Налоги в украине в пенсионный фонд и штрафы

На вопрос какие штрафные санкции органы Пенсионного фонда могут применять к субъектам предпринимательства и за какие нарушения поможет ответить статья 25Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

Плательщики единого взноса, которые в соответствии с вышеназванным Законом обязаны его начислять, вычислять и оплачивать, в случае выявления своевременно не оплаченных сумм страховых взносов обязаны самостоятельно их вычислить и оплатить с начислением пени. Пеня начисляется из расчета 0,1% суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа. Начисление пени начинается с первого календарного дня, который наступает за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической оплаты (перечисления) включительно.

Кроме того, территориальный орган Пенсионного фонда применяет к плательщику единого взноса такие штрафные санкции:

№ п/п

Признаки нарушения

Размер штрафной (финансовой санкции

Уклонение от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»

штраф 170 грн

Неоплата (неперечисление) или несвоевременную оплату (несвоевременное перечисление) единого взноса

штраф в размере 10% своевременно не оплаченных сумм

Доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса

штраф в размере 5% данной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислено такую сумму, но не более чем 50% суммы доначисленного единого взноса

Неподача, несвоевременная подача, подача не в установленной форме отчетности, территориальным органам Пенсионного фонда

штраф 170 грн

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос

штраф от 136-255 грн

Неоплата, неполная оплата или несвоевременная оплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей )

штраф в размере 10% таких неоплаченных или несвоевременно оплаченных сумм

Законодательством также установлена административная ответственность, налагаемая на должностных лиц плательщиков единого взноса за:

  1. нарушение порядка начисления, расчета и сроков оплаты единого взноса;
  2. неподачу, несвоевременную подачу, подачу не в установленной форме отчетности относительно единого взноса;
  3. подачу недостоверных данных, которые используются в Государственном реестре, других данных, предусмотренных Законом.

Кодексом Украины об административных правонарушениях, а именно: статьей 1651 — предусмотрена следующая ответственность.

№ п/п

Признаки нарушения

Размер штрафной (финансовой санкции

Нарушение порядка начисления единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или подача недостоверных данных, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, прочей отчетности

штраф 340 – 510 грн

Повторное аналогичное правонарушение, совершенное в течение года

штраф 510 — 680 грн

Неуплата или несвоевременная оплата единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме, не превышающей 300 необлагаемых минимумов доходов граждан

штраф 425 – 850грн

Неуплата или несвоевременная оплата единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме, более 300 необлагаемых минимумов доходов граждан

штраф 850 – 1700грн

Повторное аналогичное правонарушение, допущенное в течение года

штраф 1700 – 5100 грн

Дела по всем вышеуказанным административным правонарушениям рассматриваются органами Пенсионного фонда Украины.

Ниже рассмотрено налогообложение пенсий: от ставки НДФЛ, по примера начисления и отражения в отчетности. Читайте такжe Военный сбор с пенсии .

Ставка НДФЛ для пенсий

Cогласно пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ в oбщий месячный (годовoй) налогооблагаемый доход плательщика налога включаютcя в частности суммы пенсий (включaя сумму иx индексации, начисленную в соoтветствии c законом) или ежемесячного пожизненного денежногo содержания, получаемых налогоплательщикoм из Пенсионного фонда или бюджетa согласнo закону, если иx размеp превышает 10 размеров минимальной зарплаты (дo 01.07.2016 было 3 размера) за месяц, установленной нa 01 января отчетнoго налогового года, - в чaсти такого превышения, a тaкже пенсий из иностранных источников, еcли согласно международным договорам, согласиe на обязательность которыx предоставлено Верховной Радой Украины, тaкие пенсии подлежат налогообложению или нe облагаются налогом в стране иx выплаты.

Ставка НДФЛ составляeт 18 процентов (до 01.07.2016 было 15%) базы налогообложения относительнo доходов, в частноcти, начисленных (выплаченных, предоставленных) в видe пенсий, еcли база налогообложения для месячногo налогооблагаемого дохода превышаeт 3 размера минимальной зарплаты, установлeннoй законом нa 01 января отчетнoгo налогового года. Еcли база налогообложения (то eсть сумма пенсии) в календарнoм месяце превышает десятикратный размеp минимальной заработной платы, к суммe такого превышения применяетcя ставка 20 процентов.

Hачиная с 01 января 2015 годa в соответствии со cт. 8 Закона Украины № 80-VIIІ oт 28 декабря 2014 годa "О государственном бюджете нa 2015 год" размер минимальной зарплаты установлен в размерe 1218 гривeн в месяц.

Cоответственно, начиная с 01 января 2015 годa, налоговые агенты пpи выплате пенсий в размерe, превышающем 1218 * 3 = 3654 гpн., обязаны удержать НДФЛ пo ставке 15 процентов. Еcли сумма начисленной пенсии больше чeм 1218 * 10 = 12180 гpн., ставка НДФЛ применяется как 15 так и 20 процентов.

01. Гражданину - пенсионеру начислено 13000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 1401,90 гpн.

(13000 грн. - 3654 гpн. = 9 346 гpн. x 15%).

02. Гражданину - пенсионеру начислено 18000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 2260,20 гpн.

(18000 гpн.- 3654 гpн. = 14346 гpн .; (14346 грн. - 12180 гpн.) х 20,0 % = 433,20гpн .; 12180грн. х 15 % = 1827 гривeн ).


Налогообложение пенсий в отчетности пo НДФЛ

B соответcтвии c п. 176.2 ст. 176 НKУ налоговый агент обязaн подавать в сроки, установленныe НКУ для налогового квартала, налогoвый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченногo) в пользу плательщиков налога, a тaкже суммы удержанного с ниx налога в контролирующий орган пo месту своего расположения.

Порядoк заполнения и представлeния налоговыми агентами Налогового расчета сyмм дохода, начисленного (уплаченного) в пoльзу плательщиков налога, и сyмм удержанного с ниx налога ( Форма 1-ДФ ) утверждeны приказом Миндоходoв Украины № 49 oт 21.01.2014, зарегистрирoванным в Министерстве юcтиции Украины 05.02.2014 зa № 228/25005.

Соглaснo Справочнику признаков доходов физичеcкиx лиц суммы пенсий, размер которыx не превышает сумму налогообложения, отражаютcя в налоговом расчете пo форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 128 ".

Сyммы пенсий, размер которыx превышает три размера минимальной зарплаты (в расчетe на месяц), - в части тaкого превышения отражаются в форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 127 ".

B связи с внесeнием изменений в НКУ (котoрыми, в чaстности, было затронутo налогообложение пенсий) Минфином разработан и представлeн для утверждeния в Министерство юcтиции Украины приказ o порядке заполнeния и представления формы №1ДФ, в кoтором предусмотрено, чтo суммы пенсий (включая сумму иx индексации, начисленную в сoответствии c законом) или ежемесячногo пожизненного денежного содержания, получаемыx плательщиком налога из Пенсионного фондa Украины или бюджета сoгласно закону, если иx размер превышает три размерa минимальной зарплаты (в расчете нa месяц), в части тaкого превышения (согласнo пп. 164.2.19 НKУ) должны отражаться пoд признаком дохода "184". На момент опубликования данной страницы (18 февраля 2018) эти изменения пока не вступили в силу.


Популярные страницы о пенсиях:

07 - О пенсии пo утрате кормильца, подробнее.

Другие страницы по теме Налогообложение пенсий :

26.04.2019 12058 0 1

Своевременная уплата единого взноса гарантирует гражданам право на социальную защиту, а это: социальные гарантии на случай безработицы, несчастных случаев или профессиональных заболеваний, пенсионное обеспечение и другие выплаты.

Работодателям - юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям, членам фермерских хозяйств, лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность - следует помнить, что создание и накопление задолженности по единому взносу приводит к негативным последствиям и финансовых санкций.

  1. Единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика (при наличии у плательщика ЕВ одновременно с обязательствами по уплате ЕВ обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей, предусмотренных законом, или обязательств перед другими кредиторами - обязательства вязание по уплате ЕВ имеют приоритет перед всеми другими обязательствами, кроме обязательств по выплате заработной платы (дохода), и выполняются в первую очередь.
  2. Обязанности плательщиков ЕВ возникающие у ФЛП, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, членов фермерского хозяйства и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность со дня их государственной регистрации/с начала осуществления деятельности и прекращаются после государственной регистрации закрытия ( прекращения) ФЛП/прекращения соответствующей деятельности. При этом уплата взноса производится по месяц, в котором произошла такая регистрация/прекращения.
  3. С 1 января 2017 года все физические лица – предприниматели должны платить ЕВ за себя на уровне минимального страхового взноса ежеквартально за исключением льготной категории. При этом сумма ЕВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц, который на сегодня составляет 918,06 грн (4 173 грн (размер минимальной заработной платы) х 22%);
    В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном квартале или отдельном месяце отчетного квартала, такой плательщик обязан определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
  4. Юридическое лицо, ФЛП или физическое лицо не может оплатить денежное обязательство по единому взносу других лиц.
  5. День уплаты единого взноса:
    - в случае перечисления сумм единого взноса со счета плательщика на соответствующие счета ГФС - день списания банком или Государственной казначейской службой суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на счет органа доходов и сборов;
    - в случае уплаты единого взноса наличными - день принятия к исполнению банком или другим учреждением - членом платежной системы документа на перевод наличности вместе с суммой средств в наличной форме;
    - в случае уплаты единого взноса в иностранной валюте - день поступления средств на соответствующие счета ГФС.
  6. В случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса к плательщику применяются финансовые санкции, а должностные лица, виновные в нарушении законодательства о сборе и ведении учета единого взноса, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законом.
    Ответственность за несвоевременную уплату единого взноса - штрафные санкции, пеня:
    - на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1% суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа;
    - за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штраф в размере 20% своевременно не уплаченных сумм;
    - за доначисление ГФС или плательщиком своевременно не начисленного взноса налагается штраф в размере 10% указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислены такая сумма, но не более 50% суммы доначисленного ЕСВ;
    - за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ, налагается штраф в размере от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 136 грн до 255 грн);
    - за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется взнос (авансовых платежей), налагается штраф в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.
  7. Рассрочка и отсрочка задолженности по уплате ЕСВ не предусмотрено. Задолженность не подлежит списанию.
  8. Срок давности относительно начисления, применения и взыскания сумм недоимки, штрафов и начисленной пени по единому взносу не применяется.
  9. Плательщику, у которого возник долг, направляется требование об уплате недоимки. На погашение указанных в требовании сумм плательщику предоставляется десять календарных дней. В случае непогашения согласованного долга по единому взносу, налоговые органы направляют в порядке, установленном законом, в органы государственной исполнительной службы требования об уплате недоимки.
    Должникам - частным предпринимателям особенно следует помнить о том, что одним из источников погашения долгов перед государством является личное имущество частного предпринимателя, ставит под угрозу благополучие собственной семьи. Также в соответствии со ст. 6 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» к должникам-предпринимателей и должностных лиц предприятий должников принимаются меры относительно временных ограничений в праве выезда за границу.
  10. Работник имеет право знать свой страховой стаж и уплаченный за него единый взнос! По требованию наемного работника - застрахованного лица, в пользу которого работодатель уплачивает единый взнос, такой работодатель обязан предъявлять уведомление о постановке на учет такого работника как плательщика единого взноса и предоставлять информацию об уплате единого взноса, в том числе в письменной форме.
  11. Как узнать о наличии/отсутствии задолженности по единому взносу. Для этого можно лично обратиться к ГФС с соответствующим письменным заявлением или непосредственно просмотреть информацию о задолженности по уплате единого взноса в «Электронном кабинете плательщика», выбрав в меню частной части кабинета «Состояние расчетов с бюджетом».
  12. Работодатель, не платил единый взнос, создал наемному работнику проблемы с начислением пенсии. В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» граждане имеют право на получение пенсий и социальных услуг из солидарной системы в частности при наличии необходимого страхового стажа. Стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Периоды, за которые в реестре отсутствуют данные об уплате ЕСВ, не учитываются, наемные работники - застрахованные лица теряют страховой стаж для назначения пенсии и соответственно не учитывается заработная плата за эти периоды. Аналогично в социальном страховании - если в расчетном периоде для страховой помощи отсутствуют уплаченные за человека взносы, она не получает надлежащей компенсации утраченного заработка в связи со страховым случаем. Кроме того, если работодатель имеет задолженность по уплате взноса, уплаченные им текущие суммы ЕСВ, зачисляются в счет погашения долга в порядке календарной очередности его возникновения. Восстановление прав лица на получение пенсии и выплат в полном объеме состоится после погашения работодателем задолженности по единому взносу. Обращаем внимание на возможность и право наемных работников контролировать свой страховой стаж и уплаченный за них единый взнос.
  13. Физические лица - предприниматели независимо от избранной системы налогообложения имеют право на получение материального обеспечения и социальных услуг при условии уплаты единого взноса, в том числе больничных и декретных за счет средств Фонда социального страхования Украины.


Идея накопительных пенсий для украинцев, при которой люди откладывают себе на пенсии сами и "не давят" на без того дефицитный Пенсионный фонд, не дает покоя властям.

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о накопительных пенсиях для льготников по спискам №1 и №2 (шахтеров, химиков, других работников вредных производств). Новую схему хотят запустить уже с начала следующего года.

Ее суть в том, что на пенсии этой категории граждан будут собирать работодатели. Для этого планируется увеличить ЕСВ на 15% для списка №1 и на 7% для списка №2. То есть людям никакие доплаты, по идее, не грозят. Но есть нюансы.

"Работодатели считают чрезмерной такую нагрузку на ЕСВ. Получается, что помимо 22% единого социального взноса нужно будет платить еще плюс 15%. То есть в целом – до 37%. Это чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы, которая может спровоцировать сокращения штата и увольнение людей. Максимум, на что согласны работодатели, – это плюс 10% к ЕСВ для списка №1 и 5% – для списка №2", – пояснил нам глава Конфедерации работодателей Алексей Мирошниченко.

Кроме того, работодатели готовы затеять ревизию льготных списков, то есть многие могут потерять право досрочного выхода на пенсию.

На начало декабря профильный парламентский комитет планирует вынести в сессионный зал и другой законопроект по пенсиям – №2683 "Об обязательном накопительном пенсионном обеспечении". Он прописывает новую пенсионную схему уже для всех украинцев.

Если проект примут, людям придется в обязательном порядке откладывать не менее 3% зарплаты на специальные пенсионные счета. "По сути, появится еще один налог", – говорит глава Экономического дискуссионной клуба Олег Пендзин.

Вот только что украинцы получат по итогу – пока неясно. Эксперты говорят, что пенсионные деньги в нашей стране особо некуда вкладывать. Так что на момент выхода на пенсию человек может получить разве что мизерную доплату – пару сотен гривен в месяц, да и то не факт.

То есть, получается, надежнее просто откладывать на старость на депозит или "под подушку".

"Страна" разбиралась, как в Украине хотят запустить накопительные пенсии.

Проблемные льготники

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о так называемой профессиональной накопительной пенсионной системе. Речь идет о накопительных пенсиях для категорий рабочих по спискам №1 и №2 – туда входят представители вредных специальностей (шахтеры, рабочие, задействованные на химических, металлургических производствах и др.).

Они имеют право на льготный выход на пенсию (по списку №1 – с 50 лет, по списку №2 – с 55 лет).

Скажем, чтобы выйти на пенсию по льготному списку №1 в 50 лет, нужно отработать на вредном производстве от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин). Для списка №2 такой стаж должен составлять 12 лет.

"Эти пенсии выплачиваются из Пенсионного фонда, но всю сумму плюс стоимость доставки пенсий ПФ компенсируют работодатели, у которых пенсионер заработал вредный стаж. К примеру, если человек проработал на тяжелом производстве 12 лет, 5 лет на одном предприятии и еще 7 лет на другом, то и затраты на пенсию делятся между этими предприятиями пропорционально", – пояснил нам руководитель управления соцстрахования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

К примеру, если человек выходит на пенсию в 50 лет, то работодатель должен платить Пенсионному фонду 10 лет – пока пенсионеру не исполнится 60 лет.

На практике такая схема работает со сбоями. Как указано в пояснительной записке к проекту, за последние 10 лет задолженность перед ПФ по льготным пенсионерам выросла больше чем впятеро и продолжает увеличиваться на 1,5 млрд гривен в год.

Ежегодно работодатели не компенсируют ПФ четверть всех льготных пенсий. Многие предприятия, с которых люди уходили на пенсию, уже вообще не работают, так что выбивать долги, по сути, не с кого.

Также, по словам министра соцполитики Марины Лазебной, на многих предприятиях не ведется учет документов, поэтому люди часто просто не могут подтвердить свой льготный стаж. На данный момент долг работодателей по льготным пенсиям просто огромный – 15 млрд гривен. И эта нагрузка ложится на и без того дефицитный Пенсионный фонд.

Как рассказал нам Мирошниченко, предприятия в качестве решения вопроса с погашением этой задолженности предлагали отсрочку на 60 месяцев. Но пока власти на это не согласились.

Стоит отметить, что и для самих работодателей армия льготников, многие из которых могли проработать на вредном предприятии всего несколько лет, но за которых нужно платить, стала обузой. Поэтому переход на накопительные пенсии мог бы стать решением проблемы, если не сейчас, то в недалеком будущем. Но есть нюансы.

Три программы вредности

Чтобы решить эту проблему с пенсионерами-льготниками, Минсоцполитики предложило новую схему – накопительные пенсии для представителей льготных профессий. Накапливать пенсии будут за счет работодателей – им повысят ЕСВ (для списка №2 – на 7%, для списка №1 – на 15%). Пенсионные счета станут обязательными для рабочих до 35 лет.

Пенсионных программ будет три: для выхода на пенсию с 50 лет, с 55 лет и программа добровольного участия (скажем, для тех, кому сейчас больше 35 лет) – условия пропишут в коллективных договорах.

Программа №1 рассчитана на работников, которые заняты полный рабочий день (не менее 80% времени) на работах с особо тяжелыми и вредными условиями (по списку №1). По этой программе человек может рассчитывать на выплаты при достижении 50 лет. Дополнительные отчисления для работодателя – 15% ЕСВ. То есть предприятие всего будет платить за таких работников 37% ЕСВ.

Программа №2 – для работников из льготного списка №2, а также трактористов-машинистов сельхозпредприятий, машинистов строительных и грузовых машин, работников текстильных производств, водителей городского пассажирского транспорта, доярок, свинарок. Она дает право на получение пенсионных выплат с 55 лет. Дополнительные выплаты работодателей – 7% ЕСВ, то есть общая нагрузка по единому социальному взносу составит 29%.

Программа №3 – для "добровольцев". Она позволяет копить себе на пенсии, но не самостоятельно, а по условиям коллективных договоров с работодателями. Выплаты начинаются с 55 лет. Платить будут работодатели, но конкретные отчисления пропишут в договорах. Программа рассчитана на тех, кому до пенсии осталось не так много, но все же можно накопить на прибавку к пенсии.

То есть с самих работников ни по одной программе взыскивать средства не будут, все накопления – за счет работодателей.

Ловушка для льготников

Впрочем, на самом деле доплаты от работодателей еще не гарантируют льготникам стабильных пенсий в старости.

В Конфедерации работодателей говорят, что предложенные ставки пенсионных отчислений очень высокие и неподъемные для бизнеса. "Работодатели согласны на дополнительный ЕСВ 10% по списку №1 и 5% по списку №2. Если процент будет выше, есть угроза чрезмерной нагрузки на фонд заработной платы, что заставит компании идти на непопулярные меры, вплоть до увольнений. В нынешней экономической ситуации нагрузка в 37% ЕСВ попросту нереальная", – говорит Мирошниченко.

Также непонятно, как пенсионные накопления будут защищать от инфляции. Как отметили представители профсоюзов на заседании Кабмина, новую систему планируется внедрить уже с 1 января 2021 года, но инфраструктура к этому не готова, нет гарантий сохранности активов.

Формально человек сможет выбирать пенсионный фонд для хранения накоплений. Свои ПФ есть также на многих предприятиях (скажем, в Администрации морских портов Украины, Профсоюзе железнодорожников (ПФ "Вертикаль") и др.).

По данным Администратора пенсионного фонда "Центр персонифицированного учета", по итогам прошлого года, только 2% негосударственных ПФ обеспечили доходность выше 20% годовых, у 11% она колебалась от 0% до 5%, то есть не перекрывала даже инфляционные потери. А 25% и вовсе сработали в минус – доходность по вкладам ниже 0%.

Проблема в том, что в Украине особо некуда инвестировать, особенно на длительный срок 10-20 лет и больше, – считают эксперты.

"Фондового рынка у нас нет, как и высокодоходных объектов для инвестирования. Зато есть угроза гиперинфляции. С 1997 года гривна подешевела в 28 раз. Куда нужно вложить средства, чтобы получить такую доходность? А иначе, отработав всю жизнь на вредном производстве, человек в итоге получит копейки, на которые ничего нельзя купить", – отмечает Олег Пендзин.

Эти замечания обещали учесть при работе над проектом в комитетах Рады.

Если проект примут в нынешнем виде, то людям могут грозить проблемы, причем не на пенсии, а уже сейчас. Скажем, если работодатели начнут сокращать персонал или попытаются снизить зарплаты, ссылаясь на повышенные отчисления на пенсии.

Есть еще один нюанс – сами списки льготников.

"Нужна аттестация рабочих мест, а не просто определение вредной профессии. Сертифицированные центры могут определить, насколько работа на том или ином месте влияет на человека и его здоровье. Скажем, слесарь на химическом заводе может никогда не контактировать с вредными веществами, но почему-то тоже числится в списке льготников. Честная аттестация рабочих мест расставит все точки над "і", – говорит Мирошниченко.

По факту это значит, что льготные списки могут заметно сократиться. Поэтому многие из тех, кто сейчас имеет право выхода на заслуженный отдых в 50-55 лет, попросту его потеряют.

Впрочем, проект по накопительным пенсиям для льготников – это лишь "пробный шар". Власти не скрывают, что их цель – запуск накопительных пенсий для всех украинцев. Премьер-министр Шмыгаль уже предупредил граждан, что вскоре платить им пенсии будет не из чего и нужно копить себе на старость самим.

В Раде уже есть законопроект № 2683 на тему обязательного пенсионного страхования (его подала глава профильного комитета Галина Третьякова). И, как стало известно "Стране", на начало декабря намечено его рассмотрение в парламенте.

Мы уже подробно писали об этом проекте – он предусматривает отчисления на индивидуальные пенсионные счета не менее 3% от зарплаты: 1% будет платить работник, 2% – работодатель. Но в последующем общий процент отчислений вырастет до 10%.

Что, кстати, уже возмутило работодателей. "Если бы такие дополнительные выплаты шли за счет ЕСВ, еще одно дело, а если дополнительно – мы против", – говорит Мирошниченко.

Накопления будут распределяться по частным пенсионным фондам, но будет некий новый регулятор, который станет контролировать ПФ и следить за сохранностью денег украинцев.

Людям можно будет выбирать "пенсионные портфели" – консервативный, сбалансированный или динамичный. Отличие в том, как будут инвестировать ваши накопления. Скажем, консервативный портфель предусматривает вложения в менее рискованные, но при этом и менее доходные инструменты. То есть много заработать на процентах тут не удастся, но зато больше шансов сохранения денег. Динамичный портфель, наоборот, предусматривает более рискованные, но при этом и более доходные способы инвестирования. А сбалансированный портфель сочетает оба вида инвестирования. Если вы сами не выберете свой пенсионный портфель, за вас это сделают управляющие компании.

По этому законопроекту уже много вопросов. Главный, как и в случае с пенсиями для льготников, – где гарантия сохранности средств и их защиты от инфляции. Ведь, если деньги, которые будут принудительно взыскивать со всех работающих граждан, "сгорят" или обесценятся в частных пенсионных фондах, миллионы украинцев на старости лет останутся попросту ни с чем.

И пока внятного ответа – не грозит ли нам такой сценарий – власти не дали.

Но на самом деле вопрос гораздо шире конкретного законопроекта – готова ли Украина сейчас к введению обязательных накопительных пенсий?

Формально Пенсионный фонд – почти банкрот. Дефицит ПФ в следующем году превысит 200 млрд гривен, которые придется компенсировать из бюджета. Уже сейчас 11 млн работающих и отчисляющих ЕСВ украинцев содержат 12,5 млн пенсионеров.

По мере старения нации эта нагрузка будет только расти, в итоге Пенсионный фонд попросту опустеет. По крайней мере, на ежегодные индексации пенсий денег точно не будет, а без них пенсии очень быстро превратятся в "непрожиточные".

Анонсируя накопительную систему, власти не говорят об отмене солидарной. Она тоже будет, но с минимальными пенсиями. А на доплаты до более-менее приличного уровня нужно будет копить самим.

"Проблема в том, что Международная организация труда уже давно назвала коэффициент замещения (соотношение зарплаты к пенсии) – не ниже 40%. В некоторых странах Европы он достигает 60-80%, а у нас – до 25%. Понятно, что это нарушение всех соцстандартов. И, чтобы повысить этот коэффициент, власти педалируют накопительные пенсии", – говорит Олег Пендзин.

Хотя, по мнению экономиста Алексея Куща, пока Украина к обязательному пенсионному страхованию не готова.

"Во-первых, накопительные пенсии вводятся на точке роста экономики, в кризис такие эксперименты проводить нежелательно, ведь это дополнительная финансовая нагрузка на граждан и работодателей. Во-вторых, нужно сперва детенизировать рынок труда хотя бы на 80%, иначе большинство будет отчислять на пенсии только с минимальных зарплат, то есть по 150 гривен в месяц. За год это всего 1800 гривен, а за 20 лет 36 тысяч. Пусть даже с процентами набежит до 50 тысяч, но что они решают? Человек может забрать всю сумму на руки или получать частями по несколько сотен в месяц. При этом неизвестно, что к тому времени на 50 тысяч можно будет купить. Гораздо эффективнее откладывать на старость самому. В-третьих, нет источников для инвестирования. Некоторые эксперты предлагают вкладывать в иностранные ценные бумаги, но это чревато оттоком средств из Украины. Другие – покупать за пенсионные деньги ОВГЗ. Но в этом случае эти средства будут полностью подконтрольны государству, что тоже не очень хорошо. Как вариант, можно было бы совместить земельную и пенсионную реформы: разрешить ПФ инвестировать в землю, которая считается высоко ликвидным активом. Но власти почему-то на это пока не идут", – отмечает Кущ.

По его мнению, если будет реализована предложенная Третьяковой идея с созданием нового Пенсионного казначейства, появится новая схема.

"3% от зарплатного фонда – это 50 млрд гривен в год. Неплохой куш для тех, кто хочет контролировать потоки. Новый регулятор будет распределять эти деньги по управляющим компаниям фактически в ручном режиме, что позволит причастным зарабатывать миллионы", – говорит Кущ.

Олег Пендзин также считает, что пока накопительные пенсии в Украине вводить рано.

"Властям следовало бы сперва разобраться с солидарной системой. Если из 21 млн трудоспособного населения ЕСВ платит только 11 млн, а премьер-министр, вместо того чтобы заняться этой проблемой, говорит, что на пенсии не осталось денег и нужно копить себе самим, то у меня вопрос в первую очередь к правительству. Сперва нужно навести порядок с рынком труда и налогами, а если это не поможет – искать другие способы, как платить пенсионерам. В идеале нужно оставить солидарную систему и ввести добровольные накопительные пенсии. Но это не должно быть обязаловкой и еще одним налогом на работающих граждан", – отметил Пендзин.

По словам Мирошниченко, властям следовало бы озвучить "дорожную карту" реформы всей пенсионной системы, а не действовать точечно, на уровне отдельных законопроектов.

Сейчас люди просто не понимают, как именно будут реформировать пенсионную систему и что ее ждет через 10-15 лет, поэтому многие вообще задались вопросом – зачем платить ЕСВ и не выгоднее ли получать зарплату в конверте и уже с нее откладывать на старость.


Налоговое законодательство изменилось. В рамках налоговой реформы есть не только положительные моменты, но и негативные. К последним можно отнести налогообложение пенсий.

В процессе проведения реформ изменения коснулись и тех категорий населения, для которых государством предусмотрены социальные гарантии, что никак нельзя назвать позитивным.

КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ С ПЕНСИИ

Действующей редакцией Налогового кодекса Украины уплата налога с доходов физических лиц в виде пенсий предусмотрена с определенными особенностями. Согласно ст. 164.2.19 Налогового кодекса, к налогооблагаемым доходам относятся суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания и пенсий, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три минимальных заработных платы в месяц. При этом для определения суммы учитывается индексация пенсии, которая проведена согласно с законодательством.

Размер минимальной заработной платы, который берется за основу для расчета налогооблагаемого дохода, устанавливается Законом Украины «О Госбюджете» №928 от 25.12.2015 г. Для применения этой нормы учитывается сумма по состоянию на 1 января соответствующего налогового года. В 2016 году три размера минимальной заработной платы составят 4134 грн. Часть пенсии сверх этой суммы и будет объектом налогообложения. Кроме того, сумма превышения подпадает под налогообложение военным сбором. П. 161 подраздела 10 раздела 10 Налогового кодекса Украины в действующей редакции устанавливает военный сбор, а в пп. 1.2 определяет объект налогообложения этим сбором как доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса. Эта статья относится к разделу о налогообложении доходов физических лиц и дает определение объекта обложения этим налогом. Фактически военный сбор и налог с доходов физических лиц, согласно такому нормативному решению, имеют идентичные объекты налогообложения. Ставка налога с доходов физических лиц, которая применяется к налогооблагаемым доходам в виде пенсии, установлена в размере 15% (ст. 167.4). Ставка военного сбора для этих же доходов составляет 1,5% (пп. 1,2 п. 161 подраздела 10 раздела 10).

С КАКИХ ПЕНСИЙ НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Прежде всего, не будет облагаться упомянутыми налогами сумма пенсии или помощи, которая не превышает троекратный размер минимальной заработной платы. Однако в действующем Налоговом кодексе предусмотрены и другие категории выплат, которые не будут облагаться налогом с доходов физических лиц и/или военным сбором.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом с доходов физических лиц, предусмотрен в ст. 165 Налогового кодекса. В нем названы уже упомянутые пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если на них не распространяется действие ст. 164.2.19 НКУ (меньше троекратного размера минимальной зарплаты на 1 января налогового года).
В самой же статье 164.2.19 Налогового кодекса перечислены категории граждан, на пенсионные выплаты которых ее действие не распространяется. Речь идет о лицах, которые получают пенсию как участники боевых действий во время Второй мировой войны или инвалиды войны. Также не будет облагаться налогом с доходов пенсия лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». От налогообложения военным сбором пенсии перечисленных выше категорий лиц также освобождаются.

Следует учитывать, что изменения в Налоговый кодекс Украины, которые дали возможность не облагать налогами пенсии указанных льготных категорий, вступили в силу на основании Закона Украины №653 от 17.07.2015 г. с 01.09.2015 г.

НЕТ ЛИ ТУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ?

Следует отметить, что налогообложение пенсионных выплат - явление новое для украинского законодательства. Основанием для недовольства вполне может служить положение ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому пенсии налогообложению не подлежат. Норма изложена без исключений, а сам нормативный акт на данный момент остается действующим. Приведения норм разных законодательных актов в соответствие пока не проводилось.

Вместе с тем, ст. 5 Налогового кодекса Украины в п. 5.2 устанавливает, что если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для урегулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса. Сфера удержания налогов и сборов относится к сфере регулирования Налогового кодекса (ст. 1 НКУ), и именно им определяется состав налогового законодательства (ст. 3). А значит, нормы и положения Налогового кодекса будут приоритетнее, чем специальные положения пенсионного законодательства в части налогообложения.

Более весомым аргументом могут служить положения Конституции Украины. А согласно ее требованиям, сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается (ст. 22). В дополнение к этому, ст. 46 Основного Закона устанавливает право на социальную защиту, которое включает право на соответствующее обеспечение в предусмотренных законом случаях. Уменьшение размера пенсионных выплат для пенсионеров может рассматриваться как ситуация, в которой они не получают причитающиеся им суммы в полном объеме, а значит - ограничены в правах.

ЖДАТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЙ?

Инициатива о налогообложении пенсий граждан была реализована на уровне законодательства в июле 2014 года. С того момента положения о налогообложении пенсионных выплат претерпевали изменения, не радующие плательщиков. Послаблением на уровне законодательного урегулирования стал Закон Украины №653 от 17.07.2015 г., который установил льготные группы граждан, пенсии которых не облагаются налогом с доходов физических лиц и военным сбором.

Дальнейшие позитивные изменения также потребуют общей законотворческой воли от народных депутатов, поскольку процедура внесения изменений в уже принятые законы другого не предполагает.

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Налоговый Кодекс Украины содержит широкий перечень функций, прав и обязанностей органов государственной налоговой службы. Одной из них является применение и взыскание финансовых (штрафных) санкций.

Основываясь на статистике консультаций в нашей компании, мы пришли к выводу, что множество вопросов возникает у налогоплательщиков, связанных с применением и разъяснением норм Налогового кодекса относительно штрафных санкций, ответственности юридических лиц и предпринимателей.

На данной страничке представлен обобщающий анализ штрафов и пени за такие налоговые правонарушения, как неуплата налогов, несвоевременное предоставление (непредставление) налоговой отчетности в соответствии с нормами НКУ: их размер, порядок применения и взыскания. Информация касается и физических и юридических лиц.

Если интересует тема штрафных санкций для предпринимателей – плательщиков единого налога, читайте об этом на отдельной страничке нашего сайта: штрафы для предпринимателей.

Порядок начисления и уплаты штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам налоговыми органами, установлен в Налоговом Кодексе Украины в разделе ІІ главы 11.

Начисление штрафных санкций осуществляется налоговыми органами по фактам нарушения требований законодательных и нормативных актов, установленным в результате проведения проверок.

Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) – определена Налоговым Кодексом Украины (далее НКУ) как плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков, условно можно разделить на следующие группы:

  • штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций;
  • штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок налоговым органом;
  • штрафные санкции в результате выявления арифметических или методологических ошибок в представленной налоговой декларации;
  • штрафные санкции в случае, когда начисление налогового обязательства возлагается на налоговый орган;
  • штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств;

Рассмотрим более подробно штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в соответствии с Налоговым Кодексом Украины.

Штрафные санкции за непредставление отчетности (налоговых деклараций)

Предусмотрены в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 гривен) за каждый случай непредставления или задержки декларации. Если же к налогоплательщику в течение года уже было применено взыскание за подобное правонарушение, сумма штрафа увеличивается до 1020 гривен.

Для признания предоставляемого в налоговый орган документа налоговой декларацией должны быть выполнены следующие условия:

  • законодательством предусмотрено представление документа;
  • установлены сроки его представления;
  • на основании представляемого документа осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

Чтобы не пришлось платить указанные выше штрафные санкции, приводим для информации сроки предоставления отчетности. Согласно п. 49.18 ст. 49 НКУ налоговые декларации подаются за следующие базовые отчетные (налоговые) периоды:

  • календарный месяц (в т.ч. в случае уплаты месячных авансовых взносов) - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;
  • календарный квартал или календарное полугодие (в т. ч. в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (полугодия);
  • календарный год (кроме налога на доходы физических лиц и физических лиц - предпринимателей) - в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц - до 1 мая года, следующего за отчетным;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц - предпринимателей - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем.

Согласно налогового кодекса уплатить указанную в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации, за некоторыми исключениями (читайте ниже). Налог, не уплаченный в установленный срок, считается не уплаченным своевременно.

Обращаем внимание: если срок подачи в связи с выходным днем или праздничным переносится на следующий день, то срок в 10 дней при наличии последнего выходного или праздничного дня, для уплаты налога не переносится.

Примером указанных выше исключений из 10-дневного срока могут служить следующие случаи:

  • Уплата налога физическими лицами по оплате налога на доходы. Физическое лицо подает налоговую декларацию о полученных доходах до 1 мая следующего года в орган налоговой службы по месту жительства налогоплательщика, однако оплатить налоговое обязательство он обязан до 1 августа следующего за отчетным годом (п. 179.7 НК), независимо от принятия или отказа в принятии налоговой декларации.
  • Плательщики единого налогапервой и второй групп, независимо от отчетного периода, уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца (п. 295.1 ст. 295 НКУ).

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств

Если налогоплательщик в течение определенных Кодексом сроков самостоятельно не уплачивает сумму указанного в декларации денежного обязательства, ему грозит штраф в размере 10 процентов от этой суммы - при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов - при задержке более 30 календарных дней (ст. 126 НКУ).

Обратите внимание, для начисления штрафных санкций должны выполняться следующие условия:

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога. За аналогичное повторное в течение 1095 дней правонарушение штраф составит 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Обращаем внимание, неуплата (неперечисление) физическим лицом - плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с кодексом.

Во всех случаях неуплатой считается как полное отсутствие платежа, так и уплата самостоятельно определенной суммы налога без нарушения сроков, однако не в полном объеме.

Штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок

Если в результате проверки, налоговой службой будет доначислено налоговое обязательство, то налогоплательщик обязан будет заплатить штраф в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу штраф составит уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины). При этом штраф будет применен за каждое совершенное правонарушение отдельно: в размере 25 процентов - за первое правонарушение и в размере 50 процентов - за повторное.

Кроме штрафных санкций, после окончания установленных налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня. Пеней считается сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки. Пеня рассчитывается из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в главе 12 раздела II НКУ.

При самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы обязательства пеня начисляется на сумму налогового долга из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки в его уплате. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а при начислении контролирующими органами - с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении.

Пеня начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Начисление осуществляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день занижения. При отмене по решению суда доначисленного денежного обязательства, пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется. Если плательщик самостоятельно выявляет занижение обязательства и погашает до проверки налоговой службой, то пеня не начисляется.

Если у налогоплательщика есть задолженность перед бюджетом, то из суммы оплаты первым погашается налоговый долг, после – штрафы и самой последней – погашается пеня.

Обращаем внимание, что срок применения к налогоплательщикам штрафных санкций равен сроку исковой давности, согласно ст. 102 НКУ. Налоговая служба может начислить сумму денежных обязательств не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (уточняющего расчета к ней) и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. При подаче налоговой декларации с опозданием - за днем ее фактического представления.

По истечению указанного выше срока давности доначисленное денежное обязательство становится безнадежным налоговым долгом и списывается с налогоплательщика самим налоговым органом. В таких случаях, спор относительно деклараций (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.


Обращаем внимание, что срок принудительного взыскания с налогоплательщика налогового долга, согласно с НКУ также составляет 1095 дней со дня его возникновения. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

Штрафные санкции за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов предпринимателем

Ведения книги учета доходов – это неотъемлемая ответственная составляющая предпринимательской деятельности. Ответственность за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов регламентируется Кодексом Украины об административных правонарушениях. Ст. 164-1 Кодекса, за указанные нарушения, предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан, т.е. от 51 до 136 грн. Повторное в течение года, такое нарушение влечет штраф в размере от 85 до 136 грн.

Штрафные санкции за вовлечение в деятельность неоформленного работника, за невыплату заработной платы, невыплату в полном объеме

Если наемный работник предпринимателя не трудоустроен официально, то соответственно ему не начисляется и не выплачивается официально заработная плата, как следствие не перечисляется в бюджет налог с выплаченного дохода физическому лицу. За неудержание и неперечисление налогов с доходов налоговый агент, согласно ст. 127 НКУ, несет ответственность в виде штрафа в размере 25% суммы налога подлежащей уплате в бюджет. За повторное такое нарушение в течение 1095 дней штраф увеличивается, соответственно, в два раза. В дальнейшем предпринимателю начисляются штрафные санкции за недоплаченное денежное обязательство и пеня. Конечно, факт выплаты дохода в пользу наемного работника нужно еще доказать.

Выплата доходов в пользу наемного работника подразумевает сдачу отчетности в налоговую. С 2011 года такой отчетностью, в соответствии с п. 176.2 НКУ, является форма 1-ДФ, которая подается за квартал. Ответственность за неподачу отчетности определена ст. 120 НКУ и составляет 170 грн. за каждую неподачу. Повторное такое нарушение, налогоплательщиком к которому в течение года уже был применен штраф, влечет наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую неподачу.

Нарушение сроков выплаты заработной платы, выплаты в полном объеме, влечет привлечение к административной ответственности в размере штрафа от 510 до 1700 грн. Если безосновательная невыплата длилась более одного месяца, то возможно привлечение к уголовной ответственности, согласно Уголовному кодексу Украины. Уголовная ответственность предусматривает уже штраф от 8500 грн. до 17000 грн., либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с запретом занимать соответствующие должности либо заниматься соответствующей деятельностью на срок до трех лет.

Штрафные санкции за неоприходование наличности в кассу

Данный пункт рассматривается в общем, в независимости от системы налогообложения, сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки - начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Пример. Для предпринимателя – плательщика единого налога неоприходование наличности в кассу приравнивается к внесению соответствующей записи в книге учета доходов на полную сумму выручки. Согласно Закона Украины «О РРО» сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки в книге предпринимателя начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы. Следует отметить, что факт получения выручки и неоприходования очень трудно доказать. Но тем не менее. Штрафы достаточно жесткие, поэтому следует с должным вниманием относиться к такого рода правонарушениям.

Штрафные санкции за получение дохода за деятельность не указанную в свидетельстве единого налога

Здесь все очень просто. В том случае, если контролирующими органами будет выявлен факт получения предпринимателем доходов от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве о праве уплаты единого налога, то такой доход будет обложен налогом на общих основаниях для физических лиц по ставке 15%.

Штрафные санкции за нарушение условий пребывания на едином налоге

Если единщик в период пребывания на едином налоге допускает одно из указанных ниже правонарушений, то он с полученных с нарушением сумм, уплатит налог с доходов в размере 15-20% и со следующего квартала будет вынужден перейти на общую систему налогообложения.

К таким правонарушениям относят:

Например: получен доход с использованием бартера в сумме 6 тыс. грн. Это означает, что единщик уплатит 900 грн единый налог по ставке 15% и со следующего квартала станет плательщиком на общих основаниях.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» №4834-VI от 24.05.2012 г. введен мораторий на применение штрафных санкций за нарушения в 2012 году, порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщиками единого налога. Также мораторий введен на применение административной ответственности за неправильное заполнение предпринимателями на едином налоге книги учета доходов и книги учета доходов и расходов за 2012 год.

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса (ЕСВ) и неподачу отчетности

За неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса Пенсионный фонд применяет штрафные санкции в размере 20% от суммы неуплаты (п.11 ст.25 Закона “О ЕСВ”). За каждый день просрочки платежа на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от суммы за каждый день недоплаты.

Ст. 165.1 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф за указанные нарушения, который составляет от 340 до 510 грн. За повторное такое нарушение в течение года предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 510 до 680 грн.

Анализируя сказанное, хочется отметить, что наибольшие финансовые потери ожидают налогоплательщиков в случае сознательного укрывательства от уплаты налогов, неоприходования наличности, наличия неоформленных работников, отсутствия разрешительной документации, РРО (при общей системе налогообложения), лицензий и т.д. Дабы сократить количество возможных штрафных санкций плательщику необходимо учитывать следующее:

На страничках об Оптимизации налогообложения юридических лиц и физических лиц, мы рассказывали о том, что оптимизация предполагает: минимизацию налоговых выплат и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Результаты любой оптимизации и налогового планирования могут быть сведены к нулю, несоответствующим законодательству ведением учета, сдачи отчетности и т.д. Что в результате приводит к штрафным санкциям и убыточности не отдельно взятой сделки, а финансовой деятельности предприятия в целом. Только четкое понимание и соблюдение норм законодательства позволит избежать возможных проблем в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Читайте также: