Налоговое планирование пенсионного фонда

Электронное взаимодействие с Пенсионным фондом необходимо организовать для обмена юридически значимыми электронными документами. Какой алгоритм электронного документооборота с ПФР предусмотрен законодательно, рассмотрим далее.

Порядок организации электронного информационного взаимодействия с ПФР

Все работодатели-страхователи обязаны предоставлять в ПФР различные документы и отчеты в установленные сроки. Делать это можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно предоставлять отчетность непосредственно проверяющему специалисту в отделении ПФР или же направлять документы почтой. Такая возможность есть лишь у компаний, среднесписочная численность которых не превышает 25 сотрудников.
  2. Через специальные посреднические компании. Документы заверяются ЭЦП посредника.
  3. Посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС), установив необходимые компоненты на свой компьютер.

Третий вариант получает все большее распространение, поскольку позволяет сэкономить массу времени и сил.

Порядок электронного взаимодействия с ПФР закреплен в распоряжении ПФР «О внедрении защищенного электронного документооборота…» от 11.10.2007 № 190р. Согласно данному документу страхователю следует:

  1. Обратиться в удостоверяющий центр и заключить договор о приобретении средств криптозащиты и программного продукта для организации электронного документооборота (ЭДО).
  2. Получить сертификаты и ключи и установить необходимые компоненты на свой компьютер.
  3. Направить в отделение ПФР заявление о подключении к ЭДО.

  1. Подписать с территориальным органом ПФР соглашение об обмене электронными документами (бланк см. в следующем разделе).
  2. Сформировать в любой специальной программе, разработанной ПФ для подготовки персонифицированных сведений, или в используемом софте по учету зарплаты и стажа сотрудников необходимую форму отчета и выгрузить файл.
  3. Пропустить полученные файлы через специальную «проверяющую» программу на наличие ошибок.
  4. Если в результате тестирования будет выдано сообщение «Успех», следует заверить файлы электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и отправить их на проверку в ПФР.

Вышеуказанные программы можно бесплатно скачать на официальном сайте Пенсионного фонда по адресу http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/programs_for_employers/.

ЭЦП — реквизит электронного документа, который используется для защиты файла от подделки. ЭЦП формируется посредством криптографического преобразования информации и позволяет установить лицо, подписавшее документ. ЭЦП бывают открытыми и закрытыми.

В течение 22 дней после отправки файлов страхователь получает квитанцию о доставке отчета в территориальный орган ПФР, а в срок до 4 дней — протокол контроля файла. Если результат проверки положительный, то абоненту нужно подписать своей ЭЦП протокол проверки и направить его в ПФР. Если отрицательный, то исправить все указанные недочеты и направить файл снова.

Соглашение об электронном взаимодействии с ПФР

Очень важно подписать соглашение об электронном взаимодействии с ПФР до наступления отчетного периода, поскольку без данного документа электронный документооборот невозможен. А направление отчетности на бумажном носителе при штате более 25 человек карается штрафом в размере 200 руб. (п. 2 ст. 46 закона «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В случае непредставления отчетности или нарушения сроков ее передачи страхователю выставляются штрафные санкции в размере 5% от сумм страховых взносов за последние 3 месяца отчетного периода, но не менее 1 000 руб. и не более 30% от страховых начислений за тот же период.

Форма документа закреплена в Приложении № 3 распоряжения ПФР № 190р. Соглашение содержит сведения о территориальном отделении ПФР и страхователе, которые заполняются собственноручно или с использованием компьютерной техники, а также права и обязанности сторон при обмене электронными документами, технические условия и порядок электронного взаимодействия.

Бланк документа можно скачать на нашем сайте:


Особенности электронного взаимодействия территориальных органов ПФР со страхователями при назначении пенсии

С января 2015 года изменился порядок обращения граждан, выходящих на пенсию, за назначением выплат. Теперь с письменного согласия работника данную процедуру может осуществить работодатель (п. 3 ст. 21 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Для этого не позднее 9 месяцев до выхода работника на пенсию плательщик страховых взносов формирует пакет документов, который включает в себя:

  • трудовой договор;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС;
  • паспортные данные и иные документы, в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.

Бумаги сканируются в цветные изображения с расширением не менее 300 dpi и под реестр направляются в территориальное отделение по телекоммуникационным каналам связи за электронной подписью страхователя. Если на пенсию выходят несколько сотрудников, то на каждого оформляется отдельный пакет документов.

При получении файлов ответственный работник ПФ отправляет страхователю расписку о получении документов за своей ЭЦП. После окончания процедуры обработки и регистрации информации в единой базе работодателю направляется протокол принятия бумаг. Если каких-то документов не хватает, страхователь будет также извещен по ТКС.

ВНИМАНИЕ! До отправки файлов с территориальным отделением ПФ РФ необходимо заключить дополнительное соглашение об электронном документообороте.

Пенсионерам останется лишь обратиться с заявлением и паспортом в ПФ за назначением пенсии.

Итоги

Электронный обмен документами с ПФ подразумевает не только передачу отчетов, но и возможность отправки документов сотрудников, выходящих на пенсию. Для организации электронного взаимодействия с ПФ работодателю следует получить ключ ЭЦП в удостоверяющем центре и подписать с отделением ПФ соответствующее соглашение.

Передача документов по телекоммуникационным каналам связи позволяет оперативно обмениваться информацией с территориальным отделением, а также подчеркивает заботу работодателя о своих сотрудниках, что положительно отражается на имидже компании.

Налогообложение по пенсионным программам

Характерным примером неизбежных вещей в жизни является пенсия. Раньше она всегда ассоциировалась только с государственными выплатами, но с развитием финансовой системы РФ появилась возможность инвестировать в накопительную часть пенсии. Пенсией часто незаслуженно пренебрегают, но накопления по специальным пенсионным программам, помимо обеспечения достойного уровня жизни после выхода на пенсию, еще позволяют вам сэкономить на НДФЛ.

Инструментами накопления сбережений являются:

• обязательное пенсионное страхование (государственная пенсия);

• добровольное пенсионное обеспечение в рамках негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Если государственная пенсия не облагается налогом на доходы, то выплаты по программам негосударственного пенсионного обеспечения зависят от того, выйдет человек на пенсию в установленном законом возрасте или раньше, а также от того, кто производит отчисления в эту программу: сам пенсионер или третье лицо в его пользу.

Не облагаются НДФЛ

• Выплаты в рамках обязательного пенсионного страхования (государственная пенсия).

• Выплаты по программам добровольного пенсионного обеспечения НПФ, если будущий пенсионер сам осуществляет взносы по программе в свою пользу, а также если выплаты по программе производятся после достижения пенсионером установленного законом пенсионного возраста.

• Выплаты по программам добровольного пенсионного обеспечения НПФ, если взносы по ним осуществлялись не самим пенсионером, а его работодателем или иным третьим лицом (например, супругом, детьми и т. д.).

• Выплаты по программам добровольного пенсионного обеспечения НПФ, если пенсионер досрочно расторг договор. Тогда налог по ставке 13 % будет взят с разницы между взносами пенсионера и полученной суммой.

СОВЕТ

Если вы хотите обеспечить высокую пенсию своим родителям, не оформляйте программу добровольного пенсионного обеспечения НПФ в их пользу, поскольку взносы третьих лиц облагаются НДФЛ с дохода. Лучше отдавайте им деньги лично, а родители могут уже самостоятельно вносить их в программу добровольного пенсионного обеспечения. Это поможет избежать лишнего налогообложения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что такое налогообложение?

Что такое налогообложение? С помощью налогов государство формирует свои доходы, получаемые от вас, меня и всех предприятий, действующих на его территории.К налогам, которые платят физические лица, относятся подоходный налог и взносы на социальное страхование. С

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, и налога на имущество. Вместо этих налогов они перечисляют в бюджет единый налог.В то же время те налоги, от которых организации, применяющие

4. Налогообложение

4. Налогообложение Российское налоговое законодательство не самое простое, но и не самое сложное в мире. При разработке бизнес-плана необходимо выяснить, обязанность по уплате каких налогов, по каким ставкам, в какие органы и в какие сроки возникают в связи с планируемой

3.3.2. Налогообложение

3.3.2. Налогообложение В целях налогового учета подрядные организации должны руководствоваться общеустановленным порядком налогообложения, который определен главой 25 НК РФ. При этом налогоплательщик должен принимать во внимание специфику строительной деятельности.При

3.6.3.2. Налогообложение

3.6.3.2. Налогообложение Операции по выполнению работ для собственного потребления являются объектом обложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база при выполнении СМР для собственного потребления определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из

7.4.3. Налогообложение ОВГВЗ

7.4.3. Налогообложение ОВГВЗ Особенности налогообложения прибыли, полученной первичными владельцами ОВГВЗ, установлен ст. 3 Федерального закона от 06.06.2005 № 58ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие

Налогообложение по страховым программам

Налогообложение по страховым программам КАСКО, ОСАГО, страхование квартиры – с этими видами страхования знаком практически каждый. С развитием страхования жизни, титула[3] линейка страховых программ становится все интереснее, и любой может подобрать себе программу по

Вычет по программам ДМС

Вычет по программам ДМС При получении налоговых вычетов по программам ДМС важно также, чтобы взносы по ним уплачивались лично вами, а не работодателем. Договор ДМС может при этом быть заключен как в вашу пользу, так и в пользу ближайших родственников (супругов, родителей,

Налогообложение путевок

Налогообложение путевок Давайте разберемся, облагается ли налогами стоимость приобретенных путевок в оздоровительные лагеря и санатории.Стоимость путевок в санатории и оздоровительные лагеря в расходы организации не включаются. Причем это касается как части

ЛЕКЦИЯ № 8. Налогообложение

ЛЕКЦИЯ № 8. Налогообложение 1. Функции и принципы налогообложения Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом

МСФО № 26 «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ПЕНСИОННЫМ ПЛАНАМ)»

МСФО № 26 «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ПЕНСИОННЫМ ПЛАНАМ)» МСФО № 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)» применяется для отчетности по пенсионным планам.Пенсионный план – это соглашения, по которым

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Следует помнить, что бо?льшая часть льгот подлежит налогообложению как «пособия, выплачиваемые в натуральной форме». Заслуживающими внимания исключениями являются санкционированные пенсионные программы, питание там, где оно предоставляется всем

Решения о том, где и как граждане смогут получить доступ к вашим программам и услугам

Решения о том, где и как граждане смогут получить доступ к вашим программам и услугам Мы живем в мире, ориентированном на комфорт, и многие из нас очень высоко ценят свое время, пытаясь сберечь его для своих семей или любимых видов отдыха. Следующий перечень

Работа по программам Au-pair («учись и работай»)

Работа по программам Au-pair («учись и работай») Под au-pair (в переводе с французского «в пару») подразумевается молодая девушка (в редких случаях молодой человек), которая должна будет выполнять роль гувернантки либо домработницы в европейских семьях.Иммиграционное

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

повышение юридических знаний

Учет и отчетность по пенсионным планам регулируется Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам».

Пенсионные планы иногда называются иначе, например, «пенсионные схемы», «схемы пенсий по выслуге лет» или «схемы пенсионного обеспечения». Стандарт рассматривает пенсионный план как отчитывающееся предприятие, отделенное от работодателей участников плана. Все остальные стандарты применяются к финансовой отчетности пенсионных планов в той степени, в какой они не покрываются положениями настоящего стандарта.

В стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Пенсионные планы — это соглашения, по которым предприятие предоставляет выплаты своим работникам во время или после завершения трудовой деятельности (в виде годового дохода либо в виде единовременной выплаты). При этом такие выплаты, равно как и вклады для их обеспечения, могут быть определены или рассчитаны заблаговременно до выхода на пенсию как в соответствии с документами, так и на основе принятой на предприятии практики.

Пенсионные планы с установленными взносами — это планы пенсионного обеспечения, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются на основе взносов в пенсионный фонд и последующих инвестиционных доходов.

Пенсионные планы с установленными выплатами — это планы пенсионного обеспечения, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются по формуле, в основе которой обычно лежит размер вознаграждения, получаемого работником, и/или выслуга лет.

Фондирование — это перевод активов другому предприятию (фонду), независимому от предприятия работодателя, для покрытия будущих обязательств по выплате пенсий.

В настоящем стандарте также используются следующие термины:

Участники — это члены пенсионного плана, а также другие лица, имеющие право на получение выплат по этому плану.

Чистые активы пенсионного плана, служащие источником выплат, — это активы пенсионного плана за вычетом обязательств, отличных от актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат.

Актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат — это приведенная стоимость ожидаемых выплат по пенсионному плану, причитающихся вышедшим на пенсию и работающим сотрудникам, исходя из уже предоставленных ими услуг.

Безусловные выплаты — это выплаты, право на получение которых согласно условиям пенсионного плана не зависит от продолжения трудовых отношений.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными выплатами включает один из указанных ниже отчетов:

(a) отчет, показывающий:

(i) чистые активы пенсионного плана, служащие источником выплат;

(ii) актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат, с разделением на безусловные и небезусловные выплаты; и

(iii) итоговое превышение или дефицит; или

(b) отчет о чистых активах пенсионного плана, служащих источником выплат, включающий одно из двух:

(i) примечание, показывающее актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат, с разделением на безусловные и небезусловные выплаты; или

(ii) ссылку на эту информацию в прилагаемом отчете актуария.

Пенсионные планы подразделяются на:

— планы с установленными взносами, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются на основе взносов в пенсионный фонд и прибыли на эти вложения, полученной от инвестирования сумм пенсионных взносов;

— планы с установленными выплатами, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются по формуле, в основе которой обычно лежит размер вознаграждения, получаемого работником, и (или) выслуга лет.

Организационно пенсионные планы могут быть обеспечены путем:

— создания отдельных пенсионных фондов — юридических лиц;

— передачи средств в доверительное управление управляющим компаниям;

— инвестирования средств в страховые компании (кроме случаев, когда контракт со страховой компанией заключается от имени конкретного участника пенсионного плана и обязательства по пенсионным выплатам являются обязательствами исключительно самой страховой компании).

Отчетность пенсионного плана должна содержать следующую информацию:

— описание существенной деятельности за отчетный период и эффект воздействия любых изменений в отношении пенсионного плана, членства в нем, сроков и условий;

— об операциях и результатах инвестиционной деятельности за период;

— о финансовом положении плана по состоянию на конец отчетного периода;

— об инвестиционной политике плана;

— актуарную информацию, представленную либо как часть отчетности, либо в виде отдельной отчетности.

Рассмотрим особенности отражения в учете и отчетности информации о пенсионных планах каждого типа.

Отчетность по пенсионному плану с установленными взносами должна содержать:

— раздел о чистых активах пенсионного плана;

— описание политики его финансирования.

В данных пенсионных планах размер пенсии работника определяется следующими факторами:

— взносами самого работника;

— результатами деятельности пенсионного фонда;

— инвестиционными доходами пенсионного фонда.

Отчет пенсионного плана содержит описание плана, либо как часть финансовой отчетности, либо в качестве отдельного отчета. Он может включать следующую информацию:

(a) названия работодателей и групп работников, охваченных данным планом;

(b) количество участников, получающих выплаты, и количество прочих участников, классифицированных соответствующим образом;

(c) тип плана — план с установленными взносами или план с установленными выплатами;

(d) примечание, указывающее, делают ли взносы участники плана;

(e) описание пенсионных выплат, причитающихся участникам;

(f) описание каждого из условий выхода участника из плана

Отчетность по пенсионному плану с установленными взносами должна содержать:

— раздел о чистых активах пенсионного плана;

— описание политики его финансирования.

В данных пенсионных планах размер пенсии работника определяется следующими факторами:

— взносами самого работника;

— результатами деятельности пенсионного фонда;

— инвестиционными доходами пенсионного фонда.

Обязательство работодателя обычно погашается путем внесения взносов в фонд. Организация признает обязательство по перечислению взносов в пенсионный фонд в том периоде, в котором работник оказал организации услуги. Оказание работником услуг отражается в учете путем начисления ему заработной платы. Одновременно признаются (как правило, в установленном проценте от суммы заработной платы) затраты в сумме взносов в пенсионный фонд, либо сумма взносов включается в стоимость активов.

Дисконтированная величина ожидаемых выплат по пенсионному плану может рассчитываться и, соответственно, представляться в отчетности, основываясь:

— на текущих уровнях заработной платы;

— на прогнозируемых уровнях заработной платы до момента выхода на пенсию участников плана.

Основания, по которым предпочтение отдается одному из вышеперечисленных методов, представлены в табл.

Дисконтированная величина ожидаемых выплат

по пенсионному плану

Текущие уровни заработной платы Прогнозируемые уровни заработной платы
АДСПП, являясь суммой величин,
приходящихся в настоящий момент
на долю каждого участника плана,
может быть рассчитана более
объективно, чем по прогнозируемым
уровням заработной платы,
поскольку содержит меньше
допущений
Для планов, использующих принцип
последней заработной платы, размер
пенсии определяется относительно
заработной платы в момент увольнения на
пенсию или в течение некоторого периода
перед увольнением; поэтому размеры
заработной платы, уровни вкладов
и ставок дисконтирования должны
прогнозироваться
Увеличение пенсий, связанное
с увеличением заработной платы,
становится обязательством
пенсионного плана в момент
увеличения заработной платы
Финансовая информация должна готовиться
на основании принципа непрерывности
деятельности, независимо от необходимых
допущений и расчетов
Сумма актуарной дисконтированной
стоимости причитающихся пенсий,
опирающаяся на текущие уровни
заработной платы, в основном,
более тесно увязана с суммой,
подлежащей выплате в случае
прекращения или ликвидации плана
Исключение прогнозируемых размеров
заработной платы, когда большая часть
отчислений в пенсионный фонд опирается
на эти значения, может привести
к отражению в отчетности избытка
финансирования, в то время как
фактически этого не происходит, или же
отчетность будет показывать достаточный
уровень финансирования, когда план
фактически испытывает недостаток
финансирования
Раскрывается в отчетности
по пенсионному плану с тем, чтобы
показать обязательства по
заработанной пенсии по состоянию
на дату составления отчетности
Раскрывается в целях отражения
потенциального обязательства на основе
принципа непрерывности деятельности,
который, как правило, является основой
отчислений в пенсионный фонд

Рассмотрим пример расчета активов и обязательств Пенсионного фонда.

Расчет стоимости активов и обязательств пенсионного фонда

Бюджетная система РФ в соответствии с действующим законодательством основана на принципах, которые в полной мере можно отнести и к бюджету ПФР:

  • • единства;
  • • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • • самостоятельности бюджетов разных уровней;
  • • полноты отражения доходной и расходной частей бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • • сбалансированности бюджета;
  • • эффективности и экономии использования бюджетных средств;
  • • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • • гласности;
  • • достоверности бюджета;
  • • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджет системы обязательного пенсионного страхования в

значительной степени соответствует всем перечисленным принципам, характерным для иных бюджетных систем. Одновременно с этим, учитывая ряд принципиальных особенностей современной пенсионной системы (в первую очередь связанных с экономическими условиями переходного периода), в бюджете ПФР сохраняются специфические элементы, обусловленные необходимостью выполнения основных функций пенсионного обеспечения.

Чтобы лучше понять особенности бюджета ПФР, рассмотрим более подробно экономическое содержание базовых принципов бюджетного процесса и соответствующие требования к его реализации в системе обязательного пенсионного страхования, вытекающие из Бюджетного кодекса РФ и иных подзаконных актов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в рамках федеративного устройства, санкций за нарушения бюджетного законодательства России, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, а также единый порядок ведения бухгалтерского учета по всем видам бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти России, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней означает:

• право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  • • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
  • • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов согласно Бюджетному кодексу РФ и налоговому законодательству России;
  • • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно согласно Бюджетному кодексу РФ определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходной и расходной частей бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономии использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

  • • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Составлению проекта бюджета любого уровня в России, в том числе бюджета ПФР, предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

В перспективе проект бюджета ПФР будет составляться с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов, установленных законодательством РФ.

Основной особенностью бюджета ПФР является его консо- лидированность, т.е. подчиненность деятельности каждого его звена независимо от уровня бюджета системы (федерального, субъекта Федерации и местного) единым федеральным законам.

Составление бюджета ПФР на очередной финансовый год основывается на пенсионном законодательстве РФ, при этом учитываются требования следующих документов:

  • • Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ;
  • • прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и РФ в целом на очередной финансовый год;
  • • послания Президента РФ по бюджету;
  • • главных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
  • • прогноза сводного финансового баланса на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, тенденций социально-экономического развития общества до конца базового года, развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Перспективный финансовый план - документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов бюджета.

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. На ПФР возлагается организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджет ПФР исполняется на основе принципа единства кассы и бюджетной росписи.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Бюджетная роспись составляется согласно утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении бюджетов по расходам являются:

  • • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств. Следует уточнить, что в рассматриваемом случае распорядителями бюджетных средств выступают отделения ПФР, а получателями - органы социальной защиты населения;
  • • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 мес. (обычно календарный квартал).

Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов их распределения, утвержденных главными распорядителем бюджетных средств.

Лимиты бюджетных обязательств ПФР доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет (исполнительной дирекцией), не позднее чем за 5 дней до начала периода их действия.

Читайте также: