Когда присылают пфр и налоговая


Anetlanda / Shutterstock.com

С передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов (с 1 января) бухгалтеры на практике столкнулись с множеством вопросов. В частности, как добиться отмены неправомерного требования об уплате страховых взносов за 2016 год, что делать с прошлогодней переплатой или недоимкой и почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам. На эти и другие вопросы в рамках конференции "Налоговое законодательство 2017: итоги и перспективы" ответила заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова.

Напомним, что в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. " (далее – Закон № 250-ФЗ). Вместе с тем, как рассказали участники конференции, не все данные, переданные ПФР и ФСС России в налоговую, корректны.

Какими контрольными полномочиями обладают ФСС России и ПФР? Узнайте из материала "Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По словам представителя ФНС России, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России (ст. 20 Закона № 250-ФЗ). В связи с чем плательщику страховых взносов необходимо направить обращение по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год, в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда (письмо ФНС России от 2 мая 2017 г. № ГД-4-8/8281). "Взыскание сумм – это последующий этап после начисления, поэтому если плательщик не согласен с какими-то начислениями, то нужно изначально решать вопрос с правомерностью действий фондов. Если принимается решение, что начисления были произведены неверно, то мы оперативно отменяем принятые налоговой меры, – отметила Ульяна Вотякова. – Взыскивать несуществующую задолженность ФНС России смысла нет".

Таким образом, плательщику страховых взносов следует обратиться в органы ПФР и повести с ними сверку расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. По итогам сверки должен быть оформлен акт, который будет подтверждать наличие или отсутствие недоимки страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующий до 2017 года).

Такая процедура уточнения сведений в ПФР обусловлена в том числе тем, что ФНС России не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного электронной цифровой подписью, вносить корректировку в данные ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы (письмо ФНС России от 7 июня 2017 г. № 3Н-2-22/714@). Однако, как рассказала Вотякова, в целях обеспечения достоверности информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по передаче уточненного сальдо расчетов. "При обращении плательщика непосредственно в налоговый орган с вопросом о состоянии расчета по страховому счету, ФНС России в срок не позднее трех дней с момента обращения направляет запрос в соответствующее отделение внебюджетного фонда. В случае, если будет установлен факт передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направляет в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика. Кроме того, ПФР должен направить ответ с приложением откорректированных сведений в адрес заявителя", – пояснила она.

Участники конференции в свою очередь рассказали случаи, когда территориальные налоговые органы незаконно списали со счетов предпринимателей денежные средства из-за неверно переданных данных из ПФР. "Если деньги были уплачены вами повторно, значит они будут возвращены, но только после того, как эти сведения подтвердятся. Если переплата сформировалась до 1 января текущего года, то одна должна быть возвращена фондом, а за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию", – ответила представитель ФНС России. Напомним, что сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо ФНС России 26 января 2017 г. № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П).

В заключение Ульяна Вотякова пообещала, что до конца года ситуация с неправомерными требованиями об уплате страховых взносов будет исчерпана. "Все жалобы, которые возникают по возмещению задолженности по страховым взносам находятся на контроле в центральном аппарате, и по каждому из них будут приняты решения в индивидуальном порядке", – добавила она.

Автор: Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов г. Москвы

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2017

Уже можно подвести промежуточные итоги перевода страховых взносов в налоговые инспекции, к сожалению, не положительные для страхователей. Передача взносов вместо упрощения взаимодействия создала массу дополнительной работы для бухгалтеров.

Технические сбои при передаче данных

С 1 января 2017 г. обязанность по администрированию страховых взносов перешла к налоговым органам. Вместе с обязанностью по администрированию взносов на пенсионное, медицинское и социальное (в части взносов на временную нетрудоспособность и материнство) страхование к налоговым органам перешло и обязательство по проведению мер для взыскания задолженностей по взносам, образовавшихся до 2017 г. Соответственно, и отчетность, позволяющая контролировать суммы начислений и подлежащих к уплате страхователем взносов, представляется в налоговые инспекции.

Для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на 1 января 2017 г. и передать эту информацию в ФНС. Но передача остатков из Пенсионного фонда не прошла гладко.

Первой проблемой стали технические сбои, из-за которых обязательства страхователей были переданы неверно, с недоимками и пенями. По этим недоимкам, которые не соответствуют действительности, налоговые органы стали направлять требования об уплате взносов. В них указано, по какому виду взносов и за какой период оно выставляется. Инспекции не выясняли, почему образовались задолженности, и отправляли урегулировать ситуацию в фонды, поскольку именно они сформировали долги. В фондах выяснялось, что на конец 2016 г. у страхователя нулевое сальдо, то есть долгов нет. В качестве подтверждения остатков выдавалась справка о состоянии расчетов, которую необходимо было представить в налоговый орган. На основании этого документа вносились корректировки в лицевую карточку налогоплательщика, и долги аннулировались.

Количество критических ситуаций с сальдо по взносам в этом году переполнило чашу терпения предпринимателей, они активно начали жаловаться. Спустя 9 месяцев вышло совместное Письмо ФНС и ПФР от 01.09.2017 № НП-30-26/13859/3н-4-22/17710@.

В нем говорится о том, как теперь ведомства будут урегулировать ситуацию с неверно переданными остатками. В письме указываются возможные случаи корректировки: несогласие плательщика взносов с сальдо расчетов или необходимость уточнения сведений, если ПФР сами находят ошибку. Также Письмом установлены сроки для внесения корректировок. В течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя налоговые органы направляют запрос в органы ПФР. Фонды за 20 рабочих дней должны осуществить мероприятия по корректировке сведений. После получения информации от фондов налоговые органы в течение 7 рабочих дней корректируют сведения в своих базах.

Таким образом, уже сейчас можно обращаться с заявлениями напрямую в налоговый орган, и инспектор не имеет права отказать в приеме обращения по урегулированию сальдо по взносам.

Декабрьские взносы

Вторая проблема возникла с декабрьскими взносами. Те, кто сдавал отчетность по итогам 2016 г. с начисленными, но не уплаченными суммами за декабрь, могли столкнуться с требованиями инспекций об уплате этих взносов несмотря на то, что фактически они могли быть уже уплачены. Дело в том, что ПФР передали суммы взносов за декабрь как задолженность. Хотя по регламенту передачи сальдо фонды не должны были включать эти взносы в долги, поскольку крайний срок их оплаты – 15.01.2017.

Эта ситуация не осталась без внимания ФНС. Появилось Письмо от 15.03.2017 №3Н-4-1/4593@, в котором указано, что вносить изменения в сальдо расчетов могут только ПФР, соответственно, туда и нужно обращаться. Однако с учетом сентябрьского совместного Письма ФНС и ПФР, о котором говорилось ранее, теперь урегулировать ситуацию можно напрямую с налоговыми инспекциями.

Отчетность для ИП

Третья проблема затронула индивидуальных предпринимателей. До 2017 г. действовало правило, при котором предпринимателю, не сдавшему налоговую отчетность, доначислялся 1% пенсионных взносов в максимальном размере. С 2014 г. требования по долгам по взносам в максимальном размере не выставлялись. Но в связи с тем, что взносы теперь администрируют налоговые органы, и в том числе собирают недоимки за предыдущие годы, эти долги стали направляться предпринимателям в требованиях об уплате взносов очень активно.

Изначально для урегулирования этой ситуации достаточно было сдать налоговую декларацию, после чего обратиться в территориальный ПФР с заявлением и копией сданной декларации. ПФР на основании этих документов вносил корректировки в сальдо расчетов.

Но потом появилось письмо ПФР от 10.07.2017 № НП-30-26/9994, в котором указано, что отделы ПФР не будут пересчитывать взносы, рассчитанные по максимуму, предпринимателям, сдавшим декларации с опозданием, после окончания расчетного периода, то есть года. Пересчитывали размер обязательств только тем, кто сдал отчетность вовремя, но по которым налоговые органы не сообщили в ПФР о том, какие сведения содержались в декларации.

ФНС вмешалась в ситуацию и выпустила Письмо № БС-4-11/17461 от 01.09.2017. ФНС не согласна с позицией ПФР относительно пересчета максимальных взносов, ссылаясь на то, что в Федеральном законе от 24.04.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» не было запрета на перерасчет, соответственно, его нужно производить по факту представления декларации, даже с опозданием, в налоговый орган. Однако ПФР не обязан руководствоваться в своих действиях Письмами ФНС, поэтому для урегулирования ситуации должно быть проведено совместное совещание ведомств, на котором будет определен порядок дальнейших действий.

Передача страховых взносов из ПФР в ФНС имеет только один плюс, и тот в пользу государства, – пополнение бюджета. В остальном смена администратора повлекла за собой уйму трудностей, связанных с урегулированием не соответствующих действительности долгов. На настоящий момент ситуация по сальдо расчетов находится на критическом уровне: государственные органы стараются принимать необходимые меры, но это происходит очень медленно. Остается только ждать, когда все проблемы будут выявлены, согласованы и ликвидированы.


С этого года изменился порядок администрирования страховых взносов. Расчет по ним теперь сдается в налоговые инспекции, а не в фонды. Вместе с этим изменилось и правило о том, при каких условиях расчет по взносам будет считаться представленными. От этого зависит, выпишут компании штраф по ст. 119 НК РФ или нет. В статье разобрано, в чем состоит новое правило и как оно должно применяться. Кроме того, приведены примеры ситуаций, когда инспекция не имеет права считать отчетность не представленной и накладывать за это штраф, невзирая на допущенные при ее сдаче ошибки.

Дата, когда расчет по страховым взносам считается представленным

Согласно ему, при отправке налоговой декларации или расчета по почте или по телекоммуникационным каналам связи, а равно через личный кабинет налогоплательщика, днем ее представления считается дата отправки (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ).

Исходя из этого, суды считали, что главное – вовремя отправить отчетность по взносам в фонд, пусть и с ошибками. Тогда она уже не может считаться не представленной, а ответственности за представление расчета с неточностями НК РФ не установлено (Определение ВАС РФ от 06.08.2013 № ВАС-10205/13, постановления Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2015 № Ф05-16599/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 № А44-2341/2015 и др.).

Представление расчета

С 2017 года вместо Закона № 212-ФЗ для страховых взносов действует гл. 34 НК РФ.

В ней есть специальное правило о том, что расчет по взносам считается представленным не просто когда он отправлен, а при условии, что в нем указаны (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):

а) сведения о совокупной сумме страховых взносов, совпадающие с суммой взносов по каждому сотруднику;

б) достоверные данные сотрудников (Ф.И.О., ИНН, СНИЛС, дата рождения, серия и номер паспорта и др.).

Если это условие не выполнено, то автоматически расчет не будет считаться не представленным. У компании будет возможность исправиться: для этого на следующий после получения расчета день налоговая инспекция должна сообщить фирме о неточностях в расчете и она в течение 5 дней обязана представить расчет с достоверными данными, – тогда датой подачи расчета считается дата его первоначального представления. В противном случае расчет будет считаться не представленным.

Данное специальное правило заменяет собой норму из абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, которая для страховых взносов больше не применима. Здесь следует дополнительно заметить, что неприменима она, невзирая на то, что в ней употреблен термин «расчет», поскольку под ним имеются в виду только расчеты по налогам (расчеты авансовых платежей по налогу на имущество и квартальные расчеты по НДФЛ), а о страховых взносах в данном абзаце речи не идет.

Дата представления

Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Об этом сказано в п. 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, – данная норма по аналогии применима и к страховым взносам, администрируемым ФНС РФ.

Прием отчетности

Важно понимать, что представление расчета по взносам или декларации компанией и ее прием налоговой инспекцией – это две части одного процесса сдачи отчетности, но они не тождественны. То есть, даже если инспекция отказывает в приеме полученного электронного бланка, то это не значит, что декларация считается не представленной.

В связи с этим инспекция не имеет права вынести решение о наложении на фирму штрафа за непредставление отчетности, ссылаясь на то, что декларация не принята по одному из следующих оснований, указанных в п. 28 Административного регламента о подаче электронной отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.08.2012 № 25312):

  • представление декларации или расчета не в тот в налоговый орган;
  • представление декларации или расчета не по установленной форме или установленному формату;
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или представителя;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица или подтверждающих его полномочия.
СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера», «Время Юриста», «Время Директора»

Дата представления декларации и дата ее приема инспекцией – это разные вещи

  • дату представления декларации – она указывается в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 Порядка, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169);
  • дату приема декларации – она указывается в квитанции налогового органа о приеме отчетности (п. 211 Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н).
ПИСЬМО Минфина РФ от 29.04.2011 № 03-02-08/49

Примечание редакции:

случай, который это подтверждает, был разобран, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 № А40-107240/12-90-539: суд признал датой представления декларации число отправки обществом декларации, указанное в подтверждении специализированного оператора связи.

Инспекция возразила против этого тем, что не смогла открыть поступившую декларацию из-за того, что она была помещена в раздел «отвергнутые» с причиной: «не удается найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки». По этой же причине не была сформирована квитанция о приеме отчетности.

Без квитанции о приеме декларация считается не представленной, – решили в инспекции.

Суд отверг эти доводы, указав следующее.

Во-первых, отсутствие у общества квитанции ИФНС о приеме декларации не свидетельствует о том, что она не представлялась.

Во-вторых, технический сбой при отправке декларации не может ставиться в зависимость либо влиять на факт исполнения обществом обязанности по представлению налоговой отчетности, поскольку со своей стороны общество предприняло все необходимые меры по своевременной отправке декларации.

Нарушение порядка и формы представления декларации не подпадает под непредставление

27.04.2015 в 23:21 (последний день и час срока) организация отправила в ИФНС электронную декларацию по НДС за I квартал 2015 года.

Инспекция выявила ошибки, препятствующие приему документа, в связи с чем направила компании уведомление об отказе в приеме налоговой декларации 27.04.2015.

На следующий день организация отправила декларацию повторно. Однако инспекция отказала и в этот раз, из-за нарушения с кодом ошибки 0300300000 – «структура файла обмена не соответствует требованиям формата» и множество ошибок с кодом 0300300001 – «Файл не соответствует xsd-схеме».

В третий раз, 29.04.2015, декларация была принята инспекцией, но при этом она решила, что поскольку организацией нарушен формат представления налоговой декларации, и она не была принята к обработке, это следует квалифицировать как непредставление декларации в установленные сроки.

На данном основании компании был назначен штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 148 тыс. рублей.

Компания с этим не согласилась и обратилась в суд, предоставив на обозрение арбитров «подтверждение даты отправки», датированное 27.04.2015.

Суд определил, что форма и формат самой декларации, первоначально представленной 27 апреля, соответствуют установленным требованиям, а несоответствие относится к формату представления приложения № 9 (книги продаж) к декларации. Однако нарушение порядка, формы, либо формата представления налоговой декларации не образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ.

Данной нормой установлена ответственность за определенный состав правонарушения – непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в ст. 119 кодекса.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2016 № Ф08-9002/2016

Ошибки в формате файла не делают декларацию не представленной

Основанием послужило то, что декларация хоть и была представлена своевременно, но вместо формата «налоговая отчетность» была направлена в инспекцию в формате «неформализованный документ». По этой причине инспекторы не смогли открыть полученный электронный файл.

Организация не согласилась со штрафом и обратилась в суд.

Она заявила, что получила как подтверждение отправки, так и квитанцию о доставке файла в налоговый орган, из которых следует, что в день отправки файл был получен инспекцией.

Арбитры поддержали компанию.

Судьи указали, что согласно п. 4 Порядка, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

При этом технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.

По статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком ее подачи, в том числе получение налоговым органом нечитаемой информации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Таким образом, событие правонарушения отсутствует, что в силу ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение компании к ответственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2011 № А27-11908/2010

Ошибки в структуре файла не позволяет накладывать штраф за непредставление

Однако получила в ответ уведомление об отказе в приеме на том основании, что декларация содержит ошибки в части указания КПП, из-за чего декларация не может быть принята к обработке, а также отсутствует сообщение о доверенности и неправильно указаны сведения о руководителе.

Организация исправила эти ошибки, но подала декларацию в бумажном виде.

ИФНС ее приняла, но оштрафовала фирму по ст. 119.1. НК РФ за нарушение способа представления отчетности.

Организация обратилась в суд, полагая, что штраф назначен неправомерно. Ведь в силу п. 4 ст. 80 НК РФ при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Судьи поддержали компанию.

Они признали, что поскольку организацией были соблюдены требования ст. 119.1. НК РФ, а именно, декларация первоначально в установленный законом срок представлена в электронном виде, то состава налогового правонарушения, действия общества не образуют и, соответственно, привлечение его к ответственности за отсутствием вины неправомерно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 № А49-5219/2012

Загруженность сервера оператора не отменяет факта отправки декларации

На следующий день бухгалтер связалась с представителем оператора, который сообщил, что программа не предупреждала о сбоях в передаче, но данных о передаче декларации действительно нет.

22 января бухгалтер отправила декларацию повторно и получила подтверждение оператора. Получив ее, ИФНС решила, что общество не представило декларацию в установленный срок и выписала штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 75 тыс. рублей.

Компания обратилась в суд, утверждая, что именно 20 января должно считаться датой представления отчетности. В качестве подтверждения первичной отправки в этот день фирма предъявила файл отчетности, а также распечатку данных из программы.

Арбитры установили, что зафиксированной датой отправки декларации является 22 января.

Однако штраф отменили, так как согласно полученной от оператора информации, 20 числа его сервер был загружен по причине массовой отправки отчетности. Из-за этого отчётность не была отправлена в ИФНС.

Таким образом, со стороны общества были предприняты все необходимые действия по своевременной отправке, и сообщение об ошибке ему не поступало. Следовательно, вины компании в случившемся нет.

В соответствии же с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

Учитывая изложенное, оснований для привлечения общества к ответственности не имеется, – резюмировал суд.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 26.07.2011 № КА-А40/7709-11

Нулевой расчет по страховым взносам подается, если компания не ведет деятельности

Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в ИФНС об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физлиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм взносов, подлежащих уплате за этот же период.

Кроме того, нулевые расчеты позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат физлицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный НК РФ срок для представления расчетов, и, следовательно, не привлекать их к ответственности по п. 1 ст. 119 кодекса.

Таким образом, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат физлицам в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, он все равно обязан представить в ИФНС не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет с нулевыми показателями. В противном случае организации могут выписать штраф, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.

Штраф за непредставленный расчет по страховым взносам нужно распределить по трем КБК

В соответствии со указанной статьей непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Исходя из положений БК РФ, суммы данного штрафа нужно зачислить в бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим страховым взносам. Однако нормативы таких отчислений применительно к страховым взносам не установлены.

В связи с этим, по мнению ФНС РФ, сумма штрафа исчисляется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования. То есть, для зачисления сумм штрафных санкций необходимо использовать следующие КБК:

  • 182 1 02 02010 06 3010 160 – соразмерно взносам на ОПС;
  • 182 1 02 02090 07 3010 160 – соразмерно взносам на ВНиМ;
  • 182 1 02 02101 08 3013 160 – соразмерно взносам на ОМС.
Так, что касается штрафа в размере 1000 рублей, то его следует распределить в бюджеты государственных внебюджетных фондов исходя из нормативов расщепления основного тарифа 30% на отдельные виды обязательного социального страхования:

  • 22% (733,33 рублей) – в ПФР;
  • 2,9% (96,67 рублей) — в ФСС;
  • 5,1% (170 рублей) – в ФФОМС.
ПИСЬМО ФНС РФ от 05.05.2017 № ПА-4-11/8641



Сегодня мы подготовили для вас статью об изменениях в уплате страховых взносов. Нельзя сказать, что это глобальные изменения. Их значение в том, что они идеально вписываются в происходящее с налогами в стране. Эти изменения — ещё один элемент в мозаику, которая описывает позицию государства по отношению к бизнесу.

Страховые взносы — один из видов обязательных платежей.

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.

Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.

Логика происходящего или что это значит

Пенсионный фонд собирал страховые взносы из рук вон плохо: к концу 2016 бизнес задолжал ПФР 251 миллиард рублей. Астрономическая цифра. Относительно 2011 года долг увеличился в 6 раз. Более того: проверки ПФР на предмет того, правильно ли предприниматели платят страховые взносы, даже не окупают затраты на проведение этих проверок.

С начала 2017 года сбор страховых взносов снизился: в январе 2017 собрали на 2,5% меньше, чем в январе 2016, хотя предполагалось, что соберут на 6,9% больше.

Понятно, что у сотрудников ФНС, умеющих «взять с бизнеса», такая работа могла вызывать только самодовольную и презрительную ухмылку.

Вот государство и отдало (скорее, вернуло) ФНС контроль над страховыми сборами. Кто лучше собирает, тот пусть и собирает, решили чиновники. С их позиции тут всё логично. ФНС будет работать, чтобы сократить дефицит ПФР.

Ещё в 2015 году Александра Саслина из Экономической экспертной группы прямо говорила, что возврат сборов страховых взносов в ФНС повысит собираемость.

Вообще вопрос о передаче ФНС администрирования сбора страховых платежей стоял давно: ещё в 2013 году в бюджетном послании Владимир Путин затрагивал этот вопрос.

Страховые взносы — это, по сути своей, налоги, пусть они и не называются налогами. Государство распоряжается ими почти так же свободно, как налогами. Пенсионные баллы — это условные единицы, призванные замаскировать, сколько денег государство должно пенсионеру. Это нужно, чтобы государство могло свободно распоряжаться деньгами ПФР по своему усмотрению.

Несколько выводов

Основная плохая новость для бизнеса в том, что в юрисдикцию налоговой теперь попадают не только 13% НДФЛ, но и 30% страховых взносов. Для ФНС это уже «интереснее», чем 13%. Соответственно, более тщательнее будут проводиться контрольные мероприятия по установлению выплат «серых» зарплат или «конвертных» схем.

Практики доначислений налоговой инспекцией страховых взносов пока нет. Как мы знаем, ФНС иногда творчески подходит к толкованию положений НК РФ и судебной практики.

Скорее всего, налоговая начнёт «экспериментировать» с доначислениями. И ещё не известно, на чьей стороне будут суды.

Бизнес будет отдавать больше налогов государству, чем сейчас. Это можно утверждать с серьёзной долей уверенности, потому что у ФНС намного сильнее техническая оснащённость и больше опыт взимания средств, чем у ПФР.

ФНС будет применять иную тактику взимания, чем ПФР.

Для бизнеса открывается ещё один фронт. Нужно готовиться держать оборону. Мы постоянно отслеживаем практику, и когда появятся новости по теме, быстро об этом сообщим.

Подписывайтесь на рассылку на нашем сайте, чтобы точно ничего не упустить.


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

IP и MAC-адреса компьютеров — лучшие друзья налоговой?

Детально рассказываем, как мы готовим компании к выездным проверкам

Что несёт налогоплательщикам новая статья 54.1 НК?

Умное досудебное обжалование решения инспекции в УФНС может дать компании преимущества, о которых почти никто не знает

Как рентабельность вашей компании может повлечь выездную налоговую проверку?

Как новый закон уничтожит обнал?






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Читайте также: