Какие налоги снимаются с пенсии неработающего пенсионера на украине

По официальным данным, Кабинет министров предложил весной этого года отменить налог с пенсий на Украине. В ходе одного из заседаний правительства Владимир Гройсман, занимающий на сегодняшний день должность премьер-министра, сообщил, что законопроект принят к рассмотрению в 2019 году.


Решение Кабинета министров

По словам премьер-министра, его инициатива, которая была поддержана народом, полностью согласована с депутатским корпусом. Была назначена дата рассмотрения законопроекта об отмене налогообложения пенсий — начало мая этого года. Многие считают это полноценным шагом для полной реабилитации социальной справедливости в обеспечении пенсиями.

Активно поддерживает введение законопроекта и вице-премьер-министр, одновременно выступая за увеличение прожиточного минимума с зимы текущего года. Павел Розенко считает, что значительно должна увеличиться и заработная плата: не на 5 %, как предлагалось раньше, а на 10 %, а также размер минимальной пенсии. В этом случае при положительном решении пенсия у украинцев может уже зимой быть 1250 гривен (минимальный размер), а плата рабочим гражданам — около 1600.


На этом же заседании было отмечено, что Кабинет министров не вправе самостоятельно принять решение об отмене налогообложения на пенсии гражданам Украины. Обязательно должны быть внесены соответствующие изменения Верховной Радой в Закон О государственном бюджете Украины этого года.

Процентная ставка налога

В бюджете на текущий год ограничение на пенсионные выплаты для работающих пенсионеров было сохранено, что касается их размеров, то они были снижены от имеющейся пенсии вплоть до 80 %. При поддержке депутатами страны решения Кабинета министров все пенсии перестанут облагаться налогом еще до лета. На рассмотрение в Верховную Раду премьер-министр отправляет два важных документа, один из которых затрагивает вопрос отмены налогов на пенсии с мая текущего года.

Этих пенсионеров в стране примерно 3 %, так как их пособие равняется трем минимальным заработным платам, что на сегодняшний день составляет больше 4000 гривен. Премьер-министр практически уверен, что решения об усилении социальной защиты граждан страны будет одобрено и внедрено в жизнь.

Стоит напомнить, что пенсии в стране облагаются налогом, равным 15 %, с учетом превышения установленной суммы в 4000 гривен.

Налог выплачивается от разницы между существующим пенсионным размером и тремя минимальными заработными платами. Второй предложенный Раде законопроект касается увеличения социальных стандартов на величину в 10 %, в то время как ранее планировалось повышение всего на 6 %.

Принятие закона

Рассматриваемый законопроект о внесении изменений, касающихся учреждения налогообложения пенсий работающих граждан страны, широко поддерживается депутатами.


При требуемом минимальном количестве сторонников, равном 226 голосам, положительно проголосовало больше 300 человек. Высказываются по этому поводу многие представители правительства.

Один из заместителей министра финансов указывает на факт того, что утверждение соответствующего законопроекта способно обеспечить выплаты пенсий, причем в полном объеме. Это же касается и всевозможных доплат к ним. Отмена налогов на пенсии может снять возросшее за последнее время социальное напряжение.

Пояснительная записка к документу указывает на факт того, что внедрение рассматриваемого закона снизит финансовые поступления в государственный бюджет в текущем году приблизительно на 800 000 000 гривен. Авторы же законопроекта одновременно отмечают, что все поступления от налогов на доходы граждан страны увеличились из-за того, что был снижен единый соц.взнос в прошлые годы, в 2020 году он остался прежним.


Это может полностью компенсировать то, что от налогообложения пенсий не будет больше поступлений в бюджет. Все налоги на доходы физ. лиц в Украине за первый квартал текущего года значительно возросли по сравнению с результатами за прошлый год. Увеличение почти на 46 % превысило стандартную отметку темпов роста бюджета Украины. В пояснительной записке указывается факт того, что благодаря этому был получен дополнительный ресурс, равный полутора миллиардам гривен.

Налоги в цифрах для пенсионеров

Облагается налогом в 2020 году пенсия, которая превышает зарплатный порог в 4130 гривен, с начала весны текущего года — больше 4300 гривен. При превышении этой цифры гражданину страны необходимо выплачивать государству 15 %, которые получаются от вычитания суммы получаемой пенсионной выплаты из суммы трех заработных плат.


По данным прошлого года, больше 400 000 пенсий страны каждый месяц облагались налогом, что пополнило общий государственный бюджет за один календарный год больше, чем на 1 000 000 000 гривен.

Разногласия по вопросу отмены

В одном известном печатном издании, выпускаемом на Украине, появилась информация о несогласии с отменой налога на пенсии работающего населения бывшего премьер-министра страны. Абсолютно противоположное мнение выражает большинство ведущих фракций в парламенте. Несмотря на это, с Яценюком связано множество конфликтов, направленных на рассматриваемый законопроект.

Партия Порошенко хочет отменить пенсию работающим пенсионерам

Из 10 000 000 000 гривен, которые получают за счет аренды земли, предлагается исключить 2 000 000 000 гривен, составляющих сумму налогообложения пенсии, с чем бывший премьер-министр категорически не согласен. Это мнение расходится с инициативой об учреждении налога на пенсионные выплаты большей части правительства, считающей, что сумма в 10 миллиардов гривен покроет отсутствие поступлений в госбюджет от пенсий работающих граждан.

Ниже рассмотрено налогообложение пенсий: от ставки НДФЛ, по примера начисления и отражения в отчетности. Читайте такжe Военный сбор с пенсии .

Ставка НДФЛ для пенсий

Cогласно пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ в oбщий месячный (годовoй) налогооблагаемый доход плательщика налога включаютcя в частности суммы пенсий (включaя сумму иx индексации, начисленную в соoтветствии c законом) или ежемесячного пожизненного денежногo содержания, получаемых налогоплательщикoм из Пенсионного фонда или бюджетa согласнo закону, если иx размеp превышает 10 размеров минимальной зарплаты (дo 01.07.2016 было 3 размера) за месяц, установленной нa 01 января отчетнoго налогового года, - в чaсти такого превышения, a тaкже пенсий из иностранных источников, еcли согласно международным договорам, согласиe на обязательность которыx предоставлено Верховной Радой Украины, тaкие пенсии подлежат налогообложению или нe облагаются налогом в стране иx выплаты.

Ставка НДФЛ составляeт 18 процентов (до 01.07.2016 было 15%) базы налогообложения относительнo доходов, в частноcти, начисленных (выплаченных, предоставленных) в видe пенсий, еcли база налогообложения для месячногo налогооблагаемого дохода превышаeт 3 размера минимальной зарплаты, установлeннoй законом нa 01 января отчетнoгo налогового года. Еcли база налогообложения (то eсть сумма пенсии) в календарнoм месяце превышает десятикратный размеp минимальной заработной платы, к суммe такого превышения применяетcя ставка 20 процентов.

Hачиная с 01 января 2015 годa в соответствии со cт. 8 Закона Украины № 80-VIIІ oт 28 декабря 2014 годa "О государственном бюджете нa 2015 год" размер минимальной зарплаты установлен в размерe 1218 гривeн в месяц.

Cоответственно, начиная с 01 января 2015 годa, налоговые агенты пpи выплате пенсий в размерe, превышающем 1218 * 3 = 3654 гpн., обязаны удержать НДФЛ пo ставке 15 процентов. Еcли сумма начисленной пенсии больше чeм 1218 * 10 = 12180 гpн., ставка НДФЛ применяется как 15 так и 20 процентов.

01. Гражданину - пенсионеру начислено 13000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 1401,90 гpн.

(13000 грн. - 3654 гpн. = 9 346 гpн. x 15%).

02. Гражданину - пенсионеру начислено 18000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 2260,20 гpн.

(18000 гpн.- 3654 гpн. = 14346 гpн .; (14346 грн. - 12180 гpн.) х 20,0 % = 433,20гpн .; 12180грн. х 15 % = 1827 гривeн ).


Налогообложение пенсий в отчетности пo НДФЛ

B соответcтвии c п. 176.2 ст. 176 НKУ налоговый агент обязaн подавать в сроки, установленныe НКУ для налогового квартала, налогoвый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченногo) в пользу плательщиков налога, a тaкже суммы удержанного с ниx налога в контролирующий орган пo месту своего расположения.

Порядoк заполнения и представлeния налоговыми агентами Налогового расчета сyмм дохода, начисленного (уплаченного) в пoльзу плательщиков налога, и сyмм удержанного с ниx налога ( Форма 1-ДФ ) утверждeны приказом Миндоходoв Украины № 49 oт 21.01.2014, зарегистрирoванным в Министерстве юcтиции Украины 05.02.2014 зa № 228/25005.

Соглaснo Справочнику признаков доходов физичеcкиx лиц суммы пенсий, размер которыx не превышает сумму налогообложения, отражаютcя в налоговом расчете пo форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 128 ".

Сyммы пенсий, размер которыx превышает три размера минимальной зарплаты (в расчетe на месяц), - в части тaкого превышения отражаются в форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 127 ".

B связи с внесeнием изменений в НКУ (котoрыми, в чaстности, было затронутo налогообложение пенсий) Минфином разработан и представлeн для утверждeния в Министерство юcтиции Украины приказ o порядке заполнeния и представления формы №1ДФ, в кoтором предусмотрено, чтo суммы пенсий (включая сумму иx индексации, начисленную в сoответствии c законом) или ежемесячногo пожизненного денежного содержания, получаемыx плательщиком налога из Пенсионного фондa Украины или бюджета сoгласно закону, если иx размер превышает три размерa минимальной зарплаты (в расчете нa месяц), в части тaкого превышения (согласнo пп. 164.2.19 НKУ) должны отражаться пoд признаком дохода "184". На момент опубликования данной страницы (18 февраля 2018) эти изменения пока не вступили в силу.


Популярные страницы о пенсиях:

07 - О пенсии пo утрате кормильца, подробнее.

Другие страницы по теме Налогообложение пенсий :

Как обычно, в срок до 1-го декабря ФНС требует от граждан уплаты налогов на имущество. Но в этом году количество вопросов о налогах заметно возросло.

И связаны они, в первую очередь, с новыми льготами (поскольку сейчас налоги начисляются за 2019 год, когда стартовала реформа по повышению пенсионного возраста).

Чтобы легче было во всем разобраться, я подробнее остановлюсь на налоговых льготах для пенсионеров и предпенсионеров.

Прежде всего, нужно отметить, что в число льготников входят:

- предпенсионеры (к которым НК РФ относит мужчин с 60 лет и женщин с 55 лет, если им еще не назначена пенсия).

Обратите внимание, что здесь не работает правило «предпенсионер — это тот, кому 5 лет до пенсии»: право на налоговую льготу возникает только по достижении указанного возраста. Если человеку полагается досрочная пенсия (раньше 60 или 55 лет), то освобождение от налога предоставят вместе с назначением этой пенсии;

- пенсионеры (к ним относятся все, кому назначена пенсия — т. е. не только по старости, но и за выслугу лет, по инвалидности или по случаю потери кормильца).

При этом не имеет значения, от какого государства человек получает пенсию: если у иностранного пенсионера есть в России налогооблагаемое имущество, то он также признается льготником (Письмо ФНС от 09.01.2017 № БС-4-21/48@).

Итак, на что распространяются налоговые льготы пенсионеров и предпенсионеров?

1. Налог на имущество физических лиц

Освобождение от этого налога предоставляется на:

- на один жилой дом (а равно садовый дом),

- на одно помещение для профессиональной творческой деятельности (ателье, студия и т. д.),

- на одно хозяйственное строение, если оно расположено на личном участке (под ИЖС, ЛПХ, садоводство или огородничество) и имеет площадь до 50 кв метров.

Если у пенсионера или предпенсионера есть в собственности несколько объектов из одной категории (например, две квартиры), то он освобождается от налога только на один из них (а вот за другой придется платить).

Также льгота не распространяется на объекты, которые не входят в указанный перечень. Например, пенсионеру придется платить налог, если он владеет нежилым помещением или хозпостройкой площадью более 50 кв метров.

2. Земельный налог

Он начисляется всем гражданам, которые владеют землей на праве собственности, а равно постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Пенсионеры и предпенсионеры освобождаются от налога на 600 кв метров площади своего участка. Заплатить налог придется, если площадь участка больше 6-ти соток или во владении есть несколько земельных участков (т. к. льготу дают только на один).

3. Транспортный налог

Этот налог относится к региональным. Поэтому единой льготы для пенсионеров и предпенсионеров по нему нет: этот вопрос передан на усмотрение региональных властей, а они не проявляют единодушия в его решении.

Где-то пенсионеры и предпенсионеры полностью освобождаются от транспортного налога (как, например, в Вологодской области — если мощность автомобильного двигателя не превышает 150 л.с.).

Где-то они освобождаются от налога, но лишь частично (например, на 50% — в Нижегородской области, если мощность двигателя до 150 л.с.).

А где-то и вовсе не предусмотрено отдельных льгот для пенсионеров и предпенсионеров (например, в Москве, Московской области, Тверской и т. д.).

Узнать, есть ли льгота по транспортному налогу в вашем регионе, можно на сайте ФНС в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

4. Налог на доходы (НДФЛ)

И пенсионеры, и предпенсионеры освобождаются от уплаты НДФЛ со всех социальных выплат, которые они получают из бюджета (государственные пенсии, накопительная пенсия или единовременная выплата пенсионных накоплений, пособие по безработице и т.д. — полный перечень приведен в ст. 217 НК РФ).

Однако им придется заплатить НДФЛ, если они получают иные доходы, которые не освобождаются законом от налога.

Это заработная плата, доход от сдачи имущества в аренду, доход с продажи недвижимости, которая была в собственности менее предельного срока (3 или 5 лет, в зависимости от оснований приобретения).

Даже взысканная с ответчика в суде неустойка облагается НДФЛ, т. к. признается доходом (письмо Минфина от 24.05.2013 № 03-04-06/18724).

Поэтому нужно учитывать, что даже статус пенсионера или предпенсионера, увы, не освобождает от налогов полностью.


Налоговое законодательство изменилось. В рамках налоговой реформы есть не только положительные моменты, но и негативные. К последним можно отнести налогообложение пенсий.

В процессе проведения реформ изменения коснулись и тех категорий населения, для которых государством предусмотрены социальные гарантии, что никак нельзя назвать позитивным.

КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ С ПЕНСИИ

Действующей редакцией Налогового кодекса Украины уплата налога с доходов физических лиц в виде пенсий предусмотрена с определенными особенностями. Согласно ст. 164.2.19 Налогового кодекса, к налогооблагаемым доходам относятся суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания и пенсий, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три минимальных заработных платы в месяц. При этом для определения суммы учитывается индексация пенсии, которая проведена согласно с законодательством.

Размер минимальной заработной платы, который берется за основу для расчета налогооблагаемого дохода, устанавливается Законом Украины «О Госбюджете» №928 от 25.12.2015 г. Для применения этой нормы учитывается сумма по состоянию на 1 января соответствующего налогового года. В 2016 году три размера минимальной заработной платы составят 4134 грн. Часть пенсии сверх этой суммы и будет объектом налогообложения. Кроме того, сумма превышения подпадает под налогообложение военным сбором. П. 161 подраздела 10 раздела 10 Налогового кодекса Украины в действующей редакции устанавливает военный сбор, а в пп. 1.2 определяет объект налогообложения этим сбором как доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса. Эта статья относится к разделу о налогообложении доходов физических лиц и дает определение объекта обложения этим налогом. Фактически военный сбор и налог с доходов физических лиц, согласно такому нормативному решению, имеют идентичные объекты налогообложения. Ставка налога с доходов физических лиц, которая применяется к налогооблагаемым доходам в виде пенсии, установлена в размере 15% (ст. 167.4). Ставка военного сбора для этих же доходов составляет 1,5% (пп. 1,2 п. 161 подраздела 10 раздела 10).

С КАКИХ ПЕНСИЙ НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Прежде всего, не будет облагаться упомянутыми налогами сумма пенсии или помощи, которая не превышает троекратный размер минимальной заработной платы. Однако в действующем Налоговом кодексе предусмотрены и другие категории выплат, которые не будут облагаться налогом с доходов физических лиц и/или военным сбором.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом с доходов физических лиц, предусмотрен в ст. 165 Налогового кодекса. В нем названы уже упомянутые пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если на них не распространяется действие ст. 164.2.19 НКУ (меньше троекратного размера минимальной зарплаты на 1 января налогового года).
В самой же статье 164.2.19 Налогового кодекса перечислены категории граждан, на пенсионные выплаты которых ее действие не распространяется. Речь идет о лицах, которые получают пенсию как участники боевых действий во время Второй мировой войны или инвалиды войны. Также не будет облагаться налогом с доходов пенсия лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». От налогообложения военным сбором пенсии перечисленных выше категорий лиц также освобождаются.

Следует учитывать, что изменения в Налоговый кодекс Украины, которые дали возможность не облагать налогами пенсии указанных льготных категорий, вступили в силу на основании Закона Украины №653 от 17.07.2015 г. с 01.09.2015 г.

НЕТ ЛИ ТУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ?

Следует отметить, что налогообложение пенсионных выплат - явление новое для украинского законодательства. Основанием для недовольства вполне может служить положение ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому пенсии налогообложению не подлежат. Норма изложена без исключений, а сам нормативный акт на данный момент остается действующим. Приведения норм разных законодательных актов в соответствие пока не проводилось.

Вместе с тем, ст. 5 Налогового кодекса Украины в п. 5.2 устанавливает, что если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для урегулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса. Сфера удержания налогов и сборов относится к сфере регулирования Налогового кодекса (ст. 1 НКУ), и именно им определяется состав налогового законодательства (ст. 3). А значит, нормы и положения Налогового кодекса будут приоритетнее, чем специальные положения пенсионного законодательства в части налогообложения.

Более весомым аргументом могут служить положения Конституции Украины. А согласно ее требованиям, сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается (ст. 22). В дополнение к этому, ст. 46 Основного Закона устанавливает право на социальную защиту, которое включает право на соответствующее обеспечение в предусмотренных законом случаях. Уменьшение размера пенсионных выплат для пенсионеров может рассматриваться как ситуация, в которой они не получают причитающиеся им суммы в полном объеме, а значит - ограничены в правах.

ЖДАТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЙ?

Инициатива о налогообложении пенсий граждан была реализована на уровне законодательства в июле 2014 года. С того момента положения о налогообложении пенсионных выплат претерпевали изменения, не радующие плательщиков. Послаблением на уровне законодательного урегулирования стал Закон Украины №653 от 17.07.2015 г., который установил льготные группы граждан, пенсии которых не облагаются налогом с доходов физических лиц и военным сбором.

Дальнейшие позитивные изменения также потребуют общей законотворческой воли от народных депутатов, поскольку процедура внесения изменений в уже принятые законы другого не предполагает.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

На вопросы читателей ответила заместитель начальника главного управления Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области Наталия Корнийчук


Наталия Корнийчук в пресс-центре «Днепра вечернего»

- Алло. Это звонит инвалид войны, меня зовут Алексей Варламович. Я получаю пенсию в размере 6 тыс. 200 грн. Будут ли из нее высчитывать налог?

- С 1 января 2015 года согласно новому законодательству налог удерживается с суммы пенсий, включая индексацию, или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы. На сегодня минимальная зарплата установлена на уровне 1218 грн, значит, три минимальных зарплаты - это 3654 грн. Обращаю ваше внимание, что налогом облагается не вся пенсия, а только сумма, превышающая 3654 грн.
Чтобы определить, какой налог с вас будет удерживаться, необходимо от размера вашей пенсии 6 тыс. 200 грн. вычесть 3 тыс. 654 и получим сумму, подлежащую налогообложению в размере 15% – 2546 грн. Потом 2546 следует умножить на 0,15, и получим размер налога – 382 грн. Таким образом, к выплате вы получите 6200 - 382 = 5 тыс. 818 грн.

- С какого месяца этот налог будут удерживать?

Поскольку Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу, некоторые законодательные акты Украины» вступил в силу с 1 января 2015 года, поэтому и налог будет удерживаться с 1 января текущего года. Учитывая то, что в январе пенсии были выплачены в полном размере, в феврале будет удержан налог за январь и февраль.

- Это прямая линия? Наталия Ивановна, сообщалось, что с пенсий будут высчитывать налог в размер 15%, а потом говорили, что его увеличили до 20%.

- Ранее налогообложению подлежали пенсии размером более 10 тыс. грн.. Теперь порог налогообложения снижен. Размер пенсии, превышающий 3 654 грн., но менее десяти минимальных заработных плат - 12 180 грн., облагается налогом по ставке 15%, а размер пенсии, превышающий 12 810 грн., облагается налогом уже по ставке 20%.

- Налог будет взиматься с работающих пенсионеров или неработающих?

- Налогообложению с 1 января 2015 года подлежит размер пенсии, превышающий 3654 грн., независимо от того, работает пенсионер или нет.

- Здравствуйте! Это звонит Анна Васильевна. Мой родственник попадает под сокращение. Но ему уже 59 лет. Насколько я знаю, после сокращения можно выйти на пенсию на полтора года раньше. Так ли это?

- С 1 января право досрочного выхода на пенсию за полтора года до достижения пенсионного возраста в связи с сокращением или по состоянию здоровья законодательством уже отменено. Ваш родственник может получить право досрочного выхода на пенсию только в том случае, если имеет инвалидность.

- Алло, я звоню из Новомосковска. Подскажите, войдет ли в стаж период, когда я стоял на учете в центре занятости?

- В стаж включается только тот период, в течение которого вам выплачивали пособие по безработице.

- Меня зовут Валентина Назаровна. Коснутся ли изменения в законодательстве по начислению новых пенсий размера научных пенсий, которые были назначены в 2008 году?

- Нет, не коснутся. Пенсия в размере 60% заработка будет назначаться лицам, обратившимся впервые за назначением научных пенсий после 1 января 2015 года, а также лицам, которые уже получают научную пенсию и обратятся за перерасчетом по стажу и заработной плате.

- Меня зовут Нина Ивановна. В этом году мне исполнится 55 лет. Подскажите, смогу ли я выйти на пенсию в этом возрасте, и как это отразится на размере пенсии?

- Право досрочного выхода на пенсию для женщин было установлено до 1 января 2015 года, но Верховная Рада приняла решение продлить до 2022 года право досрочного выхода на пенсию женщинам в 55 лет. Но воспользоваться этим правом можно только при соблюдении определенных условий:

первое – наличие страхового стажа не меньше 30 лет, второе – увольнение с работы.

Т.е. работающим досрочно пенсия не начисляется и не выплачивается. Следует учитывать, что при досрочном оформлении пенсии ее размер будет уменьшен на 0,5% за каждый месяц более раннего выхода на пенсию. Например, если пенсионный возраст для вас установлен в 58 лет, а вы оформите пенсию в 55 лет, то есть на 36 месяцев раньше, значит, ее размер уменьшится на 18%. Но если в результате пенсия окажется ниже минимальной, то вам будет начислена доплата до 949 грн. - это на сегодня размер минимальной пенсии в Украине.

- А если я оформлю пенсию в 55 лет, а потом вновь устроюсь на работу, будет ли произведен перерасчет?

- Если вы вновь трудоустроитесь, то обязательно должны сообщить об этом в отделение Пенсионного фонда по месту жительства, и выплата пенсии вам будет прекращена. А после достижения пенсионного возраста к вашему стажу будет добавлен период работы после трудоустройства.

Інші новини







Вернуть деньги, ранее уплаченные в бюджет, можно будет только через суд.

Рассмотрев представление 48 народных депутатов Конституционный Суд признал вчера неконституционным обложение налогами украинских пенсий. Соответственно, с даты принятия этого решения — 27 февраля 2018 года — соответствующие нормы Налогового кодекса утрачивают свою силу.

Напомним, налогом с доходов физлиц (НДФЛ) и военным сбором по ставке 18% и 1,5%, соответственно, облагаются пенсии свыше 10 размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц на начало отчетного года. Сейчас эта цифра составляет 13 730 грн, а в прошлом году — 12 470 грн.

Разумеется, процент таких лиц в общей массе пенсионеров невелик, но суммы налогов, которые с них удерживались, по некоторым оценкам, составляли минимум 1-1,2 млрд грн. И теперь их придется чем-то компенсировать.

Эти суммы могут быть значительно больше, если украинские пенсионеры захотят вернуть себе удержанные, как теперь выясняется — незаконно — налоги.

Что произошло

КС признал несоответствующими Конституции положения НK, которыми предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход граждан включаются суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума.

Также признано неконституционным налогообложение пенсий, полученных из иностранных источников, если согласно международным договорам, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.

Судьи посчитали, что налогообложение нарушает справедливый подход к установлению пенсии, так как приводит к уменьшению ее фактического размера, который устанавливается с учетом соотношения между длительностью страхового стажа и размером заработной платы (дохода) застрахованного лица.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, с момента признания норм НК неконституционными они прекращают свое действие и пенсии не должны больше облагаться налогом.

«Здесь не нужно предпринимать каких-либо действий, налоговая сама должна прекратить взимание платежей», — объяснил он.

Впрочем, если пенсионер захочет вернуть ранее уплаченные в бюджет средства, он должен будет заняться этим в индивидуальном порядке.

Как вернуть деньги из бюджета

Как известно, закон обратной силы не имеет. И формально налоги с пенсий взимались, когда действовали отмененные ныне нормы.

Однако, как отмечает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз, статья 58 Конституции Украины позволяет распространять действие новых норм на прежние периоды, если эти новые нормы смягчают или вовсе отменяют ответственность граждан. То есть, идут им во благо.

«Поэтому пенсионеры, которые хотят вернуть свои налоги из бюджета могут обратиться в налоговую с соответствующим заявлением. Правда, в 99,9% случаев они получат отказ», — говорит Виктор Мороз.

Поэтому почти наверняка придется обращаться в суд для отстаивания своих финансовых интересов. «Здесь очень многое будет зависеть от решения судов. Ведь они могут занять «государственную» позицию и под любым предлогом отказывать в удовлетворении подобных исков», — говорит Виктор Мороз.

Например, на том основании, что шестимесячный срок для обращения в административный суд уже давно прошел. Впрочем, Юлия Кириченко считает, что этот срок может отсчитываться только с момента вступления в силу решения КСУ.

«Нужно обращаться к суду именно на том основании, что решение КСУ стало нововыявленными обстоятельствами в нарушении прав гражданина, о котором ему ранее не было известно», — уверена Кириченко.

Однако, окончательные выводы можно будет сделать только после анализа полного текста решения КСУ. «Именно текст решения даст ответ на вопрос, с какого момента признано неконституционным норму абзаца 1 подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины», — пояснил UBR.ua советник главы Высшего административного суда Украины Антон Поляничко.

Дело в том, что по общему правилу признанный неконституционным закон теряет силу со дня принятия решения КСУ. Но КСУ может выбрать более позднюю (не ранее даты принятия решения КСУ) дату прекращения действия неконституционным закона.

Впрочем, в любом случае юрист не видит оснований для возврата налога с ранее выплаченных пенсий. Поскольку Решение КСУ не может предусматривать потерю силы закона до момента принятия такого решения.

«Таковы изменения, внесенные в статью 152 Конституции Украины, принятые в 2016 году в связи с судебной реформой», — отметил Поляничко.

Если налог продолжат удерживать после принятия решения КСУ, пенсионеры имеют право требовать возврата сумм налога как излишне уплаченных в порядке статьи 43 НК. Подобная ситуация на практике уже возникала в связи с признанием неконституционными норм о налогообложении пожизненного содержания судей. Однако наиболее интересной является собственно мотивация, на основании которой КСУ пришел к выводу о не конституционности налогообложения больших по размеру пенсий.

Автор новости: КОНСТАНТИН СИМОНЕНКО

Читайте также: