Налог на прибыль налоговая или пенсионный фонд

Если вы предприниматель, то обязаны платить налоги и фиксированные страховые взносы. И не стоит путать эти платежи или считать их «одним и тем же».

Итак, налоги и страховые взносы — это обязательная налоговая нагрузка любого ИП . Но складывается эта нагрузка из двух разных платежей. Эти платежи не заменяют друг друга, один платеж не исключает другого, каждый из них обязателен для выполнения. Вот в разности этих платежей мы и будем сегодня разбираться.

Налоги

Налоги — это обязательные и безвозмездные платежи с вашей предпринимательской деятельности в пользу государства или муниципальных органов.

ИП платит налог с прибыли. Размер этого налога зависит от выбранной вами системы налогообложения. Есть основная система налогообложения, а есть льготные — УСН, патент, ЕНВД и ЕСХН. На основной системе налогообложения налоговая нагрузка самая высокая, на льготных она ниже. Но не каждый ИП имеет право на льготную выплату налогов, так как надо соответствовать определённым требованиям. Если же вы соответствуете, и для вашего бизнеса такая схема уплаты налогов выгоднее, то стоит перейти на выбранную вами льготную систему налогообложения, обратившись с соответствующим заявлением в ФНС.

Чаще всего налог на прибыль платиться, если прибыль есть. Если прибыли нет, то налог не платиться. Однако есть исключения — это системы налогообложения, где налог платиться вне зависимости от того, есть у ИП выручка или нет.

Напомним, что если прибыли нет, то налог НЕ платиться на УСН и ЕСХН.

Если прибыли нет, на налог платится на патенте и ЕНВД.

С ОСНО все сложнее. Вы платите НДФЛ, если у вас есть платежи сотрудникам и по договорам ГПХ. В таких случаях налог от прибыли не зависит. Кроме того, ИП на ОСНО обязаны платить НДС. Не платить НДС можно лишь в том случае, когда сумма входящего НДС больше исходящего.

Но не только налог на прибыль платит ИП! Есть и другие налоги: налог на землю, имущество, транспорт или отраслевой налог. Если вы как предприниматель попадаете под какой-либо из перечисленных налогов, то обязаны платить. И эти налоги вообще не зависят от факта или размера вашей прибыли. Они обязательны к уплате всегда.

Взносы

Обязательные взносы ИП платит за себя. Это платежи в пенсионный и медицинский фонды. Их размер фиксирован, и оплата никак не зависит от прибыли бизнеса. Нет прибыли — ИП все равно несет эти расходы за себя и за сотрудников, если они у него есть.

Выплаченные деньги поступают в фонды. И если наступает страховой случай, предусмотренный законом, фонды делают соответствующие выплаты.

Всего существует 4 вида страховых взносов для бизнеса;

  • пенсионные;
  • медицинские;
  • социальные на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Напомним, что за сотрудников платятся ВСЕ страховые взносы.

Сколько платим за себя

ИП за себя обязан платить, как уже отмечалось, пенсионные и медицинские взносы. Социальные взносы он может платить по желанию.

В 2020 году ИП за себя на ОПС должен заплатить годовой взнос в размере 32 448 рублей. Если же годовой доход в конце года превысить 300 тысяч рублей, то ИП должен будет еще заплатить пенсионный взнос в размере 1% от суммы, превышающей этот лимит. Но установлен и максимум годовых пенсионных выплат — 259 584 рублей в 2020 году.

Медицинский взнос меньше. В этом году он установлен в размере 8 426 рублей. Эта сумма неизменна и не зависит от размера вашего дохода.

Сколько платим за сотрудника

Если вы имеете сотрудников (не важно ИП вы или владелец ООО), то обязаны платить ВСЕ страховые взносы за сотрудников. Причем, платит надо тем, кто работает по трудовому договору, и тем, кто работает по гражданско-правовому договору.

Размер этих взносов следующий:

  • пенсионные выплаты – 22%;
  • медицинские – 5,1%;
  • социальные – 2,9%;
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – от 0,2% до 8,5% (зависит от вашей деятельности).

Обратите внимание, страховые взносы не зависят от прибыли! Их платят всегда, это обязанность. Есть льготы по ним, когда ИП временно освобождается от уплаты взносов за себя. Например, случаи, когда он проходит военную службу по призыву, когда ухаживает за ребенком до полутора лет, за инвалидом или пожилым человеком от 80 лет и старше и т.п. Обязательное условие для получения такой льготы — отсутствие в этот период предпринимательской деятельности и предоставления всех требуемых документов в налоговую инспекцию.

Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал .

Обязанностями организации, производящей выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются исчисление и уплата (перечисление) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Данное требование установлено Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В статье рассмотрим порядок исчисления и уплаты страховых взносов организациями, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также рассмотрим, как учитываются в целях налогообложения прибыли суммы начисленных страховых взносов.


Прежде всего, отметим, что Федеральный закон N 212-ФЗ определяет порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в:

- Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - на обязательное пенсионное страхование;

- Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) - на обязательное медицинское страхование.


Также Федеральный закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.


Не распространяется действие Федерального закона N 212-ФЗ на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отметим, что порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


Согласно ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - организации).


При этом организации признаются страхователями:

- по обязательному пенсионному страхованию - на основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- по обязательному медицинскому страхованию - на основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - на основании пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".


В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются для организаций выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц:

- по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, не выплачивающим вознаграждений другим физическим лицам);

- по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.


Также объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.


Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках:

- гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

- договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.


Кроме того, не признаются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц:

- являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;

- являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.


Базой для начисления страховых взносов для организаций является на основании ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных для объекта обложения, начисленных ими за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, освобождаемых ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ от уплаты страховых взносов. Отметим, что расчетным периодом, как следует из ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, считается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.


При этом база для начисления страховых взносов организацией должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.


Предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 415 000 руб. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Вместе с тем с 1 января 2011 г. указанная предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (ч. 2 ст. 62 Федерального закона N 212-ФЗ). Размер указанной индексации будет определяться Правительством Российской Федерации.


Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов организациями определены ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ.


Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается организациями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд, то есть отдельно в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).


В соответствии с ч. 3, 4 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца организации обязаны исчислить и уплатить ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам.


Исчисляются ежемесячные обязательные платежи, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов страховых взносов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые исчислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц включительно (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Отметим, что размеры тарифов страховых взносов на 2010 г. определены ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ, на основании которой общая величина страховых взносов составляет 26%, из них:


Уплачиваются ежемесячные обязательные платежи в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.


При перечислении сумм страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды организации определяют указанную сумму в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля (ч. 7 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).


Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства (ч. 8 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).


Начисленные и уплаченные суммы страховых взносов организация может учесть в расходах для целей налогообложения прибыли.


При этом если страховые взносы начислены на выплаты или иные вознаграждения по трудовым договорам, то суммы страховых взносов учитываются в расходах на оплату труда. На это указывает п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.


В иных случаях суммы страховых взносов учитываются в составе прочих расходов, но в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, что подтверждается п. 2 ст. 263 НК РФ. В соответствии с указанным пунктом расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций.


Причем в составе прочих расходов страховые взносы учитываются независимо от того, учитываются ли в целях налогообложения прибыли выплаты, на которые начислялись страховые взносы. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 19 октября 2009 г. N 03-03-06/2/197.


Следует отметить, что НК РФ для признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли предусмотрены два метода. Один из них - это метод начисления, другой - кассовый метод.


Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ.


Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом признаются расходы независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.


Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе определен ст. 273 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ расходами налогоплательщиков-организаций признаются затраты после их фактической оплаты.


Таким образом, страховые взносы учитываются в расходах:

- при методе начисления - в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся;

- при кассовом методе - после списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика.

  • Федеральные налоги и сборы
  • Региональные налоги
  • Местные налоги и сборы
  • Чем отличается налог от сбора
  • Налоги и специальные режимы
  • Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2020 году (таблица)
  • Страховые взносы
  • Итоги

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».


Взносы в Пенсионный фонд: социальный налог или компенсационные платежи?

С.Г. Пепеляев,
директор департамента налогов
и права аудиторско-консультационной
фирмы “ФБК”, канд. юрид. наук.

Большое практическое значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения имеет определение понятия “налог”.

Как правильно отмечают авторы учебного пособия “Налоги и налоговое право”, “точное уяснение содержания категории “налог” способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика”*1.

-----
*1 Налоги и налоговое право. Учебное пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: “Аналитика-Пресс”, 1997. С. 81


Без определения термина “налог” невозможно установить четкие границы компетенции контрольных и правоохранительных органов, реализующих свои права в налоговой сфере.

Проблема существует и в отношении иных органов управления, которые не прочь укрепить свою материальную базу, в том числе путем незаконного присвоения полномочий в налоговой сфере. Нередки случаи возложения ими на граждан и предприятия обязанностей по уплате различных взносов, платежей и т.п., по сути являющихся налогами, но скрывающихся за “презентабельными” названиями.

Необходимость законодательного определения налога продиктована и тем, что без этого невозможно правильное разрешение проблем ответственности за неуплату налога. При возникновении конфликта одна из главных задач - определить природу спорного платежа: является ли он налогом или же имеет иную природу. Решить эту задачу довольно сложно, поэтому не исключаются ошибки, в том числе судебные. Примером такого случая, по нашему мнению, является решение Верховного Суда РФ от 20.11.97 по жалобе ДОАО “Спецгазавтотранс” о признании недействительными ряда пунктов Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования*1 (далее по тексту - Инструкция).

-----
*1 Утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07


Свое требование заявитель жалобы обосновал тем, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и ряду других законов, Конституции РФ. В частности, он отметил, что установленная в п. 79 Инструкции обязанность самостоятельно начислять себе пеню на сумму недоимки за все время просрочки платежа и отражать в расчетной ведомости не вытекает из какого-либо закона, а Фонд социального страхования и другие ведомства не вправе самостоятельно устанавливать какие-либо обязанности налогоплательщиков.

Представители ведомств на суде заявили, что “страховые взносы ничего общего с налоговыми платежами ни имеют, а поэтому налоговое законодательство на правоотношения, связанные с социальным страхованием, не распространяется”.

Верховный Суд РФ поддержал эту позицию на том основании, что “страховые платежи на государственное социальное страхование согласно ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в перечень налогов в Российской Федерации не включены и в связи с этим не являются налоговыми платежами. ”. При таких обстоятельствах Суд пришел к выводу о том, что действие налогового законодательства на возникающие правоотношения в сфере социального страхования, в том числе по уплате страховых взносов, не распространяется и в связи с этим оспариваемые заявителем пункты Инструкции не могут находиться в противоречии с положениями, содержащимися в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Обращает внимание сугубо формальный подход Суда к разрешению спора. Суд не исследовал сущностных характеристик взносов, не определил их природу. Отсутствие того или иного платежа в перечне, приведенном в ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” само по себе не означает, что этот платеж не является налогом, установленным иным нормативным актом. Примеры таких налогов не единичны.

Представляется, что на решение Верховного суда во многом повлияло отсутствие в законодательстве определения понятия “налог”.

В этих условиях значение практики Конституционного Суда РФ состоит в том, что в ряде постановлений продемонстрирован подход к разрешению вопроса о правовой природе платежа, сформулированы критерии, определены сущностные характеристики налоговых платежей.

Развернутая аргументация по вопросу о правовой природе платежа приведена в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.98 № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов".

По вопросам о правовой природе взносов в Пенсионный фонд РФ и другие социальные фонды ведется давний спор.

Так, при обсуждении проекта Налогового кодекса возникла необходимость разграничения налоговых отношений и отношений, связанных с уплатой взносов во внебюджетные социальные фонды.

Пенсионный фонд РФ в заключении по проекту Кодекса, в частности, указал, что на социальное страхование не могут распространяться принципы налогообложения, поскольку страхование является составной частью не налоговых, а трудовых отношений. По мнению Фонда, страховые взносы носят не фискальный, а компенсационный характер и по существу являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца и др.).

Фонд социального страхования поддержал ту же позицию и указал, что в отличие от налогов, относящихся к прибавочному продукту, средства социального страхования составляют обобществленную часть необходимого продукта в виде затрат на воспроизводство рабочей силы. Страховые взносы включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, имеют строго целевое назначение и, в частности, по Фонду социального страхования не аккумулируются в федеральных и региональных фондах, а в своей основе (до 80 %) расходуются непосредственно страхователями (плательщиками взносов) по зачетной системе.

Представляется, что подобная точка зрения во многом беспочвенна. О компенсационном характере взносов можно говорить лишь в самом общем экономическом плане. С правовой позиции компенсационности нет.

Во-первых, плательщик взносов и получатель благ могут не совпадать (работодатель и работник).

Во-вторых, лицо имеет право на получение пенсии и иных выплат при наличии стажа работы и достижении возраста независимо от факта уплаты взносов в прошлом. Например, если работодатель уклонялся от внесения взносов, то это обстоятельство ни коим образом не может повлиять на право работника получать пенсию. Государство гарантирует получение пенсии в установленном размере, которое не зависит от внесенных сумм. Отношения по уплате взносов и по получению пенсии - принципиально разные отношения.

В-третьих, уплата взноса не означает возникновения встречной обязанности государства, и, таким образом, обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате указанных обстоятельств. Поэтому взносы в Пенсионный фонд РФ и аналогичные фонды не могут быть отнесены к категории пошлин или сборов.

Такие взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например, общих налоговых поступлений. Однако использование формы целевых налогов в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.

Во многих странах платежи, именуемые в России взносами во внебюджетные социальные фонды, называются социальными налогами.

Таким образом, отношения по уплате социальных взносов, хотя и близки к отношениям социального страхования, существенно от них отличаются и являются и по существу, и по форме налоговыми.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.02.97 № 7-П также отметил, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального страхования как важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, в рамках которой реализуется право граждан на трудовые пенсии, гарантии, компенсации.

Уплата страховых взносов страхователями и гражданами является сущностным признаком государственного социального страхования. Например, “страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утратили его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения” (пункт 2).

Однако Конституционный Суд РФ сделал правильный, на наш взгляд, вывод о том, что задачи, решаемые посредством взимания страховых взносов, не существенны для оценки правовой природы этих платежей с позиции их отношения к фискальной системе государства. Главная задача этой системы - формирование ресурсов публичной власти, за счет которых оплачиваются все расходы, связанные с обеспечением публичных функций, в том числе функций социального государства, связанных с выплатой государственных пенсий и социальных пособий (ст. 7, 39 Конституции РФ). Конституционный суд отметил в постановлении, что “уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений”.

С точки зрения законодательной техники страховые взносы соответствуют критериям налоговых платежей. Конституционный Суд РФ отметил, что “для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода)”. Признак обязательности выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников. О характере страховых взносов прямо сказано в ст. 1 Федерального закона РФ от 01.04.96 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”*1: страховые взносы в Пенсионный фонд РФ - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

-----
*1 Собрание законодательства, 1996, № 14. Ст. 1401

Взносы в социальные фонды обладают также признаком индивидуальной безвозмездности. В постановлении отмечено, что “целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации придается обезличенно-безвозмездный характер”.

Кроме того, ряд других условий взимания этих взносов свидетельствует об их налоговой природе. “Содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Госналогслужбы России, о наделении этого фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей-организаций правами, представленными налоговым органом по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами”.

Иными словами, Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что обязательство по уплате страховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Элементы налогового обязательства (субъект налога, объект, порядок исчисления налоговой базы, ставка и др.) присущи и обязательству по уплате взносов. Идентичны также способы контроля за выполнением обязательств по исчислению и уплате налогов и взносов, меры обеспечения выполнения обязательств.

Все перечисленное явилось основанием для вывода о том, что “согласно действующему законодательству, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации)”.

Одним из конституционных принципов налогообложения и сборов, обеспечивающих реализацию и соблюдение основ конституционного строя, является принцип ограничения специализации налогов и сборов.

По общему правилу, налог не предназначен для определенного расхода. Это - одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114). К тому же в соответствии со ст. 2, 11 Закона РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” цель взимания не является существенным признаком налога, элементом налогового обязательства.

Данная точка зрения доминирует и в науке налогового права, закреплена в зарубежном законодательстве*1.

-----
*1 Годме Поль Мари. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. С. 366 - 370


Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

К целевым налоговым платежам относятся также взносы в социальные фонды, в частности страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Придание этим платежам целевого характера вполне обосновано конституционно значимыми положениями (п. 2 постановления Конституционного суда РФ от 24.02.98 № 7-П). Платежи взимаются в целях финансирования системы государственного пенсионного страхования, которая является организационной формой социального обеспечения граждан. Этой форме присуща уплата взносов страхователями (работодателями) и застрахованными гражданами. Важный вывод, который можно сделать, анализируя постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.98, состоит в том, что при анализе конституционности целевого налога необходимо исходить не только из признаков платежа как фискального явления, но и из соответствия платежа тем конституционным целям, ради которых ему придан целевой характер.

Конституционный Суд РФ отметил в п. 3 постановления: “Принципы справедливости и равенства требует не только соразмерности (не чрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемой заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование”.

Как видно из приведенного текста, Конституционный Суд РФ исследовал проблему справедливости страховых взносов не только как налоговых платежей, являющихся формой отчуждения собственности граждан и предприятий, но и как способа финансирования системы государственного пенсионного страхования. Суд оценивал не только влияние этих платежей на материальное состояние плательщиков, но и соответствие их целям, ради которых они установлены.

На основе такого анализа Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что “предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что он, по сути, становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их части законно заработанного”.

Таким образом, к целевым налогам предъявляются повышенные требования соответствия конституционным положениям по сравнению с общими налогами.

Комментарий эксперта журнала «Нормативные акты» к письму Министерства финансов РФ «Налог на прибыль: учет взносов в негосударственные фонды».

Фирма в качестве вкладчика может уплачивать в НПФ взносы в пользу своих работников, которые в дальнейшем будут получать негосударственную пенсию. Для целей налогообложения прибыли организаций такие взносы учитываются при соблюдении определенных условий и в установленном порядке.

Далее обозначим условия учета взносов в расходах по налогу на прибыль

В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, входят затраты на оплату труда. Суммы взносов в НПФ можно учесть в числе таких издержек при выполнении следующих условий:

  • негосударственное пенсионное обеспечение работников прописано в коллективном или трудовых договорах (ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ);
  • договор негосударственного пенсионного обеспечения заключен между фирмой-работодателем и НПФ;
  • у фонда есть лицензия на ведение соответствующего вида деятельности в Российской Федерации;
  • применяется пенсионная схема, предусматривающая учет взносов на именных счетах участников;
  • договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно (п. 16 ст. 255 НК РФ);
  • у работника наступили пенсионные основания, предусмотренные законодательством РФ.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, фирма не сможет учесть взносы при налогообложении прибыли (п. 7 ст. 270 НК РФ).

Кроме того, базу по налогу на прибыль не уменьшают суммы взносов в НПФ, перечисленные за лиц, которые не являются работниками фирмы, например:

  • за уволенных работников, в том числе участников предпенсионного возраста, попавших под сокращение численности или штата, которые получают пенсию по представлению органов службы занятости;
  • за членов семей работников и иных лиц, не связанных с предприятием трудовым договором.

Правила признания

Взносы признают в расходах в периоде, в котором перечислены денежные средства на их оплату.

Допустим, по условиям заключенного на срок более одного отчетного периода договора негосударственного пенсионного обеспечения взнос уплачивается разовым платежом. Тогда расходы фирма должна признать равномерно в течение срока действия этого соглашения. Делается это пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если же взнос по такому договору фирма перечисляет в рассрочку, то расходы по каждому платежу она должна отразить:

  • равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (года, полугодия, квартала, месяца);
  • пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Учитываемый размер взносов

Взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения учитывают в целях налогообложения прибыли в ограниченном размере.

Для этого определяют совокупную сумму взносов и платежей, уплачиваемых:

  • в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  • по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников.

Она учитывается в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).

База для исчисления предельной суммы расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом учитывается срок действия договора в календарном году начиная с даты вступления его в силу.

При расчете такого предельного размера в расходы на оплату труда не включаются суммы уплаченных в соответствии с пунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ платежей (взносов).

Включение взносов в доход

Допустим, работник, за которого фирма уплачивала взносы в НПФ, уволился до выхода на пенсию. Тогда сумму взносов, ранее включенную в состав расходов, нужно восстановить (п. 16 ст. 255 НК РФ).

Уплаченные взносы включают в доходы периода, в котором внесены изменения в договор негосударственного пенсионного обеспечения, или когда его расторгли, а также когда были сокращены его сроки.

То, что в рассматриваемом случае пересчет налога на прибыль организаций за прошедшие отчетные (налоговые) периоды производить не следует, сообщается в письме Минфина России от 23.04.2008 № 03-03-06/2/43.

Учет взносов в НПФ при применении УСН и ЕСХН

Налогоплательщик УСН с соответствующим объектом налогообложения может уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда. Взносы в НПФ подлежат учету при использовании упрощенной системы налогообложения, если соблюдаются условия статьи 255 Налогового кодекса РФ, в том числе ограничение в 12 процентов.

Налогоплательщик ЕСХН при определении объекта налогообложения уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда.

Таким образом, те, кто уплачивает ЕСХН, также вправе принимать в расходы взносы в НПФ, конечно, при соблюдении условий по ограничению в 12 процентов.

Налоговый консультант П.Р. Сидоров, для журнала «Нормативные акты»


Налог на прибыль от А до Я

В бераторе «Налог на прибыль от А до Я» есть все, что нужно знать об уплате налога на прибыль: анализ распространенных ошибок по налогу, трактовки спорных моментов законодательства, пояснение позиций, занимаемых налоговыми органами.
Узнайте больше >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: