карточка СНИЛС необходима при обращении и любые иные органы в целях уточнения вопросов, связанных с отчислениями страховых взносов.

Номер лицевого счета нужен и для регистрации в электронных сервисах, в том числе через интеренет: в «Госуслугах» и в личном кабинете на сайте самого ПФР. После совершения регистрации номер СНИЛС может являться логином для получения доступа к соответствующим сервисам.

Если номер СНИЛС неизвестен, например, по причине утери зеленой карточки, а времени на восстановление документа в ПФР нет, то узнать его можно при помощи такого документа, как ИНН.

Сделать это можно двумя путями:

  • через сайт пенсионного фонда;
  • через сайт ФНС.

Во втором случае следует зайти на nalog.ru и произвести выбор раздела «Риски для бизнеса». Затем появится окошко, в котором пользователю будет предложено ввести ИНН в выступившее поле. После этого будет сформирован файл, в котором и будет отражен СНИЛС.

На сайте «Госуслуг»

Чтобы узнать о перечислениях в пенсионный фонд через сайт «Госуслуги», следует произвести следующий алгоритм действий:

  1. Открыть вкладку «Пенсии, пособия, льготы».
  2. Выбрать из меню «Извещение о состоянии пенсионного счета в ПФР».
  3. Нажать «Получить услугу».

Через некоторое время после этого на портале появится уведомление о готовности соответствующей выписки. По содержащейся в ней информации можно проверить периодичность и суммы страховых взносов. Кроме этого, данную выписку можно использовать в рамках электронного документооборота для подтверждения тех или иных сведений.

Для получения доступа ко всем возможностям, предоставляемым сайтом, на нем следует зарегистрироваться и пройти процедуру подтверждения личности. Для этого существует несколько способов, подробно разъясненных на самом портале.


Уточнить данный вопрос можно и через многофункциональные центры, которые удобны тем, что располагаются в каждом муниципальном образовании в стране.

Для этого гражданину необходимо лично прибыть в ближайший центр и предоставить его сотрудникам следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • заявление.

В срок до одной недели после этого МФЦ предоставит выписку из ПФР о состоянии лицевого счета.

В банках

Все деньги, которые переводят работодатели, хранятся на счетах кредитных учреждений. Договоры у ПФР заключены с несколькими банками, в том числе и со «Сбербанком». Для того чтобы узнать о перечислениях, гражданин может обратиться непосредственно в кредитное учреждение, имея при себе паспорт и СНИЛС.

Инструкция как это сделать на сайте ПФР


Чтобы получить необходимую информацию необходимо зарегистрироваться на сайте pfrf.ru.

Если гражданин имеет учетную запись на сайте «Госуслуги», то он автоматически становится зарегистрированным на сайте ПФР.

Затем следует зайти в личный кабинет и совершить следующий алгоритм действий:

  1. Выбрать вкладку «Министерство здравоохранения и социального развития».
  2. Выбрать кнопку «Пенсионный фонд».
  3. Выбрать раздел «Информация о состоянии лицевых счетов».

Если работодатель не делает перечислений?

При установлении того обстоятельства, что работодатель не производит отчислений в ПФР, работник вправе обратиться в суд в целях обязать его выплатить имеющуюся недоимку. Для этого к иску следует приложить следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • копия трудовой книжки;
  • выписка о состоянии пенсионного счета;
  • расчетные листки;
  • трудовой договор.

Проверка отчислений денежных средств в ПФР за работников нуждается в тщательном контроле со стороны самого сотрудника, поскольку многие организации недобросовестно исполняют соответствующие обязанности. Для этого существует множество средств. Если факт отсутствия перечислений был установлен, то работнику следует обращаться в суд.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с советами юриста — что делать, если работодатель не делает перечислений:

  • Как принять сотрудников на удалённую работу
  • Трудовая книжка: инструкция для работодателя
  • Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
  • Срочный трудовой договор: как заключить с пользой и избежать проблем
  • Временный договор с сезонным работником: как заключить правильно
  • Как правильно оформить испытательный срок работнику
  • Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
  • Как уволить пенсионера
  • Работники на неполной ставке: как оформить без проблем
  • Как не получить штраф за вакансию
  • Ученический договор: как подготовить людей к работе в компании
  • Как принять на работу иностранца
  • Удаленную работу узаконили
  • Какие документы оформить при найме сотрудника
  • Как ИП принять на работу сотрудника
  • Как уволить сотрудника
  • Как принять на работу сотрудника в организацию
  • Сотрудники уволены. Как отчитаться.

Справочная / Сотрудники: наём, зарплата, документы

Сотрудники уволены. Как отчитаться.

По сотрудникам отчитываются в ПФР, ФСС и налоговую. С 2017 года ИП как работодатель регистрируется только в ФСС. Поэтому, если всех сотрудников вы уволили и новых нанимать не собираетесь, снимитесь с учёта только в ФСС. С ПФР ничего делать не нужно.

В ФСС нужно будет предоставить:

— Копии документов, которые подтверждают, что трудовые отношения прекратились: копию соглашения о расторжении договора или копию приказа об увольнении. Причём не по всем уволенным сотрудникам, а только по последнему уволенному.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба подходит для ИП и ООО с сотрудниками. Сервис подготовит всю необходимую отчётность, посчитает зарплату, налоги и взносы и сформирует платёжки.

Как отчитаться за уволенных сотрудников

Рассказывать будем только про ИП. Во-первых, ООО не может работать без сотрудников. Во-вторых, даже если их нет — подавать почти все нулевые отчёты нужно всё равно, ведь ООО по умолчанию работодатель. Об этом мы рассказывали раньше.

Даже если вы уволили всех сотрудников в середине года и снялись с учёта в ФСС, продолжайте до конца года подавать РСВ, 6-НДФЛ в налоговую и 4-ФСС в ФСС. Эти отчёты строятся нарастающим итогом, поэтому важно не прерывать его. 2-НДФЛ, СЗВ-СТАЖ по итогам года тоже нужно будет отправить. Не подавать можно только СЗВ-М в ПФР.

А вот отчётность за следующий год уже можно не подавать. Конечно, если вы по-прежнему будете работать без сотрудников.

⚠️ Отчёт СЗВ-ТД нужно подать не позже, чем на следующий рабочий день после увольнения сотрудника.

В Эльбе

Чтобы подавать отчёты до конца года, не убирайте в реквизитах галочку «Я зарегистрирован как работодатель». Лишние задачи по выплате зарплаты, взносов и сдаче СЗВ-М просто переносите в завершённые.

Как отчитаетесь за весь год, галочку можно будет убрать.

Насколько я понимаю, на написание данного мануала сотрудников Эльбы натолкнул мой вопрос касательно как раз той самой ситуации, когда я вроде как уже не работодатель, а галочку снимать не должен, потомку что Эльба "не умеет" (цитата из письма) работать по-другому. И поэтому в списке предстоящих задач висят все отчеты и необходимость начисления аванса/зарплаты и оплаты НДФЛ и взносов.
В той самой переписке я указал на неточность данных, озвученных мне специалистом Эльбы. А именно то, что отчет 4-ФСС после увольнения сотрудника и до конца года сдавать не нужно - именно такой ответ мне дали в органе в ФСС по Красноярскому краю и по Ставропольскому краю (обслуживался в разное время и в том, и в другом).
Далее, в статье есть грубейшая ошибка:
>> А вот с нового года про отчётность за сотрудников можно забыть. Конечно, если вы по-прежнему будете работать без них.
А как же СЗВ-СТАЖ?
С сайта ПФР: Форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» сдается не позднее 1 марта года, следующего за расчетным.
То есть если даже сотрудник уволился на третий рабочий день 2018 года, в 2019 нужно будет включить его в отчет СЗВ-СТАЖ.

Кроме того, в раздел "В Эльбе" вашей статьи неплохо было бы отобразить тот факт, что всё описанное в статье ранее (отправка отчетов РСВ и 6-НДФЛ), а также отправка отчета СЗВ-СТАЖ возможно только при оплате до конца года тарифа "Премиум"


Официальных разъяснений по поводу сдачи 4-ФСС после снятия с учёта нет, поэтому часто у отделений ФСС разные мнения. Если ваш ФСС разрешил не подавать отчёт, не подавайте. Но в статье мы оставим такую позицию как самую безопасную. В любом случае, хуже не будет :)

Про СЗВ-СТАЖ и правда забыли написать — добавим, спасибо!

А про новый год вы не совсем правильно поняли. По итогам года отчёты за предыдущий год подавать нужно, конечно. Не только СЗВ-СТАЖ, но и все остальные. В статье имелось в виду, что отчёты уже за наступивший год подавать не нужно. Чтобы это предложение не сбивало с толку, поменяла формулировку.

При выборе тарифа мы сразу предупреждаем, что отчёты за сотрудников можно подавать только на тарифе Премиум.

После получения моего заявления на госуслугах (электронного), из ФСС позвонили с требованием предоставить оригиналы:
- трудовых договоров с пометками об увольнении за последние 3 года
- приказы об увольнении
- выписки с расчетных счетов, откуда платилась зарплата
- табели рабочего времени.

У меня просто бомбит от этих деятелей, потому что на горячей линии ФСС мне разъяснения дать не смогли, в законе ФЗ 125 такого не нашел, чтобы снятии с учета была какая-то обязанность пройти проверку. Я все понимаю, но зачем тогда я сдаю все эти отчеты о расчетах по страховым взносам и прочий идиотизм?

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 февраля 2002 года

ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

И ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий порядок разработан Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) и Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

1. Общие положения.

1.1. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации (далее - региональном уровне), а также районов, городов (далее - территориальном).

1.2. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, при обмене информацией в соответствии с настоящим Порядком имеют должностные лица налоговых органов и органов ПФР по перечням, определяемым соответственно МНС России и ПФР.

1.3. Ответственность за соблюдение положений настоящего Порядка и контроль за его выполнением возлагается на руководителей управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и управляющих отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации.

2. Органы МНС России обеспечивают передачу органам ПФР следующей информации:

2.1. Копий платежных документов на уплату единого социального налога, задолженности по единому социальному налогу, пеням и штрафам в части, ранее зачислявшейся в ПФР, и на погашение задолженности предыдущих лет по взносам, пеням и штрафам в ПФР, страховых взносов в ПФР, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, полученных органами МНС России (коды Классификации бюджетов Российской Федерации 1010510, 1010511, 1010610, 1010620, 1400310).

2.1.1. Передача платежных документов в электронном виде осуществляется на магнитных носителях:

2.1.1.1. Передача электронных платежных документов осуществляется:

на уровне Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и ПФР субъектов Российской Федерации - при условии использования электронного обмена информацией между Управлением федерального казначейства Минфина России и Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации;

на уровне территориальных органов МНС России и ПФР - при условии использования электронного обмена информацией между отделением федерального казначейства и инспекцией МНС России или при получении инспекцией МНС России платежных документов в электронном виде из Управления МНС России по субъекту Российской Федерации.

2.1.1.2. Региональный (территориальный) налоговый орган в соответствии с установленным регламентом передает региональному (территориальному) органу ПФР России файл с электронными платежными документами в части платежей, зачисляемых по кодам бюджетной классификации 1010510, 1010511, 1010610, 1010620, 1400310 по счету N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - файлы), на основании информации, получаемой от органов федерального казначейства в электронном виде.

2.1.1.3. При передаче файлов с электронными платежными документами формируются два экземпляра "Протокола приемки - передачи электронных платежных документов", в которых указывается количество передаваемых файлов. Протоколы подписываются ответственными представителями налогового органа и органа ПФР. Первый экземпляр остается в налоговом органе, а второй экземпляр передается представителю ПФР.

2.1.1.4. Для учета передачи файлов органам ПФР в налоговом органе ведется "Журнал передачи данных" (Приложение) в электронном виде в программе "Фонды", разработанной ГНИВЦ МНС России.

При заполнении формы журнала, представленной в приложении, все поля являются обязательными для ввода.

После копирования файла на магнитном носителе производится проверка на предмет правильности записи.

2.1.2. До организации налоговыми органами передачи органам ПФР копий платежных документов в электронном виде представление в органы ПФР платежных документов по взносам, упомянутым в пункте 2.1, осуществляется на территориальном уровне в виде копий на бумажных носителях.

Копирование платежных документов осуществляется в налоговом органе при материально - техническом и трудовом содействии органов ПФР.

Копии платежных документов передаются по протоколу приема - передачи с указанием даты передачи и количества передаваемых платежных документов.

Протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются ответственными представителями налогового органа и органа ПФР.

2.1.3. Периодичность передачи копий платежных документов устанавливается по соглашению между участвующими в передаче территориальными органами МНС России и ПФР, но не реже 1 раза в неделю.

2.2. Перечня организаций, состоящих на учете (снятых с учета) как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения их обособленных подразделений, и физических лиц, являющихся налогоплательщиками единого социального налога, состоящих на учете (снятых с учета) в налоговом органе в течение квартала, предшествующего текущему кварталу, по реквизитам:

- наименование организации (обособленного подразделения);

- местонахождение (юридический адрес) организации (адрес места нахождения обособленного подразделения);

- адрес исполнительного органа организации;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП) организации по месту ее нахождения (по месту нахождения обособленного подразделения);

- код налогового органа постановки на учет организации по месту ее нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения (код ИМНС);

- фамилия, имя, отчество руководителя организации (обособленного подразделения);

- номер телефона руководителя организации;

- фамилия, имя, отчество главного бухгалтера организации;

- номер телефона главного бухгалтера организации;

- дата постановки на учет в налоговом органе;

- дата снятия с учета;

- причина снятия с учета;

2. индивидуального предпринимателя:

- фамилия, имя, отчество;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код налогового органа постановки на учет по месту жительства (код ИМНС);

- дата постановки на учет в налоговом органе;

- дата снятия с учета;

- причина снятия с учета.

Передача информации осуществляется ежеквартально на территориальном уровне на магнитных или бумажных носителях в соответствии с договоренностью между участвующими в передаче органами ПФР и органами МНС России в срок до 15-го числа месяца, следующего за кварталом, по которому передается информация.

2.3. Копии актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам, а также протоколы об административных правонарушениях по единому социальному налогу в доле ПФР, погашению задолженности в ПФР, страховым взносам в ПФР в 10-дневный срок после подписания вышеназванных решений и протоколов.

2.4. Копий расчетов по авансовым платежам по страховым взносам в ПФР с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения расчета налоговым органом на территориальном уровне.

2.5. Копий расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения расчета налоговым органом на территориальном уровне.

2.6. Копий деклараций по страховым взносам в ПФР с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения запроса органа ПФР на территориальном уровне.

2.7. Копий налоговых деклараций по единому социальному налогу с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения запроса органа ПФР на территориальном уровне.

2.8. О наличии открытых в банках счетов налогоплательщиков, о закрытии счетов страхователей в банках (с указанием даты), о доходах индивидуальных предпринимателей и уплаченных страховых взносов в ПФР (включая периоды до 2002 года) по запросам органов ПФР на территориальном уровне в 10-дневный срок с даты получения запроса от органа ПФР.

2.9. Данных раздела II отчета по форме N 1-НМ "О поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации" по показателям, относящимся к поступлениям в ПФР, - ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.10. Данных разделов IV, V и VI отчета по форме N 4-НМ "О задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней" по показателям, относящимся к задолженности в ПФР, - до 17 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.11. Данных раздела о базе налогообложения по единому социальному налогу отчета по форме N 5-НБН "О базе налогообложения по основным видам налогов" по показателям, относящимся к ПФР. Передача информации осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации в месячный срок после отправки отчета за год и I полугодие в МНС России.

3. Органы ПФР в районах и городах обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации:

3.1. О плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов, открытых в системе индивидуального (персонифицированного) учета, - по запросам органов МНС России в 10-дневный срок после получения запроса.

3.1.1. Сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов. Такие сведения представляются по окончании календарного года в порядке, разработанном ПФР по согласованию с МНС России.

3.2. О расторжении соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате взносов в ПФР на погашение задолженности по средствам ПФР - в 5-дневный срок после принятия органами ПФР соответствующих решений.

3.3. О плательщиках единого социального налога, представивших недостоверные сведения персонифицированного учета в части уплаты страховых взносов, - в 10-дневный срок после получения органами ПФР данной информации.

3.4. О фактах неправильного исчисления взносов в ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок, проводимых органами ПФР в рамках контроля достоверности индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также в рамках проверок правильности назначения страхового обеспечения (копии актов проверок, заверенные органами ПФР), - в 10-дневный срок после принятия решений по актам проверок.

3.5. Сведений о принятых решениях о возврате сумм страховых взносов.

3.6. Сведений о взысканных суммах страховых взносов.

4. Управления МНС России по субъектам Российской Федерации и Отделения ПФР вправе заключать дополнительные соглашения о порядке обмена информацией с учетом специфических особенностей субъектов Российской Федерации по согласованию с вышестоящими органами.

5. Заключительные положения.

5.1. Все изменения и дополнения к настоящему Порядку оформляются в письменной форме и действительны с момента их подписания.

5.2. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его подписания.

5.3. Настоящий Порядок составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу:

Читайте также: