Кто не платит пенсионный налог в украине

Без проблем. Подавайте заявку сегодня до 18-00 и получите деньги на карту в течение 1 часа

Самый быстрый способ получить деньги на карту, для новых клиентов тариф от 0.1% в сутки

Заполнение анкеты всего 5 минут. После этого мы сразу сообщим результаты заявки


Налог на зарплату – обязательный ежемесячный платеж каждого трудоустроенного гражданина, который перечисляется в государственную казну и в дальнейшем применяется для социальных выплат и других государственных нужд. Вычет налогов создал разницу в размере между “чистой”, получаемой на руки, и “грязной”, положенной к зачислению, зарплат. При устройстве на работу важно знать, какие именно сборы и в каком размере удерживаются, для того, чтобы правильно оценить заработок и не разочароваться после получения “чистой” заработной платы.

Кто платит налог на зарплату?

Налог на зарплату должен выплачиваться с каждого месячного дохода украинских граждан вне зависимости от рода деятельности. При официальном трудоустройстве данная сумма удерживается работодателем с заработной платы и перечисляется в государственную казну. Налогом облагается все доходы включая:

ежемесячный оклад и другие поощрительные начисления за проделанную работу;

доходы предприятия ФОП;

доходы, полученные дополнительным заработком;

командировочные и другие начисления поверх зарплаты.

Единственный доход, который не облагается налогом — стоимость оздоровительных путевок, выданных работодателем, при этом благотворительная помощь и покрытие расходов на оздоровление, полученных от работодателя также облагается налогом.

Все зарплатные сборы делятся на два типа:

удержанные с зарплаты работника;

уплаченные работодателем с собственного кармана.

Всего с зароботной платы отчисляется три вида сборов:

Подоходный вычет — общегосударственный налоговый сбор, установленный государством в размере 18-20% от суммы дохода.

Единый социальный взнос (ЕСВ) — обязательный платеж в Пенсионный фонд и страховой фонд. Сумма измеряется в процентах и зависит от категории работника и риска его деятельности. Процентные отчисления взимаются в размере от 22 до 41% в зависимости от риска работы на предприятии и выплачиваются с денег работодателя.

Военный налог — удержание с зароботной платы для помощи государству в военное время в размере 1,5%.

Налог на минимальную зарплату также снимается, поскольку данная величина является стандартом, но не является необлагаемой величиной.

Как рассчитать налог на зарплату?


Для начала следует отметить, что с 2016 года Единый налог оплачивается из средств работодателя. Для наемных сотрудников применяется фиксированная ставка в размере 22% от заработной платы. В связи с этим, с зароботной платы работника удерживается подоходный налог , зафиксированный для зарплаты в размере 18% и военный сбор, который введен на время проведения боевых действий и составляет 1,5% от дохода граждан.

Для того, чтобы рассчитать какая сумма будет удержана с заработной платы и сколько в действительности будет получено на руки следует:

Определить сумму "грязной" заработной платы.

Рассчитать от этой суммы 18% для подоходного сбора.

Рассчитать от суммы 1,5 % для военного сбора.

Отнять от начальной суммы заработной платы суммы сборов.

Пример расчета для сотрудника, получающего 8600 грн. в месяц и не имеющего льгот при налогообложении.

Размер подоходного налога составит 18% от 8600 — 1548 грн.

Размер военного сбора составит 1,5% от 8600 — 129 грн;

Чистая месячная заработная плата, с которой уплачены все взносы составит 8600-1548-129= 6923 грн.

Фактически, формула расчета зарплаты за неимением особых льготных условий сводиться к вычету из этой суммы 19,5% в пользу государства.

Следует отметить, что для того, чтобы гарантировать работнику оплату труда по примеру в 8600 грн. в бюджет компании должна быть заложена сумма, содержащая отчисления в ЕСВ. Для большинства заработных плат ставка ЕСВ составляет 22%, т.е в указанном примере работодатель оплачивает труд работника в размере 10492 грн, а общий налог на официальную зарплату составляет 41,5%.

Сборы рассчитываются на каждое начисление заработной платы , соответственно, если выплаты происходят в начале и конце месяца, следует считать количество фактических дней и зарплату по ним, выводить зарплату за период и отсчитывать доход от нее.

Для удобного расчета в Интернете можно найти онлайн калькулятор , который рассчитает чистую заработную плату по заданным в него параметрам.

Льготный налог на зарплату


Некоторые категории граждан могут оформить налоговую социальную льготу, которая поможет снизить удержания из заработной платы. Величина льготы зависит от установленного государством прожиточного минимума и составляет его половину. В зависимости от обстоятельств сотрудника, ему полагаются следующие льготы при налогообложении:

100% НСЛ для всех граждан, чей доход не превышает прожиточного минимума для трудоспособных граждан;

150% НСЛ предоставляется матерям одиночкам, УБД, инвалидам первой и второй группы, чернобыльцам, студентам и аспирантам;

200% НСЛ предоставляется Героям Украины, бывшим узникам концлагерей, УБД Второй мировой, лицам пережившим блокаду Ленинграда или насильно вывезенным с территории СССР во время ВОВ.

100% НСЛ — стандартный размер льготы, а налоги на зарплату инвалидов , участников боевых действий и других особых категорий граждан могут быть снижены на более существенный размер при наличии документов подтверждающих особый статус.

Применение социальной льготы уменьшает заработную плату сотрудника, применяемую для расчета налогообложения. То есть, от суммы заработной платы изначально отнимается сумма НСЛ и только к полученной с вычетом суммы применяется отчисления налогов.

Например, за сотрудником закреплено право получать 100% НСЛ и оплата его труда составляет 2400 грн. НСЛ составляет половину от прожиточного минимума, что на текущий момент составляет 881 грн. Для подсчета налога с учетом льготы следует отнять данную величину и вычесть налоги. Налогооблагаемая заработная плата в таком случае будет составлять 1519 грн. От данной суммы требуется рассчитать 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. НДФЛ составит 273,42, ВС —22,78 грн. Итого с зарплаты сотрудника будет удержано 296,2 грн и чистыми он получит 2103,8 грн. Без льготы вычет бы составил 468 грн, а итоговая оплата труда 1932 грн.

Условия применения социальной льготы:

НСЛ применяется исключительно к заработной плате и не учитывается для остальных доходов, то есть для совместителей нескольких зарплат сбор будет снижен только по одной;

НСЛ учитывается только с момента предъявления документов для ее получения;

НСЛ не применяется, если кроме основной заработной платы работник получает дополнительный доход (стипендии, и т. д.);

НСЛ распространяется только на текущее место работы;

НСЛ может быть вычтен только из заработных плат, размер которых с учетом удержаний не больше, чем социальный минимум, установленный государством для трудоспособных граждан. Исключение составляют только семьи с детьми.

Для родителей, имеющих двое и более детей возрастом до 18 лет, применяется особая система вычета минимального размера заработной платы, к которому может быть применена льгота. Так, на получение льготы могут рассчитывать родители, чья зарплата:

меньше двойного минимума, установленного для трудоспособных граждан, если у них двое детей;

меньше тройного минимума, если детей трое;

Льготный налог предоставляется для каждого ребенка, то есть, если детей двое, то из заработной платы будет отниматься два НСЛ, если трое, то общий вычет будет составлять три НСЛ. Получить льготу могут оба родителя, если их зарплата не превышает установленного лимита, исчисляемого в прожиточных минимумах.

Льготный налог на зарплату для многодетных применяется вплоть до достижения совершеннолетия детьми.

Как уменьшить налоги на зарплату?

Для того, чтобы получить льготу при налогообложении заработной платы, следует предоставить в бухгалтерию по месту работы:

заявление с просьбой предоставить льготу;

документы подтверждающие права на особый размер социальной льготы (свидетельства о рождении детей, удостоверение чернобыльца или участника боевых действий, справку медико-социальной комиссии о присвоении инвалидности и т. п.).

Применение НСЛ начинается со дня подачи заявления, а все случаи списания или не списания льгот работодатель обязан отражать в бухгалтерской отчетности. В случае смены места работы, для получения льготы потребуется оформить ее повторно.

Если у вас случилась такая ситуация, что зарплата внезапно закончилась, а до следующей еще далеко, вы всегда можете получить кредит на карту круглосуточно, не выходя из дома. Займы выдаются на сумму до 5000 гривен, деньги поступят на карту в течение 15 минут. Этот вариант может отлично выручить в сложной ситуации, а вернуть кредит можно будет уже в день получения зарплаты. Заявку на самый выгодный кредит в Украине вы можете оформить на сайте подбора кредитной организации Мир Кредитов.

Налоги на зарплату в странах Европы и мира

от 0 до 44,9%, в зависимости от суммы дохода, чем она выше, тем больше будут сборы


Пенсионеры, работающие сами на себя, полностью освобождены от уплаты ЕСВ. Запрещено и двойное начисление соцвзноса на ФОП. Такие нормы вводит закон №2166, подписанный президентом. Эксперты подчеркивают, что из-под действия закона выпали работающие на предприятиях пенсионеры, хотя подобная мера в их адрес позволила бы людям старше 65 лет стать конкурентнее на рынке труда и восполнить нехватку рабочих рук.

Закон против дискриминации

1 июня президент Владимир Зеленский вернул в Верховную Раду подписанный законопроект №2166 "О внесении изменений в закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по устранению дискриминации по кругу плательщиков". После публикации в официальном издании вступят в силу следующие изменения:

  • запрещается двойное налогообложение граждан ЕСВ;
  • освобождаются от уплаты ЕСВ самозанятые люди пенсионного возраста;
  • "спящие" ФОПы, которые находятся в стадии закрытия, освобождаются от уплаты штрафов за неуплату или просрочку ЕСВ.

Двойная уплата ЕСВ

Дважды ЕСВ платят те украинцы, которые являются физлицом-предпринимателем и одновременно зарабатывают себе на жизнь наемными работниками на каком-либо предприятии. Учитывая, что за работника единый социальный взнос выплачивает работодатель, а ФОП как работодатель начисляет ЕСВ сам себе, то за одного человека в данном случае ЕСВ платится дважды.

"У меня есть знакомый адвокат, работает в адвокатском объединении, параллельно у него есть маленькое кафе, там только кофе наливают. Как ФОП он работает в кафе и получает зарплату в адвокатском объединении. Там за него платят ЕСВ, и он сам за себя также платит ЕСВ", – рассказала UBR.ua налоговый консультант, генеральный директор Е.С. Консалтинг Александра Томашевская.

Закон позволяет таким ФОПам-совместителям не платить ЕСВ. Логика законодателей заключается в том, что практика двойного начисления ЕСВ в принципе противоречит законодательству, поэтому ее и ликвидируют.

"Речь идет о том, чтобы не платить ЕСВ дважды тем, кто уже работает и при этом является ФОПом. ЕСВ ведь специфический налог, это фактически страховой платеж за наши пенсии. И платить его дважды в принципе неправильно", – считает глава Налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев.

Самозанятые пенсионеры

Закон освобождает также от обязательства уплачивать ЕСВ пенсионеров, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. Пенсионеры как субъекты предпринимательской деятельности вообще освобождены законодательством от уплаты такого взноса, но самозанятые лица, работающие как ФОПы не на едином налоге, а на общих основаниях, таких льгот не имеют. Это, как правило, нотариусы, адвокаты и т.д.

Теперь же закон исправляет эту дискриминацию и разрешает всем категориям пенсионеров, которые работают сами на себя, не платить ЕСВ. "Они не то что бы освобождены, а могут добровольно осуществлять оплаты ЕСВ", – уточняет Гетманцев.

На работников не распространяется

Закон, однако, хотя и ликвидирует дискриминацию между различными категориями налогоплательщиков, но сохраняет дискриминацию между самими работающими пенсионерами. Так, если пенсионеры-предприниматели освобождены от уплаты ЕСВ, то за тех, кто продолжают работать наемными работниками, соцвзнос продолжает начисляться.

"Наемных работников это никак вообще не касается. Это другая система: наемный работник получает зарплату, он должен с нее платить ЕСВ, и ему осуществляется пересчет пенсии, даже если это пенсионер. Там совсем другие правила действуют. Мы не трогали наемных работников, если они не ФОПы", – пояснил Гетманцев.

Впрочем, вероятно, в такой дискриминации виноваты не законодатели, а сама специфика отечественного налогообложения. Если в других странах ЕСВ платит работник из своей зарплаты, то в Украине соцвзнос уплачивает работодатель из своего фонда, но в расчете 22% от зарплаты работника. Такой налоговый казус позволяет не отменять ЕСВ с наемных работников, ведь платит все равно работодатель, а для самого работающего пенсионера разницы нет.

Трудовой резерв

Однако по словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, отмена обязательного ЕСВ для всех пенсионеров увеличила бы для граждан старше 60 лет шансы устроиться на работу, ведь работодатель со спокойной душой принимал бы наемных работников, за которых не нужно было бы платить налоги, а только выплачивать заработную плату. Кроме того, такие граждане в отличие от молодежи не настроены уезжать за границу.

"Каждый год появляется 600 тысяч пенсионеров, а граждан трудоспособного возраста – 300 тысяч, и такой дисбаланс будет сохраняться в ближайшие 10 лет. Будет ли молодежь идти на официальную работу за минималку? Нет. Скорее всего, такие рабочие места займут пенсионеры. Это резерв рабочих рук, еще и грамотных. Решается задача трудоустройства граждан 65+, которым государство не может в силу объективных причин платить большую пенсию", – резюмирует Гаврилечко.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Налоговое законодательство изменилось. В рамках налоговой реформы есть не только положительные моменты, но и негативные. К последним можно отнести налогообложение пенсий.

В процессе проведения реформ изменения коснулись и тех категорий населения, для которых государством предусмотрены социальные гарантии, что никак нельзя назвать позитивным.

КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ С ПЕНСИИ

Действующей редакцией Налогового кодекса Украины уплата налога с доходов физических лиц в виде пенсий предусмотрена с определенными особенностями. Согласно ст. 164.2.19 Налогового кодекса, к налогооблагаемым доходам относятся суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания и пенсий, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три минимальных заработных платы в месяц. При этом для определения суммы учитывается индексация пенсии, которая проведена согласно с законодательством.

Размер минимальной заработной платы, который берется за основу для расчета налогооблагаемого дохода, устанавливается Законом Украины «О Госбюджете» №928 от 25.12.2015 г. Для применения этой нормы учитывается сумма по состоянию на 1 января соответствующего налогового года. В 2016 году три размера минимальной заработной платы составят 4134 грн. Часть пенсии сверх этой суммы и будет объектом налогообложения. Кроме того, сумма превышения подпадает под налогообложение военным сбором. П. 161 подраздела 10 раздела 10 Налогового кодекса Украины в действующей редакции устанавливает военный сбор, а в пп. 1.2 определяет объект налогообложения этим сбором как доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса. Эта статья относится к разделу о налогообложении доходов физических лиц и дает определение объекта обложения этим налогом. Фактически военный сбор и налог с доходов физических лиц, согласно такому нормативному решению, имеют идентичные объекты налогообложения. Ставка налога с доходов физических лиц, которая применяется к налогооблагаемым доходам в виде пенсии, установлена в размере 15% (ст. 167.4). Ставка военного сбора для этих же доходов составляет 1,5% (пп. 1,2 п. 161 подраздела 10 раздела 10).

С КАКИХ ПЕНСИЙ НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Прежде всего, не будет облагаться упомянутыми налогами сумма пенсии или помощи, которая не превышает троекратный размер минимальной заработной платы. Однако в действующем Налоговом кодексе предусмотрены и другие категории выплат, которые не будут облагаться налогом с доходов физических лиц и/или военным сбором.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом с доходов физических лиц, предусмотрен в ст. 165 Налогового кодекса. В нем названы уже упомянутые пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если на них не распространяется действие ст. 164.2.19 НКУ (меньше троекратного размера минимальной зарплаты на 1 января налогового года).
В самой же статье 164.2.19 Налогового кодекса перечислены категории граждан, на пенсионные выплаты которых ее действие не распространяется. Речь идет о лицах, которые получают пенсию как участники боевых действий во время Второй мировой войны или инвалиды войны. Также не будет облагаться налогом с доходов пенсия лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». От налогообложения военным сбором пенсии перечисленных выше категорий лиц также освобождаются.

Следует учитывать, что изменения в Налоговый кодекс Украины, которые дали возможность не облагать налогами пенсии указанных льготных категорий, вступили в силу на основании Закона Украины №653 от 17.07.2015 г. с 01.09.2015 г.

НЕТ ЛИ ТУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ?

Следует отметить, что налогообложение пенсионных выплат - явление новое для украинского законодательства. Основанием для недовольства вполне может служить положение ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому пенсии налогообложению не подлежат. Норма изложена без исключений, а сам нормативный акт на данный момент остается действующим. Приведения норм разных законодательных актов в соответствие пока не проводилось.

Вместе с тем, ст. 5 Налогового кодекса Украины в п. 5.2 устанавливает, что если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для урегулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса. Сфера удержания налогов и сборов относится к сфере регулирования Налогового кодекса (ст. 1 НКУ), и именно им определяется состав налогового законодательства (ст. 3). А значит, нормы и положения Налогового кодекса будут приоритетнее, чем специальные положения пенсионного законодательства в части налогообложения.

Более весомым аргументом могут служить положения Конституции Украины. А согласно ее требованиям, сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается (ст. 22). В дополнение к этому, ст. 46 Основного Закона устанавливает право на социальную защиту, которое включает право на соответствующее обеспечение в предусмотренных законом случаях. Уменьшение размера пенсионных выплат для пенсионеров может рассматриваться как ситуация, в которой они не получают причитающиеся им суммы в полном объеме, а значит - ограничены в правах.

ЖДАТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЙ?

Инициатива о налогообложении пенсий граждан была реализована на уровне законодательства в июле 2014 года. С того момента положения о налогообложении пенсионных выплат претерпевали изменения, не радующие плательщиков. Послаблением на уровне законодательного урегулирования стал Закон Украины №653 от 17.07.2015 г., который установил льготные группы граждан, пенсии которых не облагаются налогом с доходов физических лиц и военным сбором.

Дальнейшие позитивные изменения также потребуют общей законотворческой воли от народных депутатов, поскольку процедура внесения изменений в уже принятые законы другого не предполагает.

Ниже рассмотрено налогообложение пенсий: от ставки НДФЛ, по примера начисления и отражения в отчетности. Читайте такжe Военный сбор с пенсии .

Ставка НДФЛ для пенсий

Cогласно пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ в oбщий месячный (годовoй) налогооблагаемый доход плательщика налога включаютcя в частности суммы пенсий (включaя сумму иx индексации, начисленную в соoтветствии c законом) или ежемесячного пожизненного денежногo содержания, получаемых налогоплательщикoм из Пенсионного фонда или бюджетa согласнo закону, если иx размеp превышает 10 размеров минимальной зарплаты (дo 01.07.2016 было 3 размера) за месяц, установленной нa 01 января отчетнoго налогового года, - в чaсти такого превышения, a тaкже пенсий из иностранных источников, еcли согласно международным договорам, согласиe на обязательность которыx предоставлено Верховной Радой Украины, тaкие пенсии подлежат налогообложению или нe облагаются налогом в стране иx выплаты.

Ставка НДФЛ составляeт 18 процентов (до 01.07.2016 было 15%) базы налогообложения относительнo доходов, в частноcти, начисленных (выплаченных, предоставленных) в видe пенсий, еcли база налогообложения для месячногo налогооблагаемого дохода превышаeт 3 размера минимальной зарплаты, установлeннoй законом нa 01 января отчетнoгo налогового года. Еcли база налогообложения (то eсть сумма пенсии) в календарнoм месяце превышает десятикратный размеp минимальной заработной платы, к суммe такого превышения применяетcя ставка 20 процентов.

Hачиная с 01 января 2015 годa в соответствии со cт. 8 Закона Украины № 80-VIIІ oт 28 декабря 2014 годa "О государственном бюджете нa 2015 год" размер минимальной зарплаты установлен в размерe 1218 гривeн в месяц.

Cоответственно, начиная с 01 января 2015 годa, налоговые агенты пpи выплате пенсий в размерe, превышающем 1218 * 3 = 3654 гpн., обязаны удержать НДФЛ пo ставке 15 процентов. Еcли сумма начисленной пенсии больше чeм 1218 * 10 = 12180 гpн., ставка НДФЛ применяется как 15 так и 20 процентов.

01. Гражданину - пенсионеру начислено 13000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 1401,90 гpн.

(13000 грн. - 3654 гpн. = 9 346 гpн. x 15%).

02. Гражданину - пенсионеру начислено 18000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 2260,20 гpн.

(18000 гpн.- 3654 гpн. = 14346 гpн .; (14346 грн. - 12180 гpн.) х 20,0 % = 433,20гpн .; 12180грн. х 15 % = 1827 гривeн ).


Налогообложение пенсий в отчетности пo НДФЛ

B соответcтвии c п. 176.2 ст. 176 НKУ налоговый агент обязaн подавать в сроки, установленныe НКУ для налогового квартала, налогoвый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченногo) в пользу плательщиков налога, a тaкже суммы удержанного с ниx налога в контролирующий орган пo месту своего расположения.

Порядoк заполнения и представлeния налоговыми агентами Налогового расчета сyмм дохода, начисленного (уплаченного) в пoльзу плательщиков налога, и сyмм удержанного с ниx налога ( Форма 1-ДФ ) утверждeны приказом Миндоходoв Украины № 49 oт 21.01.2014, зарегистрирoванным в Министерстве юcтиции Украины 05.02.2014 зa № 228/25005.

Соглaснo Справочнику признаков доходов физичеcкиx лиц суммы пенсий, размер которыx не превышает сумму налогообложения, отражаютcя в налоговом расчете пo форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 128 ".

Сyммы пенсий, размер которыx превышает три размера минимальной зарплаты (в расчетe на месяц), - в части тaкого превышения отражаются в форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 127 ".

B связи с внесeнием изменений в НКУ (котoрыми, в чaстности, было затронутo налогообложение пенсий) Минфином разработан и представлeн для утверждeния в Министерство юcтиции Украины приказ o порядке заполнeния и представления формы №1ДФ, в кoтором предусмотрено, чтo суммы пенсий (включая сумму иx индексации, начисленную в сoответствии c законом) или ежемесячногo пожизненного денежного содержания, получаемыx плательщиком налога из Пенсионного фондa Украины или бюджета сoгласно закону, если иx размер превышает три размерa минимальной зарплаты (в расчете нa месяц), в части тaкого превышения (согласнo пп. 164.2.19 НKУ) должны отражаться пoд признаком дохода "184". На момент опубликования данной страницы (18 февраля 2018) эти изменения пока не вступили в силу.


Популярные страницы о пенсиях:

07 - О пенсии пo утрате кормильца, подробнее.

Другие страницы по теме Налогообложение пенсий :

С 1 января в Украине выросли минимальная заработная плата и прожиточный минимум. Это непременно скажется на налоговых отчислениях как самостоятельных ФОПов, так и предпринимателей с наемными работниками. Каким образом — разбирался «Минфин».


Государственный бюджет предусмотрел рост основных социальных стандартов в 2020 году. С 1 января минимальная зарплата увеличилась на 550 грн — до 4723 грн в месяц. Изменился и прожиточный минимум: с 1 января он вырос на 75 грн и составляет 2102 грн. В этом году его будут увеличивать еще дважды: с 1 июля — до 2197 грн, с 1 декабря — до 2270 грн.

Что нужно знать о ЕСВ

От зарплаты зависит размер единого социального взноса (ЕСВ). Его начисляют ежемесячно по ставке 22% от минимальной заработной платы и платят поквартально.

То есть минимальный страховой взнос с 01 января 2020 г. составил 1039,06 грн в месяц (4723 грн * 22%), или 3117,18 грн за квартал. Это на 121 грн и 423 грн соответственно больше, чем в 2019 году.

Максимальная база начисления ЕСВ равна 15 размерам «минималки». Таким образом, с 2020 года она вырастет на 8250 грн — до 70 845 грн (4723 грн * 15). Соответственно, сумма максимального страхового взноса в 2020 г. достигнет 15 585,90 грн (1039,06 грн * 15).

​Размер минимальной зарплаты в течение 2020 года не изменится. Это значит, что и минимальная, и максимальная суммы ЕСВ будут оставаться стабильными.

Итак, в новом году будут больше платить:

  • единщики-работодатели. За основных работников они должны уплачивать ЕСВ в размере не ниже минимального страхового взноса, то есть не менее 1039,06 грн.

Исключения касаются работников с инвалидностью. В случае начисления ЕСВ на их зарплату, физическим лицам-предпринимателям следует применять ставку 8,41% к фактической сумме начисленной зарплаты;

  • самозанятые предприниматели. Они платят ЕСВ «за себя» самостоятельно, но не ниже минимального страхового взноса — 1039,06 грн. В годовом измерении их затраты на уплату ЕСВ составят 12468,72 (1039,06 * 12 месяцев), то есть, по сравнению с предыдущим годом, сумма увеличится на 1452 грн.

Ставки единого налога

  • для І группы ФОП он составляет до 10% от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;
  • для II группы – до 20% от размера «минималки», установленной законом на 1 января отчетного года;
  • для III группы — в процентах к доходу: 3% (с НДС) и 5% (без НДС).
  • ФОПам І группы — 210,20 грн (2102 грн * 10%),
  • ФОПам II группы — 944,60 грн (4723 грн * 20%).

Сколько будут платить ФОПы

І группа:

  • ЕСВ — не меньше 12468, 72 грн (1039,06 грн * 12 мес.);
  • единый налог — максимум 2522,40 грн (210,2 грн * 12 мес.)

Следовательно, налоговая нагрузка в 2020 году на ФОПов І группы составит 14991,12 грн.

II группа:

  • ЕСВ — не меньше 12468, 72 грн (1039,06 грн * 12 мес.);
  • единый налог — максимум 11335,20 грн (944,60 грн * 12 мес.)

Наемные работники «подорожали»

  • ЕСВ платит работодатель;
  • НДФЛ и ВС вычитаются непосредственно из зарплаты работника.

Комментарии - 23

Если магазин на периферии, км так от 10 от облцентра, то там может быть и не будут компостировать мозги с П-РРО. Наценка там не плохая. По идее должны и дальше себя не плохо чувствовать. А те кто в крупных городах, что розница малая, что сервис, те все обречены. То есть нужна нормальная модель бизнеса. И на налоги тогда можно плевать.

Чтобы не подумали, что я теоретик, я сам практик, добавлю. Не стоит бояться налогов. Или считать, что налоги это как бы пенсии, стипендии, детские. Налог это взятка для местных властей. Ибо местная власть не может печатать деньги. А вот центральная власть их печатает. И она же и платит ими пенсии и т.д.

В сухом остатке. На налоги плевать. То ест на проблемы центральной власти. Кроме НДС и акциза. Здесь всё уже жёстко сконструировано. Взятки, да платим , а то местные бандиты башку отобьют.

«Минималка» (4723 грн) + с нее: ЕСВ 22% (1039,06 грн) + НДФЛ 18% (850,14 грн) + военный сбор 1,5% (70,85 грн) = 5762,06 грн.

3 группа это 5% от выручки, то есть от продажных цен, 5% считается от суммы денег поступивших за квартал, нал и/или безнал.

Но поскольку до 31 декабря 2020 единщики физлица освобождены от РРО, то вроде как у вас будет в отчете за квартал 0, и налог 5% от 0. Ну или вы покажете в отчете что продали мыса на 100 000 грн., и платите 5 000 налога за квартал. Я бы не платил. У вас будет ежемесячно отток денег 1 000 грн. единсоцвзнос за каждого работника оформленного, их у вас 2.

Но это все не важно. Через 11 месяцев, РРО иммунитет заканчивается и вам придется ставить П-РРО на планшет, а лучше купить обычный РРО. Все это регистрируется в налоговой. И тогда вся ваша выручка будет видна в налоговой. И тогда 5% от общего вала это наверно банкротство.

Вам надо в тень уходить. Брать оптом мясо, делать обрезь фасовку в подпольном цехе и её отгружать на розничные сети у которых есть НДС и РРО.

То что вы загорелись это от того что все осознали, что грядет полная веселуха и все сматываются, рынок освобождается, но туда никто не придет, только крупные сети.

Грустно когда люди торопятся.

5 % это ставка единого налога для группы 3, она взимается от общего объема продаж, точнее от поступления денег от продажи товаров и услуг. Если в рознице торговая наценка 15 , то за вычетом налога остается валовой прибыли уже 10 %. И из этой валовой прибыли надо профинансировать аренду торгового зала, зарплату продавцов, электроэнергию для холодильников, ЕСВ с минималки продацов, техобслуживание РРО и т.д. и т.п.

Практически это нереально. Ещё надо понимать, что есть сезонность, амортизация, какие-то внезапные перебои, иногда приходится менять место. В реальности, жизненный цикл продукта суживает время для бизнеса до 3 лет. А потом всё сначала.

Поднять наценку, это отток покупателей. А если даже покупатели останутся, то конкуренты рядом появятся.

Сейчас чтобы выйти на новый рынок надо иметь 3 размера капитала, необходимого для старта в данном месте и в данной отрасли. Потому что один размер просто уйдет на отработку опыта новой отрасли, второй размер уйдет для отбивания места, чтобы покупатели привыкли, или чтобы уйти на уже новое место с гарантией успеха места как такового. А 3 размер это просто на обычный старт. И потом ещё 2-3 года будет точка безубыточности. И вот уже потом за 1-2 года надо накопить прибыль для организации своей сетки. Надо иметь от 3-5 торговых точек. Это минимум для выживаемости. И кстати это подстраховка для плавного выхода из темы, если рынок или отрасль внезапно закрывается.

С 2010 года, законодательство Украины обязало после регистрации СПД предпринимателей на едином налоге уплачивать доплату в Пенсионный фонд.

В 2020 году (как и в прошлом) аналогичное требование применяется к СПД на общей системе налогообложения и самозанятым лицам.

Стоит отметить, что с принятием Закона О едином социальном взносе, который унифицировал взносы в Пенсионный фонд (ЕСВ) в Украине существенно поменялись правила уплаты социальных платежей.

Размер оплаты в Пенсионный фонд составляет сумму минимального страхового взноса, необходимого до достижения минимального страхового платежа.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Так сколько же должны платить в местные налоговые инспекции СПД на едином налоге и предприниматели единоналожники?

В настоящий момент взносы претерпели незначительные изменения, согласно Закону про пенсионное обеспечение, Закону о едином соцвзносе, СПД как на едином налоге, так и на общей системе налогообложения обязаны доплачивать в Пенсионный фонд ежемесячно сумму для достижения минимального страхового платежа, который составляет 22% от размера минимальной заработной платы (устанавливается государством). возможно, вы запутались. Прежде всего, вам надо понять, что для расчета доплаты используются такие величины:

  1. Минимальная зарплата - устанавливается государством.
  2. Минимальный страховой платеж - используется для расчета пенсии (пенсионного возраста), составляет 22% от минимальной зарплаты.

Доплата в ПФ для физлиц-единщиков

Минимальный обязательный платеж

Сумма месячного минстрахового платежа в 2020 году для всех групп единого налога составляет:

1039,06 гривен (за период 01.01-31.08)

1100 грн. (с 1.09 по 31.12)

- за период 1.1.20 - 31.8.20: 4723 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2020 году) х 22% (ставка ЕСВ) = 1039,06 грн.

- за период с 1.9. по 31.12.2020 года - 5000 грн. (размер минзарплаты) х 22% ЕСВ = 1100 грн.

К вопросу о том, платит ли доплату ЕСВ ФОП-единщик первой группы, то поскольку с 2018 года для 1-ой группы единого налога льготы по уплате ЕСВ отменены - соответственно, размер доплаты составит теже 1039,06 грн.

Отметим, что сумма минимального страхового платежа в 2019 году составляла 918,06 грн.

Как видно, за счет повышения размера минимальной зарплаты на текущий бюджетный год взнос увеличился. Это изменение закономерно, поскольку размер минимальной зарплаты растет из года в год. На сегодняшний день ее размер составил 5000 гривен.

При этом стоит обратить отдельное внимание, что СПД предприниматель обязан самостоятельно расчитать эту сумму, т.е. обязательно следить за изменениями минимального размера зарплаты (в 2020 году запланировано изменений размера зарплаты два раза), и самостоятельно ежеквартально оплачивать ее на соответствующие счета.

ЕСВ в Пенсионный фонд имеет предельный (максимальный) размер - 15-кратный размер минзарплаты, и составляет на 2020 год:

15585,9 грн. (4723 х 15 х 22%) - для выплат в промежутке с 1.1. по 31.8.2020 года

16500 грн. - для выплат с 1 сентября.

Как и ранее, предприниматели-«единщики» вправе платить взносы ежеквартально (а не ежемесячно), до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Доплата ЕСВ СПД на общей системе налогообложения

В 2020 году СПД на общей системе обязаны (ранее - имели право) платить ЕСВ независимо от наличия доходов. Если ранее, необходимость уплаты ЕСВ была привязана к наличию прибыли, то с 2017 года обязательство распространяется и при отсутствии доходов.

Напомним, что ранее такие СПД платили сумму единого соцвзноса от всей суммы полученного дохода по итогам года (эта норма сохранилась) - СПД на общей системе налогообложения должны заплатить ЕСВ в размере 22% от дохода. При этом максимальная сумма ЕСВ ограничена размером максимального страхового платежа.

В случае отсутствия доходов - СПД обязан заплатить ЕСВ в размере не менее минимального страхового платежа.

Сумма месячного минстрахового платежа в 2020 году составляет:

4723 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2020 году) х 22% = 1039,06 грн. за период 1.1. - 31.08.2020 года

1100 грн. за период 1.09. - 31.12.2020 года.

При этом, СПД имеют право заплатить и большую сумму ЕСВ, но не более максимального страхового взноса - для 2020 года это 15585,9 грн. (с 1.09. - 16500 грн).

Стоит отметить, что обязательная уплата ЕСВ для СПД без наличия доходов внедрена с 1 января 2017 года, следовательно обязательств уплаты доплаты в ПФ за прошлые года нет.

Сроки уплаты доплаты ЕСВ

Плательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, должны внести взнос, начисленный за прошедший календарный год, до 10 февраля следующего года.

Лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, уплачивают взнос за 2019 год до 1 мая 2020 года. Бухгалтерские услуги для предпринимателей помогут вам не получить штраф за просрочку уплаты налогов.

В 2020 году (как и ранее) оплата ЕСВ делается одним платежным поручением, по аналогии с подоходным налогом. Ранее в органах ПФУ было открыто 88 счетов для уплаты ЕСВ в зависимости от классов риска производства и категорий плательщиков. В некоторых случаях предпринимателям приходилось создавать до семи платежных документов. Теперь установлены новые пропорции разделения взноса по видам общеобязательного государственного соцстрахования, что позволит уменьшить число платежных документов у налогоплательщика. В органах казначейской службы открыты новые счета для зачисления единого взноса.

Читайте также: