Налоги на пенсии оон


День ООН, отмечаемый по всему миру 24 октября, с одной стороны, вызывает гордость за работу российской дипломатии на международном поприще, на котором им довелось выполнять высокую миссию поддержания мира во всём мире и безопасности, решать глобальные вопросы. С другой стороны — хочется надеяться, что эти люди однажды займут достойное место в обществе и будут наконец получать соответствующее стандартам этой организации вознаграждение за свой труд.

Все дипломаты соцлагеря, включая и представителей Советского Союза, в подавляющем большинстве случаев подвергались дискриминации. Самой абсурдной и откровенно нелепой была дискриминация в сфере зарплат и социальных выплат по линии ООН. Так, ещё в Советский период существовала норма, по которой советские граждане-сотрудники ООН должны были делать отчисления от своих зарплат в пользу страны (СССР). Норма была введена советским руководством, исполнялась неукоснительно и в народе называлась «системой двух окон» (из одного берёшь, в другое отдаёшь).

Такая добровольно-принудительная норма существовала вплоть до «кончины» СССР. Известны были случаи, когда бывшие советские граждане, не выдержав унизительного положения, «переходили» на другую сторону вместе с жёнами и семьями. Нельзя сказать, что это носило массовый характер, но с несколько десятков случаев «перехода» разного уровня чиновников ООН имело место.

Трудно сказать, в каком из ООН-овских центров (Найроби, Нью-Йорк, Женеве или Вена) таких случаев было больше, но с десяток-двадцатку имён называются, они известны как в МИДе РФ, так и в ООН.

Так, если ООН выдавал некоему дипломату $20’000-$60’000 заработной платы, то после сдачи разницы в другом окошке сотруднику оставалось не более 10-40%, как правило, $200-600. Аналогичное соотношение имело место и в пенсионном обеспечении, если сотрудник (после 1981 года это обязаны были делать все) переводил свои начисления из Пенсионного фонда ООН в Россию. Сегодня доплата ООН к пенсии бывшего дипломата насчитывает порядка 10’000-11’000 рублей, что несопоставимо с тысячедолларовыми пенсиями дипломатов других стран.

Система недоплат по отношению к зарплатам их иностранных коллег по тем же департаментам продолжается уже в эпоху, когда СССР нет. Хотя по положению, утверждённому в системе ООН, любой сотрудник, который проработал более 12 месяцев в качестве международного чиновника вправе рассчитывать на получение пенсии, а в случае кончины самого сотрудника это право переходит либо мужу, либо наследникам первой очереди. В Центральном аппарате ООН это положение действует как минимум с 1975 года (читай форум бывших сотрудников ООН в Интернете).

Многие из российских дипломатов в прошлом были сотрудниками ООН. Они вправе рассчитывать на пенсию ООН, которая им полагается. В ряде случаев они (включая имеющих ранг P5) эту пенсию не получают по бюрократическим причинам внутреннего российского характера. Попробуйте получить необходимые для её оформления документы в МИД РФ! В то же время их коллеги из других стран, с которыми они работали в соответствующих департаментах ООН, эти пенсии получают в полном объёме, и лишь решают, где купить недвижимость премиального уровня.

«Рассматривается ли в недрах Министерства иностранных дел России вопрос о праве российских дипломатов на отсутствие дискриминации в финансовом вопросе, и почему так происходит, что сотни дипломатов недополучают деньги?», — этот вопрос «Э-Вести» адресовали к замминистра иностранных дел России Сергею Васильевичу Вершинину.

«Действительно, много россиян работают в системе ООН, — ответил Сергей Васильевич. — Мы, кстати говоря, всегда выступаем за то, чтобы наших представителей было больше в этой организации. Эти люди обладают большим потенциалом, большим опытом. Им приходится вести аспекты того, как Россия подходит к международным и региональным проблемам.

Насколько я знаю, в ООН существует чёткая система накопления пенсионных отчислений. Она очень сильно варьируется в зависимости от того, сколько человек проработал в этой системе, какие должности он занимал, и так далее.

Меня удивила цифра о сотнях людей, которые сталкиваются с трудностями, но могу сказать одно: мы всегда защищали права наших граждан. Пенсионеры — это вопрос для нас принципиальный. Поэтому я Вам обещаю, что я посмотрю на этот вопрос ещё раз, и дам ответ».

В первой части своего повествования автор начал рассказ о привлекательности работы в структурах ООН, в миротворческих миссиях, разбросанных по всему миру под эгидой данной организации, денежном содержании на первоначальных должностях после вашего трудоустройства и своем провале в попытках занять одну из вакансий.

В продолжение истории хочу затронуть такой немаловажный аспект как пенсионное обеспечение для сотрудников, отработавших минимум и максимум лет в структурах ООН. Сразу подчеркиваю, что НЕ ЯВЛЯЮСЬ экспертом в данном вопросе. Но пока работал рядом с данной организацией (как представитель компании-подрядчика) мне довелось собрать кой-какую информацию по теме. Ниже делюсь с вами ее подробностями.

Пенсия от ООН: на кусок хлеба с маслом и икрой вам точно хватит.

Первый раз рассказ о пенсиях сотрудников ООН мне довелось услышать в далеком 2002 году, когда служил в составе полицейского контингента миротворцев ООН в Косово.

Пакистанец Ифтихкар Али был уже дядькой в возрасте. В регионе Гнилане он занимал должность специалиста по связям с общественностью. По средам в офисе ОБСЕ в центре города проходили пресс-конференции для местных и иностранных журналистов. Ваш покорный слуга в то интересное время служил начальником отдела пресс-службы и общественных связей в Региональном полицейском штабе. Соответственно, с Ифтихкаром мы часто обсуждали рабочие вопросы и разговаривали «за жизнь».

- Маркус, а ты знаешь какая у меня будет пенсия от ООН? – как-то спросил меня радостно возбужденный Али.

- Нет, конечно. На отдых собираешься, мой друг?

- На днях мне исполняется 60 лет. Через месяц-другой заканчиваю работу в системе, ухожу от дел, уезжаю в родной Исламабад. В пенсионном департаменте мне сказали, что ежемесячная пенсионная выплата будет составлять 4500 евро!

Дед буквально светился от счастья. Это достойная сумма на старость для Европы или Америки, не говоря уже о Пакистане или России.

- А сколько надо отработать в миссиях ООН для получения такой пенсии?

- Мой стаж составил 31 год. Я регулярно, с каждой зарплаты делал отчисления на старость. Теперь настала пора ими воспользоваться.

Конечно, я порадовался за своего пожилого коллегу. 31 год покататься по миру, по разным африканским или азиатским помойкам, это нелегкий труд. Но человек представлял свой закат карьеры, чем он обернется в материально-финансовом плане и его ожидания полностью оправдались.

Второй раз к пенсионной теме в ООН я вернулся в 2005 году. Мой бывший сослуживец по Косово получил трехлетний контракт на должность рядового клерка ООН в крае. Позже он два раза продлевал его по одному году, отработав, в общей сложности, пять лет. Естественно, тоже участвовал в пенсионной программе, делая ежемесячные отчисления на свой пенсионный счет.

- Михаил (пусть так зовут сослуживца), а что тебе даст в будущем такой скромный срок пенсионных отчислений? На какую пенсию ты надеешься?

- Одной пятилетки участия в пенсионной программе от ООН вполне достаточно для получения минимальной пенсии при достижении возраста 60 лет. Моя пенсия составит 800 долларов в месяц. А если не стану спешить и отложу запрос в ее получении до 65 лет, то буду получать уже 1200 долларов в месяц….

Я не видел никаких причин не доверять своему бывшему сослуживцу. Михаил был въедливым человеком, указанные цифры брал не с потолка, а из первоисточника.

Кого заинтересовал материал здесь и в первой части, заходите в гости. Будет продолжение и не одно. Постараюсь рассказать побольше о своих впечатлениях, полученных в ходе работы РЯДОМ со «страной ООНией». Может быть, у вас тоже есть шанс поработать в ее рядах.

Всем читателям, кому интересно ознакомиться с творчеством автора периода работы в Африке и в Афганистане (2010-2011гг.), рекомендую посмотреть анонс сборника «Африканское небо русских пилотов», это здесь .

Кому нравится «тонкий и прямой» армейский юмор, добро пожаловать на страницу анонса сборника баек и коротких рассказов «Нет повести печальнее на свете, чем поиск штык-ножа в солдатском туалете». Электронный адрес для связи там указан, постараюсь быстро ответить.

Как вариант, можно обсудить пересылку книг или отдельных повестей в электронном виде, в форматах ПДФ или ФБ2. Предлагаю своим читателям следующие произведения:

1. "Африканское небо русских пилотов", повесть,

2. "Русские наемники в Африке", повесть,

3. "Наемники в Афганистане: на встречных курсах", повесть,

4. "Русский коп против албанской мафии", повесть.

Как бонус к данной повести идет большой рассказ мемуарного характера, "Выезд на первый суицид: тени прошлого".

Работа над созданием электронных версий "бумажных" книг продолжается.

Желаю читателю отличного настроения и приятного чтения на канале.

ОПФП ООН

Об Объединенном пенсионном фонде персонала (ОПФП) ООН

ОПФПООН был создан в 1948 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН для обеспечения выплат персоналу пенсий и пособий после прекращения службы в ООН и 23 организациях, в большинстве своем входящих в ее систему и принявших решение о членстве в Фонде. ОПФПООН является инструментом управления средствами пенсионной системы. Финансирование Фонда осуществляется из трех источников: 1) взносы организаций, 2) взносы сотрудников и 3) поступления от инвестиций.

Информация об ОПФПООН представлена на его сайте в сети Интернет по адресу: https://www.unjspf.org.

За инвестиционную деятельность Фонда отвечает Генеральный секретарь ООН. Пенсионной системой (сбор взносов, выплаты пенсий) управляет секретариат Правления ОПФПООН. Последняя 65-я сессия Правления Фонда состоялась 26 июля – 3 августа с.г. в штаб-квартире ФАО в Риме. В настоящее время в состав Правления ОПФПООН входит гражданин России Д.С.Чумаков.

Право претендовать на получение пенсии из Фонда зависит от возраста и срока службы его участника в организации, являющейся членом ОПФПООН. Пенсионный возраст составляет 65 лет(1), минимальный для начисления пенсии стаж – пять лет. При стаже менее пяти лет сотруднику возвращаются отчисления вместе с накопленными процентами в виде единовременного пособия после прекращения участия в пенсионном плане. Участие в Фонде является обязательным для всех проработавших более 6 месяцев сотрудников. На конец 2017 г. взносы в ОПФПООН поступают от 126,7 тыс. человек (сопоставимо с уровнем 2016 г.). Количество ооновских пенсионеров составило 78,2 тыс. чел. (74,7 тыс. чел. в 2016 г.).

Для определения размера отчислений в ОПФПООН, а также параметров пенсионного обеспечения международного гражданского служащего используется специальная шкала зачитываемого для пенсии вознаграждения (ЗПВ), которое учитывается только при расчетах (см. приложение I). Ставка взноса в Фонд составляет 23,70% от суммы ЗПВ, из которых 1/3, или 7,90%, покрывается за счет международного чиновника, а 2/3, или 15,80%, – за счет организации. Размер ежемесячных выплат по линии ОПФПООН зависит от срока службы пенсионера. В соответствии с п. (b) ст. 28 Положений, правил и системы пенсионных коррективов ОПФПООН установлены следующие ставки при расчете пенсии: за первые пять лет по 1,5% от окончательного среднего ЗПВ за последние три года; следующие пять лет – по 1,75%; следующие 25 лет – по 2%; в случае если стаж работы сотрудника превышает 35 лет, то по 1% за каждый год, но при этом общая сумма пособия не должна превышать 70% от ЗПВ(2).

Например, стаж участника, работавшего последние пять лет в должности уровня D-1 на ступени III, составляет 27 лет. Расчет: 5 лет Х 1,5% от ЗПВ (217 446 долл. США) + 5 лет Х 1,75% + 17 лет Х 2% = 50,25%. Умножаем полученный процент на размер ЗПВ (50,25% Х 217 446 долл. США) и получаем 109 267 долл. США в год или 9 106 долл. США в месяц.

Один раз в два года проводятся актуарные оценки деятельности Фонда для определения того, насколько его существующие и прогнозируемые активы будут достаточны для исполнения текущих и будущих обязательств.

Финансовые показатели функционирования ОПФПООН за 2017 г. свидетельствуют о его устойчивом положении. Рыночная стоимость активов (капитализация) возросла до 64 млрд долл. США. Годовой прирост составил 9,9 млрд долл. США, превысив целевые показатели как в номинальном, так и в реальном выражении.

Шкала зачитываемого для пенсии вознаграждения для категории специалистов и выше, а также руководящих постов (в долл. США)

(по состоянию на 1 февраля 2018 г.)
Ступень (Step)
Уровень (Level) I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII
USG 311 276
ASG 287 705
D-2 233 802 239 233 244 671 250 109 255 540 260 976 266 410 271 845 277 278 282 711
D-1 207 980 212 583 217 446 221 906 226 365 230 815 235 274 239 953 244 733 249 511 254 281 258 586 263 184
P-5 180 942 184 732 188 523 192 321 196 110 199 903 203 692 207 489 211 279 215 072 218 864 222 666 226 731
P-4 147 697 151 352 154 999 158 648 162 307 165 953 169 606 173 261 176 909 180 557 184 206 187 870 191 515
P-3 121 389 124 491 127 589 130 682 133 785 136 880 139 979 143 081 146 324 149 714 151 101 156 486 159 875
P-2 94 047 96 819 99 587 102 365 105 131 107 904 110 675 113 445 116 216 118 985 121 759 124 531 127 298
P-1 72 214 74 566 76 919 79 270 81 623 83 975 86 327 88 679 91 031 93 384 95 735 98 087 100 439

USG – Under-Secretary-General (заместитель Генерального секретаря)

ASG –Assistant Secretary-General (помощник Генерального секретаря)

D – Director (директор)

P –Professional (специалист)

(1) - До декабря 2012 г. пенсионный возраст наступал в 60 лет или 62 года, если участник поступил на службу после 1 января 1990 г. В декабре 2012 г. пенсионный возраст был увеличен до 65 лет, но только для новых сотрудников, которые будут трудоустроены с 1 января 2014 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 14, ст. 1364; 2002, N 18, ст. 1772).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 229

а) в подпункте "а" слова "210 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости" заменить словами "210 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

б) в подпункте "б" слова "290 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости" заменить словами "290 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

в) в подпункте "в" слова "415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости" заменить словами "415 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

2. Дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

"3 1 . Гражданам, имеющим одновременно право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) по двум основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 настоящего постановления, ежемесячная доплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер такой доплаты.".

3. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. При определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, применяется размер социальной пенсии, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

При увеличении (индексации) в установленном порядке социальных пенсий одновременно увеличивается размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).".

4. Дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

"7 1 . Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) производится в порядке, установленном для выплаты указанной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).".

5. Абзац второй пункта 10 изложить в следующей редакции:

"Расходы на выплату указанной ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) осуществляются в пределах ассигнований федерального бюджета, предназначенных для перечисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.".

6. В пункте 11 слова "Министерству труда и социального развития Российской Федерации" заменить словами "Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

7. Пункт 8 Положения о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"8. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой доплаты, осуществляется в пределах ассигнований федерального бюджета, предназначенных для перечисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и является строго целевым.".

Кремль не церемонится с пожилыми, поскольку они не представляют политической угрозы



Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году возрастет до 295 млрд. рублей. Это максимум за последние пять лет. Но скоро, в 2023 году, с дефицитом будет покончено. Это следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, сообщает РБК.

Как указывают в ПРФ, дефицит раздулся из-за антикризисных мер правительства. В разгар коронавирусного карантина кабмин принял ряд мер по защите бизнеса, которые потом закрепил бессрочно.

Речь идет о снижении тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в ПФР сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР.

В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок составили 477,7 млрд. рублей в 2021 году, с ростом до 510,3 млрд. в 2022 году, и до 545,85 млрд. в 2023 году. Все эти выпадающие доходы придется компенсировать из федерального бюджета.

Но в кабмине смотрят на ситуацию спокойно. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах казначейства. В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд. рублей), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд.

Кроме того, по расчетам, в 2022 году дефицит бюджета ПФР снизится до 94,8 млрд., а уже 2023-м с ним будет покончено: ожидается профицит в 52,5 млрд.

Закрыть дыру в бюджете фонда удастся за счет повышения собственных доходов фонда от социальных взносов с зарплат работников, считают в правительстве. Минэкономразвития в обновленном прогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн. рублей ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн. рублей (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн., в 2023 году — 31,85 трлн.

Это и позволяет Пенсионному фонду смотреть в будущее с оптимизмом.

Плохо тут одно. По идее, Пенсионный фонд — страховая организация. Это значит, если у ПФР повышаются доходы (страховые взносы), он обязан направлять их на повышение пенсий. Но на практике такого не происходит — деньги, которые ПРФ заработал сверх плана, идут на экономию госрасходов.

В результате, пенсионеров обирают. Работник платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти тоже как процент от зарплаты. По конвенции № 102 Международной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, которую Россия ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50.

Сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем для неработающих пенсионеров она еще ниже.

Это значит, пенсионеры от ликвидации дефицита ПФР жить лучше не станут. Зато правительство вздохнет с облегчением, скинув с себя еще часть социальных расходов.

— Дефицит ПФР, скорее всего, не удастся ликвидировать, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Из страховых взносов, которые платят работающие, покрывается — грубо — около 50% пенсий. Вторая половина — субсидии федерального бюджета Пенсионному фонду. С чего, спрашивается, за два года этот огромный дефицит должен исчезнуть?

Поднимать страховые взносы с зарплаты в ПФР, я считаю, невозможно — они в России одни из самых высоких в мире. К тому же у государства имеются обязательства по индексированию пенсий. Да, высокая инфляция не предвидится. Но если что-то пойдет не так, и инфляция разгонится, то пенсии придется подтягивать.

На деле, я просто не вижу источника покрытия дефицита Пенсионного фонда.

«СП»: — Почему ПФР не исполняет конвенцию № 102 МОТ — не поднимает размер пенсии?

— У нас распределительная пенсионная система: работающие платят налоги, и тут же, из этих налогов, деньги поступают на выплату пенсий. Пенсионный фонд в этой схеме — лишь передаточный механизм.

А вторая функция фонда — по правилам, которые ПФР не устанавливает — осуществлять начисление пенсий.

Я уже проходил эту процедуру: приходил в Пенсионный фонд с документами о заработной плате. Замечу, в моем случае все было суперлегально, но у многих, кто работал в 1990-е, ситуация иная. Занятость подтверждается рукописными бумажками, что-то в стаж считается, что-то нет.

Так вот, функция ПФР — начислять пенсию на основе имеющихся у гражданина документов. Либо пересчитывать пенсию по определенным правилам. Если человек работает — страховая часть его пенсии не индексируется. В этом случае, напомню, индексируется только базовая часть — за четыре года она выросла менее чем на 1000 рублей.

При этом Пенсионному фонду как структуре нельзя предъявить какие-то серьезные претензии. Да, в свое время фонд изрядно потратился на строительство роскошных зданий для отделений в регионах. Но сейчас в этих зданиях работает не слишком высокооплачиваемый персонал.

Повторюсь, никакой самостоятельной роли Пенсионный фонд не играет. Это организация для проводки денег, которая никак не влияет на размер пенсий.

«СП»: — Возможно ли, чтобы в нынешней ситуации пенсии росли?

— Президент Путин неоднократно подтверждал, что пенсии будут корректироваться на размер инфляции. Но проблема в том, что очень многие пенсионеры работают. При этом человек платит с зарплаты в Пенсионный фонд — независимо от того, получает он пенсию или нет.

Например, я, работающий пенсионер, отчисляю в ПФР больше, чем получаю из фонда пенсию. Выходит, я «рентабельный» пенсионер — и таких десятки тысяч.

Именно в армии таких «рентабельных» пенсионеров, с точки зрения властей, кроется огромный резерв для экономии на пенсиях. Плюс, огромный резерв дала реформа по повышению пенсионного возраста.

Я, кстати, никогда не был противником повышения пенсионного возраста до 65 лет у мужчин. Но с одним условием — тогда уж платите пенсию, как положено по конвенции МОТ: половину от зарплаты.

Но у нас получилось, что пенсионный возраст подняли, а размер пенсий остался практически прежним. Плюс индексацию пенсий работающим пенсионерам фактически отменили. При этом пенсионеров — демографически — больше не стало.

«СП»: — Почему власти не считаются с пенсионерами?

— Потому что, с точки зрения Кремля, пенсионеры большой опасности не представляют. Раз так, цифрами о размерах пенсий можно безболезненно манипулировать.

Как достойно накопить себе на старость? Тонкости пенсионной политики поясняет "Правде.Ру" первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

— Каких нововведений в области пенсионной политики следует ждать в ближайшее время?

— Всем начинающим трудовой путь я могу сказать, что у них есть будущее — они могут стать пенсионерами! Это не такая сложная задача, не стоит постоянно думать: "Что же я буду делать на пенсии?" — надо продолжать работать и честно выполнять свое дело. И желательно получать зарплату "в белую", чтобы работодатель, отчисляя за вас средства в пенсионную систему, постепенно накапливал некий потенциал ответственности государства.

Тем, кто только-только начинает трудовой путь, немножко проще и легче. Пенсионная система после непростого перехода от советской к современной, стала достаточно простой. Количество откладываемых взносов достаточно прозрачно прописано в каждой пенсионной истории. Через актуализированную базу данных несложно ее посчитать.

Сейчас, конечно, сложно иметь пенсионную историю, начатую еще в советское время. После перехода 90-х, всех перемен в пенсионном фонде — все это отразилось на самочувствии наших пенсионеров. Система имеет много звеньев, постоянно пересчитывается и сложно воспринимается в итоговых цифрах. Потому люди часто недовольны не тем сколько платят, а тем, как выяснить за что платится и почему именно так.

Но государство здесь является поручителем, так что перспективы пенсионной системы понятны: это, прежде всего, гарантированная страховая пенсия, образуемая за счет взносов работодателей за нас, и вторая часть — накопительная компонента, которая найдет себе место уже в будущем законодательстве. Третья часть — ей может быть добровольное пенсионное страхование, которое дает человеку в ходе трудовой жизни что-то откладывать себе на старость.

Для выполнения всех этих прекрасных планов, конечно, нужна достаточно высокая зарплата. Если ваша зарплата, условно говоря, 100 тысяч рублей, ваш работодатель отчисляет за вас 22%. Работая условное количество лет и отчисляя 22%, можно теоретически рассчитывать, что ваша пенсия будет не меньше такой суммы.

— Скажите, а как быть с самозанятыми? Им не выплачиваются отпускные и пенсионные отчисления тоже не делаются…

— Самозанятых сейчас не один десяток миллион человек. Им предоставлено право заработать свою пенсию самим в виде добровольного налога на медицинское и социальное страхование. Также они имеют право добровольно отчислять в пенсионную систему средства, работая сами на себя и этот минимум станет для них ориентиром в получении минимальной страховой пенсии. Это немного, потому что все ориентируются на минимальный взнос с минимальной зарплаты. Ну, и значит, будет небольшая пенсия.

Дела советские

— А как быть, если с советского времени происходило, и до этого выплачивали работодатели? Это будет плюсоваться?

— Я могу в качестве примера привести свою биографию. Она как раз начата в советское время. Вся "советская" часть просчитана, проиндексирована и, главное, в начале 2000-х провалоризована. Эти годы добавляют к стажевым показателям и к пенсионному капиталу. Смысл валоризации — учесть время работы в советский период аналогично тем параметрам, которые на сегодняшний день уже приняты, в общем, это осовременивание.

Все, кто имел большой трудовой стаж в советское время — им пенсии существенно добавили. Некоторые пенсионеры имели небольшую заработную плату, но большой советский стаж и, конечно, получили к пенсии существенную добавку.

— Я работаю тоже с советского времени, с 1979 года. Это тоже будет добавляться?

— Да, конечно. Ваш период работы в советское время — все взносы в вашем пенсионном деле — будут обязательно просчитаны и осовременены с точки зрения законодательства. Обязательно за каждый "советский" год будут добавляться коэффициенты.

— Вы сказали, что лучше продолжать работать, получая пенсию, если есть такая возможность…

— Да. Причин несколько. У нас примерно 9,5 млн пенсионеров работают. Конечно, кто-то работает, потому что пенсии не большие. Но есть существенная группа тех кто трудится, потому что это уже стиль жизни. Я имею в виду работников здравоохранения, культуры, ученых и даже государственных служащих. Для них это образ жизни и резко поменять его им трудно. Я и себя отношу к тем, которые не представляют себе жизнь на пенсии.

Так что они продолжают служить интересам страны. А те, кто работает, так как пенсия невысока — это зачастую, категория людей, без которых многие отрасли экономики еще бы и не справились. Это и рабочие во многих отраслях оборонки. Сборщики, механики высокой квалификации — те, кто может сложнейшие механизмы доводить до пускового режима. Так что работать надо, на мой взгляд, продолжать, пока силенки есть.

Армия и люди со стажем

— Валерий Владимирович, как Вы могли бы охарактеризовать ситуацию с военными пенсионерами?

— Военная пенсия все-таки выше гражданской, к тому же военные пенсионеры могут заработать вторую пенсию "на гражданке". Некоторые из них уходят на пенсию даже меньше, чем в 50 лет. К той части пенсии, которая им выплачивается, можно предъявить претензии по недостаточности роста индексации. И все же уровень пенсии выше.

Среди уходящих "на гражданку" много хороших юристов, специалистов в области логистики, решения проблем систем безопасности, много толковых инженеров… Мы знаем о проблеме полномасштабно заработать себе страховую пенсию — мы ломаем голову над тем, как разрешить эту проблему и дать возможность зарабатывать, если не весь стаж, который нужен для назначения страховой пенсии, то, хотя бы, пропорционально тому отработанному времени.

— На днях проскочила информация, что женщинам возраст выхода на пенсию с 63-х до 60-ти сократили. Соответствует ли это действительности?

— Это соответствует действительности, но только для категории женщин и, в том числе, и для мужчин, которые имеют большой трудовой стаж. Для мужчин, если я не ошибаюсь, это 43 года, для женщин это 37 лет.

Если предпенсионер не может найти себе работу, и это подтверждено документально, он может обратиться в пенсионный фонд, и тот может назначить досрочную пенсию до наступления пенсионного возраста. Также есть общее право на выход досрочно на пенсию за два года, если позволяет стаж.

На сегодняшний день поколение, к которому мы с Вами относимся, может претендовать на такие высокие стажевые показатели, а значит, на эту льготу. К сожалению, нынешнее поколение, которое через 5-6 лет будет выходить на пенсию, как правило, имеет меньшие стажевые показатели в силу разных причин. Наверное, сказываются больше 90-е годы, либо возможность работать самим на себя без оформления своих трудовых отношений, но, тем не менее, людей с большим трудовым стажем, в общем-то, не так много становится.

Беседовал Игорь Буккер

К публикации подготовил Михаил Закурдаев

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Читайте также: